Научная статья на тему 'СООТНОШЕНИЕ ПОНЯТИЙ ИННОВАЦИОННОСТИ В РАЗВИТИИ ПРЕДПРИЯТИЙ'

СООТНОШЕНИЕ ПОНЯТИЙ ИННОВАЦИОННОСТИ В РАЗВИТИИ ПРЕДПРИЯТИЙ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
55
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕХНОЛОГИИ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / ИННОВАЦИИ / ФАКТОРЫ / ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Арсаханова Зина Абдуловна

Существуют среди ученых взгляды, которые сравнивая понятия "инновационность» и «инновационная деятельность», отмечают, что научная категория "инновационность" шире по сущности и содержанию. Так К. Д. Латыпова утверждает понятие «инновационность значительно шире традиционных трактовок и аспектов инновационной деятельности ... Необходимо в инновационности рассматривать не только экономическую направленность, но и особый вид восприятия и отношений, ценностных установок и мотиваций, траекторию сближения индивидуального и общего, микросоциума и макростратегию». Наш концептуальный подход заключается в том, что мы не отождествляем эти два понятия, но инновационность рассматриваем как существенный (базисный) компонент инновационной деятельности, который используется в процессе управления жизнеобеспечения деятельности промышленных предприятий. На наш взгляд, среди отечественных ученых, содержательно рассмотрел понятие «инновационность» исследователь Скворцов Д. И. Он отмечает, что понятие инновационность является более узким понятием по сравнению инновациями, под которым оно понимается как качественное понятие с позиции экономической теории, подчеркивающей наличие нового явления, продукции, технологии, которые дают возможность увеличить эффективность». И далее продолжает, что понятие «инновационность» должно характеризоваться следующими критериями: возможностью получения конкурентных преимуществ (например, выпуск эксклюзивной продукции); эффективностью факторов производства, определяемой более низкими затратами на единицу продукции (услуг) или повышением качества; наличием условий для получения экономической прибыли.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CORRELATION OF THE CONCEPTS OF INNOVATION IN THE DEVELOPMENT OF ENTERPRISES

There are views among scientists who, comparing the concepts of "innovativeness" and "innovative activity", note that the scientific category of "innovativeness" is broader in essence and content. So K. D. Latypova asserts the concept of "innovativeness is much broader than traditional interpretations and aspects of innovation ... It is necessary to consider not only the economic orientation in innovation, but also a special kind of perception and attitudes, value attitudes and motivations, the trajectory of convergence of the individual and the general, the microsocium and the macrostrategy." Our conceptual approach is that we do not identify these two concepts, but consider innovation as an essential (basic) component of innovation activity, which is used in the process of life support management of industrial enterprises. In our opinion, among domestic scientists, the researcher D. I. Skvortsov has considered the concept of "innovativeness" meaningfully. He notes that the concept of innovation is a narrower concept compared to innovation, by which it is understood as a qualitative concept from the standpoint of economic theory, emphasizing the presence of a new phenomenon, products, technologies that make it possible to increase efficiency." And further continues that the concept of "innovativeness" should be characterized by the following criteria: the possibility of obtaining competitive advantages (for example, the release of exclusive products); efficiency of factors of production, determined by lower costs per unit of production (services) or quality improvement; availability of conditions for obtaining economic profit.

Текст научной работы на тему «СООТНОШЕНИЕ ПОНЯТИЙ ИННОВАЦИОННОСТИ В РАЗВИТИИ ПРЕДПРИЯТИЙ»

Научная статья Original article

DOI 10.55186/02357801 2022 7 1 4

СООТНОШЕНИЕ ПОНЯТИЙ ИННОВАЦИОННОСТИ В РАЗВИТИИ

ПРЕДПРИЯТИЙ

CORRELATION OF THE CONCEPTS OF INNOVATION IN THE DEVELOPMENT OF ENTERPRISES

Арсаханова Зина Абдуловна, Профессор кафедры финансов, кредита и антимонопольного регулирования, ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университетимени А-Х.Кадырова» (364020 Россия, г. Грозный, ул. Асланбека Шерипова, д. 32), тел. +7(495)651-05-86, mguspaeva@mail/ru

Zina A Arsahanova., Professor of the Department of Finance, Credit and Antimonopoly Regulation, FSBEI HE "Chechen State University named after A.Kh. Kadyrov" (32 Aslanbek Sheripov st., Grozny, 364020 Russia), tel.

+7(495)651 -05-86, mguspaeva@mail/ru

Аннотация. Существуют среди ученых взгляды, которые сравнивая понятия "инновационность» и «инновационная деятельность», отмечают, что научная категория "инновационность" шире по сущности и содержанию. Так К. Д. Латыпова утверждает понятие «инновационность значительно шире традиционных трактовок и аспектов инновационной деятельности ... Необходимо в инновационности рассматривать не только экономическую направленность, но и особый вид восприятия и отношений, ценностных

установок и мотиваций, траекторию сближения индивидуального и общего, микросоциума и макростратегию». Наш концептуальный подход заключается в том, что мы не отождествляем эти два понятия, но инновационность рассматриваем как существенный (базисный) компонент инновационной деятельности, который используется в процессе управления жизнеобеспечения деятельности промышленных предприятий. На наш взгляд, среди отечественных ученых, содержательно рассмотрел понятие «инновационность» исследователь Скворцов Д. И. Он отмечает, что понятие инновационность является более узким понятием по сравнению инновациями, под которым оно понимается как качественное понятие с позиции экономической теории, подчеркивающей наличие нового явления, продукции, технологии, которые дают возможность увеличить эффективность». И далее продолжает, что понятие «инновационность» должно характеризоваться следующими критериями: возможностью получения конкурентных преимуществ (например, выпуск эксклюзивной продукции); эффективностью факторов производства, определяемой более низкими затратами на единицу продукции (услуг) или повышением качества; наличием условий для получения экономической прибыли.

Abstract. There are views among scientists who, comparing the concepts of "innovativeness" and "innovative activity", note that the scientific category of "innovativeness" is broader in essence and content. So K. D. Latypova asserts the concept of "innovativeness is much broader than traditional interpretations and aspects of innovation ... It is necessary to consider not only the economic orientation in innovation, but also a special kind of perception and attitudes, value attitudes and motivations, the trajectory of convergence of the individual and the general, the microsocium and the macrostrategy." Our conceptual approach is that we do not identify these two concepts, but consider innovation as an essential (basic) component of innovation activity, which is used in the process of life support management of industrial enterprises. In our opinion, among domestic scientists, the

researcher D. I. Skvortsov has considered the concept of "innovativeness" meaningfully. He notes that the concept of innovation is a narrower concept compared to innovation, by which it is understood as a qualitative concept from the standpoint of economic theory, emphasizing the presence of a new phenomenon, products, technologies that make it possible to increase efficiency." And further continues that the concept of "innovativeness" should be characterized by the following criteria: the possibility of obtaining competitive advantages (for example, the release of exclusive products); efficiency of factors of production, determined by lower costs per unit of production (services) or quality improvement; availability of conditions for obtaining economic profit.

Ключевые слова: технологии, эффективность, инновации, факторы, деятельность

Keywords: technologies, efficiency, innovations, factors, activities

На наш взгляд, среди элементов инновационной деятельности промышленных предприятий в контексте управления их жизнеобеспечением, весомую роль играет именно инновационная активность. Ведь данное понятие, по нашему мнению, является интегральным показателем, который объединяет личностные аспекты (инициативность, новаторство, креативность менеджеров во время осуществления ими инновационной деятельности на промышленных предприятиях) и производственно технологические аспекты [1].

Данный элемент инновационной деятельности является важным фактором для инновационного развития промышленных предприятий. Инновационная активность характеризует все процессы управления жизнеобеспечения деятельности промышленных предприятий, которые непосредственно влияют на их инновационное развитие.

Итак, соглашаемся с мнением ученых Пушак Я. Я. и Лагодиенко В. В., которые отмечают, что инновационная активность предприятий промышленности

является ключевым фактором повышения эффективности промышленного производства и усиление конкурентоспособности продукции на внутреннем и внешнем рынках [5].

Также, хотим отметить, что формирование на современных промышленных предприятиях инновационной модели, должно учитывать кроме внутренней среды и внешнее. Поэтому, кроме указанных элементов, важными являются также и инновационный климат, и стратегии развития инновационного предприятия, которые разрабатываются прежде всего на начальных этапах на основе оценки инновационного климата.

Инновационный климат - это сложившиеся за определенный период времени условия в окружении предприятия, влияющие на эффективность его инновационной деятельности и подразделяются на две составляющие микро -и макросреды предприятия. Поэтому в инновационной модели управления жизнеобеспечения деятельности промышленных предприятий считаем целесообразным учитывать инновационный климат и инновационные стратегии [10].

Таким образом, проанализировав научные труды отечественных исследователей по вопросам развития инноваций на промышленных предприятиях России, хотим отметить следующие векторы, которые, на наш взгляд, стимулировать инновационную деятельность в процессе управления жизнеобеспечения деятельности промышленных предприятий: 1. вектор-разработать и принять на государственном уровне (компетентным органом, регулирующим деятельность промышленных предприятий) модели развития инновационной деятельности на предприятиях с открытой схемой финансирования разработки и внедрения инновационных проектов [7]. По нашему мнению, значение проектная модель должна будет решить следующие важные задачи в сфере управления жизнеобеспечения деятельности промышленных предприятий:

- определение оптимального распределения ресурсов между инвестициями в имитации инноваций, которые уже использованы в международной практике, и авансированием процессов создания отечественных инноваций;

- установление наилучшего распределения ресурсов между инвестициями в усовершенствование существующих производств прошлых технологических укладов и созданием производств, базирующихся на инновациях современного и перспективных технологических укладов;

- определение возможностей экспорта инновационной продукции промышленности;

- создание возможностей внедрения результатов отечественных научных исследований, создание объектов инфраструктуры инновационного развития промышленного предприятия и т. д;

- обоснование резервов и заинтересованности в развитии отраслевой научно - исследовательской деятельности.

2-ой вектор - создать на государственном уровне механизм льготного налогообложения прибыли промышленных от внедрения инноваций, предоставлять льготное кредитование на научно-исследовательские работы и модернизировать процесс льготного страхования рисков инновационных предприятий промышленности в России;

3-й вектор - предложить соответствующим компетентным государственным органом законопроект до действующего Налогового кодекса России, по созданию счетов для синтезирования средств, направленных на проведение инновационной деятельности на промышленных предприятиях, с помощью которых реализуются инновационные проекты [4]. Прежде всего эти накоплении средства, при условии их применения исключительно на научно -техническую деятельность и финансирование инновационной, расширение собственных опытно-экспериментальных баз, без налогообложения

аккумулированных средств оставлять в распоряжении промышленного предприятия;

- вектор - создать фонд поддержки инноваций, которые используется на промышленных предприятиях, а также со стороны государства стимулировать научно исследовательскую и технологическую кооперацию с целью формирования свободного информационного пространства для трансфера технологий между государствами;

- вектор-в пределах регионов России создать областные центры научноинформационного обеспечения, с целью осуществления ими контроля за внедрением инноваций в процессе управления жизнеобеспечения деятельности промышленных предприятий и расходованием средств на инновационные проекты;

- вектор - заключается в формировании и организации институтов венчурного финансирования, капитал которых может быть собран за счет крупных промышленных предприятий, банков, страховых компаний, а также принятие Закона «О венчурной деятельности»;

- вектор - внедрение на промышленных предприятиях пищевой России -Индустрии 4.0, которая будет способствовать модернизации и дальнейшей интеграции цепей по вертикали и горизонтали, на основе использования умного обслуживание и умных промышленных продуктов, а также обеспечить создание новых перспективных бизнес-проектов.

А это в свою очередь на промышленных предприятиях повысит их уровень конкурентоспособности и инновационной активности обеспечит эффективное использование инновационного потенциала и инновационности в процессе управления жизнеобеспечения деятельности промышленных предприятий [6]. Концептуальной основой научного исследования является рыночный подход к пониманию сущности управления жизнеобеспечения деятельности промышленных предприятий, ключевыми составляющими которого являются конкурентоспособность, инновационность и в целом разнообразные

маркетинговые инструменты и рычаги. Поэтому были проанализированы современные конкурентные стратегии, которые могут применяться в процессе управления жизнеобеспечения деятельности промышленных предприятий на различных его уровнях. За основу анализа были взяты, самые содержательные конкурентные стратегии, которые были разработаны известными зарубежными учеными П. Портеру и Ф. Котлеру, которые в процессе управления жизнеобеспечения деятельности промышленных предприятий в полном объеме позволяют раскрыть их стратегический потенциал и возможности на конкретном уровне жизнеобеспечения деятельности предприятия [3]. Таким образом, конкурентные стратегии в процессе анализа и характеристики отнесены к соответствующему уровню управления жизнеобеспечения деятельности промышленных предприятий, а именно: низкий уровень - стратегия фокусирования, стратегия дифференциации продукции (П. Портер), стратегия фирмы последователя и стратегия фирмы -нишера (Ф. Котлер); средний уровень - начальные этапы стратегии лидерства (П. Портер), стратегия фирмы-челленджера (Ф. Котлер); высокий уровень -стратегия лидерства по затратам (П. Портер), стратегия рыночного лидера (Ф. Котлер).

Установлено, что низкий уровень управления жизнеобеспечения деятельности промышленных предприятий характеризуется определенной особенностью, ведь данный уровень включает противоположные этапы жизненного цикла-зарождение (положительный) и упадок (отрицательный), а потому внутри него применяются различные конкурентные стратегии по таким их группировкой -низкий уровень положительный и низкий уровень негативный [8]. Инновационная деятельность, характеризуется определенными особенностями, которые проявляются в том, что она, используя возможности промышленных предприятий позволяет внедрять на них большой спектр инноваций в производство промышленной продукции и в целом в процесс управления жизнеобеспечения деятельности промышленных предприятий.

Также на промышленных предприятиях существует значительно высокий уровень риска при применении инноваций в производство промышленной продукции [2]. Решение указанных проблем всех этих проблем требует значительного финансирования как на макроуровне (влияние государства), так и микроуровне уровне. Предложено инновационную систему процесса управления жизнеобеспечения деятельности промышленных предприятий, которая состоит из следующих элементов: инновационный потенциал, инновационность и инновационная активность. Также хотим отметить, что указанные элементы мы рассматриваем в своем научном исследовании не только с точки зрения системного подхода, а также с позиции функционального подхода, понимая их базовыми элементами и инновационной деятельности промышленных предприятий [9]. На основе этой системы разработан инновационную модель управления жизнеобеспечения деятельности промышленных предприятий, которая включает кроме указанных элементов инновационной деятельности, и некоторые ее внешние элементы, а именно инновационный климат и инновационные стратегии, которые разрабатываются и формируются прежде всего на начальных эта на основе оценки инновационного климата. Также важными элементами данной модели являются конкурентоспособность и процесс увеличения прибыли промышленного предприятия.

Литература

1. Danakin, N. S., Fomin, V. N., & Gladkova, I. A. (2016). To the question about the organization of the social marketing service of the university. International Journal of Pharmacy and Technology, 8(4), 24693-24698.

2. Frolov, D. P., Moseiko, V. O., & Korobov, S. A. (2015). Building an institutional framework for nanotechnology industry in Russia. Mediterranean Journal of Social Sciences, 6(36), 81-86. https://doi.org/10.5901/mjss.2015.v6n3s6p81

3. Kolchina, N. O., & De Martino, M. (2016). Marketing tools for promoting innovations in the system of higher education. Integration of Education, 20(2), 176-187. https://doi.org/10.15507/1991-9468.083.020.201602.176-187

4. Maltseva, A., Apanasenok, A., & Veselov, I. (2016). How do university brands and brands of university-based innovative companies influence each other? International Journal of Applied Business and Economic Research, 14(10), 6351-6368.

5. Pokrovskaia, N., Snisarenko, S., & Golohvastov, D. (2016). Institutional confidence and economic intelligence for the performance at macro and micro networks. In Proceedings of the 4th International Conference on Management, Leadership and Governance, ICMLG 2016 (pp. 255-263).

6. Purg, D., Saginova, O., Skorobogatykh, I., & Musatova, Z. (2016). Family owned Hidden champions in Russia: Innovations, human capital and internationalization. Indian Journal of Science and Technology, 9(12). https://doi.org/10.17485/ij st/2016/v9i 12/89535

7. Vasilev, V. L., Sazanov, O. V, & Ishkinyaeva, A. R. (2016). Marketing as the city economic security improvement tool. Academy of Marketing Studies Journal, 20(Special Issue), 1-7.

8. Veselova, N. A., Tarasova, V. A., & Kossukhina, M. A. (2017). The application of customer loyalty management methods to the management of innovative project. In Proceedings of the 2017 IEEE Russia Section Young Researchers in Electrical and Electronic Engineering Conference, ElConRus 2017 (pp. 1371 -1373). https://doi.org/10.1109/EIConRus.2017.7910822

9. Yastrebov, A. P., & Yastrebov, V. A. (2017). Information support of strategic tasks of improving quality and competitiveness. In Proceedings of the 2017 International Conference "Quality Management, Transport and Information Security, Information Technologies", IT and QM and IS 2017 (pp. 298-301). https://doi.org/10.! 109/ITMQIS.2017.8085816

10. Zaytseva, A. L., & Menukhova, T. A. (2016). On the issue of the innovation policy at the road transport enterprises. International Journal of Applied Engineering Research, 11(4), 2206-2211.

References

1. Danakin, N. S., Fomin, V. N., & Gladkova, I. A. (2016). To the question about the organization of the social marketing service of the university. International Journal of Pharmacy and Technology, 8(4), 24693-24698.

2. Frolov, D. P., Moseiko, V. O., & Korobov, S. A. (2015). Building an institutional framework for nanotechnology industry in Russia. Mediterranean Journal of Social Sciences, 6(36), 81-86. https://doi.org/10.5901/mjss.2015.v6n3s6p81

3. Kolchina, N. O., & De Martino, M. (2016). Marketing tools for promoting innovations in the system of higher education. Integration of Education, 20(2), 176-187. https://doi.org/10.15507/1991-9468.083.020.201602.176-187

4. Maltseva, A., Apanasenok, A., & Veselov, I. (2016). How do university brands and brands of university-based innovative companies influence each other? International Journal of Applied Business and Economic Research, 14(10), 6351-6368.

5. Pokrovskaia, N., Snisarenko, S., & Golohvastov, D. (2016). Institutional confidence and economic intelligence for the performance at macro and micro networks. In Proceedings of the 4th International Conference on Management, Leadership and Governance, ICMLG 2016 (pp. 255-263).

6. Purg, D., Saginova, O., Skorobogatykh, I., & Musatova, Z. (2016). Family owned Hidden champions in Russia: Innovations, human capital and internationalization. Indian Journal of Science and Technology, 9(12). https://doi.org/10.17485/ij st/2016/v9i 12/8953 5

7. Vasilev, V. L., Sazanov, O. V, & Ishkinyaeva, A. R. (2016). Marketing as the city economic security improvement tool. Academy of Marketing Studies Journal, 20(Special Issue), 1-7.

8. Veselova, N. A., Tarasova, V. A., & Kossukhina, M. A. (2017). The application of customer loyalty management methods to the management of innovative project. In Proceedings of the 2017 IEEE Russia Section Young Researchers in Electrical and Electronic Engineering Conference, ElConRus 2017 (pp. 1371— 1373). https://doi.org/10.1109/EIConRus.2017.7910822

9. Yastrebov, A. P., & Yastrebov, V. A. (2017). Information support of strategic tasks of improving quality and competitiveness. In Proceedings of the 2017 International Conference "Quality Management, Transport and Information Security, Information Technologies", IT and QM and IS 2017 (pp. 298-301). https://doi.org/10.1109/ITMQIS.2017.8085816

10. Zaytseva, A. L., & Menukhova, T. A. (2016). On the issue of the innovation policy at the road transport enterprises. International Journal of Applied Engineering Research, 11(4), 2206-2211.

© Арсаханова З.А., 2022 Международный журнал прикладных наук и технологий "'Integral" №3/2022

Для цитирования: Арсаханова З.А. СООТНОШЕНИЕ ПОНЯТИЙ ИННОВАЦИОННОСТИ В РАЗВИТИИ ПРЕДПРИЯТИЙ// Международный журнал прикладных наук и технологий "Integral" №3/2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.