НЖУЭ УДК 369 Научная статья
ЩВД DOI 10.18522/2227-8656.2024.5.12 ШйШ EDN UQPCQC
СООТНОШЕНИЕ ФОРМАЛЬНО-НЕФОРМАЛЬНЫХ РЕГУЛЯТНВОВ В ФУНКЦИОНИРОВАНИИ ДЕТСКОГО ТУРИЗМА В СРЕЗЕ РАЗЛИЧНЫХ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫХ УСЛОВИЙ
М. А. Семенчукова*
* Южный федеральный университет, Ростов-на-Дону, Россия
Цель исследования. На основе формально-неформальных регулятивов провести сравнительную характеристику институциональных условий, рассмотреть их влияние на функционирование института детского туризма в срезе различных социально-экономических эпох.
Методологическую базу исследования составляют концептуальные положения неоинституциональной теории Д. Норта.
Результаты исследования. В статье представлена сравнительная характеристика различных институциональных условий функционирования института детского туризма, в частности периода СССР и в настоящее время. Отмечается, что взаимодействие формально-неформальных регулятивов имеет сложный и специфичный характер. Поэтому если не учитывать эти факторы в современных условиях, то весьма проблематично формирование оптимальных условий и устойчивых механизмов регулирования института детского туризма. В качестве определяющего стратегического фактора в статье показана роль идеологии.
© СеменчуковаМ.А., 2024
THE RATIO OF FORMAL-INFORMAL REGULATIONS
IN THE FUNCTIONING OF CHILDREN'S TOURISM IN THE CROSS-CUT OF VARIOUS INSTITUTIONAL CONDITIONS AND VIEWS
Maria A. Semenchukova *
* Southern Federal University, Rostov-on-Don, Russia
Objective of the study. Based on formal and informal regulations, conduct a comparative analysis of institutional conditions, consider their impact on the functioning of the institution of children's tourism in the context of various socio-economic eras.
The methodological basis of the research is formed by the conceptual provisions of the neo-institutional theory ofD. North.
Results of the study. The article presents a comparative characteristic of various institutional conditions for the functioning of the institute of children's tourism, in particular the period of the USSR and the present. The features of the conditions of the institute's stay are considered both from the form and from the content, the positive and negative aspects of their flow are identified. It is noted that the interaction of formal and informal regulations has a complex and specific nature. Therefore, if these factors are not taken into account in modern conditions, it is very problematic to form optimal conditions and sustainable mechanisms for regulating the institute of children's tourism. The role of ideology is shown in the article as a determining strategic factor.
Перспективы исследования. Проведенное исследование выполнено в качестве подспорья, направленного на комплексное развитие института детского туризма в Российской Федерации, в частности на выработку специальных мер с целью дальнейшего институционального регулирования.
Ключевые слова: социальный институт детского туризма, неоинституционализм, государственное регулирование, социальная политика, институциональное регулирование, формальные нормы, неформальные ограничения
Prospects of the study. The conducted research is carried out as a support aimed at the comprehensive development of the institute of children's tourism in the Russian Federation, in particular, the development of special measures for the purpose of further institutional regulation.
Keywords: social institution of children's tourism, neoinstitutionalism, state regulation, social policy, institutional regulation, formal norms, informal restrictions
Введение
Институт детского туризма зарекомендовал себя как социально-значимая практика, которую весьма трудно переоценить для российского общества. Постсоветские общественные трансформации, инициируемые властными элитами, оказали влияние на функционирование института детского туризма.
Действующие формальные нормы1 не способствуют качественной реализации социальных функций института, что определяется низким удельным весом количества детей, отдыхающих в детских оздоровительных лагерях2. В то же время статистика строится на показателях отдыха детей, пребывающих в пришкольных лагерях. Имеющиеся показатели статистического материала не сообразны устоявшемуся понятию «отдых и оздоровление» детей, что способствует имитационным практикам, выраженным в работе на показатель. Это выражается в том, что включение статистических показателей по отдыху детей в пришкольных лагерях в общую систему отчетности, по мнению автора, противоречит самому понятию «отдых детей и их оздоровление»,
1 Стратегия развития туризма в Российской Федерации в период до 2035 года (2019). -C. 15-16. -URL: http://static.government.ru/media/files/FjJ74rYOaVA4yzPAshEulYxmWSpB41rM. pdf (дата обращения: 18.06.2023); Письмо Минпросвещения России «О перечне нормативных правовых актов в сфере организации отдыха и оздоровления детей» от 01.03.2021 № ДГ-409/06. - URL: https://legalacts.ru/doc/pismo-minprosveshchenija-rossii-ot-01032021-n-dg-40906-o-perechne (дата обращения: 18.06.2023); Пленарное заседание Совета Федерации 11 февраля 2022 года. В. И. Матвиенко назвала «запредельными» данные о числе отдыхающих в детских лагерях. - URL: https://www.pnp.ru/social/matvienko-nazvala-zapredelnymi-dannye-o-chisle-otdykhayushhikh-v-detskikh-lageryakh.html (дата обращения: 18.06.2024).
2 Пленарное заседание Совета Федерации 11 февраля 2022 года. В. И. Матвиенко назвала «запредельными» данные о числе отдыхающих в детских лагерях https://www.pnp.ru/social/ matvienko-nazvala-zapredelnymi-dannye-o-chisle-otdykhayushhikh-v-detskikh-lageryakh.html (датаобращения: 18.06.2024).
утвержденного методическими рекомендациями1..в которых четко указано, что неотъемлемой частью комплекса мероприятий является оздоровление с профилактикой заболеваний и туризм. Реализовать в полной мере данные мероприятия на таких объектах Министерства образования не представляется возможным. Согласно статистическим данным, доля таких объектов в системе отдыха и оздоровления составляет 83 % от общего числа объектов2, что свидетельствует о стремлении органов власти обеспечить, в том числе за счет социальных благ, не соответствующих по содержанию формальным регуля-тивам, устойчивость политического института.
Поэтому такой подход требует пересмотра наличествующих регулятивов института детского туризма с целью его дальнейшего институционального регулирования.
Методы исследования и теоретические основы
Общественные процессы трансформации в обществе, в частности смена социально-политических систем, отразились и на системе детского туризма. Выбранная методология позволяет рассматривать институты как «правила игры» в обществе, которые содержат в себе как формальные правила в виде нормативно-правовых актов, так и неформальные ограничения в виде табу, обычаев и норм поведения (Норт, 1997. С. 5-6).
Исследовательский ракурс обусловлен тем, что формальные и неформальные регулятивы являются важнейшими институциональными условиями функционирования детского туризма. Поэтому предлагается рассмотреть функционирование детского туризма в срезе различных институциональных условий. При таком ракурсе исследования становится возможным анализ причин, по которым институт детского туризма принял вектор деструктивной направленности в современных условиях.
Прежде чем рассматривать регулятивы института детского туризма в период своего становления, нужно сказать следующее. Научной социологической мыслью сформулированы закономерности, при которых разные социальные системы формируют определенные институциональные условия развития общественных отношений, что оказывает влияние на содержательность или бессодержательность формальных норм, регулирующих данные процессы. Вышеуказанные закономерности определяют необходимость властной регуляции или ее отсутствие, направленной на поиск оптимума решений по ограничению стратегий поведения других социальных акторов.
1 URL: https://dpo53.ru/wp-content/uploads/2023/07/MeTOAH4ecKHe-peKOMeHAauHH-no-co3-AaHHro-nporpaMM-OTAbixa.pdf (дата обращения: 18.06.2024).
2 «83 % всех детских лагерей - это пришкольные детские лагеря», - заключил Кравцов. URL: https://travel.rambler.ru/local/53503876-okolo-5-7-mln-detey-otdohnuli-v-lageryah-rossii-etim-letom (дата обращения: 18.06.2024).
Такое понимание может подсветить соотношение норм и ограничений при неблагоприятных институциональных условиях, в которых требуется разработка содержательных мер и закрепление их в письменной форме. Фиксация регулятивов необходима для однозначной трактовки, в целях приведения к целостной форме составные элементы институциональной структуры для установления ценностно-нормативной регуляции человеческого поведения.
Соотношение норм и ограничений в функционировании института детского туризма в советское время
В рамках такого осмысления, для определения потребности в содержательности формальных норм, необходимо обращение к специфике социальных отношений в период зарождения института.
Рассматривая формализованное пространство становления института детского туризма в советское время, необходимо выделить несколько важных условий, влияющих на устойчивость института.
Согласно научным источникам, характеризующим институциональные условия функционирования детского туризма советского периода, можно сделать вывод о том, что ограничительной рамкой выступал политический институт вместе с принадлежавшим ему нормами и принципами (Дьячин, 2021. С. 63). Отмечается, что система основывалась на идее вертикальной структуры власти и подчинения. Такие системы управления характеризуются тем, что принимаемые на верхнем уровне решения передаются вниз по иерархии по большей части без сопротивления (Гаджиева, 2017. С. 72). Встроен-ность института детского туризма в централизованную иерархическую государственную систему являлась отражением совпадения институциональных целей с целями более широких систем общественных отношений.
Модель функционирования института представляла собой систему органично взаимодействующих, но независимых между собой элементов управления (организаций и ведомств). Это Центральный совет по туризму и экскурсиям, Бюро международного молодежного туризма «Спутник», Госкомитет СССР по иностранному туризму и Управление дальних путешествий и экскурсий школьников Министерства просвещения (Арцыбашев, Арцыбаше-ва, 2019. С. 51).
Помимо государственной системы детского отдыха в Советском Союзе существовали республиканские и региональные системы, регулирующие детский отдых, базирующиеся на ведомственном и профсоюзном принципах управления.
Такие институциональные условия можно считать высокоэффективными, поскольку они достигались как за счет государственного участия, так и за счет организаций и предприятий, что во многом облегчало вопросы финансирования и регулирования (Буреева, 2021. С. 96-117). При этом трансформационные и трансакционные издержки были низкими, так как система
управления зиждилась на принципах жесткой иерархии, способствующих ограниченности свободы выражения мнений относительно ресурсного распределения.
Отдельно стоит отметить деятельность профсоюзных организаций, представляющих из себя формообразующий аспект функционирования. Анализируя в целом деятельность профсоюзов, в качестве институциональной категории, можно сказать, что профсоюзы выполняли важную регулятивную функцию, обеспечивая развитие связей и взаимоотношений между акторами (рабочим классом и властью), способствуя автономности саморегуляции.
Вследствие этого повышался социальный статус института, так как сопричастность населения к процессам регулирования и соответствующее финансирование со стороны власти положительно влияли на политическую устойчивость.
Получается, что политический институт способствовал формированию кодифицированных организаций, на основе определенных идеологизированных принципов. В таком понимании институт детского туризма характеризуется самоценностью, где органично соотношение регулятивов с ценностями и идеалами. Удовлетворение потребности населения становится самоцелью, на достижение которой направлена человеческая деятельность, а регуляти-вы (форма) в этом случае выступают только как средства организации этой деятельности, за неимением необходимости выступать еще и ограничителем поведенческих стратегий.
Именно содержание общественных отношений определило и стимулировало институт, при этом автоматически запуская необходимые процессы развития и саморегуляции. Это является тем случаем, когда содержание сложившихся в институте отношений определило формализацию.
Таким образом, формализация института представляла собой конструкцию зафиксированных в письменной форме определенных паттернов поведения и мышления, выраженных путем точных понятий и утверждений, отображавших унификацию и стандартизацию элементов структуры, полностью соответствующей ожиданиям социальной общности.
Определившей зарождение и становление института детского туризма следует также считать и форму экономических отношений, где основной регулирующей единицей является главенство единого актора в вопросах производственного регулирования и распределения ресурсов, находящихся в общественной (государственной) собственности. Созданная форма экономической организации (управление народным хозяйством страны) на протяжении существования СССР основана на принципах, свойственных только команднойэкономике (Гапсаламов, 2013. С. 12).
Это предполагает, что в такой системе не было места частной собственности на средства производства. Условия развития и контроль всей ресурс-
ной базы создавались при помощи координации производственных программ единого общегосударственного хозяйственного плана. Порядок его осуществления основывался на балансовом методе, предусматривающем какие продукты (блага), для кого и в каком количестве должны производить предприятия, а также их стоимость. Такую форму экономического планирования в данном случае можно считать несомненным преимуществом, поскольку благодаря именно такой конфигурации экономических сил и выстроилась модель управления детского туризма. Система институциональных взаимоотношений между акторами демонстрировала гибкость и стремилась к самоорганизации, в противовес рыночным отношениям, где необходимо искать консенсус между властью, экономическими агентами и населением.
Становление и развитие института было бы невозможно без неформального регулятора, такого как идеология. Рассмотрение идеологической составляющей поможет подсветить социальную картину и экономические приоритеты советского общества. Интерес вызывает не столько идеологическое содержание, сколько достигнутый экономический эффект в результате установленных не артикулируемых соглашений в социальной системе. В данном случае не рассматриваются конкретно коммунистические концепты, но рассматривается ориентирующая функция идеологии.
Важно понимать, что большинство общественных систем формально существовали и существуют без идеологической составляющей. Но если рассматривать идеологию как способ легитимации власти, формирующий в этих целях различными идеологемами коллективное сознание, то она существовала всегда, только без зафиксированного теоретического осмысления. Властные элиты вынуждены всегда находиться в поиске методов ограничения личного сознания индивидуума для формирования механических бессознательных поведенческих реакций.
Необходимо отметить, что имеются разные мнения относительно первичности идеологии по отношению к доминирующим общественным ценностям. С одной стороны, выдвигается тезис о том, что эффективная реализация возможна лишь при ее совпадении с текущими общественными настроениями, сформированными исторической инерцией. С другой стороны, отмечается, что именно идеология в момент протекания кризисных общественных трансформаций, являющихся постоянным процессом общественной жизни, определяет стандарты поведения, требующие отказа от индивидуальной свободы в пользу приведения к относительной однородности элементов общественной структуры.
С такого ракурса, коммунистическая идеология, проникшая в начале XX века в Россию, являлась ответом на запрос об упразднении все более и более увеличивавшегося классового неравенства, не дающего всем классам ре-ализовывать свои права, в условиях повышения политической грамотности.
Не все слои общества разделяли такие взгляды, что привело к революционным и трансформационным процессам. Идеологемы об отсутствии частной собственности на производство и плановой специализации хозяйственной жизни можно рассматривать как один из самых легких способов ликвидации классового расслоения в тех условиях.
В этой связи можно сделать вывод о том, что идеология сначала была инструментом, упрощающим картину реальности определенных классов, в целях мобилизации общественных сил для политической борьбы. Однако спустя нескольких десятилетий эта же идея, уже добровольно принятая большинством населения и принесшая осязаемо положительные экономические результаты, превратилась в форму общественного сознания. Именно она способствовала экономическому росту и относительно беспрепятственному принятию решений о направлении сгенерированных ресурсов в ту или иную социальную сферу.
В 1950-1960 годы пик влияния идеологии неспроста совпал с пиком строительства основной инфраструктуры детских пионерских лагерей, так как институциональные цели акторов совпали. Общество было удовлетворено реализацией своих прав на отдых детей, а властные элиты получили инструмент интеграции в общественную систему молодого поколения через приобщение к коммунистическим ценностям, поскольку детские пионерские оздоровительные лагеря идеально подходили на роль «проводников» идеологии, основополагающим постулатом которой являлось классовое равенство.
Таким образом, можно с уверенностью сказать, что институциональные условия были благоприятны и способствовали зарождению системы детского отдыха в советское время. Следовательно, разработка содержательных мер и закрепление их в письменной форме для понуждения акторов следовать определенной траектории - не требовались.
Особенности трансформации и условий функционирования института детского туризма в современной России
Переход на рыночный тип отношений во многом трансформировал социальные механизмы функционирования детского туризма, поэтому предлагается рассмотреть особенности его изменчивости.
Рассматривая социальные механизмы функционирования института детского туризма (Павлович, 2020. С. 8-17), можно сделать вывод о том, что изменились условия, обусловленные новой конфигурацией социальных отношений и нового баланса политических и экономических сил. Поэтому те регулятивные нормы в рамках структуры взаимоотношений, определявшие содержание, не соответствуют современным требованиям.
Преодолеть подобные ограничения в развитых странах помогают экономические возможности широких слоев населения, которые дают им способность относительно легко решить вопросы обеспечения детей отдыхом.
Исторически сложившаяся система общественных отношений в современной России имеет свои особенности. Она обременена тяжелым экономическим состоянием основной массы населения.
Ключевая проблема связана с конъюнктурой отношений власти и бизнеса, которая заключается в отсутствии консенсуса относительно возложения затрат на содержание и развитие отрасли в сложных экономических условиях, а также в отсутствии в субъективных моделях восприятия властных элит понимания места и роли института в социальном порядке.
По этой причине институт детского туризма находится в состоянии неопределенности. Чтобы раскрыть причины отсутствия такого консенсуса между доминирующими институциональными акторами, необходимо рассматривать их взаимозависимость на более высоком уровне отношений.
В новой социальной реальности решение проблем требует от политической власти согласования интересов с корпоративным капиталом, так как государство и крупный бизнес на начальной стадии установили некоторый баланс в отношениях, при котором государственники восстанавливают монополию на власть, а бизнес несет ответственность за экономическое развитие страны (Сакаева, 2013. С. 98). Однако данные договоренности не принесли желаемого результата, так как период недофинансирования отрасли совпал с фазой накопления капитала. Одним из следствий такого развития событий является понижение покупательской способности, которая необходима для запуска естественных экономических процессов в условиях рыночной экономики.
Последствием данных противоречий стало дистанцирование публичной власти от решения острых проблем, связанных с тяжелым бременем финансирования строительства и поддержания инфраструктуры отдыха детей. Власть оставила за собой только надзорные полномочия, по умолчанию передав рычаги управления и развития в руки бизнеса, который в силу своей природы социальную активность проявлять опасается.
Такая разбалансировка управления отраслью привела к малому проценту отдыхающих детей, отсутствию развитой инфраструктуры и доступного продукта на рынке, удовлетворяющего потребность важной социальной группы.
Кроме этого, отсутствие научных работ социологической направленности, а также отсутствие аналитической информации о динамике роста потребительской активности и мерах поддержки со стороны государства, лишь подтверждают вышеуказанные тезисы.
В сложившихся институциональных условиях социальные акторы оказываются в состоянии, при котором они не способны к прогнозированию и выработке стратегий поведения, что является нарушением «информационно-коммуникационного обмена».
В контексте вышесказанного можно сделать вывод о том, что институт детского туризма детерминируется наличием противоречия между формаль-
ными и неформальными регулятивами, вследствие чего эффективность регулирования детского туризма значительно падает, а в системе управления начинают доминировать имитационные практики, связанные с наличием в отчетной статистике отдыха в пришкольных лагерях, что, по сути, не может являться полноценным детским отдыхом.
Как следствие, управляющее воздействие на сегодняшний момент не способствует достижению планируемых социально-экономических показателей развития отрасли.
В таких институциональных условиях удовлетворение потребностей широкой массы населения в детском отдыхе не представляется возможным без достижения институционального равновесия, при котором индивидуальные цели акторов совпадут с институциональной целью. А это возможно только в том случае, когда между формальными и неформальными регулятивами нет значимых противоречий.
Напомним, что ранее рассмотренным неформальным регулятивом, способствовавшим зарождению и прогрессу развития института, являлась идеология, достигшая формы общественного сознания. Именно она служила тем базисом, который позволил сонаправить индивидуальные цели индивидуумов.
В настоящее время роль идеологии как неформального регулятива ставится под сомнение. Запрет на установление и доминирование одной идеологии над другой, указанный в Конституции 1993 года, привел к отсутствию объединяющей общество идеи как таковой.
Есть и диаметрально противоположное мнение о том, что идеология в России все-таки существует, но представляет из себя сложную, не зафиксированную в нормативных актах мировоззренческую конструкцию, которая только-только обретает свои черты в национальной идее, ориентированной на достижение общенационального консенсуса элит страны (Гончаренко, Авакова, 2020. С. 6-20). Но оказывает ли в итоге широкое национальное разнообразие влияние на экономические процессы - большой вопрос.
Главной опасностью наличия таких регулятивов в социальной системе, по мнению научной среды, является возможность быстрой трансформации идеологии в диктатуру, если объединяющие идеи добровольно не поддерживаются критическим большинством социальных групп. Ведь у каждой группы имеются различные мировоззренческие установки, касающиеся форм общественной жизни и распределения ресурсов на решение социальных проблем, что способствует возникновению конфликтов и разнородности общественного сознания, так как такие установки обусловлены социальным положением групп их генерирующих. С точки зрения социологической предметности превосходство одной концепции над другой зависит не столько от ее содержания, сколько от ее приобщенности к интересам группы, располагающей реальной властью или борющейся за нее.
Вместе с тем идеология может иметь и положительные функции, особенно во время системного кризиса. Публичной власти нельзя пренебрегать таким действенным инструментом манипуляции, если она заинтересована в устойчивости существующей социальной модели.
Правильно сформулированная идея заботы о детском отдыхе и в целом о будущих поколениях может и должна выполнить интегрирующую и мобилизационную функцию в столь важном периоде развития общества для всех социальных слоев. Принципы индивидуализма и свободной конкуренции, характерные для рыночной экономики и соответствующих социальных отношений, такого эффекта не дадут.
Следовательно, манипулирование общественным сознанием, строящееся на таких идеологемах и компромиссах, с одной стороны, не меняющих структуру экономических отношений, а с другой, образующих информационные потоки специальным образом ориентирующих экономических агентов на социальную ответственность, не должно негативно восприниматься последними.
В истории Российской империи уже были такие случаи, при которых меценаты, вкладывающие собственные средства в развитие учебных заведений, пользовались особыми привилегиями со стороны государственной власти и общественным уважением, что как раз и являлось для них неформальным регулятивом.
В противном случае безынициативность государственного аппарата и зависимость от корпоративной системы могут привести к подчинению требованиям и целям корпоративной экономики, которые явно не будут совпадать с потребностью широких слоев населения. В таком случае это грозит кризисными ситуациями в российском обществе.
Заключение
В рамках проведенного исследования представляется возможным подвести общий итог.
Во-первых, сформировавшаяся модель института детского туризма в прошлых социально-экономических условиях представляет собой конструкцию, в которой содержание определяло формализацию. Это самый важный момент осмысления. Институт детского туризма являлся частью одной мировоззренческой системы, где именно идеология определяла стратегию развития всей общественной системы. Конкретно для функционирования исследуемого института такое положение можно считать преимуществом.
Во-вторых, на текущий момент положение института значительно сложнее, поскольку изменение институциональных условий повлияло на место и роль в общественном порядке. Поэтому вышеуказанные особенности определяют необходимость разработки и введения формального комплекса, направленного на поиск оптимума решений в целях достижения оптимизации баланса интересов между игроками.
В-третьих, именно идеология, как форма общественного сознания, направленная, в частности, на достижение консенсуса в решении вопросов доступности отдыха для детей всех социальных групп, а не формальные регуля-тивы, направленные на понуждение акторов к социальным действиям, могла бы добиться стратегического развития института.
Список источников
Арцыбашее Д. В. Детско-юношеская ту-ристско-экскурсионная деятельность в Советском Союзе: государственная политика и формы организации / Д. В. Арцыбашев, Т. Н. Арцыбашева // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. - 2019. - № 3(51). -URL: https://api-mag.kursksu.ru/api/vl/get_ pdf/3316 (дата обращения: 18.06.2023).
Буреееа Е. В. Источники финансирования летних школьных лагерей в 1960-1970-_,е годы / Е. В. Буреева // Вестник Московского Университета. Серия 8. История. - 2021. -№ 3. - С. 96-117.
Гаджиева Е. Ю. Авторитарный стиль управления при проведении организационных изменений / Е. Ю. Гаджиева // Вестник Академии знаний. - 2017. - № 22(3). -С. 72-75.
Гапсаламов А. Р. Система управления промышленностью Советского Союза: теоретический аспект // Интернет-журнал «Науковедение». - 2013. - Вып. 6, ноябрь - декабрь. - С. 12. - Идентификационный номер статьи в журнале 92EVN613.
Гончаренко Л. Н. К вопросу о государственной идеологии современной России / Л. Н. Гончаренко, Э. Б. Авакова // Известия Иркутского государственного университета. Серия Политология. Религиоведение. -2020. -Т. 31.-С.6-20.
Дьячин А. С. Предпосылки развития детско-юношеского туризма в СССР во второй половине 50-х - начале 60-х годов XX века / А. С. Дьячин // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. - 2021. - № 10(63). - URL: https:// scipress.ru/pedagogy/articles/predposylki-razvitiya-detsko-yunosheskogo-turizma-v-sssr-vo-vtoroj-polovine-50-kh-nachale-60-kh-godov-xx-veka.html (дата обращения: 18.06.2023).
References
Artsybashev D. V., Artsybasheva T. N. Children's and youth tourist and excursion activities in the Soviet Union: state policy and forms of organization. Uchenyye zapiski. Elektronnyy nauchnyy zhurnal Kurskogo gosudarstvennogo universiteta = Scientific notes. Electronic scientific journal of Kursk State University. 2019; 3(51). Available from: https://api-mag.kursk-su.ru/api/vl/get_pdf/3316 [Accessed: 18 June 2023] (InRuss.).
Bureeva E. V. Sources of financing summer school camps in the 1960-1970s. VestnikMosk-ovskogo Universiteta. Seriya 8. Istori'a= Bulletin of Moscow University. Series 8. History. 2021; 3: 96-117 (InRuss.).
Gadzhieva E. Yu. Authoritarian management style in carrying out organizational changes. Vestnik Akademii znaniy = Bulletin of the Academy of Knowledge. 2017; 22(3): 72-75 (In Russ.).
Gapsalamov A. R. The system of management industry in the USSR: a theoretical aspect.
Internet-zhurnal "Naukovedeniye". Vypusk 6, noyabr ' - dekabr ' = Online journal "Science Studies". Issue 6, November-December. 2013; 12. Identification number of article 92EVN613 (In Russ.).
Goncharenko L. N., Avakova E. B. On the issue of state ideology of modern Russia. Izves-tiya Irkutskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya Politologiya. Religiovedeniye = Bulletin of Irkutsk State University. Series Political Science. Religious Studies. 2020; 31. 6-20 (In Russ.).
Dyachin A. S. Prerequisites for the development of children's and youth tourism in the USSR in the second half of the 50s - early 60s of the XX century. Mir pedagogiki i psikhologii: mezhdunarodnyy nauchno-prakticheskiy zhurnal = The world of pedagogy and psychology: international scientific and practical journal. 2021; 10 (63). Available from: https://scipress.
НортД. Институты, институциональные изменения и функционирование экономики / Д. Норт; пер. с англ. А. Н. Нестеренко; предисл. и науч. ред. Б. 3. Мильнера. - Москва: Фонд экономической книги «Начала», 1997. - 180 с.
Павлович Д. А. Особенности государственного управления системы детского отдыха и оздоровления на современном этапе / Д. А. Павлович // Austrian Journal of Humanities and Social Sciences. - 2020. -№ 1-2. - C. 8-17. - DOI 10.29013/AJH-20-1.2-8-17.
Сакаева M. M. Крупный бизнес и государство при Путине. Трансформация агентских отношений / М. М. Сакаева // Политая. - 2013. - № 4(71). - С. 94-105. - DOI 10.30570/2078-5089-2013-71-4-94-105
Для цитирования: СеменчуковаМ. А. Соотношение формально-не формальных регуля-тивов в функционировании детского туризма в срезе различных институциональных условий // Гуманитарий Юга России. - 2024. -Т. 13. -№5 (69). - С. 189-200. Б01 10.18522/2227-8656.2024.5.12 ЕБМ иОРСОС
Сведения об авторе
Семенчукова Мария Александровна
Соискатель кафедры отраслевой и прикладной социологии Института социологии и регионоведения Южного федерального университета
ru/pedagogy/articles/predposylki-razvitiya-det-sko-yunosheskogo-turizma-v-sssr-vo-vtoroj-polovine-50-kh-nachale-60-kh-godov-xx-veka. html [Accessed: 18 June 2023] (InRuss.).
North D. Institutions, institutional changes and functioning of the economy. Translated from English by A. N. Nesterenko; Preface and Scientific Editor B. Z. Milner. Moskva: Fond ekonomicheskoy knigi «Nachala» = Moscow: Fund of economic books "Beginnings". 1997; 180 (InRuss.).
Pavlovich D.A. Features of public administration of the system of children's recreation and health improvement at the present stage. Austrian Journal of Humanities and Social Sciences. 2020; 1-2: 8-17. DOI 10.29013/AJH-20-1.2-8-17 (InRuss.).
Sakaeva M. M. Big business and the state under Putin. Transformation of agency relations. Politiya = Polity. 2013; 4(71): 94-105 (InRuss.).
История статьи:
Поступила в редакцию - 21.06.2024 Одобрена после рецензирования -06.08.2024
Принята к публикации - 09.08.2024
Information about author
Maria A. Semenchukova
Applicant of the Department of Industrial and Applied Sociology of the Institute of Sociology and Regional Studies of the Southern Federal University