Научная статья на тему 'Соотношение самостоятельности как интегрального качества личности с формированием личностного смысла деятельности'

Соотношение самостоятельности как интегрального качества личности с формированием личностного смысла деятельности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
260
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
самостоятельность / прокрастинация / самоуважение / личностный смысл деятельности / подростковый возраст / шизофрения / шизотипическое расстройство / independence / procrastination / self-esteem / personal meaning activity / аdolescence / schizophrenia / schizotypal disorder

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Дьяконова Владислава Максимовна, Зверева Мария Вячеславовна

Работа посвящена анализу самостоятельности как интегрального качества личности в соотношении с формированием личностного смысла деятельности, а также сравнению аспектов самостоятельности условно-нормативных подростков и подростков с эндогенной психической патологией.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Дьяконова Владислава Максимовна, Зверева Мария Вячеславовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RELATION OF INDEPENDENCE AS AN INTEGRAL QUALITY OF PERSONALITY WITH THE FORMATION OF THE PERSONAL SENSE OF ACTIVITY

The work is devoted to the analysis of independence as an integral quality of personality in relation to personalmeaning activity, as well as comparison of aspects of independence with normative adolescents and adolescents with endogenous mental pathology

Текст научной работы на тему «Соотношение самостоятельности как интегрального качества личности с формированием личностного смысла деятельности»

Шестой фактор, так же биполярен, и так же состоит из трех компонентов: позитивные экспектации в сфере межличностных отношений (0,761); ригидные экспектации в сфере личностного потенциала (-0,678); интернальность в семейных отношениях (0,504).

Ригидность в отношении к собственному потенциалу здесь связана с позитивностью жизненных перспектив, сформированностью образа Я, поскольку ригидность предполагает не изменчивость и устойчивость ожиданий в отношении себя, что дает возможность определенности, приводящей к положительным установкам в отношении собственных социальных ролей. Позитивность ожиданий в отношении собственных социальных ролей и ригидность ожиданий в отношении себя, тесно связана с интернальностью в семейных отношениях, поиске партнера для создания собственной семьи.

Таким образом, в ходе проведенного факторного анализа были получены связи между экспектациями и другими сферами жизнедеятельности в молодежной среде, при анализе их изменений, мы использовали только те факторы, которые объясняют больший процент дисперсии, т.е. самые важные и ведущие. Мы считаем, для того, чтобы в юношеском возрасте формировались реалистичные экспектации по отношению к временной перспективе нужно в образовательном процессе моделировать жизненные ситуации, которые будут актуализировать смысложизненные ориентации, и проводить психолого-педагогические тренинги для личностного роста молодых людей.

Литература

1. Психодиагностика толерантности личности /под ред. Г.У. Солдатовой, Л.А. Шайгеровой. - М.: Смысл, 2008. С. 64.

2. Карина О.В, Киселева М.А., Шустова Н.Е. Экспектации и самодетерминация в подростковом и юношеском возрасте: социально-психологический аспект. Саратов: Изд-во «Саратовский источник», 2010. 100 с.

3. Ульянова И.В. Исторический аспект становления педагогического феномена «Смысложизненные ориентации личности /Знание. Понимание. Умения. 2009. № 1. С. 183-189.ЦКЬ:кйр8://еНЬгагу.ш/И;ет.а8р?1ё=П790302(дата обращения: 06.01.2020).

4. Ульянова И.В., Евсеева И.Г., Борисова Е.В. Подготовка будущих социальных педагогов к пониманию и анализу гуманистических ценностей //Современные наукоемкие технологии. 2016. № 1-1. С. 192-196. URL:https://elibrary.ru/item.asp?id=25510555 (дата обращения: 04.01.2020).

УДК 159.9.072.

СООТНОШЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ КАК ИНТЕГРАЛЬНОГО КАЧЕСТВА ЛИЧНОСТИ С ФОРМИРОВАНИЕМ ЛИЧНОСТНОГО СМЫСЛА

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Дьяконова Владислава Максимовна, клинический психолог, Москва, Россия.е-mail: selestavlada@yandex.ru

Зверева Мария Вячеславовна, кандидат психологических наук, доцент, младший научный сотрудник отдела медицинской психологии ФГБНУ «Научный центр психического здоровья», Москва, Россия. e-mail: maremerald@gmail.com

Аннотация.

Работа посвящена анализу самостоятельности как интегрального качества личности в соотношении с формированием личностного смысла деятельности, а также сравнению аспектов самостоятельности условно-нормативных подростков и подростков с эндогенной психической патологией.

Ключевые слова: самостоятельность, прокрастинация, самоуважение, личностный смысл деятельности, подростковый возраст, шизофрения, шизотипическое расстройство.

RELATION OF INDEPENDENCE AS AN INTEGRAL QUALITY OF PERSONALITY WITH THE FORMATION OF THE PERSONAL SENSE OF ACTIVITY

Dyakonova Vladislava Maximovna - clinical psychologist, Moscow, Russia. e-mail: selestavlada@yandex.ru

Zvereva Maria Vyacheslavovna - Ph.D. (psychology), junior researcher, Mental health research center, RAMS, Moscow, Russia. E-mail: maremerald@gmail.com

Abstract.

The work is devoted to the analysis of independence as an integral quality of personality in relation to personalmeaning activity, as well as comparison of aspects of independence with normative adolescents and adolescents with endogenous mental pathology.

Keywords: independence, procrastination, self-esteem, personal meaning activity^dolescence, schizophrenia, schizotypal disorder.

Подростковый возраст является рубежом детства и взрослости, на который выпадает один из самых сложных кризисов развития человека. Самостоятельность является одной из ключевых жизненных структур, к которой стремится человек на данном жизненном этапе. Проявление безопасной самостоятельности может использоваться подростком как ресурс для повышения жизнестойкости в новой социальной ситуации развития [13]

В данной работе было принято рабочее определение:

Самостоятельность - интегральное качество личности, которое проявляется в адекватной самооценке, критичности, навыках самостоятельного проживания, формирует способность планировать будущее и добиваться успешного выполнения принятых решений, вопреки возможным трудностям.

В роли адекватной самооценки выступает самоуважение, которое проявляется в самосознании личности и предшествует осознанию своей социальной значимости [ 10]

Самостоятельность в подростковом возрасте так же может выступать в роли мотивационного и смыслообразующего компонентов: благодаря самостоятельности подростка расширяются его интересы, повышается познавательная и творческая активность.

При внутренней мотивации деятельность сама по себе представляет для индивида интерес и ценность, сопровождается переживаниями радостной увлеченности ее содержанием и процессом выполнения, в случае внешней мотивации выполняемая деятельность является средством достижения других, внешних по отношению к ее содержанию результатов, к которым стремится индивид [1] У здоровых подростков преобладают мотивы поддержания или повышения своей самооценки, проверка своих возможностей, в то время как у подростков с эндогенной психической патологией, отсутствует ведущий мотив, поэтому к своей деятельности они начинают относиться безразлично, и мотивация носит бессистемный характер. Это вносит вклад в снижение работоспособности подростков и приводит к снижению самооценки и нарушению самостоятельности[9]

Так как самостоятельность рассматривается как интегральное качество личности, благодаря которому формируется способность планировать будущее и выполнять поставленные цели, можно говорить о том, что самостоятельность вносит свой вклад в формирование личностного смысла деятельности, в виду соотнесения мотивов с целями.

При отсутствии личностного смысла деятельности, самостоятельность подростка не может проявить себя в полной мере, так как у него отсутствует внутренняя мотивация на планирование и выполнение задач, что может отображать общую личностную незрелость.

Каждый человек стремится быть ценным, значимым, проявляя усилия и демонстрируя, что он что-то знает, умеет, может. Потребность личности в уважении может удовлетворяться множеством разнообразных способов. Как правило, самоуважение базируется на желании уважать себя за честные усилия и достижение ценного или полезного (для себя или других людей, общества в целом, в настоящем или в будущем) результата. Наиболее характерное поле для удовлетворения мотивации подростков в уважении - учебная деятельность[1]

Для изучения вышеперечисленных аспектов самостоятельности, было проведено пилотажное исследование, в котором рассматривались подростки с эндогенными психическими заболеваниями и условная норма.

Выборкой исследования выступили 30 респондентов: контрольная группа включала в себя 15 человек в возрасте 14-16 лет, без психических заболеваний, учащиеся общеобразовательных школ г. Москвы (8 человек) и учащиеся канадской школы «Vineridge Academy» (7 человек). Экспериментальная группа включала 15 пациентов ФГНБУ НЦПЗ 7 детского клинического отделения в возрасте 14-16 лет, с диагнозами эндогенной патологии круга шизофрении (шифр F.20, F.21 по МКБ-10). Выборка клинически верифицирована врачами-психиатрами 7 детского отделения.

В качестве инструментов исследования были использованы:

1) опросник «Готовность к самостоятельной жизни» Шининой ТВ., Митиной О.В., который содержит 63 вопроса, разделенные на следующие шкалы: «планирование карьеры», «навыки самостоятельной жизни», «планирование бюджета», «забота о себе», «отношения с окружающими», «социальное окружение», «поведение в экстремальных ситуациях»[12]

2) «Шкала оценки прокрастинации PASS» в адаптации Зверевой М.В., состоящую из трех частей: первая часть измеряет частоту прокрастинации в шести академических областях, вторая часть оценивает возможные причины прокрастинации («социальная тревожность», «лень», «вызов», «плохой перфекционизм»), третья часть выявляет характеристики личности прокрастинатора: «самоконтроль», «импульсивность», «организованность», «избегание неудач» [5]

3) «Шкала самоуважения» Розенберга, включающая в себя 10 утверждений, направленных на выявление самоуважения или самоуничижения [14]

4) модифицированная проективная методика «Прошлое-настоящее-будущее», направленная на исследование психологического времени личности и восприятия себя в контексте прошлого, настоящего и будущего.

5) модифицированная методика самоописания «Пять прилагательных», ориентированная на выявление отношения к себе в различных временных перспективах, что позволяет проследить не только динамику взросления, но и обратить внимания на возникающие смыслы и цели у подростка.

Статистическая обработка данных проводилась с помощью непараметрического U-критерия Манна-Уитни, коэффициента корреляции Пирсона, факторного анализа и иерархического кластерного анализа.

Рассмотрим результаты, полученные по опроснику «Готовность к самостоятельной жизни». Непараметрический U-критерий Манна-Уитни выявил значимые различия по шкале «навыки самостоятельной жизни» (Шмп. = 161 при р <0,05), при этом навыки самостоятельной жизни выше в экспериментальной группе.

Рассмотрим результаты по методике «Шкала прокрастинации PASS». Непараметрический U-критерий Манна-Уитни выявил значимые различия по фактору «избегания неудач» (Шмп. = 201 при р <0,05), который находится на более высоком уровне в экспериментальной группе.

По результатам методики «Шкала самоуважения» М. Розенберга непараметрический U-критерий Манна-Уитни выявил значимые различия (Шмп. = 38 при р<0,05). В экспериментальной группе уровень самоуважения ниже по сравнению с контрольной.

В результатах модифицированной методики самоописания «Пять прилагательных» так же были выявлены значимые различия между экспериментальной и контрольной группах. Непараметрический и-критерий Манна-Уитни выявил значимые различия по положительному описанию себя в «настоящем» (Шмп. = 55.5 при р<0,05). Данный показатель выше в контрольной группе.

При использовании корреляционного анализа в экспериментальной группе было выделено большее количество корреляционных связей, в отличие от контрольной группы. Выявлены совпадающие корреляции в экспериментальной и контрольной группах по «частоте прокрастинации» и «плохом перфекционизме», что является возрастно-специфическим фактором. Также отмечена связь между «заботой о себе» и «отношения с окружающими», что является свойственным подростковому возрасту.

При использовании факторного анализа было выявлено, что в экспериментальной группе организованность отражается на их готовности к самостоятельной жизни (планирование бюджета, планирование карьеры, навыки самостоятельного проживания, отношения с окружающими, забота о себе) и способствует положительному восприятию себя в настоящем. Также снижаются нейтральные оценки себя в прошлом. Частота прокрастинации влияет на проявление лени, импульсивность и положительное описание себя в будущем. При повышенной частоте прокрастинации группа патологии меньше описывает себя нейтрально в будущем.

Полученные результаты могут быть связаны с тем, что при повышенной личностной организованности подростки с эндогенной психической патологией становятся более самостоятельными, приобретают навыки самостоятельной жизни, что отражается на их положительном восприятии себя в настоящем. Это может быть связано с тем, что благодаря организованности, у них формируется ощущение целостности. При повышенной частоте прокрастинации у подростков с эндогенной психической патологии проявляются такие факторы, как лень и импульсивность. При этом они начинают положительно описывать себя в будущем, что может быть связано с неадекватностью восприятия и отсутствием планирования своего будущего. Самоуважение не оказывает влияния на становление самостоятельности в группе эндогенной психической патологии, что может указывать на неадекватность данной структуры у них.

В контрольной группе самоуважение является внутренним компонентом, который воздействует на планирование карьеры и планирование бюджета. Факторы прокрастинации оказывают влияние на снижение отношений с окружающими и взаимодействие с социальным окружением. Уменьшение положительного прошлого способствует развитию организованности, уменьшению импульсивности, планированию карьеры и более благоприятному самоуважению.

В контрольной группе самоуважение, как внутренний компонент, является основным, что указывает на сформированность идентичности, адекватной самооценки. Старший подростковый возраст характеризуется направленностью на самообразование, поэтому внутреннее самоуважение направлено на планирование карьеры, что является нормативным развитием для данного возрастного периода. Полученные результаты также указывают на сформированность личностного смысла деятельности. При описании себя в негативном ключе в прошлом - подростки условной нормы стремятся к самореализации себя и к развитию положительных качеств, поэтому данный фактор способствует развитию собственной организованности, снижению импульсивности и планированию карьеры.

Иерархический кластерный анализ выявил две группы и в клинической выборке, и в нормативной.

В клинической выборке были выделены подростки с диагнозом «шизотипическое расстройство» (1) и «шизофрения» (2).

Для подростков с шизофренией характерна высокая «частота прокрастинации», «социальная тревожность», «лень», «плохой перфекционизм». У подростков с шизотипическим расстройством отмечено снижение таких личностных факторов

прокрастинации, как «импульсивность» и «избегание неудач». Подросткам с диагнозом «шизофрения» свойственно отрицательное самоописание в прошлом, в отличие от подростков, страдающих шизотипическим расстройством, которые чаще положительно характеризуют себя в прошлом.

В нормативной выборке испытуемые разделились на два кластера - один из которых соответствует подросткам, которые обучаются в Канаде (1), другие же обучаются в России (2).

У тех подростков, которые переехали в Канаду факторы «лень», «импульсивность» выше, чем у подростков, обучающихся в России. Фактор «организованность» ниже по сравнению с группой подростков, оставшихся в России. Второму кластеру характерно более высокое самоуважение, фактор «планирование карьеры» и «социальное окружение», что может указывать на то, что данная группа подростков больше озабочена самостоятельным планированием своего будущего, в отличие от тех, кого отправили на обучение в другую страну без особого желания.

По итогам можно сделать ряд выводов:

1) Основным компонентом, воздействующим на формирование самостоятельности условно-нормативных подростков, является самоуважение, что указывает на наличие у них внутренней мотивации и сформированности личностного смысла деятельности, который проявляет себя в успешном достижении поставленных целей в настоящем и планировании своего будущего.

2) Основным компонентом, воздействующим на формирование самостоятельности подростков с эндогенной психической патологией, является личностная организованность, которая также способствует положительному восприятию себя в настоящем, но, при этом, у них наблюдается низкое самоуважение.

3) Повышение уровня самостоятельности подростков с эндогенной психической патологией может быть связано с развитием у них навыков самостоятельного проживания, заботы о себе и планирования бюджета, ведь именно данные компоненты самостоятельности частично компенсируют их проблемы взаимодействия с социальным окружением.

Литература

1. Гордеева Т.О. Мотивация самоуважения и уважении другими как факторы академических достижений и настойчивости в учебной деятельности / Т.О. Гордеева / В. В. Гижицкий / О. А. Сычев / Т.К. Гавриченкова // Психологический журнал. - 2016.- Т. 37. -№2. - С. 57-68.

2. Зверева М.В. Прокрастинация и агрессия при психической патологии у лиц молодого возраста /М.В. Зверева / С.Н. Ениколопов/И.В. Олейчик // Психологическая наука и образование - 2015 - Том 20 - № 2 - С. 70-77.

3. Зверева Н.В. Патопсихология детского и юношеского возраста: учебное пособие / Н.В. Зверева / О.Ю. Казьмина/ Е.Г. Каримулина// М: Академия, 2008. - 208 с.

4. Зверева Н.В. Самооценка у подростков при шизофрении и в норме развития / Н.В. Зверева / М.: на пороге взросления - МГППУ - 2011 - с. 209-220

5. Зверева, М.В. Адаптация опросника PASS на российской выборке / М. В. Зверева. // Психологическая наука и образование. - 2015. - Т.20. - No1. - С.79-84.

6. Зверева, М.В. Прокрастинация и личностные особенности у молодых людей в норме и при психической патологии/М.В. Зверева/И.В. Олейчик/ М.А. Омельченко/ А.О. Румянцев//Научно-практическая конференция: «Психиатрия на этапах реформ: проблемы и перспективы - М.: Альта Астра- 2015.

7. Зверева, М.В. Прокрастинация и психическое здоровье /М.В.Зверева// Психиатрия - 2014. - №4 (64) - С.43-50.

8. Зверева, М.В. Прокрастинация как личностный фактор при патологии в юношеском возрасте/ М.В. Зверева //Диссертация на соискание ученой степени кандидата

психологических наук. Специальность: 19.00.04 - медицинскаяпсихология. НЦПЗ - Москва -2015. - 168 с.

9. Коченов М.М. Мотивация при шизофрении / М.М. Коченов / В.В. Николаева // Издательство Московского университета - 1978 - с. 11, 23, 40

10. Обухова Ю.В. Самоуважение как фактор самооотношения личности / Ю.В. Обухова //Северо-Кавказский психологический вестник - № 10/4 - 2012.- с. 37-40

11. Шинина Т.В. Влияние семейной среды на готовность подростков к самостоятельной жизни /Т.В. Шинина/ О.В. Митина // Психологические проблемы современной семьи: сборник материалов VIII Международной научно-практической конференции под редакцией О.А. Карабановой, Н.Н. Васягиной / Урал. гос. пед. ун-т.-Екатеринбург.: 2018. -С.589-596.

12. Шинина Т.В. Готовность подростков к самостоятельной жизни: ресурс в изменяющемся мире /Т.В.Шинина// Социальный мир человека. — Вып. 8. Материалы VПМеждународной научно- практической конференции «Человек и мир: миросозидание, конфликт и медиация»/ под ред. Н.И. Леонова. — Ижевск: ERGO, 2018. - С.270-273.

13. Шинина Т.В. Ресурсы жизнестойкости личности в пространстве формирования готовности подростков к самостоятельной жизни / Т.В. Шинина // Личность в трудных жизненных ситуациях: ресурсы и преодоление - Омск: Изд-во Ом. гос. ун-та, 2018. - С.195-198.

14. Rosenberg M. Society and the adolescent self-image/M.Rosenberg // NJ: Princeton University Press - Princeton - 1965.

УДК 159.9

ЛИЧНОСТНЫЕ ПРОЕКТЫ ДЕТЕЙ-СИРОТ: ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНЫЕ СМЫСЛЫ И СОДЕРЖАНИЕ

Белокопытова Элина Аркадьевна - педагог-психолог ГОУ ТО «Новомосковский центр», студентка магистратуры кафедры психологии ТулГУ; Тула

Аннотация.

Статья посвящена психологическому анализу содержания личностных проектов детей-сирот с учетом степени их социально-психологической адаптации и уровнем интеллекта.

Ключевые слова: смысл жизни, личностные проекты, дети-сироты

PERSONAL PROJECTS OF ORPHANS: EXISTENTIAL MEANINGS AND

CONTENT

Belokopytova Elina Arkadyevna-teacher-psychologist of the state educational Institution "Novomoskovskiy center", master's student of the Department of psychology of Tulsu; Tula

Abstract.

The article is devoted to the psychological analysis of the content of personal projects of orphans, taking into account the degree of their social and psychological adaptation and the level of intelligence.

Keywords: meaning of life, personal projects, orphans.

Изучение специфических особенностей формирования личности подростка, воспитывающегося вне семьи, его стремления, желания, надежды, профессиональные и другие намеренья, т.е. его отношение к своему будущему, имеют немало важное значение

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.