Научная статья на тему 'СООТНОШЕНИЕ ИНВЕСТИЦИОННОЙ И БАНКОВСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ : ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ'

СООТНОШЕНИЕ ИНВЕСТИЦИОННОЙ И БАНКОВСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ : ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
133
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Review of law sciences
Область наук
Ключевые слова
инвестиционное законодательство / банковская деятельность / иностранный банк / банковский капитал / филиалы банков / акционерное общество / зарубежный опыт / представительство. / investment legislation / banking / foreign bank / bank capital / bank branches / joint-stock company / foreign experience / representative office.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Хужаев Шохжахон

В настоящей статье подробно проанализированы важные аспекты совершенствования деятельности банков в Республике Узбекистан и вопросы регулирования банковской деятельности с точки зрения инвестиционного законодательства. По мнению автора, в мире обеспечение интеграции банковской системы, повышение роли иностранных банков, их участия в национальной банковской системе зарубежных стран требуют проведения глубоких исследований по рассматриваемой теме. В связи с этим особое значение приобретают вопросы изучения инвестиционного регулирования деятельности иностранных банков. Автор отмечает, что иностранные банки являются основным «перевозчиком» финансовых средств, так как во многих случаях иностранные инвесторы осуществляют инвестирование через иностранные банки, иностранные банки выступают в качестве финансового регулятора при инвестиционных отношениях (предоставление кредитов, осуществление банковских и валютных операций и т. д.), в определенных случаях иностранные банки также могут являться субъектом инвестирования (создание дочерних банков на территории другой страны). В заключении статьи обосновано, что при регулировании деятельности иностранных банков должны быть применены нормы инвестиционного законодательства наравне с законодательством в сфере банковской деятельности, что обеспечит повышение эффективности привлечения инвестиций в банковский сектор.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CORRELATION OF INVESTMENT AND BANKING ACTIVITIES: LEGAL ASPECTS

This article analyzes in detail important aspects of improving the activities of banks in the Republic of Uzbekistan and issues of banking regulation from the point of view of investment legislation. According to the author, in the world, ensuring the integration of the banking system, increasing the role of foreign banks, and their participation in the national banking system of foreign countries require in-depth research on this topic. In this regard, the study of investment regulation of foreign banks is of particular importance. The author notes that foreign banks are the main «carrier» of financial resources since, in many cases, foreign investors invest through foreign banks, foreign banks act as a financial regulator in investment relations (providing loans, performing banking and currency operations, etc.), in certain cases, foreign banks can also be an investment subject (creating subsidiary banks in another country). In conclusion, the article substantiates that when regulating the activities of foreign banks, the norms of investment legislation should be applied on a par with the legislation in the field of banking, which will ensure an increase in the efficiency of attracting investment in the banking sector.

Текст научной работы на тему «СООТНОШЕНИЕ ИНВЕСТИЦИОННОЙ И БАНКОВСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ : ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ»

UDC: 330.322 (042)(575.1)

Хужаев Шохжахон

доктор философии по юридическим наукам (PhD), заведующий кафедрой «Право интеллектуальной собственности» Ташкентского государственного юридического университета

E-mail: sh.xujayev@tsul.uz

СООТНОШЕНИЕ ИНВЕСТИЦИОННОЙ И БАНКОВСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ

Аннотация. В настоящей статье подробно проанализированы важные аспекты совершенствования деятельности банков в Республике Узбекистан и вопросы регулирования банковской деятельности с точки зрения инвестиционного законодательства. По мнению автора, в мире обеспечение интеграции банковской системы, повышение роли иностранных банков, их участия в национальной банковской системе зарубежных стран требуют проведения глубоких исследований по рассматриваемой теме. В связи с этим особое значение приобретают вопросы изучения инвестиционного регулирования деятельности иностранных банков. Автор отмечает, что иностранные банки являются основным «перевозчиком» финансовых средств, так как во многих случаях иностранные инвесторы осуществляют инвестирование через иностранные банки, иностранные банки выступают в качестве финансового регулятора при инвестиционных отношениях (предоставление кредитов, осуществление банковских и валютных операций и т. д.), в определенных случаях иностранные банки также могут являться субъектом инвестирования (создание дочерних банков на территории другой страны). В заключении статьи обосновано, что при регулировании деятельности иностранных банков должны быть применены нормы инвестиционного законодательства наравне с законодательством в сфере банковской деятельности, что обеспечит повышение эффективности привлечения инвестиций в банковский сектор.

Ключевые слова: инвестиционное законодательство, банковская деятельность, иностранный банк, банковский капитал, филиалы банков, акционерное общество, зарубежный опыт, представительство.

Хужаев Шохжахон

Тошкент давлат юридик университети "Интеллектуал мулк ^у^у^и" кафедраси мудири, юридик фанлар буйича фалсафа доктори (PhD)

ИНВЕСТИЦИЯ ВА БАНК ФАОЛИЯТИНИНГ УЗАРО МУВОФЩЛИГИ:

ХУЦУЦИЙ ЖИХДТЛАР

Аннотация. Мазкур мацолада Узбекистон Республикасида банклар фаолиятини такомиллаштиришнинг мууим жщатлари ва банклар фаолиятини инвестиция цонунчилиги нуцтаи назаридан тартибга солиш масалалари атрофлича таулил цилинган. Муаллифнинг фикрича, дунёда банк тизими интеграциясини таъминлаш, чет эл банклари мавцеини, уларнинг чет эл мамлакатлари миллий банк тизимидаги иштирокини ошириш мазкур мавзуда чуцур тадцицотлар олиб боришни тацозо этади. Шу сабабли уам чет эл банклари фаолиятини инвестициявий тартибга солишни урганиш масалалари мууим ауамият касб этмоцда. Муаллиф таъкидлаганидек, чет эл банклари молиявий маблагларнинг асосий «ташувчилари» уисобланади, чунки куплаб давлатларда чет эл инвесторлари узларининг инвестицияларини чет эл банклари орцали киритадилар, чет эл банклари

инвестиция муносабатларида молиявий воситачи уисобланади (кредитлар ажратиш, банк ва валюта операцияларини амалга ошириш ва ш.к.), маълум уолатларда чет эл банклари инвестиция киритиш субъекти уисобланади (бошца мамлакат уудудида шуъба банкини ташкил этиш). Мацола хулосасида хорижий банклар фаолиятини тартибга солишда банк фаолияти соуасидаги цонунчилик билан бирга инвестиция цонунчилиги нормалари цулланилиши лозимлиги, бу эса банк секторига инвестицияларни жалб этиш самарадорлигининг оширилишини таъминлаши асослантирилган.

Калит сузлар: инвестиция цонунчилиги, банк фаолияти, чет эл банки, банк капитали, банк филиаллари, акциядорлик жамияти, чет эл тажрибаси, ваколатхона.

Khujayev Shokhjakhon

Doctor of Philosophy in Law (PhD), Head of the Intellectual Property Law Department,

Tashkent State University of Law

CORRELATION OF INVESTMENT AND BANKING ACTIVITIES: LEGAL ASPECTS

Ab&ract. This article analyzes in detail important aspects of improving the activities of banks in the Republic of Uzbekitian and issues of banking regulation from the point of view of invetiment legislation. According to the author, in the world, ensuring the integration of the banking sytiem, increasing the role of foreign banks, and their participation in the national banking sytiem of foreign countries require in-depth research on this topic. In this regard, the tiudy of invetiment regulation of foreign banks is of particular importance. The author notes that foreign banks are the main «carrier» offinancial resources since, in many cases, foreign investors inveti through foreign banks, foreign banks act as a financial regulator in invetiment relations (providing loans, performing banking and currency operations, etc.), in certain cases, foreign banks can also be an invetiment subject (creating subsidiary banks in another country). In conclusion, the article subtiantiates that when regulating the activities of foreign banks, the norms of invetiment legislation should be applied on a par with the legislation in the field of banking, which will ensure an increase in the efficiency of attracting invetiment in the banking sector.

Keywords: invetiment legislation, banking, foreign bank, bank capital, bank branches, joint-flock company, foreign experience, representative office.

Интеграция Республики Узбекистан в мировое экономическое сообщество, поступательное развитие внешнеторговых и экономических связей страны с другими странами являются одним из приоритетных направлений развития экономики страны. Развитие экономики и привлечение иностранных инвестиций требуют кардинального совершенствования механизма законодательного регулирования банковской деятельности, т. к. именно банки являются ключевым звеном движения капитала и финансовых средств. С учетом развития международных торговых отношений особую актуальность приобретают иностранные банки, которые обеспечивают привлечение финансовых средств из зарубежных стран.

Интернационализация банковского бизнеса ставит перед научным сообществом все новые задачи по поиску оптимальных решений, спо-

собствующих снижению банковских рисков, укреплению национальных банковских систем и улучшению банковских технологий. Либерализация внутренних банковских рынков и допуск иностранных банков в виде дочерних банков, совместных предприятий и филиалов иностранных банков дает дополнительную нагрузку на органы банковского регулирования и надзора [18, с. 18].

При этом важное значение имеет привлечение иностранных инвестиций в национальную экономику страны. В Стратегии действий по дальнейшему развитию Республики Узбекистан, утвержденной Указом Президента Республики Узбекистан от 7 февраля 2017 года № УП-4947, в качестве приоритетного направления развития и либерализации экономики указывается активное привлечение иностранных инвестиций в отрасли

экономики и регионы страны путем улучшения инвестиционного климата.

Следует согласиться с мнением Б.Б. Самар-ходжаева, который отмечает, что привлечение иностранных инвестиций в экономику Узбекистана позволит: восполнить инвестиционные ресурсы; использовать современные иностранные технологии; создать новые рабочие места; увеличить выпуск определенных видов продукции; расширить экспорт с помощью иностранных партнеров; освоить зарубежный опыт правления, маркетинга, подготовки кадров; стать серьезным катализатором развития рыночных отношений в стране и др. Посредством создания предприятий с участием иностранного капитала, в том числе иностранных банков, в стране появятся конкурирующие структуры, что будет иметь существенное значение в борьбе с монополизмом [13, с. 40].

Теория гражданского и инвестиционного права в целом определяет, что инвестиционное правоотношение является комплексным правоотношением вследствие того, что в нем одновременно существуют правовые начала как частного, так и публичного характера. В свою очередь, специфика его определяется особым составом участников отношений (субъектов) и предметным содержанием (сферой осуществления деятельности). Так, С.П. Мороз определяет, что инвестиционное правоотношение - это правоотношение, возникающее по поводу материальных или нематериальных благ, вкладываемых инвестором в объекты предпринимательской и других видов деятельности с целью получения прибыли (дохода) и (или) достижения положительного социального эффекта [19, с. 115].

В условиях рынка основной целью любой коммерческой организации, в том числе и банка, является максимизация прибыли, следовательно, кредитные организации, в отличие от иных коммерческих организаций, в большинстве своем обладают значительным запасом финансовой «прочности», что позволяет им осваивать проекты, рассчитанные не только на краткосрочный период (короткие деньги), но и на долгосрочный (длинные деньги) [10, с. 34].

Как известно из теории инвестиционного права, субъектами инвестиционных отношений являются физические, юридические лица, а также объединения юридических лиц, создаваемые

на основе договора о совместной деятельности и не имеющие статуса юридического лица, участвующие при осуществлении инвестиционной деятельности [12, с. 116]. При этом банки являются своеобразным субъектом инвестиционных отношений, осуществляя роль финансового посредника.

В мировой практике применяются две основные модели организации инвестиционной деятельности банков: американская модель - сегментированная и германская - так называемая универсальная [16, с. 56]. В первом случае банки делятся на два вида, в зависимости от направлений хозяйствования - коммерческие и инвестиционные. Во втором - банки осуществляют оба направления деятельности, в зависимости от внутренней стратегии. Законодательство стран СНГ не делит банки на инвестиционные и коммерческие (с традиционной сферой деятельности) [16, с. 57]. Более того, термин «инвестиционный банк» можно встретить только в литературе, т. к. законодательство Республики Узбекистан его не содержит. Соответственно, коммерческие банки, осуществляющие весь спектр инвестирования, являются, по сути, универсальными кредитными организациями, работающими одновременно и в традиционной кредитной сфере, и в инвестиционной [12, с. 96]. Однако разница в специализации кредитных организаций очевидна. Так, если в банке превалирует инвестиционное направление деятельности, то он значительный объем средств вкладывает в ценные бумаги различных эмитентов, отдавая предпочтение крупным долгосрочным проектам [16, с. 58]. Банк, характеризующийся как инвестиционный, осуществляет корпоративное и проектное финансирование, финансовое посредничество и консультирование, обеспечивая возможность выхода хозяйствующим субъектам на рынок капиталов для расширения бизнеса, создания новых производств и продуктов, выхода на новые рынки [12, с. 98].

Если же кредитная организация в большей мере размещает средства посредством кредитования заемщиков, при этом если и инвестируя, то отдавая предпочтение мелким и краткосрочным инвестиционным проектам, тем самым сглаживая риски за счет диверсификации вложений, то ее следует рассматривать как коммерческий банк с его классическими видами деятельности [9, с. 14].

Таким образом, несмотря на то, что традиционная банковская деятельность ограничивается совокупностью сочетания трех банковских операций и является базовой для данных субъектов финансового рынка, деятельность по размещению как своих, так и клиентских средств в виде инвестиций занимает существенное место в сфере интересов банков. Постоянные изменения, происходящие в современном финансовом секторе экономики, заставляют банки, планирующие свое развитие на долгосрочную перспективу, активизировать инвестиционную деятельность, результаты которой позволят им не только сохраниться на рынке, но и укрепить там свои позиции [16, с. 33].

Необходимость привлечения иностранных инвестиций в экономику страны является одной из важных приоритетных задач, которые стоят перед нашим государством. Как отмечал Глава государства Ш. Мирзиёев: «В нашей Конституции закреплены гарантии свободы экономической деятельности, предпринимательства, равноправия и правовой защиты всех форм собственности. Однако высокий уровень государственного присутствия в экономике, бюрократия, наличие проблем в налоговой и таможенной сферах, банковской системе препятствуют росту внутренних инвестиций и более широкому привлечению иностранного капитала» [1]. Следовательно, привлечение иностранных инвестиций в банковский сектор является актуальной задачей государства.

Наиболее эффективно работающие в инвестиционной сфере банки либо формируют в своей структуре специальное подразделение, осуществляющее свою деятельность в инвестиционном направлении, либо через дочерние банки предоставляют услуги инвестиционного характера.

По мнению ряда авторов, для банков перечень объектов инвестирования должен быть ограничен денежными средствами, ценными бумагами, иным имуществом, в том числе имущественными правами [11, с. 548]. Необходимо отметить, что указанные объекты должны относиться к тому имуществу, которым иностранным банкам не запрещено владеть, пользоваться и распоряжаться.

Тогда, помимо сокращения объектов гражданских прав, о котором говорят некоторые авторы [17], банковские инвестиции должны быть ограничены тем имуществом, которое в силу их

специальной правоспособности, во-первых, может находиться в их собственности, а во-вторых, допустимо к отчуждению, без санкций со стороны Центрального банка Республики Узбекистан.

С позиции права, по мнению Н.Н. Каурова, действия, связанные с инвестиционной деятельностью, имеют юридическое значение и представляют собой сделки [17]. Соответственно, сделки являются правовой формой инвестиционной деятельности. Тогда инвестиции и инвестиционная деятельность могут быть классифицированы в зависимости от видов сделок и их направленности на:

а) приобретение акций или долей в хозяйственных обществах;

б) приобретение ценных бумаг;

в) создание хозяйственных обществ;

г) приобретение или создание объектов капитального строительства;

д) приобретение или создание машин и оборудования и т. д. [17].

Рассматривая особенности иностранных банков, можно выделить их взаимосвязь с инвестиционными отношениями:

1. Иностранные банки создаются посредством инвестирования в банковскую деятельность.

В соответствии со статьей 4 Закона Республики Узбекистан «Об инвестициях и инвестиционной деятельности» инвесторы могут осуществлять инвестиции в следующих формах:

- создание юридических лиц или долевое участие в их уставных фондах (уставных капиталах), в том числе путем приобретения имущества и акций (долей);

- приобретение ценных бумаг, включая долговые обязательства, эмитированные резидентами Республики Узбекистан;

- приобретение концессий, включая концессии на разведку, разработку, добычу или использование природных ресурсов, а также участие в соглашении о разделе продукции;

- приобретение права собственности, включая право собственности на объекты интеллектуальной собственности, авторские права, патенты, товарные знаки, полезные модели, промышленные образцы, фирменные наименования и ноу-хау, деловую репутацию (гудвилл), а также на объекты торговли и сферы обслуживания вместе с земельными участками, на которых они размещены;

- приобретение права владения и пользования земельными участками (в том числе на основе аренды) и другими природными ресурсами.

Инвесторы могут осуществлять инвестиции и в иных формах, не противоречащих законодательству [2].

В отношении иностранных банков действует указание на «создание юридических лиц или долевого участия в их уставных фондах (капиталах), в том числе путем приобретения имущества и акций».

Б.Б. Самарходжаев и М.А. Ахадова, будучи приверженцами взгляда, в соответствии с которым «отношения по инвестициям - прежде всего отношения собственников», отмечают, что инвестиционные правоотношения представляют собой урегулированные нормами права взаимоотношения его участников (субъектов) по поводу передачи и принятия инвестиционных ценностей в различных ее видах преимущественно с целью изъятия материальной выгоды [12]. Следовательно, мы можем отметить, что иностранные банки сами по себе являются объектом инвестирования.

Взаимосвязь инвестиционного законодательства с банковской деятельностью можно проследить на примере регулирования деятельности иностранных банков в зарубежных странах.

Практически все страны СНГ предусматривают в качестве иностранных банков дочерние банки, учрежденные иностранными инвесторами (лишь Законы Республики Узбекистан и Украины акцентируют внимание на создание дочерних банков со стороны иностранных банков). В то же время «дочерние» банки являются конкретными формами проникновения иностранного банковского капитала в банковскую систему страны. Тем самым законодательство стран СНГ прямо связывает создание иностранных банков с иностранными инвестициями. Приток иностранного капитала рассматривается в качестве важного фактора развития банковского сектора страны, вследствие чего создаются иностранные банки. Иначе говоря, иностранные банки в других странах создаются посредством иностранных инвестиций.

Процессы экономической интеграции на территории СНГ диктуют необходимость сближения норм и методов правового регулирования инвес-

тиционного и банковского законодательства. Несмотря на различие понятий, можно указать на следующие общие черты банковского законодательства в странах СНГ:

- практически все страны предусматривают в качестве иностранных банков дочерние банки, учрежденные иностранными инвесторами (лишь Законы Республики Узбекистан и Украины акцентируют внимание на создании дочерних банков со стороны иностранных банков);

- законодательство связывает установление и признание иностранного банка в качестве такового по законодательству той страны, в которой этот банк был зарегистрирован, тем самым применимым правом к определению статуса иностранного банка является право страны, где был зарегистрирован иностранный банк;

- законодательство стран СНГ отождествляет банковскую деятельность иностранных банков с аналогичной деятельностью отечественных банков (привлечение депозитов физических и юридических лиц или других возвратных средств, выдача кредитов от своего имени и за счет своих средств, а также осуществление переводных и расчетно-кассовых операций по поручению клиентов).

В США, ФРГ и Великобритании права иностранных банков были уравнены с правами местных банков. Так, Банковский Акт от 10 июля 1961 года ФРГ содержит нормы, обязательные для исполнения всеми организациями, осуществляющими банковскую деятельность, в частности нормы инвестиционного законодательства. Однако учреждения иностранных банков в США были жестко ограничены в своих возможностях по открытию новых филиалов: иностранный банк должен был выбрать так называемый «штат основной конторы» (Home State), т. е. штат, в котором иностранный банк намеревался осуществлять свою основную деятельность.

Оперируя понятиями «иностранный капитал» и «иностранные инвесторы», законодательство стран СНГ определенным образом позволяет применять нормы инвестиционного законодательства в отношении иностранной банковской деятельности. В Туркменистане банки могут создавать валютные фонды из прибыли в иностранной валюте и использовать ее для развития банковского дела, инвестиций внутри страны и за рубежом в

порядке, установленном инвестиционным законодательством [7]. В Украине владельцев акций банка законодатель называет инвесторами, что также свидетельствует о применении инвестиционного законодательства и гарантий прав иностранных инвесторов [8]. На наш взгляд, самым важным аспектом в отношении иностранных банков должна быть гарантия стабильности законодательства. Банковский кодекс Республики Беларусь справедливо отмечает, что в отношении иностранных банков применяются все гарантии, предусмотренные иностранным инвесторам, в том числе «инвестиционная оговорка» о неприменении законодательства, ухудшающего положение инвестора [4]. Аналогичная гарантия вытекает из сущности банковского законодательства Казахстана [6]. Следовательно, подобная гарантия должна найти свое отражение в законодательстве Республики Узбекистан.

Касательно минимальной доли инвестора, в некоторых странах существуют различные подходы к ее размеру: более 10 % (Украина), не менее 15 % (Узбекистан), не менее 2/3 (Казахстан, Таджикистан). В Армении лимит участия капитала иностранного банка в банковской системе определяется Центральным банком [5]. В остальных странах особые оговорки о размере не существуют.

Банки в странах СНГ в основном создаются в форме акционерных обществ. В Республике Узбекистан банки могут быть учреждены в форме акционерного общества лишь в случае наличия в уставном капитале доли иностранного инвестора в размере не менее 15 %, за исключением случаев, предусмотренных решениями Президента и Кабинета Министров Республики Узбекистан [3]. С учетом того, что банковское законодательство стран СНГ активно использует термин «инвесторы», то считаем целесообразным применить нормы инвестиционного законодательства в части, не противоречащей законодательству о создании банков. Это позволит создать дополнительные правовые гарантии привлечения иностранного капитала в банковский сектор, повысить эффективность деятельности иностранных банков.

2. Иностранные банки являются посредниками между инвестором и государством.

Важную роль в активизации инвестиционного процесса в системе финансового посредничества

играют банки. Практика развитых зарубежных стран (США, ФРГ, Италия, Испания) показывает, что иностранные инвесторы вносят свои вклады в экономику других стран посредством отечественных банков, которые являются иностранными для инвестируемого государства. Е.А. Бережинская в числе основных задач развития банковского сектора указывает на следующие:

- повышение эффективности осуществляемой банковским сектором деятельности по аккумулированию денежных средств населения и организаций и их трансформации в кредиты и инвестиции;

- повышение конкурентоспособности отечественных кредитных организаций;

- укрепление доверия к банковскому сектору со стороны инвесторов, кредиторов и вкладчиков

[9, с. 12].

Как отмечает С.В. Озюменко, положительная динамика предоставления долгосрочных кредитов позволяет надеяться на дальнейшую активизацию финансирования инвестиционных проектов [20, с. 34]. В то же время, как отмечают Geoffrey Yeowart, Robin Parsons, Edward Murray, Hamish Patrick, на данный момент в банковской сфере отмечается недостаток ресурсов для организации долгосрочного кредитования [14, с. 411]. Спрос на инвестиции существенно превышает возможности внутреннего рынка, и перспективы развития инвестирования проектов зависят не только от возможностей национальных банков и инвестиционной привлекательности самих проектов, но также и от общей инвестиционной атмосферы вокруг страны, определяемой политикой ведущих зарубежных банков, а также международных финансовых организаций [20, с. 35]. Поэтому важной особенностью настоящего этапа развития банковского сектора любого государства является расширение взаимосвязей с иностранными инвесторами, что способствует эффективному развитию национальной экономики, участию иностранных банков в финансировании важнейших стратегических проектов.

3. Иностранные банки являются важным участником инвестиционных соглашений.

В последние годы в текстах инвестиционных соглашений Республики Узбекистан стали указываться нормы об участии банков, в частности, иностранных банков при привлечении инвестиций.

Среди экономистов высказывается мнение, что инвестиционная политика коммерческих банков предполагает формирование системы целевых ориентиров инвестиционной деятельности, выбор наиболее эффективных способов их достижения. В организационном аспекте она выступает как комплекс мероприятий по организации и управлению инвестиционной деятельностью, направление на обеспечение оптимальных объемов и структуры инвестиционных активов, рост их прибыльности при допустимом уровне риска [15, с. 95].

Например, в Меморандуме о взаимопонимании между Государственным комитетом Республики Узбекистан по экологии и охране окружающей среды, хокимиятом Ферганской области и компанией Sejin G&E Co., Ltd (Южная Корея) от 14 мая 2018 года были использованы нормы касательно участия иностранных банков в качестве субъектов инвестиционных отношений, в частности при формулировке следующих статей:

- статья 2 (предоставление компанией Sejin финансовых средств в виде прямых инвестиций, в том числе посредством участия иностранных банков);

- статья 4 (обеспечение компанией Sejin привлечения иностранных инвестиций для реализации инвестиционного проекта, в том числе финансовых средств от иностранных банков);

- статья 5 (рассмотрение деловых и контрактных взаимоотношений с иными организациями, в частности с иностранными банками в качестве конфиденциальной информации);

- статья 6 (порядок осуществления вклада денежных средств в банки, в том числе иностранные банки в соответствии с применимыми законами места заключения акта - lex loci actus).

В целом иностранный банк как субъект инвестиционных отношений обладает следующими признаками:

- во-первых, иностранные банки являются основным «перевозчиком» финансовых средств, так как во многих случаях иностранные инвесторы осуществляют инвестирование через иностранные банки;

- во-вторых, иностранные банки выступают в качестве финансового регулятора при инвестиционных отношениях (предоставление кредитов, осуществление банковских и валютных операций и т. д.);

- в-третьих, в определенных случаях иностранные банки также могут являться субъектом инвестирования (создание дочерних банков на территории другой страны). В этом случае иностранный банк может выступать в качестве результата инвестиционной деятельности.

Исходя из вышеизложенного, можно отметить, что иностранные банки играют ключевую роль в привлечении иностранных инвестиций в национальную экономику. С учетом этого считаем необходимым, что в Законе Республики Узбекистан «О банках и банковской деятельности» в новой редакции должны быть предусмотрены правила касательно участия иностранных банков в инвестиционной деятельности. Также в инвестиционном законодательстве Республики Узбекистан целесообразно указать иностранные банки в качестве субъекта инвестиционной деятельности. Следовательно, в законодательстве должны найти свое отражение вопросы повышения роли иностранных банков в привлечении иностранных инвестиций, выработка общих подходов и предложений по совершенствованию правовых основ банковской деятельности в соответствии с общепринятыми международными нормами и стандартами.

В целях инвестиционной привлекательности иностранных банков следует закрепить правило о стабильности банковского законодательства по аналогии с инвестиционным законодательством Республики Узбекистан. С учетом того, что банки создаются в форме акционерного общества, в отношении которых законодательство требует наличия в уставном капитале доли иностранного инвестора в размере не менее 15 %, считаем целесообразным применить нормы инвестиционного законодательства в части, не противоречащей законодательству о банковской деятельности. Это позволит создать дополнительные правовые гарантии привлечения иностранного капитала в банковский сектор, повысить эффективность деятельности иностранных банков. В этих целях в закон следует внести норму следующего содержания:

«В случае, если последующее законодательство Республики Узбекистан ухудшает условия осуществления банковской деятельности, то к дочерним банкам иностранных банков и банкам с участием иностранного капитала, полностью выполняющим требования законодательства, в тече-

ние пяти лет с момента осуществления деятельности применяется законодательство, действовавшее на дату начала осуществления банковской деятельности. Дочерний банк иностранных банков и банки с участием иностранного капитала имеют право по своему усмотрению применять те положения нового законодательства, которые улучшают условия их деятельности».

В целях совершенствования деятельности аккредитованных представительств иностранных банков следует увеличить срок аккредитации с трех до пяти лет, а также предоставить преимущества при создании банка с иностранным капиталом. В этой связи, в Законе Республики Узбекистан «О банках и банковской деятельно-

сти» следует предусмотреть норму, согласно которой «дополнительные требования к учреждению и деятельности банков с участием иностранного капитала не применяются в отношении иностранных банков, которые имеют аккредитованные представительства на территории Республики Узбекистан».

Внесение указанных изменений в банковское законодательство Республики Узбекистан позволит обеспечить осуществление в Республике Узбекистан деятельности престижных иностранных банков, деятельность которых окажет положительное влияние на экономическое развитие страны и привлечение иностранных инвестиций в республику.

Список использованной литературы

1. Мирзиёев Ш.М. Всесторонне развитое поколение - основа великого будущего, созидательный труд народа - основа благополучной жизни, дружба и сотрудничество - гарантия процветания: Доклад на торжественном собрании, посвященном 26-летию принятия Конституции Республики Узбекистан. - 7 декабря 2018 года // Официальный веб-сайт Президента Республики Узбекистан [Электронный ресурс]. - URL: https://president.uz/ru/li&s/view/2180/ (дата обращения: 05.01.2021).

2. Об инвестициях и инвестиционной деятельности Закон Республики Узбекистан от 25 декабря 2019 года № ЗРУ-598 // Национальная база данных законодательства, 26.12.2019 г., № 03/19/598/4221 [Электронный ресурс]. - URL: https://lex.uz/docs/4664144/ (дата обращения: 05.01.2021).

3. Об утверждении Положения о порядке регистрации и лицензирования деятельности банков: постановление правления Центрального банка Республики Узбекистан от 15 августа 2009 года № 23/3 [рег. № 2014 от 08.10.2009 г.] // Собрание законодательства Республики Узбекистан, 2009 г., - № 41, ст. 447; 2010 г., - № 21, ст. 168; 2011 г., № 10-11, ст. 112, - № 50, ст. 534; 2012 г., № 38, ст. 439 [Электронный ресурс]. - URL: https://lex.uz/acts/1524222?0NDATE=18.10.2009%2000#1524275/ (дата обращения: 05.10.2020).

4. Банковский кодекс Республики Беларусь: принят Законом от 25 октября 2000 года. № 441-З.

5. О банках: Закон Республики Азербайджан от 16 января 2004 года. - № 590-ИГ.

6. О банках и банковской деятельности в Республике Казахстан: Закон Республики Казахстан от 31 августа 1995 года. № 2444.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. О коммерческих банках и банковской деятельности: Закон Республики Туркменистан от 8 октября 1993 года № 890-XII.

8. О банках и банковской деятельности: Закон Республики Украины от 7 декабря 2000 года № 2121-

III.

9. Бережинская Е.А. Правовые основы деятельности иностранных кредитных организаций на территории России // Современное право. - 2007. - № 4. - C. 10-15.

10. Павлодский Е.А. Кредитные организации в России: правовой аспект. - М.: Волтерс Клувер, 2006. - 624 с.

11. Право и бизнес: сборник статей I ежегодной междунар. научно-прак. конф., приуроченной к 80-летию со дня рождения проф. В.С. Мартемьянова / М.Ю. Абрамкина, М.Г. Абрамова, А.А. Алпатов и др.; под ред. И.В. Ершовой. - М.: Юрист. 2012. - С. 547-553.

12. Самарходжаев Б.Б., Ахадова М.А. Понятие инвестиционных правоотношений и инвестиционной деятельности // Вестник Института законодательства Республики Казахстан. - 2013. - № 1-2 (29) [Электронный ресурс]. - URL: https://cyberleninka.m/artide/n/ponyatie-inve&itsionnyh-pravootnosheniy-i-inve&itsionnoy-deyatelno&i/ (дата обращения: 05.10.2020).

13. Самарходжаев Б.Б. Проблемы правового регулирования отношений по инвестициям в Республике Узбекистан (международно-частноправовой аспект): Автореф. дисс. ... докт. юрид. наук. -Т., 2003. - 56 с.

14. Yeowart G. Yeowart and Parsons / G. Yeowart, R. Parsons, E. Murray, H. Patrick // The Law of Financial Collateral. - 2016. - 568 p.

15. Дмитриева И.Н. Сущность инвестиционной деятельности коммерческого банка // Молодой ученый. - 2012. - № 8. - С. 94-96 [Электронный ресурс]. - URL: https://moluch.ru/archive/43/5173/ (дата обращения: 05.10.2020).

16. Игонина Л.Л. Инвестиции. - М.: Экономист, 2005. - 346 с.

17. Каурова Н.Н. Тенденции и перспективы развития розничного бизнеса в коммерческих банках России // Банковский ритейл. - 2006. - № 2 (2). - С. 35-39.

18. Костюкевич В.Ю. Перспективы вхождения филиалов иностранных банков на финансовый рынок России: Дисс. ... канд. экон. наук. - М., 2010. - 126 с.

19. Мороз С.П. Инвестиционное право Республики Казахстан: научное издание. - Алматы: НИИ частного права Каз-ГЮУ, 2006. - С. 115-116.

20. Озюменко С.В. Правовые проблемы участия иностранных банков в банковской системе России // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия Юридические науки. - 2007. - № 3. -С. 34-36.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.