Научная статья на тему 'СООТНОШЕНИЕ ПОНЯТИЙ «САМООБРАЗОВАНИЕ» И «САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА» В СОВРЕМЕННОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАУКЕ'

СООТНОШЕНИЕ ПОНЯТИЙ «САМООБРАЗОВАНИЕ» И «САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА» В СОВРЕМЕННОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАУКЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
72
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМООБРАЗОВАНИЕ / САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА / СОВРЕМЕННАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ НАУКА / ОРИЕНТИРЫ САМОРАЗВИТИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Герасимова Вера Александровна

В статье проводится исследование соотношения понятий «самообразование» и «самостоятельная работа» в педагогической науке. Автор определяет, что соотношение понятий «самообразование» и «самостоятельная работа» может позиционироваться как часть и целое, соответственно, следствием грамотно организованной систематической самостоятельной работы может стать самообразование, однако, кроме самостоятельной работы существуют и другие предпосылки, формирующие самообразование как процесс. По этой причине можно утверждать о наличии взаимозависимости данных понятий, но не об их взаимообусловленности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CORRELATION OF THE CONCEPTS OF "SELF-EDUCATION" AND "INDEPENDENT WORK" IN MODERN PEDAGOGICAL SCIENCE

The article examines the correlation of the concepts of "self-education" and "independent work" in pedagogical science. The author determines that the relationship between the concepts of "self-education" and "independent work" can be positioned as a part and a whole, respectively, self-education can become a consequence of competently organized systematic independent work, however, in addition to independent work, there are other prerequisites that form self-education as a process. For this reason, it can be argued that there is an interdependence of these concepts, but not about their interdependence.

Текст научной работы на тему «СООТНОШЕНИЕ ПОНЯТИЙ «САМООБРАЗОВАНИЕ» И «САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА» В СОВРЕМЕННОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАУКЕ»

Столыпинский вестник №3/2023

11. Сильчук А.М., Сильчук С.М., Рябчук В.В. Структура и содержание педагогической модели оздоровительной физической культуры на современном этапе развития Вооружённых сил Российской Федерации // Учёные записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2019. - № 11 (177). -С. 397-401.

12. Селитреникова Т.А., Аносов В.А. Основы применения оздоровительной физической культуры с военнослужащими третьей группы здоровья // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. - 2022. - Т. 27, № 1. - С. 172-179. - DOI: 10.20310/1810-0201-2022-27-1-172-179

© Гальчинская Л.А., 2023 Научный сетевой журнал «Столыпинский вестник» №3/2023 Для цитирования: Гальчинская Л.А. МЕСТО ЗАНЯТИЙ ЛЕЧЕБНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ ПО КОНТРАКТУ, КОТОРЫЕ ИМЕЮТ

Столыпинский вестник

ЗАБОЛЕВАНИЯ, В ПРОЦЕССЕ ИХ СЛУЖЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ // Научный сетевой журнал «Столыпинский вестник» №3/2023 Научная статья

Original article

УДК 37.02

СООТНОШЕНИЕ ПОНЯТИЙ «САМООБРАЗОВАНИЕ» И «САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА» В СОВРЕМЕННОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАУКЕ

CORRELATION OF THE CONCEPTS OF "SELF-EDUCATION" AND "INDEPENDENT WORK" IN MODERN PEDAGOGICAL SCIENCE

Герасимова Вера Александровна, преподаватель, филиал СамГУПС в г. Саратове, E-mail: grishkova09@mail.ru

Vera Gerasimova, Teaching fellow of the Branch of the Samara State Transport University in Saratov, E-mail: grishkova09@mail.ru

Аннотация: В статье проводится исследование соотношения понятий «самообразование» и «самостоятельная работа» в педагогической науке. Автор определяет, что соотношение понятий «самообразование» и «самостоятельная работа» может позиционироваться как часть и целое, соответственно, следствием грамотно организованной систематической самостоятельной работы может стать самообразование, однако, кроме самостоятельной работы существуют и другие предпосылки, формирующие самообразование как процесс. По этой причине можно утверждать о наличии взаимозависимости данных понятий, но не об их взаимообусловленности. Annotation:The article examines the correlation of the concepts of "self-education" and "independent work" in pedagogical science. The author determines that the relationship between the concepts of "self-education" and "independent work" can be positioned as a part and a whole, respectively, self-education can become a consequence of competently organized systematic independent work, however, in addition to independent work, there are other prerequisites that form self-education as a process. For this reason, it can be argued that there is an interdependence of these concepts, but not about their interdependence.

Ключевые слова: самообразование, самостоятельная работа, современная педагогическая наука, ориентиры саморазвития.

Keywords: self-education, independent work, modern pedagogical science, guidelines for self-development.

В современной педагогической науке категории «самообразование» и «самостоятельная работа» представляют собой важнейшие ориентиры в области подготовки грамотной и социально активной личности. Самообразование в значительной степени связано с повышением

информированности, расширением понимания и попыткой улучшить себя как образованную личность[2].

Самообразование тесно связано с исследованиями в действии, рефлексивной практикой обучающихся, и все эти подходы разделяют предположение о том, что качество образования «зависит» от знаний практикующих специалистов и их умений общаться с обучающимися, учить их, создавать процессы развития, способствовать обучению, формированию у них осмысленных процессов учебной деятельности, и активное изучение практикующими специалистами своей собственной деятельности и преподавания является ценным подходом к расширению этих способностей.

Важным аспектом самообразования является поиск дистанций и противоречий между собственной теорией, собственными убеждениями, мыслями, представлениями и тем, как на самом деле ведется самообразование. Это означает обнаружить и признать различия между собственными нормативными убеждениями и стремлениями к обучению, с одной стороны, и фактической практикой обучения, с другой стороны. Это описывается как представление о переживании себя как «живого противоречия» [4].

Ключевой характеристикой самообразования является то, что оно инициируется и осуществляется педагогами-практиками. Исследователи отмечают, что именно педагоги должны контролировать развитие и генерирование знаний обучающихся, а также способствовать их развитию, пониманию материала и построению процесса самообучения. Это означает, что именно педагоги должны брать на себя ответственность за исследование, описание и артикулирование взаимосвязи между данным обучением и развитием, пониманием и обучением обучающихся.

Специалисты часто говорят об отношении к этой ответственности. Речь идет о том, что педагоги берут под контроль свою собственную профессиональную практику, исследуя ее с целью развития и

совершенствования как себя, так и своей педагогической деятельности, а также стремясь создать новые знания, основанные на исследованиях.

Одним из важных аспектов здесь также является критическое отношение к существующим знаниям, традициям, институциональным способам мышления и действия, а также к институциональному и политическому лидерству, связанному с педагогическим образованием. Агентство действует в той мере, в какой профессиональные практики, педагоги, ответственно используют возможности и свободу профессионального пространства. Таким образом, самообразование, ведущее к изменениям и улучшениям, является практикой действия [3].

Важным аспектом самообразования, имеющим решающее значение для понимания методологии, является желание педагогов лучше согласовывать свои учебные намерения со своими педагогическими действиями. Неизбежно, что природа самой практики с присущими ей противоречиями и напряжениями влияет на способ исследования практики.

Еще одним важным аспектом организации самообразования обучающихся является обнаружение и осознание сложностей, связанных с обучением и воспитанием. Существует множество сложных операций, которые происходят одновременно, и педагог несет ответственность за всех, чтобы поддерживать и способствовать как пониманию, так и развитию навыков самообразования у обучающихся. Специалисты заявляют, что исследования, связанные с самообразованием, позволили выявить некоторые сложности, связанные с подготовкой педагогов. Так, самообразование может выступить подходом к исследованиям в педагогическом образовании, внесшим наибольший вклад в важные разработки в этой области. В определении суть самообразования как такового присутствует ряд расхождений, однако почти все исследователи сходятся в том, что самообразование - это не рецепт или процедура, которой просто следуют, а,

скорее, методология изучения и исследования собственной практики, самого себя и собственного учения об обучении.

Обучающиеся, которые занимаются самообразованием, часто разделяют широкую мотивацию к совершенствованию; у них присутствует цель создания новых знаний и понимания, которые можно внедрить в поле, расширение знаний путем теоретического и практического обучения [2].

Специалисты отмечают, что одна из целей самообразования заключается в том, что оно может помочь педагогам выйти за рамки технического и механического редукционизма, то есть с точки зрения «знания как» на перспективу «знания почему» и «стать некоторыми -тот-кто - для студентов». Это означает, что педагогам, способствующим организации самообразования учащихся, необходимо соответствовать требованиям общества к высококачественному образованию в 21 веке, педагоги должны быть больше, чем просто профессиональными и педагогическими экспертами. Это, в свою очередь, означает, что преподавание включает в себя моральное обязательство, моральное измерение знаний, которое включает в себя такие личные качества, как уязвимость, честность, добросовестность и надежность, которые важны в работе учителей и воспитателей учителей.

Другая цель самообразования - моделирование собственной образовательной деятельности. Понятие «моделирование» в образовательном контексте легко может быть неправильно истолковано, и в некоторых случаях восприятие моделирования может заключаться в подражании, выполнении того же самого, модели или шаблоне для воспроизведения или какой-либо форме индоктринации. В исследованиях самообразования моделирование понимается как:

1) способ проиллюстрировать что-то;

2) способ обработать и операционализировать что-то;

3) способ экспериментировать с чем-то;

4) перспектива и подход к тому, как исследовать что-то;

5) моделирование становится отправной точкой для личностного роста и развития [4].

Важная цель самообразования также связана с необходимостью задавать критические вопросы, связанные с получением знаний. Другими словами, необходимо обсуждать возникающие проблемы в обучении с педагогом. Если результат самообразования действительно предназначен для того, чтобы повлиять на работу в рамках образования за пределами отдельного человека, исследования должны продемонстрировать ученость и накопление знаний, которые могут иметь центральное значение для образования и области исследований в целом. Самообразование должно быть доступно для публичной критики, критического обзора и оценки со стороны других педагогов, чтобы другие могли использовать, дополнять, развивать, адаптировать и корректировать работу осмысленными способами, которые соответствуют их собственному учебному контексту и собственному уровню знаний. Соответственно, возможность обмена информацией и получения обратной связи, в том числе, и в критическом разрезе - важнейшая часть процесса самообразования, поскольку позволяет получить обратную связь по результатам осуществляемого самообразования и выступить стимулом дальнейшего получения знаний и навыков в исследуемой форме.

В процессе самообразования важная роль отводится самостоятельной работе. Данное понятие являет собой категорию, которая предполагает выполнение обучающимися отдельных заданий педагога без участия последнего с последующей проверкой и оценкой результатов выполненного. В отличие от самообразования, самостоятельная работа не представляет собой системную деятельность, она нацелена на достижение промежуточных результатов (обычно в рамках контроля за уровнем полученных знаний и навыков). Самостоятельная работа достаточно часто инициируется педагогом и не требует от обучающегося определенных инициатив, связанных, к примеру, с построением собственного индивидуального плана работы или

моделированием самостоятельного процесса получения знаний, как это происходит при самообразовании. Соответственно, относительно роли в развитии личности самостоятельная работа уступает самообразованию [1].

Однако преуменьшать роль самостоятельной работы не следует, поскольку она выступает как необходимый предиктор самообразования как такового. Получение обучающимися навыков самостоятельной работы начинается на самом начальном этапе получения образования, в дошкольном детстве, когда дети самостоятельно выполняют полученные им педагогом задания и учатся сами планировать свои действия, пусть и в минимальном объеме. Далее, в начальной школе, самостоятельно выполняя задания педагога на уроках, обучающиеся совершенствуют полученные ранее навыки, выполняя задания и упражнения без помощи педагога, предоставляя ему в дальнейшем результаты своей деятельности для контроля или проверки. Благодаря таким заданиям, педагог может оценить готовность обучающихся к выполнению самостоятельной работы, а также результативность такой работы в их исполнении [3].

В процессе усложнения материала учебных курсов и необходимости организации самостоятельного осмысления учащимися той или иной темы или проблемы объемы самостоятельно выполняемой ими работы постоянно возрастают. Повышение уровня самостоятельности в обучении ведет к формированию у личности обучающегося определенных навыков планирования собственной деятельности, организации работы без непосредственного участия педагога и ответственности за выполненную работу. Указанные навыки лежат в основе самообразования, которое представляет собой высшую фазу самостоятельной деятельности учащихся, когда они могут не только выполнять задачи, поставленные перед ним педагогом но и ставить перед собой такие задачи самостоятельно [1].

Таким образом, соотношение понятий «самообразование» и «самостоятельная работа» может позиционироваться как часть и целое,

соответственно, следствием грамотно организованной систематической самостоятельной работы может стать самообразование, однако, кроме самостоятельной работы существуют и другие предпосылки, формирующие самообразование как процесс. По этой причине можно утверждать о наличии взаимозависимости данных понятий, но не об их взаимообусловленности.

Список литературы

1. Блинова М.Л., Загайнов И.А. Самостоятельная работа как важный этап самообразования обучающихся // Дискуссия. 2016. №11 (74).

2. Кривуля Ю. С., Лазарев В. М., Окунев А. С. Самостоятельная работа как условие формирования потребности в самообразовании // Успехи в химии и химической технологии. 2007. №11 (79).

3. Минина Е.В. Самообразование как форма самостоятельной работы студентов // Педагогическое образование в России. 2013. №2.

4. Милованова Г. В. Самостоятельная работа и самообразование - важные условия успешной профессиональной деятельности // Вестник МГУ. 2009. №2.

References

1. Blinova M.L., Zagainov I.A. Independent work as an important stage of self-education of students // Discussion. 2016. №11 (74).

2. Krivulya Yu. S., Lazarev V. M., Okunev A. S. Independent work as a condition for the formation of the need for self-education // Successes in chemistry and chemical technology. 2007. №11 (79).

3. Minina E.V. Self-education as a form of independent work of students // Pedagogical education in Russia. 2013. No.2.

4.Milovanova G. V. Independent work and self-education are important conditions for successful professional activity // Bulletin of Moscow State University. 2009. No. 2.

© Герасимова В.А. 2023 Научный сетевой журнал «Столыпинский вестник» № 3/2023.

Для цитирования: Герасимова В.А. Соотношение понятий «самообразование» и «самостоятельная работа» в современной педагогической науке// Научный сетевой журнал «Столыпинский вестник» №

Столыпинский ^^^^^^^^ вестник

3/2023.

Научная статья Original article УДК.372.8

ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В СПО ОБРАЗОВАНИИ

INNOVATIVE TECHNOLOGIES IN SECONDARY SPECIAL AND

VOCATIONAL EDUCATION

Печерица Дмитрий Владимирович, кандидат географических наук, преподаватель ВМРК ФГБОУ ВПО «Дальрыбвтуз» (690087, улица Луговая, 52Б, Владивосток, Приморский край), тел. +7 (423) 226-04-18, natecon@bk.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.