Научная статья на тему 'СООТНОШЕНИЕ СПРАВЕДЛИВОСТИ И ПРАВА'

СООТНОШЕНИЕ СПРАВЕДЛИВОСТИ И ПРАВА Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
484
88
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
StudNet
Область наук
Ключевые слова
право / теория права / наука / философия / справедливость / государство / совесть. / law / theory of law / science / philosophy / justice / state / conscience.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Бордакова А. Г., Киямова А. Р.

Статья посвящена проблеме взаимосвязи таких категорий как право и справедливость. Тема справедливости является одной из наиболее древних как для философии, так и для юридической науки. На протяжении всей истории данные категории изучаются различными философами и деятелями юридических наук. Рассмотрены основные концепции, которые существовали в определенных исторических периодах; взгляды ученых и их влияние. Справедливость в юриспруденции определяется как факт признания и законодательного закрепления ее в качестве принципа деятельности российского государства и его правоприменительных органов. С этих же позиций справедливость рассматривается как своеобразная юридическая гарантия построения правового государства в нашей стране. Предназначение права – обеспечение справедливости, а нравственности – в обеспечении торжества совести.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BALANCE OF JUSTICE AND LAW

The article is dedicated to the problem of the relationship between such categories as law and justice. The theme of justice is one of the most ancient for both philosophy and legal science. Throughout history, these categories have been studied by various philosophers and legal scholars. The main concepts that existed in certain historical periods are considered; the views of scientists and their influence. Justice in jurisprudence is defined as the fact of its recognition and legislative consolidation as a principle of the activities of the Russian state and its law enforcement agencies. From the same point of view, justice is viewed as a kind of legal guarantee for building a rule-of-law state in our country. The purpose of law is to ensure justice, and morality is to ensure the triumph of conscience.

Текст научной работы на тему «СООТНОШЕНИЕ СПРАВЕДЛИВОСТИ И ПРАВА»

Научно-образовательный журнал для студентов и преподавателей «StudNet» №4/2021

СООТНОШЕНИЕ СПРАВЕДЛИВОСТИ И ПРАВА

BALANCE OF JUSTICE AND LAW

УДК 340.115 DOI: 10.24411/2658-4964-2021-10340 Бордакова А.Г., старший преподаватель кафедры гражданского и арбитражного процесса, Самарский государственный экономический университет, Россия, г. Самара

Киямова А.Р., студент, 4 курс, факультет «Юридический», Борьба с правонарушениями в сфере экономики, Самарский государственный экономический университет, Россия, г. Самара

Bordakova A.G., Senior Lecturer, Department of Civil and Arbitration Procedure, Samara State University of Economics, Russia, Samara

Kiyamova A.R., student, 4th year, Faculty of Law, Fight against offenses in the field of economics, Samara State University of Economics, Russia, Samara

Аннотация: Статья посвящена проблеме взаимосвязи таких категорий как право и справедливость. Тема справедливости является одной из наиболее древних как для философии, так и для юридической науки. На протяжении всей истории данные категории изучаются различными философами и деятелями юридических наук. Рассмотрены основные концепции, которые существовали в определенных исторических периодах; взгляды ученых и их влияние. Справедливость в юриспруденции определяется как факт признания и законодательного закрепления ее в качестве принципа деятельности российского государства и его правоприменительных органов. С этих же позиций справедливость рассматривается как своеобразная юридическая гарантия

построения правового государства в нашей стране. Предназначение права -обеспечение справедливости, а нравственности - в обеспечении торжества совести.

Annotation: The article is dedicated to the problem of the relationship between such categories as law and justice. The theme of justice is one of the most ancient for both philosophy and legal science. Throughout history, these categories have been studied by various philosophers and legal scholars. The main concepts that existed in certain historical periods are considered; the views of scientists and their influence. Justice in jurisprudence is defined as the fact of its recognition and legislative consolidation as a principle of the activities of the Russian state and its law enforcement agencies. From the same point of view, justice is viewed as a kind of legal guarantee for building a rule-of-law state in our country. The purpose of law is to ensure justice, and morality is to ensure the triumph of conscience.

Ключевые слова: право, теория права, наука, философия, справедливость, государство, совесть.

Key words: law, theory of law, science, philosophy, justice, state, conscience.

Тема справедливости является одной из наиболее древних как для философии, так и для юридической науки. Справедливость связана с такими понятиями как «свобода», «нравственность», «ответственность». В широком смысле данное понятие рассматривается как идея необходимости соответствия воздания деянию. Но единой «формулы» справедливости, к сожалению, не существует. Подходы к понятию справедливости у различных народов в тот или иной исторический период различаются, а иногда и взаимно исключаются. В древнегреческой философии законы не были результатом субъективного творчества, но имели место в традициях, рассматривая их как обязательный для всех принцип: законы важны и справедливы одновременно. Справедливость выражалась в формальном равенстве полноправных граждан полиса. Эти принципы стали основой реформ Ликурга и Солона. [1, с.387]

Также о справедливости рассуждали и другие древние мыслители, например, Аристотель, Цицерон, Платон. В одном из своих трактов Цицерон писал: «Кара да соответствует преступлению! — дабы каждый нес наказание в соответствии со своим проступком: чтобы самоуправство каралось утратой гражданских прав, алчность — пеней, искательство почетных должностей — дурной славой». Истории известны и другие подходы к справедливости. Например, всем известен принцип талиона, который отражается в формуле: «Око за око, зуб за зуб». [2, с.264]

Аристотель же рассматривал справедливость немного иначе: «Справедливость есть равное, но только для равных» (и наоборот: «Неравное, но лишь для неравных»). Он также отмечал, что понятие справедливости в человеческой деятельности может быть обыденным, и его содержание может меняться от полиса к полису. Так, справедливость рассматривается как нечто естественное, и данное понятие становится универсальным для всего человечества. [1, с.389]

В своем трактате «Политика» Аристотель сформулировал ключевую идею «смешанного правления», в рамках которого разрешаются социальные конфликты и достигается гармония интересов различных социальных групп. Справедливым называют закон или применение закона. Справедливость судьи служит критерием для позитивного права, это уравнивающая справедливость, возникающая в отношениях в процессе обмена, а распределяющая справедливость касается благ, общих для всех граждан. Уравнивающая справедливость - среднее между ущербом и выгодой. Она ограничивает произвол и направлена на то, чтобы каждый имел равное.[3, с.5]

Отношение к справедливости тесно связано с вопросом о таких философских категориях как нравственность и свобода. Так, идеи П.А. Кропоткина говорят о единстве свободы и нравственности как особом стержне его личностного бытия. В ранних социально-политических взглядах на буржуазное общество имело место некоторое преувеличение свобод как прав. В будущем

такой взгляд в общем смысле был преодолен, но понимание права, относящегося к личности, все же сохранилось.

Реализацию социального идеала П. А. Кропоткин связывает с усилиями высоконравственных и одновременно свободных людей, точнее личностей, которые смогут договориться между собой и сотрудничать. [4, с.24]

В своей работе «Оправдание добра» В.С. Соловьев утверждал, что справедливость- «равенство в должном», отмечая, что этическое побуждение сострадания отражается в справедливости как существенной идее правового поведения и в милосердии, которое является нравственным законом человеческого общения. В данной работе внимание уделяется той справедливости, которая представляет собой логически осмысленное выражение интуитивно ощущаемого чувства милосердия, завещанного христианской заповедью любви к ближнему. В христианском понимании справедливость - это определенная доля милосердного отношения к ближнему. В одной из своих работ, «Чтения о Богочеловечестве», В.С. Соловьев утверждал, что в нравственном значении справедливость - Распределительная справедливость - справедливость публичного права, которая является изначальной формой справедливости, без которой не может возникнуть вторичная уравнительная справедливость. [1, с.388]

К социально-этическим идеям обращается в Новое время Томас Гоббс, который заложил в своих трудах основы либеральной концепции справедливости. [5, с.107] После чего развивалась крупнейшими мыслителями Нового времени и Просвещения Дж. Локком, Руссо, Кантом. Данная модель стала нормативной основой концепции справедливости, с ее приоритетом прав самоконтроль своих притязаний в пользу чужих прав. На сегодняшний день данная проблема бурно обсуждается юристами и философами как в России, так и в других странах. [6, с.107]

Из вышеуказанного заметно, что справедливость - довольно многогранная категория, понимание которой очень зависит от ракурса изучения. Итак, взаимодействие права и справедливости является сложным вопросом. Подходы к изучению справедливости довольно разнообразны, споры по данному вопросу

занимают особое место в мире юриспруденции. Является ли справедливость юридической или неюридической категорией? - задаются вопросом члены юридического сообщества.

Тимофей Николаевич Радько, советский и российский юрист, доктор юридических наук, профессор, утверждает, что некоторые ученые (М.Н. Марченко, В.А. Четвертин) рассматривают справедливость как внеправовую категорию, находящуюся за рамками права, поскольку справедливость, зло и добро - это категория именно морали, а не права. Радько считает, что справедливость - это универсальная категория, которая не может принадлежать только праву, ведь неспроста существует такое понятие, как «социальная справедливость». По мнению Тимофея Николаевича, в праве должна отражаться и закрепляться «юридическая справедливость». Это означает, что право обязано воздавать должное правонарушителям, не допускать одним наживаться за счет других, не допуская произвола - в этом заключается справедливость права. [2, с.264]

Отталкиваясь от данных рассуждений, можно прийти к выводу, что справедливость - категория, которая не совпадает с правом, однако тесно связана с ним и оказывает большое влияние как на правотворчество, так и на правоприменение.

В юриспруденции справедливость рассматривается как принцип нормотворчества, деятельности государства, применения норм права. Итак, справедливость юридической ответственности для правонарушителей - это наказание, соразмерное содеянному; это воздаяние правонарушителю, определенное обществом и государством.

Право и нравственность имеют много общего между собой. Предназначение права - обеспечение торжества справедливости, справедливости - торжество совести. То, что является справедливым, не всегда является верным со стороны нравственности. Например, решение суда может быть и справедливым, и жестоким одновременно. [7, с.102]

Безусловно, моральный аспект является одним из важнейших критериев качества закона и главным социальным регулятором, а нравственный закон находится внутри каждого человека, о чем утверждал И.Кант. Различие между правом и нравственным законом может привести к несостоятельности любых правовых норм. [8, с.201]

Подводя итоги, можно сделать вывод, что справедливость очень существенна для права, она закладывается в основе множества правовых явлений. Вот и Тимофей Николаевич Радько пришел к утверждению, что справедливость -категория нравственно-правовая, что означает, что право и справедливость не тождественны, но взаимосвязаны. Соглашусь с мнением ученого, поскольку действительно невозможно представить общество без права, а право - без справедливости. Любое общество всегда идет вперед, мировоззрение меняется, создаются новые критерии справедливости. По мнению Т.Н. Радько, судьба права - стремление к данным критериям.

Итак, теория права уделяет справедливости особую роль в развитии права. Справедливость должна выступать идеалом для права. Стремление к справедливости не позволяет праву регрессировать.

Использованные источники:

1. Бучило Н. Ф., Исаев И. А. История и философия науки: учеб. пособие. — М.: Проспект, 2015. — 432 с.

2. Радько Т. Н. Теория государства и права: учебник. — 2-е изд. — М.: Проспект, 2010. — 752 с.

3. Канарш Г. Ю. Социальная справедливость: философские концепции и российская ситуация: монография. — М.: Изд -во Моск. гуманит. ун-та, 2011. — 236 с.

4. Артемов В. М. Приоритет нравственно-философского измерения свободы в трудах П. А. Кропоткина: опыт теоретической реконструкции в контексте стратегии этизации современного права // Материалы межрегиональной научной конференции «Этика П. А. Кропоткина и проблема соотношения нравственности и права»: сборник докладов (монографический). — М.:

Издательский центр Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА), 2017. — С. 18—29.

5. Гоббс Т. Левиафан, или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского. Гл. XV // Гоббс Т. Левиафан. М. : Мысль, 2001. — 123 с.

6. Соловьев В. С. Чтения о Богочеловечестве // Соловьев В. С. Сочинения : в 2 т. / под ред. В. Ф. Асмуса. — М., 1989. — Т. 2. — 415 с. 14. Цицерон. Диалог. О государстве. О законах. — М. : Наука, 1966. — 226 с.

7. Егоров С. А. Нравственность, право и правопорядок в России. Право и нравственность в их единстве и несовпадении // Материалы международной научной конференции «Нравственные основы теории государства и права» / отв. ред. О. В. Мартышин. — М.: МГЮА, 2005. — 328 с.

8. Борисенко Е. А. Закон правового государства / Современный конституционализм: вызовы и перспективы: материалы международной научно-практической конференции, посвященной 20-летию Конституции Российской Федерации (Санкт-Петербург, 14—15 ноября 2013 г.) / отв. ред. В. Д. Зорькин. — М.: Норма, 2014. — 480 с.

Used sources:

1. Buchilo NF, Isaev IA History and philosophy of science: textbook. allowance. - M .: Prospect, 2015 .-- 432 p.

2. Radko TN Theory of state and law: textbook. - 2nd ed. - M .: Prospect, 2010 .-752 p.

3. Kanarsh G. Yu. Social justice: philosophical concepts and the Russian situation: monograph. - M .: Publishing house of Moscow. humanizes. University, 2011 .-236 p.

4. Artemov V. M. The priority of the moral and philosophical dimension of freedom in the works of P. A. Kropotkin: the experience of theoretical reconstruction in the context of the strategy of ethization of modern law // Materials of the interregional scientific conference "Ethics of P. A. Kropotkin and the problem of the relationship between morality and law" : collection of reports (monographic). - M .: Publishing

Center of the University named after O.E. Kutafina (Moscow State Law Academy), 2017. - pp. 18-29.

5. Hobbes T. Leviathan, or Matter, Form and Power of the Church and Civil State. Ch. XV // Hobbes T. Leviathan. M.: Mysl, 2001 .-- 123 p.

6. Solov'ev VS Readings about God-manhood // Solov'ev VS Works: in 2 volumes / ed. V.F.Asmus. - M., 1989 .-- T. 2. - 415 p. 14. Cicero. Dialogue. About the state. About laws. - M.: Nauka, 1966 .-- 226 p.

7. Egorov S. A. Morality, law and legal order in Russia. Law and morality in their unity and non-coincidence // Materials of the international scientific conference "Moral foundations of the theory of state and law" / otv. ed. O. V. Martyshin. - M .: MGYuA, 2005 .-- 328 p.

8. Borisenko EA Law of the rule of law / Modern constitutionalism: challenges and prospects: materials of the international scientific and practical conference dedicated to the 20th anniversary of the Constitution of the Russian Federation (St. Petersburg, November 14-15, 2013) / otv. ed. V.D. Zorkin. - M .: Norma, 2014 .-480 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.