Научная статья на тему 'Некоторые вопросы организации деятельности по подрыву экономических основ криминальных структур'

Некоторые вопросы организации деятельности по подрыву экономических основ криминальных структур Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
621
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ОВД / ОРГАНИЗОВАННЫЕ ПРЕСТУПНЫЕ ФОРМИРОВАНИЯ / ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КРИМИНАЛЬНЫХ СТРУКТУР / ФОРМЫ И МЕТОДЫ ПОДРЫВА ОСНОВ КРИМИНАЛЬНЫХ СТРУКТУР / THE ORGANIZATION OF ACTIVITY OF THE SPECIALIZED DIVISIONS OF THE LAW-ENFORCEMENT BODIES / THE ORGANIZED CRIMINAL FORMATIONS / ECONOMIC BASES OF CRIMINAL STRUCTURES / FORMS AND METHODS OF BLASTING OF BASES OF CRIMINAL STRUCTURES

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Шегабудинов Р. Ш.

Рассматриваются организационные аспекты деятельности по подрыву экономических основ криминальных структур, приводятся пути решения возникающих в этой сфере проблем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Шегабудинов Р. Ш.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Some questions of the organization of activity on blasting of economic bases of criminal structures

In article organizational aspects of activity on blasting of economic bases of criminal structures are considered, ways of the decision of problems arising in this sphere are resulted.

Текст научной работы на тему «Некоторые вопросы организации деятельности по подрыву экономических основ криминальных структур»

-

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПОДРЫВУ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОСНОВ КРИМИНАЛЬНЫХ СТРУКТУР

Р.Ш. ШЕГАБУДИНОВ,

докторант Московского университета МВД России, кандидат юридических наук Научная специальность: 12.00.08 — уголовное право и криминология; уголовно-исполнительное право

E-mail: [email protected]

Аннотация. Рассматриваются организационные аспекты деятельности по подрыву экономических основ криминальных структур, приводятся пути решения возникающих в этой сфере проблем.

Ключевые слова: организация деятельности специализированных подразделений ОВД, организованные преступные формирования, экономические основы криминальных структур, формы и методы подрыва основ криминальных структур.

SOME QUESTIONS OF THE ORGANIZATION OF ACTIVITY ON BLASTING OF ECONOMIC BASES OF CRIMINAL STRUCTURES

R.SH. SHEGABUDINOV,

doctoral candidate of the Moscow university of the Ministry of Internal Affairs of Russia, candidate of law sciences

Annotation. In article organizational aspects of activity on blasting of economic bases of criminal structures are considered, ways of the decision of problems arising in this sphere are resulted.

Keywords: the organization of activity of the specialized divisions of the law-enforcement bodies, the organized criminal formations, economic bases of criminal structures, forms and methods of blasting of bases of criminal structures.

Последствия глобального финансового и экономического кризиса негативно повлияли на формирование криминогенной обстановки в стране. Рост инфляции, цен на продукты питания, количества россиян, доходы которых ниже прожиточного минимума, числа обанкротившихся финансовых организаций и промышленных предприятий, а также увеличение доли безработных в обществе — вот неполный перечень негативных факторов, обусловивших резкое осложнение обстановки.

В целях стабилизации обстановки подразделениями по борьбе с экономическими преступлениями (БЭП) и по налоговым преступлениям (НП) в рамках своей компетенции были предприняты меры по стабилизации криминогенной ситуации, прежде всего в жизненно важных отраслях экономики.

Этими подразделениями только в прошлом году было выявлено 238 тыс. преступлений экономической направленности. Более половины из общего их числа (140 тыс.) составили деяния, отнесенные к категории

тяжких и особо тяжких. В крупном и особо крупном размере совершено четверть зарегистрированных преступлений (58 тыс.). Нельзя не отметить и то, что в 2009 г усилиями подразделений было выявлено в 8 раз больше преступлений, предусмотренных ст. 210 «Организация преступного сообщества (преступной организации) УК».

Приведенные данные свидетельствуют о повышении результативности работы подразделений БЭП и НП ОВД. Между тем принимаемые ими меры еще не отвечают сложившейся в сфере экономики криминогенной ситуации. Процесс дальнейшей криминализации экономических отношений не приостановлен. Многие прибыльные объекты и отрасли продолжают находиться под криминальным влиянием организованных преступных структур. Проводимая работа по их выведению из-под контроля криминалитета не всегда дает желаемые результаты. Несмотря на имеющиеся акты терроризма и экстремизма, пока что выявляются единичные случаи их финансирования. Естественно, все это не может не вызывать беспокойства, в том числе и научной общественности.

В настоящее время БЭП в системе ОВД являются головными в организации борьбы с организованной преступностью в сфере экономики. В целях эффективного осуществления этой функции на уровне МВД России, ГУВД, УВД по субъектам Федерации созданы оперативно-розыскные части (отделы) по борьбе с преступлениями коррупционной направленности и подрыву экономических основ организованной преступности и экстремизма (далее — специализированные подразделения) (Указ Президента РФ от 6 сентября 2008 г. № 1316 «О некоторых вопросах Министерства внутренних дел Российской Федерации», приказ МВД России от 12 сентября 2008 г. № 795).

Для подразделений БЭП борьба с преступлениями коррупционной направленности и подрыв экономических основ организованной преступности и экстремизма — относительно новые направления, которые нуждаются в теоретическом осмыслении на основе обобщения практики их осуществления. Эти функции до недавнего времени были возложены на подразделения по борьбе с организованной преступностью, а с их упразднением перешли к подразделениям БЭП. Отсюда перед ним возникла задача — найти наиболее эффективные формы и методы работы.

Для того чтобы уяснить, какую смысловую нагрузку несет в себе слово «финансирование», обратимся к Толковому словарю русского языка. Оно истолковывается как снабжать денежными средствами, финансами [4, ^ 853]. Отсюда не трудно понять смысловое значение слова «финансирование», которое означает совершение кем-либо финансовых операций, преследующих цель снабжения кого-либо денежными средствами. Здесь акцент делается на сам процесс распределения этих средств, нежели их формирование. Но не будем ограничиваться лишь реализацией функции снабжения денежными средствами, рассмотрим проблему шире, а именно создание материально-финансовой базы преступного сообщества (преступной организации) как одну из форм организованной преступности (постановление Пленума Верховного Суда РФ от 10 июня 2010 г. № 12 «О судебной практике рассмотрения уголовных дел об организации преступного сообщества (преступной организации) или участии в нем (ней)»).

Несколько по-иному финансирование определяется в Энциклопедическом словаре. В частности, в нем указывается, что «финансирование — это обеспечение денежными ресурсами текущих затрат и капитальных вложений; осуществляется за счет собственных средств предприятия, государства, привлеченных, заемных и других средств» [1, ^ 855]. Ключевым словосочетанием в понятии «финансирование» является обеспечение денежными ресурсами. Применительно к экстремизму источники финансирования вполне приемлемы. Это собственные, привлеченные, а также заемные средства. Только объектом финансирования выступает экстремистская деятельность. Если взять, например, преступное сообщество (преступную организацию) (см. ч. 4 ст. 35 УК), то с позиции финансового обеспечения оно выглядит как отдельно взятые финансовые группы, добровольно объединившие свои финансовые ресурсы под единое руководство ими в общих интересах, целях совместного использования. Благодаря единой финансовой «политики», членам преступного сообщества удалось добиться повышения эффективности использования имеющихся в их распоряжении ресурсов.

В примечании к ст. 205.1 УК приводится законодательное понятие «финансирование терроризма»: под финансированием терроризма понимается предо-

ставление или сбор средств либо оказание финансовых услуг с осознанием того, что они предназначены для финансирования организации, подготовки или совершения хотя бы одного из преступлений, предусмотренных ст. 205, 205.1, 205.2, 206,. 208, 211, 277, 279 и 360, либо для обеспечения организованной группы, незаконного вооруженного формирования, преступного сообщества (преступной организации), созданных или создаваемых для совершения хотя бы одного из вышеуказанных преступлений. В определении под словом «финансирование» подразумевается три вида действий: предоставление денежных средств, сбор их и оказание финансовых услуг. Разумеется, все они имеют свое содержание отличное друг от друга.

В комментариях к УК по-разному истолковывается рассматриваемое понятие, хотя, по сути, оно мало чем отличается. Так, авторы одного из комментариев пишут: «Финансирование означает предоставление или сбор средств либо оказание финансовых услуг (открытие банковских счетов, совершение финансовых операций для обеспечения нужд террористов и т.п.) с осознанием того, что они предназначены для финансирования организации, подготовки или совершения хотя бы одного из преступлений, предусмотренных ст. 205, 205.1, 205.2, 206, 208, 211, 277, 278, 279 и 360 УК, либо для обеспечения организованной группы, незаконного вооруженного формирования, преступного сообщества (преступной организации), созданных или создаваемых для совершения хотя бы одного из перечисленных преступлений (примечание 1 к ст. 205.1) [3, С. 606, 607].

Проблема противодействия финансированию терроризма специалистами разных областей знания изучается давно. Появились содержательные в этом плане работы [2, с. 21—29], где авторы особое внимание обращают на способы и формы решения этой проблемы, которая в условиях экономического и финансового кризиса вызывает серьезное беспокойство.

В связи с принятием Федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности» в деятельности подразделений БЭП ОВД прибавилось еще одно относительно новое направление их деятельности — противодействие финансированию экстремизма. В ст. 1 дается расшифровка этого направления «финансирование экстремистской деятельности либо иное содействие в планировании, организации, подготовке и совершении указанных действий путем пре-

доставления финансовых средств, недвижимости, учебной, полиграфической и материально-технической базы, телефонной и иных видов связи, информационных услуг, других материальных средств».

Не случайно в структуре Оперативно-розыскного бюро № 10 МВД России создан отдел, на который возложена функция по подрыву экономических основ организованных групп и преступных сообществ и противодействию финансированию экстремизма. Соответствующие структуры с учетом некоторых особенностей имеются и на региональном уровне.

Совмещение двух, казалось бы, относительно самостоятельных направлений (подрыв экономических основ и противодействие финансированию) — это не механическое их соединение в одно структурное подразделение, а продуманное и взвешенное решение. Вряд ли мыслимо финансирование экстремистской деятельности без экономической составляющей. Оптимальным в настоящее время организационно-структурное построение линии подрыва экономических основ организованной преступности и противодействия финансированию экстремизма.

Подрыв экономических основ организованной преступности — это комплекс правовых, социально-экономических, технических, идеологических, психологических, оперативно-розыскных и иных мер, направленных на вытеснение из сферы экономики криминальных структур, преследующих цель получения сверхприбыли (доходов) за счет легализации средств, добытых ими преступным путем, и осуществления контроля над финансово-хозяйственной деятельностью юридических лиц и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица. Итак, криминальные структуры с объектами экономики связаны двояко: 1) имеют собственное «дело» (туда вкладывают денежные средства, полученные преступным путем, и тем самым придают им правомерный вид); 2) содержат под непосредственным контролем наиболее прибыльные отрасли (сферы) экономики. В последнем случае, не тратя ни копейки, получают солидные «девиденты». Вот почему организованная преступность выступает одним из источником угроз экономической безопасности основных отраслей и сфер отечественной экономики.

Процесс финансирования терроризма (экстремизма) может быть рассмотрен как система действий,

состоящая из «экономики», откуда извлекаются незаконным путем средства; легализации (отмывании) доходов, полученных преступным путем (часть средств вкладывается в собственную «экономику»), и наконец их распределение и использование (доведение до конкретных получателей — организаций экстремистского толка).

Методологически оправдан подход, когда каждое звено в единой цепи и его взаимосвязи должны быть установлены и закреплены данными, полученными в ходе осуществления комплекса мероприятий. Ключевым среди них являются оперативно-розыскные мероприятия, перечень которых определен в Федеральном законе «Об оперативно-розыскной деятельности».

Подрыв экономических основ организованной преступности немыслим без активизации борьбы с коррупцией. Деятельность подразделений БЭП должна быть направлена на борьбу с коррупцией должностных лиц органов государственной власти, использующих свое служебное положение в интересах преступных структур, а также с преступлениями, связанными с завладением бюджетных средств, направляемых на реализацию федеральных целевых программ и приоритетных национальных проектов. В поле зрения подразделений БЭП также должны быть крупнейшие, например угледобывающие и перерабатывающие, предприятия, на некоторые из них оказывают влияние организованные преступные формирования. К сожалению, бюджето- и градообразующие объекты экономики в отдельных регионах оказались под контролем организованных преступных формирований (свыше 1300 объектов). Вот почему важной задачей, стоящей перед подразделениями БЭП, остается выведение их из-под влияния криминальных структур. В результате этого проблема декриминализации, как и прежде, продолжает оставаться достаточно острой. С ней связан и подрыв экономических основ организованных преступных структур, под которым понимается:

• недопущение случаев установления контроля ради получения сверхдоходов над прибыльными сферами экономической деятельности. Одновременно принимаются меры (включая оперативно-розыскные), затрудняющие распределение сфер преступной деятельности между группировками;

• ликвидацию «материально-финансовой базы», образованной в том числе из взносов от преступной и

иной деятельности» (постановление Пленума Верховного Суда РФ от 10 июня 2010 г. № 12 «О судебной практике рассмотрения уголовных дел об организации преступного сообщества (преступной организации) или участии в нем (ней)»);

• воспрепятствование организаторам, руководителям и участникам преступного сообщества принятию таких мер, которые преследуют цели подкупа и других коррупционных действий, направленных на нейтрализацию представителей правоохранительных и иных государственных органов. Эта работа проводится эффективнее, когда осуществляется по нескольким направлениям, а именно: а) предпринимаются меры, препятствующие реализации плана преступного сообщества, преследующего цель подкупа; б) осуществляется комплекс мер, направленных на установление пособников среди должностных лиц, государственных служащих и служащих органов местного самоуправления;

• создание условий, препятствующих «справедливому» распределению одним из членов объединения организаторов, руководителей организованных групп средств, полученных от преступной деятельности. На этой почве между членами группы возникают разногласия и подозрительность, что способствует дезорганизации организованной группы. Перестает «работать» принцип организационного единства;

• выявление и взятие под усиленный оперативный контроль лиц, отвечающих за хранение и распределение финансовых средств, добытых преступным путем. Эта категория лиц представляет особый интерес, а потому находится под пристальным вниманием сотрудников подразделений БЭП;

• прекращение оказания содействия юридическими и физическими лицами преступным сообществам (преступным организациям) путем предоставления финансовых средств (в том числе предоставление кредита), недвижимости, материально-технической базы, информационных услуг и других материальных средств. При этом важным является своевременное установление форм и способов оказания содействия, «адресатов».

Задача по перекрытию каналов финансирования организованных преступных структур ставится во главе угла при разработке и осуществлении комплекса оперативно-розыскных и иных мероприятий. Эта работа должна проводиться на межведомственном

уровне (прокуратура, соответствующие подразделения ФСБ России, ФТС России, ФСИН России, ФСКН России, территориальные подразделения Рос-финмониторинга и др.);

• перекрытие каналов использования преступным сообществом (преступной организацией) денежных средств или иного имущества, полученного в результате совершения преступлений, для осуществления посредством легализации предпринимательской или иной экономической деятельности.

Подрыв экономических основ организованных преступных структур направлен на «очищение» сфер (отраслей) и объектов экономики от криминального влияния. Отметим немаловажную деталь: участники преступного сообщества (преступной организации) договариваются между собой о разделе сфер и территорий преступной деятельности (п. 7 и 12 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 июня 2010 г. № 12 «О судебной практике рассмотрения уголовных дел об организации преступного сообщества (преступной организации) или участии в нем (ней)»). Уже на этом этапе, когда созревает план осуществления преступных намерений, подразделения БЭП, используя предоставленные им Федеральным законом «Об оперативно-розыскной деятельности» негласные возможности получения оперативно значимой информации, обязаны «вмешиваться» в процесс его реализации. Об эффективности допреступного предупредительного воздействия многие криминологи высказывали свое аргументированное мнение [6].

Деятельность по подрыву экономических основ организованных преступных формирований в первоочередном порядке следует направлять на:

• обеспечение надежной защиты законных прав и имущественных интересов собственников, пресечение фактов криминального передела собственности путем совершения мошеннических действий (рейдерство);

• противодействие мошенническим действиям в кредитно-финансовой сфере, связанным с развитием компьютерных технологий;

• своевременное выявление и пресечение коррупционных преступлений, связанных с оборотом и переводом в другие категории земель сельскохозяйственного назначения;

• борьбу с незаконным оборотом алкогольной продукции;

• предотвращение преступлений, совершаемых по принципу «финансовых пирамид».

Эти и другие виды преступлений выступают источниками угроз экономической безопасности экономики страны. Эффективность осуществления вышеуказанной деятельности в значительной мере зависит от разработки и принятия комплекса мер, в том числе экономического, социального, организационного, технического и иного плана. Одними лишь оперативно-розыскными мерами нанести серьезный урон криминальным структурам затруднительно. Тесное взаимодействие подразделений БЭП с другими правоохранительными и контролирующими органами прежде всего на основе обмена информацией и совместного проведения мероприятий служит предпосылкой для борьбы с организованной преступностью экономической направленности.

Точечное нанесение ощутимого «удара» по криминальным структурам возможно на основе мониторинга состояния дел в области подрыва экономических основ организованных групп и преступных сообществ, включая оказывающих содействие в финансировании экстремистских организаций. Подрыв экономических основ криминальных структур и противодействие финансированию экстремизма — взаимодополняющие виды деятельности подразделений БЭП приоритетного плана.

К сожалению, в юридической и специальной литературе деятельность по подрыву экономических основ организованных преступных структур и перекрытию каналов финансирования экстремизма разработана слабо, хотя это направление деятельности является одним из приоритетных. Подрыв экономических основ и перекрытие каналов финансирования экстремизма — это относительно самостоятельные, но тесно взаимоувязанные виды деятельности.

Подрыв экономических основ организованных групп и преступных сообществ и противодействие финансированию экстремизма предполагает принятие следующего комплекса общих мер:

• проведение углубленного анализа состояния оперативной обстановки на территории обслуживания по линии борьбы с организованными преступными формированиями в сфере экономики;

• создание подразделений по подрыву экономических основ организованных групп и преступных сообществ;

• определение приоритетных сфер (отраслей) экономики, подлежащих пристальному вниманию со стороны правоохранительных органов. Своевременное в них выявление и пресечение коррупционных связей организованными преступными формированиями является задачей первоочередной важности. Не секрет, отдельные должностные лица органов власти и самоуправления поддерживают тесную связь с организованными преступными формированиями. Основные усилия, в частности подразделений БЭП, должны быть сконцентрированы на выявлении и закреплении фактов преступной деятельности лидеров и активных участников организованных преступных формирований;

• координацию деятельности подразделений (экономической безопасности, уголовного розыска и др.), осуществляющих борьбу с организованными преступными формированиями экономической направленности. Разрозненно предпринимаемые меры малоэффективны. Вызывает беспокойство взаимодействие со следственными органами по документированию и доказыванию преступных действий лидеров и активных участников организованных преступных формирований;

• разработку совместно с подразделениями уголовного розыска и по противодействию экстремизму оперативно-розыскных мероприятий по наиболее значимым и резонансным организованным преступным формированиям экономической направленности. Речь идет о комплексной отработке лидеров организованной преступной среды, контролирующих деятельность бюджето- и градообразующих объектов экономики, связанных с организованными преступными формированиями должностных лиц органов власти и самоуправления;

• недопущение криминального влияния со стороны организованных преступных формирований в отношении вновь создаваемых саморегулируемых и некоммерческих организаций, госкорпораций, коммерческих структур, задействованных в приоритетных национальных проектах и ином государственном со-финансировании. В центре внимания должны быть лидеры и активные члены организованных преступных формирований.

Специальные меры также направлены на подрыв экономических основ криминальных структур и противодействие финансированию экстремизма. В этих

целях подразделения БЭП наряду с общими принимают комплекс специальных мер, в том числе:

• инициирование процесса о приостановлении действия лицензий в случае административного приостановления деятельности лицензиатов (юридических лиц, учредивших криминальные структуры) за нарушения лицензионных требований и условий;

• аннулирование в установленном порядке по материалам подразделений БЭП лицензий при осуществлении лицензиатами лицензируемых видов деятельности. ОВД при этом руководствуются нормами Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности»;

• аннулирование в установленном порядке по данным ОВД квалификационного аттестата аудитора за систематическое нарушение аудитором (участником организованной преступной группы) при проведении аудита требований, установленных законодательством. Информируя уполномоченный на то орган, ОВД придерживаются норм Федерального закона «Об аудиторской деятельности»;

• принятие в установленном порядке решения об отказе в государственной регистрации юридического лица, оказывающего финансовую и иную поддержку криминальным структурам. Основанием для принятия такого решения, как правило, служат имеющиеся в ОВД данные. Федеральный закон «О государственной регистрации юридического лица» допускает возможность принятия такого решения. «Плодить» фирмы—«однодневки», уклоняющиеся от уплаты налогов, а также подпитывающие финансовыми ресурсами преступные структуры, при наличии достоверных данных об этом опасно. Регистрируясь как юридическое лицо, они преследуют единственную цель — создание внешне правомерного вида (легитимизация);

• приостановление либо аннулирование уполномоченным на то органом лицензии в соответствии с законодательством деятельности в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции. ОВД и их специализированные подразделения, в пределах своей компетенции, обеспечивают вывод организаций этой сферы из-под криминального влияния. Наряду со многими мерами они инициируют принятие мер по недопущению попадания средств в «бюджет» криминальных структур. Подразделения БЭП для этого

-^jjjj^.

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

свою работу строят во взаимодействии с территориальными подразделениями Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка (постановление Правительства РФ от 24 февраля 2009 г. № 154 «О Федеральной службе по регулированию алкогольного рынка»).

Помимо «чисто» гласных мер, сотрудники подразделений БЭП принимают так называемые гласно-негласные меры, т.е. их сочетание. Приемлемой формой проявления таких мер стали комплексные специальные операции по выводу объектов экономики из-под криминального влияния (контроля) [5].

Деятельность специализированных подразделе -ний ОВД и других правоохранительных органов по подрыву экономических основ должна вестись не только на этапах доследственной проверки и предварительного расследования, но и судебного разбирательства. Так, судам рекомендовано решать вопрос о конфискации имущества в отношении лиц, признанных виновными в совершении преступления, предусмотренного ст. 210 УК (п. 27 постановления

Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 июня 2010 г. № 12 «О судебной практике рассмотрения уголовных дел об организации преступного сообщества (преступной организации) или участии в нем (ней)»). Принудительному безвозмездному обращению в собственность государства подлежат деньги, ценности и иное имущество, полученные в результате совершения указанного преступления. Кроме того, суды могут обсуждать вопрос о лишении права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью лиц, совершивших преступление, предусмотренное ч. 3 ст. 210 УК, с использованием своего служебного положения.

Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности» законодателем сконструирован таким образом, что его острие направлено на борьбу с тяжкими и особо тяжкими преступлениями, совершаемыми организованными преступными формированиями. Не случайно в Законе оговаривается, что проведение оперативно-розыскных мероприятий, которые ограничивают конституционные права человека и

ИСТОРИЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ И ПРАВОВЫХ УЧЕНИЙ

Учебное пособие / Под ред. Н.В. Михайловой, А.А. Опале-вой, А.Ю. Олимпиева. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2011. — 367 с.

Изложены основные политические и правовые теории Древнего мира, Средних веков, Возрождения, Нового и Новейшего времени, дан анализ представлений о власти, политике, праве в восточной, европейской, американской политико-правовой мысли. Большое внимание уделено истории политических и правовых учений в России, в том числе концепции государства и права в теории и практике ленинизма, политико-правовой мысли русского зарубежья.

Для студентов и аспирантов юридических вузов и факультетов, а также для всех тех, кто интересуется историей политических и правовых учений.

ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО ЮНИТИ-ДАНА» Адрес редакции: 123298, Москва, ул. Ирины Левченко, д. 1. Тел./факс: 8-499-740-60-14, 8-499-740-60-15 E-mail: [email protected], www.unity-dana.ru

гражданина на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, передаваемых по сетям электрической и почтовой связи, а также право на неприкосновенность жилища, допускается не только в отношении лиц, подозреваемых или обвиняемых в совершении тяжких или особо тяжких преступлений, но и средней тяжести. Общественно опасные деяния, как правило, совершаются организованной преступной группой либо преступным сообществом. Подтверждением опасности этого социально-правового явления служит хотя бы то обстоятельство, что «организованная преступность в России приобрела такие масштабы, что стала использовать в своих интересах возможности институтов государства и гражданского общества, подрывая национальную безопасность, экономическую и духовную основы существования нации. Не пресечена ее эскалация. В последние годы, как и ранее, осуществляется разоблачение преимущественно рядовых участников и руководителей отдельных направлений преступной деятельности организованных преступных формирований» (законопроект «О борьбе с организованной преступностью»).

Таким образом, в юридической и специальной литературе деятельность по подрыву экономических основ организованных преступных структур и перекрытию каналов финансирования экстремизма разработаны слабо, хотя это направление деятельности в настоящее время является одним из приоритет-

ных. Подрыв экономических основ и перекрытие каналов финансирования экстремизма — относительно самостоятельные виды деятельности, но тесно взаимосвязанные. Эффективность деятельности подразделений БЭП по этим направлениям предполагает принятия действенных мер в отношении лидеров и активных участников организованных преступных формирований.

Литература

1. Барихин А.Б. Экономика и право. Энциклопедический словарь. М., 2000.

2. Иванов П.И. Гусейнов Р.С. К вопросу о противодействии финансированию терроризма // Взаимодействие: правовые, социальные, организационные и тактические аспекты: сб. науч. статей. М., 2005.

3. Комментарий к Уголовному кодексу РФ (постатейный) / под ред. А.И. Чучаева. М., 2009.

4. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений; 4-е изд., доп. М., 1999.

5. Петухов А.В. Теория и практика оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел по борьбе с организованной преступностью в сфере экономики: автореф. ... д-ра юрид. наук. М., 2004.

6. Смирнов Г. Г. Криминологическое учение о предупреждении преступности: содержание, развитие, реализация: моногр. / под ред. А.И. Алексеева. Екатеринбург, 2004.

Адми нистративн&е право России

f KÍ-SH.'к

\ "Н Н yiHHIIM

АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО РОССИИ

Учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция» / Под ред. В.Я. Кикотя, П.И. Кононова, И.Ш. Ки-лясханова. — 5-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2011. — 759 с. — (Серия «Dura lex, sed lex»).

В учебнике предложено оригинальное видение предмета административного права, механизма административно-правового регулирования общественных отношений, во многом отличающееся от стереотипов, сложившихся в административно-правовой науке в течение многих десятилетий. Особое внимание уделено таким малоизученным вопросам административного права, как особенности административно-правового статуса организаций (в том числе государственных учреждений, должностных лиц), основы правоохранительной службы, административно-правовые действия, методы осуществления административной деятельности, основы теории административно-публичного обеспечения безопасности.

Для студентов, аспирантов и преподавателей высших учебных заведений юридического профиля.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.