Научная статья на тему 'ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ЖИЗНЕОБЕСПЕЧЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ'

ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ЖИЗНЕОБЕСПЕЧЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
31
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОМЫШЛЕННЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ / ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СТРАТЕГИЧЕСКИЙ ВЕКТОР / ИННОВАЦИИ / ТЕХНОЛОГИИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Арсаханова Зина Абдуловна

Промышленность играет важную роль в системе национального хозяйства России. От ее стабильного и устойчивого функционирования, уровня развития зависит состояние экономики, рынков, экологическая безопасность, уровень и качество жизни населения, его здоровья. Основой для эффективного и конкурентоспособного развития предприятий пищевой промышленности является наличие надлежащей и разнообразной сырьевой базы и рынков потребления готовой продукции, логистических условий и инноваций. Мы соглашаемся с точкой зрения Мармуль Л. А., которая подчеркивает, что только ускоренное развитие инновационных процессов, основанных на системном и эффективном использовании достижений научно-технического потенциала, новейших разработок продуктов и технологий, является основным фактором экономического роста предприятий промышленности. Исходя из того, что предметом нашего научного исследования является управление жизнеобеспечения деятельности промышленных предприятий, мы будем изучать инновации в контексте именно этой проблематике. Но перед тем, как перейти к непосредственному рассмотрению инновационной деятельности, как ключевого стратегического вектора жизнеобеспечения деятельности и развития промышленных предприятий, раскроем сущность понятия «инновации». Необходимо отметить, что на сегодня в отечественной и зарубежной экономической литературе понятие «инновация» является предметом научных дискуссий, а поэтому среди ученых нет единого подхода относительно его толкования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPROVING THE LIFE SUPPORT EFFICIENCY OF INDUSTRIAL ENTERPRISES

Industry plays an important role in the system of the national economy of Russia. The state of the economy, markets, environmental safety, the level and quality of life of the population, their health depend on its stable and sustainable functioning, the level of development. The basis for the effective and competitive development of food industry enterprises is the availability of an appropriate and diverse raw material base and markets for the consumption of finished products, logistics conditions and innovations. We agree with the point of view of Marmul L. A., who emphasizes that only the accelerated development of innovative processes based on the systematic and effective use of the achievements of scientific and technical potential, the latest developments of products and technologies, is the main factor in the economic growth of industrial enterprises. Proceeding from the fact that the subject of our scientific research is the life support management of industrial enterprises, we will study innovations in the context of this particular issue. But before proceeding to the direct consideration of innovation activity as a key strategic vector of life support for the activities and development of industrial enterprises, we will reveal the essence of the concept of "innovation". It should be noted that today in the domestic and foreign economic literature, the concept of "innovation" is the subject of scientific discussions, and therefore there is no single approach among scientists regarding its interpretation.

Текст научной работы на тему «ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ЖИЗНЕОБЕСПЕЧЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ»

Научная статья Original article

DOI 10.55186/02357801 2022 7 1 3

ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ЖИЗНЕОБЕСПЕЧЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ

IMPROVING THE LIFE SUPPORT EFFICIENCY OF INDUSTRIAL

ENTERPRISES

Арсаханова Зина Абдуловна, Профессор кафедры финансов, кредита и антимонопольного регулирования, ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университетимени А-Х.Кадырова» (364020 Россия, г. Грозный, ул. Асланбека Шерипова, д. 32), тел. +7(495)651-05-86, mguspaeva@mail/ru

Zina A Arsahanova., Professor of the Department of Finance, Credit and Antimonopoly Regulation, FSBEI HE "Chechen State University named after A.Kh. Kadyrov" (32 Aslanbek Sheripov st., Grozny, 364020 Russia), tel.

+7(495)651 -05-86mguspaeva@mail/ru

Аннотация. Промышленность играет важную роль в системе национального хозяйства России. От ее стабильного и устойчивого функционирования, уровня развития зависит состояние экономики, рынков, экологическая безопасность, уровень и качество жизни населения, его здоровья. Основой для эффективного и конкурентоспособного развития предприятий пищевой промышленности является наличие надлежащей и разнообразной сырьевой базы и рынков потребления готовой продукции, логистических условий и

инноваций. Мы соглашаемся с точкой зрения Мармуль Л. А., которая подчеркивает, что только ускоренное развитие инновационных процессов, основанных на системном и эффективном использовании достижений научно-технического потенциала, новейших разработок продуктов и технологий, является основным фактором экономического роста предприятий промышленности. Исходя из того, что предметом нашего научного исследования является управление жизнеобеспечения деятельности промышленных предприятий, мы будем изучать инновации в контексте именно этой проблематике. Но перед тем, как перейти к непосредственному рассмотрению инновационной деятельности, как ключевого стратегического вектора жизнеобеспечения деятельности и развития промышленных предприятий, раскроем сущность понятия «инновации». Необходимо отметить, что на сегодня в отечественной и зарубежной экономической литературе понятие «инновация» является предметом научных дискуссий, а поэтому среди ученых нет единого подхода относительно его толкования. Abstract. Industry plays an important role in the system of the national economy of Russia. The state of the economy, markets, environmental safety, the level and quality of life of the population, their health depend on its stable and sustainable functioning, the level of development. The basis for the effective and competitive development of food industry enterprises is the availability of an appropriate and diverse raw material base and markets for the consumption of finished products, logistics conditions and innovations. We agree with the point of view of Marmul L. A., who emphasizes that only the accelerated development of innovative processes based on the systematic and effective use of the achievements of scientific and technical potential, the latest developments of products and technologies, is the main factor in the economic growth of industrial enterprises. Proceeding from the fact that the subject of our scientific research is the life support management of industrial enterprises, we will study innovations in the context of this particular issue. But before proceeding to the direct consideration of innovation activity as a key strategic

vector of life support for the activities and development of industrial enterprises, we will reveal the essence of the concept of "innovation". It should be noted that today in the domestic and foreign economic literature, the concept of "innovation" is the subject of scientific discussions, and therefore there is no single approach among scientists regarding its interpretation.

Ключевые слова: промышленные предприятия, деятельность, стратегический вектор, инновации, технологии

Keywords: Industrial enterprises, activities, strategic vector, innovations, technologies

Так, например, Мединский В. Г., В зависимости от объекта и предмета исследования инновации, отмечает, что ученые рассматривают понятие «инновация» как: процесс; систему; изменения; результат. Другие исследователи выделяют пять подходов к толкованию понятия "инновация" -объективный, процессный, объективно-улитарный, процессноулитарный, процессно-финансовый [1].

В Большом толковом словаре современного русского языка понятие «инновация» трактуется в следующих значениях:

- нововведение;

- комплекс мероприятий, направленных на внедрение в экономику новой техники, технологий, изобретений и др.

Итак, понятие "инновация" употребляется в различных сферах деятельности, что и обусловливает ее разное представление в теории и практике. То есть категория «инновация» носит междисциплинарный характер, поскольку используется во всех без исключения отраслях и в повседневной жизни [5]. Поддерживаем точку зрения тех ученых, которые рассматривают понятие «инновация» в рамках двух подходов - объективного и процессного. Кроме этого, дискуссионным в научных кругах является соотношение понятий "новация», «новшество», "инновация".

Необходимо отметить, что внедрение инноваций на промышленных предприятиях может быть рассмотрено на различных уровнях управления жизнеобеспечения их деятельности и с использованием различных методологических подходов. Также для анализа формирования и внедрения инноваций на промышленных предприятиях используются разнообразные методики [10].

Например, это могут быть использованы методы и методики, которые связаны с конечным результатом внедрения новых промышленных продуктов, с данными о количестве оборота новых промышленных продуктов на рынке или проведения опроса о инновационную деятельность промышленных предприятий. Применение ряда методик в процессе исследования дает возможность получить полное представление о приоритетах в инновационной деятельности промышленных предприятий [7].

Необходимо отметить, что усложняет процесс научного исследования, тот

аспект, что в отечественной науке, постоянно меняется понятийно-

категориальный аппарат в сфере инновации в промышленности.

Так, в Законе России «Об инновационной деятельности» определено, что

инновационное предприятие разрабатывает, производит и реализует

инновационную продукцию, объем которой в денежном измерении

превышает 70 процентов его общего объема продукции.

Часто ученые инновационное предпринимательство рассматривают как

важнейший инструмент развития и трансформации экономической системы в

условиях современного развития [4].

Итак, инновационное промышленное предприятие - это и система организации современного производства и результат внедрения интеллектуальных идей и разработок, которая направлена на разработку и реализацию инновационной промышленной продукции, опираясь на рыночные и государственные принципы и механизмы.

На наш взгляд, во время осуществления инновационной деятельности в процессе управления жизнеобеспечения деятельности промышленных предприятий должны учитывать положения, которые разработал в своей научной работе «Теория экономического развития» классик инновационной теории, австрийский экономист Шумпетер Й.

Необходимо отметить, что есть и другие подходы к классификации видов инноваций, которые применяются на промышленных предприятиях. Так распространенным подходом среди российских и зарубежных ученых по типологизации инноваций - является разделение их на четыре типа -продуктовые, процессные, маркетинговые и организационные [6]. Однако существуют и другие подходы к классификации видов инноваций на промышленных предприятиях, так, например, ученый Радкевич Л. А. выделяет следующие - технологические (процессные); продуктовые (ассортиментные); маркетинговые (управленческие); инфраструктурные (организационные).

Калинина И. В. и Фаткуллин Р. И. выделяют два критерия по которым разделяют инновации на промышленных предприятиях: продуктовые и процессные (критерий - характер инноваций) и технические, экономические, социальные, управленческие (критерий - по содержанию). В нашем научном исследовании мы будем придерживаться данного подхода к классификации инноваций в процессе управления жизнеобеспечения деятельности промышленных предприятий, разделив их на две взаимосвязанные группы: технологические и нетехнологичные [3].

Инновации продукта промышленности-это внедрение продукта, который является новым или значительно улучшенным по своим свойствам или способам использования.

Такой инновационный продукт предназначен, как для индивидуального, так и массового потребления с целью - расширения ассортимента и

номенклатуры, удовлетворения потребностей населения в потреблении промышленных продуктов, отличных от традиционных и тому подобное. Необходимо отметить, что инновационные подходы к изготовлению промышленной продукции быстро меняются, ведь постоянно учитывают современные потребности потребителей. Исходя из того, что промышленность состоит из большого количества отраслей, раскроем современные тренды внедрения инноваций по промышленной продукции на примере пищевой промышленности [8].

Исследование структуры современных пищевых продуктов, показало, что в настоящее время к инновационной продукции прежде всего относятся функциональные пищевые продукты. В действующем законодательстве России определено, что» функциональный пищевой продукт " - это продукт, который содержит как компонент лекарственные средства и/или предлагается для профилактики или смягчения течения болезни человека. Таким образом, такие пищевые продукты помогают сохранять и улучшать здоровье человека, снижать риск возникновения болезней и предусмотрены для постоянного употребления всеми группами населения, ведь имеют заданные биологические свойства и обогащены эссенциальными пищевыми веществами и микронутриентами [2].

Инновации процессов в промышленности. Хотим отметить, что данный вид инноваций в промышленности учеными часто называется технологические инновации. Ведь, главная суть их заключается в том, чтобы улучшить (усовершенствовать) инновации на промышленных предприятиях на основе применения новых технологий, модернизации технологического процесса. Мы соглашаемся с мнением Радкевич Л. А., который к инновации процессов относит:

- разработку и внедрение технологий хранения сырья, являющегося основой для производства пищевых продуктов;

- применение ресурсосберегающих технологий, которые характеризуются максимально полезным выходом готовой продукции и минимумом отходов, на основе современных методов обработки;

- совершенствование технологических процессов с целью сокращения времени производственного цикла без потери качества готовой продукции;

- разработку и внедрение собственных упаковочных линий, которые полностью будут соответствовать специфике продуктов, которые изготавливаются;

- усовершенствование тары, упаковки и способов перевозки.

Также хотим отметить, что при внедрении инноваций процессов, основными требованиями являются модернизация ресурсосбережения и экологичность процессов которые применяются на промышленных предприятий. А это в свою очередь является важным элементом в процессе управления жизнеобеспечения деятельности промышленных предприятий в России. Рыночная (маркетинговая) инновация промышленности - направленные на исследование рынков сбыта, новые каналы сбыта, поиск новых потребителей, использование новых методов продаж, рекламы инновационной продукции, продвижение продовольственной продукции на рынки сбыта, формирование новых ценовых стратегий.

Черная Н. П. отмечает, что «отличительной чертой маркетинговой инновации по сравнению с другими изменениями в маркетинговом инструментарии является внедрение такого метода продажи, не использовался предприятием ранее. Это изменение должно быть частью новой концепции или стратегии продаж, что является значительным отрывом от методов продажи, которые ранее существовали на предприятии».

На наш взгляд, основными структурными элементами инновационной системы процесса управления жизнеобеспечения деятельности промышленных предприятий, которые будем анализировать следующие:

- инновационный потенциал - система факторов и ресурсов, которые необходимы для эффективного осуществления управления и организации инновационной деятельности промышленных предприятий.

- инновационность-качественное понятие определяющее в процессе управления жизнеобеспечения деятельности промышленных предприятий наличие новых технологий, продукции, которые повышают эффективность предприятия.

- инновационная активность - креативная, динамичная и целенаправленно деятельность производителей промышленной продукции, по внедрению инноваций в процессе осуществления ими хозяйственной деятельности.

Также хотим отметить, что указанные элементы мы рассматриваем в своем научном исследовании не только с точки зрения системного подхода, а также с позиции функционального подхода, понимая их базовыми элементами и инновационной деятельности промышленных предприятий: 1-ый элемент. Инновационный потенциал управления жизнеобеспечения деятельности промышленных предприятий. Необходимо отметить, что данный элемент на промышленных предприятиях в контексте жизнеобеспечения их деятельности занимает большое значение, ведь составляет совокупность факторов и ресурсов, которые являются предпосылкой и основой для формирования и развития инновационной деятельности на предприятии.

Под инновационным потенциалом промышленного предприятия некоторые исследователи понимают определенную группу ресурсов, необходимую и достаточную для выработки инноваций, воплощение их в конкретные технологии, организационные или управленческие решения, способность к восприятию инновационных идей, возможность и экономическую целесообразность выработки и продвижения инноваций на рынке [9].

В целом подчеркнем, в экономической теории выделяется преимущественно два подхода к определению категории «инновационный потенциал»: комплексный и ресурсный с таким разделением подходов согласны следующие ученые: «комплексный подход» - Кравченко С. И., Кладченко И. С., Лисин Б. К., Фридлянов В. Н., Кокурин Д. И. и «ресурсный» - Балабанов И. Т., Олексюк О. И., Мартюшева Л. С., Калишенко В. О., Стадник В. В., Йохна М. А., Захарченко В. И., Корсикова Н. М., Меркулов М. М., Войнаренко М. П. и Скалюк Р. В.

2-ой элемент. Инновационность. Необходимо отметить, что определение понятия "инновационность" отсутствует в нормативно-правовых актах России, и недостаточно исследовано среди отечественных ученых. Ячменьова В. и Кузьмич В. под дефиницией «инновационность» понимают характеристику, которая отражает умеренную активность инновационной деятельности предприятия, которая обеспечивает надежность работы его систем и подсистем, не противоречит гуманизации и социализации общества, повышает рыночную ценность предприятия на перспективу и не нарушает экологического равновесия с окружающей средой.

Литература

1. Gubenko, A. V, & Ksenofontova, T. Y. (2015). Strategy to increase the state's role in the business process management on the airport service market. Journal of Internet Banking and Commerce, 2015(S1). https://doi.org/10.4172/1204-5357.S1-005

2. Ivanitskaya, A. E. (2014). Conceptual foundations for managing the innovative activity of textile factories. Izvestiya Vysshikh Uchebnykh Zavedenii, Seriya Teknologiya Tekstil'noi Promyshlennosti, 2014(4), 62-67.

3. Kasaev, B. S., & Razakov, A. A. (2015). About the mechanism of ensuring balance for attracting investments for construction corporations. Modern Applied Science, 9(5), 219-227. https://doi.org/10.5539/mas.v9n5p219

4. Kononova, M. J. (2015). Geoecological marketing of tourist - Recreational zones of cities territories. In Vide. Tehnologija. Resursi - Environment, Technology, Resources (Vol. 2, pp. 141-147). https://doi.org/10.17770/etr2015vol2.267

5. Korneevets, V. S., Kropinova, E. G., & Dragileva, I. I. (2015). The current approaches to the transborder studies in the sphere of tourism. International Journal of Economics and Financial Issues, 5(SPEC. ISSUE), 65-73.

6. Pavlov, A. Y., & Koretsky, A. A. (2015). Socially oriented projects in high technology production: The content and features of arrangements and management. Mediterranean Journal of Social Sciences, 6(3S4), 179-184. https://doi.org/10.5901/mjss.2015.v6n3s4p179

7. Podmetina, D., Volchek, D., & Smirnova, M. (2015). The relationship between innovation and internationalisation in a turbulent environment. International Journal of Technology Marketing, 10(3), 326-341. https://doi.org/10.1504/IJTMKT.2015.070648

8. Rozdolskaya, I. V, & Ledovskaya, M. E. (2015). Customer-oriented marketing imperatives of innovation in the field of organization management working on the internal consulting principles. Mediterranean Journal of Social Sciences, 6(3), 627-636. https://doi.org/10.5901/mjss.2015.v6n3s1p627

9. Rozdolskaya, I. V, & Ledovskaya, M. E. (2015). Customer-oriented marketing imperatives of innovation in the field of organization management working on the internal consulting principles. Mediterranean Journal of Social Sciences, 6(2), 74-83. https://doi.org/10.5901/mjss.2015.v6n2p74

10. Skrinnikova, I. A., Shamrai, D. V, & Cadukova, R. R. (2015). Online - Survey in order to estimate the degree of satisfaction and loyalty among computer technology users. Mediterranean Journal of Social Sciences, 6(2S1), 489-497. https://doi.org/10.5901/mjss.2015.v6n2s1p489

References

1. Gubenko, A. V, & Ksenofontova, T. Y. (2015). Strategy to increase the state's role in the business process management on the airport service market. Journal of Internet Banking and Commerce, 2015(S1). https://doi.org/10.4172/1204-5357.S1-005

2. Ivanitskaya, A. E. (2014). Conceptual foundations for managing the innovative activity of textile factories. Izvestiya Vysshikh Uchebnykh Zavedenii, Seriya Teknologiya Tekstil'noi Promyshlennosti, 2014(4), 62-67.

3. Kasaev, B. S., & Razakov, A. A. (2015). About the mechanism of ensuring balance for attracting investments for construction corporations. Modern Applied Science, 9(5), 219-227. https://doi.org/10.5539/mas.v9n5p219

4. Kononova, M. J. (2015). Geoecological marketing of tourist - Recreational zones of cities territories. In Vide. Tehnologija. Resursi - Environment, Technology, Resources (Vol. 2, pp. 141 -147). https://doi.org/10.17770/etr2015vol2.267

5. Korneevets, V. S., Kropinova, E. G., & Dragileva, I. I. (2015). The current approaches to the transborder studies in the sphere of tourism. International Journal of Economics and Financial Issues, 5(SPEC. ISSUE), 65-73.

6. Pavlov, A. Y., & Koretsky, A. A. (2015). Socially oriented projects in high technology production: The content and features of arrangements and management. Mediterranean Journal of Social Sciences, 6(3S4), 179-184. https://doi.org/10.5901/mjss.2015.v6n3s4p179

7. Podmetina, D., Volchek, D., & Smirnova, M. (2015). The relationship between innovation and internationalisation in a turbulent environment. International Journal of Technology Marketing, 10(3), 326-341. https://doi.org/10.1504/IJTMKT.2015.070648

8. Rozdolskaya, I. V, & Ledovskaya, M. E. (2015). Customer-oriented marketing imperatives of innovation in the field of organization management working on

the internal consulting principles. Mediterranean Journal of Social Sciences, 6(3), 627-636. https://doi.org/10.5901/mjss.2015.v6n3s1p627

9. Rozdolskaya, I. V, & Ledovskaya, M. E. (2015). Customer-oriented marketing imperatives of innovation in the field of organization management working on the internal consulting principles. Mediterranean Journal of Social Sciences, 6(2), 74-83. https://doi.org/10.5901/mjss.2015.v6n2p74

10. Skrinnikova, I. A., Shamrai, D. V, & Cadukova, R. R. (2015). Online - Survey in order to estimate the degree of satisfaction and loyalty among computer technology users. Mediterranean Journal of Social Sciences, 6(2S1), 489-497. https://doi.org/10.5901/mjss.2015.v6n2s1p489

© Арсаханова З.А., 2022 Международный журнал прикладных наук и технологий "'Integral" №3/2022

Для цитирования: Арсаханова З.А. ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ЖИЗНЕОБЕСПЕЧЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ// Международный журнал прикладных наук и технологий "Integral" №3/2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.