Научная статья на тему 'Соотношение уголовного преследования и прокурорского надзора в досудебных стадиях уголовного судопроизводства: сравнительный анализ'

Соотношение уголовного преследования и прокурорского надзора в досудебных стадиях уголовного судопроизводства: сравнительный анализ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
628
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН / THE LEGISLATION OF THE REPUBLIC OF TADZHIKISTAN / ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ / LEGISLATION OF THE RUSSIAN FEDERATION / ПРОКУРОР / ATTORNEY / ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР / PROCURACY SUPERVISION / УГОЛОВНОЕ ПРЕСЛЕДОВАНИЕ / CRIMINAL PROCEEDINGS / ДОСУДЕБНОЕ ПРОИЗВОДСТВО ПО УГОЛОВНОМУ ДЕЛУ / PRE-TRIAL PROCEEDINGS IN A CRIMINAL CASE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Р.Р. Юлдошев

В статье анализируется соотношение функции уголовного преследования и прокурорского надзора согласно законодательствам Республики Таджикистан и Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The relation of criminal prosecution and procuracy supervision in the pre-trial stage of criminal proceedings: a comparative analysis

The relation of the functions of criminal prosecution and procuracy supervision in accordance with the legislation of the Republic of Tadzhikistan and the Russian Federation is examined.

Текст научной работы на тему «Соотношение уголовного преследования и прокурорского надзора в досудебных стадиях уголовного судопроизводства: сравнительный анализ»

Р.Р. ЮЛДОШЕВ,

адъюнкт* кафедры управления органами расследования преступлений

(Академия управления МВД России)

Соотношение уголовного преследования и прокурорского надзора в досудебных стадиях уголовного судопроизводства: сравнительный анализ

В статье анализируется соотношение функции уголовного преследования и прокурорского надзора согласно законодательствам Республики Таджикистан и Российской Федерации.

Законодательство Республики Таджикистан, законодательство Российской Федерации, прокурор, прокурорский надзор, уголовное преследование, досудебное производство по уголовному делу.

Институт прокуратуры исторически складывался как орган государства, представляющий и защищающий его интересы, что отражают два основных направления его деятельности — публичное уголовное преследование, т. е. поддержание обвинения от имени государства в отношении лиц, совершивших преступление, и представительство государственных интересов в области правоохраны. Отметим, что при этом функция надзора за соблюдением законности преобладает над функцией уголовного преследования. По данному принципу строилась и прокуратура Российской империи, и советская прокуратура, аналогично организованы и функционируют органы прокуратуры Республики Таджикистан и Российской Федерации.

Учитывая схожий характер уголовного судопроизводства в Республике Таджикистан и Российской Федерации, мы разделяем мнение Н.В. Булановой, которая полагает, что смешанная модель организации российского уголовного процесса, при которой предварительное обвинение формируется в ходе предварительного расследования, обусловливает необходимость сохранения активной роли прокурора в досудебных стадиях уголовного процесса, поскольку такая роль позволяет ему влиять на ход и результаты расследования, сбор, проверку и оценку доказательств по уголовным делам, на уголовно-правовую квалификацию совершенных обви-

няемым деяний [7, с. 11]. Подтверждают данную точку зрения результаты проведенного нами в Республике Таджикистан выборочного изучения архивных уголовных дел и интервьюирование следственных сотрудников1. В большинстве случаев прокуроры здесь сами возбуждают уголовные дела и затем направляют их по подследственности в соответствующие органы дознания и следственные подразделения.

По нашему мнению, прокурор должен иметь право влиять на ход расследования, осуществлять уголовное преследование лишь с целью предупреждения, выявления и устранения нарушений закона. В ходе ознакомления с уголовным делом прокурор может давать письменные поручения для всестороннего, полного и объективного исследования обстоятельств уголовного дела. Именно в этом, на наш взгляд, состоит специфика участия прокурора в реализации функции уголовного преследования в досудебных стадиях уголовного судопроизводства.

Основные функции органов прокуратуры Республики Таджикистан определяют направления деятельности для реализации поставленных перед ними целей. Взаимодействуя с другими правоохранительными органами, прокуратура осуществляет следующие основные функции, регулируемые Конституцией Республики Таджикистан и Конституционным законом Республики Таджикистан «Об органах прокуратуры Республики Таджикистан» [5]: прокурорский надзор за исполнением законов; надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина; расследование преступлений; разработка мер по предотвращению преступлений, борьбе с коррупцией, терроризмом, экстремизмом и иными правонарушениями; координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью и др.

Отметим, что функция уголовного преследования в вышеприведенном перечне отсутствует.

* Ранее — преподаватель кафедры уголовного права, криминологии и психологии Академии МВД Республики Таджикистан.

1 Всего интервьюированием было охвачено 20 следователей органов прокуратуры и 50 следователей системы МВД Республики Таджикистан.

125

£ о X

ы

о

и

О ^

О <

о

<

I

ъ ш

5

6

126

Полагаем, по мысли законодателя, она презю-мируется в функциях прокурорского расследования, в участии прокурора в рассмотрении судами уголовных дел, подаче прокурором протеста на незаконные, необоснованные судебные приговоры.

В связи с принятием в 2009 г. Уголовно-процессуального кодекса Республики Таджикистан [6] (далее — УПК РТ) существенно изменилась роль органов прокуратуры, деятельность которых переориентировалась на уголовное преследование. Так, в соответствии со ст. 36 УПК РТ прокурор в пределах своей компетенции осуществляет обвинение от имени государства и обеспечивает осуществление уголовного преследования на всех стадиях уголовного процесса; осуществляет надзор за точным и единообразным исполнением законов органами дознания и органами предварительного следствия.

Из содержания данной нормы закона следует, что осуществление прокурором уголовного преследования законодатель ставит на первое место. В то же время ст. 93 Конституции Республики Таджикистан, ст. 1 Конституционного закона «Об органах прокуратуры Республики Таджикистан» гласят, что основной функцией прокуратуры является надзор за соблюдением и единообразным исполнением законов на территории Республики Таджикистан, а осуществление уголовного преследования относится к иным функциям органов прокуратуры.

Также из ч. 1 ст. 36 УПК РТ вытекает, что прокурор, поддерживая (осуществляя) обвинение, тем самым выступает в качестве должностного лица, обеспечивающего осуществление уголовного преследования на всех стадиях уголовного процесса. Прокурор, участвуя в судебном разбирательстве, поддерживает государственное обвинение от имени государства. Одновременно прокурор является ключевой процессуальной фигурой в осуществлении функции уголовного преследования в досудебном производстве Республики Таджикистан.

Анализируя полномочия прокурора по законодательству Российской Федерации, следует констатировать, что с принятием федеральных законов в Российской Федерации от 5 июня 2007 г. № 87-ФЗ [2], 28 декабря 2010 г. № 403-ФЗ [3] и № 404-ФЗ [1] между прокурором и руководителем следственного органа произошло перераспределение полномочий по руководству и надзору за следствием за счет ограничения полномочий прокурора.

Перераспределение или фактическая передача процессуальных полномочий практически в полном объеме и частично надзорных функций от прокурора к руководителю следственного ор-

гана преследуют следующие цели. Во-первых, повышение результативности и качества предварительного следствия, а в конечном счете — обеспечение конституционных прав граждан как участников уголовного судопроизводства и, во-вторых, создание единой службы расследования [8, с. 84].

По мнению представителей органов прокуратуры, с учетом внесенных новелл прокурор фактически лишен необходимых средств к реализации надзорных своих полномочий за предварительным следствием, поскольку более не имеет властно--распорядительных средств воздействия на следователя. Все это, по мнению А.Г. Халиулина, является последствиями непродуманной и непоследовательной реформы досудебного производства [13].

Аналогичную позицию занимает и профессор С.А. Шейфер, утверждающий, что сложилась ситуация, когда значительная часть надзорных полномочий сосредоточилась в руках руководителя следственного органа, прокурор же оказался лишенным возможности как возбуждать уголовное преследование, так и прекращать его. Здесь же профессор С.А. Шейфер цитирует специальную литературу, в которой появились утверждения, что прокурор перестал быть органом уголовного преследования [14, с. 123].

В связи с продолжающейся научной дискуссией представляет интерес мнение профессора Н.Н. Ковтуна о том, что столь упорно муссируемые тезисы об отсутствии достаточных средств (полномочий) прокурора по реализации надзорных своих полномочий применительно к органам предварительного следствия носят, скорее, эмоциональный, чем объективный характер, потому как не только перечень, но и суть сохранившихся полномочий их явно опровергают.

Посредством использования целого ряда организационных моментов своего функционирования прокуратура не только «вернула» себе большинство полномочий по руководству следователем и его непосредственным руководителем, но и, несомненно, «выиграла» в своем руководящем положении. Теперь она может руководить и указывать и процессуально, и организационно обособленным следственным органам, более не отвечая за итоговые результаты расследования [9, с. 31].

Что касается совершенствования системы законодательства Республики Таджикистан в сфере прокурорской деятельности, следует заметить, что основным направлением здесь, по замыслу составителей Концепции прогнозного развития законодательства Республики Таджикистан (далее — Концепция), выступает повышение эффективности деятельности по уголов-

ному преследованию и надзору за исполнением законов при расследовании преступлений и осуществлению процессуального руководства расследованием уголовных дел органами дознания, следователями и нижестоящими прокурорами, а также усилению прокурорской функции рассмотрения уголовных дел в судах [4, ч. 13, п. 44].

Однако, по нашему мнению, как в УПК РТ, так и в вышеуказанной Концепции нет четкого определения, механизма реализации и соотношения уголовного преследования и прокурорского надзора в досудебных стадиях уголовного судопроизводства.

Об этом можно судить исходя из содержания ч. 1 ст. 36 УПК РТ, которое позволяет сделать следующий вывод. По своей структуре данная правовая норма внутренне не согласованна, не просматривается ее логика. Следовательно, законодатель полностью не разобрался с особенностями осуществления функции уголовного преследования как в досудебном, так и в судебном производстве, не разграничив должным образом осуществление функции уголовного преследования с прокурорским надзором. Таким образом, первичным для органов прокуратуры оказалось осуществление функции уголовного преследования, а вторичным — прокурорский надзор.

В соответствии с изложенным осуществление прокурором функции уголовного преследования в Республике Таджикистан подразделяется на две самостоятельные части: досудебное производство и стадия судебного разбирательства. При этом первое осуществляется в форме возбуждения и расследования уголовного дела, второе — в форме поддержания государственного обвинения в суде. Эта позиция также подтверждается международными правовыми актами2. По данным Совета Европы [15], органы прокуратуры всех государств (членов Совета Европы) осуществляют уголовное преследование.

Видные ученые-процессуалисты называли уголовное преследование стержневой функцией российской прокуратуры [11, с. 21—24], что подтверждается и нормами закона, и историей этого правоохранительного органа, и даже структурой звеньев ее централизованной вертикальной системы. Осуществление данной функции прокуратурой носит координирующий и руководящий характер по отношению к органам расследова-

2 В п. 2 рекомендации № R (2000) XIX Комитета министров Совета Европы «О роли прокуратуры в системе уголовного правосудия» прописано следующее: «Во всех системах уголовного правосудия прокуроры: решают вопрос о возбуждении или продолжении уголовного преследования; поддерживают обвинение в суде; могут обжаловать или давать заключения по жалобам на все или некоторые решения суда».

ния, и из этого исходит не только теория, но и повседневная практика уголовного судопроизводства Республики Таджикистан.

Тем не менее считаем целесообразным поддержать мнение Е.Г. Мартынчика о том, что «в научно-практических особенностях и тем более в тонкостях института уголовного преследования, к сожалению, российские законодатели разобраться не смогли и в регламентации его допустили серьезные ошибки. Это, пожалуй, одно из красноречивых свидетельств того, как порой трудно теоретические идеи и конструкции материализовать в нормах уголовно-процессуального права» [10, с. 5]. Эти слова в полной мере относятся и к таджикскому законодателю.

По мнению же Ю.П. Синельщикова, функция надзора за процессуальной деятельностью органов предварительного расследования является главной в досудебном производстве по уголовным делам [12]. Придерживаясь данной позиции, Н.В. Буланова утверждает, что функция уголовного преследования вторична, произво-дна от функции надзора, поскольку ее реализация подчинена достижению единой цели — соблюдению законности в досудебных стадиях уголовного процесса [7, с. 13].

В качестве общего вывода, полагаем, что при реализации функции уголовного преследования специфична роль органов прокуратуры: в отличие от иных органов уголовного преследования, она служит гарантом законности предварительного расследования, соблюдения прав и законных интересов лиц, участвующих в производстве по уголовному делу на досудебном этапе.

Прокуратура — многофункциональный орган, и основной ее функцией является надзорная; остальные же выступают как дополнительные, соподчиненные ей, включая и функцию уголовного преследования. Именно через призму обеспечения законности и должна оцениваться роль прокуратуры в осуществлении функции уголовного преследования.

Список литературы

1. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием деятельности органов предварительного следствия: Федеральный закон Российской Федерации от 28 декабря 2010 г. № 404-ФЗ // Рос. газ. 2010. 30 дек.

2. О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон О прокуратуре Российской Федерации: Федеральный закон Российской Федерации от 5 июня 2007 г. № 87-ФЗ // Рос. газ. 2007. 8 июня.

127

О u О X

tii

о

u

О ^

о <

о

<

X

^

ш

5

6

128

6.

7.

О Следственном комитете Российской Федерации: Федеральный закон Российской Федерации от 28 декабря 2010 г. № 403-ФЗ // Рос. газ. 2010. 30 дек.

Концепция прогнозного развития законодательства Республики Таджикистан: Указ Президента Республики Таджикистан от 19 февраля 2011 г. № 1021 // Национальный центр законодательства при Президенте Республики Таджикистан. URL:http://www.mmk.tj. Об органах прокуратуры Республики Таджикистан: Конституционный закон Республики Таджикистан (в ред. Закона Республики Таджикистан от 28 июля 2011 г. № 731) // Ахбори Маджлиси Оли Республики Таджикистан. 2005. № 7. Ст. 423.

О принятии и введении в действие Уголовно-процессуального кодекса Республики Таджикистан: Закон Республики Таджикистан от 3 декабря 2009 г. № 564 // Ахбори Маджлиси Оли Республики Таджикистан. 2009. № 12 (1409). Ст. 816.

Буланова Н.В. Некоторые проблемы совершенствования правового статуса прокурора в уголовном судопроизводстве // Уголовно-процессуальное законодательство в современных условиях: проблемы теории и практики: сб. статей. М., 2010.

Гаврилов Б.Я. Перераспределение процессуальных и надзорных полномочий между проку-

рором и руководителем следственного органа: объективная необходимость или волюнтаризм в праве? // Вестник МВД России. 2010. № 1.

9. Ковтун Н.Н. К дискуссии об «утраченных» полномочиях прокурора. Есть ли предмет для дискуссий? // Российская юстиция. 2010. № 5.

10. Мартынчик Е.Г. УПК Российской Федерации: достижения и нереализованные возможности // Российский судья. 2002. № 4.

11. Савицкий В.М. Стержневая функция прокуратуры — осуществление уголовного преследования // Российская юстиция. 1994. № 10.

12. Синельщиков Ю.П. О функциях прокурора на досудебных стадиях уголовного процесса // Российский следователь. 2008. № 17.

13. Халиулин А.Г. Правовое регулирование досудебного производства по уголовным делам нуждается в исправлении системных ошибок // Законы России: опыт, анализ, практика. 2008. № 11.

14. Шейфер С.А. Новые изменения уголовно-процессуального законодательства — новые вопросы // Уголовно-процессуальное законодательство в современных условиях: проблемы теории и практики: сб. статей. М., 2010.

15. Европейские судебные системы. Брюссель. Вып. 2008.

E-mail: reefat@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.