Научная статья на тему 'Таможенный режим как разновидность административно-правового режима'

Таможенный режим как разновидность административно-правового режима Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1492
152
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
правовой режим / административно-правовой режим / таможенный режим / legal regime / administrative-law regime / customs regime

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — В А. Сиринько

В статье проведен всесторонний анализ сущности понятия «правовой режим», «административно-правовой режим», «таможенный режим» от общего к частному. Подчеркивается важность уяснения роли таможенного режима в общем арсенале правовых инструментов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CUSTOMS REGIME AS A VARIETY OF ADMINISTRATIVE-LAW REGIME

This article analyzed the essence of the concept of “legal regime ”, “administrative-law regime”, “customs regime” from general to specific. Emphasize the importance of the role of customs regime in the overall arsenal of legal instruments.

Текст научной работы на тему «Таможенный режим как разновидность административно-правового режима»

УДК 337.2.

В.А. СИРИНЬКО, кандидат юридических наук, доцент (г. Воронеж)

ТАМОЖЕННЫЙ РЕЖИМ КАК РАЗНОВИДНОСТЬ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОГО РЕЖИМА

Статья рекомендована к печати доктором юридических наук, профессором В.Г. Розенфельдом, кандидатом юридических наук, доцентом Д.В. Уткиным.

Аннотация. В статье проведен всесторонний анализ сущности понятия «правовой режим», «административно-правовой режим», «таможенный режим» от общего к частному. Подчеркивается важность уяснения роли таможенного режима в общем арсенале правовых инструментов.

Ключевые слова: правовой режим, административно-правовой режим, таможенный режим.

V.A. SIRINKO, candidat of ystice science (Voronez)

THE CUSTOMS REGIME AS A VARIETY OF ADMINISTRATIVE-LAW REGIME

Abstract. This article analyzed the essence of the concept of "legal regime ", "administrative-law regime", "customs regime" from general to specific. Emphasize the importance of the role of customs regime in the overall arsenal of legal instruments.

Indexing terms: legal regime, administrative-law regime, customs regime.

Понять природу, сущность, назначение таможенных режимов возможно путем уяснения, прежде всего, обобщенной характеристики правовых режимов, разновидностью которых они являются.

Это тем более необходимо в связи с тем, что в законодательстве нередко содержится термин «режим», однако разъяснение его не приводится. Среди ученых в области теории права, административного, экологического, таможенного, других отраслей науки общепризнанного понимания категории правовых режимов до настоящего времени не сложилось.

В научной литературе правовой режим определяется по-разному: как социальный режим некоторого объекта, закрепленный правовыми нормами и обеспеченный совокупностью юридических средств[1 ]; как порядок регулирования, который выражен в комплексе правовых средств, характеризующих особое сочетание вза-

имодействующих между собой дозволений, запретов, а также позитивных обязываний и создающих особую направленность регулирования[2]; как особый порядок правового регулирования, выражающийся в определенном сочетании юридических средств и создающий желаемое социальное состояние и конкретную степень благоприятности либо неблагоприятности для удовлетворения интересов субъекта права[3].

Четкое и в то же время краткое определение правовых режимов предложено И.С. Розановым, как совокупности правовых актов, относящихся к тому или иному аспекту обеспечения безопасности, оснащенных необходимым организационно-техническим механизмом для их неукоснительной реализации (строгая регламентация порядка применения, обеспечивающие органы, система контроля, пропагандистские меры, соответствующие санкции за нарушения установленного порядка и др.)[4].

Вместе с тем, в эту формулировку правового режима следует включить некоторые предложения, высказанные другими авторами.

Объемным, и вместе с тем достаточно обоснованным, представляется понятие «правовой режим», данное В.Г. Розенфельдом как:установле-ние особого порядка, регулирующего деятельность физических и юридических лиц в различных сферах, либо на специальным объектах, с учетом критериев и показателей (индикаторов) соответствующих видов безопасности, определение системы стимулов и нормативов, запретов, ограничений на те или иные действия, установление организационно-технического механизма обеспечения фактической реализации этих предписаний, полномочия соответствующих органов и должностным лиц по контролю (наблюдению) за их исполнением, применению к нарушителям мер принуждения, привлечению виновным к ответственности!5].

Таким образом, правовой режим можно рассматривать и как специальный порядок регулирования, выражающийся в комплексе мер, сочетающих допустимые дозволения, позитивные обязывания и запреты, создающих определенную направленность регулирования, и как результат регулятивного воздействия на определенные общественные отношения путем использования соответствующего набора юридических средств.

Каждое из приведенных определений отражает существенные признаки правовых режимов, их характерные черты.

Во-первых, правовой режим представляет собой разновидность социального режима. Именно социально-юридический характер, по мнению В.Б. Исакова, определят содержание правового режима[6].

Во-вторых, правовой режим устанавливается на законодательном уровне и обеспечивается государством. «Главная его особенность, — считают Н.И. Матузов и А. В. Малько, - состоит в том, что он, по определению, создается, закрепляется, регулируется правом, основан на праве. Вне правовой сферы он немыслим - там действуют другие режимы, не опосредуемые юридическими нормами»[7]. В-третьих, основная цель правовых режимов заключается в том, чтобы специфическим образом регламентировать

конкретные области общественных отношений, выделяя во временных и пространственных границах те или иные субъекты и объекты права. «Правовой режим представляет собой специфический механизм правового регулирования, его особый порядок, направленный на конкретные виды субъектов и объектов, «привязанный» не столько к отдельным ситуациям, сколько к более широким общезначимым социальным процессам (состояниям), в рамках которых эти субъекты и объекты взаимодействуют»^. В-четвертых, правовой режим представляет собой особый порядок правового регулирования, состоящий из юридических средств. Понятие «правовые средства» объединяет явления, выражающиеся в инструментах (установления) и деяниях (технологии), при помощи которых удовлетворяются интересы субъектов права, обеспечивается достижение поставленных в законодательстве целей. В качестве правовых средств выступают нормы и принципы права, правоприменительные акты, договоры, юридические факты, субъективные права и обязанности, запреты, льготы, меры поощрения и наказания, акты реализации прав и обязанностей и т.п. [9].

С.С. Алексеев рассматривает правовой режим как «своего рода укрупненный блок в общем арсенале правового инструментария, соединяющий в единую конструкцию определенный комплекс правовых средств»[10].

В-пятых, в основе правового режима лежит запрет, дозволение или позитивное обязывание. Следует согласиться с Алексеевым С.С., что в рамках любого правового режима всегда участвуют все способы правового регулирования, но в каждом режиме - и это во многом определяет его специфику - один из способов, как правило, выступает в качестве доминанты, определяющей весь его облик. При этом правильным будет сказать, что характер правового режима во многом предопределяется особенностями той или иной отрасли права. В-шестых, правовые режимы создают конкретную степень благоприятности либо неблагоприятное™ для удовлетворения интересов отдельных субъектов права. «Каждый правовой режим, — пишет С.С. Алексеев, - есть все же именно «режим», и его понятие несет в себе основные смысловые оттенки

этого слова, в том числе и то, что правовой режим выражает степень жесткости юридического регулирования, наличие известных ограничений или льгот, допустимый уровень активности субъектов, пределы их правовой самостоя-тельности»[11]. В зависимости от того, какие правовые средства доминируют в правовым режиме, он может быть либо стимулирующим, либо ограничивающим. Если первый создает благоприятные юридические условия для удовлетворения тех или иных интересов, то второй нацелен на их комплексное сдерживание [12].

Д.Н. Бахрах, обративший, в числе первых уче-ных-административистов, внимание на институт правового режима и его разновидность - административно-правовые режимы, считает, что под правовым режимом следует понимать совокупность правил, закрепленных в юридических нормах, регулирующих определенную деятельность людей. Специальное правовое регулирование связано с объектами деятельности (режим использования наркотических, автотранспортных средс тв, культурных ценностей и др.), временем и местом ее осуществления, спецификой самих действий, а чаще всего - сочетанием этих факторов. Понятие правового режима, по его мнению, сопоставимо с понятием правового статуса. Последнее означает права и обязанности субъектов, связывает их с какими-то лицами, а правовой режим характеризует деятельность и с ней связанные права и обязанности ее участников[13].

Правовые режимы можно классифицировать по разным основаниям. В зависимости от предмета правового регулирования правовые режимы подразделяют на конституционные, административные, финансовые, земельные, таможенные и т.д.

Административные (административно-

правовые) режимы являются важной существенной разновидностью правовых режимов, имеют своей целью установление и обеспечение поддержания органами государственного и муниципального управления особого оптимального порядка в жизненно важных сферах безопасности государства, защиты конституционных прав, свобод, законных интересов граждан и юридических лиц, как в обычных условиях, так и при чрезвычайных, экстремальных ситуациях

с учетом показателей безопасности и их пороговых величин [14].

В то же время определение понятия административно-правового (административного) режима в законодательстве Российской Федерации так и не дано. Нет единства мнений по этой проблеме среди ученых-админисгративистов.

Д.Н. Бахрах полагает, что административно-правовой режим - это определенное сочетание административно-правовых средств регулирования, опосредствованное централизованным порядком, императивным методом юридического воздействия. Оно выражается в том, что субъекты правоотношений по своему статусу занимают неравные позиции. Что касается конкретных параметров специальных административно-правовых режимов, то они могут существенно различаться, но проявляются в наличии большего или меньшего количества запретов и позитивных обязываний, или более развернутой сети льгот и дозволений [15].

Ю.А. Тихомиров подчеркивает, что «административно-правовые режимы представляют собой особый вид регулирования, в рамках которого создается и используется специфическая комбинация юридических, организационных и иных средств для обеспечения того или иного состояния. Оно поддерживается, сохраняется и меняется с помощью параметров, которые являются обязательными. Исходя из этих соображений, ученый определяет административно-правовой режим как специфический порядок деятельности субъектов права в разных сферах государственной жизни. Он устанавливается в законах и подзаконных актах и направлен на их строгую целевую и функциональную деятельность на тех участках, где нужны дополнительные средства для поддержания требуемого государственного состояния»[16].

И.С. Розанов предлагает определение административно-правового режима, как установленную в законодательном порядке совокупность правил деятельности, действий или поведения граждан и юридических лиц, а также порядок реализации ими своих прав в определенных условиях (ситуациях) обеспечения и поддержания суверенитета и обороны государства, интересов безопасности и охраны общественного

порядка специально созданными для этой цели службами государственного управления[17].

Представляется аргументированным определение административно-правового режима, как обладающей специфическими чертами разновидность правового режима, данное В.Г. Розенфельдом как особого порядка деятельности физических и юридических лиц, связанного с наличием специфических факторов, условий, ситуаций, показателей безопасности и пороговых величин в той или иной сфере общественных отношений, либо на тех или иных объектах, обуславливающих необходимость введения специальных нормативов поведения, запретов (ограничений) на определенные действия физических и юридических лиц, предусматривающего предоставление специальных полномочий соответствующим органам и должностным лицам и систему организационно-правовых, организационно-технических мер по их реализации, применение стимулирующих средств, с одной стороны, и средств принуждения, привлечения виновных к ответственности - с другой, в целях гарантирования и реального обеспечения внешней и внутренней безопасности России, ее субъектов, защиты государственных интересов, социально-экономических, других прав и свобод граждан, охраны их жизни и здоровья[18].

Конкретные виды административно-правовых режимов весьма разнообразны и зависят от характера и ситуационной обстановки в сферах, где необходим особый порядок для обеспечения государственной безопасности, правопорядка, защиты государственных интересов, прав и свобод граждан, предупреждения и пресечения чрезвычайных, экстремальных ситуаций, либо которые обуславливаются важностью устранения условий, способствующих росту организованной преступности, коррупции чиновников, проникновению криминальных структур в систему органов власти и местного самоуправления или которые связаны с необходимостью регулировать отношения в рыночной экономике, устранять дестабилизирующие ее факторы и т.д.

Д.Н. Бахрах выделяет наиболее общие, универсальные режимы и производные от них вторичные режимы, различает режимы по территориальному критерию, детально рассматривает

общегосударственные специальные режимы, режимы обеспечения законности, режимы чрезвычайного, военного, особого положения, режимы секретности, общие и особые таможенные режимы, пограничный режим и региональные режимы (закрытого административного образования). Убедительны и его суждения о постоянных и временных ситуационных режимах (чрезвычайного положения), о разграничении режимов по объектам, средствам деятельности (заповедников, заказников, ядов, валюты и др.)[19].

И.С. Розанов проводит следующую классификацию режимов:

- по обеспечению интересов государственной безопасности страны, защиты государственной тайны (пограничный режим, режим въезда в Российскую Федерацию и выезда из нее);

- по обеспечению безопасности государства и охране общественного порядка (например, административно-правовой режим проживания и передвижения иностранцев);

- режимы, относящиеся к так называемой разрешительной системе (порядок приобретения, хранения, использования огнестрельного оружия, взрывчатых веществ, радиоактивных изотопов, ядов, ядохимикатов, наркотических препаратов, паспортная система и др.);

- режимы, способствующие достижению целей и задач отраслей управления (санитарный режим, таможенный режим и пр.);

- наконец, комплексные режимы, преследующие цели поддержания обороноспособности страны, государственной безопасности, общественного порядка, здоровья и безопасности граждан в условиях исключительных обстоятельств (военная угроза, стихийные бедствия, эпидемии, эпизодии, массовые беспорядки и др.)[20].

Ю.А. Тихомиров предлагает делить административно-правовые режимы по категориям: административно-правовые режимы обеспечения стабильности государства, административно-правовые режимы, призванные обеспечивать функции управления и сферы деятельности (налоговой, санитарной и т.д.), административно-правовые режимы для граждан (реализация прав граждан на охрану здоровья, оплату труда, охрану труда и технику безопасности, права на предприниматель-

скую деятельность и пр.), учетно-легализую-щие режимы (государственная регистрация физических и юридических лиц, регистрация сделок с недвижимостью, регистрация оружия, лицензирование предпринимательской деятельности), административно-функцио-

нальные режимы[21].

В юридической литературе высказываются и другие возможные разновидности административно-правовых режимов [22].

Таможенный режим - разновидность административно-правового режима, обладающая всеми присущими ему чертами.

В широком смысле слова под таможенным режимом следует понимать правовой режим, представляющий собой систему правовых средств и требований, обладающих различной правовой природой, установленный таможенным законодательством и имеющий целью регламентировать отношения, возникающие в связи с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации между лицом, их перемещающим, и таможенным органом.

Таможенный режим, как понятие в российском таможенном праве, - явление достаточно новое. В Таможенных уставах Российской империи издания 1904 и 1910 гг., Таможенном кодексе СССР в редакции 1928 г., Таможенном кодексе Союза ССР в редакции 1964 г., Таможенном кодексе СССР в редакции 1991 года норм о таможенных режимах не содержится. В то же время Таможенный кодекс СССР 1991 г. предусматривал общие положения о пропуске через таможенную границу СССР (ст. 23), в соответствии с которыми товары и иные предметы пропускались: 1) для свободного обращения на таможенной территории СССР или за пределами этой территории; 2) в целях временного ввоза или временного вывоза; 3) для транзита через территорию СССР, т.е. в самых общих чертах определял статус товаров.

Впервые понятие "таможенный режим" было введено в Таможенный кодекс РФ в 1993 г., под которым понималась совокупность положений, определяющих статус товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации, для таможенных целей (ст. 18).

Таможенный кодекс РФ 1993 г. предусматривал 15 таможенных режимов. Таможенный кодекс РФ 2003 г. содержит 16 режимов, иные специальные таможенные режимы, которые установлены в отношении 5-ти категорий товаров и регламентируются отдельными Постановлениями Правительства РФ. Следует отметить, что в действующем Кодексе отражены все таможенные режимы, используемые в международной практике. Тем не менее, в литературе высказываются предложения о дополнении перечня режимов.

Таможенный режим действующим Таможенным кодексом РФ определяется как таможенная процедура, включающая совокупность требований и условий о порядке применения к товарам и транспортным средствам таможенных пошлин, налогов, а также запретов и ограничений, о статусе товаров и транспортных средств для таможенных целей в зависимости от целей их перемещения и использования в России или за ее пределами (подп. 22 п. 1 ст. 11 Таможенного кодекса РФ).

Наряду с определением таможенного режима Таможенный кодекс РФ содержит понятие «таможенная процедура». Таможенный режим также представляет собой таможенную процедуру. Как следует из определений, и та и другая правовая категория устанавливает порядок действий и статус товаров и транспортных средств. Таможенный режим дополнительно включает в себя требования и условия в отношении таможенных пошлин, налогов и запретов и ограничений, но данные требования и условия характерны и для других таможенных процедур. Так, в соответствии со ст. 79 Таможенного кодекса РФ внутренний таможенный транзит - это таможенная процедура, при которой иностранные товары перевозятся по таможенной территории Российской Федерации без уплаты таможенных пошлин, налогов и применения запретов и ограничений экономического характера. Временное хранение - таможенная процедура, при которой иностранные товары хранятся без уплаты таможенных пошлин, налогов и без применения к ним ограничений, установленных законодательством о государственном регулировании внешнеторговой деятельности (ст. 99 Таможенного кодекса РФ).

М.М. Рассолов, Н.Д. Эриашвили, В.Н. Га-лузо, И.И. Брыка, Л.Р. Джгаркава, И.М. Рассолов отмечают: "...иначе говоря, таможенный режим фактически отождествляется с таможенной процедурой. Более того, таможенные режимы наряду с таможенным оформлением и специальными таможенными процедурами составляют содержание "таможенные процедуры". Однако это положение Таможенного кодекса РФ нуждается в критическом переосмыслении"[23].

Заслуживает внимания анализ понятия "таможенный режим", проведенный А.Н. Яцушко, который отмечает, что с помощью правовой категории таможенного режима определяется: (а) конкретный порядок перемещения товара через таможенную границу в зависимости от его предназначения (цели перемещения); б) условия его нахождения и допустимое использование на (вне) таможенной территории; в) права и обязанности бенефициара таможенного режима; г) в некоторых случаях также требования к данному товару, правовому статусу лица, перемещающего его через таможенную границу»[24]. Из этих четырех положений складывается содержание таможенного режима, хотя в науке таможенного права вопрос о структурных элементах таможенного режима представляется спорным [25].

Таким образом, термин «таможенный режим» и обозначаемое им понятие имеет несколько значений. В частности, в первом значении таможенный режим определяется как выбираемый собственником, владельцем или распорядителем перемещаемых через таможенную границу товаров и иных предметов вариант распоряжения этими товарами (предметами): соответственно, при экспорте - за границей, при импорте - на национальной таможенной территории. Фактически таможенный режим - это официальная цель, заявляемая таможенному органу посредством указания в таможенной декларации варианта распоряжения товарами.

Во втором значении таможенный режим определяется как совокупность прав, обязанностей и правил, применяемых таможенными органами при осуществлении таможенного контроля и других функций, которые осуществляют таможенные органы на основании комплекса

предоставленных им прав и возложенных на них обязанностей, в том числе и по контролю за соблюдением таможенных правил, изложенных в таможенном законодательстве.

Третье значение термина "таможенный режим" - установленная в зависимости от характера и цели перемещения предмета через таможенную границу совокупность таможенных процедур, подлежащих применению к данному предмету. Таким образом, понятие "таможенный режим" в данном случае определяется через понятие "совокупность таможенных процедур". По правилам определения понятий эти два понятия должны соотноситься между собой как частное и общее. Однако при сравнении содержания понятия "таможенные процедуры" с трактовкой понятия "таможенный режим" можно обнаружить прямо противоположный подход к соотношению этих понятий.

Представляет интерес позиция А.А. Шахма-метьева о месте, роли, содержании таможенного режима, исходя из норм таможенного права, где таможенный режим представляет собой правовой институт, занимающий важное место, что рассматривается им на примере Франции[26]. В современном таможенном законодательстве Франции (принимая во внимание, что последнее является частью таможенно-правовой системы ЕС), таможенный режим выступает как один из основных институциональных элементов таможенно-правового регулирования внешнеторговой деятельности. Использование института таможенного режима позволяет в концентрированном и систематизированном виде структуризировать отдельные составляющие механизма таможенного регулирования. При этом можно отметить, что в последнем он играет двоякую роль. С одной стороны, институт таможенного режима имеет важное организационно-методологическое значение в правовой основе осуществления таможенного регулирования внешнеторговой деятельности, поскольку данное понятие в обобщенном виде используется как обозначающее совокупность положений, определяющих статус товаров для таможенных целей. С другой стороны, таможенный режим в системе государственного регулирования имеет значительное по своему содержанию функциональное и практическое предназна-

чение. Во-первых, данный институт служит для обозначения наиболее простых таможенных предназначений, не преследующих целей решения каких-либо экономических задач, кроме вывоза и ввоза товаров соответственно с национальной таможенной территории или за ее пределы. Во-вторых, таможенный режим (часто уточняемый с помощью специальных определений - "экономический", "отсрочки" и т.п.) используется как комплексный способ осуществления таможенного регулирования при совершении отдельных видов экономической деятельности (экономических операций), связанных с перемещением товаров через таможенную границу и предусматривающих использование особого порядка применения таможенных инструментов регулирования (например, освобождение от таможенных платежей, предварительное предоставление фискальных налоговых или финансовых льгот и т.п.) [2 7].

По мнению Шахмаметьева А.А., таможенный режим является самостоятельным институтом, обладающим рядом специфических характеристик, и имеет, по сути, "самодостаточное" внутреннее содержание, фактически таможенный режим, учитывая его комплексный характер (как в юридическом, так и в экономическом смысле), выступает как объективный системообразующий фактор в таможенно-право-вом механизме, и в первую очередь, по отношению к самим отдельным элементам данного механизма - таможенным средствам и инструментам регулирования. Если режим рассматривать как предназначение товара с соответствующим ему статусом, то не возникает необходимости определять его как процедуру, входящую в таможенное оформление. Наоборот, предназначение использует такой таможенный инструмент как таможенное оформление, которое имеет свои виды в зависимости от предназначения товара.

А.Н. Яцушко таможенный режим определяет следующим образом: «Таможенный режим - это комплекс правовых норм, устанавливающих: правовой статус товаров, транспортных средств, предметов, не являющихся товарами, лиц, имеющих отношение к владению, пользованию, распоряжению ими; поря-

док их перемещения через таможенную границу на таможенную территорию, нахождения (пребывания) на ней и вывоза за ее пределы, в зависимости от страны происхождения товаров, транспортных средств и предметов, их вида, количества, качества, стоимости, предназначения, цели перемещения и цели использования, времени пребывания на таможенной территории или за ее пределами, категории лиц, имеющих к ним отношение, наличия или отсутствия у них установленных льгот, преференций или ограничений для такого перемещения, пребывания, владения, использования, распоряжения, иных обстоятельств; порядок осуществления таможенными органами возложенных на них функций и задач в связи с таким перемещением в зависимости от таможенной и других видов политики государства, а также комплекс мер по реализации такого по-рядка»[28].

По нашему мнению, данное определение охватывает весь спектр существенных характеристик явления, описываемого данным понятием. Однако, стоит дополнить вторую часть дефиниции, включив в нее следующее: «....предоставление необходимых полномочий таможенным органам, порядок осуществления таможенными органами возложенных на них функций и задач, а также комплекс мер по реализации такого порядка, включая, как стимулирующие меры, так и меры принуждения, привлечение виновных лиц к ответственности за нарушение таможенного режима».

Примечания:

1. Исаков, В.Б. Механизм правового регулирования / В.Б. Исаков // Проблемы теории государства и права. - М., 1987. - С. 258-259. При этом социальным режимом В.Б. Исаков понимает относительно устойчивую взаимосвязь социального объекта (явления, процесса, института) с другими социальными объектами, обеспечивающую достижение некоторых целей.

2. Алексеев, С.С. Общие дозволения и запреты в советском праве / С.С. Алексеев. - М.: Юрид. лит., 1989. - С. 185.

3. Матузов, Н.И. Правовые режимы: вопросы теории и практики / Н.И. Матузов, А.В. Малько // Правоведение. -1996.-№ 1.-С. 17-18.

4. Розанов, И.О. Административно-правовые режимы по законодательству Российской Федерации / И.О. розанов // Государство и право. - 1996. -№ 9. - С. 84-85.

5. Розенфелъд, В.Г. Административное право России / В.Г. Розенфельд. - Воронеж: «Истоки», 2002. - С. 209.

6. Исаков, В.Б. Там же. - С. 259.

7. Матузов Н И., Малько А.В. Указ. соч. - С. 17.

8. Там же. - С. 20.

9. Малько, А.В. Правовые средства: вопросы теории и практики / А.В. Малько//Журнал российского права. - 1998. -№ 8. - С. 66; Теория государства и права. Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. - М.: Юрист, 1999.-С 621-622.

10. Однако понятие правового режима нельзя отождествлять с понятием механизма правового регулирования: если последний представляет собой юридическую категорию, показывающую как осуществляется правовое регулирование, то правовой режим - в большей мере содержательная характеристика конкретных нормативных средств, призванных организовать определенный участок жизнедеятельности людей. См.: Алексеев С.С. Указ соч.-С. 185.

11. Алексеев, С. С. Указ. работа. - С. 186

12. Н.И. Матузов и А.В. Малько отмечают, что преимущество стимулирующих начал по сравнению с началами ограничивающими заключается в том, что они, как правило, выступают более тонкими и гибкими способами регулирования, юридическим выражением свободы личности, незаменимым механизмом содействия самоуправлению. См.: Матузов И.И., Малько А.В. Указ. статья. - С. 29.

13. Бахрах, Д.Н. Административное право/ Д.Н. Бахрах. -М., 1996,- С.201.

14. Розенфельд, В. Г. - Указ. соч. - С. 210.

15. Бахрах, Д.Н. Указ. соч. - С. 202.

16. Тихомиров, Ю.А. Курс административного права и процесса.-М., 1998.-С. 401-402.

17. Розанов, И.С. Указ. соч. - С 87-88.

18. Розенфельд, В.Г. Указ. соч.-С. 212.

19. Бахрах, Д.Н. Указ. соч. - С. 201 - 237.

20. Розанов, И.О. Административно-правовые режимы по законодательству Российской Федерации/И.О. Розанов // Государство и право. - 1996. - № 9. - С. 87-88.

21. Тихомиров, Ю.А. Указ. соч.-С. 432-440.

22. Так, Марченко Р.А. выделяет административно-правовой режим обеспечения таможенного дела, под кото-

рым автор понимает совокупность правовых норм и организационных мер, устанавливающих и обеспечивающих в целях защиты экономических и иных интересов государства порядок перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу, а также правила поведения лиц в сфере таможенного дела, в наибольшей степени отвечающие интересам обеспечения безопасности Российской Федерации. См.: Марченко, Р.А. Административно-правовой режим обеспечения таможенного дела / Р.А. Марченко / / Административное право и процесс. - 2009. - № 1.

23. Таможенное право: Учебник для вузов / Под ред. М.М. Рассолова, Н.Д. Эриашвили. 2-е изд., перераб. и доп. -М.: ЮНИТИ-ДАНА,2006.-С. 124- 125.

24. Яцугико, А.Н. О понятии и классификации таможенных режимов /А.Н. Яцушко // Экономические и правовые проблемы таможенной деятельности: Сборник научных трудов. Ч. 1. / Под ред. П.М. Блинова. - М.: РИО РТА, 1999.-С. 204-212.

25. А.Н. Козырни выделяет в качестве элементов таможенного режима его условия, требования и ограничения. См.: Козырин, А.Н. Таможенные режимы / А.Н. козы-рин. - М., 2000. - С. 15. А.А. Шахмаметьев называет иные элементы содержания таможенного режима: требования, ограничения и дозволения. См.: Шахмаметьев, А.А. Таможенные режимы в механизме государственного регулирования внешнеторговой деятельности (исторические аспекты развития на примере Франции) / А.А. Шахмаметьев// Юрист.-2005.-№ 12.-С. 30.

26.В настоящее время западноевропейское таможенное право, вобрав в себя богатый опыт таможенного регулирования государств-членов и продолжая постоянно совершенствоваться, является одной из наиболее развитых таможенно-правовых систем. Важное место в таможенном праве ЕС уже на протяжении многих лет отводится использованию комплекса таможенных режимов. В текстах правовых актов ЕС, так же как и во французском законодательстве, нет определения рассматриваемого понятия. Однако, достаточно детальная регламентация различных таможенных режимов, позволяет практически однозначно определить их юридическое содержание и не препятствует их активному использованию в правовом механизме внешнеторгового регулирования ЕС.

27. Шахмаметьев, А.А. Указ. соч. — С. 26 - 30.

28. Яцушко, А.И. Указ. соч. - С. 221 - 222.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.