Научная статья на тему 'СООТНОШЕНИЕ ИДЕЙ МАРКСИЗМА И ТРАДИЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ В КИТАЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ'

СООТНОШЕНИЕ ИДЕЙ МАРКСИЗМА И ТРАДИЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ В КИТАЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
109
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Социология
ВАК
Ключевые слова
МАРКСИЗМ / КИТАЙ / КУЛЬТУРА / ИДЕОЛОГИЯ / РАЗВИТИЕ

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Бао Синькай

На протяжении истории развития китайской науки в первой половине ХХ века, после внедрения марксизма в Китай, он не только стал теоретическим оружием китайской революции, но и значительно изменил традиционный способ культурного развития, который длился тысячи лет, благодаря влиянию исторического материализма на традиционную китайскую культуру, ее ориентиры и ценности. В данном контексте статья посвящена исследованию особенностей соотношения марксизма в Китае и китайской традиционной культуры. Отдельный акцент сделан на том, что марксизм способствовал строительству нового образца китайской культуры, поддерживал ее модернизацию и использование прогрессивных инновационных практик. Также обозначено, что марксизм для традиционной китайской культуры - это национальная форма и метод выражения, которые придают глубокий смысл идеям Маркса и Энгельса, применяя традиционную китайскую культурную мудрость.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CORRELATION OF MARXIST IDEAS AND TRADITIONAL CULTURE IN CHINESE SOCIETY

Throughout the history of the development of Chinese science in the first half of the 20th century, after the introduction of Marxism into China, it not only became the theoretical weapon of the Chinese revolution, but also significantly changed the traditional way of cultural development, which lasted for thousands of years, thanks to the influence of historical materialism on traditional Chinese culture, its orientations and values. In this context, the article is devoted to the study of the relationship between Marxism in China and Chinese traditional culture. A separate emphasis is placed on the fact that Marxism contributed to the construction of a new model of Chinese culture, supported its modernization and the use of new innovative practices. It is also indicated that Marxism for traditional Chinese culture is the national form and method of expression that gives deep meaning to the ideas of Marx and Engels by applying traditional Chinese cultural wisdom.

Текст научной работы на тему «СООТНОШЕНИЕ ИДЕЙ МАРКСИЗМА И ТРАДИЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ В КИТАЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ»

Соотношение идей марксизма и традиционной культуры в китайском обществе

Бао Синькай,

аспирант, кафедра истории и теории социологии, Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова E-mail: waltermitty@126.com

На протяжении истории развития китайской науки в первой половине ХХ века, после внедрения марксизма в Китай, он не только стал теоретическим оружием китайской революции, но и значительно изменил традиционный способ культурного развития, который длился тысячи лет, благодаря влиянию исторического материализма на традиционную китайскую культуру, ее ориентиры и ценности. В данном контексте статья посвящена исследованию особенностей соотношения марксизма в Китае и китайской традиционной культуры. Отдельный акцент сделан на том, что марксизм способствовал строительству нового образца китайской культуры, поддерживал ее модернизацию и использование прогрессивных инновационных практик. Также обозначено, что марксизм для традиционной китайской культуры - это национальная форма и метод выражения, которые придают глубокий смысл идеям Маркса и Энгельса, применяя традиционную китайскую культурную мудрость.

Ключевые слова: марксизм, Китай, культура, идеология, развитие.

Марксизм - передовая идеологическая система, созданная Марксом и Энгельсом на основе продвижения выдающегося культурного наследия и обобщения опыта рабочего движения в целях освобождения пролетариата и всего человечества [1].

Марксизм гораздо в большей степени, чем любая другая философия или школа мысли, повлиял на современную историю и культуру Китая. Несмотря на то, что данная теория, безусловно, является наиболее значительным элементом западной мысли, она предоставила возможность для начала философского дискурса с китайской традицией и культурой. В процессе этого диалога начала развиваться китайская версия марксизма, которая воплотилась в мыслях Мао Цзэдуна. На чем особенно следует акцентировать внимание, так это то, что этот дискурс поддерживался и развивался не в ходе реализации правительственной или официальной кампании, а усилиями многочисленных интеллектуалов, которые глубоко беспокоились о будущем Китая после падения цин-ского маньчжурского правления. Кроме того, философский диалог имел поразительную черту «диалектики», или бянь-чжэнфа, которая пронизывает не только различные уровни китайской культуры, но и мышление, а также речь обычных людей в их повседневной жизни [2].

В конце XIX века Китай оказался в национальной опасности под властью правительства поздней Цин. Двойной гнет феодализма и империализма усиливал социальные противоречия и беспрецедентные социальные кризисы. В различных западных мыслях и теориях реформаторы и интеллектуалы из правящего класса пытались искать пути спасения нации. Они постоянно пытались улучшить политическую систему, развить индустриальную экономику, ослабить внутренние и внешние противоречия. До Октябрьской революции демократи-

11

ческие и научные мысли западной буржуазии доминировали в идеологическом поле Китая. Тем не менее, переводные работы, в которых были изложены и обсуждались идеи Маркса и Энгельса, уже были представлены публике эпизодически. После победы Октябрьской революции несколько прогрессивных китайских ученых начали систематически изучать марксистскую теорию, благодаря чему мысли Маркса стали широко распространяться и нашли благодатную почву для развития в китайской культуре [3].

При этом соотношение традиционной культуры Китая и марксизма было взаимным. Первая создавала основу для развития марксистских мыслей о национальной форме, а марксизм в свою очередь играл значительную роль в модернизации культурного наследия страны. Взаимодействие между марксизмом и китайской традиционной культурой на сегодняшний день представляет собой непрерывное развитие. Но, в тоже время, следует осознавать, что форма марксистской диалектики, где бы ее ни находили на Западе, отличается от того, что представляется китайским аналогом. Марксистская диалектика в Китае - это не то же самое, что наследие марксистской диалектики в Европе. В данном контексте изучение марксизма и китайской традиционной культуры, исследование взаимосвязи между ними и дальнейшее обобщение закономерностей развития имеет важное теоретическое и практическое значение, что и обуславливает выбор темы данной статьи.

Исследованию марксизма как руководящей мысли авангарда китайского общества, которая предложила методологию, помогающую решать вопросы и отвечать на вызовы в разные времена, посвятили свои труды Гао Ч., Гао Я., Сун Л., Ли С., Хэ Б., Чжан В., Zhang, Wei; Chen, Xuan; Blalock, Emily C.; Lyu, Xiaojun.

Современное видение марксизма в Китае, особенности его интеграции с освобождением и строительством страны, развитием культуры и национальной идентичности описываются в работах Ван Ц., Цао С., Ма Л., Буро-

ва В.Г., Нин Я., Гао Я., Adlakha, Hemant; Jacob, Jabin T.; Subba, Bhim B.

Однако, несмотря на имеющиеся труды и наработки, вопросы, связанные с выяснением причин почему марксизм стал ядром передовой социалистической культуры после нескольких десятилетий локализации в Китае остаются открытыми. Также отдельной проработки требуют ключевые аспекты, которые позволяют идентифицировать точки соприкосновения традиционной китайской культуры и марксистской идеологии.

Таким образом, цель статьи заключается в рассмотрении особенностей соотношения марксизма в Китае и китайской традиционной культуры.

Сочетание традиционной китайской культуры с марксизмом не является событием XXI века. Еще в 1988 году Ван Хунин утверждал, что социальное «программное обеспечение», такое как ценности, чувства, психология и отношения, может формировать политическую судьбу в такой же степени, как и «аппаратные» факторы, такие как институты, системы, власть и нормы [4].

Другими словами, китаизация марксизма укоренилась в плодородной почве китайской традиционной культуры, поэтому теория марксизма в Китае сегодня имеет национальную форму существования и культурную жизнеспособность развития. Введение традиционной китайской культуры в категорию марксистской теории позволяет ей получать культурные ресурсы современности и времени, а также проясняет направление инновационного развития. Это в основном отражается в следующих ключевых аспектах.

Во-первых, марксистский исторический материализм и методы данной теории используются для понимания китайской истории и культуры, что позволяет населению страны укреплять чувство исторической идентичности и культурной гордости, а также осознавать свою ответственность за продолжение истории и развитие традиционной культуры. В своем докладе Мао Цзэдун отметил, что мы должны придавать большое значение «нашему историческому насле-

12

дию» и воспринимать его как «учебную задачу» для китайских коммунистов, обобщая его с помощью марксистского метода. При изучении истории Китая мы должны придерживаться историзма, «нельзя обрывать историю». «От Конфуция до Сунь Ятсена китайцы должны хранить и развивать это драгоценное наследие» [5]. В ходе реформ и открытости Дэн Сяопин подчеркнул, что следует «опираться на исторический опыт» и «воспитывать молодежь и народ на истории».

Во-вторых, марксизм для традиционной китайской культуры - это национальная форма и метод выражения, которые придают глубокий смысл идеям Маркса и Энгельса, применяя традиционную китайскую культурную мудрость. В годы Великой революции Мао Цзэдун использовал народные пословицы и поговорки, такие как «ешь по посуде», «шей одежду по костюму», «пой на горе, куда идешь» и др., для объяснения марксистского научного метода «конкретного анализа конкретных проблем». Янань Мао Цзэдун использовал идиому «искать истину в фактах» в Книге Хань, чтобы раскрыть живую душу марксизма. В начале реформ и открытости Дэн Сяопин, применяя слово «зажиточный» в Книге обрядов, описывал взаимосвязь между «удобным домом» и «модернизацией по-китайски», завершая марксизм глубокой китайской культурой и неповторимым китайским стилем. Заимствуя ключевые установки марксизма, используя симбиоз с инновационными практиками, как подытожил генеральный секретарь Си, народ приветствует простые и интересные достижения китаизации марксизма, это «ни в коем случае не случайно, а связано с выдающейся китайской традиционной культурой в тысячелетней истории и ценностями масс».

В-третьих, симбиоз идеологии марксизма и традиционной китайской культуры приводит китайский народ к тому, что он может учиться у прошлого и извлекать уроки из прошлого, он может учиться у прошлого и учиться у будущего, он может учиться у прошлого, настоящего и будущего. Мао Цзэдун подчеркивал,

что коммунисты должны понять особенности и законы китайской революции, должны понять вчерашний и позавчерашний день Китая, чтобы осознать его сегодняшний день. В этом заключается наследование и развитие традиционной китайской культуры «рассказывать о прошлом, чтобы знать будущее» [6].

В-четвертых, синергия марксизма и традиционной китайской культуры способствовала развитию социальной реальности Китая. В качестве примера можно привести следующее: традиционная концепция социального идеала в культурном поле позволила усилить идентичность «коммунизма»; традиционная идея «управления» способствовала развитию идеи формы «поиска истины из фактов»; традиционный «национальный дух» - послужил культурной опорой марксизма; традиционная идея «ориентированного на людей общества» способствовать формированию массовой линии.

В-пятых, система теорий социализма с китайскими характеристиками является последним теоретическим достижением в адаптации марксизма, которое позволяет реализовать теоретические и практические инноваций мыслительной линии поиска истины из фактов, для постижения сути социализма, социалистического строительства с китайскими особенностями.

Таким образом, жизнеспособность теории марксизма на базе традиционной китайской культуры заключается в инновациях, которые он привнес в общественное сознание и государственное строительство. С тех пор как марксизм пришел в Китай, он не только вызвал фундаментальную трансформацию китайской цивилизации, но и прошел постепенный процесс адаптации к китайскому контексту. Си Цзиньпин сказал: «История Коммунистической партии Китая (КПК) была процессом постоянного продвижения адаптации марксизма к китайскому контексту и постоянного продвижения теоретических инноваций и творчества». Адаптация марксизма к китайскому контексту предполагает интеграцию основных положений марк-

13

сизма с реалиями Китая, впитывание сути передовых идей как из прошлого, так и из настоящего, как из Китая, так и из всего мира, а также использование системы теоретического дискурса с китайской спецификой, стилем.

Помещая китайскую культуру в центр китайского социализма, КПК пытается объединить социалистические принципы с традиционной китайской политической системой, чтобы синтезировать новую основу политической стабильности и эффективного управления. В настоящее время КПК также хочет использовать традиционные китайские моральные ценности для борьбы с распространением либерализма и индивидуализма, которые считаются испорченными западными идеологиями.

Подводя итоги проведенного исследования, можно сделать следующий вывод.

Соотношение марксизма в Китае и китайской традиционной культуры проявляется в использовании данной концепции для решения проблем страны и превращения богатого практического опыта Китая в теорию, а в сочетании с китайской историей и китайской традиционной культурой, китайский марксизм постоянно наделяется отличительными практическими и этническими характеристиками, в которых отражаются особенностями времени.

Однако несмотря на то, что китайский марксизм в некоторых важных аспектах явно схож с западным марксизмом, можно заключить, что он представляет собой третью альтернативу между марксизмом, с одной стороны, и традиционной китайской культурой - с другой. Из его тезиса вытекает, по крайней мере, четыре следующих утверждения:

1. В Китае сформировался четкий стиль «мышления» или философии, отчетливо, но не обязательно исключительно китайский, но доступный китайским интеллектуалам.

2. Сегодня существует направление китайского марксизма, которое опирается на китайскую традицию и преодоле-

вает некоторые трудности, с которыми сталкивался западный марксизм.

3. Форма китайского марксизма проявилась у многих писателей и, наконец, у Мао Цзэдуна. Она является примером мощного направления китайской философской мысли.

4. Хотя китайский марксизм опирается на некоторые утверждения и формулировки Энгельса, китайские марксисты читают его философию по-другому и некоторые ценности также неодинаково трактуются.

Литература

1. How to localize marxism in China / Ji-anning Guo. London: Routledge, 2022. 218 р.

2. Сун Лэй Международный опыт и уроки адаптации марксизма в Китае // Власть. 2022. № 4. С. 222-226.

3. Ten Views of Marxism Originating from the Revolution and Development in China and the World // International critical thought. 2022. Volume 12: Number 1; pp 15-34.

4. Ма К. «Китаизация» марксизма: предпосылки зарождения, исторический экскурс и «новый виток» развития в современном Китае // Вестник Московского университета. Серия 18. Социология и политология. 2022. Т. 28. № 3. С. 85-99.

5. Гао Ч., Гао Я. Формирование концепции марксизма в Китае // Этносоциум и межнациональная культура. 2022. № 4 (166). С. 83-93.

6. Ford, Derek R. Marx's Pedagogies, the Party, and China: The Open Dialectic of Research and Presentation in Theory and Historical Praxis // Rethinking Marxism. 2022. Volume 34: Number 4; pp 496-518.

7. Ши Ш. Марксистская интерпретация реализма в китайской культуре // Новые идеи в философии. 2020. № 7 (28). С. 177-183.

8. Вилков В. Ю. Теоретико-методологические и политико-идео-логическиеустановки исследования перспектив модернизации китаизированного марксизма // The Scientific Heritage. 2022. № 94 (94). С. 93-109.

14

THE CORRELATION OF MARXIST IDEAS AND TRADITIONAL CULTURE IN CHINESE SOCIETY

Bao Xinkai

Lomonosov Moscow State University

Throughout the history of the development of Chinese science in the first half of the 20th century, after the introduction of Marxism into China, it not only became the theoretical weapon of the Chinese revolution, but also significantly changed the traditional way of cultural development, which lasted for thousands of years, thanks to the influence of historical materialism on traditional Chinese culture, its orientations and values. In this context, the article is devoted to the study of the relationship between Marxism in China and Chinese traditional culture. A separate emphasis is placed on the fact that Marxism contributed to the construction of a new model of Chinese culture, supported its modernization and the use of new innovative practices. It is also indicated that Marxism for traditional Chinese culture is the national form and method of expression that gives deep meaning to the ideas of Marx and Engels by applying traditional Chinese cultural wisdom.

Keywords: Marxism, China, culture, ideology, development.

References

1. How to localize marxism in China / Jianning Guo. London: Routledge, 2022. $218

2. Song Lei International experience and lessons of adaptation of Marxism in China // Power. 2022. № 4. pp. 222-226.

3. Ten Views of Marxism Originating from the Revolution and Development in China and the World // International critical thought. 2022. Volume 12: Num-ber 1; pp 15-34.

4. Ma K. "Sinification" of Marxism: prerequisites for the origin, historical digression and "new round" of development in modern China // Bulletin of the Moscow University. Series 18. Sociology and political science. 2022. V. 28. No. 3. S. 85-99.

5. Gao Ch., Gao Ya. Formation of the concept of Marxism in China // Ethnosociety and international culture. 2022. No. 4 (166). pp. 83-93.

6. Ford, Derek R. Marx's Pedagogies, the Party, and China: The Open Dialectic of Research and Presentation in Theory and Historical Praxis // Rethinking Marxism. 2022. Volume 34: Number 4; pp 496-518.

7. Shi Sh. Marxist interpretation of realism in Chinese culture // New ideas in philosophy. 2020. No. 7 (28). pp. 177-183.

8. Vilkov V. Yu. Theoretical-methodological and political-ideological guidelines for the study of the prospects for the modernization of Sinicized Marxism // The Scientific Heritage. 2022. No. 94 (94). pp. 93-109.

15

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.