ПРАВОВОЕ РЕГУлиРовАниЕ
РАСКРЫТИЕ ИНФОРМАЦИИ ОБ АФФИЛИРОВАННЫХ ЛИЦАХ - НОВЫЙ ПОРЯДОК
А.В. АНИСИМОВ, юрист ЗАО «КонсультантПлюс — Новые Технологии»
В постановлении Федеральной службы по финансовым рынкам РФ от 16.03.2005 № 05-5/пз-н «Об утверждении положения о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг» раскрывается информация об аффилированных лицах.
В современном российском законодательстве категория «аффилированные лица» получила закрепление в 1992 г. Впервые она была использована в Указе Президента РФ от 07.10.1992 № 1186 «О мерах по организации рынка ценных бумаг в процессе приватизации государственных и муниципальных предприятий». Федеральный закон от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» был первым нормативным актом, законодательно закрепившим специфику участия аффилированных лиц в акционерных отношениях. В связи с появлением данного понятия возникла проблема определения и толкования этого важного правового понятия. Только в мае 1998 г. в Закон РСФСР от 22.03.1991 № 948-1 «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» (далее — Закон о конкуренции на товарных рынках) были внесены изменения и дополнения, определившие содержание и объем понятия «аффилированные лица» В нем, в частности, определение понятия «аффилированные лица» сформулировано путем перечисления его общих признаков, а также тех лиц, которые считаются аффилированными. К общим признакам следует отнести состав аффилированных лиц (включает как физические, так и юридические лица независимо от целей их деятельности), степень зависимости одних лиц от других и правовую форму этой зависимости.
В соответствии со ст. 4 Закона о конкуренции на товарных рынках аффилированные лица — физические и юридические лица, способные оказывать влияние на деятельность юридических и (или) физи-
1 Федеральный закон от 06.05.1998 №70-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках».
ческих лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность.
Аффилированными лицами юридического лица являются:
1) член его Совета директоров (его наблюдательного совета) или иного коллегиального органа управления, член его коллективного исполнительного органа, а также лицо, осуществляющее полномочия его единоличного исполнительного органа;
2) лица, принадлежащие к той группе лиц, к которой принадлежит данное юридическое лицо;
3) лица, которые имеют право распоряжаться более чем 20 % общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции либо составляющие уставный или складочный капитал вклады, доли данного юридического лица;
4) юридическое лицо, в котором данное юридическое лицо имеет право распоряжаться более чем 20 % общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции либо составляющие уставный или складочный капитал вклады, доли данного юридического лица;
5) если юридическое лицо является участником финансово-промышленной группы, к его аффилированным лицам относятся члены советов директоров (наблюдательных советов) или иных коллегиальных органов управления, коллегиальных исполнительных органов участников ФПГ, а также лица, осуществляющие полномочия единоличных исполнительных органов участников ФПГ.
К аффилированным лицам физического лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность, Закон о конкуренции на товарных рынках относит:
1) лиц, принадлежащих к той группе лиц, к которой принадлежит данное лицо;
2) юридическое лицо, в котором данное физическое лицо имеет право распоряжаться более чем 20 % общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции либо составляющие
правовое регулирование
уставный или складочный капитал вклады,
доли данного юридического лица.
Для отнесения физического или юридического лица к аффилированным лицам необходимо определить его способность оказывать влияние (которая является основной для установления отношений аффилированности между субъектами) на деятельность хозяйствующих субъектов. Законодатель установил «неопровержимую презумпцию» 2 того, что такая способность существует у лиц, перечисленных в ст. 4 Закона о конкуренции на товарных рынках.
Необходимо отметить, что в литературе ведутся споры по поводу признания обоих связанных субъектов аффилированными лицами. Так, Л. А. Голомазова в своей статье «Аффилированные и зависимые лица в хозяйственных обществах» 3 пишет, что из определения, данного в Законе о конкуренции на товарных рынках, следует, что законодатель установил специальное правовое регулирование в отношении между аффилированными (контролирующими) и зависимыми (контролируемыми) лицами. Это приводит к смешению понятий, так как и ГК РФ, и Федеральный закон «Об акционерных обществах» содержат четкое определение зависимых обществ, в связи с чем «не каждое общество, на деятельность которого оказывают влияние аффилированные лица, может быть признано зависимым в гражданско-правовом понимании. Исходя из этого представляется возможным использовать специальный термин, обозначающий субъектов, испытывающих на себе воздействие своих аффилированных лиц. В качестве альтернативы представляется возможным использование термина «аффилируемые лица», т. е. лица, действующие под влиянием аффилированных лиц» 4. Как абсолютно верно отмечает К. Ю. Тотьев, не только контролирующие субъекты должны признаваться аффилированными5. Из перечисления, данного в Законе о конкуренции, видно, что аффилированными лицами юридического лица являются не только лица, на которые оно может оказывать влияние, но и те лица, которые могут оказывать влияние на него.
Рассмотрим обязанность эмитентов эмиссионных ценных бумаг раскрывать информацию о своих аффилированных лицах.
2 Тотьев К.Ю. Новое в российском законодательстве: аффилированные лица // Хозяйство и право. — 1999. — № 1. — С. 52.
3 Голомазова Л .А. Аффилированные и зависимые лица в хозяйственных обществах // Бухгалтерский учет. — 2000. — № 1.
4 Эбзеев Б.Б. Законодательство Российской Федерации об аффилированных лицах: становление, основные понятия и проблемы применения // Государство и право. — 2000. — № 5. — С. 45.
5 Тотьев К. Ю. Новое в российском законодательстве: аффилиро-
ванные лица // Хозяйство и право. — 1999. — № 1. — С. 52.
Обязанность акционерных обществ вести учет своих аффилированных лиц и предоставлять отчетность о них в соответствии с законодательством РФ вытекает из ст. 93 Федерального закон а «Об акционерных обществах».
Ранее порядок раскрытия информации об аффилированных лицах регулировался постановлением ФКЦБ РФ от 01.04.2003 № 03-19/пс6 (далее
— Постановление), при этом круг субъектов, обязанных раскрывать информацию об аффилированных лицах, ограничивался только открытыми акционерными обществами.
Согласно этому документу АО ведет учет путем составления списка. В нем были закреплены форма составления списка и его содержание.
Постановление закрепляло за акционерными обществами обязанность предоставлять список аффилированных лиц в течение 45 дней с даты окончания отчетного квартала. При этом устанавливается обязанность акционерных обществ предоставлять информацию не только на бумажном носителе, но и на магнитном.
Постановление закрепляло за акционерными обществами, эмиссионные ценные бумаги которых допущены к листингу, также обязанность опубликовывать информацию о своих аффилированных лицах в Интернете, причем акционерное общество должно размещать на вэб-сайте не только текущий список аффилированных лиц, но и указывать на все изменения, произошедшие в этом списке не менее чем за три последних года. Также акционерное общество обязано сообщить о размещении информации в Интернете регистрирующему органу в течение трех дней.
Новое Положение о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг7 (далее
— Положение) в разд. 8.5 устанавливает, что все акционерные общества обязаны предоставлять информацию о своих аффилированных лицах. Сам же порядок подачи информации практически не изменился. Утверждена форма предоставления информации об аффилированных лицах. В форме должны содержаться следующие сведения:
1) полное фирменное наименование или фамилию, имя и отчество аффилированного лица;
2) место нахождения юридического лица или место жительства физического лица (при этом физическое лицо должно дать свое согласие);
6 Постановление Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг от 01.04.2003 № 03-19/пс «О раскрытии информации об аффилированных лицах открытых акционерных обществ».
7 Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. — 2005. — № 18.
правовое регулирование
3) основание или основания, в силу которого лицо является аффилированным, и дату наступления этого основания;
4) долю участия аффилированного лица в уставном капитале акционерного общества и долю принадлежащих ему обыкновенных акций акционерного общества.
В Положении также закреплена обязанность акционерного общества при публикации списка в сети Интернет обеспечивать доступ к такой информации в течение трех лет с даты опубликования в сети Интернет, а текст изменений должен быть доступен не менее 6 мес с даты опубликования.
Исходя из информации, которую должно предоставлять акционерное общество, видно, что под аффилированными лицами в данном случае подразумеваются те субъекты, которые могут оказывать влияние на акционерное общество.
Становится очевидно, что новым Положением охватывается более широкий круг субъектов. Так, не только открытые, но и закрытые общества должны предоставлять в регистрирующий орган информацию об аффилированных лицах. Теперь все акционерные общества обязаны публиковать рассматриваемую информацию в сети Интернет. С одной стороны, закрепление такой обязанности послужит прозрачности на рынке. Однако Б. Блэк и другие ученые высказывают резко отрицательное отношение к раскрытию информации об аффилированных лицах. «Особенно опасным, — отмечают они, — является требование Федерального закона «Об акционерных обществах» об опубликовании списков аффилированных лиц, поскольку для открытого акционерного общества с небольшим числом акционеров это означает оглашение имен основных акционеров с указанием количества принадлежащих им акций. За предоставление указанной информации единственно, кто со всей очевидностью должен быть благодарен Закону об акционерных обществах, это мафиозные группы» 8.
8 Блэк Б, Крэкман Р., Тарасова А. Комментарий Федерального закона «Об акционерных обществах». — М.: COLPI; Лабиринт, 1999. — С. 551.
Такая точка зрения достаточно обоснованна, но в условиях формирования рыночной экономики более адекватным является именно сохранение прозрачности рынка, иногда даже в ущерб отдельным лицам.
Необходимо отметить, что спорным положением является обязанность опубликования информации об аффилированных лицах в сети Интернет. С одной стороны, распространение информации именно таким образом способствует наиболее широкому кругу лиц получить к ней доступ. С другой же стороны, возрастают расходы, связанные с опубликованием такой информации. Так, акционерное общество, у которого когда-то были аффилированные лица, но которых на данный момент времени не существует, обязано в течение трех лет поддерживать сайт в сети с информацией, а о внесении изменений в этот список — в течение 6 мес.
Можно сказать, что законодательное регулирование порядка раскрытия информации об аффилированных лицах, безусловно, продвинулось по сравнению с ранее действовавшим. Но существует еще ряд неурегулированных вопросов. Так, в ситуации, когда аффилированными лицами являются акционерное общество и общество с ограниченной ответственностью или хозяйственное товарищество. Акционерное общество согласно действующему Положению обязано раскрыть информацию о своих аффилированных лицах, а для обществ с ограниченной ответственностью и хозяйственных товариществ такой обязанности законодательством не предусмотрено. Контрагенты этих обществ с ограниченной ответственностью и хозяйственных товариществ должны будут изучать все списки, предоставленные акционерными обществами, чтобы выяснить, является ли такое общество или товарищество чьим-либо аффилированным лицом. Но данные вопрос, безусловно, не может быть урегулирован Положением о раскрытии информации эмитентов эмиссионных ценных бумаг. Поэтому целесообразно развивать законодательное регулирование в данной области.
* * *