Научная статья на тему 'Вопросы организации борьбы с организованной преступностью в России и в других странах постсоветского пространства'

Вопросы организации борьбы с организованной преступностью в России и в других странах постсоветского пространства Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
569
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БОРЬБА С ОРГАНИЗОВАННОЙ ПРЕСТУПНОСТЬЮ / ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО ПОДРЫВУ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОСНОВ ОРГАНИЗОВАННЫХ ПРЕСТУПНЫХ СТРУКТУР / ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПОДРЫВУ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОСНОВ ОРГАНИЗОВАННЫХ ПРЕСТУПНЫХ СТРУКТУР / FIGHT AGAINST ORGANIZED CRIME / EFFORTS TO UNDERMINE THE ECONOMIC FOUNDATIONS OF ORGANIZED CRIMINAL STRUCTURES / THE ORGANIZATION OF ACTIVITIES AIMED AT UNDERMINING THE ECONOMIC FOUNDATIONS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ильин Игорь Вячеславович, Ильин Алексей Евгеньевич, Курнышева Елена Александровна

В статье анализируются вопросы организации деятельности по подрыву экономических основ организованных преступных структур как одного из направлений противодействия организованной преступности. Проводится сравнительный анализ такой деятельности в России и других странах постсоветского пространства. Отмечены положительные аспекты деятельности по подрыву экономических основ организованных преступных структур в других странах постсоветского пространства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Ильин Игорь Вячеславович, Ильин Алексей Евгеньевич, Курнышева Елена Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Questions of the organization to combat organized crime in Russia and in other post-Soviet countries

This article analyzes the organization of activities aimed at undermining the economic foundations of organized criminal structures, as one of the areas of combating organized crime. A comparative analysis of such activities in Russia and other post-Soviet countries. The positive aspects of the work to undermine the economic foundations of organized criminal structures in other post-Soviet countries.

Текст научной работы на тему «Вопросы организации борьбы с организованной преступностью в России и в других странах постсоветского пространства»

Ильин И.В., Ильин А.Е., Курнышева ЕЛ. Вопросы организации борьбы с организованной преступностью в России и в других странах...

ОТРЯСЯЕВЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЮРИДИЧЕСКОЙ нячки И ПРЯКТИКИ

УДК 343.9

Ильин Игорь Вячеславович Ilyin Igor Vyacheslavovich

доктор юридических наук, доцент, заведующий кафедрой уголовного права Четвертый факультет повышения квалификации (с дислокацией в городе Нижнем Новгороде) Института повышения квалификации Академии Следственного комитета РФ (603600, Нижний Новгород, ул. Краснозвездная, 5)

doctor of sciences (law), associate professor, head of the department of criminal law faculty Fourth training (with a dislocation in the city of Nizhny Novgorod) Institute of advanced Academy of the investigative committee of the Russian Federation

E-mail: igor_ilyin@mail.ru

Ильин Алексей Евгеньевич Ilyin Alexey Evgenievich

кандидат психологических наук, докторант

Нижегородская академия МВД России (603950, Нижний Новгород, Анкудиновское шоссе, 3) candidate of sciences (psychology), doctoral

Nizhny Novgorod academy of the Ministry of internal affairs of Russia (3 Ankudinovskoye shosse, Nizhny Novgorod, 603950)

E-mail: Law-nn@mail.ru

Курнышева Елена Александровна Kurnysheva Elena Aleksandrovna

кандидат педагогических наук, декан

Четвертый факультет повышения квалификации (с дислокацией в городе Нижнем Новгороде) Института повышения квалификации Академии Следственного комитета РФ (603600, Нижний Новгород, ул. Краснозвездная, 5)

candidate of sciences (pedagogy), dean

Fourth training (with a dislocation in the city of Nizhny Novgorod) Institute of advanced Academy of the investigative committee of the Russian Federation

E-mail: uch_centr_pfo@mail.ru

Вопросы организации борьбы с организованной преступностью в России и в других странах постсоветского пространства

Questions of the organization to combat organized crime in Russia and in other post-Soviet countries

В статье анализируются вопросы организации деятельности по подрыву экономических основ организованных преступных структур как одного из направлений противодействия организованной преступности. Проводится сравнительный анализ такой деятельности в России и других странах постсоветского пространства. Отмечены положительные аспекты деятельности по подрыву экономических основ организованных преступных структур в других странах постсоветского пространства.

This article analyzes the organization of activities aimed at undermining the economic foundations of organized criminal structures, as one of the areas of combating organized crime. A comparative analysis of such activities in Russia and other post-Soviet countries. The positive aspects of the work to undermine the economic foundations of organized criminal structures in other post-Soviet countries.

no

Юридическая наука и практика

ОТРЯСЛЕЙЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЮРИДИЧЕСКОЙ НЯЧКИ И ПРЯКТИКИ

Ключевые слова: борьба с организованной преступностью, деятельность по подрыву экономических основ организованных преступных структур, организация деятельности по подрыву экономических основ организованных преступных структур.

Keywords: fight against organized crime, efforts to undermine the economic foundations of organized criminal structures, the organization of activities aimed at undermining the economic foundations of organized criminal structures.

Особенности организованной преступной деятельности обязывают государство выстраивать адекватную систему организации деятельности борьбы с этим явлением, которая должна включать в себя систему органов государственной власти, наделенных специальной компетенцией. В такую компетенцию должны быть включены не только полномочия по обнаружению и расследованию уже совершенных преступлений, но и по осуществлению мероприятий наступательного характера, направленных на выявление условий существования организованной преступности.

Как неоднократно замечалось авторами настоящей статьи, одним из эффективных наступательных направлений борьбы с организованной преступностью является деятельность по подрыву экономических основ организованных преступных структур. Именно организация такой деятельности испытывает определенные проблемы в России и в некоторых других странах СНГ.

Структура правоохранительного аппарата, нацеленного на осуществление деятельности по подрыву экономических основ организованных преступных структур, должна иметь каузальный характер. На численность, характер, место в системе органов государственной власти, его компетентность и функционал влияют объективные потребности, необходимость в создании гибкого, эффективного, целенаправленного управления. Если при этом организационная структура обоснованно соответствует сфере деятельности, возложенным задачам, то она обладает достаточно высоким потенциалом и внутренней способностью к развитию [1, с. 16—17].

Несомненно, цель, которая достигается или должна быть достигнута посредством осуществления деятельности по подрыву экономических основ организованных преступных структур, и должна определить характер организационной структуры органов, осуществляющих такую деятельность.

Организация деятельности по подрыву экономических основ организованной преступности соответствует контексту данного определения, а также признакам, указанным в нем.

Организационным основам деятельности органов внутренних дел посвящено множество исследований, в том числе диссертаций [2—6].

Некоторые авторы специально исследуют основы организации деятельности по борьбе с организованной преступностью.

Так, например, В.П. Кувалдин полагает, что борьба с организованными преступными структурами — это задача государства, персонифицированная своим правоохранительным институтом, в частности, органами внутренних дел, которые наделены функцией осуществления негласного контроля за состоянием общества [7, с. 168—169].

По мнению М.В. Ходжича, организованная преступность может быть истреблена только с помощью системных действий более мощной, противостоящей ей системы правоохранительных органов российского государства. В этой связи органы внутренних дел должны иметь не только соответствующую структуру, иметь стратегию, систему стратегических установок для работы на этом направлении [8, с. 19].

Если обращаться к опыту организации деятельности по подрыву экономических основ организованных преступных структур в других странах СНГ, то необходимо отметить, что он различен.

Так, в соответствии со статьей 6 Закона Республики Беларусь от 27 июня 2007 года № 244-3 «О борьбе с организованной преступностью» в качестве одной из мер системы борьбы с организованной преступностью является предотвращение и пресечение финансирования организованной преступности.

При этом организации деятельности по борьбе с организованной преступностью посвящена целая глава указанного Закона.

Общее руководство деятельностью по борьбе с организованной преступностью осуществляют Президент Республики Беларусь, а также Совет министров Республики Беларусь, но опять же в пределах компетенции, определенной Президентом Республики Беларусь.

Существенное внимание уделено информационно-аналитической работе. Так, Министерство внутренних дел Республики Беларусь собирает данные о преступлениях, совершае-

Вестник Нижегородской академии МВД России, 2016, № 1 (33)

111

Ильин И.В., Ильин А.Е., Курнышееа Е.А. Вопросы организации борьбы с организованной преступностью в России и в других странах...

Ильин И.В., Ильин А.Е., Курнышева ЕЛ. Вопросы организации борьбы с организованной преступностью в России и в других странах...

ОТРЯСЯЕВЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЮРИДИЧЕСКОЙ нячки И ПРЯКТИКИ

мых организованными преступными группами; осуществляет оценку предупредительных мероприятий и выносит предложения по их улучшению; совершенствует научное обеспечение служб, занимающихся борьбой с организованной преступностью.

Существенное внимание уделено организационному обеспечению деятельности по предотвращению и пресечению финансирования организованной преступности. Для этого органам внутренних дел предоставлена возможность приостанавливать сделки, направленные на приобретение или отчуждение имущества, если имеются данные о том, что оно получено незаконным путем; в рамках предварительной проверки осуществлять анализ хозяйственного состояния юридического лица, заподозренного в финансировании организованной преступности; беспрепятственно находиться в пунктах пересечения Государственной границы Республики Беларусь по служебным удостоверениям; предлагать ввести запрет въезда в Республику Беларусь физических лиц, причастных к международной организованной преступности; вносить представления о лишении лицензий и иных разрешений, необходимых для занятия определенным видом деятельности; инициировать через органы прокуратуры исковые производства к лицам, осуществляющим финансирование организованной преступности.

Указанным Законом регулируются также вопросы координации деятельности по борьбе с организованной преступностью. Определена совокупность норм, в соответствие с которыми учреждения и частные лица должны оказывать содействие органам по борьбе с организованной преступностью путем предоставления необходимой информации.

Существенное внимание уделено информационному обеспечению деятельности по борьбе с организованной преступностью. Так, в целях сбора, хранения, обобщения и анализа информации о лицах, осуществляющих финансирование организованной преступности, организован процесс создания и ведения соответствующей информации. В МВД Республики Беларусь ведутся банки данных о состоянии борьбы с организованной преступностью, которые формируются на основе информации, предоставляемой государственными органами.

Очень важное значение для мер по пресечению деятельности юридических лиц, финансирующих организованные преступные структуры, имеют нормы, закрепленные в статье 15 вышеназванного Закона, в которой предусмо-

трена ответственность таких юридических лиц. При выявлении фактов финансирования организованных преступных структур каким-либо юридическим лицом такая организация ликвидируется. При этом имущество, ей принадлежащее, обращается в доход государства.

Во всех других странах постсоветского пространства вопросы организации деятельности по подрыву экономических основ организованных преступных структур на законодательном уровне не урегулированы. В то же время попытки научного осмысления этой проблемы имеются. Так, А.Д. Шейшеев полагает, что необходимо статью 4 Закона Кыргызской Республики «Об оперативно-розыскной деятельности» дополнить принципом наступательное™, расширить в этой связи исчерпывающий перечень мероприятий в зависимости от современных потребностей практики [9, с. 19]. В этой связи автор полагает, что система организации оперативных подразделений требует не внесения частных, рядовых корректив, а пересмотра всех комплектующих ее элементов. На такие организационно-управленческие элементы оперативно-разыскной деятельности, как диагностирование, моделирование, прогнозирование, планирование и стратегическое управление, что позволит сконцентрировать основные усилия на решении актуальных проблем и придаст оперативно-разыскной деятельности целенаправленный и конкретный характер борьбы с организованной преступностью [9, с. 22].

Если говорить о сегодняшней организации деятельности по подрыву экономических основ организованных преступных структур в России, то необходимо заметить следующее.

Подразделения по подрыву экономических основ организованной преступности были созданы в системе МВД вместе с образованием подразделений по борьбе с организованной преступностью и некоторое время существовали в их структуре.

Процесс реорганизации системы МВД России привел к ликвидации подразделений по борьбе с организованной преступностью. Департамент по борьбе с организованной преступностью и терроризмом (ДБОПиТ) МВД России в соответствии с Указом Президента РФ от 6 сентября 2008 года № 1316 «О некоторых вопросах МВД РФ» прекратил свое существование, а его функции были переданы в другие подразделения МВД России.

Так, функция по подрыву экономических основ организованных преступных структур была возложена на Департамент экономической без-

112

Юридическая наука и практика

ОТРЯСЛЕЙЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЮРИДИЧЕСКОЙ НЯЧКИ И ПРЯКТИКИ

опасности МВД России и соответствующие подразделения окружного и регионального уровней.

Иными словами, рассматриваемую деятельность стали осуществлять соответствующие отделы окружных главков МВД, а также соответствующие отделения управлений и отделов экономической безопасности субъектов Российской Федерации. Наибольшая результативность рассматриваемого направления была достигнута отделами по подрыву экономических основ организованных преступных структур главных управлений МВД России по федеральным округам.

Такая эффективность была обусловлена следующим. Организованные преступные структуры, как правило, имеют межрегиональный характер. Преступные авторитеты и так называемые «воры в законе» могут контролировать бизнес не только в том регионе, в котором преимущественно проживают, ноив других субъектах Российской Федерации. В этой связи отделы по подрыву экономических основ организованных преступных структур, обладая организационной способностью контролировать обстановку в федеральном округе в целом, смогли организовать рассматриваемую деятельность не в отдельно взятом регионе, а в целом федеральном округе и соответственно достичь высоких результатов.

Указом Президента РФ от 5 мая 2014 года № 300 «О некоторых вопросах Министерства внутренних дел Российской Федерации» все главные управления МВД России по федеральным округам за исключением ГУ МВД России по Северо-Кавказскому федеральному округу были ликвидированы. Соответственно все отделы в ихструктуре также были упразднены.

В связи с этим действующее обеспечение деятельности по подрыву экономических основ организованных преступных структур в настоящее время состоит из отделений с одноименным названием, которые состоят в структуре отделов по борьбе с преступлениями коррупционной направленности региональных управлений (отделов) ЭБиПК.

К сожалению, соответствующие отделения в структуре управлений по субъектам федерации организованных преступных структур имеют потенциал осуществлять рассматриваемую деятельность только в рамках своего региона. Если представитель организованной преступности имеет имущество, бизнес или иной источник дохода, являющийся экономической основой для существования или осуществления противозаконной деятельности преступной организацией

или сообществом, то такие подразделения вряд ли смогут эффективно реализовать соответствующие мероприятия за пределами обслуживаемой территории.

Позитивным моментом в сложившейся ситуации является то, что все подразделения ЭБиПК МВД России увязаны в одну систему с единым руководством в ГУЭБиПК МВД России. Поэтому вопросы осуществления каких-либо мероприятий за пределами своих территориальных полномочий могут быть решены путем использования ресурсов Главного управления экономической безопасности и противодействия коррупции МВД России, конечно, с учетом, что это уже будет процесс взаимодействия, а не непосредственная реализация своих задач.

Деятельность по подрыву экономических основ организованных преступных структур в России не регламентирована на законодательном уровне. Поэтому процесс имущественного воздействия, в чем собственно и заключается подрыв экономических основ организованных преступных структур, осуществляется по общим правилам, установленным гражданским законодательством.

Примечания

1. Покидов Д.М. Функции административных органов и их организационная структура (на примере федеральных министерств Российской Федерации): автореф. дис. ... канд. юрид. наук. СПб., 2010.

2. Зинтарс Р.А. Организационно-тактические и криминалистические проблемы оперативного обслуживания аппаратами БХСС отраслей народного хозяйства: дис. ... канд. юрид. наук. М., 1976.

3. Дубовец Г.К. Проблемы совершенствования организационно-аналитической работы аппаратов БХСС МВД, УВД: дис. ... канд. юрид. наук. М., 1981.

4. Литковский Л.Н. Правовое и методическое обеспечение оперативного обслуживания предприятий малого бизнеса (подразделениями БЭП ГО-РОВД): дис. ... канд. юрид. наук. М., 1995.

5. Перепелица Н.Н. Оперативное обслуживание как институт оперативно-розыскной теории и практики (по материалам аппаратов БЭП ОВД): дис. ... канд. юрид. наук. М., 1995.

6. Яковец Е.Н. Теоретические основы аналитической работы в сфере оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел: дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2005.

7. Кувалдин В.П. К вопросу об организации оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел в преступных сообществах // Пробелы в российском законодательстве. 2012. № 2.

8. Ходжич М.В. Значение стратегического планирования в борьбе с организованной преступностью,

Вестник Нижегородской академии МВД России, 2016, № 1 (33)

113

Ильин И.В., Ильин А.Е., Курнышееа Е.А. Вопросы организации борьбы с организованной преступностью в России и в других странах...

Ильин И.В., Ильин А.Е., Курнышева ЕЛ. Вопросы организации борьбы с организованной преступностью в России и в других странах...

ОТРЯСЯЕВЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЮРИДИЧЕСКОЙ нячки И ПРЯКТИКИ

представляющей угрозу национальной безопасности России // Вестник Академии экономической безопасности МВД России. 2009. № 6.

9. Шейшеев А.Д. Правовые и организационные аспекты оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел Кыргызской республики в борьбе с организованной преступностью и коррупцией: дис. ... канд. юрид. наук. М., 2014.

Notes

1. Pokidov D.M. Functions of the administrative bodies and their organizational structure (for example, the federal ministries of the Russian Federation): author's abstract... candidate of legal sciences. St. Petersburg, 2010.

2. Zintars R.A. Organizational-tactical and criminalistic problems of operational services devices industries: dissertation... candidate of legal sciences. Moscow, 1976.

3. Dubovets G.K. Problems of improvement of organizational and analytical work units department: dissertation... candidate of legal sciences. Moscow, 1981.

4. Litkovskiy L.N. legal and methodological support operational services small businesses: dissertation... candidate of legal sciences. Moscow, 1995.

5. Perepelitsa N.N. Prompt service as an institution of operatively-search theory and practice: dissertation... candidate of legal sciences. Moscow, 1995.

6. Yakovets E.N. Theoretical foundations of analytical work in the field of operational and investigative activities of the Interior: dissertation... doctor of legal sciences. Moscow, 2005.

7. Kuvaldin V.P. On the question of the organization of operational-investigative activity of internal affairs bodies in criminal // Gaps in Russian legislation. 2012. № 2.

8. Hodzhich M.V. The value of strategic planning in the fight against organized crime, a threat to national security of Russia // Bulletin of the Academy of economic safety of the Russian Interior Ministry. 2009. № 6.

9. SheysheevA.D. Legal and organizational aspects of operational-investigative activity of internal affairs bodies of the Kyrgyz Republic in the fight against organized crime and corruption: dissertation... candidate of legal sciences. Moscow, 2014.

na

Юридическая наука и практика

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.