Научная статья на тему 'СООТНОШЕНИЕ ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОГО И АДМИНИСТРАТИВНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В ПРОЦЕДУРЕ ЗАКЛЮЧЕНИЯ ДОГОВОРОВ В СФЕРЕ ЛЕСОПОЛЬЗОВАНИЯ'

СООТНОШЕНИЕ ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОГО И АДМИНИСТРАТИВНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В ПРОЦЕДУРЕ ЗАКЛЮЧЕНИЯ ДОГОВОРОВ В СФЕРЕ ЛЕСОПОЛЬЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
96
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОГОВОРЫ ЛЕСОПОЛЬЗОВАНИЯ / АУКЦИОН / КОНКУРС / ТОРГИ / ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ / АДМИНИСТРАТИВНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ПРОЦЕДУРЫ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Кожокарь И.П.

В статье рассмотрены особенности заключения договоров в сфере лесопользования, рассмотрены публично-правовые и частноправовые особенности регулирования порядка заключения указанных договоров. Сделан вывод, что «частный характер» договорной связи при заключении договоров объясняется юридически равным положением участников сделки; в свою очередь, «публичные» элементы обусловлены ее строгой регламентацией: наличие типовых договоров в этой сфере нивелирует автономию воли сторон при формулировании условий договора. Автором проведен анализ и выделены особенности процедур, предшествующих заключению договоров в сфере лесопользования, а также дана их отраслевая характеристика

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE RATIO OF CIVIL AND ADMINISTRATIVE REGULATION IN THE PROCEDURE FOR CONCLUDING CONTRACTS IN THE FIELD OF FOREST MANAGEMEN

The article deals with the peculiarities of concluding contracts in the eld of forest management, public and private law features of regulating the procedure for concluding these contracts are considered. It is concluded that the "private nature" of the contractual relationship when concluding contracts is explained by the legally equal position of the parties to the transaction; in turn, the "public" elements are due to its strict regulation: the presence of standard contracts in this area levels the autonomy of the will of the parties when formulating the terms of the contract. The author analyzes and highlights the features of the procedures preceding the conclusion of contracts in the eld of forest management, as well as their sectoral.

Текст научной работы на тему «СООТНОШЕНИЕ ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОГО И АДМИНИСТРАТИВНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В ПРОЦЕДУРЕ ЗАКЛЮЧЕНИЯ ДОГОВОРОВ В СФЕРЕ ЛЕСОПОЛЬЗОВАНИЯ»

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЧАСТНОГО ПРАВА

ИГОРЬ ПЕТРОВИЧ КОЖОКАРЬ

Институт государства и права Российской академии наук 119019, Российская Федерация, Москва, ул. Знаменка, д. 10 E-mail: theory-of-law@igpran.ru SPIN-код: 6147-4397

DOI: 10.35427/2073-4522-2022-17-1-kozhokar

СООТНОШЕНИЕ ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОГО И АДМИНИСТРАТИВНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В ПРОЦЕДУРЕ ЗАКЛЮЧЕНИЯ ДОГОВОРОВ В СФЕРЕ ЛЕСОПОЛЬЗОВАНИЯ

Аннотация. В статье рассмотрены особенности заключения договоров в сфере лесопользования, рассмотрены публично-правовые и частноправовые особенности регулирования порядка заключения указанных договоров. Сделан вывод, что «частный характер» договорной связи при заключении договоров объясняется юридически равным положением участников сделки; в свою очередь, «публичные» элементы обусловлены ее строгой регламентацией: наличие типовых договоров в этой сфере нивелирует автономию воли сторон при формулировании условий договора. Автором проведен анализ и выделены особенности процедур, предшествующих заключению договоров в сфере лесопользования, а также дана их отраслевая характеристика.

Ключевые слова: договоры лесопользования, аукцион, конкурс, торги, гражданско-правовые отношения, административное регулирование, процедуры

IGOR P. KOZHOKAR

Institute of State and Law of the Russian Academy of Sciences 10 Znamenka str., Moscow 119019, Russian Federation E-mail: theory-of-law@igpran.ru SPIN-code: 6147-4397

THE RATIO OF CIVIL AND ADMINISTRATIVE REGULATION IN THE PROCEDURE FOR CONCLUDING CONTRACTS IN THE FIELD OF FOREST MANAGEMENT

Annotation. The article deals with the peculiarities of concluding contracts in the field of forest management, public and private law features of regulating the procedure for concluding these contracts are considered. It is concluded that the "private nature" of the contractual relationship when concluding contracts is explained by the legally equal position of the parties to the transaction; in turn, the "public" elements are due to its strict regulation: the presence of standard contracts in this area levels the autonomy of the will of the parties when formulating the terms of the contract. The author analyzes and highlights the features of the procedures preceding the conclusion of contracts in the field of forest management, as well as their sectoral.

Keywords: forest management contracts, auction, tender, bidding, civil law relations, administrative regulation, procedures

Особенности процедур, предшествующих заключению договоров в сфере лесопользования. Значимость природных ресурсов обусловливает особый порядок предоставления их в пользование. Так, подавляющему большинству природоресурсовых сделок предшествует процедура торгов: она является обязательной не только в сфере лесного хозяйства, но и в сфере водопользования, недропользования, рыбного хозяйства, использования охотничьих ресурсов и др. Пожалуй, именно в сфере подготовки и проведения торгов на право заключения соответствующих природоресурсовых договоров сконцентрировано наибольшее количество юридических проблем.

Итак, торгам на право заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности (далее — ДА ЛУ), либо на право заключения договора купли-продажи лесных насаждений (далее — ДКП ЛН), посвящена отдельная — восьмая — глава Лесного кодекса РФ (далее — ЛК РФ), содержание которой исчерпывается пятью статьями. В ч. 1 ст. 73.1 ЛК РФ отмечается, что указанные договоры заключаются по результатам торгов, которые проводятся в форме открытого аукциона или открытого конкурса, процедурные особенности которых регламентированы не только вышеуказанной гл. 8 ЛК РФ, но и приказом Минсельхоза России от 24 февраля 2009 г. № 751.

1 Приказ Минсельхоза России от 24 февраля 2009 г. № 75 «Об утверждении Методических указаний по подготовке, организации и проведению аукционов по продаже права на заключение договоров аренды лесных участков, находящихся

Прежде всего стоит отметить, что процедурные моменты, связанные с торгами, подразумевают три организационных этапа: подготовка, организация и проведение аукционов. В основе инициации процедуры подготовки аукциона лежит решение компетентного органа государственной власти (далее — ОГВ) или органа местного самоуправления (далее — ОМСУ), принятое им самостоятельно либо по заявлению граждан и юридических лиц — потенциальных участников такого аукциона2. При этом подобные заявления не могут быть проигнорированы: орган государственной власти, получивший такое заявление на бумажном носителе или через сеть «Интернет»3, обязан в течение одного месяца вынести одно из двух решений: либо о проведении аукциона, либо об отказе в его проведении. Для того чтобы принятое решение, если оно положительное, было доведено до неограниченного круга заинтересованных лиц, оно размещается в сети «Интернет» на официальном сайте соответствующего органа власти.

Отказ в проведении аукциона должен быть мотивированным одним из следующих возможных оснований: предметом соответствующего заявления является лесной участок или лесные насаждения, которые уже предоставлены в аренду или в собственность соответственно иному лицу, либо лесной участок, который не может быть предоставлен в аренду; заявление подано лицом, которое не вправе выступать покупателем по ДКП ЛН; нарушены формальные требования, предъявляемые к заявлению.

Приведем по этому поводу пример из судебной практики. Так, Арбитражный суд Дальневосточного округа постановил: установив, что испрашиваемый лесной участок, в отношении которого заяви-

в государственной или муниципальной собственности, либо права на заключение договора купли-продажи лесных насаждений в соответствии со статьями 78—80 Лесного кодекса Российской Федерации» (ред. от 8 июля 2015 г.) (зарегистрировано в Минюсте России 4 мая 2009 г. № 13883) // Официальный интернет-портал правовой информации: http://www.pravo.gov.ru (дата опубликования: 21.08.2015).

2 О порядке и способах подачи заявления о проведении аукциона подробнее см.: приказ Минприроды России от 29 июня 2018 г. № 302 «Об утверждении порядка и способов подачи заявления о проведении аукциона на право заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, или договора купли-продажи лесных насаждений, заключаемого в соответствии с частью 4 статьи 29.1 Лесного кодекса Российской Федерации, требований к формату указанного заявления в случае подачи в электронной форме» // Официальный интернет-портал правовой информации: http:// www.pravo.gov.ru (дата опубликования: 16.11.2018).

3 О требованиях к формату такого заявления см. подробнее: там же.

тель просил провести аукцион, до настоящего времени не сформирован в установленном законом порядке и не поставлен на кадастровый учет, что участвующими в деле лицами не отрицается, арбитражные суды правомерно отказали в признании незаконным решения об отказе в проведении аукциона на право заключения договора аренды лесного участка для целей заготовки древесины, придя к обоснованному выводу о том, что несформированный лесной участок не может являться предметом аукциона и не подлежит передаче в аренду4.

Поскольку заявитель имеет право на получение информации относительно принятого по его заявлению решения, постольку за соответствующим органом власти закрепляется обязанность поставить заявителя в известность при принятии решения об отказе в проведении аукциона в течение трех дней с момента принятия. Как и любое иное решение, указанное решение может быть обжаловано заявителем в судебном порядке.

Переходя к характеристике собственно аукциона, следует отметить, что он является открытым по количеству участников. Его организатором выступают ОГВ или ОМСУ, подведомственные им учреждения либо лицо, действующее на основании договора с указанными ОГВ или ОМСУ.

Определение начальной цены предмета аукциона осуществляется в соответствии с минимальными размерами ежегодной арендной платы или платы по ДКП ЛН соответственно. С того момента, как принято решение о проведении аукциона, у организатора есть 30 дней или 15 дней в зависимости от того, о праве на заключение какого договора идет речь5, для опубликования этой информации на официальном сайте — www.torgi.gov.ru6. Подобная информация в своей совокупности именуется «извещением о проведении аукциона» и включает в себя такие сведения, как наименование организатора, реквизиты принятого решения, предмет аукциона, идентифицирующие призна-

4 Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 29 января 2019 г. № Ф03-5358/2018 по делу № А73-7030/2018 [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 15.11.2021).

5 Если речь идет о ДА ЛУ, то 30 дней; если же речь идет о ДКП ЛН, то 15 дней.

6 См.: постановление Правительства РФ от 10 сентября 2012 г. № 909 «Об определении официального сайта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о проведении торгов и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» (ред. от 19 октября 2021 г.) // Официальный интернет-портал правовой информации: http://pravo.gov.ru (дата опубликования: 21.10.2021).

ки лесного участка или лесных насаждений соответственно, о видах разрешенного использования лесов, о самом аукционе (его дате, месте и времени проведения), о начальной цене предмета аукциона, шаге аукциона, требованиях к заявке на участие в аукционе, о размере задатка, о сроке ДА ЛУ и др.

Кроме непосредственно извещения о проведении аукциона, организатор также обязан приложить документацию об аукционе, которая, в частности, включает в себя выписку из ЕГРН относительно аукционного лесного участка; проект соответствующего договора, подлежащего заключению по результатам аукциона; форму заявки и проектную документацию.

Лицо, желающее принять участие в аукционе, вправе подать только одну заявку. При этом ЛК РФ предусматривает исчерпывающий перечень случаев, при которых такое лицо не может быть допущено до участия в аукционе. Так, речь идет о следующих обстоятельствах, препятствующих участию: пороки заявки; пороки заявителя (если он не может быть арендатором по ДА ЛУ или покупателем по ДКП ЛН; в отношении него проводятся банкротные процедуры; в отношении него проводятся ликвидационные процедуры, если такое лицо является юридическим или индивидуальным предпринимателем (ИП); заявитель находится в списке недобросовестных арендаторов; заявитель не найден в реестре субъектов малого и среднего предпринимательства, если аукцион предполагает наличие такого статуса); пороки условий участия (заявитель не внес задаток).

Теперь перейдем к анализу такого этапа аукциона, как собственно его проведение. Главным организующим звеном аукциона выступает аукционная комиссия, которая создается организатором аукциона. В ней выделяются субъекты, выполняющие функции председателя, его заместителя, секретаря и членов. Сама суть аукциона сводится к повышению начальной цены на «шаг аукциона», который не может превышать 5% от начальной цены. В качестве победителя аукциона признается то лицо, которое предложило наибольшую цену, что полностью соответствует экономической (рыночной) модели природопользования. По результатам аукциона издается протокол, который подписывается организатором и направляется как победителю, так и остальным участникам аукциона в течение трех дней.

В случаях, предусмотренных законом, аукцион может быть признан несостоявшимся. Так, речь идет о следующих ситуациях: не было желающих для участия в аукционе, была подана только одна заявка, в аукционе было меньше двух участников, ни один из участников аук-

циона не выразил желания заключить ДА ЛУ или ДКП ЛН по начальной цене. Однако даже несостоявшийся аукцион в некоторых случаях может выступать основанием для заключения соответствующих гражданско-правовых договоров. Так, речь идет о ситуациях, в которых единственный заявитель или единственный участник аукциона заключает соответствующий договор по начальной цене. При этом указанные лица либо победитель аукциона обязуются заключить ДА ЛУ или ДКП ЛН под страхом потери в полном объеме внесенного ими задатка и внесения их в реестр недобросовестных арендаторов /покупателей. Если же все-таки аукцион состоялся, а победитель уклонился от заключения соответствующего договора, то такой договор заключается с «предпоследним победителем», т.е. лицом, которое предпоследним сделало предложение о цене предмета аукциона.

В условиях цифровой трансформации законодатель уделяет отдельное внимание особенностям проведения аукциона в электронной форме, что находит свое подтверждение в нормах ст. 80 ЛК РФ. Так, общим правилом является проведение аукциона на право заключения ДА ЛУ или ДКП ЛН в электронной форме. Однако из этого общего правила есть два исключения, перечисленных в ч. 2 ст. 80 ЛК РФ: первое — если предметом аукциона выступает право на заключение ДА ЛУ для ведения сельского хозяйства специальным субъектом — крестьянским (фермерским) хозяйством; второе — если предметом аукциона выступает право на заключение ДА ЛУ для заготовки живицы или для заготовки и сбора недревесных лесных ресурсов.

К числу особенностей электронного аукциона относятся следующие. Во-первых, информация о таком аукционе размещается не только в сети «Интернет», но и на электронной площадке торгов. Во-вторых, извещение о проведении электронного аукциона должно содержать дополнительную информацию: во-первых, указание на то, что такой аукцион осуществляется в электронной форме; во-вторых, указание на электронную площадку, на которой он будет проходить. Информационно-электронное обеспечение электронного аукциона относится к прерогативе электронного оператора, правовой статус которого урегулирован контрактным законодательством7.

7 См.: Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (ред. от 2 июля 2021 г.) // Официальный интернет-портал правовой информации: http://pravo.gov.ru (дата опубликования: 02.07.2021).

До 29 декабря 2017 г. правовое регулирование торгов на право заключения ДА ЛУ и ДКП ЛН ограничивалось теми нормами, которые мы рассмотрели выше, однако в результате принятия Федерального закона от 29 декабря 2017 г. № 471-ФЗ8 гл. 8 ЛК РФ пополнилась еще двумя специальными статьями, которые посвящены особенностям подготовки, организации и проведения открытого конкурса на право заключения ДА ЛУ для заготовки древесины. Итак, в основе инициации открытого конкурса (далее — ОК) лежит решение компетентного ОГВ или ОМСУ, принятое им на основании заявления особых субъектов. В качестве таких особых субъектов выступают юридические лица и ИП — владельцы объектов лесоперерабатывающей инфраструктуры, предназначенных для производства продукции из древесины с высокой долей добавленной стоимости9. Специфика заявителя оказывает влияние и на весь процесс проведения открытого конкурса. Так, к заявлению такой специальный заявитель должен приложить дополнительные документы: во-первых, технические характеристики и параметры объектов глубокой переработки древесины; во-вторых, обоснование потребности в дополнительном объеме заготовки древесины определенного видового (породного) и сортиментного состава в целях обеспечения сырьем указанных объектов10. Как само заявление, так и прилагаемые к нему документы подлежат рассмотрению в особом порядке, утвержденном постановлением Правительства РФ от 4 дека-

8 Федеральный закон от 29 декабря 2017 г. № 471-ФЗ «О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации в части совершенствования порядка использования лесов с предоставлением и без предоставления лесных участков» // Официальный интернет-портал правовой информации: http://www.pmvo. gov.ru (дата опубликования: 29.12.2017).

9 См.: распоряжение Правительства РФ от 28 февраля 2019 г. № 347-р «Об утверждении перечней продукции переработки древесины, виды которой определяются в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности и единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза» // Официальный интернет-портал правовой информации: http://www.pravo.gov.ru (дата опубликования: 05.03.2019).

10 См.: приказ Минприроды России от 29 июня 2018 г. № 303 «Об утверждении требований к содержанию документов, прилагающихся к заявлению о проведении открытого конкурса на право заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, для заготовки древесины, порядка и способов подачи указанного заявления и прилагающихся к нему документов, а также требований к формату такого заявления в случае подачи в форме электронного документа» // Официальный интернет-портал правовой информации: http://www.pravo.gov.ru (дата опубликования: 15.11.2018).

бря 2018 г. № 147511. ОГВ или ОМСУ должен принять решение о проведении ОК либо предоставить мотивированный отказ в проведении конкурса. Так, отказ допускается в следующих случаях: порок заявителя (если заявитель не соответствует требованиям, перечисленным в ч. 2 ст. 80.1 ЛК РФ); порок предмета ОК (лесной участок уже предоставлен другому лицу либо такой участок не может быть предоставлен в аренду; в распоряжении соответствующего субъекта РФ отсутствуют лесные участки, которые по своим характеристикам были бы способны удовлетворить дополнительную потребность заявителя в древесине); порок заявки (в результате проведенной оценки установлено, что заявитель не подтвердил свою потребность в древесине; пакет поданных документов не комплектен). У ОГВ или ОМСУ есть всего один день для направления мотивированного отказа заявителю, который, в свою очередь, имеет право на судебное обжалование такого отказа. Законодатель предусматривает достаточно продолжительный срок для проведения ОК с даты принятия соответствующего решения о его проведении: не ранее чем через два месяца и не позднее чем через шесть месяцев.

ОК проводится только в отношении одного лесного участка. Аналогично аукциону, открытый конкурс начинается с определения начальной цены ОК, в качестве которой выступает минимальный размер ежегодной арендной платы. Извещение о проведении конкурса наполняется в целом той же информацией, что и извещение о проведении аукциона, за небольшим исключением (например, речь идет о таких специфических сведениях, как требования к содержанию конкурсных предложений, а также информация о порядке, месте, дате и времени вскрытия конвертов с условиями, предложенными заявителями).

Потенциальный участник ОК может быть не допущен до участия в конкурсе в следующих случаях: если его заявка не соответствует установленным требованиям или не поданы установленные в ч. 4 ст. 80.1 ЛК РФ документы; если потенциальный участник либо не со-

11 Постановление Правительства РФ от 4 декабря 2018 г. № 1475 «Об утверждении Правил рассмотрения заявления о проведении открытого конкурса на право заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, для заготовки древесины и методики оценки дополнительной потребности в древесине и наличия на территории субъекта Российской Федерации лесных участков, параметры использования лесов в границах которых позволяют удовлетворить дополнительную потребность в древесине» // Официальный интернет-портал правовой информации: http://www.pravo. gov.ru (дата опубликования: 06.12.2018).

ответствует установленным требованиям, либо находится в банкрот-ных процедурах, либо в процессе ликвидации, либо в списке недобросовестных арендаторов или покупателей); если участник не внес задаток.

Для проведения ОК создается конкурсная комиссия, в которой, аналогично аукционной комиссии, определяются функциональные роли председателя, его заместителя, секретаря и членов. Однако в отличие от аукциона, который проходит путем повышения начальной цены на «шаг аукциона», ОК предполагает совершенно иной механизм его осуществления: конкурс проводится путем оценки конкурсных предложений участников конкурса в соответствии с требованиями постановления Правительства РФ от 7 марта 2019 г. № 24112. Подобная оценка осуществляется открыто, что предполагает аудио- и видеофиксацию заседания комиссии, однако конкурсные участники не могут присутствовать на этих заседаниях. Если есть такая необходимость, к участию в заседании конкурсной комиссии могут быть привлечены эксперты или экспертные организации. Победитель ОК определяется путем голосования простым большинством голосов. При этом предпочтение должно быть отдано лучшему конкурсному предложению, под которым понимается в том числе предложение, содержащее наивысшую цену.

Отраслевая оценка процедур заключения договоров в сфере лесопользования. Лесные аукционы и лесные конкурсы выступают основными способами заключения договоров в сфере лесного хозяйства. По мнению В.К. Быковского, такой подход законодателя обусловлен необходимостью «внедрения рыночных принципов и конкуренции в лесное хозяйство»13.

Акцентируя внимание на отраслевой специфике процедуры заключения договоров в сфере лесопользования, стоит отметить, что в научной литературе широко распространен подход, согласно которому ныне действующий ЛК РФ, несмотря на прямое указание относительно действия гражданско-правовых норм в отношении договорных

12 Постановление Правительства РФ от 7 марта 2019 г. № 241 «Об утверждении Правил оценки конкурсных предложений участников конкурса на право заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, для заготовки древесины и критериев, на основании которых проводятся оценка предложенных условий и определение победителя конкурса на право заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, для заготовки древесины» // Официальный интернет-портал правовой информации: http://www.pravo. gov.ru (дата опубликования: 11.03.2019).

13 Быковский В.К. Использование лесов в Российской Федерации: правовое регулирование. М., 2009. С. 199.

регуляторов в сфере лесного хозяйства, базируется на публично-правовых нормах права, что предопределено спецификой объекта соответствующих договоров — лесного участка (или лесных насаждений), являющегося не просто имуществом, а природным ресурсом и экологической системой одновременно14. Ю.И. Шуплецова объясняет эту особенность следующим образом: «Поскольку объектом права лесопользования фактически является федеральное имущество (лесной участок), осуществление права лесопользования происходит под постоянным контролем публичных органов»15. Примерно в таком же ключе почти полвека назад рассуждал и болгарский ученый П. Стай-нов: «Правовой режим, его цели, размер и возможности охраны природных богатств, являющихся в своей большей части частной собственностью, совершенно иной, чем тот, где они полностью находятся в общенародной или общественной собственности»16.

Конвергенция частного и публичного права, имеющая место в сфере договорного регулирования права лесопользования, связана со сложным характером взаимодействия частных и публичных интересов в сфере природопользования. Так, С.С. Алексеев в свое время отмечал, что сфера частного права является исключительно первичной для права как явления цивилизации17. Вслед за ним Ф.М. Раянов добавил, что публичный интерес появляется только тогда, когда возникает частный интерес18. Поскольку охрана окружающей среды как специфическая публично-правовая функция государства имеет своей конечной целью обеспечение благоприятной среды для жизни и здоровья человека, то в этом смысле неизбежно сочетание публичных и частных интересов. Так, жизнь и здоровье отдельного человека — это, с одной стороны, его частный интерес, но жизнь и здоровье всего общества в целом — это, очевидно, интерес публичный19.

14 См., например: Филимонов Н. Аренда лесных участков (публично-правовой и частноправовой аспекты) // Юридический мир. 2009. № 4. С. 64—68.

15 Шуплецова Ю.И. Правовые проблемы реализации прав на лесные участки // Журнал российского права. 2016. № 12. С. 158.

16 Стайнов П. Правовые вопросы защиты природы / Пер. с болг. В.А. Кикотя, Л.П. Фоминой; под ред. О.С. Колбасова. М., 1974. С. 32.

17 См.: Алексеев С.С. Право: азбука, теория, философия: опыт комплексного исследования. М., 1999. С. 217.

18 См.: Раянов Ф.М. К вопросу о понятиях частного и публичного права // Публичное и частное право: проблемы развития и взаимодействия, законодательного выражения и юридической практики: Мат-лы конф. Екатеринбург, 1999. С. 54—55.

19 См.: Новикова Е.В. Частное право и экологическое законодательство: влияние и соотношение / Отв. ред. М.М. Бринчук. М., 1999. С. 5—6.

Очевидно, что процесс заключения договора в сфере лесного хозяйства обусловлен несколькими формальными этапами, в совокупности представляющими сложный юридический состав: инициация аукционных или конкурсных процедур — участие в аукционе/конкурсе — победа в аукционе/конкурсе — заключение договора по результатам аукциона/конкурса. В этом смысле справедливо высказанное в научной литературе мнение о том, что акт заключения договора в сфере лесного хозяйства есть вид непосредственного использования права20. Торги на право заключения договоров в этой сфере как обязательная процедура, предшествующая использованию договорных регуляторов в этой сфере, отличаются ярко выраженной административной отраслевой спецификой. Что же касается непосредственно процедуры заключения гражданско-правовых договоров, то здесь очевидно сочетание частных и публичных элементов.

По мнению М.И. Брагинского, в качестве основного классификационного признака, лежащего в основе деления права на частное и публичное, является равенство сторон21. М.И. Брагинский формулирует и более общий вывод о том, что «равенство» или «власть и подчинение» сторон являются отраслеобразующими признаками. Если при оценке отраслевой специфики процедуры заключения договоров в сфере лесного хозяйства отталкиваться от указанных признаков, то становится очевидным следующее: «частный характер» договорной связи при заключении договоров объясняется тем, что стороны соответствующих сделок находятся в юридически равном положении; «публичные» же элементы, имеющие место в указанной договорной связи, обусловлены не столько участием публично-правовых образований в этих отношениях, сколько их строгой регламентацией: так, наличие типовых договоров в этой сфере нивелирует автономию воли сторон при формулировании условий договора, создает эффект «мнимости» действия всех категорических императивов принципа свободы договора.

Правовой режим договорных регуляторов в сфере природопользования отличается ярко выраженной направленностью на ограничение принципа свободы договора. Российское законодательство знает много случаев ограничения этого принципа, например ограничение

20 См.: Шуплецова Ю.И. Правовые проблемы реализации прав на лесные участки.

21 См.: Брагинский М.И. Предмет гражданского права по российскому законодательству (тенденции развития). Выступление на конференции «Гражданский кодекс России: значение для законодательства, судебной практики и сравнительного правоведения». Лейден, Голландия, 27—29 мая 1998 г.

принципа свободы договора в интересах потребителей22. В случае же с использованием лесов ограничение свободы договора обусловлено публичными интересами.

Следовательно, стоит признать, что процедура заключения договора в рассматриваемых отношениях носит частно-публичный характер, а вот процедуры, предшествующие заключению договора в сфере лесопользования, отличаются чисто публично-правовой направленностью.

Таким образом, значимость лесных природных ресурсов обусловливает особый порядок предоставления их в пользование — через административную процедуру торгов, проводимых в форме открытого аукциона или открытого конкурса, что само по себе связано с необходимостью внедрения рыночных принципов и конкуренции в лесное хозяйство.

Оценивая отраслевую специфику заключения договоров в сфере лесопользования, необходимо исходить из конвергенции частного и публичного права по ряду следующих причин: 1) лесной участок, участвуя в гражданском обороте в статусе «федерального имущества», является одновременно природным ресурсом и естественной экологической системой; 2) охрана окружающей среды как специфическая публично-правовая функция государства имеет своей конечной целью обеспечение благоприятной среды для жизни и здоровья человека, что является сферой его частных интересов; 3) «частный характер» договорной связи при заключении договоров объясняется тем, что стороны соответствующих сделок находятся в юридически равном положении; «публичные» же элементы, имеющие место в указанной договорной связи, обусловлены ее строгой регламентацией: наличие типовых договоров в этой сфере нивелирует автономию воли сторон при формулировании условий договора.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Алексеев С.С. Право: азбука, теория, философия: опыт комплексного исследования. М.: Статут, 1999.

Брагинский М.И. Предмет гражданского права по российскому законодательству (тенденции развития). Выступление на конференции «Гражданский кодекс России: значение для законодательства, судебной практики и сравнительного правоведения». Лейден, Голландия, 27—29 мая 1998 г.

22 См.: Ширвиндт А.М. Ограничение свободы договора в целях защиты прав потребителей в российском и европейском частном праве / Под общ. ред. А.Л. Маковского; Исследовательский центр частного права. М., 2014; Ширвиндт А.М. Ограничение свободы договора в целях защиты прав потребителей в российском и европейском частном праве // Вестник гражданского права. 2013. № 1. С. 5—51.

Быковский В.К. Использование лесов в Российской Федерации: правовое регулирование. М.: Волтерс Клувер, 2009.

Новикова Е.В. Частное право и экологическое законодательство: влияние и соотношение / Отв. ред. М.М. Бринчук. М.: Юристъ, 1999.

Раянов Ф.М. К вопросу о понятиях частного и публичного права // Публичное и частное право: проблемы развития и взаимодействия, законодательного выражения и юридической практики: Мат-лы конф. Екатеринбург, 1999. С. 54—55.

Стайнов П. Правовые вопросы защиты природы / Пер. с болг. В.А. Кикотя, Л.П. Фоминой; под ред. О.С. Колбасова. М.: Прогресс, 1974

Филимонов Н. Аренда лесных участков (публично-правовой и частноправовой аспекты) // Юридический мир. 2009. № 4. С. 64—68.

Шуплецова Ю.И. Правовые проблемы реализации прав на лесные участки // Журнал российского права. 2016. № 12. С. 151-161.

Ширвиндт А.М. Ограничение свободы договора в целях защиты прав потребителей в российском и европейском частном праве / Под общ. ред. А.Л. Маковского; Исследовательский центр частного права. М.: Статут, 2014.

Ширвиндт А.М. Ограничение свободы договора в целях защиты прав потребителей в российском и европейском частном праве // Вестник гражданского права. 2013. № 1. С. 5-51.

REFERENCES

Alekseev, S.S. (1999). Pravo: azbuka, teoriia, filosofiia: opyt kompleksnogo issledo-vaniia [Law: Hornbook, Theory, Philosophy: the Experience of a Comprehensive Study]. Moscow: Statute. (in Russ.)

Braginskii, M.I. (1998). Predmet grazhdanskogo prava po rossiiskomu zakonodatelst-vu (tendentcii razvitiia). Vystuplenie na konferentcii «Grazhdanskii kodeks Rossii: znache-nie dlia zakonodatelstva, sudebnoi praktiki i sravnitelnogo pravovedeniia» [The Subject of Civil Law under Russian Law (Development Trends). Speech at the Conference "The Civil Code of Russia: Significance for Legislation, Judicial Practice and Comparative Law"]. Leiden, Holland, May 27-29th

Bykovskii, V.K. (2009). Ispolzovanie lesov v Rossiiskoi Federatcii: pravovoe reguliro-vanie [Forest use in the Russian Federation: legal regulation]. Moscow: Volters Kluver. (in Russ.)

Novikova, E.V. (1999). Chastnoe pravo i ekologicheskoe zakonodatelstvo: vliianie i sootnoshenie [Private Law and Environmental Law: Influence and Correlation]. Ed. M.M. Brinchuk. Moscow: Yurist. (in Russ.)

Rayanov, F.M. (1999). K voprosu o poniatiiakh chastnogo i publichnogo prava // Publichnoe i chastnoe pravo: problemy razvitiia i vzaimodeistviia, zakonodatelnogo vyra-zheniia i iuridicheskoi praktiki: Mat-ly konf. Ekaterinburg [On the issue of the concepts of private and public law // Public and private law: problems of development and interaction, legislative expression and legal practice: Proceedings of the Conf. Yekaterinburg]. Yekaterinburg, pp. 54-55. (in Russ.)

Stainov, P. (1974). Pravovye voprosy zashchity prirody [Legal Issues of Nature Protection]. Translated from Bulgarian by V.A. Kikot, L.P. Fomina; ed. O.S. Kolbasov. Moscow: Progress. (in Russ.)

Filimonov, N. (2009). Arenda lesnykh uchastkov (publichno-pravovoi i chastnopravovoi aspekty) [Lease of Forest Plots (Public Law and Private Law Aspects)]. Legal world, No. 4, pp. 64-68. (in Russ.)

Shupletcova, Iu.I. (2016). Pravovyeproblemy realizatciiprav na lesnye uchastki [Legal Problems of Realization of Rights on Forest Areas]. Journal of Russian Law, No 12, pp. 151-161. (in Russ.)

Shirvindt, A.M. (2014). Ogranichenie svobody dogovora v tceliakh zashchity prav po-trebitelei v rossiiskom i evropeiskom chastnom prave [Restriction of Freedom of Contract in Order to Protect Consumer Rights in Russian and European Private Law]. Ed. A.L. Ma-kovskiy. Private Law Research Center. Moscow: Statut. (in Russ.)

Shirvindt, A.M. (2013). Ogranichenie svobody dogovora v tceliakh zashchity prav po-trebitelei v rossiiskom i evropeiskom chastnom prave [Restriction of Freedom of Contract in Order to Protect Consumer Rights in Russian and European Private Law]. Civil Law Review, No 1, pp. 5-51. (in Russ.)

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ:

Кожокарь Игорь Петрович — заведующий сектором философии права, истории и теории государства и права Института государства и права РАН, доктор юридических наук, доцент.

AUTHOR'S INFO:

Igor P. Kozhokar — Head of the Department of Legal Philosophy, Legal History and Legal Theory, Leading Researcher, Institute of State and Law, Russian Academy of Sciences, Doctor of Legal Sciences, Associated Professor.

ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ:

Кожокарь И.П. Соотношение гражданско-правового и административного регулирования в процедуре заключения договоров в сфере лесопользования // Труды Института государства и права РАН / Proceedings of the Institute of State and Law of the RAS. 2022. Т. 17. № 1. С. 119-132. DOI: 10.35427/2073-4522-2022-17-1-kozhokar

FOR CITATION:

Kozhokar, I.P. (2022). The Ratio of Civil and Administrative Regulation in the Procedure for Concluding Contracts in the Field of Forest Management. Trudy Instituta go-sudarstva i prava RAN — Proceedings of the Institute of State and Law of the RAS, 17(1), pp. 119-132. DOI: 10.35427/2073-4522-2022-17-1-kozhokar

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.