Н.В. Макарейко, доктор юридических наук (Нижегородская академия МВД России)
Особенности применения полицией административно-предупредительных мер
Одним из основных направлений деятельности полиции в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 2 Федерального закона «О полиции»1 является предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений. В этой связи значительная роль в механизме полицейской правоохраны отводится мерам административного предупреждения. Для эффективного применения важно учитывать специфику данных мер административного принуждения, что будет способствовать как законности, так и эффективности их реализации. По нашему мнению, им свойственны следующие особенности, которые следует учитывать в процессе применения. Обособление мер предупреждения обусловлено их целевым предназначением, в качестве которого выступает предупреждение правонарушений и наступления других обстоятельств, не связанных с правонарушениями. Указанная цель свидетельствует в пользу универсального характера мер административного предупреждения. Наряду с этим, возникает соблазн при их помощи решить круг вопросов, которые не требуют принудительного воздействия, а может быть задействован непринудительный потенциал. В данном случае необходимо неукоснительно следовать принципу экономии принудительного воздействия, что позволит минимизировать наступление правоограничений и применять меры административного предупреждения только в тех ситуациях, когда другие (непринудительные) средства не только не дают результаты, но и являются контрпродуктивными.
Важно учитывать формально-юридическую характеристику мер административного предупреждения. В этой связи следует учитывать, что в отличие от других мер административного принуждения меры предупреждения содержатся в диспозиции, а не в санкции административно-правовых норм. При этом следует учитывать закрепление мер предупреждения в соответствующих нормативных правовых актах, так как они содержатся в актах различной юридической силы. При этом их закрепление не ограничивается Федеральным законом «О полиции». Признавая как положительный момент включение в структуру вышеназванного нормативного правового акта главы 4 «Применение полицией отдельных мер государственного принуждения», где дается характеристика применения таких мер, как задержание, вхождение (проникновение) в жилые и иные помещения, на земельные участки и территории, оцепление (блокирование) участков местности, жилых помещений, строений и других объектов. Следует принимать во внимание, что применение огнестрельного оружия в соответствии с частью 3 статьи 23 вышеназванного федерального закона, направлено на достижение целей предупреждения.
К значимой особенности мер предупреждения следует отнести фактическое основание их применения, в качестве которого выступает предположение о потенциальной опасности совершения правонарушения, причем не только административного, но и преступления и других правонарушений, а также, что принципиально важно, так называемых правых аномалий. В этой связи возникает серьезная проблема с последующей доказываемостью законности и обоснованности их применения. Следует учитывать, что они применяются в упрощенном процессуальном порядке. Подобный порядок, с одной стороны, позволяет их оперативно применять, а с другой — обостряет проблему обеспечения законности их применения. Названные и некоторые другие особенности должны быть учтены в процесс применения мер административного предупреждения сотрудниками полиции.
П.В. Ремизов, кандидат юридических наук (Нижегородская академия МВД России)
Современное состояние превентивной функции административной ответственности
Превентивная (предупредительная) функция выступает в качестве основополагающей функции административной ответственности и выражается в частной и общей превенции. В настоящее время есть все основания полагать, что потенциал превентивной функции административной ответственности существенным образом вырос. Это связано с тем, что административная ответственность оказывает непосредственное воздействие на предупреждение не только административных правонарушений, но и преступлений, а также других противоправных деяний. На данное свойство предупредительной функции административной ответственности оказывают негативное влияние многочисленные факторы.
1 О полиции: федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № З-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2011. № 7, ст. 900.
322
Юридическая наука и практика
В ближайшей перспективе совершенствования законодательства об административных правонарушениях в части развития потенциала превентивной функции административной ответственности считаем целесообразным следующие направления. Во-первых, закрепить в КоАП РФ институт приостановления дела об административном правонарушении в связи отсутствием лица, совершившего административное правонарушение. Во-вторых, внести изменения в Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности»1, предусмотрев возможность осуществления оперативно-разыскных мероприятий для выявления и пресечения административных правонарушений, а также осуществления производства по делам об административных правонарушениях.
А.Л. Федорович (Академия Министерства внутренних дел Республики Беларусь)
Об административно-правовой регламентации применения мер медико-правового воздействия к лицам, совершающим административные правонарушения на почве потребления психоактивных веществ
Важным фактором предупреждения административных правонарушений, совершаемых физическими лицами в состоянии алкогольного и наркотического опьянения, является административно-предупредительная работа по их недопущению совершения в дальнейшем. В Республике Беларусь большое внимание уделяется противодействию нарушениям антиалкогольного законодательства. Административно-правовые меры противодействия можно разделить на деликтоло-гические, процессуальные, организационные, профилактические. 4 января 2014 года был принят Закон «Об основах деятельности по профилактике правонарушений», закрепляющий меры индивидуальной и общей профилактики правонарушений.
Органы внутренних дел (далее — ОВД) в пределах своей компетенции ведут подготовку материалов и осуществляют подачу в суд заявлений о направлении в установленном порядке граждан в лечебно-трудовые профилактории (далее — ЛТП), выявляют граждан, потребляющих наркотические средства, психотропные вещества, их аналоги, для направления их в установленном порядке в государственные организации здравоохранения для оказания медицинской помощи.
Учитывая, что на правосознание граждан влияют как практика правоприменения ОВД антиалкогольного законодательства, так и безнаказанность отдельных категорий граждан, осознание «выпадения» данных категорий из правового поля регулирования, на уровне обыденного правосознания это способствует критическому отношению граждан к эффективности функционирования механизма противодействия нарушениям антиалкогольного законодательства.
В связи с изложенным необходимо дополнить КоАП Республики Беларусь нормой права, предусматривающей возможность применения принудительных мер медико-правового воздействия к лицам, систематически совершающим административные правонарушения на почве потребления алкогольных напитков и наркосодержащих веществ, что, безусловно, не противоречило бы направлению таких граждан в ЛТП, но при невозможности их туда направления по медико-возрастным показателям, позволило бы применить к ним иные меры медицинской или социальной реабилитации.
А.Р. Лаврентьев, кандидат юридических наук, доцент (Приволжский филиал Российского государственного университета правосудия; Нижегородский институт управления)
Административно-правовые меры профилактики коррупции (на примере Нижегородской области)
Национальная стратегия противодействия коррупции отдает профилактике коррупции «ведущую роль на современном этапе». Опираясь на утверждение о полном соответствии нормативного закрепления системы мер противодействия коррупции сложившемуся доктринальному пониманию системы мер административного принуждения (см. таблицу), считаем необходимым проинформировать о нашедших отражение в Отчете о результатах антикоррупционного мониторинга на территории Нижегородской области за 2016 год более 20 мерах профилактики коррупции.
1 Об оперативно-розыскной деятельности: федеральный закон от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ // Российская газета. 1995. 18 августа.
Вестник Нижегородской академии МВД России, 2017, № 4 (40)
323