Научная статья на тему 'Вопросы совершенствования полномочий прокурора по осуществлению уголовного преследования'

Вопросы совершенствования полномочий прокурора по осуществлению уголовного преследования Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
475
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УГОЛОВНОЕ ПРЕСЛЕДОВАНИЕ / ПОЛНОМОЧИЯ ПРОКУРОРА ПО ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ УГОЛОВНОГО ПРЕСЛЕДОВАНИЯ / ФУНКЦИИ ПРОКУРОРА / CRIMINAL PROSECUTION / PROSECUTOR'S POWERS AT CRIMINAL PROCEEDINGS / PROSECUTOR'S FUNCTIONS / ДО СУДЕБНОЕ СУДОПРОИЗВОДСТВО / PRE-TRIAL PROCEEDINGS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Шевчук А. Н.

Автор статьи обращает внимание на необходимость совершенствования уголовно-процессуального законодательства в части регулирования функции прокурора по осуществлению уголовного преследования. Действующее уголовно-процессуальное законодательство не позволяет прокурору в полной мере производить уголовное преследование в ходе до судебного производства. В связи с этим требуется наделить прокурора соответствующими полномочиями применительно к этапу возбуждения уголовного дела и предварительного расследования. При этом следует исключить регулирование полномочий прокурора применительно к формам расследования преступлений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPROVING THE POWERS OF THE PROSECUTOR ON PROSECUTION

In this article the author draws attention to the necessity of improving criminal procedure legislation as refers to the regulation of the Prosecutor’s functions in the criminal prosecution. The current criminal procedure legislation does not allow the Prosecutor to carry out full prosecution during pre-trial proceedings. Thus, it is seen to be necessary to provide the Prosecutor with the relevant authority in relation to the stage of initiation of a criminal case and preliminary investigation. It follows that it is necessary to exclude the regulation of the Prosecutor’s powers with respect to forms of criminal investigation.

Текст научной работы на тему «Вопросы совершенствования полномочий прокурора по осуществлению уголовного преследования»

УДК 343.163

А. Н. Шевчук

кандидат юридических наук, профессор кафедры уголовно-правовых дисциплин юридического факультета МГЛУ, профессор; e-mail: [email protected]

ВОПРОСЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПОЛНОМОЧИЙ ПРОКУРОРА ПО ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ УГОЛОВНОГО ПРЕСЛЕДОВАНИЯ

Автор статьи обращает внимание на необходимость совершенствования уголовно-процессуального законодательства в части регулирования функции прокурора по осуществлению уголовного преследования. Действующее уголовно-процессуальное законодательство не позволяет прокурору в полной мере производить уголовное преследование в ходе досудебного производства. В связи с этим требуется наделить прокурора соответствующими полномочиями применительно к этапу возбуждения уголовного дела и предварительного расследования. При этом следует исключить регулирование полномочий прокурора применительно к формам расследования преступлений.

Ключевые слова: уголовное преследование; полномочия прокурора по осуществлению уголовного преследования; совершенствование содержания функции прокурора по уголовному преследованию применительно к досудебному судопроизводству.

Shevchyk A. N.

PhD (Law), Professor, Department of Criminal Law Disciplines, Faculty of Law, MSLU; e-mail: [email protected]

IMPROVING THE POWERS OF THE PROSECUTOR ON PROSECUTION

In this article the author draws attention to the necessity of improving criminal procedure legislation as refers to the regulation of the Prosecutor's functions in the criminal prosecution. The current criminal procedure legislation does not allow the Prosecutor to carry out full prosecution during pre-trial proceedings. Thus, it is seen to be necessary to provide the Prosecutor with the relevant authority in relation to the stage of initiation of a criminal case and preliminary investigation. It follows that it is necessary to exclude the regulation of the Prosecutor's powers with respect to forms of criminal investigation.

Key words: criminal prosecution; Prosecutor's powers at criminal proceedings; the improvement of the content of Prosecutor's functions during criminal prosecution in relation to pre-trial proceedings.

В Стратегии национальной безопасности подчеркивается необходимость постоянного совершенствования законодательных мер по борьбе с преступностью [Указ Президента... 2015].

С принятием нового уголовно-процессуального законодательства существенно изменились роль прокуратуры при производстве по уголовным делам, а также формы и методы деятельности прокуроров. Сформировалась определенная прокурорская практика в этой области, в связи с этим появилась потребность в анализе действующего уголовно-процессуального законодательства, регулирующего основы деятельности прокуратуры и результатов его реализации, без чего невозможно разрешение отдельных, частных вопросов. К таким исходным положениям относятся нормы о функциях и соответствующих им полномочиях прокурора.

Согласно ч. 1 ст. 37 Уголовно-процессуального кодекса РФ (далее -УПК РФ) прокурор является должностным лицом, уполномоченным осуществлять от имени государства уголовное преследование в ходе уголовного судопроизводства, а также надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и органов предварительного следствия.

То, что прокурор осуществляет функцию уголовного преследования в ходе судебного разбирательства в суде первой инстанции, не вызывает сомнений. В суде отсутствуют органы расследования, только прокурор, будучи государственным обвинителем, представляет со стороны обвинения интересы общества, государства и личности. Он продолжает уголовное преследование, начатое в ходе досудебного производства.

Возникает вопрос: выполняет ли он эту функцию в ходе стадий уголовного процесса, предшествующих поступлению дела в суд?

В ч. 1 ст. 37 УПК РФ закреплено, что прокурор осуществляет уголовное преследование «в ходе уголовного судопроизводства» [Уголовно-процессуальный кодекс РФ 2001]. Законодатель уточняет при этом понятие «уголовное судопроизводство» в ст. 5 УПК РФ: уголовное судопроизводство - досудебное и судебное производство по уголовному делу (п. 56); в свою очередь, досудебное производство -уголовное судопроизводство с момента получения сообщения о преступлении до направления прокурором уголовного дела в суд для рассмотрения его по существу (п. 9).

Следовательно, учитывая п. п. 9, 56 ст. 5 и ч. 1 ст. 37 УПК РФ, необходимо сделать вывод о том, что прокурор должен осуществлять уголовное преследование как в ходе досудебных этапов производства по уголовному делу, так и при производстве в суде.

Что является уголовным преследованием, предусмотрено п. 55 ст. 5 УПК РФ. Это «процессуальная деятельность, осуществляемая

стороной обвинения в целях изобличения подозреваемого, обвиняемого в совершении преступления» [Уголовно-процессуальный кодекс РФ 2001].

Для реализации указанной функции (уголовного преследования) в ходе досудебного производства прокурор должен наделяться соответствующими полномочиями. Полномочия прокурора изложены в ст. ст. 37, 211, 214 и других статьях УПК РФ. Анализ положений указанных статей приводит к выводу о том, что они регулируют не столько деятельность прокурора по уголовному преследованию в ходе досудебного производства, сколько его надзорную работу: они в большей степени характеризуют меры по проверке имеющихся материалов и реагированию на выявленные нарушения закона, и только косвенно связаны с необходимостью повышения эффективности деятельности органов расследования, но не характеризуют (за редким исключением, например, если учитывать право прокурора изменить обвинение, сформулированное дознавателем) деятельность самого прокурора по изобличению подозреваемого (обвиняемого).

Анализ прокурорской практики [Статистические показатели... 2015] также свидетельствует о том, что в ходе досудебного производства прокурор реализует полномочия, касающиеся функции надзора (см. таблицу).

Таблица

Виды полномочий прокурора в ходе досудебного производства

Наименование показателя 2014 2015 % (+; -)

Всего выявлено нарушений законов 5 921 866 4 908 615 -17,1

В том числе при приеме, регистрации и рассмотрении сообщений о преступлении 3605162 3 732 360 3,5

Направлено требований об устранении нарушений законодательства в порядке п. 3 ч. 2 ст. 37 УПК РФ 184 300 215 246 16,8

Отменено постановлений следователей и дознавателей о возбуждении уголовного дела 19 066 19 256 1,0

Отменено прокурором и по его инициативе постановлений об отказе в возбуждении уголовного дела 2 518 508 2 516 501 -0,1

Отменено прокурором и по его инициативе постановлений о прекращении уголовного дела (уголовного преследования) 29 330 31 612 7,8

Отменено прокурором и по его инициативе постановлений о приостановлении предварительного расследования 424 080 443 674 4,6

Как видно, прокурор не наделяется полномочиями, непосредственно связанными с осуществлением уголовного преследования в ходе досудебного производства. Он не вправе: участвовать в производстве следственных действий; производить отдельные следственные действия; расследовать уголовное дело в полном объеме; формулировать или изменять обвинение; участвовать в предъявлении обвинения (выдвижении подозрения). Право прокурора изменять обвинение, выдвинутое дознавателем, представляется неэффективным, так как расследование уже окончено, а в суде изменение обвинения в сторону более тяжкого обвинения, как правило, не допускается.

Иная ситуация с регулированием полномочий прокурора в ходе досудебного производства в Германии. Прокурор полномочен возбуждать уголовное дело, вправе производить отдельные следственные действия и наделен полномочиями по контролю за деятельностью органов дознания.

Влияние прокурора в Российской Федерации на ход уголовного преследования, осуществляемого следователем, минимально, если учесть, что следователь вправе обжаловать требования прокурора, не исполняя их; в отношении дознавателя прокурор может осуществлять корректировку его деятельности более радикально - требования прокурора обязательны к исполнению дознавателем. Например, во Франции прокурор инициирует уголовное преследование и определяет его пределы; вправе давать полиции обязательные к исполнению указания о производстве следственных действий.

Таким образом, согласно УПК РФ требования прокурора относительно вопросов уголовного преследования на этапе предварительного расследования, которые тот вправе предъявить, например после ознакомления с материалами уголовного дела, к следователю и дознавателю имеют различные правовые последствия. Значит, прокурор фактически не полномочен оперативно повлиять на уголовное преследование, осуществляемое следователем. Он не может его скорректировать. Право на обращение к вышестоящему руководителю следственного органа, а в конечном счете и к Генеральному прокурору, представляется неэффективным, так как будет потеряно значительное время, кроме того, эти нормы способствуют разрастанию конфликтной ситуации.

В определенной степени функциями, сходными с функциями прокурора в нашей стране, обладают должностные лица Королевской

службы уголовных преследований в Англии. В то же время они не наделяются полномочиями по контролю (надзору) за деятельностью полиции. Тем не менее вправе определять необходимость начатого полицией уголовного преследования. После поступления материалов от полиции лицо Королевской службы уголовных преследований вправе: потребовать от полиции дополнительного расследования; прекратить уголовное преследование; осуществлять уголовное преследование в суде; обжаловать судебные акты. Таким образом, в Англии компетентные органы наделяются полномочиями по уголовному преследованию, позволяющими определять его сущность, необходимость и направление. В Российской Федерации прокуратура такими полномочиями владеет отчасти, а их реализация нередко ставится в зависимость от позиции органа расследования.

Изложенное свидетельствует о том, что предусмотренная в России в отношении прокурора функция уголовного преследования в ходе досудебного производства не реализуется. Для этого у него нет надлежащих полномочий. Что представляется не вполне последовательным: прокурор в суде - единственный представитель государства, осуществляющий уголовное преследование. А оно было сформировано органами расследования при минимальной возможности прокурора повлиять на его ход и исход. К тому же важные аспекты данной деятельности могут быть утраченными и невосполнимыми в суде.

Первыми из шагов по разрешению сложившейся в уголовно-процессуальном законодательстве ситуации могло бы стать наделение прокурора правом:

- возбуждения уголовных дел при обнаружении в ходе прокурорской деятельности признаков преступления; их прекращение допускать только с согласия прокурора;

- дачи согласия на выдвинутое органами расследования обвинение (подозрение);

- изменения обвинения прокурором в ходе предварительного расследования;

- реализовывать свои полномочия в равной степени по отношению к следователю и дознавателю.

Кроме того, назрела потребность законодательного закрепления функции расследования преступлений, определения ее содержания и того, какими органами она реализуется. Органы расследования должны обладать полномочиями по установлению обстоятельств

преступления, но не формулировать обвинение. Логичным было бы данное полномочие закрепить за прокурором.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Статистические показатели о деятельности органов прокуратуры Российской Федерации за 2015 год. URL: www.genproc.gov.ru/stat/data/1054853/ Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001 г. № 174-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2001. № 52 (ч. I). ст. 4921. Указ Президента РФ от 31 декабря 2015 № 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: www.pravo.gov.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.