И. А. Кретова-Алёшина *
Соотношение конституционных принципов равенства прав и свобод человека и недискриминации
В статье анализируется содержание принципа равенства и принципа недискриминации. Они во многом совпадают, но различаются в своей сущности, а потому должны рассматриваться как самостоятельные принципы конституционноправового статуса личности.
The author analyzes the contents of the principle of equality and the principle of nondiscrimination. These principles being very much alike are different as far as their essence is concerned. That is why they have to be treated as independent principles of constitutional status of an individual.
Ключевые слова: дискриминация, запрет дискриминации, конституционный принцип недискриминации, конституционный принцип равенства прав и свобод человека.
Key words: discrimination, ban on discrimination, constitutional principle of nondiscrimination, constitutional principle of human rights and freedoms equality.
В настоящее время конституционный принцип недискриминации в системе принципов прав и свобод занимает особое место, поскольку действует в связке с достаточно разработанным в науке конституционного права принципом равенства прав и свобод1. Однако само содержание данных принципов, несмотря на их несомненное сходство, все-таки различно.
* Ассистент кафедры таможенного, административного и финансового права Саратовского государственного университета им. Н. Г. Чернышевского.
1 См.: например: Комкова Г.Н. Конституционный принцип равенства прав и свобод человека и гражданина в России: понятие, содержание и механизм защиты : автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. Саратов, 2003; Капранова Ю.В. Конституционные основы равноправия граждан Российской Федерации : автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Ростов н/Д, 2001; Быр-дин Е.Н. Правовое равенство граждан и его обеспечение в Российском государстве : дис. ... канд. юрид. наук. М., 2002; Зубакин В.Ю. Конституционный принцип равенства всех перед законом в Российской Федерации : автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Саратов, 2006; Кудрявцев М.А. Конституционный принцип равноправия в правовом положении личности в Российской Федерации : дис. ... канд. юрид. наук. М., 2004; МалясовР.А. Конституционный принцип равенства человека и гражданина перед судом в современной России: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Саратов, 2005; Жигачев А.В. Защита конституционного принципа равенства прав и свобод человека и гражданина Конституционным Судом Российской Фе-
200
Большинство государств в мире признают, что все люди с рождения должны быть наделены равными интеллектуальными инструментами единой природы и одинаковой значимости в силу их принадлежности к одному человеческому роду. Россия не стала исключением. В соответствии с ч. 2 ст. 6 Конституции РФ каждый гражданин Российской Федерации обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией Российской Федерации. Часть 1 ст. 19 основного Закона предусматривает, что все равны перед законом и судом.
В науке конституционного права выработаны определенные походы к пониманию конституционного принципа равенства. Так, по мнению Л.Д. Воеводина, «понимание равенства людей означает исключительно их общественное равенство, то есть равенство их общественного положения, их равного социального значения во всех областях жизни и деятель-ности»2.
Н.С. Бондарь рассматривает равноправие не как принцип, а более широко - как режим взаимоотношений человека и гражданина с обществом и государством, который характеризуется и социальными аспектами (достигнутым уровнем социального равенства), и нормативно-правовым содержанием (достигнутым уровнем правового равенства)3.
Ю.В. Капранова, так же как и Н.С. Бондарь полагает, что принцип равноправия имеет широкий, всеобъемлющий спектр действия, поэтому правомерно рассматривать его в качестве особого социально-правового режима равноправия граждан России4.
По мнению Г.Н. Комковой, «принцип формального равенства включает, с одной стороны, равенство возможностей, то есть отсутствие в законе необоснованных льгот и привилегий, а также любых форм дискриминации. В отношении к государственной санкции этот принцип означает равенство всех перед законом. С другой стороны, принцип формального равенства, который основан на идее равенства людей по праву их рождения, вызывает необходимость обеспечения государством так называемого прожиточного минимума, или минимальных условий нормальной
дерации: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Саратов, 2006; Жамсуев Ц.Б. Конституционный принцип равноправия как основа правового статуса человека и гражданина в Российской Федерации: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2010 и др.
2 Воеводин Л.Д. Юридический статус личности в России. М., 1997. С. 68.
3 См.: Бондарь Н.С. Права человека и местное самоуправление в Российской Федерации. М., 1998.С.127.
4 См.: Капранова Ю.В. Конституционные основы равноправия граждан Российской Федерации: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. С. 7.
201
жизни для каждого гражданина. И в этом смысле принцип равноправия несет социальную направленность»5.
Действительно, конституционный принцип равенства, будучи закрепленным в Основном Законе страны, означает обязанность государства обеспечить каждому минимально равный уровень социальных благ, а также равную возможность достигнуть определенного уровня благосостояния. Как отмечает А.Я. Капустин, «благородная задача права состоит в том, чтобы максимально обеспечить юридические условия для интегрального развития каждого индивида (социального, экономического, духовного и любого иного достойного назначения человека), чего невозможно достичь без искоренения дискриминации и неравноправия в различных сферах жизни общества»6.
Тем не менее нельзя сказать, что содержание принципа равенства и принципа недискриминации идентичны. Они во многом совпадают, но различаются в своей сущности, а потому должны рассматриваться как самостоятельные принципы конституционно-правового статуса личности, поскольку в содержание принципа равенства прав и свобод входит обеспечение равных условий для реализации личностью принадлежащих ей прав, свобод и обязанностей, тогда как принцип недискриминации предполагает создание условий для недопустимости ущемления принадлежащих человеку прав, свобод или обязанностей в зависимости от его антропологических или социальных качеств. На связь данных принципов обращает внимание М.С. Супрунова: «Форма проявления дискриминации - объективированные в реальности средства и способы деформирования существующей
7
практики реализации равноправия и равенства» .
Принцип равенства закреплен в ч. 1 ст. 19 Конституции РФ: «Все равны перед законом и судом», тогда как принцип недискриминации нашел свое выражение в ч. 2 ст. 19 Конституции РФ: «Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признаками социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности». Хотя в самом тексте указанной статьи нет формулировки понятия «дискриминация», но его содержание свидетельствует о том, что в данном случае имеется в виду именно запрет дискриминации по различным признакам человека.
5 Комкова Г.Н. Конституционный принцип равенства прав и свобод. С. 51.
6 Капустин А.Я. Введение // Дискриминация вне закона: сб. док-тов / отв. ред. А.Я. Капустин. М., 2003. С. 10.
7 Супрунова М.С. Дискриминация как объект общеправового анализа: автореф: дис. ... канд. юрид. наук. С. 9.
Принцип недискриминации является продолжением принципа равенства, но не совпадает с ним, имеет свое собственное содержание, о чем свидетельствует анализ многих международных документов, различающих принципы равенства и недискриминации. Так, в ст. 1 Всеобщей декларации прав человека говорится: «Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах», а ст. 2 гласит: «Каждый человек должен обладать всеми правами и всеми свободами, провозглашенными настоящей Декларацией, без какого бы то ни было различия, как-то: в отношении расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного, сословного или иного положения». В данной Декларации проводится различие между равенством достоинства и прав человека и запретом дискриминации этих прав по различным, перечисленным в ней признакам.
В ст. 3 Конвенции ООН о правах инвалидов (2006)8 говорится о том, что к принципам данной Конвенции относится принцип недискримина-ции, а в ст. 5, имеющей название «Равенство и недискриминация», проводится различие между этими терминами. Так, равенство рассматривается в том смысле, что все лица равны перед законом и по нему имеют право на равную защиту закона и равное пользование им без всякой дискриминации. Согласно же принципу недискриминации государства-участники запрещают любую дискриминацию по признаку инвалидности и гарантируют инвалидам равную и эффективную правовую защиту от дискриминации на любой почве9.
В ст. 26 Международного пакта о гражданских и политических правах закреплено следующее: «Все люди равны перед законом и имеют право без всякой дискриминации на равную защиту закона. В этом отношении всякого рода дискриминация должна быть запрещена законом, и закон должен гарантировать всем лицам равную и эффективную защиту против дискриминации по какому бы то ни было признаку, как-то: расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного положения, рождения или иного обстоятельства»10. Здесь также выделяются две стороны: равенство и недискриминация, причем принципу недискриминации
8 URL:http://www.un.org
9 Россия подписала данную Конвенцию (см.: Распоряжение Президента РФ от 5 авг. 2008 г. № 450-рп «О подписании Конвенции о правах инвалидов» // СПС Консультант-Плюс). Однако до настоящего времени Конвенция не ратифицирована.
10 Бюллетень Верховного Суда РФ. 1994. № 12.
203
уделяется гораздо больше внимания, поскольку в данном случае он выступает не только в качестве принципа, но и гарантии обеспечения равенства. Особое внимание при этом в международных документах уделяется недопущению дискриминации меньшинств, что выступает особым проявлением принципа недискриминации.
Так, согласно п. 33 документа Копенгагенского совещания Конференции по человеческому измерению СБСЕ «при принятии государствами-участниками необходимых мер по защите самобытности национальных меньшинств любые такие меры будут соответствовать принципам равенства и недискриминации в отношении других граждан соответствующих государств-участников»11. В этом документе есть прямое упоминание о различных принципах: равенства и недискриминации, которые применяются одинаково по отношению к гражданам государств - участников данного международного соглашения. Серьезное теоретическое обоснование необходимости выделения принципа недискриминации, на наш взгляд, убедительно изложено в Лундских рекомендациях об эффективном участии национальных меньшинств в общественно-политической жизни: «Без предоставления индивидууму права идентифицировать себя по собственному усмотрению нельзя обеспечить уважение самостоятельности и свободы человеческой личности. Человек может самоидентифицироваться разнопланово, причем не только в частной, но и в общественной жизни. Соответственно, в обществах открытого типа, где повышается мобильность людей и расширяется обмен идеями, многие одновременно выступают в нескольких образах, которые могут совпадать, сосуществовать или выстраиваться в том или ином порядке (иерархическом или неиерархическом), сообразно их различным социальным связям. Разумеется, не только этническое происхождение определяет выбираемый человеком для себя образ, который, кстати, варьируется даже в рамках одной и той же группы: у различных ее членов он может иметь разные оттенки и глубину. В зависимости от того, о чем конкретно идет речь, относительная значимость различных образов может меняться. Соответственно, одно и то же лицо может идентифицировать себя неодинаково, в зависимости от конкретного вопроса, глубины самоотождествления с тем или иным делом и условий участия в нем12.
11 СПС КонсультантПлюс.
12 См: Лундские рекомендации об эффективном участии национальных меньшинств в общественно-политической жизни с пояснительными примечаниями, сен-
204
Выбор человеком образа жизни, поведения не должен ограничиваться опасениями возможной дискриминации, ущемления его прав из-за принадлежности к меньшинству. Именно принадлежность к определенной группе является признаком, который позволяет установить дискриминацию человека. Если происходит нарушение прав отдельного человека, то в любом случае это будет правонарушением, независимо от тех причин, которым руководствовалось лицо, совершившее данное действие. Такое правонарушение становится дискриминацией, если оно обусловлено или вызвано определенными признаками человека, отличающими его от других людей - цветом кожи, полом, возрастом, состоянием здоровья и др. Здесь как раз можно говорить о необходимости обеспечения государством не принципа равенства, поскольку он предполагает необходимость обеспечительных мер государства по установлению для всех его жителей равных условий, а принципа недискриминации, т. е. обязательности соблюдения тех законов и правил, которые не позволят нарушать права граждан, принадлежащих к различным группам, именно вследствие их принадлежности к данным группам. В связи с этим можно сослаться на замечание общего порядка № 18 «Недискриминация» Комитета по правам человека. В нем, в частности, подчеркивается, что «принцип равенства иногда требует, чтобы государства-участники предпринимали активные практические меры в целях сглаживания или устранения условий, которые влекут за собой или же поощряют осуществление дискриминации. Такие меры могут предполагать предоставление на какое-то время данной части населения некоего преференциального режима в конкретных областях по сравнению с остальной частью населения. Когда такие меры являются необходимыми для исправления фактической дискриминации, различие является законным»13.
Несмотря на определенную международную практику в данной сфере, тем не менее, как полагает С.А. Беляев, «приоритеты разработки и применения принципа недискриминации на уровне деятельности международных организаций не соответствуют в полной мере органическим потребностям международной жизни и зачастую отражают политические интересы, превалирующие на данном этапе. С социологической точки зрения это связано с тем фактом, что международные организации и учреждения представляют собой исполнительные институты, хотя и обладающие
тябрь 1999 г. / Изд. офиса Верховного комиссара по делам национальных меньшинств ООН. Нью-Йорк, 1999. С. 22.
13 Цит. по: Карташкин В.А., Пожидаева М.В. Пакты о правах человека и реформирование правозащитного механизма ООН // Юрист-международник. 2006. № 3. С. 47.
205
определенной независимостью от национальных органов власти государств-членов, но зачастую находящиеся под влиянием исполнительной власти государств-членов или участников»14.
Теоретическая же разработка конституционного принципа недис-криминации в российской правовой науке и правоприменительной практике пока находится в зачаточном состоянии, что и диктует необходимость применения теоретических выводов специалистов в области международного права в данной сфере. В связи с этим представляются важными выводы, сделанные М.В. Пожидаевой из анализа существующих международных соглашений, исследований, проводимых Подкомиссией по поощрению и защите прав человека, судебной практики, мнений ученых и государственных деятелей в отношении принципа недискриминации15:
1) понятие дискриминации относится только к произвольным и незаконным различиям в обращении;
2) запрещается не различное обращение, а лишь то, что приводит к дискриминации;
3) равенство в обращении является общепризнанным принципом, а различия - исключением;
4) различное или неодинаковое обращение должно применяться не произвольно, а иметь объективное и разумное оправдание;
5) такие различия должны основываться на общепризнанных принципах и нормах международного права, существующих международных договорах и принципе справедливости;
6) различия в обращении должны быть направлены на достижение целей, предусмотренных соответствующими международными соглашениями;
7) неодинаковое обращение, применяемое в отношении определенных групп населения, должно носить временный характер и при достижении поставленных целей быть прекращено.
Различаются принципы равенства и недискриминации и в российском законодательстве. Так, в ч. 1 ст. 3 Налогового кодекса РФ (часть первая) указано: «Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения», а в ч. 2 этой же статьи говорится, что «налоги и сборы не могут иметь дискриминацион-
14 Беляев С.А. Некоторые вопросы развития международно-правового противодействия дискриминации // Право и политика. 2006. № 6. С. 23.
15 См.: ПожидаеваМ.В. Права неграждан и запрещение дискриминации в современном международном праве // Междунар. публичное и частн. право. 2005. № 4.
206
ный характер и различно применяться исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев»16.
При этом, как отмечает Конституционный Суд РФ, «принцип равного налогового бремени означает, что не допускается установление дополнительных, а также повышенных по ставкам налогов в зависимости от формы собственности, организационно-правовой формы предпринимательской деятельности, местонахождения налогоплательщика и иных носящих дискриминационный характер оснований»17.
Обобщая теоретические положения, содержание международных документов и российского законодательства, а также практику Конституционного Суда РФ, можно убедиться в существовании самостоятельного конституционного принципа в системе принципов прав личности - принципа недискриминации.
16 Подробнее о принципе недискриминации в налоговом праве См.:: Шепенко Р.А. Принцип недискриминации: международно-правовое регулирование // Законы России: опыт, анализ, практика. 2011. № 4. С. 59-64.
17 Постановление Конституционного Суда РФ от 21 марта 1997 г. № 5-П «По делу о проверке конституционности положений абзаца второго пункта 2 статьи 18 и статьи 20 Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 года “Об основах налоговой системы в Российской Федерации” // СЗ РФ. 1997. № 13. Ст. 1602.
207