Научная статья на тему 'Соотношение роста заработной платы и производительности труда в оборонно-промышленном комплексе России до 2020 г'

Соотношение роста заработной платы и производительности труда в оборонно-промышленном комплексе России до 2020 г Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
753
158
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Соловьёв Александр Михайлович

В статье проводится анализ роста заработной платы и производительности труда в оборонно-промышленном комплексе России. Представлены оценки и анализ военных расходов в России и странах мира. Выполнен корректирующий расчет объема и доли военных затрат в ВВП по сравнению с данными Мирового банка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Соотношение роста заработной платы и производительности труда в оборонно-промышленном комплексе России до 2020 г»

СООТНОШЕНИЕ РОСТА ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ И ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТИ ТРУДА В ОБОРОННО-ПРОМЫШЛЕННОМ КОМПЛЕКСЕ РОССИИ ДО 2020 г.

В статье проводится анализ роста заработной платы и производительности труда в оборонно-промышленном комплексе России. Представлены оценки и анализ военных расходов в России и странах мира. Выполнен корректирующий расчет объема и доли военных затрат в ВВП по сравнению с данными Мирового банка.

Продукция, выпускаемая предприятиями оборонно-промышленного комплекса (ОПК), является конкурентоспособной на внешнем рынке. Кроме того, разработки военной техники являются импульсом для развития высоких наукоемких технологий, которые применяются и в гражданской сфере.

Для выполнения программы вооружения необходима модернизация существующих мощностей предприятий и рост производительности труда. Для выполнения ГОЗ (гособоронзаказа) и разработки перспективных систем вооружения требуется приток высококвалифицированных кадров в отрасль. Одним из условий, способствующих привлечению высококвалифицированных специалистов, является рост заработной платы темпом, опережающим увеличение производительности труда. Приток высококвалифицированных специалистов в ОПК станет импульсом к росту производительности труда и качественному рывку в создании высоких технологий в данной сфере. Вместе с тем возникает затруднение, связанное с ограничением роста военных расходов долей военных затрат в ВВП. Таким образом, возникает вопрос: возможно ли при заданном росте заработной платы в ОПК соответственно увеличивать военные расходы.

Анализ военных расходов. Для ответа на вопрос, много ли Россия тратит на военные нужды, обратимся, прежде всего, к данным о военных расходах по 15-ти основным странам мира (табл. 1) [1].

Таблица 1

Объем военных расходов в 15-ти основных странах в 2011 г.*

Страна Расходы Доля мировых расходов, % Расходы, млрд. долл. по ППС

млрд. долл.** % к ВВП

США 711,0 4,7 41,0 711,0

Китай 143,0 2,0 8,2 228,0

Россия/Россия*** 71,9/51,56 3,9/2,72 4,1/2,97 93,7/84,53

Великобритания 62,7 2,6 3,6 57,5

Франция 62,5 2,3 3,6 50,1

Япония 59,3 1,0 3,4 44,7

Саудовская Аравия 48,2 8,7 2,8 58,8

Индия 46,8 2,5 2,7 112,0

Германия 46,7 1,3 2,7 40,4

Бразилия 35,4 1,5 2,0 33,8

Италия 34,5 1,6 2,0 28,5

Южная Корея 30,8 2,7 1,8 42,1

Австралия 26,7 1,8 1,5 16,6

Канада 24,7 1,4 1,4 19,9

Турция 17,9 2,3 1,0 25,2

Всего в мире 1735,0 2,5 100,0 1562,3

* В связи с неполной информацией межстрановые сопоставления проводились либо по обменному курсу,

либо в долях ВВП, либо по ППС в экономике в целом.

** Данные представлены по обменному курсу в текущих ценах.

*** Оценки рассчитаны автором на основе данных [2].

Наибольная величина расходов на военные нужды в 2011 г. была в США. На долю военных затрат США в 2011 г. приходилось 711 млрд. долл. (4,7% ВВП), что составило 41% общих мировых расходов. Второе место занимал Китай: 143 млрд. долл., 2% ВВП и 8,2% мировых расходов. Таким образом, военные расходы двух стран (США и Китая) составили почти половину общих военных расходов в мире. По данным Стокгольмского Международного института мира, Россия занимала в 2011 г. третье место по объему военных расходов: 71,9 млрд. долл., 3,9% ВВП и 4,1% мировых расходов. Заметим, что максимальные затраты по отношению к ВВП наблюдались в 2011 г. в Саудовской Аравии - 8,7%. Анализ данных табл. 1 показывает, что в России доля расходов на военные нужды по отношению к ВВП действительно высока по сравнению с развитыми странами (Великобританией и Францией).

Пересчитаем данные по России в процентах к ВВП в 2011 г. и сравним со странами мира. В результате пересчета данных было установлено, что доля затрат на военные нужды в России (2,72% ВВП в 2011 г.) незначительно превышает аналогичные показатели Южной Кореи - 2,7% и Великобритании - 2,6% ВВП.

Таким образом, Россия занимала в 2011 г. шестое место по военным затратам -51,56 млрд. долл.: 2,97% мировых расходов, 84,53 млрд. долл. по ППС. Кроме того, данные о военных расходах в России Стокгольмского Международного института мира являются незначительно завышенными.

Большое значение, помимо абсолютной величины затрат на военные нужды, имеет показатель военных расходов, приходящихся на душу населения. По статистическим данным о военных расходах на душу населения можно также говорить о «нагрузке» на население. Проанализируем данные о военных расходах на душу населения по некоторым странам мира в 2010 г. (табл. 2) .

Таблица 2

Военные расходы на душу населения по некоторым странам мира в 2010 г.

Военные расходы Военные расходы

Страна Страна

% к ВВП на душу % к ВВП на душу

млрд. долл. населения, долл. млрд. долл. населения, долл.

США 689,591 4,7 2141 Греция 7,502 2,3 1230

Китай 129,272 2,1 74 Иран 7,463 1,8 89

Россия 64,123 3,9 428 Норвегия 7,083 1,5 1245

Франция 58,244 2,3 879 Бельгия 5,382 1,2 525

Великобритания 57,875 2,6 893 Швеция 5,248 1,2 657

Япония 54,529 1,0 401 Пакистан 5,160 2,8 28

Саудовская Аравия 46,219 10,1 1558 Мексика 4,859 0,5 48

Индия 44,282 2,7 30 Дания 4,588 1,4 804

Германия 43,478 1,4 593 Швейцария 4,392 0,8 526

Бразилия 31,576 1,6 142 Кувейт 4,411 4,4 1289

Южная Корея 28,280 2,7 493 Южная Африка 3,735 1,3 78

Канада 23,082 1,5 560 Финляндия 3,718 1,5 702

Австралия 22,955 1,9 893 Австрия 3,446 0,9 410

Турция 18,687 2,4 244 Аргентина 3,179 1,0 65

ОАЭ 16,062 6,9 2653 Румыния 2,164 1,4 114

Израиль 15,209 6,5 1882 Перу 1,992 1,4 74

Испания 13,984 1,0 398 Бахрейн 0,731 3,7 911

Голландия 10,945 1,4 759 Бруней 0,327 3,1 866

Колумбия 10,290 3,6 198 Люксембург 0,301 0,6 809

Польша 9,149 1,9 285 Монако 0,020 0,4 580

Тайвань Сингапур 8,888 8,302 2,1 3,7 380 1593 Сан-Марино 0,010 0,9 368

Источник: [3].

Больше всего расходов на душу населения приходилось в 2010 г. на ОАЭ - 2653 долл., США - 2141 долл., Израиль - 1882 долл. [3]. Расходы на военные нужды в России на душу населения составили 428 долл., что почти соответствует военным расходам Японии (401 долл.), и немного ниже расходов Южной Кореи (493 долл.). Заметим, что расходы России на здравоохранение в 2010 г. составили 525 долл. на душу населения [4], что немного превышало расходы на военные нужды за аналогичный период.

Объем средств, выделенных на военные расходы в России в 2013 г., составил 2,1 трлн. руб. Данный объем финансируется за счет средств федерального бюджета [5]. Вместе с тем образование и здравоохранение финансируются за счет нескольких источников: федерального центра, регионов и муниципалитетов. Таким образом, финансирование военных расходов находится в полной зависимости от программ, заложенных в федеральном бюджете.

Анализ относительной динамики военных расходов. Рассмотрим военные расходы в динамике за период 1989-2011 гг. по странам мира, которые приведены в табл. 3. Наибольшие расходы наблюдались в Израиле в 1989 г. - 13,3% к ВВП и в Кувейте в 1990-1991 гг. - 48,7 и 117,4% ВВП соответственно.

За последние двадцать лет в России произошло снижение военных расходов по отношению к ВВП. Среднее значение доли военных расходов в России за период 1992-2011 гг. составило 4,1% ВВП, а в США аналогичное значение составило 3,9% ВВП [2; 6]. Среди развитых стран наибольшие военные расходы в среднем за 1992 -2011 гг. имеет Израиль - 8,7% ВВП. Пересчитаем данные о затратах на военные расходы, приведенные в табл. 3 за период 2003-2011 гг. по России. В табл. 4 приведен расчет военных затрат и их доли в ВВП с 2003 по 2011 г.

Расчетные данные табл. 4 показывают, что доля военных затрат в ВВП в России ниже аналогичных показателей Мирового Банка за период 2003-2011 гг. Военные расходы в России в 2011 г. возросли по сравнению с 2003 г. в 1,43 раза с учетом индекса-дефлятора ВВП. Среднее значение военных расходов в России за указанный период составило 2,67% ВВП. Аналогичное среднее значение составило 2,66% ВВП в Индии и 2,5% ВВП в Великобритании. Таким образом, военные расходы в России в процентах к ВВП соответствуют аналогичному показателю в Индии и незначительно превышают долю военных затрат в ВВП Великобритании за период 2003-2011 гг.

Кроме того, по данным табл. 4 можно сделать вывод о том, что военные расходы ограничены значением 3% ВВП. Следовательно, в соответствии с прогнозом роста ВВП [8], военные расходы (по статье «Национальная оборона») в 2014 г. не будут превышать 2217,63 млрд. руб. (табл. 5), а в 2016 г. достигнут максимального значения в 2736,15 млрд. руб.

По прогнозам компании в 2013-2017 гг. в США доля военных расходов в ВВП сократится с 4,6 до 3,1% [9]. Коэффициент корреляции между объемами военных расходов в США и мире составляет 0,82% ВВП за период 1989-2011 гг. Таким образом, уменьшение доли военных затрат в ВВП США приведет к сокращению соответствующей доли общих военных расходов в мире.

Соотношение роста заработной платы и производительности труда. Как отмечено выше, для выполнения ГОЗ и разработки перспективных систем вооружения требуется приток в отрасль высококвалифицированных кадров. Таким образом, предприятия вынуждены увеличивать заработную плату в отрасли быстрее, чем это предусмотрено по экономике в целом, чтобы обеспечить приток специалистов на предприятия, в том числе молодежи. Отметим, что проблема кадров связана, прежде всего, с недофинансированием (или отсутствием финансирования) проектов за последние 20 лет.

Таблица 3

Динамика доли военных расходов в период 1989-2011 гг., % к ВВП

Страна 1989 г. 1990 г. 1991 г. 1992 г. 1993 г. 1994 г. 1995 г. 2000 г. 2001 г. 2002 г. 2003 г. 2004 г. 2005 г. 2006 г. 2007 г. 2008 г. 2009 г. 2010 г. 2011 г.

Канада 1,9 2,0 1,9 1,9 1,8 1,7 1,6 1,1 1,2 1,2 1,2 1,1 1,1 1,2 1,2 1,3 1,4 1,5 1,4

США 5,6 5,3 4,7 4,9 4,5 4,1 3,8 3,0 3,1 3,4 3,7 3,9 4,0 4,0 4,0 4,4 4,8 4,7 4,7

Франция 3,5 3,4 3,4 3,3 3,3 3,2 3,0 2,5 2,5 2,5 2,6 2,6 2,5 2,4 2,3 2,3 2,6 2,3 2,3

Германия 2,5 2,5 2,2 2,0 1,9 1,7 1,6 1,5 1,5 1,5 ' 1,4 1,4 1,4 1,3 1,3 1,3 1,4 1,4 1,3

Швеция 2,5 2,5 2,4 2,4 2,5 2,4 2,3 2,0 1,8 1,7 1,7 1,5 1,5 1,4 1,4 1,2 1,2 1,3 1,3

Италия 2,2 2,1 2,0 2,0 2,0 1,9 1,7 2,0 2,0 2,0 2,0 2,0 1,9 1,8 1,7 1,8 1,8 1,7 1,6

Россия 8,0* 6,9* - 5,3 5,2 5,9 4,4 3,7 4,1 4,3 4,3 3,9 3,7 3,6 3,4 3,5 4,4 3,9 3,9

Великобритания 3,9 3,8 4,0 3,7 3,5 3,3 3,0 2,4 2,4 2,5 2,5 2,5 2,4 2,4 2,3 2,5 2,7 2,6 2,6

Испания 1,9 1,7 1,6 1,5 1,6 1,4 1,4 1,2 1,2 1,2 1,1 1,1 1,0 1,2 1,2 1,2 1,2 1,1 1,0

Израиль 13,3 12,9 16,0 11,8 12,1 11,0 8,9 8,0 8,4 9,6 9,6 8,7 8,0 8,1 7,5 7,1 7,0 6,5 6,8

Пакистан 6,6 6,8 6,9 6,8 6,7 6,3 6,0 4,0 4,0 4,2 4,2 4,1 4,0 3,8 3,6 3,4 3,2 3,2 3,0

Япония 0,9 0,9 0,9 0,9 0,9 0,9 0,9 1,0 1,0 1,0 1,0 1,0 1,0 1,0 0,9 1,0 1,0 1,0 1,0

Индия 3,4 3,1 2,9 2,7 2,8 2,7 2,6 3,0 2,9 2,8 2,7 2,8 2,8 2,5 2,3 2,6 2,9 2,7 2,6

Южная Корея 4,2 3,8 3,6 3,5 3,4 3,2 3,0 2,6 2,6 2,4 2,5 2,5 2,6 2,6 2,6 2,8 2,9 2,7 2,7

Кувейт 8,5 48,7 117,4 31,8 12,4. 13,3 13,6 7,1 7,7 7,4 6,5 5,8 4,3 3,6 3,6 3,0 4,1 3,6 3,2

Китай 2,6 2,6 2,4 2,6 2,1 1,8 1,7 1,9 2,1 2,2 2,1 2,1 2,0 2,1 2,1 2,0 2,2 2,1 2,0

Всего

Арабские страны 7,9 10,2 11,7 8,9 8,1 7,6 6,9 6,3 6,7 6,2 5,7 5,4 5,0 4,7 4,9 4,5 6,0 5,6 5,4

Европа 2,8 2,7 2,6 2,4 2,4 2,2 2,1 1,9 1,9 1,9 1,9 1,8 1,8 1,8 1,7 1,7 1,8 1,7 1,7

Мир 3,9 3,7 3,0 3,0 2,8 2,6 2,4 2,3 2,3 2,4 2,5 2,5 2,5 2,4 2,4 2,5 2,7 2,6 ■ 2,5

Источник [6].

Таблица 4

Оценка военных расходов в России, % к ВВП

Показатель 2003 г. 2004 г. 2005 г. 2006 г. 2007 г. 2008 г. 2009 г. 2010 г. 2011 г.

Расходы на национальную оборону

млрд. руб. 355,7 430,0 578,4 681,8 831,9 1040,9 1191,2 1276,5 1516,0

% к предыдущему году 100 121 135 118 122 125 114 107 119

Индекс - дефлятор ВВП, % к предыдущему году 113,8 120,3 119,3 115,2 113,8 118,0 102,0 114,2 115,5

Расходы на оборону % к базисному 2003 г. с учетом ин- 100 101 ИЗ 116 124 132 148 139 143

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

декса-дефлятора ВВП

ВВП, млрд. руб. 132082 17027,2 21609,8 26917,2 33247,5 41276,8 38807,2 46308,5 55799,6

Расходы на оборону, % к ВВП 2,69 2,53 2,68 2,53 2,50 2,52 3,07 2,76 2,72

Источник: [2; 9; 10], расчеты автора.

Таблица 5

Военные расходы в период 2014-2016 гг., млрд. руб.

Прогноз 2013 г. 2014 г. 2015 г. 2016 г.

ВВП Национальная оборона 67519 2025,57 73921 2217,63 81940 2458,2 91205 2736,15

Источник: [8].

Среднемесячная заработная плата в 2011 г. в отрасли составила около 25 тыс. руб., в том числе на промышленных предприятиях - 21 тыс. руб., а в научных организациях - более 32 тыс. руб. При этом средний возраст работников организаций ОПК составил около 46 лет, а в научных организациях - более 48 лет [12, с. 12].

Отметим, что за период 2009-2011 гг. в ОПК объем промышленной продукции возрос почти в 1,3 раза, а производительность труда - в 1,6 раза [12, с. 13]. Планируется, что производительность труда возрастет к 2020 г. в 2,6 раза по сравнению с 2010 г. [12, с. 21].

При формировании затрат на военную продукцию учитывается средняя заработная плата в отрасли и данные прогноза Министерства экономического развития РФ (темп инфляции, индекс роста заработной платы). Однако, как указано выше, одной из задач развития ОПК является рост производительности труда к 2020 г. в 2,6 раза в сравнении с уровнем 2010 г.

На основе данных прогноза долгосрочного социально-экономического развития РФ до 2030 г. Минэкономразвития [13] рассчитаем динамику роста средней заработной платы в России и в ОПК и производительности труда в ОПК (I вариант), принимая численность работников на уровне 2 млн. чел. (табл. 6). Полученные значения показывают, что динамика роста заработной платы в ОПК незначительно превышает аналогичный показатель в целом по России. Таким образом, предполагаемый рост заработной платы в ОПК не явится стимулом для привлечения высококвалифицированных кадров, в том числе молодежи, на предприятия.

Однако следует заметить, что планируемый рост производительности труда в ОПК (2,6 раза) будет превышать аналогичное значение по России в целом (1,5 раза). Таким образом, рост заработной платы в ОПК при планируемом росте производительности труда может превышать полученные показатели.

Рассчитаем II вариант роста заработной платы в ОПК, который предполагает, что повышение будет происходить за счет роста производительности труда, оптимизации расходов и соответственно приведет к уменьшению численности сотрудников в ОПК при условии роста объема заказов. Прежде всего, уточним, что рост заработной платы означает не одновременный рост объема финансирования военных расходов, а принимаемые меры, направленные на оптимизацию расходов на предприятиях. К мерам, направленным на повышение эффективности, отнесем: повышение квалификации сотрудников, уменьшение численности управленческого аппарата и сокращение накладных расходов.

Параметры расчета: индекс производительности труда в ОПК - 1,1 ежегодно (110%), индекс численности работников в ОПК - 0,95. При данных параметрах средняя заработная плата в 2020 г. составит 49,04 тыс. руб. при численности работников в ОПК - 1,26 млн. чел. и росте производительности труда в 2,6 раза.

*

В сводный реестр ОПК включены 1353 организации, расположенные в 64 субъектах Российской Федерации, в которых трудятся около 2 млн. чел., из них более 1,3 млн. чел. работают в восьми оборонных отраслях промышленности [12, с. 11]. К началу 2012 г. в ОПК сформировано 55 интегрированных структур, которые выпускают более 60% всей продукции [12, с. 12]. Около 45% объема промышленной продукции ОПК — продукция военного назначения, поставляемая для внутренних нужд государственным заказчиком по регулируемым ценам, 22% поставляется по линии военно-технического сотрудничества, 33% приходится на гражданскую продукцию (транспорт, связь, телекоммуникации, ТЭК, сфера здравоохранения и др.) [12, с. 19].

Таблица 6

Расчет роста производительности труда, средней начисленной заработной платы и численности работников в ОПК до 2020 г.

Показатель 2010 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г. 2016 г. 2017 г. 2018 г. 2019 г. 2020 г.

Среднемесячная начисленная заработная плата в России, тыс. руб. 20,95 23,37 25,31 26,25 27,64 29,27 31,04 32,90 34,81 36,40 38,05

Индекс (реальная заработная плата) в России, к предыдущему году 1,03 1,08 1,04 1,05 1,06 1,06 1,06 1,06 1,05 1,05

Индекс заработной платы в России к 2010 г. 1,00 1,03 1,11 1,15 1,22 1,29 1,37 1,45 1,53 1,60 1,67

Индекс производительности труда в России, к предыдущему году 1,04 1,04 1,03 1,'04 1,05 1,05 1,05 1,05 1,05 1,05

Индекс производительности труда в России, к 2010 г. 1,00 1,04 1,08 1,10 1,15 1,20 1,26 1,33 1,40 1,47 1,53

Темпы роста НВТК, в том числе ОПК 1,14 1,14 1,11 1,10 1,09 1,08 1,07 1,07 1,07

Рост зарплаты в ОПК, тыс. руб., I вариант 25,00 27,08 28,08 29,56 31,31 33,20 35,20 37,24 38,94 40,70

Индекс заработной платы в ОПК к 2010 г., I вариант 1,00 1,03 1,08 1,13 1,19 1,25 1,31 1,38 1,45 1,52 1,59

Заработная плата в ОПК (расчет), тыс. руб., II вариант 25,00 27,50 29,70 31,78 34,32 36,72 39,66 42,44 45,41 49,04

Индекс заработной платы в ОПК (расчет) к 2010 г., II вариант 1,00 1,10 1,21 1,31 1,40 1,51 1,62 1,75 1,87 2,00 2,16

Индекс производительности труда в ОПК, к 2010 г., I и II вариант 1,00 1,10 1,21 1,33 1,46 1,61 1,77 1,95 2,14 2,36 2,59

Численность сотрудников (расчет) в ОПК, млн. чел., П вариант 2,00 1,90 1,81 1,71 1,63 1,55 1,47 1,40 1,33 1,26

Источник: [13-15], расчеты автора.

Таким образом, производительность труда и уровень заработной платы фактически могут расти одинаковыми темпами. Заметим, что реальный рост заработной платы в ОПК может находиться между минимальными (вариант I) и максимальными (вариант II) расчетными значениями, и составить около 7% ежегодно.

Согласно прогнозу, в ОПК до 2020 г. будет постепенно сокращаться численность сотрудников, при этом произойдет увеличение занятости молодежи за счет опережающего роста заработной платы в отрасли и сокращение численности сотрудников старше 60 лет на предприятиях. Таким образом, на фоне общего сокращения численности занятых в ОПК произойдет постепенный рост численности молодежи.

Отметим, что ключевой особенностью периода 2011-2015 гг. стало использование механизма кредитования ОПК через государственные гарантии по кредитам. С учетом «кредитного ГОЗ» объемы гособоронзаказа в 2013-2015 гг. по сравнению с первоначальным вариантом Госпрограммы вооружений на период 2011-2020 гг. существенно увеличены [16].

При этом появляются дополнительные затраты на обслуживание долга. Частично они будут компенсироваться (строка «субсидии сверх объемов ГОЗ»). При этом субсидии учитываются в ГОЗ, но де-факто компонентой гособоронзаказа не являются. Они не будут использоваться ни на закупки, ни на модернизацию вооружений и военной техники, ни на НИОКР, но стоимость соответствующих контрактов повысится. В 2011-2015 гг. банковская премия за предоставление кредитов на ГОЗ в совокупности превысит 300 млрд. руб. Это, конечно, улучшит ситуацию с ликвидностью участвующих банков. С 2016 г. предусмотрено и погашение основного тела долга. Но общий объем этого госдолга к началу 2016 г. превысит 1,5 трлн. руб., что составит около 74% объема гособоронзаказа на 2015 г. Это означает, что в период до 2020 г. необходимо дополнительно погашать данную задолженность ежегодно в среднем примерно на 315 млрд. руб. С учетом перенапряженности федерального бюджета в целом и раздела военных расходов в частности способность государства увеличивать и далее финансирование расходов по статье «Национальная оборона» темпами, предусмотренными современной Госпрограммой вооружений, вызывает сомнения [17].

* * *

В заключение представим основные выводы и результаты проведенного исследования.

1. Военные расходы в России по отношению к ВВП за период 2003-2011 гг. соответствуют (без учета ППС) уровню расходов в Индии и незначительно превышают аналогичные затраты в Великобритании.

2. Рост военных расходов в России в долгосрочной перспективе ограничен 3% ВВП.

3. Планируемый рост производительности труда в ОПК в 2020 г. в 2,6 раза по отношению к 2010 г. предполагает рост заработной платы почти вдвое, достижение 49 тыс. руб. среднемесячной заработной платы и уменьшение численности занятых до 1,26 млн. чел. (63% к уровню 2011 г.). Таким образом, рост заработной платы в ОПК может составить в среднем 7% ежегодно.

4. В ОПК на предприятиях до 2020 г. будет постепенно сокращаться общая численность сотрудников и сотрудников старше 60 лет при этом произойдет рост занятости молодежи.

5. После 2015 г. рост военных расходов с учетом обслуживания основного долга по кредиту замедлится.

Литература

1. Stocholm International Peace Research Institute. Updated by 15.01.13. Режим доступа. www.sipri.org/research/armaments/milex/resultoutput/milex_15/the-15-countries-with-the-highest-military-expenditure-in-2011-table/view

2. Федеральное казначейство. Отчет об исполнении консолидированного бюджета Российской Федерации. Расходы бюджета на 1 января 2012 г.

3. www.en.wikipedia.org/wiki/List_of_countries_by_military_expenditures#cite_note-5, updated by 30.09.13.

4. The World Bank. Health Expenditure per Capita. www.data.worldbank.org/indicator/SH.XPD.PCAP

5. Российская газета (неделя), № 288 (5961), 2012 г., с. 4.

6. The World Bank. Military Expenditure. http://data.worldbank.org/indicator/MS.MIL.XPND.GD.ZS updated by 30.09.13.

7. Народное хозяйство СССР. Сб. М., 1990.

8. Министерство финансов РФ. Основные направления бюджетной политики на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов. (18.07.2013). http://www1.minfin.ru/ru/budget/policy/ updated by 4.10.2013.

9. Журнал «Эксперт», № 19 (850), 2013.

10. Росстат. http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/accountsM

11. Федеральное казначейство. Отчет об исполнении консолидированного бюджета Российской Федерации. Расходы бюджета за 2003 — 2010 гг.

12. Состояние и проблемы модернизации оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации. Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации. Комитет Совета Федерации по обороне и безопасности. Парламентские слушания, 16 февраля 2012 года.

13. www.council.gov.ru/media/files/41d44f244904b63dfbee.pdf (updated by 28.09.2013)

14. Министерство экономического развития. Прогноз долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года. Электронный ресурс. Режим доступа http://www.economy.gov.ru/wps/wcm/connect/economylib4/mer/activity/sections/macro/prognoz/indexprognoz (updated by 31.12.2013).

15. Фролов И.Э., Ганичев Н.А. Научно-технологический потенциал России на современном этапе: проблемы реализации и перспективы развития //Проблемы прогнозирования. 2014. № 1.

16. Суворов А.В. Прогнозирование доходов и потребления населения. Национальная экономика / Под ред. П.В. Савченко. М.: Экономистъ, 2006.

17. Фролов И.Э., Ганичев Н.А., Кошовец О.Б. Долгосрочный прогноз производственных возможностей высокотехнологичных отраслей экономики РФ //Проблемы прогнозирования. 2013. № 3.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.