КОНФЕРЕНЦИИ, КРУГЛЫЕ СТОЛЫ. СЕМИНЙРЫ
коррупции — им отдана «ведущая роль на современном этапе»1. Называя и коротко характеризуя некоторые из возможных вариантов участия граждан в предупреждении коррупции, отметим: общественный контроль, независимая антикоррупционная экспертиза, оценка регулирующего воздействия, мониторинг правоприменения, в том числе антикоррупционный мониторинг и т. п. Предложена классификация участия граждан в предупреждении коррупции по различным основаниям.
Обозначим проблемы участия граждан в предупреждении коррупции: несистемность и неразвитость институтов гражданского общества; излишняя регламентация форм непосредственной демократии; как правило, консультативный характер результатов участия граждан в государственном и муниципальном управлении; существенные отличия роли и значения институтов гражданского общества на разных территориях и уровнях государственного и муниципального управления. Предположительно в новом Национальном плане противодействия коррупции на 2016—2017 годы задача более активного вовлечения граждан в предупреждение коррупции будет существенно развита как за счет повышения роли «системных» институтов гражданского общества, так и тех, которые не легализованы, но доказали свою эффективность.
А.В. Коркин, кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры административного права и административной деятельности ОВД Уральского юридического института МВД России
Соотношение мер профилактики и предупреждения в административной деятельности полиции
Несмотря на важность деятельности полиции по профилактике правонарушений и тенденцию роста за последние восемь лет регистрируемых сообщений о преступлениях, административных правонарушениях и происшествиях, специального федерального закона о профилактике правонарушений нет.
Нет и единого доктринального подхода к содержанию понятия «профилактика правонарушений». При этом зачастую профилактика и предупреждение правонарушений отождествляются не только в специальной литературе, но и в научных работах. Это представляется не совсем верным.
Профилактика правонарушений — это система социальных, экономических, правовых, педагогических и иных мер, направленных на выявление и устранение (минимизацию) причин и условий, способствующих совершению правонарушений.
Представляется, что полиция, являясь правоохранительным органом, осуществляет прежде всего не профилактику, а предупреждение правонарушений. Под предупреждением правонарушений полицией можно понимать урегулированную нормами федеральных законов деятельность полиции по выявлению причин и условий совершения правонарушений, а также по выявлению лиц, имеющих склонность к совершению правонарушений, и по принятию мер к устранению этих причин и условий и недопущению правонарушений со стороны таких лиц, путем реализации полномочий полиции по применению мер административного принуждения. Примерно аналогичное понимание, только без указания на обязательное применение мер административного принуждения при предупреждении правонарушений, встречается и в работах ведущих ученых-административистов2.
А.М. Субботин, кандидат юридических наук, начальник кафедры административного права и процесса Нижегородской академии МВД России
Превентивная функция административных наказаний
Часть 1 статьи 3.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях фактически устанавливает только две цели административного наказания — частную и общую превенцию. Вместе с тем, реализация превентивной функции административного наказания до-
1 Подпункт «б» пункта 7 Национальной стратегии противодействия коррупции. Утверждена указом Президента Российской Федерации от 13 апреля 2010 г. № 460 «О Национальной стратегии противодействия коррупции и Национальном плане противодействия коррупции на 2010—2011 годы» (Российская газета. 2010. 15 апреля).
2 Комментарий к Федеральному закону «О полиции» (постатейный) / Ю.Е. Аврутин, С.П. Булавин, Ю.П. Соловей и др. М., 2012. С. 18.
390
Юридическая наука и практика