Научная статья на тему 'Соотношение понятий «Аффилированные лица» и «Группа лиц» в новейшем российском законодательстве'

Соотношение понятий «Аффилированные лица» и «Группа лиц» в новейшем российском законодательстве Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
4129
375
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОНЯТИЯ "АФФИЛИРОВАННЫЕ ЛИЦА" И "ГРУППА ЛИЦ"

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Анисимов А. В.

Статья посвящена соотношению понятий «аффилированные лица» и «группа лиц» в российском законодательстве. При этом мы должны рассмотреть не только сами понятия, закрепленные в законодательстве, но и связанные с ними механизмы законодательного регулирования, используемые для достижения целей различных отраслей регулирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Соотношение понятий «Аффилированные лица» и «Группа лиц» в новейшем российском законодательстве»

7.15. СООТНОШЕНИЕ ПОНЯТИЙ «АФФИЛИРОВАННЫЕ ЛИЦА» И «ГРУППА ЛИЦ» В НОВЕЙШЕМ РОССИЙСКОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ

Анисимов А. В., аспирант ГУ-ВШЭ

Перейти на Главное МЕНЮ Вернуться к СОДЕРЖАНИЮ

Статья посвящена соотношению понятий «аффилированные лица» и «группа лиц» в российском законодательстве. При этом мы должны рассмотреть не только сами понятия, закрепленные в законодательстве, но и связанные с ними механизмы законодательного регулирования, используемые для достижения целей различных отраслей регулирования.

В настоящее время в литературе все чаще обсуждается вопрос экономической зависимости хозяйствующих субъектов. При этом экономическую зависимость в законодательстве, прежде всего, связывают с понятиями «аффилированные лица» и «группа лиц». Оба этих понятия закреплены в рамках антимонопольного законодательства. Но применение понятия «аффилированные лица» уже вышло за рамки антимонопольного права. Может показаться странным, что одно и тоже явление выражается в двух категориях сразу. Поэтому мы должны выяснить, почему и с какой целью законодатель закрепил сразу 2 понятия в рамках одной отрасли законодательства. При этом мы также установим, является ли эффективным такое регулирование.

Прежде всего, необходимо отметить, что закрепление понятия «аффилированные лица» в рамках антимонопольного законодательства скорее является следствием изменения данной отрасли законодательства в целом, то есть является пережитком старого антимонопольного регулирования.

В российском законодательстве категория «аффилированные лица» получила закрепление в 1992 году; впервые она была использована в Указе Президента РФ от 7 октября 1992 года № 1186 «О мерах по организации рынка ценных бумаг в процессе приватизации государственных и муниципальных предприятий»1 и Указе Президента РФ от 23.02.1998 № 193 «О дальнейшем развитии деятельности инвестиционных фондов». Федеральный закон от 26 декабря 1995 года «Об акционерных обществах»2 (далее - Закон об АО) был первым нормативным актом, законодательно закрепившим специфику участия аффилированных лиц в акционерных отношениях. В связи с появлением данного понятия возникла проблема определения и толкования данного понятия. В мае 1998 года в Закон о конкуренции на товарных рынках были внесены изменения и дополнения, определившие содержание и объем понятия «аффилированные лица»3.

1 Ведомости РФ, 1992, № 42, ст. 2370

2 СЗ РФ. 01.01.1996 № 1, Ст. 1.

3 ФЗ от 6 мая 1998г. № 70-ФЗ «О внесении изменений и допол-

нений в Закон РСФСР «О конкуренции и ограничении монополи-

стической деятельности на товарных рынках». СЗ РФ 1998 № 19.

В Законе РСФСР от 22 марта 1991 г. № 948-1 «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках»4 определение понятия «аффилированные лица» сформулировано путем перечисления его общих признаков, а так же тех лиц, которые считаются аффилированными. К общим признакам следует отнести состав аффилированных лиц (включает как физические, так и юридические лица независимо от целей их деятельности), степень зависимости одних лиц от других и правовую форму этой зависимости. В соответствии с последними изменениями законодательства (принятием Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»5 (далее

- Закон о защите конкуренции) определение аффилированных лиц является единственной нормой, сохранившей свое действие в указанном Законе РСФСР. По мнению разработчиков Закона о защите конкуренции, необходимость сохранения норм об аффилированных лицах обоснована тем, что на него ссылается широкий спектр законодательных актов, не относящихся к антимонопольному законодательству. Для целей антимонопольного законодательства Закон о защите конкуренции будет использовать понятие группы лиц, которое в старом законодательстве пересекалось с понятием аффилированных лиц. В дальнейшем мы рассмотрим новое регулирование такой формы зависимости как группа лиц в соответствии с новым антимонопольным законодательством. Но сначала необходимо изучить понятие аффилированных лиц, так как оно является ключевым для определения отношений аффилированности.

В соответствии со статьей 4 Закона о конкуренции на товарных рынках аффилированные лица - физические и юридические лица, способные оказывать влияние на деятельность юридических и (или) физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность.

Аффилированными лицами юридического лица являются:

- член его Совета директоров (его наблюдательного совета) или иного коллегиального органа управления, член его коллективного исполнительного органа, а также лицо, осуществляющее полномочия его единоличного исполнительного органа;

- лица, принадлежащие к той группе лиц, к которой принадлежит данное юридическое лицо;

- лица, которые имеют право распоряжаться более чем 20% общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции либо составляющие уставный или складочный капитал вклады, доли данного юридического лица;

- юридическое лицо, в котором данное юридическое лицо имеет право распоряжаться более чем 20% общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции либо составляющие уставный или складочный капитал вклады, доли данного юридического лица;

- если юридическое лицо является участником финансовопромышленной группы, к его аффилированным лицам относятся члены Советов директоров (наблюдательных советов) или иных коллегиальны органов управления, коллегиальных исполнительных органов участников ФПГ, а также лица, осуществляющие полномочия единоличных исполнительных органов участников ФПГ.

4 Закон РСФСР от 22 марта 1991 г. № 948-1 «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» (с изм. и доп. от 24 июня 1992 г., 25 мая 1995 г., 6 мая 1998 г., 2 января 2000 г., 30 декабря 2001 г., 21 марта, 9 октября 2002 г.). Российская газета № 89/1991.

5 СЗ РФ. 31.07.2006 № 31 (часть 1), ст. 3434.

К аффилированным лицам физического лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность, Закон о конкуренции на товарных рынках относит:

- лиц, принадлежащих к той группе лиц, к которой принадлежит данное лицо;

- юридическое лицо, в котором данное физическое лицо имеет право распоряжаться более чем 20 процентами общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции либо составляющие уставный или складочный капитал вклады, доли данного юридического лица.

В настоящее время использование понятия «аффилированные лица» направлено не на антимонопольное, а на корпоративное регулирование. Основной целью появления понятия аффилированного лица в корпоративных отношениях, по мнению И. В. Редькина, является обеспечение охраны инвесторов от недобросовестной деятельности и злоупотреблений лиц, имеющих влияние на деятельность компании6. В акционерном праве положения об аффилированных лицах должны создать правовой механизм, способный обеспечить разрешение «конфликта интересов» между обществом и его директорами, управляющими, реализацию принципа «приобретения гражданских прав и обязанностей своей волей и в своем интересе». «Конфликт интересов» между обществом и его директорами должен решаться путем установления ряда предписаний, регламентирующих возможности общества как субъекта хозяйственного оборота и его директоров, выступающих в собственном интересе.

В тоже время целью антимонопольного регулирования отношений зависимости является, прежде всего, защита публичных интересов: защита конкуренции и недопущение возникновения монополий (или контроль за их деятельностью в том случае, когда их образование способствует развитию экономики). Существование экономической зависимости существенно влияет на конкуренцию. Мы уже отмечали, что юридически независимые субъекты подчиняются воле одного субъекта, который получает возможность полностью или частично определять их решения, что с большей долей вероятности должно привести к ограничению конкуренции. Поэтому антимонопольное законодательство в 1998 году ввело понятие «аффилированные лица» для регулирования отношений зависимости в рамках антимонопольного права. В дальнейшем в 2006 году антимонопольное законодательство отказалось от использования понятия «аффилированные лица» и полностью перешло на использование понятия «группа лиц». Обратимся к понятию «группы лиц», чтобы понять, почему антимонопольное законодательство перешло на его использование.

Группой лиц Закон о защите конкуренции признает:

1) хозяйственное общество (товарищество) и физическое лицо или юридическое лицо, если такое физическое лицо или такое юридическое лицо имеет в силу своего участия в этом хозяйственном обществе (товариществе) либо в соответствии с полномочиями, полученными от других лиц, более чем пятьдесят процентов общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли) в уставном (складочном) капитале этого хозяйственного общества (товарищества);

2) хозяйственные общества (товарищества), в которых одно и то же физическое лицо или одно и то же юридическое лицо имеет в силу своего участия в этих хозяйственных обществах (товариществах) либо в соответст-

6 Редькин И. В. Аффилированные лица по законодательству РФ: правовое регулирование, теория и практика // Юридический мир. 1998. № 11-12.

вии с полномочиями, полученными от других лиц, более чем пятьдесят процентов общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли) в уставном (складочном) капитале каждого из этих хозяйственных обществ (товариществ);

3) хозяйственное общество и физическое лицо или юридическое лицо, если такое физическое лицо или такое юридическое лицо осуществляет функции единоличного исполнительного органа этого хозяйственного общества;

4) хозяйственные общества, в которых одно и то же физическое лицо или одно и то же юридическое лицо осуществляет функции единоличного исполнительного органа;

5) хозяйственное общество (товарищество) и физическое лицо или юридическое лицо, если такое физическое лицо или такое юридическое лицо на основании учредительных документов этого хозяйственного общества (товарищества) или заключенного с этим хозяйственным обществом (товариществом) договора вправе давать этому хозяйственному обществу (товариществу) обязательные для исполнения указания;

6) хозяйственные общества (товарищества), в которых одно и то же физическое лицо или одно и то же юридическое лицо на основании учредительных документов этих хозяйственных обществ (товариществ) или заключенных с этими хозяйственными обществами (товариществами) договоров вправе давать этим хозяйственным обществам (товариществам) обязательные для исполнения указания;

7) хозяйственное общество и физическое лицо или юридическое лицо, если по предложению такого физического лица или такого юридического лица назначен или избран единоличный исполнительный орган этого хозяйственного общества;

8) хозяйственные общества, единоличный исполнительный орган которых назначен или избран по предложению одного и того же физического лица или одного и того же юридического лица;

9) хозяйственное общество и физическое лицо или юридическое лицо, если по предложению такого физического лица или такого юридического лица избрано более чем пятьдесят процентов количественного состава коллегиального исполнительного органа, либо совета директоров (наблюдательного совета) этого хозяйственного общества;

10) хозяйственные общества, в которых более чем пятьдесят процентов количественного состава коллегиального исполнительного органа и (или) совета директоров (наблюдательного совета) избрано по предложению одного и того же физического лица или одного и того же юридического лица;

11) хозяйственные общества, в которых более чем пятьдесят процентов количественного состава коллегиального исполнительного органа и (или) совета директоров (наблюдательного совета) составляют одни и те же физические лица;

12) лица, являющиеся участниками одной и той же финансово-промышленной группы;

13) физическое лицо, его супруг, родители (в том числе усыновители), дети (в том числе усыновленные), полнородные и неполнородные братья и сестры ;

14) лица, каждое из которых по какому-либо из указанных оснований входит в группу с одним и тем же лицом, а также другие лица, входящие с каждым из таких лиц в одну группу по какому-либо из указанных оснований.

Законодатель в данном случае не дает определения, а лишь указывает на случаи, при которых появляется группа лиц. С одной стороны, использование такого способа закрепления понятия упрощает его применение, так как четко установлен перечень случаев существования группы лиц. С другой стороны, мы не можем из простого перечисления вывести признаки группы лиц, то есть понять правовую природу такого образования. Если детально изучить основания, по которым субъекты признаются группой, то станет очевидно, что в

основу закрепления данного понятия является также как и у аффилированных лиц возможность оказывать влияние не деятельность хозяйствующего субъекта. При этом не указывается, должны ли все участники группы лиц заниматься предпринимательской деятельностью. На наш взгляд, предполагается, что один из субъектов обязательно занимается предпринимательской деятельностью, а второй имеет возможность оказывать на нее влияние. Между данными лицами всегда возникает зависимость на основании возможности оказывать влияние на процесс принятия решения при осуществлении предпринимательской деятельности.

Если сравнить ранее использовавшееся понятие аффилированных лиц и понятие группы лиц, то можно сказать, что оба понятия очень схожи как по кругу лиц, так и по основаниям возникновения зависимости. Но, как становится очевидно, законодатель решил исключить из использования в антимонопольном законодательстве понятие «аффилированных лиц» и унифицировать отношения зависимость в понятии «группа лиц». При этом необходимо отметить, что как такового понятия группы лиц Закон о защите конкуренции не дает, а лишь дает нам перечень тех случаев, когда существует группа лиц. При этом, как мы видим, одним из оснований существования аффилированных лиц является принадлежность к одной и той же группе лиц. Поэтому можно сказать, что у законодателя не получилось той унификации, которую хотелось провести, так как ситуация по сравнению с ранее действовавшим законодательством в корне не изменилась. Применяются оба понятия, и при этом одно частично может быть определено через другое.

Можно отметить, что законодатель предпочел для регулирования поставленных перед антимонопольным законодательством целей (защита публичных интересов, конкуренции и ограничении монополистической деятельности) ввести отдельный инструмент - группу лиц.

Определим теперь, с помощью каких механизмов обеспечивается достижение целей регулирования рассматриваемыми понятиями зависимости. Для этого мы еще раз укажем цели регулирования и используемые механизмы, сопряженные с рассматриваемыми понятиями.

Антимонопольное регулирование регулирует отношения экономической зависимости в целях:

- защиты конкуренции;

- недопущения монополизации рынка.

Корпоративное же право в рамках регулирования зависимости нацелено на:

- защиту инвесторов и кредиторов;

- защиту акционеров;

- защиту зависимого акционерного общества.

В связи с этим и механизмы, связанные с рассматриваемыми понятиями, в данных отраслях права разные. Так в законодательстве о хозяйственных обществах закреплена обязанность акционерных обществ по раскрытию информации. В Законе об АО закреплено положение статьи 93, указывающее на обязанность акционерного общества вести учет собственных аффилированных лиц и предоставлять отчетность о них в соответствии с законодательством РФ. 10 октября 2006 года вышел приказ Федеральной службы по финансовым рынкам Российской Федерации № 06-117/пз-н «Об утверждении положения о раскрытии информации эми-

тентами эмиссионных ценных бумаг»7 (далее - Положение). Один из разделов утвержденного Положения посвящен раскрытию информации об аффилированных лицах. В целом можно отметить, что Положение достаточно детально регулирует порядок раскрытия информации об аффилированных лицах, но при этом не лишено и недостатков. Так, спорной является обязанность опубликования информации об аффилированных лицах в сети Интернет. С одной стороны, распространения информации именно таким образом способствует наиболее широкому кругу лиц получить к ней доступ. С другой же стороны возрастают расходы, связанные с опубликование такой информации. Так, акционерное общество, у которого когда-то были аффилированные лица, но которых на данные момент времени не существует, обязано в течение 3 лет поддерживать сайт в сети с информацией (а о внесении изменений в этот список в течение 6 месяцев). Существует также ряд неурегулированных Положением вопросов. Так, например, в ситуации, когда аффилированными лицами являются акционерное общество и общество с ограниченной ответственностью или хозяйственное товарищество. Акционерное общество согласно действующему Положению обязано раскрыть информацию о своих аффилированных лицах, а для обществ с ограниченной ответственностью и хозяйственных товариществ такой обязанности законодательством не предусмотрено. Контрагенты этих обществ с ограниченной ответственностью и хозяйственных товариществ должны будут изучать все списки, предоставленные акционерными обществами, чтобы выяснить, является ли такое общество или товарищество чьим либо аффилированным лицом. Но, данный вопрос безусловно не может быть урегулирован Положением о раскрытии информации эмитентов эмиссионных ценных бумаг. Соответственно, он должен быть урегулирован законодательством отдельно.

Вторым механизмом защиты акционеров является обязательный выкуп акций в случае приобретения крупного пакета (что в большинстве случаев приводит к формированию аффилированных лиц). Так, согласно статье 84.2 Закона об АО, лицо, которое приобрело более 30 процентов общего количества акций акционерного общества, с учетом акций, принадлежащих его аффилированным лицами, должно направить публичную оферту остальным акционерам о приобретении их акций и конвертируемых в акции эмиссионных ценных бумаг (обязательное предложение). Очевидно, что данное положение предусмотрено законодательством для того, что бы защитить акционеров, которые гипотетически могут пострадать от попадания акционерного общества в зависимость от другого субъекта. При этом установлен определенный порядок голосования по акциям в случае не направления обязательного предложения - с момента приобретения более 30 процентов общего количества акций открытого общества и до даты направления в открытое общество обязательного предложения лицо и его аффилированные лица имеют право голоса только по акциям, составляющим 30 процентов таких акций. При этом остальные акции, принадлежащие этому лицу и его аффилированным лицам, при определении кворума не учитываются. Можно отметить, что Кодекс корпоративно-

7 «Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти», № 4, 22.01.2007.

го поведения8 рассматривает приобретение крупного пакета акций как «поглощение».

Так же статья 84.7 Закона об АО предусматривает, что при приобретении пакета более 95 процентов владельцы остальных акций имеют право потребовать выкупа своих акций. Данный механизм является обеспечительным для оставшихся акционеров. При этом лица, которое приобрело 95 процентов акций, обеспечивает выкуп остальных акций с помощью банковской гарантии. Акционерам установлен срок, в течение которого они могут требовать выкупа своих акций - 6 месяцев с момента со дня направления им уведомлений о праве требовать выкупа ценных бумаг.

Можно отметить, что данный механизм, к сожалению, не полностью обеспечивает интересы акционеров. Так, в случае выкупа акций, акционеры получат их рыночную стоимость, но данная стоимость не всегда прокрывает их убытки.

Еще одним механизмом защиты акционеров является законодательное установление одобрения крупных сделок и сделок с заинтересованностью (Главы X и XI Закона об АО). Прежде всего, понятие «аффилированного лица» используется законодателем именно в главах, посвященных крупным сделкам и сделкам с заинтересованностью. Закон указывает случаи, когда лицо может быть заинтересованно в совершении сделки. При этом признать лицо заинтересованным можно в случае, когда он взаимодействовал со своим аффилированным лицом. Данное положение показывает, что аффилированные лица представляют собой одного субъекта и рассматриваются в качестве такого, несмотря на то, что являются разными лицами в хозяйственном обороте.

В рамках антимонопольного законодательства для достижения его целей используются общие механизмы. Новый Закон о защите конкуренции сохранил уже использовавшийся подход и рассматривает группу лиц как единый субъект, распространяя на группу лиц общие предписания для хозяйствующих субъектов. В статье 13 Закона о защите конкуренции закреплены основания, по которым действия хозяйствующих субъектов по ограничению конкуренции могут быть признаны правомерными. Исходя, из общей нормы о том, что на группу лиц распространяются ограничения, установленные для хозяйствующих субъектов, можно сделать вывод, что допущения, установленные ст. 13 Закона о защите конкуренции, должны распространяться и на группу лиц.

Так же можно отметить, что для группы лиц запрещены и вертикальные соглашения, согласно ст. 11 Закона о защите конкуренции, за исключением предусмотренных статьей 12 случаев.

При этом Законом о защите конкуренции устанавливается перечень действий, на которые члена группы лиц необходимо получить разрешение антимонопольного органа. К ним относятся некоторые виды создания и реорганизации коммерческих организаций (ст. 27 Закона о защите конкуренции), некоторые сделки с акциями (долями), имуществом коммерческих организаций, правами в отношении коммерческих организаций (ст. 28 Закона о защите конкуренции) и некоторые сделки с акциями (долями), активами финансовых организаций и правами в отношении финансовых организаций (ст. 29 Закона о защите конкуренции). При этом устанавлива-

8 Распоряжение ФКЦБ № 421/р от 4 апреля 2002 г. «О рекомендации к применению Кодекса корпоративного поведения».

ется перечень случаев, когда не требуется согласие антимонопольного органа, достаточно лишь его уведомить (ст. 31 Закона о защите конкуренции).

Необходимо отметить, что на дочерние и зависимые общества распространяются предписания антимонопольного законодательства относительно аффилированных лиц и группы лиц. Многие требования к аффилированным лицам сосредоточены вне антимонопольного законодательства. Так, например, Закон об АО предписывает публикацию информации об аффилированных лицах акционерного общества, а также определяет специальные процедуры приобретения крупных пакетов размещенных обыкновенных акций АО. Данные нормы хоть и не относятся к антимонопольному законодательству, но в то же время способствуют защите конкуренции на рынках, так как к субъектам хозяйственной деятельности предъявляется требование раскрытии информации о себе.

На данном этапе законодательного регулирования антимонопольное законодательство пытается отойти от использования понятия «аффилированные лица» и полностью перейти на использование понятия «группа лиц», которое охватывает более четкий круг субъектов, так как перечень оснований признания группой лиц является закрытым. Но в связи с тем, что ряд предписаний относительно аффлированных лиц содержится в различных законодательных актах, не относящихся к антимонопольному законодательству, полностью исключить понятие аффилированных лиц из законодательства пока невозможно.

Для того чтобы устранить противоречия, возникающие при использовании рассматриваемых понятий, логичным представляется внесение изменений как в корпоративное, так и в антимонопольное регулирование. Поэтому предлагается создать общее понятие «связанные лица»

- лица, имеющие возможность прямо или косвенно оказывать влияние на осуществление предпринимательской деятельности другим лицом, посредством определения решений последнего, либо оказания влияния не процесс принятия решений, либо иным способом. Связанными признаются как главенствующее, так и зависимое лица.

К связанным лицам относятся:

- лица, имеющие преобладающее участие в уставном (складочном) капитале юридического лица;

- лица, связанные взаимным участием;

- лица, осуществляющие полномочия органа управления другого юридического лица, либо имеющие общие органы управления;

- лица, вследствие договора или соглашения получившие возможность оказывать влияние на решение органов управления другого лица.

Под преобладающим участием понимается владение большинством долей или владение большинством голосов при принятии решений) Взаимным участием должно признаваться владение более 25 % долей организаций друг в друге.

При этом нормы, закрепляющие понятие «группа лиц» и «аффилированные лица» должны быть признаны утратившими силу, а рассмотренные механизмы регулирования должны быть приведены в соответствие с новым понятием связанных лиц. Основное преимущество нового понятия состоит в том, что оно отражает качественные признаки зависимости, а не просто перечисляет случаи зависимости. Такое изменение позволить увеличить эффективность уже закрепленных в российском законодательстве механизмов защиты в рамках отношений экономической зависимости.

Перейти на Главное МЕНЮ Вернуться к СОДЕРЖАНИЮ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.