Научная статья на тему 'Особенности применения полицией административно-предупредительных мер международная научно-практическая онлайн-конференция «Актуальные проблемы административно-профилактической'

Особенности применения полицией административно-предупредительных мер международная научно-практическая онлайн-конференция «Актуальные проблемы административно-профилактической Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
163
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности применения полицией административно-предупредительных мер международная научно-практическая онлайн-конференция «Актуальные проблемы административно-профилактической»

КОНФЕРЕНЦИИ, КРУГЛЫЕ СТОЛЫ. СЕМИНЙРЫ

Н.В. Макарейко, доктор юридических наук (Нижегородская академия МВД России)

Особенности применения полицией административно-предупредительных мер

Одним из основных направлений деятельности полиции в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 2 Федерального закона «О полиции»1 является предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений. В этой связи значительная роль в механизме полицейской правоохраны отводится мерам административного предупреждения. Для эффективного применения важно учитывать специфику данных мер административного принуждения, что будет способствовать как законности, так и эффективности их реализации. По нашему мнению, им свойственны следующие особенности, которые следует учитывать в процессе применения. Обособление мер предупреждения обусловлено их целевым предназначением, в качестве которого выступает предупреждение правонарушений и наступления других обстоятельств, не связанных с правонарушениями. Указанная цель свидетельствует в пользу универсального характера мер административного предупреждения. Наряду с этим, возникает соблазн при их помощи решить круг вопросов, которые не требуют принудительного воздействия, а может быть задействован непринудительный потенциал. В данном случае необходимо неукоснительно следовать принципу экономии принудительного воздействия, что позволит минимизировать наступление правоограничений и применять меры административного предупреждения только в тех ситуациях, когда другие (непринудительные) средства не только не дают результаты, но и являются контрпродуктивными.

Важно учитывать формально-юридическую характеристику мер административного предупреждения. В этой связи следует учитывать, что в отличие от других мер административного принуждения меры предупреждения содержатся в диспозиции, а не в санкции административно-правовых норм. При этом следует учитывать закрепление мер предупреждения в соответствующих нормативных правовых актах, так как они содержатся в актах различной юридической силы. При этом их закрепление не ограничивается Федеральным законом «О полиции». Признавая как положительный момент включение в структуру вышеназванного нормативного правового акта главы 4 «Применение полицией отдельных мер государственного принуждения», где дается характеристика применения таких мер, как задержание, вхождение (проникновение) в жилые и иные помещения, на земельные участки и территории, оцепление (блокирование) участков местности, жилых помещений, строений и других объектов. Следует принимать во внимание, что применение огнестрельного оружия в соответствии с частью 3 статьи 23 вышеназванного федерального закона, направлено на достижение целей предупреждения.

К значимой особенности мер предупреждения следует отнести фактическое основание их применения, в качестве которого выступает предположение о потенциальной опасности совершения правонарушения, причем не только административного, но и преступления и других правонарушений, а также, что принципиально важно, так называемых правых аномалий. В этой связи возникает серьезная проблема с последующей доказываемостью законности и обоснованности их применения. Следует учитывать, что они применяются в упрощенном процессуальном порядке. Подобный порядок, с одной стороны, позволяет их оперативно применять, а с другой — обостряет проблему обеспечения законности их применения. Названные и некоторые другие особенности должны быть учтены в процесс применения мер административного предупреждения сотрудниками полиции.

П.В. Ремизов, кандидат юридических наук (Нижегородская академия МВД России)

Современное состояние превентивной функции административной ответственности

Превентивная (предупредительная) функция выступает в качестве основополагающей функции административной ответственности и выражается в частной и общей превенции. В настоящее время есть все основания полагать, что потенциал превентивной функции административной ответственности существенным образом вырос. Это связано с тем, что административная ответственность оказывает непосредственное воздействие на предупреждение не только административных правонарушений, но и преступлений, а также других противоправных деяний. На данное свойство предупредительной функции административной ответственности оказывают негативное влияние многочисленные факторы.

1 О полиции: федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № З-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2011. № 7, ст. 900.

322

Юридическая наука и практика

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.