Научная статья на тему 'РОЛЬ ЭЛЕКТРОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ В САМООБРАЗОВАНИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ'

РОЛЬ ЭЛЕКТРОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ В САМООБРАЗОВАНИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
180
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭЛЕКТРОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ / САМООБРАЗОВАНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ / ОНЛАЙН-СРЕДА ОБРАЗОВАНИЯ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Герасимова Вера Александровна

Актуальность проблемы применения на разных ступенях обучения электронных образовательных ресурсов в современных условиях не вызывает сомнения, поскольку указанные ресурсы позволяют не только организовать процесс получения знаний обучающимися не только в офлайн или в онлайн формах, но и аккумулируют в себе огромный пласт значимой для образовательного процесса информации, которая становится доступной для любого участника образовательного процесса независимо от его местонахождения. Кроме того, велика роль электронных образовательных ресурсов в самообразовании, поскольку, имея доступ к сети Интернет, обучающиеся могут получать необходимую для самостоятельного образования информацию, применять ее при освоении электронных образовательных курсов или онлайн-уроков, а также в виртуальном режиме получать образную связь относительно результатов собственной обученности по той или иной дисциплине.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Герасимова Вера Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF ELECTRONIC EDUCATIONAL RESOURCES IN SELF-EDUCATION OF STUDENTS

The relevance of the problem of using electronic educational resources at different stages of learning in modern conditions is beyond doubt, since these resources allow not only to organize the process of obtaining knowledge by students not only offline or online, but also accumulate a huge layer of information significant for the educational process, which becomes available to any participant in the educational process regardless of its location. In addition, the role of electronic educational resources in self-education is great, because, having access to the Internet, students can receive the information necessary for independent education, apply it when mastering electronic educational courses or online lessons, as well as in virtual mode to receive figurative communication regarding the results of their own training in a particular discipline.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ ЭЛЕКТРОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ В САМООБРАЗОВАНИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ»

Научная статья Original article УДК 33

doi: 10.55186/2413046X_2022_7_8_474

РОЛЬ ЭЛЕКТРОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ В САМООБРАЗОВАНИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ THE ROLE OF ELECTRONIC EDUCATIONAL RESOURCES IN SELF-EDUCATION

OF STUDENTS

Ь й МОСКОВСКИЙ ■p ЭКОНОМИЧЕСКИЙ

^jUyPHM

Герасимова Вера Александровна, аспирант кафедры методологии образования, ФГБОУ ВО «Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского», grishkova09@mail.ru

Gerasimova Vera, Postgraduate student of the Department of Educational Methodology, Saratov National Research State University named after N.G. Chernyshevsky, grishkova09@mail.ru

Аннотация. Актуальность проблемы применения на разных ступенях обучения электронных образовательных ресурсов в современных условиях не вызывает сомнения, поскольку указанные ресурсы позволяют не только организовать процесс получения знаний обучающимися не только в офлайн или в онлайн формах, но и аккумулируют в себе огромный пласт значимой для образовательного процесса информации, которая становится доступной для любого участника образовательного процесса независимо от его местонахождения. Кроме того, велика роль электронных образовательных ресурсов в самообразовании, поскольку, имея доступ к сети Интернет, обучающиеся могут получать необходимую для самостоятельного образования информацию, применять ее при освоении электронных образовательных курсов или онлайн-уроков, а также в виртуальном режиме получать образную связь относительно результатов собственной обученности по той или иной дисциплине.

Abstract. The relevance of the problem of using electronic educational resources at different stages of learning in modern conditions is beyond doubt, since these resources allow not only to

organize the process of obtaining knowledge by students not only offline or online, but also accumulate a huge layer of information significant for the educational process, which becomes available to any participant in the educational process regardless of its location. In addition, the role of electronic educational resources in self-education is great, because, having access to the Internet, students can receive the information necessary for independent education, apply it when mastering electronic educational courses or online lessons, as well as in virtual mode to receive figurative communication regarding the results of their own training in a particular discipline. Ключевые слова: электронные образовательные ресурсы, самообразование обучающихся, онлайн-среда образования, эффективность, результативность Keywords: electronic educational resources, self-education of students, online education environment, efficiency, effectiveness

Развитие электронных технологий и их применение в образовании вызывает к жизни ряд разносторонних инноваций. При этом, следует выделить ряд важных вопросов, связанных с реализацией электронных образовательных ресурсов в образовательной среде. Первый из них - это обеспечение качества педагогического и технологического процесса их внедрения. На сегодняшний день специалисты многих стран работают над созданием систем аккредитации и качества в среде электронного обучения в соответствии со своими потребностями. Различные подходы направлены на повышение способности профессионалов брать на себя ответственность, а также на создание устойчивой приверженности среди профессионалов [4].

Второй вопрос - это организация доступности электронных образовательных ресурсов для пользователей, поскольку они способствуют не только организации онлайн-общения во время организации обучения средствами образовательных электронных модулей и площадок, но и играют огромную роль в самообразовании.

Самообразование само по себе представляет собой весьма важный процесс, без которого не возможно получение полноценного образования в принципе, поскольку обучающиеся должны в обязательном порядке, на основ полученных навыков обучения и самообучения, уметь самостоятельно выстраивать свою образовательную деятельность, планировать свой образовательный процесс и осуществлять поиск необходимой информации для ее последующего анализа в процессе самостоятельного получения знаний. В этой связи, необходимо также упомянуть обучающихся, которые по каким-то причинам не имеют возможности очно получать образование, поскольку им не позволяют это сделать состояние здоровья, особенности развития и пр. Здесь

самообразование уже начинает играть ведущую роль, и поддержка данного процесса посредством электронных образовательных ресурсов выступает непреложным фактором успеха [2].

В этом сценарии доступность является важным вопросом, который необходимо рассматривать в нескольких областях, таких как образовательная, социальная и культурная. Доступность, инвалидность и инклюзивность связаны определенным образом, например, этическим, социальным (охват более широкой аудитории путем внесения вклада в разнообразие), политическим (быть активным участником общества) и экономическим (возможность снизить финансовую нагрузку на незащищенные слои населения). Известно, что около 1000 миллионов человек во всем мире, т. е. 15% населения мира, имеют какую-либо инвалидность, и включение их в образовательный процесс выступает важнейшей задачей любого государства [4].

Сегодня стоит задача обеспечения качественного образования для всех, укрепления подхода к инклюзивности, учитывая высокие показатели исключения, дискриминации и образовательного неравенства. Если рассматривать необходимость расширения образовательных возможностей граждан с позиции международного права, то необходимо сказать, что ЮНЕСКО в Парижской декларации 2012 г. рекомендует государствам-членам «содействовать обеспечению качества, обеспечению и экспертной оценке ООР (открытых образовательных ресурсов), а также поощрять разработку механизмов оценки и сертификации результатов обучения, полученных с помощью ООР». В 2015 году Всемирный форум по образованию также подтвердил свою приверженность «образованию для всех» в Инчхонской декларации и Рамочной программе действий «0бразование-2030». Здесь говорится, что инклюзивность и равенство в образовании и посредством образования являются краеугольным камнем преобразующей программы образования и что ни одна цель в области образования не может считаться достигнутой, если она не достигнута всеми. Поэтому необходимо сосредоточить внимание на процессах оценки, которые способствуют вовлечению всех желающих в процесс обучения. В этом контексте технология является ключевым элементом в среде онлайн-обучения и электронного обучения [3].

Электронное обучение содержит различные цифровые ресурсы, такие как тексты, видео, анимационная графика, интерактивные действия, симуляции, аудиофайлы, загружаемые документы, оценочные тесты, средства коммуникации и другие. Курсы обычно интегрированы в образовательные платформы, такие как системы управления

обучением (LMS), которые позволяют учащимся получать доступ ко всем ресурсам и администраторам этих платформ для управления.

Поскольку процесс преподавания-обучения выходит за рамки технологического использования инструментов, необходимо понимать синергию, которая должна существовать между технологиями и методологическим дизайном, чтобы создать инновационную и качественную модель обучения, учитывая повсеместные вычисления и их взаимосвязь со многими одновременными устройствами и системами. В этой связи важная роль принадлежит именно самообразованию, так как именно в процессе самостоятельного получения знаний обучающиеся смогут с опорой на электронные образовательные ресурсы, почувствовать большую уверенность в процессе получения знаний, так как они будут иметь возможность не только накапливать багаж той или иной информации и обрабатывать ее, но и обмениваться мнением с педагогами и соучениками во время, например, организации онлайн-конференций или других аудиторных онлайн-занятий [1].

В этом смысле доступное электронное обучение становится ключевым вопросом для обеспечения полной интеграции обучающихся, в том числе - и с ограниченными возможностями. Метаданные доступности могут улучшить адаптируемость ООР, описывая доступность ресурсов и услуг, представленных в среде электронного обучения [6].

Самообразование, осуществляющееся с применением электронных образовательных ресурсов, должна опираться, таким образом, на доступность и адаптируемость. Доступность и адаптируемость - это два термина, которые сходятся, когда речь идет о разных возможностях обучающихся (адаптивность), стремлении обеспечить гибкость в своей среде (доступность), чтобы она адаптировалась к потребностям и предпочтениям каждого пользователя, получающего знания. Индивидуальная адаптируемость и доступность в электронном обучении, образовании и обучении определяет доступность как удобство использования продукта, услуги, среды или установки людьми с самым широким спектром навыков, а адаптивность как способность цифрового ресурса или системы доставки корректировать представление, методы управления, структуру, режим доступа и поддержку пользователей в своем представлении. Доступность относится к нескольким концепциям, направленным на облегчение разработки или использования чего-либо в частности, включая гибкость, настройку, универсальность, удобство использования, совместимость, возможность повторного использования и навигацию [2].

Требования доступности улучшают удобство использования электронных образовательных ресурсов для всех, особенно в ограниченных ситуациях. Например, обеспечение достаточного цветового контраста приносит пользу людям, использующим Интернет на мобильном устройстве при ярком солнечном свете или в темной комнате. В шумных и тихих местах, например, в отделениях неотложной помощи и библиотеках, необходимо применение субтитров. Все это позволит обучающимся, независимо от их статуса или состояния здоровья активно осуществлять самообразование в необходимом для них объеме.

Соответственно, платформы электронного обучения предлагают много преимуществ для обучающихся, таких, как контроль над содержанием учебного материала, контроль за временем, затрачиваемым на обучение, и, таким образом, процесс может быть адаптирован в соответствии с потребностями обучающегося и целями обучения. Это может способствовать лучшему общению педагога с обучающимися, а само по себе электронное обучение может улучшить учебный процесс для всех его участников [4].

Однако при использовании платформ электронного обучения есть также некоторые элементы, которые следует учитывать. Проблемы в области организации самообразования обучающихся, такие как снижение мотивации, задержка обратной связи или помощи из-за того, что педагоги не всегда доступны в то время, когда обучающимся может понадобиться помощь во время обучения или чувство изоляции из-за отсутствия физического присутствия других участников образовательного процесса. Тем не менее, эти препятствия можно преодолеть с помощью педагогов, которые должны адаптировать свои стратегии обучения к нуждам учащихся. Для этого необходимы опыт и знания в области онлайн-обучения.

В настоящее время система образования находится в постоянном процессе изменений, образовательные организации должны идти в ногу с потребностями, желаниями и требованиями обучающихся. Таким образом, информационные технологии и системы электронного обучения в процессе осуществления самообразования рассматриваются как существенные факторы в деятельности университетов, по этой причине образовательные организации инвестируют все больше и больше в образовательные онлайн-системы[5].

Электронное обучение также рассматривается как система, используемая для формального обучения, или сеть, по которой отправляется информация. через электронные ресурсы для широкой аудитории. Основные элементы, обеспечивающие функционирование такими системами являются компьютеры и Интернет. Предлагая

широкий спектр возможностей для обмена информацией и загрузки документов различных форматов, электронное обучение имеет определенные особенности, которые облегчают и укрепляют процесс обучения-преподавания. Поскольку это веб-система, установка дополнительных инструментов не требуется, и один раз загруженный контент доступен для пользователей в любое время. Все это расширяет возможности самообразования обучающихся и повышает его качество [3].

Также необходимо указать на особенности самообразования, осуществляющегося в рамках традиционного и онлайн-обучения в разрезе оценки качества образования. В то время как в традиционном образовании обучающиеся оцениваются только педагогами, которые также являются их основным источником информации, а качество образование зависит от их знаний и навыков, в онлайн-обучении оценка может быть выставлена с помощью различных электронных инструментов и систем, обучающиеся могут получать информацию из различных документов, которые загружены на платформу, а на качество образования не влияет уровень подготовки преподавателей. С учетом сказанного, эволюция и использование образовательных электронных систем и технологий способствовали развитию и расширение образовательных возможностей в сфере самообразования.

Таким образом, роль электронных образовательных ресурсов в самообразовании достаточно важна, поскольку позволяет обучающимся расширить возможности в области получения информации, обратной оценочной связи, а также в расширении временного спектра, поскольку данные ресурсы всесторонне оптимизируют процесс самообразования за счет высокого уровня доступности как содержательного компонента образования, так и инструментов для организации процесса самообразования.

Список источников

1. Петухова А.В. Электронные образовательные ресурсы в профессиональном самообразовании учителя // Образование через всю жизнь: непрерывное образование в интересах устойчивого развития. 2011. №9.

2. Черникова А.Н. Электронный образовательный ресурс как средство самообразования школьника // МНИЖ. 2015. №6-4 (37).

3. Vanassche, E. and Keltchermans, G. (2016). Promotion of independent study of the practice of pedagogical education: towards the pedagogy of professional development of teachers, Professional development in education, 42, 100-122.

4. Ferreira, , Paterson, R., Hakone, K. (2018). The Growth of e-Learning in Higher Education: Preparing an Agenda for a Professional Development Workshop. ICU Language Research Bulletin, 32: 20-31.

5. Ossiannilsson, E., Williams, K., Camilleri, A. F., Brown, M.: Quality models in online and open education around the globe. State of the art and recommendations, DISTANCE Educ., p. 55 (2015)

6. Ipek, D.I., Sozcu, D.O.F.: Considerations for task analysis methods and rapid e-learning development techniques. Asia Pac. J. Multidiscip. Res. 2(1), 20-24 (2014)

References

1. Petukhova A.V. Electronic educational resources in professional self-education of a teacher // Education through life: continuing education in the interests of sustainable development. 2011. No.9.

2. Chernikova A.N. Electronic educational resource as a means of self-education of a student // MNIZH. 2015. №6-4 (37).

3. Vanassche E. and Kelchermans G. (2016). Promotion of independent study of the practice of pedagogical education: towards the pedagogy of professional development of teachers, Professional development in education, 42, 100-122.

4. Ferreira D., Paterson R., Hakone K. (2018). The growth of e-learning in higher education: Preparation of the agenda of the Seminar on Professional Development. Bulletin of Language Research Intensive Care Unit, 32:20-31.

5. Ossiannilsson E., Williams K., Camilleri A. F., Brown M.: Quality models in online and open education around the world. Current state and recommendations, DISTANCE learning, p. 55 (2015)

6. Ipek, D.I., Sezkyu, D.E.N.: Considerations on methods of task analysis and methods of rapid development of e-learning. Asia Pac. J. Multidiscip. Res. 2(1), 20-24 (2014)

Для цитирования: Герасимова В.А. Роль электронных образовательных ресурсов в самообразовании обучающихся // Московский экономический журнал. 2022 № 8. URL: https://qje. su/ekonomicheskaya-teoriya/moskovskij -ekonomicheskij -zhurnal-8-2022-24/

© Герасимова В.А. 2022 Московский экономический журнал, 2022, № 8.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.