Научная статья на тему 'Современное состояние превентивной функции административной ответственности'

Современное состояние превентивной функции административной ответственности Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
867
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Современное состояние превентивной функции административной ответственности»

Н.В. Макарейко, доктор юридических наук (Нижегородская академия МВД России)

Особенности применения полицией административно-предупредительных мер

Одним из основных направлений деятельности полиции в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 2 Федерального закона «О полиции»1 является предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений. В этой связи значительная роль в механизме полицейской правоохраны отводится мерам административного предупреждения. Для эффективного применения важно учитывать специфику данных мер административного принуждения, что будет способствовать как законности, так и эффективности их реализации. По нашему мнению, им свойственны следующие особенности, которые следует учитывать в процессе применения. Обособление мер предупреждения обусловлено их целевым предназначением, в качестве которого выступает предупреждение правонарушений и наступления других обстоятельств, не связанных с правонарушениями. Указанная цель свидетельствует в пользу универсального характера мер административного предупреждения. Наряду с этим, возникает соблазн при их помощи решить круг вопросов, которые не требуют принудительного воздействия, а может быть задействован непринудительный потенциал. В данном случае необходимо неукоснительно следовать принципу экономии принудительного воздействия, что позволит минимизировать наступление правоограничений и применять меры административного предупреждения только в тех ситуациях, когда другие (непринудительные) средства не только не дают результаты, но и являются контрпродуктивными.

Важно учитывать формально-юридическую характеристику мер административного предупреждения. В этой связи следует учитывать, что в отличие от других мер административного принуждения меры предупреждения содержатся в диспозиции, а не в санкции административно-правовых норм. При этом следует учитывать закрепление мер предупреждения в соответствующих нормативных правовых актах, так как они содержатся в актах различной юридической силы. При этом их закрепление не ограничивается Федеральным законом «О полиции». Признавая как положительный момент включение в структуру вышеназванного нормативного правового акта главы 4 «Применение полицией отдельных мер государственного принуждения», где дается характеристика применения таких мер, как задержание, вхождение (проникновение) в жилые и иные помещения, на земельные участки и территории, оцепление (блокирование) участков местности, жилых помещений, строений и других объектов. Следует принимать во внимание, что применение огнестрельного оружия в соответствии с частью 3 статьи 23 вышеназванного федерального закона, направлено на достижение целей предупреждения.

К значимой особенности мер предупреждения следует отнести фактическое основание их применения, в качестве которого выступает предположение о потенциальной опасности совершения правонарушения, причем не только административного, но и преступления и других правонарушений, а также, что принципиально важно, так называемых правых аномалий. В этой связи возникает серьезная проблема с последующей доказываемостью законности и обоснованности их применения. Следует учитывать, что они применяются в упрощенном процессуальном порядке. Подобный порядок, с одной стороны, позволяет их оперативно применять, а с другой — обостряет проблему обеспечения законности их применения. Названные и некоторые другие особенности должны быть учтены в процесс применения мер административного предупреждения сотрудниками полиции.

П.В. Ремизов, кандидат юридических наук (Нижегородская академия МВД России)

Современное состояние превентивной функции административной ответственности

Превентивная (предупредительная) функция выступает в качестве основополагающей функции административной ответственности и выражается в частной и общей превенции. В настоящее время есть все основания полагать, что потенциал превентивной функции административной ответственности существенным образом вырос. Это связано с тем, что административная ответственность оказывает непосредственное воздействие на предупреждение не только административных правонарушений, но и преступлений, а также других противоправных деяний. На данное свойство предупредительной функции административной ответственности оказывают негативное влияние многочисленные факторы.

1 О полиции: федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № З-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2011. № 7, ст. 900.

322

Юридическая наука и практика

В ближайшей перспективе совершенствования законодательства об административных правонарушениях в части развития потенциала превентивной функции административной ответственности считаем целесообразным следующие направления. Во-первых, закрепить в КоАП РФ институт приостановления дела об административном правонарушении в связи отсутствием лица, совершившего административное правонарушение. Во-вторых, внести изменения в Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности»1, предусмотрев возможность осуществления оперативно-разыскных мероприятий для выявления и пресечения административных правонарушений, а также осуществления производства по делам об административных правонарушениях.

А.Л. Федорович (Академия Министерства внутренних дел Республики Беларусь)

Об административно-правовой регламентации применения мер медико-правового воздействия к лицам, совершающим административные правонарушения на почве потребления психоактивных веществ

Важным фактором предупреждения административных правонарушений, совершаемых физическими лицами в состоянии алкогольного и наркотического опьянения, является административно-предупредительная работа по их недопущению совершения в дальнейшем. В Республике Беларусь большое внимание уделяется противодействию нарушениям антиалкогольного законодательства. Административно-правовые меры противодействия можно разделить на деликтоло-гические, процессуальные, организационные, профилактические. 4 января 2014 года был принят Закон «Об основах деятельности по профилактике правонарушений», закрепляющий меры индивидуальной и общей профилактики правонарушений.

Органы внутренних дел (далее — ОВД) в пределах своей компетенции ведут подготовку материалов и осуществляют подачу в суд заявлений о направлении в установленном порядке граждан в лечебно-трудовые профилактории (далее — ЛТП), выявляют граждан, потребляющих наркотические средства, психотропные вещества, их аналоги, для направления их в установленном порядке в государственные организации здравоохранения для оказания медицинской помощи.

Учитывая, что на правосознание граждан влияют как практика правоприменения ОВД антиалкогольного законодательства, так и безнаказанность отдельных категорий граждан, осознание «выпадения» данных категорий из правового поля регулирования, на уровне обыденного правосознания это способствует критическому отношению граждан к эффективности функционирования механизма противодействия нарушениям антиалкогольного законодательства.

В связи с изложенным необходимо дополнить КоАП Республики Беларусь нормой права, предусматривающей возможность применения принудительных мер медико-правового воздействия к лицам, систематически совершающим административные правонарушения на почве потребления алкогольных напитков и наркосодержащих веществ, что, безусловно, не противоречило бы направлению таких граждан в ЛТП, но при невозможности их туда направления по медико-возрастным показателям, позволило бы применить к ним иные меры медицинской или социальной реабилитации.

А.Р. Лаврентьев, кандидат юридических наук, доцент (Приволжский филиал Российского государственного университета правосудия; Нижегородский институт управления)

Административно-правовые меры профилактики коррупции (на примере Нижегородской области)

Национальная стратегия противодействия коррупции отдает профилактике коррупции «ведущую роль на современном этапе». Опираясь на утверждение о полном соответствии нормативного закрепления системы мер противодействия коррупции сложившемуся доктринальному пониманию системы мер административного принуждения (см. таблицу), считаем необходимым проинформировать о нашедших отражение в Отчете о результатах антикоррупционного мониторинга на территории Нижегородской области за 2016 год более 20 мерах профилактики коррупции.

1 Об оперативно-розыскной деятельности: федеральный закон от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ // Российская газета. 1995. 18 августа.

Вестник Нижегородской академии МВД России, 2017, № 4 (40)

323

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.