Научная статья на тему 'Психосемантические аспекты лени как проблемы саморегуляции у взрослых, занимающихся фитнесом'

Психосемантические аспекты лени как проблемы саморегуляции у взрослых, занимающихся фитнесом Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
222
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛЕНЬ / БЕЗВОЛИЕ / ВОЛЯ / САМОРЕГУЛЯЦИЯ / СУБКУЛЬТУРА СПОРТСМЕНОВ / ФИТНЕС / LAZINESS / LACK OF WILL / WILL / SELF-REGULATION / SUBCULTURE OF ATHLETES / FITNESS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Бородина И.И.

В статье представлены результаты эмпирического исследования лени у взрослых людей, занимающихся фитнесом. Применение психосемантических методов, тестовых процедур в квазиэксперименте, факторного анализа результатов позволили выявить смысловую субкультурную опосредованность лени и ленности, определяемую спецификой спортивных занятий спортсменовлюбителей и спортсменов-профессионалов, а также их полоролевым статусом. Для профессиональных спортсменов семантика лени определяется потребностями в отдыхе и восстановлении. Для женщин, приходящих в фитнес центры, она определяется морально-оценочными суждениями о ленивом, тунеядце и некрасивом человеке. Для мужчин, начинающих заниматься фитнесом, лень может проявляться как нарушения саморегуляции, не возможности «заёма» силы у прокрастинирующего мотива для осуществления волевого усилия и мобилизации. Семантическая обусловленность лени как безволия и нарушения саморегуляции в субкультуре взрослых спортсменов профессионалов и любителей, занимающихся фитнесов, иллюстрирует постнеклассическую научную рациональность в исследовании проблем сарегуляции, воли, безволия и лени.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOSEMANTIC ASPECTS OF LAZINESS AS THE PROBLEMS OF SELFREGULATION IN ADULTS ENCOUNTERED IN SPORTS

The article presents the results of an empirical study of laziness in adults engaged in fitness. The use of psychosemantic methods, test procedures in a quasi-experiment, factor analysis of the results revealed a semantic subcultural mediation of laziness, determined by the specifics of the sports activities of amateur and professional athletes, and their sexrole status. For professional athletes, the semantics of laziness is determined by the need for rest and recovery. For women who come to the sports halls, it is determined by moral and evaluative judgments about a lazy and ugly person. For men who start to play sports, laziness manifests itself as a violation of self-regulation, a lack of strength in the procrastinating motive for the implementation of volitional efforts and mobilization. In the subculture of adult athletes-professionals and amateurs engaged in fitness the semantic conditionality of laziness as lack of will and violation of self-regulation illustrates postnon-classical scientific rationality in the study of problems of self-regulation, will, lack of will and laziness. In modern scientific research, the category “laziness” has an interdisciplinary study; it is also presented in general and scientific terms in philosophy, pedagogy, and psychology. The common and scientific content of the notion of laziness overlaps in the psychological accompaniment of sports activities when understanding the meaning of explaining the difficulties of practicing a particular sport, especially an amateur athlete. The cognitive determination of the designation of experiences of the need for rest and recovery allows us to single out one of the factors of laziness characteristic of adults engaged in a long period of fitness. The moral and evaluative determination of the understanding of laziness as a socially undesirable model of behavior is more typical for women involved in fitness, it connects the ethical and aesthetic aspects of a lazy person. Behavioral determination associated with the ability to self-regulate laziness, its overcoming. It is determined by the ability to “borrow” the power of the substitute motive for the realization of actions, sports activity in fitness, with the unwillingness to do something. Thus, consideration of laziness by the example of amateur sports activities by fitness of adults is determined by a combination of approaches to understanding laziness as an integral cultural-cognitive, moral-evaluative and regulatory phenomenon determined by the semantic load in the cultural and subcultural context of the category “laziness” and its semantics. The results obtained clarify the psychological understanding of laziness, including among fitness amateurs, allow us to determine the direction of psychological support for their training and recovery periods.

Текст научной работы на тему «Психосемантические аспекты лени как проблемы саморегуляции у взрослых, занимающихся фитнесом»

ПСИХОЛОГИЯ > ф

Статьи по психологии посвящаются 80-летию

Владимира Константиновича Калина, доктора психологических наук, профессора, основателя факультета психологии в Таврическом национальном университете имени В. И. Вернадского

Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского Социология. Педагогика. Психология. Том 4 (70). 2018. № 3. С. 34-45.

УДК: 159.947:159.9.072

ПСИХОСЕМАНТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЛЕНИ КАК ПРОБЛЕМЫ САМОРЕГУЛЯЦИИ У ВЗРОСЛЫХ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ ФИТНЕСОМ

Бородина И. И.

Таврическая академия (структурное подразделение) ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского», Симферополь, Республика Крым, Россия E-mail: Inna.polina@mail.ru

В статье представлены результаты эмпирического исследования лени у взрослых людей, занимающихся фитнесом. Применение психосемантических методов, тестовых процедур в квазиэксперименте, факторного анализа результатов позволили выявить смысловую субкультурную опосредованность лени и ленности, определяемую спецификой спортивных занятий спортсменов-любителей и спортсменов-профессионалов, а также их полоролевым статусом. Для профессиональных спортсменов семантика лени определяется потребностями в отдыхе и восстановлении. Для женщин, приходящих в фитнес центры, она определяется морально-оценочными суждениями о ленивом, тунеядце и некрасивом человеке. Для мужчин, начинающих заниматься фитнесом, лень может проявляться как нарушения саморегуляции, не возможности «заёма» силы у прокрастинирующего мотива для осуществления волевого усилия и мобилизации. Семантическая обусловленность лени как безволия и нарушения саморегуляции в субкультуре взрослых спортсменов профессионалов и любителей, занимающихся фитнесов, иллюстрирует постнеклассическую научную рациональность в исследовании проблем сарегуляции, воли, безволия и лени.

Ключевые слова: лень, безволие, воля, саморегуляция, субкультура спортсменов, фитнес. ВВЕДЕНИЕ

Возникновение, популяризация и развитие относительно новых видов спорта порождает проблему выявления психологических особенностей лиц, проявляющих заинтересованность в его освоении, а, так же, роль специфики таких спортивных занятий в развитии личности спортсмена, формировании его образа жизни и его регуляции. С другой стороны, рассмотрение особенностей саморегуляции спортсменов профессионалов и любителей в различных видах спорта позволяет обобщить ее закономерности и выявить роль смысловых составляющих регуляторных процессов.

Популяризация среди как профессиональных спортсменов, так и любителей занятий фитнесом, развитие сети фитнес-клубов определяет актуальность рассмотрения психологических особенностей лени в связи с возможностью решения задач психологического сопровождения продолжительных занятий этим видом спорта разных возрастных групп, привлечения взрослых людей к активному, здоровому образу жизни.

Анализ литературы по фитнес показал появление работ А. Е. Афанасьевой, В. Ш. Жигур, Е. А. Ивченко, О. Ф. Лещук, С. В. Медниковым, Л. Д. Павловой, Р. В. Тамбовцевой и других по психологическим и педагогическим аспектам подготовки лиц, занимающихся этим видом спорта [1, 2, 3]. Однако вопросы саморегуляции освещаются только на уровне мотивации, исследований, посвященных волевой регуляции и ее нарушениям в форме безволия, лени в фитнесе не представлено. Потребность в новых фактах о проявлении лени при занятии фитнесом у взрослых людей позволит решить прикладные вопросы саморегуляции безволия в спорте и сохранения физической активности взрослого человека, формирования у него здорового образа жизни. Сопоставление особенностей проявления лени как безволия у профессиональных спортсменов и начинающих/бросающих заниматься спортом «любителей» дает возможность рассмотреть роль семантических аспектов спортивной субкультуры в саморегуляции активности, поведения, деятельности и образа жизни. Соответственно цель данной работы - рассмотреть психосемантические аспекты лени как проблемы саморегуляции у взрослых спортсменов, занимающихся фитнесом.

ИЗЛОЖЕНИЕ ОСНОВНОГО МАТЕРИАЛА

Разрабатывая философию и методологию современной науки, В. С. Стёпин развивает концепцию структуры и динамики развития научного знания и представленности его в исторических типах научной рациональности: классическом, неклассическом и постнеклассическом. Признаками постнеклассического типа научной рациональности, позволяющего соотносить в саморегуляции волю и лень/безволие, выступают, во-первых, включенность человека в сверхсложные, часто саморазвивающиеся системы (например, ценностей и норм поведения субкультурного, спортивного сообщества, постижение и порождение новых значений и смыслов адептом конкретной спортивной субкультуры), затрудняющее прогнозирование его поведения - это во-вторых [4]. В-третьих, при изучении проблем саморегуляции возникает ««взгляд от третьего лица» т. е. взгляд на меня другого человека, в том числе изучающего меня исследователя» [4, с. 8]. Этот взгляд отражает рефлексивные акты произвольной саморегуляции деятельности, её мотивационного и волевого уровней и ставит вопрос о возможности рефлексии своей лени спортсменом.

Фундаментальный анализ психологических парадигм в исследовании саморегуляции и воли проведен Ю. Б. Гиппенрейтер [5]. Её анализ научного творчества Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, В. А. Иванникова, Ф. Е. Василюка

35

помогает нам выстроить научный аппарат психологии воли, привлекая также работы В. К. Калина, В. А. Лекторского, В. И. Моросановой и других [6-17]. В продолжении категориальной системы теоретической психологии, предложенной

A. В. Петровским, проблематику психологии воли можно описать через следующие протопсихологические категории. «Рефлексия потребностей, различение состояний организма и среды, для их преодоления в удовлетворении данных потребностей, порождают ниже перечисленные отличия волевой регуляции от произвольной, воли от мотива, поднимая описательный уровень психосферы к уровню базисных психологических категорий» [18, с. 49]. Рефлексия человеческого сознания, его внутренний диалогизм, борьба мотивов обеспечивают в волении второсигнальный (вербальный, психосемантический) уровень регуляции в действиях (1) по преобразованию и себя и среды, условий, ситуации (2), обусловленному историческими примерами, культурой, нарративами (3). В этом контексте воля личности - её господство над действием [5, 6, 7]. Осознанная напряженная потребность порождает желание, которому препятствует и усиливает его внутренняя трудность достижения. Осознание необходимости разрешения мотивационного конфликта порождает волевое действие. Волевая регуляция понимается как сознательное преобразование исходной организации психических функций в необходимые, должные, адекватные целям и задачам предметного содержания деятельности. Она обеспечивает регуляцию ресурсов деятельности.

B. К. Калин обращал внимание на то, что волевая регуляция выполняет обслуживающую функцию по отношению к предметному содержанию деятельности [8]. Волевое действие и его наиболее свернутый способ - волевое усилие, можно отнести к базисным психологическим категориям психологии воли, связывающим категориальную систему с метопсихологическими категориями сознания, деятельности и Я (в самосубъектных отношениях), а так же дальнейшего их проявления в психологических феноменах, описываемых экстрапсихологическими категориями личности, ее идеалов, интериоризированных значений, порожденных смыслов и поступков. Есть ли значение и смысл в лени?

В соответствии с целью изучения психосемантических аспектов лени как проблемы саморегуляции у взрослых спортсменов, занимающихся фитнесом, было организовано эмпирическое исследование, позволяющие выявить психологические особенности проявления лени у взрослых людей, посетителей фитнес-центров. Исследование проводилось в г. Симферополе на базе 4 фитнес-центров и спортивных клубов в возрастных группах фитнеса от 20 до 45 лет. В нем приняли участие 90 взрослых людей, в том числе 60 женщин и 30 мужчин. Другие социальные характеристики респондентов не учитывались. Исследование проводилось индивидуально с каждым из участников в соответствии с принципами добровольности, конфиденциальности.

Диагностическая схема исследования включала два этапа. На первом этапе осуществлялся опрос респондентов о периоде посещения ими занятий по фитнесу. На втором этапе осуществлялась диагностическая работа по двум аспектам: диагностика психологических особенностей лени, диагностика особенностей мотивационной сферы личности респондентов. Диагностировались представления о

36

лени (методика «Самооценка лени» Д. А. Богдановой, С. Т. Посоховой и ненаправленный ассоциативный эксперимент на стимульное слово «Лень»), характеристики регуляции лени (анкета «Саморегуляция проявлений лени» Д. А. Богдановой, С. Т. Посоховой) и сила замещающих мотивов (шкала общей прокрасинации К. Лея (адаптация Т. Ю. Юдеевой, Н. Г. Гаранян, Д. Н. Жуковой). Эмпирические методы для изучения личностных особенностей спортсменов были направлены на выявление показателей мотивационной сферы в контексте понимания лени как: нарушения саморегуляции, безволия. При этом под волей в феноменологическом аспекте понималось высокая напряженность мотива: «Очень хочу», а в динамическом аспекте - самосубъектоность отношений: «Мне очень надо, беру себя и делаю», - или, наоборот: «Не хочется, не можется, а надо, беру себя, подставляю «костыли» в виде силы, занятой у другого мотива, и делаю». Именно поэтому, в качестве показателя мотивационной сферы личности была выбрана прокрастинация.

Критерием для анализа квазиэкспериментального исследования выступала продолжительность занятия фитнесом у респондентов. На основе этого критерия данные обследованных женщин и мужчин сгруппированы с учетом их посещения занятий фитнесом. Данный критерий получен на основе результатов опроса о продолжительности в месяцах посещения занятий фитнесом специально так, чтобы в группах были представлены те, кто занимается фитнесом более года и только приступил к занятиям. Процентное соотношение групп и подгрупп выборки по данному критерию свидетельствует об отсутствии лени, как безволия, у тех, кто проявляет упорство и настойчивость в спортивных занятиях, более года посещая тренировки (см. табл. 1).

Таблица 1

Доля «не ленивых» в выборке, %

Группа Доля «не ленивых», упорных и настойчивых в занятиях фитнесом

Женщины 50

Мужчины 50

Средняя продолжительность занятий фитнесом в выборке составила 13 месяцев, в группе женщин - 12,5±6 месяца, у мужчин - 14,7±10,2 месяца.

Результаты самооценки лени в выборке показывают, что и женщины, и мужчины стремятся продемонстрировать среднюю тенденцию оценки своего трудолюбия/лени по данным самооценочных методик, проявляя тем самым социальную желательность. Для лиц, посещающих спортивные клубы, все остальные, кто не выдержал и бросил занятия будут ленивы, те, кто посещают тренировки - могут быть «с ленцой», и не ленивы только «фанаты», адепты занятий, проводящие на тренировках все свободное время.

Для выяснения различий в оценке лени и ее способа саморегуляции был проведен расчет различий с помощью коэффициента ^критерия Стьюдента для

37

независимых групп в показателях лени у женщин и мужчин, занимающихся фитнесом (см. табл. 2).

Таблица 2

Различия в показателях лени у женщин и мужчин, занимающихся фитнесом

Показатель лени Значения ^критерия Стьюдента

t эмпирическое t критическое при р<0,05 t критическое при р<0,01

Самооценка лени 1,1 2,05 2,76

Саморегуляция лени 1,8 2,05 2,76

Уровень прокрастинации 0,3 2,02 2,71

Полученные показатели ^критерия Стьюдента статистически показывают отсутствие различий в самооценке лени, саморегуляции лени и уровне прокрастинации у женщин и мужчин, занимающихся фитнесом. Для них характерен средний уровень самооценки лени, развития саморегуляции лени и прокрастинации как способности «заёма» силы замещающего мотива для реализации волевого усилия в саморегуляции лени на занятиях фитнесом. Выявлены только слабые тенденции у женщин оценивать себя более ленивыми (среднее 3,9), чем у мужчин (среднее 3,2). Мужчины склонны идентифицировать себя в фитнес-центре и спортивном зале как более трудолюбивых, чем женщины. Так же для них характерен достаточно выраженная способность к саморегуляции лени, чем у женщин (средние 2 и 3, соответственно). 35 % женщин и 30 % мужчин продемонстрировали низкую прокрастинацию, а у 25 % женщин и 30 % мужчин -сильно выражен замещающий мотив при наличии лени как безволия.

Для выявления смысловых механизмов саморегуляции лени и преодоления замещающих мотивов в занятиях спортом и физкультурой был проведен ненаправленный ассоциативный эксперимент, на основе его результатов построено семантическое пространство представлений о лени. У 13 % взрослых людей, занимающихся фитнесом семантическое пространство понятия «лени» размыто, не сформировано, так как они затруднились продолжить ассоциативный ряд на слово «лень». У остальных обследуемых оно составляет от одного до пяти слов-понятий ассоциативного ряда. Слова ассоциативного ряда были систематизированы по трем категориям, отражающим современные психологические подходы к трактовке лени: 1) лень как потребность в отдыхе, восстановлении сил при занятиях спортом, 2) лень как морально-оценочная категория, человека, не желающего выполнять социально-одобряемую деятельность, 3) лень как нарушение саморегуляции, безволие, внутриличностный мотивационный конфликт «избегания активности и избегания наказания за это» по К. Левину.

К первой категории отнесены следующие ассоциации: усталость, утомление, отдых, сон, труд. Ко второй - плохой, тунеядец, «жирдяй», толстуха. К третьей -нет смысла шевелиться, умный, мудрая, не нужно делать, можно не делать,

38

«нехочуха», ничего не хочу, я рыбка без ножек и ручек. Анализ частоты встречаемости категорий представлен в таблице 3.

Таблица 3

Частота встречаемости категорий ассоциативного ряда понятия «лень» у взрослых, занимающихся фитнесом, %

Категория Женщины Мужчины Значимость и уровень различия по угловому преобразованию Фишера

лень как потребность в 23,3 20 % ф* = 0,358

отдыхе, восстановлении

сил

лень как морально- 35 10 % ф* = 2,782 при р < 0,01

оценочная категория

лень как нарушение саморегуляции, безволие 23,3 13,3 % ф* = 1,164 при р < 0,05

Примечание: жирным курсивом обозначены весомые и статистически значимые отличия.

Расчет силы и достоверности различий посредством коэффициента углового преобразования Фишера в понимании лени показал, что женщины чаще чем мужчины вкладывают в нее смысл морально-оценочной категории, человека, не желающего выполнять социально-одобряемую деятельность занятий спортом, поддержания активного образа жизни и укрепления здоровья посредством фитнеса. Так же, женщины демонстрирую тенденцию чаще, чем мужчины, рассматривать лень как нарушение саморегуляции, безволие, внутриличностный мотивационный конфликт «избегания активности занятий спортом и избегания неодобрения, наказания за это», самопорицание, укор совести. И только 20-23 % респондентов выборки связывает лень с потребностью восстановить силы, отдохнуть.

Для выяснения особенностей проявления лени и ее понимания у взрослых, занимающихся фитнесом был проведен факторный анализ по методу Варимакс вращения, позволивший визуализировать семантическое пространство категории «лень» для взрослых, занимающихся фитнесом (см. рис. 1).

Семантика лени взрослых людей, занимающихся фитнесом, отражает следующие взаимосвязи. Близость значений ассоциаций на слово «лень» образуют морально-оценочные суждения: «Ленивый - плохой, тунеядец, толстуха, жирдяй». Это эмпирически подтверждает объединение их в одну категорию.

Выделяется слабая взаимосвязь между уровнем развития саморегуляции лени, ее реализации в продолжительности занятия фитнесом, степенью развития замещающих мотивов и пониманием лени как не нужности осуществлять активность.

39

Так же выявлены ассоциирования самооценки лени с ее пониманием как потребности в труде и отдыхе, переживании усталости и утомления, не хотении что-либо делать.

Выявлена связь поло-ролевого поведения и смысловых составляющих активности при занятиях фитнесом.

см

о о то

0,6 0,4 0,2 0,0 -0,2 -0,4 -0,6 -0,8

-1,0

Factor Loadings, Factor 1 vs. Factor 2 Rotation: Varimax raw Extraction: Principal components

пол

о

нет смысла шевелиться

о

продолжительность занятий фитнесом

о

плохой

о

усталость/утомле

отдых/сон нехочуха н -

[енка лени

прокрастинация

о

саморегуляция л не нужно делать о

о

жирдяй/толстуха

о

тунеядец

о

-0,6

-0,4

-0,2

0,0 0,2 Factor 1

0,4

0,6

0,8

с

Рис. 1 . Семантическое пространство понимания и представления лени взрослыми людьми, занимающимися фитнесом.

Для уточнения этих смысловых связей произведен расчет влияния каждого описанного показателя в факторной нагрузке. Первый фактор - лень как потребность в отдыхе и восстановлении у взрослых, занимающихся фитнесом, образуют вербальное обозначение переживания утомления и усталости (0,820), потребности в отдыхе и сне (0,766). При этом повышается оценка взрослым себя как ленивого (0,633), лень противопоставляется труду (0,482), возрастает нежелание что-либо делать (0,456).

Второй фактор - лень как морально-оценочная категория человека, живущего на чужой счет, чужим трудом, бездельника и социального паразита, дармоеда и тунеядца (0,872), внешне не привлекательного, толстого от лени, «жирдяя» (0,800), плохого (0,709) характерна в большей степени для женщин, чем для мужчин (-0,465) и снижается с осмысленностью активности в фитнесе (-0,586). Вероятно, при

40

осмыслении своих занятий спортом, достижений в нем, идет переоценка субкультурно-заданных значений этого вида деятельности.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Третий фактор - увеличение способности к саморегуляции, преодолению лени (0,814) снижен у начинающих заниматься фитнесом (-0,717) при росте прокрастинации и замещающих мотивов (0,466) и усилении смысла лени, как не нужности что-либо делать (0,724). У начинающих спортсменов-любителей возрастают волевые усилия в продолжении занятий при возникновении мотивационного конфликта «бросить занятия или продолжить» при наличии возможности прекратить занятия и когнитивных конструкциях, транслирующих, что «иногда полениться полезно, нужно и отдохнуть, дать мышцам разгрузку, поддержал физическую форму и можно заняться другими делами, в данный момент важны другие дела, нет времени на занятия».

Таким образом, у взрослых людей, занимающихся фитнесом представлены все три фактора лени, связанные с семантическими значениями лени как потребности в отдыхе и восстановлении, морально-оценочном суждении ленивого как тунеядца и некрасивого человека (характерного в большей степени для женщин) и лени как нарушения саморегуляции, не возможности «заёма» силы у замещающего, прокрастинирующего мотива для осуществления волевого усилия и мобилизации (в большей степени представленного у мужчин). Уточнены различия в проявлении лени у взрослых людей, женщин и мужчин, занимающихся фитнесом, которые проявляются в нижеследующем.

1. Женщины и мужчины, занимающиеся фитнесом, в целом, склонны демонстрировать средние тенденции в самооценки себя как ленивых, в среднем уровне развития саморегуляции лени и среднем уровне прокрастинации. Статистически значимых различий между ними в этих особенностях проявления лени не выявлено. Хотя на уровне описания средних и дисперсии разброса значений женщины склонны оценивать себя более ленивыми (среднее 3,9), чем у мужчин (среднее 3,2). Мужчины склонны идентифицировать себя в фитнес-центре и спортивном зале как более трудолюбивых, волевых. Так же для них характерен достаточно выраженная способность к саморегуляции лени, чем у женщин (средние 2 и 3, соответственно). 35 % женщин и 30 % мужчин продемонстрировали низкую прокрастинацию, а у 25 % женщин и 30 % мужчин - сильно выражен замещающий мотив при наличии лени как безволия.

2. У 13 % взрослых людей, занимающихся фитнесом семантическое пространство понятия «лени» размыто и слабо сформировано. У остальных 87 % выборки оно образовано от одной до пяти ассоциаций. Расчет силы и достоверности различий посредством коэффициента углового преобразования Фишера в понимании лени показал, что женщины чаще, чем мужчины вкладывают в нее смысл морально-оценочной категории, человека, не желающего выполнять социально-одобряемую деятельность занятий спортом, поддержания активного образа жизни и укрепления здоровья посредством фитнеса. Так же, женщины демонстрирую тенденцию чаще, чем мужчины рассматривать лень как нарушение саморегуляции, безволие, внутриличностный мотивационный конфликт «избегания активности занятий спортом и избегания неодобрения, наказания за это». И только

41

20-23 % респондентов всей выборки связывает лень с потребностью восстановить силы, отдохнуть.

3. Проведение факторного анализа показателей лени у взрослых, занимающихся фитнесом, позволило эмпирически подтвердить наличие у них трех факторов в представлениях и понимании лени:

— лени как потребность в отдыхе и восстановлении, образуемом вербальным обозначением переживания утомления и усталости, потребности в отдыхе и сне;

— лени как морально-оценочная категория человека, живущего на чужой счет, чужим трудом, бездельника и социального паразита, дармоеда и тунеядца, внешне не привлекательного, толстого от лени, «жирдяя», плохого, характерной в большей степени для женщин, чем для мужчин;

— лени как снижении способности к саморегуляции у начинающих заниматься фитнесом, при росте прокрастинации и замещающих мотивов, а так же расширения значений и смыслов ленности, как не нужности что-либо делать, характерных в большей степени для мужчин.

Таким образом, у взрослых людей, занимающихся фитнесом представлены все три фактора лени, связанные с представлениями о лени как потребности в отдыхе и восстановлении, морально-оценочном суждении ленивого как тунеядца и некрасивого человека (характерного в большей степени для женщин) и лени как нарушения саморегуляции, не возможности «заёма» силы у замещающего, прокрастинирующего мотива для осуществления волевого усилия и мобилизации (в большей степени представленного у мужчин).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В современных научных исследованиях категория «лень» имеет междисциплинарную проработку, представлена она и в общежитейском и научном смыслах в философии, педагогике, психологии. Общежитейское и научное содержание понятия лени пересекаются в психологическом сопровождении спортивной деятельности при понимании смысла объяснения затруднений занятия конкретным видом спорта, особенно спортсменом-любителем. Они определяют психосемантику лени, и составляют предмет рефлексивных вербализаций когнитивных конструкций в мотивационном конфликте безволия.

Когнитивная детерминация обозначения переживаний потребности в отдыхе и восстановлении позволяет выделить один из факторов лени, характерных для взрослых людей, занимающихся длительный период фитнесом.

Морально-оценочная детерминация понимания лени как социально-нежелательной модели поведения в большей степени присуща для женщин, занимающихся фитнесом, она связывает этические и эстетические аспекты ленивого человека.

Поведенческая детерминация, связанна со способностью с саморегуляции лени, её преодолением. Она определяется способностью при волевом усилии «заёма» силы замещающего мотива для реализации действий, спортивной активности в фитнесе при нежелании делать что-либо.

42

Таким образом, рассмотрение лени на примере любительских спортивных занятий фитнесом взрослых людей определяется сочетанием подходов к пониманию лени как целостного культурно-когнитивного, морально-оценочного и регуляторного феномена, детерминируемого смысловой нагрузкой в культурном и субкультурном контексте категории «лень», ее семантикой.

Семантическая обусловленность лени как безволия и нарушения саморегуляции в субкультуре взрослых спортсменов профессионалов и любителей, занимающихся фитнесов, иллюстрирует постнеклассическую научную рациональность в исследовании проблем сарегуляции, воли, безволия и лени.

Полученные результаты уточняют психологическое понимание лени, в том числе у спортсменов-любителей фитнеса, позволяют определить направления психологического сопровождения их тренировок и периодов восстановления.

Список литературы

1. Афанасьева А. Е. Нервно-психические особенности женщин, занимающихся фитнесом / А. Е. Афанасьева, О. Ф. Лещук // Вестник северо-восточного федерального университета им. М.К. Аммосова. Серия: Педагогика. Психология. Философия. - 2017. - № 3 (07). - С. 33-42.

2. Жигур В. Ш. Психологическая подготовка к соревнованиям женщин разного соматипа, занимающихся в категории фитнес-бикини / В. Ш. Жигур, Р. В. Тамбовцева // В сборнике: Актуальные проблемы биохимии и биоэнергетики спорта XXI века. Материалы Всероссийской научно-практической интернет-конференции с международным участием. - 2017. -С. 338-344.

3. Ивченко Е. А. Мотивационно-смысловые особенности молодых женщин, занимающихся фитнессом / Е. А. Ивченко, С. В. Медников, Л. Д. Павлова // Вестник Псковского государственного университета. Серия: Психолого-педагогические науки. - 2015. - № 2. - С. 170-175.

4. Анализ структуры и динамики науки в социокультурном контексте. Материалы обсуждения избранных трудов В. С. Стёпина // Вопросы философии. - 2017. - № 12. - С. 5-31.

5. Гиппенрейтер Ю. Б. О природе человеческой воли / Ю. Б. Гиппенрейтер // Психологический журнал / Ред. А. Л. Журавлев. - 2005. - Т. 26, № 3. - С. 15-25.

6. Выготский Л. С. Психология развития человека / Л. С. Выготский. - М.: Изд-во Смысл; Изд-во Эксмо, 2005. - 1136 с.

7. Иванников В. А. Волевая саморегуляция процесса мотивации / В. А. Иванников, А. В. Монроз // Психологические исследования. - 2014. - Т. 7, № 35. - С. 1. - URL: http://psystudy.ru (дата обращения: 12.05.2016).

8. Калин В. К. Волевая регуляция деятельности / Психология воли: сб. науч. тр. / В. К. Калин; науч. ред. проф. Н. Ф. Калина. - Симферополь, 2011. - С. 68-105.

9. Лекторский В. А. Субъект, объект, познание / В. А. Лекторский. - М.: Наука, 1980. - 359 с.

10. Моросанова В. И. Самосознание и саморегуляция поведения / В. И. Моросанова, Е. А. Аронова. -М.: Издательство ИП РАН. - 213 с.

11. Бадретдинова Г. З. Нравственная воля современной молодёжи: противоречия в движении культуры / Г. З. Бадретдинова // Вестник Башкирского университета. - 2014. - Т. 19, № 4. - С. 1561-1564.

12. Касаткина Д. А. Анализ основных подходов к исследованию воли / Д. А. Касаткина // Вестник Университета (Государственный университет управления). - 2011. - № 17. - С. 41-43.

13. Корепанова И. А. От подражания к воле (к вопросу об одной из ранних работ Л. И. Божович и Л. С. Славиной) / И. А. Корепанова // Культурно-историческая психология. - 2008. - № 2. - С. 104-111.

14. Петров И. К. Возрастные особенности волевых усилий в двигательной активности школьников 1217 лет: диссертация ... кандидата психологических наук: 19.00.07 / И. К. Петров. - Симферополь, 1985. - 165 с.

43

15. Сколяр Ю. Н. Исследование феномена свободы воли в экзистенциальной философии / Ю. Н. Сколяр // Вестник Московского государственного университета леса - Лесной вестник. -2015. - Т. 19, № 4. - С. 163-168.

16. Черенева Е. А. Проблема воли и произвольности в психологии / Е. А. Черенева // Вестник Бурятского государственного университета. - 2011. - № 5. - С. 39-43.

17. Шляпников В. Н. Исследования волевой регуляции в современной зарубежной психологии / В. Н. Шляпников // Вопросы психологии. - 2009. - № 2. - С. 135-144.

18. Бородина И. И. Петров И. К. Воля в контексте неклассической парадигмы научной рациональности / И. И. Бородина, И. К. Петров. Ученые записки Крымского инженерно-педагогического университета. Серия: Педагогика. Психология. - 2016. - № 3 (5). - С. 47-58.

PSYCHOSEMANTIC ASPECTS OF LAZINESS AS THE PROBLEMS OF SELF-REGULATION IN ADULTS ENCOUNTERED IN SPORTS

Borodina 1.1.

V. I. Vernadsky Crimean Federal University, Simferopol, Crimea, Russian Federation

E-mail: Inna.polina@mail.ru

The article presents the results of an empirical study of laziness in adults engaged in fitness. The use of psychosemantic methods, test procedures in a quasi-experiment, factor analysis of the results revealed a semantic subcultural mediation of laziness, determined by the specifics of the sports activities of amateur and professional athletes, and their sex-role status. For professional athletes, the semantics of laziness is determined by the need for rest and recovery. For women who come to the sports halls, it is determined by moral and evaluative judgments about a lazy and ugly person. For men who start to play sports, laziness manifests itself as a violation of self-regulation, a lack of strength in the procrastinating motive for the implementation of volitional efforts and mobilization. In the subculture of adult athletes-professionals and amateurs engaged in fitness the semantic conditionality of laziness as lack of will and violation of self-regulation illustrates post-non-classical scientific rationality in the study of problems of self-regulation, will, lack of will and laziness.

In modern scientific research, the category "laziness" has an interdisciplinary study; it is also presented in general and scientific terms in philosophy, pedagogy, and psychology. The common and scientific content of the notion of laziness overlaps in the psychological accompaniment of sports activities when understanding the meaning of explaining the difficulties of practicing a particular sport, especially an amateur athlete. The cognitive determination of the designation of experiences of the need for rest and recovery allows us to single out one of the factors of laziness characteristic of adults engaged in a long period of fitness. The moral and evaluative determination of the understanding of laziness as a socially undesirable model of behavior is more typical for women involved in fitness, it connects the ethical and aesthetic aspects of a lazy person. Behavioral determination associated with the ability to self-regulate laziness, its overcoming. It is determined by the ability to "borrow" the power of the substitute motive for the realization of actions, sports activity in fitness, with the unwillingness to do something. Thus, consideration of laziness by the example of amateur sports activities by fitness of adults is determined by a combination of approaches to understanding laziness

44

EopoóuHa H. H.

as an integral cultural-cognitive, moral-evaluative and regulatory phenomenon determined by the semantic load in the cultural and subcultural context of the category "laziness" and its semantics.

The results obtained clarify the psychological understanding of laziness, including among fitness amateurs, allow us to determine the direction of psychological support for their training and recovery periods.

Keywords: laziness, lack of will, will, self-regulation, subculture of athletes, fitness.

References

1. Afanasyeva A.E. and Leschuk O.F., Neuropsychic features of women involved in fitness, Bulletin of the North-Eastern Federal University. M.K. Ammosov. Series: Pedagogy. Psychology. Philosophy, 3 (07), 33 (2017).

2. Zhigur V.Sh. and Tambovtseva R.V., Psychological preparation for the competition of women of different somatypes engaged in the category of fitness bikini, In the collection: Actual problems of biochemistry and bioenergy of sports of the XXI century. Materials of the All-Russian scientific and practical Internet conference with international participation, p. 338-344 (2017).

3. Ivchenko E.A., Motivational and semantic features of young women involved in fitness, Bulletin of the Pskov State University. Series: Psychological and Pedagogical Sciences, 2, 170 (2015).

4. Analysis of the structure and dynamics of science in a socio-cultural context. Materials discussion of selected works of V. S. Stepin, Questions of Philosophy, 12, 5 (2017).

5. Gippenreiter Yu. B., On the nature of human will, Psychological Journal, 26, 3, 15 (2005).

6. Vygotsky L.S., Psychology of human development, 1136 p. (Publishing House of Meaning; Publishing house Eksmo, Moscow, 2005).

7. Ivannikov V.A. and Monroz A.V., Wills self-regulation of the process of motivation, Psychological Studies, 7, 35, 1 (2014).

8. Kalin V.K., Wills regulation of activity, Psychology of the will: Coll. scientific tr., scientific ed. prof. N.F. Kalina, p. 68 - 105 (Simferopol, 2011).

9. Lektorsky V.A., Subject, object, cognition, 359 p. (Science, Moscow, 1980).

10. Morosanova V.I., Aronova E.A., Self-consciousness and self-regulation of behaviour, 213 p. (Moscow: IP RSA Publishing House).

11. Badretdinova G.Z., Moral will of modern youth: contradictions in the movement of culture, Bulletin of Bashkir University, 19, 4, 1561 (2014).

12. Kasatkina D.A., Analysis of the main approaches to the study of will, University Bulletin (State University of Management), 17, 41 (2011).

13. Korepanova I.A., From imitation to will (on the question of one of the early works of L. I. Bozhovich and L. S. Slavina), Cultural-Historical Psychology, 2, 104 (2008).

14. Petrov I.K., Age characteristics of wills efforts in the motor activity of schoolchildren 12-17 years old: dissertation ... of Psychological Sciences: 19.00.07, 165 p. (Simferopol, 1985).

15. Skolyar Yu.N., Investigation of the phenomenon of free will in existential philosophy, Bulletin of Moscow State Forest University (Forests Bulletin), 19, 4, 163 (2015).

16. Chereneva E.A., The problem of will and arbitrariness in psychology, Bulletin of the Buryat State University, 5, 39 (2011).

17. Shlyapnikov V. N. Studies of wills regulation in modern foreign psychology, Questions of psychology, 2, 135 (2009). '

18. Borodina I.I. and Petrov I.K., Will in the context of the non-classical paradigm of scientific rationality, Scientific notes of the Crimean Engineering and Pedagogical University. Series: Pedagogy. Psychology, 3 (5), 47 (2016). '

45

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.