Стародубцев Сергей Владимирович
кандидат юридических наук, Российский государственный университет правосудия
(тел.: +78612516510)
Соотношение таможенных процедур государственного управления таможенным делом и таможенных режимов перемещения товаров через таможенную границу
В статье рассматривается понятие таможенного режима, его значение для государственного управления таможенным делом. Определяется соотношение таможенного режима и таможенной процедуры деятельности по государственному управлению таможенным делом в таможенном союзе ЕврАзЭС.
Ключевые слова: правовой режим, таможенный режим, административно-правовой режим, таможенная процедура, субъекты внешнеторговой деятельности.
S.V. Starodubtsev, Candidate of Law, Russian State University of Justice; tel.: +78612516510.
Correlation of customs procedures of state management of customs affairs and customs regimes of movement of goods across the customs border
The article deals with the concept of customs regime, its value for state management of customs affairs. Defines the ratio of customs regime and customs procedure of activities on state management of customs affairs in Eurasian Economic Community customs union.
Key words: legal regime, customs regime, administrative law regime, customs procedure, subjects of foreign trade activities.
Категория «таможенный режим» не нова для современного таможенного права, она активно применялась еще в Таможенном кодексе РФ (далее - ТК РФ) от 18 июня 1993 г. № 5221-1 [1] и ТК РФ от 28 мая 2003 г. № 61-ФЗ [2]. Однако с принятием Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС) категория «таможенный режим» была подменена «таможенной процедурой», что представляется нам совершенно не обоснованным.
Пункт 12 ст. 18 ТК РФ 1993 г. закреплял следующее легальное определение таможенного режима: «совокупность положений, определяющих статус товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации, для таможенных целей» [1]. В свою очередь п. 22 ст. 11 ТК РФ 2003 г. закрепил более развернутое определение таможенного режима: «таможенная процедура, определяющая совокупность требований и условий, включающих порядок применения в отношении товаров и транспортных средств таможенных пошлин, налогов и запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнетор-
говой деятельности, а также статус товаров и транспортных средств для таможенных целей в зависимости от целей их перемещения через таможенную границу и использования на таможенной территории Российской Федерации либо за ее пределами» [2]. Приведенные легальные подходы к определению понятия «таможенный режим» свидетельствуют об их противоречивости, отражающей последующее нормативное развитие рассматриваемой дефиниции. В первом случае законодатель исходил из определения таможенного режима как статусного состояния или правового положения товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации.
Более широкий легальный подход к определению понятия «таможенный режим» дал законодатель в ТК РФ, где указанное понятие рассматривается как правовое положение (статус) товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации, а таможенная процедура как совокупность требований и условий такого перемещение. Несмотря на то, что в настоящее время термин «таможенный
111
режим» подменен термином «таможенная процедура», в действующем российском таможенном законодательстве существует определенная терминологическая путаница. Так, п. 13 ст. 57 Федерального закона от 27 ноября 2010 г. № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» закрепляет следующее положение: «Со дня, следующего за днем вступления в силу решения об исключении владельца магазина беспошлинной торговли из реестра владельцев магазинов беспошлинной торговли, товары, помещенные под таможенный режим беспошлинной торговли, рассматриваются для таможенных целей как товары, находящиеся на временном хранении» [3]. Как видно из приведенной нормы, таможенный режим беспошлинной торговли в соответствии с гл. 41 ТК ТС является таможенной процедурой беспошлинной торговли.
Приведенные нормативные определения понятия «таможенный режим» подвергались критике со стороны ученых, но все они признавали, что таможенный режим является одной из ключевых категорий российского таможенного законодательства [4, с. 42; 5, с. 231; 6, с. 14]. Так, А.Н. Козырин рассматривал таможенный режим в качестве «специальной системы мероприятий и совокупности методов (приемов), обеспечивающих комплексное применение инструментов таможенного регулирования, с помощью которого осуществляется государственное воздействие на развитие внешнеэкономических отношений» [4, с. 42]. Б.Н. Га-бричидзе, критикуя нормативное определение таможенного режима, данное в ТК РФ 1993 г., отмечает, что оно не отражает следующих положений, имеющих принципиальное содержательное значение: 1) совокупность правил, применяемых таможенными органами страны, зависит от избираемой физическими и юридическими лицами цели перемещения через таможенную границу РФ; 2) конкретные таможенные режимы устанавливают пределы прав физических и юридических лиц по распоряжению находящимися в их владении товарами и транспортными средствами, ввезенными на территорию РФ, следующими транзитом или вывозимыми за ее пределы [5, с. 231]. А.Н. Жеребцов считает, что таможенный режим есть «совокупность правил, определяющих правовое положение товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу РФ, пределы прав физических и юридических лиц по вла-
дению и распоряжению товарами и транспортными средствами, находящимися под тем или иным таможенным режимом, а также система методов, обеспечивающих комплексное применение инструментов таможенного регулирования, с помощью которого осуществляется государственное воздействие на развитие внешнеэкономических отношений» [7, с. 15]. По мнению С.В. Халипова, таможенный режим «представляет собой совокупность требований, обусловленных порядком таможенного оформления, контроля, уплаты таможенных пошлин, налогов, а также нахождения товаров в избранном режиме (ограничение прав пользования и распоряжения товарами), включая требования по оформлению завершения действия таможенного режима» [8, с. 13].
Перечень предлагаемых подходов к определению таможенного режима можно продолжать и далее, но они часто сводятся к воспроизведению легальных определений данного явления. Анализ приведенных подходов позволяет признать, что таможенный режим воспринимается, во-первых, как инструмент таможенного регулирования, во-вторых, как совокупность правил и методов перемещения товаров через таможенную границу, в-третьих, как правовое положение товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу, в-четвертых, как правовой статус лиц, перемещающих товары через таможенную границу. Эти характерные особенности таможенного режима достаточно полно отражают исследуемое нами явление.
В современной отечественной административно-правовой науке также уделяется пристальное внимание исследованию проблем «административно-правовых режимов» [9; 10; 11; 12; 13; 14; 15; 16; 17] как родового понятия таможенного режима, что позитивно влияет на развитие учения о таможенном режиме. Традиционно в административно-правовой науке административный режим рассматривается как:
1) особый вид правового регулирования управленческих отношений, т.е. режимного правового регулирования общественных отношений [18; 19; 20; 21; 22; 23];
2) форма (порядок) правового регулирования общественных отношений [24; 25; 26; 27];
3) совокупность правил осуществления управления определенным объектом управленческого воздействия [11];
4) правовое состояние определенного режимного объекта [28; 29; 30].
112
Административно-правовой режим не может быть признан ни видом, ни формой правового регулирования. Представляется, что административно-правовое регулирование - это самостоятельное правовое явление, заключающееся в процессе формирования и осуществления правового предписания в реальных общественных отношениях, в воздействии его на эти отношения в сфере государственного управления. В связи с этим административно-правовой режим может выступать как правовое средство такого правового регулирования и как правовое положение объекта управленческого воздействия. Другим аргументом не признания административно-правового (таможенного) режима видом или формой правового регулирования является то, что правовое регулирование может, по нашему мнению, осуществляться и вне режимного регулирования управленческих отношений, например, использование субъективного права гражданина на обращение в орган государственной власти.
Введение в научный оборот новой категории всегда обусловлено точным пониманием смысла слова, которое будет отражать данную категорию. В связи с этим уместно определиться с термином «режим», который понимается как «распорядок дел, действий; условия деятельности, работы, существования чего-нибудь» [31, с. 673]. В другом словаре режим определяется как «1) государственный строй, метод управления; 2) установленный распорядок жизни; 3) совокупность правил, мероприятий, норм для достижения какой-либо цели» [32, с. 1109]. Это означает, что режим есть определенный метод управленческого воздействия на режимный объект, а также установленный порядок осуществления такого воздействия. Такое определение режима является весьма распространенным в современной административно-правовой науке, расхождения встречаются только в содержании самого административно-правового режима. Так, например, А.И. Мико-ленко считает, что элементами правового режима являются: «1) предмет правового регулирования; 2) цели правового регулирования;
1. Рос. газ. 1993. 21 июля.
2. Собр. законодательства РФ. 2003. № 22. Ст. 2066.
3. Собр. законодательства РФ. 2010. № 48. Ст. 6252.
3) принципы права; 4) юридическое положение субъектов; 5) методы, способы, типы, формы правового регулирования; 6) правовые гарантии; 7) правовое положение как особый уклад общественных отношений» [23, с. 53]. Такой широкий подход к содержанию административно-правового режима высказывался большинством ученых-административистов. Различия подходов заключались в наличии или отсутствии нормативно-правовой основы режима, режимных правил, процедур, объектов управленческого воздействия в рамках того или иного режима [11]. Нам представляется, что все эти элементы в той или иной степени отражают содержание административно-правового режима, но сущность его заключается в том, что это система правовых средств, методов и процедур деятельности по воздействию на определенный управляемый объект и правовое положение этого объекта. В этом смысле нам представляется уместным различать таможенный режим и таможенное режимное регулирование, которое соотносится как правовое состояние и его осуществление в процессе реализации правового предписания. В этом смысле таможенный режим следует понимать как совокупность установленных в правовом предписании правил поведения таможенных органов (их должностных лиц) и субъектов внешнеторговой деятельности (таможенная процедура), правового положения товаров для таможенных целей (правовое положение), а также методов, в результате которых происходит воздействие на перемещение товаров через таможенную границу для достижения таможенных целей (правовые средства).
Подводя итог, следует отметить, что таможенная процедура является элементом содержания таможенного режима, определяющим порядок применения методов государственно-властного воздействия на субъектов внешнеторговой деятельности в процессе перемещения ими товаров через таможенную границу таможенного союза ЕврАзЭС и формируя правовое положение товаров для таможенных целей.
1. Rus. newsp. 1993. July, 21.
2. Coll. of legislation of the Russian Federation. 2003. № 22. Art. 2066.
3. Coll. of legislation the Russian Federation, 2010 № 48. Art. 6252.
113
4. Комментарий к Таможенному кодексу Российской Федерации /под ред. А.Н. Козыри-на. М., 1996.
5. Таможенное право: учеб. / отв. ред. Б.Н. Габричидзе. М., 1995.
6. Таможенное право: общая и особенная часть / под ред. В. Г. Дроганов, М.М. Рассоло-ва. М, 2001.
7. Жеребцов А.Н. Таможенное право Российской Федерации: учеб. пособие. Краснодар, 2002.
8. Халипов С. В. Таможенные режимы и специальные таможенные процедуры (Комментарий к Таможенному кодексу Российской Федерации и краткий словарь специальной терминологии). М., 2004.
9. Гущин С. В. Сущность и функции системы внутренней безопасности. М., 1996.
10. Жеребцов А.Н. Миграционно-правовые режимы: теория и практика административно-правового регулирования. Волгоград, 2009.
11. Жеребцов А.Н. Миграционно-правовые режимы: теория и практика административно-правового регулирования. 2-е изд. перераб. и доп. Саратов, 2014.
12. Зиборов О. В. Административно-правовые основы института военного положения. Краснодар, 2015.
13. Космынина П. В. Правовой режим предупреждения преступлений. М., 2005.
14. Маилян С.С. Административно-правовые режимы в теории административного права и практике государственного управления правоохранительной деятельностью. М., 2003.
15. Попова Н.Ф., Попова Н.Н. Специальные административно-правовые режимы. М., 2008.
16. Рушайло В. Б. Административно-правовые режимы. М., 2000.
17. Петров С.М. Общетеоретические основы административно-правовых режимов. М., 2000.
18. Ласточкин В. В. Административно-правовые режимы и охрана государственной границы. М., 1999.
19. Рушайло В. Б. Административно-правовые режимы. М., 2000.
20. Административное право / под ред. В.Я. Кикотя. М., 2003.
21. Зиборов О. В. Административно-правовые основы института военного положения. Краснодар, 2015.
4. Commentary to Customs Code of the Russian Federation / ed. by A.N. Kozyrin. Moscow, 1996.
5. Customs law: textbook / resp. ed. by B.N. Gabrichidze. Moscow, 1995.
6. Customs law: general and special parts / ed. by V.G. Droganov, M.M. Rassolov. Moscow, 2001.
7. Zherebtsov A.N. Customs law of the Russian Federation: study aid. Krasnodar, 2002.
8. Halipov S.V Customs regimes and special customs procedures (comment to Customs Code of the Russian Federation and a brief dictionary of special terminology). Moscow, 2004.
9. Gushin S. V. Essence and functions of the system of internal security: monograph. Moscow, 1996.
10. Zherebtsov A.N. Migration legal regimes: theory and practice of administrative-legal regulation. Volgograd, 2009.
11. Zherebtsov A.N. Migration legal regimes: theory and practice of administrative-legal regulation. 2d. ed. rev. and augm. Saratov, 2014.
12. Ziborov O.V. Legal and administrative foundations Institute martial law: monograph. Krasnodar, 2015.
13. Kosmynina P.V. Legal regime of prevention. Мoscow, 2005.
14. Mayilyan S.S. Administrative and legal regimes in theory of administrative law and practice of the Government law enforcement. Moscow, 2003.
15. Popova N.F., Popova N.N. Special administrative and legal regimes. Moscow, 2008.
16. Ryshailo V.B. Administrative and legal regimes. Moscow, 2000.
17. Petrov S.M. General theoretical bases of administrative and legal regimes. Moscow, 2000.
18. Lastochkin V.V. Legal and administrative regimes and the protection of the state border. Moscow, 1999.
19. Rushailo V.B. Administrative and legal regimes. Moscow, 2000.
20. Administrative law / ed. by V.Ya. Kikot. Moscow, 2003.
21. Ziborov O.V. Legal and administrative foundations Institute martial law. Krasnodar, 2015.
22. Popova N.F. Activity of internal affairs bodies in conditions of special legal and administrative regimes // Scientific portal of the Ministry of the Interior of Russia. 2009. № 2.
23. Mikolenko A.I. «Legalregime» as a category of administrative law of Ukraine // Administrative law and process. 2016. № 2.
114
22. Попова Н.Ф. Деятельность органов внутренних дел в условиях специальных административно-правовых режимов // Научный портал МВД России. 2009. № 2.
23. Миколенко А. И. Правовой режим как категория администра-тивного права Украины // Административное право и процесс. 2016. № 2.
24. Алексеев С. С. Общие дозволения и общие запреты в советском праве. М., 1989.
25. Алексеев С.С. Право: азбука, теория, философия. Опыт комплексного исследования. М., 1999.
26. Матузов Н.И., Малько А.В. Правовые режимы: Вопросы теории и практики // Правоведение. 1996. № 1.
27. Долгополов А.А. Теоретические основы режимного административно-правового регулирования деятельности органов внутренних дел. М., 2014.
28. Общее административное право: учеб. / под ред. Ю.Н. Старилова. Воронеж, 2007.
29. Бахрах Д.Н. Административное право России: учеб. М., 2000.
30. Тихомиров Ю.А. Курс административного права и процесса. М., 1998.
31. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. 4-е изд., доп. М., 2003.
32. Советский энциклопедический словарь / гл. ред. А.М. Прохоров. 2-е изд. М., 1982.
24. Alexeev S.S. General permission and general prohibitions in Soviet law. Moscow, 1989.
25. Alexeev S.S. Law: ABC, theory, philosophy. Experience in integrated studies. Moscow, 1999.
26. Matuzov N.I., Malko A.V. Legal regimes: theory and practice //Law. 1996. № 1.
27. Dolgopolov A.A. Theoretical basis of administrative-legal regulation of security-related activities of internal affairs bodies. Moscow, 2014.
28. General administrative law: textbook / ed. by Yu.N. Starilov. Voronezh, 2007.
29. Bahrah B.N. Administrative law in Russia: textbook. 2000.
30. Tihomirov Yu.A. Course of administrative law and process. Moscow, 1998.
31. Ozhegov S.I. Shvedova N.Yu. Explanatory dictionary of the Russian language. 4th ed., augm. Moscow, 2003.
32. Soviet encyclopedic dictionary /resp. ed. by A.M. Prokhorov. 2nd ed. Moscow, 1982.
ИЗДАНИЯ КРАСНОДАРСКОГО УНИВЕРСИТЕТА МВД РОССИИ
Краснодарский унимврСиг«г МВД РДОСЯМ
UEEOIEIEILHE ОБЩЕСТВЕННОЙ КЕЭОНАСНОСГГИ И ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ ПРЕСТУПНОСТИ: 1ЛЛЛЧИ. ПРОБЛЕМЫ II ПЫТИЕК! ИВЫ
VI нтернялм Шской нпучп о-практической конференции
А UM1HU. Ifll7i:)
Краснодар 1(11 Г
Обеспечение общественной безопасности и противодействие преступности: задачи, проблемы и перспективы :
материалы Всерос. науч.-практ. конф. (23 июня 2017 г.): в 2 т. / под общ. ред. С.А. Буткевича. - Краснодар : Краснодарский университет МВД России, 2017. - Т. I. - 272 с.
Сборник содержит материалы Всероссийской научно-практической конференции, посвященной проблемам и специфике обеспечения общественной безопасности, разработки мер по укреплению правопорядка и противодействию преступности.
Для профессорско-преподавательского состава, докторантов, адъюнктов, курсантов, слушателей образовательных организаций МВД России, сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации.
115