УДК 343.9
Ильин Игорь Вячеславович Ilyin Igor Vyacheslavovich
доктор юридических наук, доцент, главный научный сотрудник
Всероссийский научно-исследовательский институт МВД России (123995, Москва, ул. Поварская, 25, НИЦ № 3)
doctor of sciences (law), associate professor, chief researcher
All-Russia scientific-research Institute of the Ministry of domestic affairs of the Russian Federation (25 Povar-skaya str., Moscow, Scientific-research center № 3, 123995)
E-mail: [email protected]
Ильин Алексей Евгеньевич Ilyin Aleksey Evgeniyevich
кандидат психологических наук, докторант
Нижегородская академия МВД России (603950, Нижний Новгород, Анкудиновское шоссе, 3)
сandidate of sciences (psychology), doctoral candidate
Nizhny Novgorod academy of the Ministry of internal affairs of Russia (3 Ankudinovskoye shosse, Nizhny Novgorod, 603950)
E-mail: [email protected]
Соотношение цели и средств в оперативно-разыскной деятельности органов внутренних дел по подрыву экономических основ организованных преступных структур
The ratio of ends and means in the operational-search activities of internal affairs to undermine the economic foundations of organized criminal structures
В настоящей статье рассматриваются вопросы осу- This article discusses the implementation of the oper-
ществления оперативно-разыскной деятельности ор- ational-search activities of internal affairs to undermine the
ганов внутренних дел по подрыву экономических основ economic foundations of organized crime. The authors identi-
организованной преступности. Авторами выявлены и ис- fied and studied the problem of correlation of ends and means
следованы проблемы соотношения цели и средств дан- of the activity in order to improve its performance. ной деятельности в целях улучшения ее результативности.
Ключевые слова: оперативно-разыскная деятель- Keywords: operatively-search activity to undermine the
ность по подрыву экономических основ организованных economic foundations of organized criminal groups, goals
преступных структур, цели и средства оперативно-ра- and means operatively-search activity of law enforcement
зыскной деятельности органов внутренних дел по под- bodies to undermine the economic foundations of organized
рыву экономических основ организованных преступных criminal groups, conditions for operational and investigative
структур, условия осуществления оперативно-разыскной activities of internal affairs to undermine the economic foun-
деятельности органов внутренних дел по подрыву эконо- dations of organized crime structures. мических основ организованных преступных структур.
Подрыв экономических основ организованных или хозяйственные отношения являются необхо-
преступных структур — это один из перспектив- димым условием существования организованной
ных и эффективных видов правоохранительной преступности, воздействие на эти факторы с це-
деятельности органов внутренних дел, направ- лью их нейтрализации.
ленных на противодействие организованной Вопрос применения оперативно-разыскных ме-
преступности. В настоящее время легального роприятий при осуществлении указанной деятель-
определения данного понятия в отечественном ности увеличивает актуальность рассматриваемой
законодательстве нет. Исходя из сложившейся проблемы. Процесс синтеза деятельности, этимо-
практики, в содержание рассматриваемой дея- логически свидетельствующей о вмешательстве
тельности входит выявление лиц, чьи имущество в экономические права и свободы граждан и юри-
12П
Юридическая наука и практика
дических лиц и использование при этом оперативно-разыскных мер, подразумевающих применение конспиративных методов, синергетически усиливает градус общественного волнения.
Впрочем, проблема использования ОРД при реализации задач борьбы с преступностью всегда являлась краеугольной [1, с. 47].
Вполне естественно, что оперативно-разыскная деятельность, обладая такими особенностями, как конспирация, скрытность, воздействует на права и свободы граждан.
В этой связи для активного осуществления рассматриваемой деятельности требуется обоснование необходимости его применения. Эти вопросы требуют серьезной проработки также и потому, что действующее законодательство не содержит четкого обозначения оснований, при которых эта деятельность может осуществляться.
Полагаем, вопросы обоснования необходимости осуществления ОРД по подрыву экономических основ организованных преступных структур должны исследоваться через призму философской проблемы соотношения цели и средств ее достижения.
В литературе есть две основные позиции относительно соотношения цели и средств.
Первая основана на теории Макиавелли, а также основной идеи монашеского ордена иезуитов, которые полагали, что цель оправдывает средства. Согласно данной концепции средства зависимы от цели и вытекают из нее. При этом какие-либо морально-этические достижения цели в расчет не берутся.
Сущность второй позиции заключается в том, что никакая цель не может обусловливать безнравственные средства. Средства должны быть самостоятельны от цели и отвечать определенным требованиям нравственности.
Борьба с преступностью является целью, а системы мер наказания, уголовно-процессуального принуждения, оперативно-разыскных мероприятий рассматриваются как средство ее достижения. При этом на каждом этапе данная проблема пронизана вопросами о том, как должны соотноситься данные категории.
Применительно к вопросу противодействия организованной преступности, безусловно, деятельность по подрыву ее экономических основ должна квалифицироваться как позитивная деятельность. С другой стороны, мера попирания экономических основ при их подрыве уже вызывает много вопросов. Не выходит ли такая борьба за рамки вмешательства в экономические дела субъектов хозяйственной деятельности?
Значительных успехов в выработке критериев допуска в применении мер воздействия на права и свободы граждан и юридических лиц добились исследователи уголовно-правового института крайней необходимости.
В правоохранительной деятельности нередко возникают ситуации, когда для достижения цели необходимо применять средства, связанные с по-
пиранием прав и свобод. Естественно, такие средства применяются, когда из всего их наличия для достижения цели выбираются заведомо негативные с точки зрения нарушения прав и свобод, хотя иногда и самые результативные [2, с. 19—32; 3, с. 132—134].
Показательным примером может служить издание указа Президента РФ от 14 июня 1994 года № 1226 «О неотложных мерах по защите населения от бандитизма и иных проявлений организованной преступности», в соответствие с которым задержание подозреваемых в бандитизме и в совершении иных тяжких преступлений, совершаемых организованными преступными группами, вопреки положениям статьи 122 УПК РСФСР и статьи 22 Конституции РФ, допускалось на срок до 30 суток и до возбуждения уголовного дела. Данный нормативный акт был отменен спустя три года.
Выбор средств будет являться верным, если будут учтены все последствия. Если рассматривать подрыв экономических основ в качестве средства борьбы с организованной преступностью, необходимы ответы на следующие вопросы. Каким образом будут ограничены экономические права и свободы граждан, а также субъектов экономики? Какой экономический вред понесут те или иные организации? Сможет ли эта мера являться единственно возможной и находится ли экономическая деятельность объекта воздействия в прямой причинной связи с существованием и развитием организованной преступности?
Иными словами, оперативно-разыскная деятельность по подрыву экономических основ является необходимой при следующих условиях:
— экономическая основа является необходимым элементом в системе организованной преступности;
— деятельность по подрыву экономической основы организованной преступности является эффективным элементом, способным нанести удар по деятельности организованных преступных групп;
— оперативно-разыскная деятельность является таким видом правоохранительной деятельности, который способен достичь цели реализации подрыва экономических основ организованной преступности.
Для того чтобы понять, насколько важным элементом является экономическая основа организованной преступности, обратимся к анализу некоторых определений этого феномена.
Американский криминолог Колдуэлл указывает в качестве одного из обязательных признаков организованной преступности создание денежных запасов, служащих капиталом для преступного предпринимательства [4, с. 22—23].
В соответствии с Законом США 1968 года о контроле над преступностью и безопасностью на улицах [5, с. 19] под организованной преступностью понимается противозаконная деятельность членов высокоорганизованной, дисциплинированной ассоциации, занимающейся поставками незаконных
товаров и оказанием незаконных услуг, включая игорный бизнес, проституцию, ростовщичество, наркобизнес, профсоюзный рэкет и другие виды противозаконной деятельности членов подобных организаций.
В Германии нет легального определения организованной преступности, но в ведомственных документах существует ряд признаков, служащих для отграничения организованной преступности от других видов преступлений [6, с. 18]. При этом получение прибыли относится к одному из обязательных признаков.
В Италии под организованной преступностью понимается определенная совокупность структур, контролирующих целый ряд незаконных операций в целях получения наживы [7, с. 16].
Преступная деятельность организованных преступных структур значительно отличается от обычных групповых преступлений. Как правило, такая деятельность состоит не просто из какого-то количества отдельных преступлений. Все деяния совершаются по определенной схеме, тщательно планируются, укладываются в определенную систему. В настоящее время организованная преступная деятельность немыслима без современных технологий, конспирации, коррупционной поддержки. Нередко активными членами организованных преступных групп являются бывшие сотрудники правоохранительных органов, обладающие глубокими навыками противодействия профессиональной преступности, связями с действующими сотрудниками, непосредственно осуществляющими борьбу с преступлениями. При такой ситуации борьба с организованной преступностью невозможна без применения продуманных специфических организационных и тактических оперативных мероприятий.
Естественно, осуществление вышеописанных направлений организованной преступности невозможно без экономической или денежной подпитки.
При этом следует сказать, что денежные средства нужны организованным преступным группам не только для их существования и развития. Организованные преступные группы стремятся быть в преступном мире конкурентоспособными [8, с. 43]. Поэтому особую роль в ее поддержании играет капитализация организованных преступных структур.
То, что имущественная составляющая является необходимым атрибутом организованной преступности, подтверждают материалы судебной практики.
Так, например, в сентябре 2001 года A.A. Удиев с целью приобретения денежных средств для финансирования деятельности преступной организации и соответственно приобретения выгоды для себя лично, действуя совместно с не установленными следствием членами преступного сообщества, путем обмана и злоупотребления доверием совершил хищение 50 тыс. долларов США, принадлежащих гражданину В.Н. Касаткину. Кроме того, A.A. Уди-ев с целью приобретения денежных средств для финансирования деятельности преступного со-
общества, действуя совместно с М.А. Умаровым, Р.Ш. Шаиповым, Ш.Ш. Ибрагимовым, A.A. Лабаза-новым и другими не установленными следствием членами указанного выше преступного сообщества, совершил изготовление в целях сбыта и сбыт поддельной иностранной валюты в крупном размере, совершенные организованной группой, то есть особо тяжкое преступление (см.: обвинительное заключение по обвинению A.A. Удиева в совершении преступлений, предусмотренных частью 3 статьи 210, частью 3 статьи 186, пунктами «а», «б» части 3 статьи 159, пунктами «а», «б» части 3 статьи 159 УК РФ (в ред. от 13.06.1996).
Граждане РФ A^. Попова, A^. Мороз выполняли взятые на себя обязательства по выполнению поставленных перед преступным сообществом задач по совершению тяжких и особо тяжких преступлений на территории г. Хабаровска Хабаровского края, а также непосредственное участие в решении задач и выполнение обязанностей по финансированию преступного сообщества (см.: обвинительные заключения по обвинению A^. Мороз, A^. Поповой в совершении преступлений, предусмотренных частью 2 статьи 210; пунктом «в» части 2 статьи 241 УК РФ).
О необходимости поддержки экономического обеспечения организованных преступных структур свидетельствует и практика Верховного Суда РФ, в которой указывается, что участие в банде предполагает не только непосредственное участие в совершаемых ею нападениях, но и выполнение членами банды иных активных действий, направленных, в частности, на ее финансирование (апелляционное определение Верховного Суда РФ от 20.06.2013 № 89^ПУ13-10, апелляционное определение Верховного Суда РФ от 20.06.2013 № 48^ПУ13-7, кассационное определение Верховного Суда РФ от 16.09.2010 № 1-010-36 и др.)
Кроме этого, Пленум Верховного Суда РФ в своем постановлении от 10 июня 2010 года № 12 «О судебной практике рассмотрения уголовных дел об организации преступного сообщества (преступной организации) или участии в нем (ней)» явно указал, что наивысшая форма организованной преступности — создание и деятельность преступного сообщества отличается от иных видов преступных групп наличием цели совместного совершения тяжких или особо тяжких преступлений для получения прямо или косвенно финансовой или иной материальной выгоды (п. 2), формой участия в преступном сообществе является деятельность по финансовому обеспечению такого сообщества (п. 15).
В сегодняшних условиях факт необходимости участия денежных средств или иного имущества на любых этапах организованной преступной деятельности очевиден. Создание и наращивание преступного капитала, внедрение его в легальный бизнес, обеспечение безопасности и эффективности оборота преступных средств, получение дохода с легализованных капиталов и его использование с целью дальнейшего закрепления и развития в различных
126
Юридическая наука и практика
ОТРЯСЛЕЙЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЮРИДИЧЕСКОЙ НЯЧКИ И ПРЯКТИКИ
сферах жизнедеятельности Российской Федерации — это те задачи, которые ставит сейчас перед собой организованная преступность.
Экономическая основа настолько прочно приросла к явлению «организованная преступность», что сейчас уже в юридический оборот введено такое понятие, как экономизация организованной преступности [9, с. 22].
Отдельные граждане, организации не могут противостоять усиливающейся и наращивающей обороты организованной преступности. Активно внедряясь в хозяйственные отношения, организованные преступные структуры вытесняют из легального бизнеса правопослушных участников хозяйственного оборота.
Как справедливо отмечает А.И. Долгова, организованная преступность требует особого подхода, существенно отличающего его от механизма борьбы с групповыми преступлениями. По ее мнению, организованной преступности соответствует либо систематический характер криминальной деятельности, как образ жизни, либо решение широкомасштабных криминальных задач в какой-то ограниченный период, требующее однако единства разнообразных усилий многих субъектов [10, с. 4—5].
Мы полагаем, что экономическое воздействие на организованную преступность предполагает удар в ее самую сущность, подрыв изнутри. А если речь идет об организованной экономической преступности, то это удар по основной цели преступной деятельности.
Если лидеры организованных преступных групп будут знать о том, что имущество, денежные средства и иные материальные блага, полученные преступным путем, буду конфискованы или изъяты в порядке гражданского судопроизводства, это подорвет не только экономическую основу организованной преступности, но и ее цель.
Эффективная борьба и результаты в борьбе с организованными преступными формированиями за рубежом достигались только тогда, когда государство приводило в особую плоскость систему борьбы с данным явлением.
В США такая практика берет начало с момента привлечения к уголовной ответственности Аль Ка-поне, которого в 1931 году приговорили к тюремному заключению не за реальные преступления, которые он совершал, а за неуплату налогов в размере 388 тыс. долларов, что на тот момент являлось астрономической суммой. Целью данного шага со стороны правоохранителей являлось путем изоляции этого преступного лидера выбить из под него экономическую основу, а затем нейтрализовать его влияние в криминальном мире. Что и произошло. В 1941 году Капоне вышел из тюрьмы уже не криминальным авторитетом.
В настоящий момент линия подрыва экономических основ организованных преступных групп закреплена на законодательном уровне. Так, в 1970 году Конгресс США принял так называемый
закон RICO the Racketeer Influenced and Corrupt Organizations Act (Закон об организациях, подверженных влиянию рэкетиров и коррупции). Основная цель данного нормативного акта является не противодействие организованной преступности, а ее уничтожение. Что значительно отличает от отечественной концепции борьбы с преступностью.
В США отделяют борьбу с преступностью вообще и борьбу с организованной преступностью. И концепция борьбы с организованной преступностью в США имеет совсем иной смысл.
Ярким примером проявления этой борьбы явилось безакцептное введение 23 февраля 2012 года санкций Министерством финансов США в отношении ключевых членов якудзы и российской организации «Братский круг».
При этом мерой вышеуказанного воздействия явилось блокирование собственности данных преступных организаций, замораживание любых активов и запрет совершения членам этих группировок любых сделок с гражданами США. При этом данным мерам экономического воздействия подверглись не только закоренелые воры в законе Владислав Леонтьев (кличка «Белый») и Василий Христофоров (кличка «Воскрес»), но и граждане, сотрудничающие с ними, в том числе Григорий Лепс (US Department of the Treasury — Сайт Департамента финансов США).
В 2010 году в Италии было арестовано имущество на сумму 1,5 млрд евро, принадлежащее бизнесмену, который, по мнению полиции, находился в преступных связях с мафией. Основанием для применения к бизнесмену таких мер явилось близкое знакомство последнего с главарем мафии Маттео Мессины Де-наро. Среди арестованных активов — 43 ветряные и солнечные энергетические компании, зарегистрированные на Сицилии и в Калабрии, здания, участки земли, банковские счета и другие депозиты.
Зарубежная правоохранительная система не видит, как иначе можно эффективно бороться с организованной преступностью.
Необходимость применения оперативно-разыскных мер в деятельности по подрыву экономических основ организованных преступных структур заключается в том, что она, прежде всего, должна иметь конспиративный характер. Поскольку, в случае если эта деятельность будет открытой, организованные преступные группы смогут принимать контрмеры по защите прав собственности, переводить свое имущество на добросовестных номинальных держателей, выводить за рубеж в безопасные юрисдикции, заниматься легальной диверсификацией капитала.
Очевидно, что контроль над организованными группами и преступными сообществами невозможен без привлечения к нему оперативных сотрудников и использования результатов их деятельности в качестве доказательств. Данный вывод представляется бесспорным, поскольку указанная деятельность осуществляется не для удовлетворе-
ния любопытства соответствующих государственных органов, их руководителей и сотрудников, а для решения задач борьбы с организованной преступностью [11, с. 109—117].
Важным направлением в осуществлении деятельности по подрыву экономических основ организованной преступности является поиск реальных собственников имущества, изобличение номинальных владельцев имущества организованных преступных групп.
Открытым способом данную информацию получить невозможно. Так, в соответствие с Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» от 21 июля 1997 года предоставление информации о наличии в собственности недвижимого имущества у гражданина или организации осуществляется только в соответствии с постановлением следователя или суда по возбужденному уголовному делу или по определению суда в рамках гражданского судопроизводства.
Такие же проблемы возникают при поиске акций, ценных бумаг, долей в уставном капитале обществ с ограниченной ответственностью, автотранспортных средств, безналичных денежных средств.
Необходимость использования в этой деятельности возможности ОРМ очевидна, поскольку такие мероприятия можно осуществлять только конспиративным путем.
Иными словами, оперативно-разыскная деятельность — это единственно эффективное направление правоохранительной деятельности, которое может осуществляться в целях подрыва экономических основ организованных преступных структур.
Примечания
1. Берекашвили Л.Ш. Обеспечение прав человека и законности в оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел // Защита прав человека и соблюдение законности органами внутренних дел: материалы Международной научной конференции (10 дек. 1998 г.). М., 1999.
2. Устинов B.C. Проблема соотношения целей и средств в борьбе с преступностью и иными правонарушениями // Цель и средства в уголовном производстве: сборник научных трудов. Н. Новгород, 1991.
3. Ильин И.В. Задержание, заключение под стражу и критерии ограничения прав личности // Проблемы борьбы с преступностью на современном этапе: тезисы научной конференции. СПб., 1996.
4. Криминология и профилактика преступлений / Устинов В.С. и др. Горький, 1989.
5. Klaus von Lampe. Definitions of organized crime // Combating organized crime. 1966. (Более 100 определений понятия «организованная преступность», собранных Клаусом фон Лампе.)
6. Водько Н.П., Ахременко И.В. Борьба с организованной преступностью в сфере экономических отношений в ФРГ. М., 1998.
7. Противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем: учебно-методическое пособие / под общ. ред. М.Р. Гарафутдинова. Казань, 2010.
8. Колесникова Т.В. Криминалистическая характеристика преступных групп, совершающих вымогательство: дис. ... канд. юрид. наук. Саратов, 2000.
9. Голик Ю.В. Глава 1. Организованная преступность: Состояние и тенденции // Организованная преступность: тенденции, перспективы борьбы: монография / под ред. В.А. Номоконова. Владивосток, 1999.
10. Долгова А.И. Организованная преступность как специфическое криминальное явление и ее тенденции в России // Организованная преступность — 4 / под ред. А.И. Долговой. М., 1998.
11. Вандышев В.В. Проблемы взаимосвязи уголовного судопроизводства и оперативно-розыскной деятельности // Конституционно-правовые проблемы оперативно-розыскной деятельности. СПб., 2012.
Notes
1. Berekashvili L.Sh. Ensuring human rights and legality in operational-investigative activity of i nternal affairs bodies. Protection of human rights and ensuring legality by internal affairsbodies: materials of International scientific conference (10 December, 1998). Moscow, 1999.
2. Ustinov V.S. The problem of correlation of ends and means in the fight against crime and other offenses // Goal and means in criminal proceedings. collection of scientific papers. Nizhny Novgorod, 1991.
3. IlyinI.V. Apprehension, detention and criteria for limiting the rights of individuals // Problems combat crime at the present stage: abstracts of scientific conference. St. Petersburg, 1996.
4. Ustinov V.S. Criminology and prevention of crimes. Gor'kii, 1989.
5. Lampe K. Defi nitions of Organized Crime. Combating Organized Crime, 1966.
6. Vod'ko N.P., Akhremenko I.V. Struggle against organized crime in the sphere of economic relations in FRG. Moscow, 1998.
7. Garafutdinov M.R. Counteraction to legalization (laundering) the income obtained by illegal ways: manual. Kazan', 2010.
8. Kolesnikova T.V. Criminalistic characteristics of criminal groups committing racket: dissertation... candidate of legal sciences. Saratov, 2000.
9. GolikYu.V. Organized crime: trends, prospects of struggle: monograph / ed. by V.A. Nomokonov. Vladivostok, 1999.
10. Dolgova A.I. Organized crime. Moscow, 1989.
11. Vandyshev V.V. Problems of interconnection between criminal legal procedure and operational-investigative activity // Constitutional and legal problems of operative-search activity. St. Petersburg, 2012.
128
Юpидичeскaя наука и практика