Научная статья на тему 'Соотношение социально-психологических и индивидуально-психологических характеристик как фактор управления спортивной командой по волейболу'

Соотношение социально-психологических и индивидуально-психологических характеристик как фактор управления спортивной командой по волейболу Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
39
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
студенческий спорт / волейбол / эмоциональная устойчивость / конкуренция / student sports / volleyball / emotional stability / competition

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Игорь Сергеевич Москаленко, Любовь Геннадьевна Санникова, Владимир Владимирович Богданов

Последнее время отмечено интенсивным развитием новой отрасли науки, призванной решать вопросы организации и управления большими и малыми коллективами. Это результат дальнейшего роста дифференциации социологии, социальной психологии и педагогики по видам изучаемой человеческой деятельности и интеграции их различных направлений. Однако имеющиеся в этой области достижения на сегодняшний день еще не нашли должного отражения в практике спортивной деятельности, например в командно-игровой, где вопросы организации и управления спортивным коллективом имеют первостепенное значение.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Игорь Сергеевич Москаленко, Любовь Геннадьевна Санникова, Владимир Владимирович Богданов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The ratio of socio-psychological and individual psychological characteristics as a factor in the management of a volleyball sports team

Recently, there has been an intensive development of a new branch of science designed to solve the issues of organization and management of large and small teams. This is the result of a further increase in the differentiation of sociology, social psychology and pedagogy by the types of human activity studied and the integration of their various directions. However, the achievements in this area to date have not yet been adequately reflected in the practice of sports activities, for example in team games, where issues of organization and management of a sports team are of paramount importance.

Текст научной работы на тему «Соотношение социально-психологических и индивидуально-психологических характеристик как фактор управления спортивной командой по волейболу»

Научная статья УДК 796/799; ББК 75.1

https://doi.org/10.24412/2658-638X-2024-l-100-103 EDN: https://elibrary.ru/XINUAW NIION: 2018-0077-1/24-433 MOSURED: 77/27-024-2024-01-632

Область науки: 5. Социальные и гуманитарные науки

Группа научных специальностей: 5.8. Педагогика

Шифр научной специальности: 5.8.7. Методология и технология профессионального обучения

Соотношение социально-психологических и индивидуально-психологических характеристик как фактор управления спортивной командой по волейболу

Игорь Сергеевич Москаленко1, Любовь Геннадьевна Санникова2,

Владимир Владимирович Богданов3

2 Государственный институт экономики, финансов, права и технологий, Гатчина, Россия

1 [email protected]

2 [email protected]

3 Санкт-Петербургский государственный морской технический университет, Санкт-Петербург, Россия,

[email protected]

Аннотация. Последнее время отмечено интенсивным развитием новой отрасли науки, призванной решать вопросы организации и управления большими и малыми коллективами. Это результат дальнейшего роста дифференциации социологии, социальной психологии и педагогики по видам изучаемой человеческой деятельности и интеграции их различных направлений. Однако имеющиеся в этой области достижения на сегодняшний день еще не нашли должного отражения в практике спортивной деятельности, например в командно-игровой, где вопросы организации и управления спортивным коллективом имеют первостепенное значение.

Ключевые слова: студенческий спорт, волейбол, эмоциональная устойчивость, конкуренция

Для цитирования: Москаленко И. С., Санникова Л. Г., Богданов В. В. Соотношение социально-психологических и индивидуально-психологических характеристик как фактор управления спортивной командой по волейболу II Психология и педагогика служебной деятельности. 2024. № 1. С. 100-103. https://doi.org/10.24412/2658-638Х-2024-1-100-103. EDN: XINUAW.

Original article

The ratio of socio-psychological and individual psychological characteristics as alactor in the management of a volleyball sports team

Igor S. Moskalenko1, Lyubov G. Sannikova2, Vladimir V. Bogdanov3

2 State Institute of Economics, Finance, Law and Technology, Gatchina, Russia

1 [email protected]

2 [email protected]

3 St. Petersburg State Marine Technical University, St. Petersburg, Russia, [email protected]

Abstract. Recently, there has been an intensive development of a new branch of science designed to solve the issues of organization and management of large and small teams. This is the result of a further increase in the differentiation of sociology, social psychology and pedagogy by the types of human activity studied and the integration of their various directions. However, the achievements in this area to date have not yet been adequately reflected in the practice of sports activities, for example in team games, where issues of organization and management of a sports team are of paramount importance.

Keywords: student sports, volleyball, emotional stability, competition

For citation: Moskalenko I. S., Sannikova L. G., Bogdanov V. V. The ratio of socio-psychological and individual psychological characteristics as a factor in the management of a volleyball sports team II Psychology and pedagogy of service activity. 2024;(1):100-103. (InRuss.). https://doi.org/10.24412/2658-638X-2024-l-100-103. EDN: XINUAW.

© Москаленко И. С., Санникова Л. Г., Богданов В. В., 2024

100 PEDAGOGICAL SCIENCES

Хорошо известно, что управление группой совместно действующих людей, в том числе и спортивно-игровым коллективом, не может быть эффективным без достижения ее организационного единства. Содержание организационного единства спортивно-игрового коллектива обуславливается спецификой ее деятельности и условиями, в которых она протекает. Особенностью спортивно-игровой деятельности команды является то, что она носит взаимозависимый характер и, следовательно, сводится к взаимодействию ее членов. В этом взаимодействии прослеживается определенный принцип упорядочения действий игроков команды, что, по существу, и является ее структурой.

С одной стороны, структура любой системы, в том числе и социальной, к которой мы относим малые социальное группы, существует благодаря взаимодействию элементов. А с другой - структура является не только одним из существенных, но и необходимых условий существования любой группы, поскольку представляет такой способ организации ее элементов, при котором только и возможно участникам осуществить свои функции [1]. Основными составляющими структуры спортивной команды являются системы формальных и неформальных отношений, складывающиеся ме^ду игроками. Если первая система отношений отражает регламентированный характер выполняемой участниками деятельности, детерминированный их официально нормативными предписаниями в зависимости от занимаемого ими положения в составе команды и в структуре ее действий, то вторая касается межличностных отношений, в ее основе лежат проявления, связанные с моральными принципами человека, с его убеждениями, ценностями, индивидуально-психологическими особенностями.

Бытующее среди специалистов мнение, что эффективное управление командой можно осуществить лишь воздействием на формальную систему отношений, в корне не верно. Такая односторонняя ориентация в руководстве коллективом является, по существу, игнорированием основного принципа двухуровневого основания его организационного единства, приводящим на практике к пагубным последствиям, например к образованию в коллективе неформальной организации с чуждыми для него целями.

Дело в том, что в сложившейся на сегодня практике работы тренера акцент в основном делается на становлении и совершенствовании действий, непосредственно составляющих систему формальных отношений. Поэтому в центре внимания оказываются проявления тех свойств и качеств, которые обеспечивают успешное овладение этой системой отношений. Только они находят место в субъективной шкале ценностей, в то время как другие, положительно проявляющейся в сфере межличностных отношений, но не столь очевидные в достижении успеха, значение которых в этом деле не всегда обнаруживается прямо, не получая должной оценки, не входят в нее.

Таким образом, решение вопроса об управлении спортивной командой требует не просто выяснения

особенностей сложившейся системы формальных и неформальных отношений, но и выявления факторов, оказывающих влияние на их соответствие друг другу, образующее ее организационное единство [1]. Исходя из того, что изучаемым объектом является спортивно-игровой коллектив, представляющий собой малую социальную группу, а также из учета потребности практики управления данными о человеке как субъекте и объекте управления, было предположено, что такими факторами должны оказаться социально-психологические и индивидуально-психологические характеристики его членов.

Для выяснения социально-психологических особенностей игроков применялся тест, направленный на вскрытие уровня появления эмоционально-коммуникативных свойств, обеспечивающих адекватное поведение и взаимоотношение в группе. В качестве испытуемых были приглашены члены сборных команд (юноши) ГИЭФПТ и СПб ГМТУ по волейболу, выступающие в Первенстве высших учебных заведений г. Санкт-Петербурга.

Анализ полученных данных по социометрии позволил выявить различия не только между сложившимися неформальными и формальными отношениями в команде, но и внутри последних. Было обнаружено, что по формальному критерию, имеющему непосредственное отношение к игровой деятельности, наблюдается неравномерное распределение положительных выборов между членами команды. Одни из них получают большее количество, другие - меньшее, что нельзя сказать по поводу отрицательных выборов. Здесь наблюдается достаточно равномерное проявление ответных реакций. Обнаруженная дифференциация положительных выборов по сравнению с отрицательными в системе формальных отношений свидетельствуют о преобладании позитивного характера в избирательном восприятии и оценке членами команды друг друга. На это непосредственно указывает соотношение положительных и отрицательных выборов, в котором последних в 5 раз меньше, чем первых (табл. 1).

Таблица 1

Распределение выборов в формальной

и неформальной системе отношений, %

Критерий Выборы

(+,-,0) (+) (-) (+,-) (0)

1 100 52,1 10,5 62,6 37,4

2 100 15,6 9,4 25 75

3 100 8,1 7,8 15,9 84,1

4 100 7,2 8,9 83,9 83,9

Ведущей социально-психологической характеристикой членов малой группы и одновременно основанием для многих характеристик группы в целом является показатель их статуса. Он указывает на занимаемое положение члена группы в системе сложившихся отношений, которое может быть выше или ниже, в зависимости от величины его показателя. Чем выше показатель статуса, тем выше авторитет данного чле-

СКИЕ НАУКИ 101

на группы и тем выше степень его признания и уважения со стороны остальных её членов, и наоборот, чем меньше показатель, тем меньше авторитет, вплоть до его полного отсутствия. В результате проведенного подсчета полученных выборов каждым игроком команды обнаружилось, что 23 % из них имеют показатель статуса, достигающий 50 %, у 27 % он равен 30 %, а у 50 % - 8 %. Таким образом, из всего состава команды приблизительно у четырех человек наблюдается достаточно высокий авторитет, а у половины он крайне низкий. Преобладание в команде игроков с низким статусом не позволяет охарактеризовать ее в целом как референтную группу, хотя в ней выделяется незначительный круг лиц, которых можно считать референтными для социальных. При рассмотрении данных относительно критериев, включающих в себя элементы неформального взаимодействия, наблюдается иная дифференциация выборов. Из таблицы видно, что количество положительных выборов резко сократилось. Их стало по сравнению с формальной системой отношения в 5 раз меньше и почти в столько же, сколько и отрицательных. Это может привести к появлению негативной ориентации в восприятии и оценке членами команды друг друга. Однако главное в другом -в увеличении количества индифферентных реакций. Их число возрастает пропорционально уменьшению количества положительных выборов. Если по формальному критерию они составили 37,4 %, то по неформальным в среднем уже 81 %,т. е. в 2 раза больше (см. таблицу). К тому же почти равное количество положительных и отрицательных выборов приводит их к взаимной нейтрализации, что, в свою очередь, увеличивает и без того немалое число индифферентных реакций. Это незамедлительно сказывается на такой важной характеристик команды, как ее сплоченность, которая по мере возрастания в критериях элементов неформального характера резко снижается.

Преобладание в системе неформальных отношений реакций индифферентного характера заставило нас обратить особое внимание на проявление игроками эмоционально-коммуникативных свойств, образующих следующие факторы: эмоциональную устойчивость (ЭУ), эмпатию (ЭМ), конкурентность (КОН), тревожность (ТР), социализацию (СОЦ), фрустрацию (ФР).

В этой связи была поставлена задача по выявлению доминирующих факторов в команде, а также их различий у игроков, имеющих противоположные показатели по статусу.

В результате обнаружено, что ведущими факторами по команде в целом оказались два: социализация и тревожность. Их показатели по 10-балльной системе оценок достигают высокого уровня - 7,8, что свидетельствует об акцентуации эмоционально-коммуникативных свойств, входящих в эти факторы. Показатели остальных факторов находятся либо в зоне средних значений, либо недалеко от нее, что указывает на оптимальный уровень проявления соответствующих эмоционально-коммуникативных свойств.

Если факторов социализации включает в себя важные свойства, способствующие установлению положительных взаимоотношений (общительность, быстрое принятие групповых норм, руководство в поведении общепринятыми правилами и т. п.), то тревожность, сопровождаемая беспокойством, опасениями, нерешительностью, пассивностью, осторожностью и т. п., вносит свои коррективы. В результате такого сочетания и происходит крайне пассивное выражение эмоционально-коммуникативных свойств, которое, с одной стороны, не способствует установлению положительных взаимоотношений в межличностной сфере общения, а с другой -ине обостряет их.

Переходя к рассмотрению проявления эмоционально-коммуникативных свойств у игроков с противоположными показателями статусов, следует отметить, что, во-первых, у группы высокостатусных игроков обнаруживаются большие сдвиги в положительную сторону по всем факторам по сравнению с группой низкостатусных. Во-вторых, у высокостатусных игроков, за исключением фактора тревожности, показатели остальных факторов располагаются выше зоны средних значений, в то время как у низкостатусных факторы эмоциональной устойчивости, конкурентности, тревожности и фрустрации оказались ниже этой зоны, социализация - выше, эмпатия - непосредственно в зоне средних значений.

Из полученных данных видно, что если по четырем факторам - эмоциональной устойчивости, эмпа-тии, тревожности и фрустрации - различия у представителей разных статусных групп незначительные, то по двум оставшимся они существенны. Это касается фактора социализации, о котором говорилось выше, и фактора конкурентности. Основная черта последнего выражается в стремлении индивида к достижению успеха. Это сопровождается, с одной стороны, упорством, настойчивостью в достижении намеченной цели, чувством соперничества, завышенной самооценкой, а с другой - подозрительностью, нетерпимостью к авторитетам, к успеху других, нередко переходящими в конфликтность и агрессивность. Крайняя выраженность этого фактора, наблюдающаяся у высокостатусных членов команды, делает его малоприятным и в межличностном общении, в установлении положительных взаимоотношений в этой среде, но весьма ценным в соревновательной деятельности, особенно если он подкреплен технико-тактическим мастерством игрока, а в сочетании с акцентуацией фактора социализации образованный симптомокомплекс становится просто незаменимым в этом деле. По-видимому, проявление его и обеспечивает ряду игроков высокий авторитет в сфере формальных отношений, поскольку оказывается релевантным ее специфике.

Возвращаясь к неформальной системе отношений, следует считать, что причина ее индифферентного характера кроется в сочетании доминирующих факторов в команде. Достаточно высокая и одновременно равная выраженность тревожности и социализации не способствует, как выше было сказано, дифференциации выбо-

102

PEDAGOGICAL SCIENCES

ров ни положительных, ни отрицательных. Однако если проследить динамику перехода от формальных критериев к неформальным, то обнаруживается, что индифферентность неформальной системы отношений вызвана резким снижением в ней общего количества выборов. Причем это происходит исключительно за счет сокращения положительных выборов, а число отрицательных остается почти неизменным. Не следует ли причину этого явления отнести за счет вышеуказанного симптомокомплекса, к которому оказалась крайне чувствительна только сфера положительных выборов неформальной системы отношений.

Таким образом, проведенное исследование показало, что если симптомокомплекс, образованный факторами социализация - конкурентность, оказывается связан с формальной системой отношений в команде, то симптомокомплекс социализация - тревожность -с неформальной системой. Обнаруженная резкая детерминация этих систем отношений со стороны личност-

ных факторов предполагает дифференцированный их учет при решении вопросов, связанных с организацией и управлением спортивно-игровым коллективом.

Список источников

1. Баранова, М. В. Методика формирование экипажей в гребном спорте на начальном этапе подготовки : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Баранова Мария Владимировна. СПб. : Национальный государственный Университет физической культуры, спорта и здоровья им. П.Ф. Лесгафта, 2017. 25 с.

References

1. Baranova, M. V. Methodology for the formation of crews in rowing at the initial stage of training : abstract of the dissertation for the degree of Candidate of Pedagogical Sciences / Baranova Maria Vladimirovna. St. Petersburg : National State University of Physical Culture, Sports and Health named after P.F. Lesgaft, 2017. 25 p.

Информация об авторах

И. С. Москаленко - кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой физической культуры;

Л. Г. Санникова - старший преподаватель кафедры физической культуры, тренер сборной «ГИЭФПТ» по волейболу;

В. В. Богданов - старший преподаватель кафедры физической культуры.

Information about the authors

I. S. Moskalenko - Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Head of the Department of Physical Culture;

L. G. Sannikova - senior lecturer of the Department of Physical Culture, coach of the national team «SIEFPT» in volleyball;

V. V. Bogdanov - senior lecturer at the Department ofPhysical Education.

Вклад авторов: все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликтов интересов.

Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article. The authors declare no conflicts of interests.

Статья поступила в редакцию 09.12.2023; одобрена после рецензирования 13.12.2023; принята к публикации 01.02.2024.

The article was submitted 09.12.2023; approved after reviewing 13.12.2023; accepted for publication 01.02.2024.

Служебное совещание в системе управления правоохранительными органами : учебник для студентов вузов / [И. В. Грошев и др.]. М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2020. 183 с. ISBN 978-5-238-02886-6

Дается характеристика служебному совещанию, показываются задачи, стоящие перед ним, обосновываются структура, формы и виды. Рассматриваются теоретические основы методов подготовки и способов проведения служебного совещания в системе управления правоохранительными органами с максимально возможной эффективностью использования служебного времени для достижения конкретных результатов профессиональной деятельности.

Для слушателей, магистров, аспирантов юридических специальностей, руководителей правоохранительных органов и всех тех, кто связан с процессами управления правоохранительными органами.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

103

СЛУЖЕБНОЕ СОВЕЩАНИЕ В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫМИ ОРГАНАМИ

Vuofiui/itf

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.