Научная статья на тему 'СООТНОШЕНИЕ КОЛЛЕКТИВИЗМА И ИНДИВИДУАЛИЗМА В МЕДИАДИСКУРСЕ КИТАЯ'

СООТНОШЕНИЕ КОЛЛЕКТИВИЗМА И ИНДИВИДУАЛИЗМА В МЕДИАДИСКУРСЕ КИТАЯ Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

596
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
индивидуализм / коллективизм / Китай / Запад / вестернизация / культура. / individualism / collectivism / China / West / westernization / culture

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Лозовая Анна Артемовна

В данной статье проанализированы социально-экономические предпосылки, повлекшие за собой изменения традиционного китайского менталитета, а также показано, какое влияние оказала Западная культура на его особенности. Осуществляется попытка системного взаимодействия коллективного и индивидуального начал в общественной жизни современного Китая. Выявлены отличительные черты китайского индивидуализма от европейской модели.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CORRELATION OF INDIVIDUALISM AND COLLECTIVISM IN CHINA’S MEDIA DISCOURSE

This article analyzes the socio-economic background that led to changes in the traditional Chinese mentality, and also shows the influence of Western culture on its features. An attempt is made to systematize collective and individual interaction in the social life of modern China. The distinctive features of Chinese individualism from the European model are revealed.

Текст научной работы на тему «СООТНОШЕНИЕ КОЛЛЕКТИВИЗМА И ИНДИВИДУАЛИЗМА В МЕДИАДИСКУРСЕ КИТАЯ»

XIVМеждународная научно-практическая конференция УДК 316.614

Лозовая Анна Артемовна Lozovaya Anna Artemovna

Студент Student

Иркутский государственный университет Irkutsk State University

СООТНОШЕНИЕ КОЛЛЕКТИВИЗМА И ИНДИВИДУАЛИЗМА

В МЕДИАДИСКУРСЕ КИТАЯ

CORRELATION OF INDIVIDUALISM AND COLLECTIVISM IN CHINA'S MEDIA DISCOURSE

Аннотация . В данной статье проанализированы социально -экономические предпосылки, повлекшие за собой изменения традиционного китайского менталитета, а также показано, какое влияние оказала Западная культура на его особенности. Осуществляется попытка системного взаимодействия коллективного и индивидуального начал в общественной жизни современного Китая. Выявлены отличительные черты китайского индивидуализма от европейской модели.

Abstract. This article analyzes the socio-economic background that led to changes in the traditional Chinese mentality, and also shows the influence of Western culture on its features. An attempt is made to systematize collective and individual interaction in the social life of modern China. The distinctive features of Chinese individualism from the European model are revealed.

Ключевые слова. индивидуализм, коллективизм, Китай, Запад, вестернизация, культура.

Keywords. individualism, collectivism, China, West, westernization, culture.

В последние десятилетия исторический фон Китая привел к значительным региональным изменениям культурных ориентаций, в течение которых западные индивидуалистические ценности повлияли на Китай больше, чем когда-либо. С социально-политической точки зрения Китай представляет особый интерес, поскольку в последние годы он переживает стремительные социально -экономические изменения, требующие от его народа решения серьезных

«Научные междисциплинарные исследования» проблем, связанных с его традиционными ценностями и привычным образом

жизни.

Процесс вестернизации начался в Поднебесной в середине XIX в., обусловленный военным противостоянием на территории Китая между державами Запада и Цинской империей. По мнению Бурова В.Г., несмотря на подорванную экономику и суверенитет, данная война принесла ранее закрытому от мира Китаю большое количество новшеств с Запада, тем самым дав возможность выйти из состояния стагнации и встать на путь динамического развития [2, с. 12].

Очевидно, что китайская культура претерпела значительные изменения. Однако "изменение" происходит не в том смысле, что старые ценности заменяются новыми, а в том, что в современном китайском обществе все более заметно сосуществуют противоречивые ценности.

Почему китайское общество представляет все же коллективистический тип мышления? Нельзя отрицать влияние на китайский менталитет древней китайской культуры, фундаментом которой является конфуцианство, а также традиции даосизма и буддизма. На протяжении веков через них культивировалось коллективистское начало, где во главе стоит строгая социальная иерархия и беспрекословное соблюдение моральных правил. Если западное мировоззрение акцентирует внимание на отдельной личности, то конфуцианство подчеркивает воссоединение человека и семьи, народа и государства. Согласно позиции Конфуция (551-479 до н.э.), только так китаец сможет определить собственные ценности в коллективе [4, с. 8].

Тем не менее, такой коллективизм не отрицает право человека на индивидуальный внутренний мир и духовную свободу, но поощряет баланс свободы индивида и его сотрудничества в группе. «Я словно кирпич для строительства моей родины, который следует перенести туда, куда нужно». Эта поговорка означает, что, подобно кирпичам, все люди имеют одинаковые функции и готовы быть назначенными туда, где это необходимо правительству. Таким образом, китайцы приписывают понятию "коллективизм" прежде всего,

XIVМеждународная научно-практическая конференция национально-уровневые смыслы, основанные на идее о том, что нация - это

самый основной и важный коллектив [3].

Традиционно, китайцы не отделяют себя от группы, тем самым они не теряют свою идентичность, а наоборот находят ее среди таких же близких по духу людей. Будь то родитель, ребенок, учитель, ученик, все они способны поддерживать один и тот же уровень сосуществования и гармонии. Более того, стремление к общей выгоде ведет к обогащению и усилению государства, которое, в конце концов, предоставляет выгоду отдельному человеку.

Сочетание культурного долголетия и социалистической идеологии составляют стратегию китайского успеха. Главная и фундаментальная причина, по которой Китай способен строить и реализовывать современные масштабные проекты, состоит не только в строгом планировании, но в коллективизме и самой китайской культуре. Однако нельзя забывать, что смешанная политическая система социализма в Китае с внедренными капиталистическими идеями изменила социальную среду по всей стране. Вследствие большой численности населения страны конкурентное давление заставляет китайцев стремиться быть первыми в обществе для достижения материального благополучия, что неизменно приводит к присваиванию черт индивидуализма [1].

Вместе с тем следует подчеркнуть, что не существует индивидуалиста, который бы совсем не зависел от социума, ведь именно в пределах группы представляется возможным извлечь собственную выгоду наиболее рациональным путем, однако в свою очередь, не предлагая ничего взамен. В этом и заключается существенное различие китайской модели коллективизма с индивидуалистическими чертами от традиционного западного индивидуализма.

В настоящее время гражданин КНР может свободно самоопределяться в той или иной социальной группе и в то же время выделяться из данной группы, достигая успешных личных результатов, что свидетельствует о процессе индивидуализации китайского социума. Иными словами, с течением времени в Поднебесной появляется все больше и больше китайцев, которые живут в

«Научные междисциплинарные исследования» соответствии с тенденциями времени, не забывая о своих традиционных

национальных ценностях.

Подводя итог, нужно отметить, что китайское коллективистское мышление создает общество, которое поддерживает и защищает своих членов, жертвуя при этом личной независимостью. Западное же сознание больше фокусируются на свободе выбора, и едва ли может обеспечить тот уровень взаимозависимой поддержки, который существует в китайском социуме. Несмотря на то, что китайская нация пережила много испытаний в своей истории, она никогда не была подавлена, вместо этого становясь все более и более сильной и извлекая уроки пережитых событий. Несомненно, коллективизм сыграл значимую роль в Китае в прошлом, доказал свою эффективность сегодня и будет неизменно оставаться ключевым компонентом китайского общества в будущем наряду с уникальным индивидуалистическим началом.

Библиографический список:

1. Вестернизация и национальные формы глобализационных стратегий -Новое в психолого-педагогических исследованиях. 2009. -Выпуск №03 - [Электронный ресурс]. URL: https://perviydoc.ru/v9559/ новое_в_психолого-педагогических_исследованиях_2009_03?page=3

(дата обращения 10.05.2021)

2. Буров В.Г., Федотова В.Г. Китайский опыт модернизации: теория и практика // Вопр. философии. 2007. № 5. C. 7-20

3. Lhapeerakul, Pornpawis. 2019. "The Interaction of Cultural Genes and the Transformation of 'Collectivism' in China". Thai Journal of East Asian Studies 23 (2), 58-68. URL: https://so02.tcithaijo.org/index.php/easttu/article/ view/241337. (дата обращения 10.05.2021)

4. Каретина Г. С. Конфуцианство в процессе модернизации Китая // Известия Восточного института. 2015. № 2 (26). С. 3-9

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.