Полина Антоновна КОМАРОВСКАЯ / Polina KOMAROVSKAYA
| Образы идеологов марксизма -ленинизма в китайском политическом плакате XX в. И их место в культе личности Мао Цзэдуна / Marxism - Leninism Ideologists Images in the Chinese XXth Century Political Poster and their Place in the Mao Zedong Personality Cult |
Полина Антоновна КОМАРОВСКАЯ / Polina KOMAROVSKAYA
Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербург, Россия
Институт философии Ассистент, кандидат культурологии
St. Petersburg State University, Saint Petersburg, Russia Institute of Philosophy Junior Lecturer, PhD in Cultural Studies yishu@yandex. ru
ОБРАЗЫ ИДЕОЛОГОВ МАРКСИЗМА-ЛЕНИНИЗМА В КИТАЙСКОМ ПОЛИТИЧЕСКОМ ПЛАКАТЕ XX В. И ИХ МЕСТО В КУЛЬТЕ ЛИЧНОСТИ МАО ЦЗЭДУНА
На протяжении второй половины ХХ в. отражением политической жизни КНР являлся пропагандистский плакат. Его основной темой был культ личности Мао Цзэдуна, опиравшийся на культы идеологов марксизма-ленинизма (К. Маркс, Ф. Энгельс, В. Ленин, И. Сталин). Китайский политический плакат развивался под непосредственным влиянием советского искусства, откуда художники КНР заимствовали основы иконографии Мао Цзэдуна, которая с течением времени приобрела индивидуальные, несвойственные советскому социалистическому реализму черты. Их появление было обусловлено переменами в политической обстановке. Истоки этих черт можно проследить в китайском традиционном искусстве, несмотря на то, что оно, по сути, считалось пережитком прошлого. Важное место в китайском политическом плакате занимал образ сверхчеловека, в роли которого чаще всего выступал Мао Цзэдун. Из числа идеологов марксизма-ленинизма, в китайском плакате наиболее часто встречались образы Сталина и Маркса, в то время как Ленин был достаточно редок, а изображения Энгельса практически не встречались. В виде сверхчеловека могли фигурировать и другие персонажи: помимо идеологов марксизма-ленинизма, это могли быть собирательные идеальные образы, либо реальные «образцовые» личности.
Ключевые слова: марксизм, ленинизм, культ личности, КНР, Мао Цзэдун, политический
плакат, И.В. Сталин, К. Маркс, В. Ленин, социалистический реализм.
MARXISM-LENINISM IDEOLOGISTS
IMAGES IN THE CHINESE XXTH CENTURY POLITICAL POSTER AND THEIR PLACE IN THE MAO ZEDONG PERSONALITY CULT
Propaganda poster has reflected the hightights of twentieth century PRC politics. It was based on Mao Zedong personality cult, which stands on the cults of Marxism-Leninism ideologists - K. Marx, F. Engels, V. Lenin, J. Stalin. The Chinese political poster developed under the direct influence of Soviet art, from which Chinese artists borrowed Mao Zedong iconography foundations. In the course of time it acquired individual features that were not typical for Soviet socialist realism. They appeared due to the political line changes. The origins of these traits can be traced in Chinese traditional art, despite the fact that it was considered a relic of the past. An important place in the Chinese political poster was occupied by the image of an overhuman, in whose role Mao Zedong was most often represented. Among the ideologists of Marxism-Leninism, Chinese poster artists commonly chose the images of Stalin and Marx, while Lenin was rather rare, and the image of Engels practically never met. In the form of an overhuman, other characters could also appear: except the Marxism-Leninism ideologists, it
158
| 4 (33) 2018 |
Полина Антоновна КОМАРОВСКАЯ / Polina KOMAROVSKAYA
| Образы идеологов марксизма -ленинизма в китайском политическом плакате XX в. И их место в культе личности Мао Цзэдуна / Marxism - Leninism Ideologists Images in the Chinese XXth Century Political Poster and their Place in the Mao Zedong Personality Cult |
could be collective ideal images, or real "model" per- Key words: Marxism, Leninism, personality
sonalitiesa cult, PRC, Mao Zedong, political poster, J. Stalin,
K. Marx, V. Lenin. Socialist realism.
В,
мае 2018 г. мировые СМИ привели ' слова руководителя КНР Си Цзиньпина о том, что марксизм является «абсолютно правильным» идеологическим направлением для Китая. Фраза была произнесена на состоявшемся в Пекине собрании по случаю 200-летней годовщины со дня рождения Карла Маркса. Такие заявления вполне соответствуют движению по частичному возврату к политическому курсу времен правления Мао Цзэдуна, к которому Китай обратился в последнее время. События последних лет позволяют говорить о новом культе личности, который выстраивается вокруг Си Цзиньпина.
Широкое распространение марксистского учения в Китае началось в период «Движения 4 мая» 1919 г.1 Мао Цзэдун описал китайский вариант марксизма в 1925 г. В 1936 г. он прочитал цикл лекций, озаглавленных «Проблемы стратегии революционной борьбы в Китае». В них он говорил о различиях между Советской Россией и Китаем, а также привел популярный в современном Китае взгляд на китайский вариант учения как на главенствующий. Позднее Мао Цзэдун обосновал концепцию о непременном наличии у форм марксизма национальной специфики, которая перекликается с установками основоположников идеологии2.
1 Ян Хиншун. Из истории борьбы за победу марксизма-ленинизма в Китае. М.: Гос. изд-во полит. лит-ры, 1957. С. 8.
2 Цырендоржиева Д. Ш., Бальчиндоржиева О. Б. Китаизация марксизма и модернизация Китая. //
Рис. 1. Неизв. автор. «Да здравствует марксизм, 159 ленинизм и маоизм!» Мале чжуи Мао Цзэдун сы-
сян ваньсуй! ЦЩ^Х^ШШ.ШЯФ ! (1968 г.).
Политический плакат служил важнейшим инструментом китайской политической пропаганды в КНР вплоть до конца 1990-х гг. Разумеется, в нем нашла отражение суть ролей К. Маркса, а также В. И. Ленина и И. В. Сталина в политической идеологии КНР в ХХ в. Наиболее ярким примером можно назвать известный плакат «Да здравствует марксизм, ленинизм и маоизм!» 1968 г. (рис. 1), в котором ясно продемонстрированы амбиции Мао Цзэдуна относительно его места в мировом марксистском учении. Композиция плаката и его цветовое решение предельно просты: выполненные в красно-белых тонах профили Маркса, Энгельса, Ленина, Сталина и
Известия Томского политехнического университета. Т. 323 (№6, 2013). С. 261.
| 4 (33) 2018 |
Полина Антоновна КОМАРОВСКАЯ / Polina KOMAROVSKAYA
| Образы идеологов марксизма -ленинизма в китайском политическом плакате XX в. И их место в культе личности Мао Цзэдуна / Marxism Leninism Ideologists Images in the Chinese XXth Century Political Poster and their Place in the Mao Zedong Personality Cult |
Мао Цзэдуна выстроены в единый ряд. В этой последовательности не нашлось места советским лидерам того времени.
Разумеется, образы Маркса, Энгельса, Ленина и Сталина выступали как подтверждение легитимности власти Мао Цзэдуна, а также справедливости той политики, которую он проводил. Культ личности китайского вождя относится к современным культам, которые отличаются от монархических рядом признаков. Они, во-первых, охватывают все население страны, а не узкую элитарную прослойку, во-вторых, опираются на возможности современных СМИ, в-третьих, функционируют только в закрытых обществах, в-четвертых, появляются лишь в атеистических государствах, в-пятых, возникают исключительно вокруг мужчин, в то время как объектами поклонения в монархических культах нередко являлись правящие особы женского пола. Первым современным культом личности можно назвать культ Луи-Наполеона Бонапарта, в 1951 г. провозгласившего себя Наполеоном III3. Мао Цзэдун сумел выстроить вокруг себя гораздо более мощный и масштабный культ, чем когда-либо имели советские вожди. Сам он говорил, что культы личности подразделяются на два вида: истинные и ложные. К первым он относил культы Маркса, Энгельса, Ленина и Сталина4, и, соответственно, свой, хотя прямо об этом не заявлял.
Китайский политический плакат развивался под прямым влиянием социалистическо-
го реализма, признанного единственным допустимым художественным стилем в КНР. Мао Цзэдун объявил об этом еще в 1942 г. в докладе на конференции деятелей искусства и культуры в г. Яньань. Высказанные на этой встрече идеи определили развитие китайского искусства вплоть до 1980-х гг. Обучение стилистике советских художников укладывалось в рамки кампании под лозунгом «учебы у СССР». В 1953 г. Мао Цзэдун лично обратился к партийным работникам с требованием о ее повсеместном начале5, хотя данная политика активно проводилась и ранее.
Визуализация идеологического мифа представляет собой одну из важнейших задач тоталитарного искусства в целом6, и поэтому для Советского Союза, а позднее и для КНР,
160
была характерна сакрализация образов, символизирующих государственный строй. Как отмечал И. Н. Голомшток, лик вождя служил в любой тоталитарной идеологии центром, от которого по нисходящей линии отходили остальные духовные ценности7. Изображения Мао Цзэдуна представляли собой неотъемлемый атрибут любого рабочего или жилого помещения (рис. 2). Отсутствие портретов «Великого кормчего» грозило неприятностями всем причастным лицам. Помимо этого, плакат требовалось правильно размещать на стене. Так, выше портрета не должно было висеть никаких изображений. Часто плакат располагался над дверями8.
3 Плампер Я. Алхимия власти. Культ Сталина в изобразительном искусстве. СПб: Новое литературное обозрение, 2010. С. 12-13.
4 Мао Цзэдун. Мао Цзэдун сысян ваньсуй. (Слава
идеям Мао Цзэдуна). Пекин, 1969. С. 162.
5 Шорт Ф. Мао Цзэдун. М: Транзиткнига, 2005. С.400.
6 Голомшток И. Н. Тоталитарное искусство. М.: Галарт, 1994. С. 177.
7 Там же. С. 113.
8 Guffey E. E. Posters: A Global History. London: Reaktion Books, 2015. P. 199.
| 4 (33) 2018 |
Полина Антоновна КОМАРОВСКАЯ / Polina KOMAROVSKAYA
| Образы идеологов марксизма -ленинизма в китайском политическом плакате XX в. И их место в культе личности Мао Цзэдуна / Marxism Leninism Ideologists Images in the Chinese XXth Century Political Poster and their Place in the Mao Zedong Personality Cult |
Рис. 2. Се Чжигуан Шао Цзинъюнь
М^, Се Мулянь Ш^Й. «Переезд в новый
дом». Баньцзинь синь фанцзы. ШШШШ^ (1953 г.).
Содержание, а также композиция и даже цветовое решение политических плакатов находились в прямой зависимости от текущих направлений политики, которые диктовал лично Мао Цзэдун. По этой причине, исследователи как правило не испытывают затруднений при датировке китайских плакатов: многие кампании были достаточно непродолжитель-
ны9.
Взаимосвязь колебаний политического курса и плаката ясно видна на примере эволюции образа Сталина. Мао Цзэдун всю жизнь питал искреннее уважение к этому политику и опасался развенчания собственного культа личности подобно тому, как это произошло с вождем СССР. Из прочих идеологов марксизма китайские художники чаще прибегали лишь к образу К. Маркса.
9 Evans, H., Donald, S. Picturing Power in the People's Republic of China: Posters of the Cultural Revolution. Lanham, Boulder, New York, Oxford: Rowman & Lit-tlefield, 1999. P. 34.
Рис. 3. Ли Биньхун ЩШЩ. «Китайско-советская дружба и взаимопомощь несет прочный мир всему миру». Чжунсу юхао тунмэн хучжу цуцзинь шицзе
чуйцзю хэпин. Р¥
(ок. 1950 г.).
Изображения Сталина наиболее часто встречались в политическом плакате в первые годы КНР. Сталин и Мао занимали равные позиции в своих партиях и государствах на протяжении всего трех лет (с конца 1949 г. по начало 1953 г.). Данный период был отмечен множеством ярких пропагандистских произведений, отражающих идею нерушимости советско-китайской дружбы10. На плакатах того времени Сталин, как правило, изображался бок о бок с Мао Цзэдуном, но при этом лидер СССР явно представал «первым среди равных». Его величественный вид, а также масштабы его фигуры в соотношении с прочими персонажами выдают в нем «наставника», в то время как Мао Цзэдун выступает лишь в роли преданного ученика (рис. 3, 4).
161
10 Галенович Ю. М. Сталин и Мао - два вождя. М.: Восточная книга, 2009. С. 5.
| 4 (33) 2018 |
Полина Антоновна КОМАРОВСКАЯ / Polina KOMAROVSKAYA
| Образы идеологов марксизма -ленинизма в китайском политическом плакате XX в. И их место в культе личности Мао Цзэдуна / Marxism Leninism Ideologists Images in the Chinese XXth Century Political Poster and their Place in the Mao Zedong Personality Cult |
Рис. 4. Фэн Чжэнь }ЦМ, Ли Цихэ «Ве-
ликая встреча». Вэйда дэ хуэйцзянь. (1951 г.).
Идею обучения у СССР - «большого брата» - передают и пропагандистские произведения, на которых изображены простые граждане двух стран (рис. 5).
По мере того, как крепли амбиции Мао Цзэдуна и росли его намерения о выдвижении Китая на ведущую роль в социалистическом лагере, менялось и отношение к иконографии советского вождя. После смерти Сталина в 1953 г. Мао Цзэдун говорил о постигшей лично его и весь китайский народ невосполнимой
Рис. 5. Дин Хао «Изучать продвинутую
экономику Советского Союза, чтобы строить нашу страну». Сюэси Сулянь сяньцзинь цзинцзи цзяньшэ вомэн дэ гоцзя.
^шъж^тшипттш (1953 г.).
утрате, и даже, по свидетельству современников, чуть не плакал во время траурного визита в советское посольство11, однако кончина лидера СССР, без сомнения, стала для него моментом освобождения. Первым побуждением Мао Цзэдуна было осудить Сталина, однако позднее он, напротив, решил частично обелить его с целью укрепления своего культа. Тем не менее, он постарался внушить людям, что возражал Сталину и всячески сопротивлялся давлению, которое оказывал на него советский лидер. Между тем факты говорят о том, что Сталин никогда - по крайней мере, после 1949 г. - не навязывал Китаю своей воли12. В 1958 г. Мао Цзэдун заявил, что был самым высокорослым среди великих марксистов, равным са-
11 Панцов А.В. Мао Цзэдун. [Электронный ресурс] Режим доступа:
https://www.e-reading.club/book.php?book=1004612 . Дата обращения 02.07.2018.
12 Галенович Ю. М. Великий Мао. М.: Эксмо, 2012.
С.763.
162
| 4 (33) 2018 |
Полина Антоновна КОМАРОВСКАЯ / Polina KOMAROVSKAYA
| Образы идеологов марксизма - ленинизма в китайском политическом плакате XX в. И их место в культе личности Мао Цзэдуна / Marxism -Leninism Ideologists Images in the Chinese XXth Century Political Poster and their Place in the Mao Zedong Personality Cult |
мому Сталину, если даже не превосходил того по данному показателю. Китайский лидер посетовал, что в 1950-х гг. художники КНР всегда изображали его ниже Сталина - как бы преданно следующим за СССР. В этой связи примечательна упомянутая выше работа Ли Ци и Фэн Чжэня «Великая встреча». На первый взгляд Сталин, идущий чуть впереди Мао Цзэдуна, кажется более высоким. Однако если поместить две фигуры на одну горизонтальную линию, то становится понятно, что рост Мао Цзэдуна на самом деле больше, чем у главы СССР13.
Рис. 6. Шурпин Ф. С. «Утро нашей Родины» (1946 - 1948 гг.).
Если в 1950-х гг. в КНР еще считалась актуальной последовательность «Маркс, Энгельс, Ленин, Сталин, Мао», о которой уже упоминалось выше, то в период «культурной революции» (1966 - 1976) китайский лидер был вознесен над прочими вождями мирового пролетариата.
Необходимо отметить, что весьма распространенный образ Мао Цзэдуна как сверхчеловека явно был заимствован из СССР. В Китае не было принято иконизировать личный образ императоров, и по этой причине до середины ХХ в. столь монументальное отражение культа личности китайцы могли наблюдать лишь в буддийских статуях. Между 1953 и 1956 гг. китайских молодых художников впервые стали организованно отправлять на обучение в нашу страну, где они осваивали азы масляной живописи. Начало таких стажировок можно связать с переоценкой западного реализма в Китае. Первоначально он представлялся второстепенным по отношению к местным массовым жанрам, которые казались более подходящими для донесения до китайского народа коммунистических идей14. Вузом, куда впервые были отправлены студенты из КНР, стала Ленинградская Академия Художеств. Стажеров тщательно отбирали из числа членов Коммунистической партии Китая и выходцев из пролетарских семей. Большинство из них сыграло важную роль в становлении китайской реалистической живописи, а попутно и политического плаката.
Среди изображений И. В. Сталина особенной популярностью пользовалась картина Ф. Шурпина «Утро нашей Родины» (1948 -1946 г.), получившая Сталинскую премию (рис. 6).
Советский вождь, стоящий на рассветном поле в простом белом френче, предстает сверхчеловеком, возвышающимся над бескрайними просторами огромной страны.
163
13 Jiang Jiehong. Burden Or Legacy: From the Chinese Cultural Revolution to Contemporary Art. Hong Kong: Hong Kong University Press, 2007. Р. 48-49.
14 Chang-tai Hong. Mao's New World: Political Culture in the Early People's Republic. New York: Cornell University Press, 2011. P. 130.
| 4(33)2018 |
Полина Антоновна КОМАРОВСКАЯ / Polina KOMAROVSKAYA
| Образы идеологов марксизма -ленинизма в китайском политическом плакате XX в. И их место в культе личности Мао Цзэдуна / Marxism Leninism Ideologists Images in the Chinese XXth Century Political Poster and their Place in the Mao Zedong Personality Cult |
Рис. 7. Цзинь Шанъи ^ЙШ. «Председатель Мао на горе Лушань». Мао Цзэдун цзай Лушань. (1966 г.).
Похожее композиционное решение становится очень популярно в иконографии Мао Цзэдуна. Данная особенность была отмечена еще И. Н. Голомштоком в его известной монографии «Тоталитарное искусство».15 И. Дж. Эндрюс, автор ряда крупных монографий по истории искусства КНР, в качестве примера приводит картину известного художника Цзинь Шанъи «Председатель
164
15 Голомшток И. Н. Тоталитарное искусство. М.: Галарт, 1994. С. 125-126.
Рис. 8. Лю Хоуминь д^й. «Председатель Мао на горе Лушань». Мао Цзэдун цзай Лушань.
(1961 г.).
Мао на горе Лушань» (1966 г.) (рис. 7), созданную для выставки в Албании. Композиционно это произведение повторяет работу Шур-пина, хотя, вероятно, основой для него все же послужил снимок официального фотографа
Мао Цзэдуна Лю Хоуминя п^й (рис. 8), который в 1961 г. сделал несколько кадров сидящего и стоящего Председателя на фоне романтического горного пейзажа. К сожалению, нам не удалось обнаружить других описаний и репродукций данного изображения Мао Цзэдуна кисти Цинь Шанъи, в том числе и на официальном сайте художника, где представ-
| 4 (33) 2018 |
Полина Антоновна КОМАРОВСКАЯ / Polina KOMAROVSKAYA
| Образы идеологов марксизма -ленинизма в китайском политическом плакате XX в. И их место в культе личности Мао Цзэдуна / Marxism - Leninism Ideologists Images in the Chinese XXth Century Political Poster and their Place in the Mao Zedong Personality Cult |
лено большое количество его картин16. Можно предположить, что полотно находится в Албании.
Иконография Мао Цзэдуна включала в себя многие черты, присущие образу Сталина в пропагандистских произведениях советских художников. Вождь являлся смысловым и композиционным центром, что подчеркивалось размерами его фигуры, позой, цветом одежды и пр. Особое значение имел взгляд, направленный к точке за пределами произведения. Хотя он не являлся находкой советских художников, в него закладывалась новая идея - полета мысли и направленности политики вождя в светлое будущее17. В период «культурной революции» (1966 - 1976), на пике культа личности Мао Цзэдуна, его иконография была дополнена несвойственными советскому социалистическому реализму критериями. В частности, были четко регламентированы техники написания лица вождя - «красного, гладкого и исполненного света», с тщательно прорисованной кожей. Художникам запрещалось использовать холодные цвета, предпочтение отдавалось красному и его оттенкам. Председатель должен был служить основным источником света в произведении. Некоторые из этих приемов пришли из китайского народного изобразительного искусства18. Именно в такой модифицированной манере в
16 Официальный сайт Цзинь Шанъи. Режим доступа: https://jinshangyi.artron.net/. Дата обращения 01.08.2018.
17 Плампер Я. Алхимия власти. Культ Сталина в изобразительном искусстве. СПб: Новое литературное обозрение, 2010. С. 142.
18 Cushing L., Tompkins, A. Chinese Posters. Art from the Great Proletarian Cultural Revolution. San Francisco: Chronicle Books, 2007. Р. 8.
период «культурной революции» было создано большое количество китчевых, зачастую откровенно льстивых пропагандистских плакатов. Многие авторы, из опасений, что их произведение будет сочтено не соответствующим каким-либо очередным зыбким критериям, не подписывали картин либо скрывались за коллективными именами (рис. 9).
165
Рис. 9. Группа пропагандистского плаката Шанхайского издательства искусств. Шанхай жэньминь мэйшу чубаньшэ сюаньчуаньхуа цзу.
«Солнечный свет идей Мао Цзэдуна освещает дорогу Великой пролетарской культурной революции». Мао Цзэдун сысян дэ янгуан чжао лян учань цзецзи вэньхуа да гэмин дэ даолу.
(1966 г.).
Среди пропагандистских произведений, изображающих Мао Цзэдуна, следует отметить широко известную картину Лю Чуньхуа «Председатель Мао идет в Аньюань» (1968 г.) (рис. 10), в которой также прослеживаются параллели с «Утром нашей Родины». Композиции картин базируются на схожей идее, где указание на светлое будущее передается через одни и те же аллегории: исполненные силы
| 4 (33) 2018 |
Полина Антоновна КОМАРОВСКАЯ / Polina KOMAROVSKAYA
| Образы идеологов марксизма -ленинизма в китайском политическом плакате XX в. И их место в культе личности Мао Цзэдуна / Marxism - Leninism Ideologists Images in the Chinese XXth Century Political Poster and their Place in the Mao Zedong Personality Cult |
фигуры вождей, их устремленные вдаль и чуть вверх взгляды19, а также рассветное небо над их головами. Если Сталин на картине Шурпи-на предстает человеком в летах, то молодой китайский художник показывает своего вождя лишь в начале его жизненного пути. Изображенный им Мао Цзэдун шагает по живописной холмистой местности под ясным утренним небом. Он одет в традиционный костюм китайского интеллигента нач. ХХ в.; лицо, сжатый кулак и вся фигура выражает непреклонность и целеустремленность. Целью его пути является город Аньюань, где ему предстоит возглавить шахтерскую стачку. По свидетельству самого автора, при создании этого образа он вдохновлялся изображением Мадонны кисти Рафаэля. Картина «Председатель Мао идет в Аньюань» была чрезвычайно популярна в Китае - скорее всего, даже больше, чем произведение Шурпина в СССР. Можно даже говорить о возникшем вокруг нее отдельном культе. По подсчетам самого Лю Чуньхуа, в период «культурной революции» созданные на ее основе плакаты разошлись в 900 млн. копий, что превышало все население КНР. Картина была создана в 1967 г. специально для крупной выставки, посвященной Аньюаньской стачке 1922 г. На самом деле, шахтерами руководил опальный председатель КНР Лю Шаоци, и данная выставка была одним из мероприятий,
направленных на стирание его имени со стра-
20
ниц истории20.
19 Плампер Я. Алхимия власти. Культ Сталина в изобразительном искусстве. СПб: Новое литературное обозрение, 2010. С. 172.
20 Andrews J. F. Art and Politics in the People's Republic of China, 1949-1979. Berkeley, Los Angeles, London: University of California Press, 1994. Р. 338.
166
Рис. 10. Лю Чуньхуа ЭД^^. «Председатель Мао идет в Аньюань». Мао чжуси цю Аньюань.
(1968 г.).
Как отметил историк М. Мейснер, к 1968 г. культ Мао Цзэдуна перешел от иконоборчества к иконотворчеству21. Несмотря на широкую известность, достигнутую благодаря миллионным тиражам в форме плаката, картина «Председатель Мао идет в Аньюань» по своей композиции отличалась от большинства произведений, изображавших сверхчеловека, которые специально исполнялись для издания в форме плакатов.
21 Andrews J. F., Kuiyi Shen. The Art of Modern China. Berkeley, Los Angeles, London: University of California Press, 2012. Р. 188.
| 4 (33) 2018 |
Полина Антоновна КОМАРОВСКАЯ / Polina KOMAROVSKAYA
| Образы идеологов марксизма -ленинизма в китайском политическом плакате XX в. И их место в культе личности Мао Цзэдуна / Marxism - Leninism Ideologists Images in the Chinese XXth Century Political Poster and their Place in the Mao Zedong Personality Cult |
Рис. 11. Цзинь Шанъи ^Й®. «Весна в речном краю». Цзянхэ дади дэ чуньтянь. (1977 г.).
Подобным образом создавались также портреты других видных политических и общественных деятелей КНР. Уже упомянутый выше художник Цзинь Шанъи, автор многочисленных портретов Мао Цзэдуна, практически полностью заимствовал композицию картины Шурпина, создавая портрет премьер-министра Чжоу Эньлая (рис. 11).
Образ сверхчеловека применялся и для отображения важной роли простых китайских тружеников (рис. 12).
Встречались как безымянные собирательные образы, так и изображения реально существовавших личностей. Например, один из воспетых пропагандистским искусством персонажей прославился благодаря героической гибели при попытке спасти телеграфный
167
Рис. 12. Цянь Дасинь «Идти дорогой Да-
чжая». Цзоу Дачжай чжи лу. (1965 г.).
столб во время наводнения. Наиболее известным героем пропаганды можно назвать «простого солдата» Лэй Фэна, который всю свою жизнь посвятил помощи другим людям. Дневник, якобы обнаруженный после его трагической гибели в 1962 г. в возрасте 22 лет, изобилует клятвами преданности председателю Мао22 (рис. 13).
22 Кардуччи Л. Огромен как мир. Пекин: Чайна Ин-терконтинетал Пресс, 2003. С. 198.
| 4 (33) 2018 |
Полина Антоновна КОМАРОВСКАЯ / Polina KOMAROVSKAYA
| Образы идеологов марксизма -ленинизма в китайском политическом плакате XX в. И их место в культе личности Мао Цзэдуна / Marxism - Leninism Ideologists Images in the Chinese XXth Century Political Poster and their Place in the Mao Zedong Personality Cult |
Рис. 13. А ЭрИ—. «Так же горячо любить идеи Мао Цзэдуна, как товарищ Лэй Фэн». Сян Лэй Фэн тунчжи наян жэ ай Мао Цзэдун сысян.
(1977 г.).
К. Маркс также изображался в виде светила или парящего над людьми высшего существа, однако в его иконографии не заметно мощного пиетета, как у Мао Цзэдуна. Немецкий философ встречается на плакатах времен
«культурной революции», в частности связан" "23
ных с парижской коммуной23, по примеру которой создавались революционные комитеты -
23 Cushing L., Tompkins A. Chinese Posters. Art from the Great Proletarian Cultural Revolution. San Fran-
cisco: Chronicle Books, 2007. P. 14.
новая для КНР форма власти, сочетавшая в себе партийные и административные функции24 (рис. 14).
Рис. 14. Рабочая группа по делам литературы и искусства района Хэцзян. Хэцзян дицю вэньи гунцзо
«Да здравствует Парижская коммуна! В честь столетия Парижской коммуны». Е¿ЙЙЕ (1971 г.).
Китайские художники иногда изображали сцены из жизни Маркса, однако чаще всего он представал в несколько отвлеченной форме портрета - в рамке или как часть композиции. Тот же прием характерен и для образа Ленина, который встречается не столь часто, и нередко используется в качестве образца правильного поведения для молодежи. Подобно советским художникам, китайцы как правило изображали Ленина в движении, и главную роль в его образе играла голова, а не лицо и взгляд. В конце 1990-х советского вождя за-
168
24 Wang Peijie. Revolutionary Committees in the Cultural Revolution Era of China: Exploring a Mode of Governance in Historical and Future Perspectives. London: Palgarve MacMillian, 2017. P. 2.
| 4 (33) 2018 |
Полина Антоновна КОМАРОВСКАЯ / Polina KOMAROVSKAYA
| Образы идеологов марксизма -ленинизма в китайском политическом плакате XX в. И их место в культе личности Мао Цзэдуна / Marxism - Leninism Ideologists Images in the Chinese XXth Century Political Poster and their Place in the Mao Zedong Personality Cult |
действовали даже в антитабачной кампании25. Популярная для советской ленинианы тема «Ленин - друг детей» не обошла и китайский плакат (рис. 15).
Рис. 15. Ха Цюнвэнь ^^^ . «Ленин любит детей». Ленин ай хайцзы. ЩЩ(1982 г.).
В окружении детей и молодежи изображали также Мао Цзэдуна, однако в то время как Ленин на таких работах выглядит скорее простым человеком, Великий Кормчий чаще представлен в неизменном богоподобном облике - особенно на плакатах периода «культурной революции». Что касается Ф. Энгельса, то его образ достаточно редко встречался в китайском политическом плакате.
Китайская иконография идеологов марксизма-ленинизма в целом совпадает с советской, главным отличием является контекст общественно-политических реалий общества КНР, в который они помещены. Можно отметить, что китайским соцреалистическим произведениям присуща в целом более подчеркнутая централизация композиции вокруг одного (реже - нескольких) персонажей. Значимость главных героев выделяется при помощи их места в композиции, ракурса «снизу вверх» и цветового решения.
В настоящее время Китай - единственное в мире крупное социалистическое государство, успешно идущее по собственному индивидуальному пути под красными знаменами. Несмотря на то, что рисованный политический плакат отошел в прошлое, образы идеологов марксизма, в особенности, самого К. Маркса, по-прежнему встречаются в Китае в своей канонической узнаваемой форме.
169
25 Chinese Posters. V. I. Lenin. [Электронный ресурс] Режим доступа:
https://chineseposters.net/themes/lenin.php Дата обращения 05.05.2018.
| 4 (33) 2018 |