Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ ДЕТСКОГО ТУРИЗМА В РЕСПУБЛИКЕ ТАТАРСТАН'

РАЗВИТИЕ ДЕТСКОГО ТУРИЗМА В РЕСПУБЛИКЕ ТАТАРСТАН Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
522
93
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТСКИЙ ТУРИЗМ / ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕТСКОГО ТУРИЗМА / ИНТЕРАКТИВНЫЕ ПРОГРАММЫ / ШКОЛЬНЫЕ АВТОБУСНЫЕ ТУРЫ / МАСТЕР-КЛАСС / CHILDREN'S TOURISM / ORGANIZATION OF CHILDREN'S TOURISM / INTERACTIVE PROGRAMS / SCHOOL BUS TOURS / MASTER CLASS

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Мустафина Альфия Анасовна, Кайгородова Гульнара Наилевна, Пыркова Гузель Харисовна

В статье представлены основные особенности, социальная значимость, роль и проблемы организации детского туризма в России, в целом, и в регионе, в частности. В статье исследованы различные точки зрения на понятие детского туризма. При осуществлении теоретического исследования авторы опираются на существующие нормативные акты, поскольку организация детского туризма требует компетентного контроля безопасности организации в силу высокой социальной значимости предмета исследования. Авторами рассмотрены функции и задачи детского туризма, выявлены существующие на сегодняшний день проблемы организации детского туризма в России на федеральном уровне. На основе исследования различных точек зрения сформулированы возможные пути решения выделенных проблем. В процессе изучения и анализа существующей статистической информации, отражающей организацию детского туризма в России и в Республике Татарстан, авторами выявлена проблема недостаточной базы существующих статистических данных. В процессе исследования авторы изучили существующие нормативные акты, регулирующие деятельность по организации детского туризма, и пришли к выводу о дублировании нормативными актами отдельных правил. Проведя исследование от федерального к региональному уровню, авторы выделили региональных туроператоров, осуществляющих деятельность по организации детского туризма. В процессе исследования провели сравнительную характеристику и выявили проблемы, ограничивающие развитие детского туризма на региональном уровне, основные из которых высокая стоимость программ, низкая адаптация туров для школьников, недостаточная наполненность сайтов информацией по школьным турам и требованиям к организации и др.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Мустафина Альфия Анасовна, Кайгородова Гульнара Наилевна, Пыркова Гузель Харисовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CHILDREN’S TOURISM DEVELOPMENT IN THE REPUBLIC OF TATARSTAN

The article presents the main features, social significance, role and problems of organizing children’s tourism in Russia, in general, and in the region. The article explores various points of view on the concept of children’s tourism. When carrying out a theoretical study, the authors rely on existing regulations, since the organization of children’s tourism requires competent control of the organization’s safety due to the high social significance of the research subject. The authors consider the functions and tasks of children’s tourism, identify the existing problems of organizing children’s tourism in Russia at the federal level. Based on the study of various points of view, possible ways of solving the selected problems are formulated. In the process of studying and analyzing the existing statistical information reflecting the organization of children’s tourism in Russia and the Republic of Tatarstan, the authors identify the problem of an insufficient base of existing statistical data. In the course of the study, the authors study the existing regulations governing the organization of children’s tourism and make the conclusion that regulations duplicate certain rules. After conducting a study from the federal to the regional level, the authors identify regional tour operators involved in organizing children’s tourism. In the course of the study, the authors conduct a comparative characteristic and identify problems limiting the development of children’s tourism at the regional level, the main of which are the high cost of programs, low adaptation of tours for schoolchildren, insufficient content of sites with information on school tours and organization requirements, etc.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ ДЕТСКОГО ТУРИЗМА В РЕСПУБЛИКЕ ТАТАРСТАН»

региональные проблемы развития туристского сервиса

regional issues of tourism service

УДК 379.85, 374.1

DOI: 10.24411/1995-0411-2020-10304

МУСТАФИНА Альфия Анасовна

Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма (Казань, Респ. Татарстан, РФ)

кандидат экономических наук, доцент; e-mail: alfy2506@mail.ru КАЙГОРОДОВА Гульнара Наилевна

Казанский (Приволжский) федеральный университет (Казань, Респ. Татарстан, РФ) кандидат экономических наук, доцент; e-mail: golsuorsi1@mail.ru

ПЫРКОВА Гузель Харисовна

Казанский (Приволжский) федеральный университет (Казань, Респ. Татарстан, РФ) кандидат экономических наук, доцент; e-mail: guzel831@mail.ru

РАЗВИТИЕ ДЕТСКОГО ТУРИЗМА В РЕСПУБЛИКЕ ТАТАРСТАН

В статье представлены основные особенности, социальная значимость, роль и проблемы организации детского туризма в России, в целом, и в регионе, в частности. В статье исследованы различные точки зрения на понятие детского туризма. При осуществлении теоретического исследования авторы опираются на существующие нормативные акты, поскольку организация детского туризма требует компетентного контроля безопасности организации в силу высокой социальной значимости предмета исследования. Авторами рассмотрены функции и задачи детского туризма, выявлены существующие на сегодняшний день проблемы организации детского туризма в России на федеральном уровне. На основе исследования различных точек зрения сформулированы возможные пути решения выделенных проблем. В процессе изучения и анализа существующей статистической информации, отражающей организацию детского туризма в России и в Республике Татарстан, авторами выявлена проблема недостаточной базы существующих статистических данных. В процессе исследования авторы изучили существующие нормативные акты, регулирующие деятельность по организации детского туризма, и пришли к выводу о дублировании нормативными актами отдельных правил. Проведя исследование от федерального к региональному уровню, авторы выделили региональных туроператоров, осуществляющих деятельность по организации детского туризма. В процессе исследования провели сравнительную характеристику и выявили проблемы, ограничивающие развитие детского туризма на региональном уровне, основные из которых высокая стоимость программ, низкая адаптация туров для школьников, недостаточная наполненность сайтов информацией по школьным турам и требованиям к организации и др.

Ключевые слова: детский туризм, организация детского туризма, интерактивные программы, школьные автобусные туры, мастер-класс.

Для цитирования: Мустафина А.А., Кайгородова Г.Н., Пыркова Г.Х. Развитие детского туризма в Республике Татарстан // Современные проблемы сервиса и туризма. 2020. Т.14. №3. С. 47-60. DOI: 10.24411/1995-04112020-10304.

Дата поступления в редакцию: 12 августа 2020 г. Дата утверждения в печать: 2 сентября 2020 г.

UDC 379.85, 374.1

DOI: 10.24411/1995-0411-2020-10304

Alfiya A. MUSTAFINA

Volga State Academy of Physical Culture, Sports and Tourism (Kazan, Rep. of Tatarstan, Russia)

PhD in Economics, Assistant Professor; e-mail: alfy2506@mail.ru Gulnara N. KAIGORODOVA

Kazan Federal University (Kazan, Rep. of Tatarstan, Russia) PhD in Economics, Assistant Professor; e-mail: golsuorsi1@mail.ru

Guzel H. PYRKOVA

Kazan Federal University (Kazan, Rep. of Tatarstan, Russia) PhD in Economics, Assistant Professor; e-mail: guzel831@mail.ru

CHILDREN'S TOURISM DEVELOPMENT IN THE REPUBLIC OF TATARSTAN

Abstract. The article presents the main features, social significance, role and problems of organizing children's tourism in Russia, in general, and in the region. The article explores various points of view on the concept of children's tourism. When carrying out a theoretical study, the authors rely on existing regulations, since the organization of children's tourism requires competent control of the organization's safety due to the high social significance of the research subject. The authors consider the functions and tasks of children's tourism, identify the existing problems of organizing children's tourism in Russia at the federal level. Based on the study of various points of view, possible ways of solving the selected problems are formulated. In the process of studying and analyzing the existing statistical information reflecting the organization of children's tourism in Russia and the Republic of Tatarstan, the authors identify the problem of an insufficient base of existing statistical data. In the course of the study, the authors study the existing regulations governing the organization of children's tourism and make the conclusion that regulations duplicate certain rules. After conducting a study from the federal to the regional level, the authors identify regional tour operators involved in organizing children's tourism. In the course of the study, the authors conduct a comparative characteristic and identify problems limiting the development of children's tourism at the regional level, the main of which are the high cost of programs, low adaptation of tours for schoolchildren, insufficient content of sites with information on school tours and organization requirements, etc.

Keywords: children's tourism, organization of children's tourism, interactive programs, school bus tours, master class

Citation: Mustafina, A. A., Kaigorodova, G. N., & Pyrkova, G. H. (2020). Children's tourism development in the Republic of Tatarstan. Service and Tourism: Current Challenges, 14(3), 47-60. doi: 10.24411/19950411-2020-10304. (In Russ.).

Article History Disclosure statement

Received 12 August 2020 No potential conflict of interest was reported by

Accepted 2 September 2020 the author(s).

© 2020 the Author(s)

This work is licensed under the Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY-SA 4.0). To view a copy of this license, visit https://creativecommons. org/licenses/by-sa/4.0/

Введение. Детский туризм несет в себе высокую социокультурную значимость, отражаясь на развитии будущих поколений, и тем самым отражая будущее культурное, мировоззренческое, идеологическое, психофизическое состояние нации. В последние годы на государственной уровне были приняты стратегии и другие нормативные акты, призванные стимулировать развитие детского туризма в РФ. Вместе с тем, до сих пор развитие детского туризма недостаточно эффективно. Это обстоятельство связано с тем, что организация детского туризма и отдыха имеет в первую очередь социальную и образовательную устремленность, что отражается на низком доходе для туроператоров, занимающихся деятельностью по реализации детского туризма и отдыха. Дополнительным негативным фактом является то, что детский туризм связан с высокой ответственностью перед родителями, детьми и обществом.

В нормативных актах ФЗ №132 и Приказе Росстата от 30.07.2018 №466 представлены следующее определение детского туризма. Туризм детский - это туризм организованной группы несовершеннолетних туристов в сопровождении руководителя, который несет обязанности их законного представителя.

В литературе же понятие детского туризма несколько неопределенно. Ряд авторов связывают детский туризм с оздоровлением в лагерях и санаториях, с экскурсионными поездками, образовательным туризмом за границей, с экологическими походами в составе организованных групп и другой туристской деятельностью [9, 13]. Другие авторы рассматривают детский туризм как период морального отдыха детей и подготовки к учебному году [12, с. 283]. По мнению Ананенковой А.О важной является образовательная функция детского туризма [2, с. 123], но все авторы сходятся во мнении о высокой социальной направленности детского туризма [17, с.174].

По мнению ряда авторов, проблемы организации детского туризма в нашей стране недостаточно рассматриваются как в теоретической, так и в практической плоскостях [15, с.40]. В то время как младшее поколение заинтересовано в активном

удовлетворении собственных потребностей в отдыхе и познаниях, оплачивают эти потребности в современных реалиях и несут ответственность за удовлетворённые потребности своих детей их родители. Например, в эпоху социализма, в период массового развития и популяризации туризма, ответственность за младших путешественников всецело лежало на государственных структурах. Данное обстоятельство, возможно, и играет негативную роль в развитии детского туризма.

Акопян Н.Г., Олехович С.А., Федотова В.Н. рассматривают детский туризм с институциональной точки зрения и с позиций экономический отношений. С институциональной точки зрения классифицируют на социальную, политическую, экономическую составляющие. При этом авторы выделяют детского туризма характерные направления: оздоровительный и лечебный отдых; экскурсионные групповые туры; отдых и обучение за рубежом [1, с.121]

Ведерников В.П. характеризует «роль детского туризма в расширении среды обитания; оздоровительном влиянии природной среды и психофизической активности на свежем воздухе; повышение жизненного потенциала, приобретении нового жизненного опыта .... получении навыков существования в условиях отрыва от цивилизации», таким образом, отмечая детский туризм как туризм на природе в рамках походов в составе организованных групп [6, С.111].

В научной литературе выделяют две позиции по отношению к детскому туризму: 1) сервисное пространство ребенка; 2) сервисное пространство родителя. От инфраструктуры и организации детского туризма зависит, насколько родители детей доверяют и готовы отправить их в определенный лагерь или отель повторно либо будут искать места отдыха с наилучшими условиями сервисного пространства и большим набором услуг [3, с. 35].

Наиболее полная классификация видов детского туризма представлена в работах коллективов авторов Карпова Ю.И., Романова И.А., Юрченко М.В. и Саранча М.А., Вапнярская О.И. [10, 15]

Функции и задачи детского туризма. В соответствии со Стратегией развития

туризма в РФ характер детского туризма обусловлен реализацией трех базовых функций: развития личности (обучение, воспитание); отдыха; оздоровления. Ведерников В.П. выделяет следующие задачи детского туризма [6, С.112]: социализация

- в рамках задачи происходит социализация ребенка, а именно прививаются циви-лизационные нормы поведения, ребенок приобщается к культурному наследию, воспитывается патриотизм к своей стране; познавательная - в рамках данной задачи происходит знакомство с достопримечательностями, туристские похода в лес, посещение театров и музеев, выставок - -это задачи, по мнению Ведерникова В.П., которые помогают младшему поколению структурировать исторические данные и познакомиться с другие интересными сферами деятельности; развитие личности

- данная задача состоит в развитии предпочтений среди школьников к различным видам отдыха, чтобы дети умели проводить свое время разносторонне, интенсивно и увлекательно; физическое оздоровление - данная задача осуществляется с помощью организации прогулок на свежем воздухе и походов, которые должны снимать психологическое напряжение и физическую усталость, а также способствовать укреплению здоровья, помогать в воспитании младшего поколения.

По - нашему мнению, эти задачи отражаются в функциях детского туризма. Образовательная - детский туризм посредством экскурсионных школьных туров позволяет эродировать детей. Оздоровительная - в рамках экскурсионных школьных программ дети приобретают знания, дополняющие школьную программу, выслушивают исторические сведения в интересной интерактивной форме. Информационная - школьники посредством экскурсионных программ знакомятся с новыми достопримечательностями, повышая тем самым собственную эрудицию. Психологическая - любой выезд за пределы своего населенного пункта для детей связан с приключенческим туризмом. Школьники получают отдых от рутины и психологическое обновление. Оздоровительная - отдых в лагерях, походы в составе организованных групп снимают физическую

усталость, укрепляют физическое состояние и оздоравливают. Экономическая - детский туризм, также как и другие направления туризма, вносят свой вклад в развитие экономики регионов, доля дохода туристической отрасли в ВВП и ВРП повышается в течение последних лет. Кроме того, не следует забывать про дополнительные рабочие места, которые организуются в рамках туристической сферы.

Проблемы организации детского туризма. Во-первых, отсутствие инструкторов и квалифицированных экскурсоводов. По мнению специалистов отрасли, не во всех регионах страны налажена системная подготовка сертифицированных работников со знанием требований к безопасности организации туристских походов [14, 16]. По мнению Голиковой О.М., назрела необходимость ввести государственные заказы для внедрения в высших учебных заведениях программ подготовки педагогов дополнительного образования по специализации «организация детско-юношеского туризма». Это позволит улучшить подготовку высококвалифицированных кадров в сфере организации детского туризма и позволит повысить квалификацию педагогических работников образовательных учреждении [4, с.681].

Во-вторых, существует необходимость внедрения единого стандарта для нормативной базы и устранение административных и организационных барьеров в сфере транспортного обслуживания. В рамках прошедшего 15 мая 2020 года онлайн-со-вещания «Будущее детского туризма в России после карантина» были определены проблемы, в числе которых особо выделили проблему отсутствия единого стандарта для транспортного облуживания. Наряду с тем, что в нормативной базе процесс организованной поездки детей регулируется сразу Постановлением Правительства РФ от 17.12.2013 №1177 и Приказом МВД России от 30.12.2016 №941 отсутствуют единые стандарты транспортного обслуживания.

В-третьих, по итогам онлайн-сове-щания также выделили необходимость формирования единых обязательных стандартов по формированию детского турист-

ского продукта1. По мнению советника руководителя Федерального агентства по туризму Натальи Осиповой для этого необходимо оперативно внести изменений в нормативно-правовые акты, регулирующие развитие этого вида туризма.

В-четвертых, с точки зрения специалистов отрасли сегодня практически отсутствует финансирование детского туризма со стороны федерального бюджета. Существует скудная материальная база, вследствие осуществления финансирования по остаточному принципу. Данное обстоятельство отражается на высокой стоимости экскурсионных и интерактивных программ для школьников и, как следствие, оттока спроса с рынка детского туризма, в особенности после пандемии.

В-пятых, участники онлайн-совещания «Будущее детского туризма в России после карантина», прошедшего 15 мая 2020 года отметили, что необходимо четко разделить понятия: «детский туризм» и «детский отдых», «путешествие» и «поход», «оздоровление» и «экскурсионный продукт». Подобное разделение позволит, по нашему мнению, консолидировать соответствующую статистическую информацию по каждому направлению, корректировать меры стимулирования и поддержки структурных элементов детского туризма.

В-шестых, отсутствие четкой официальной статистики детско-юношеского и молодежного туризма. К сожалению, представляется сложным выделить и провести анализ информации, отражающей динамику числа детей, воспользовавшихся автобусными экскурсионными турпакета-ми внутри страны и отдельного региона, в связи с чем, невозможно сделать выводы о потребности в данном виде услуг, о факторах, оказывающих влияние на стимулирование спроса, о перспективах детского экскурсионного туризма.

В-седьмых, недостаточное развитие туристской инфраструктуры, как следствие наличие низкобюджетных средств размещения, кемпингов, индустрии развлечений, общественного питания. По сути, изменить

1 По материалам онлайн-совещания «Будущее детского туризма в России после карантина». URL: https://tourism.gov.ru/news/16746/

данное положение дел могла бы стимулирующая поддержка со стороны бюджета в форме предоставления налоговых льгот. Но для этого необходимо принимать соответствующие нормативные акты, и мы снова приходим к первым перечисленным нами проблемам о недостаточной проработанности и эффективности нормативных актов.

Эксперты, с которыми мы согласны, предлагают следующие меры стимулирования и поддержки в сфере детского туризма [4, с. 681-682].

Как нами было установлено в процессе исследования, существующая нормативно-правовая база регулирования деятельности по организации детского туризма требует пересмотра, ревизии и адаптации к современным реалиям по всем видам детского туризма.

Необходимо сделать доступные цены детских школьных туров, а также детского отдыха в целом. Представляется целесообразным с этой целью снизить либо полностью сделать бесплатными входные билеты для школьных групп, а также для детей с родителями, посещающих достопримечательности, экскурсионные объекты, заповедники и национальные парки.

Выделить в отдельные статистические группы показатели по числу детей, путешествующих в составе автобусных экскурсионных маршрутов, в составе групп, приобретающих туры выходного дня, по числу детей, путешествующих в составе организованных групп в рамках туристских походов. Данная инициатива позволит прослеживать динамику развития отдельных видов детского туризма, поможет выделить факторы, ограничивающие развитие детского туризма и в целом повысит качество анализа деятельности по организации детского туризма, что позволит на этой основе разрабатывать перспективные решения по стимулированию детского туризма в России. В периодической литературе присутствуют отличные выкладки по качественному анализу статических данных, характеризующих деятельность по организации детского туризма [7], однако вся эта информация собрана из различных источников и, к сожалению, не формируется одним государственным органом.

Рис. 1 -Числодетей, отдохнувших вдетскихи подростковых летнихоздоровительных учреждениях воериол с рй09по20ы9гс.2

Fig. 1 - The numberof children rested inchildren's em adolesœot summer health institutions in the period from 2009 to 2019

2009 2010 2011 2012 2015 2016 2017 2018

■ В целом, по РФ, в тыс.руб. НВ ПФО, в тыс.руб. Я В РТ, в тыс.руб.

7 000

6 000

5 000

4 000

3 000

2 000

1 000

0

2019

С нашей точки зрения целесообразно в слежившахся условиях скддать отдельное целешие федерикьаее игонтсяве окбе отделаный салуккуеныа ио ститух и рьл-ках Фадеральноло агенултьл ао сер кзму, х полномочия которого буду вход чительно Фннйцси по ооддержки и стимулированию деятельнослм по организуции детского туризма.

Необходимо также разработать и принять на федеральном и региональных уровнях целевые программы по развитию детско-юношеского и молодежного туризма, что поможет повысить значимость на уровне страны, выделит ответственные государственные структуры. Принятие целевых программ подразумевает финансовую поддержку соответствующих объектов инфраструктуры и внедрение льготных категорий граждан в рамках развития детского туризма.

Статистический анализ организации детского туризма. Сбор статистических данных по детскому туризму в России регулируется Приказом Росстата от 14.01.2013 №12 (ред. от 23.12.2016). По данным официальных органов, официальная статистика по детскому туризму не оптимистичная.

Численность детских оздоровительных лагерей в России снижается, также снижается численность детей, отдохнувших в детских оздоровительных лагерях. С 2009 по 2019 год количество детей, отдо-

хнувших вдетских оздоровительных лагерях снизилось на 3,77% по РФ (с 5 836 до 5 616 тыс.чрл.) о на 12,90% оо ПФО (и 1373 до 119 15 од1с.чел.) . [5 РТна.лвхдодтсо увеличение на 1ДД% (х 140 уо С60 тыс.чел.). С учето м того, что этот прирост произошел в течение ДО лет, ло ето увеличение не такое знаоительное (рис. 1).

По данным Координационного совета по развитию туризма при Правительстве РФ, в стране повсеместно закрываются станции юных туристов: если 20 лет назад их было 600, то на сегодняшний день - 155 ед.3

При этом средние расходы населения на туризм и отдых на последние годы значительно увеличились: с 4364,19 руб. до 6951,61 руб. - на 59,28% (рис. 2). То есть на фоне снижения числа детей, отдохнувших в лагерях, повышаются траты на туризм у домохозяйств.

Можно надеяться, что происходит данное увеличение не за счет инфляционных процессов, а за счет перераспределения трат домохозяйств на другие виды отдыха в том числе отдыха детей. Так, анализ структуры распределения численности

2 Сост. на осн. данных с оф. сайта Росстата. URL: https://rosstat.gov.ru/ (Дата обраще-ния:9.08.2020)

3 Недетский разговор о детском туризме. // Журнал Рустур 14.11.2019. URL: https://rustur.ru/ nedetskij-razgovor-o-detskom-turizme

размещенных лиц до 18 лет по типам коллективных средств размещения в 2018 г. по РТ показал, что 58% заселений приходится на гостиницы, а затем уже на другие организации отдыха - 36,6% (рис. 3).

По итогам исследования статистической базы по детскому туризму отметим, следующее. Отсутствует в прямом доступе статистическая информация по экскурсионному детскому туризму: представляется затруднительным поиск информации относительно числа детей (шиольных геупп), воспользовавшихся услугами туроперато-рос. Основная статистика охватывает стати-

стические данные, описывающие деятельность детских оздоровительных лагерей и количество отдохнувших в них детей. Вместе с тем, в соответствии с функциями детского туризма, определенными в Стратегии развития туризма до 2035 года, наряду с отдыхом и оздоровлением детский туризм выполняет также функцию развития личности (обучение, воспитание), тем самым экскурсионные маршруты осуществляют функцсю раовития личности. Отсутствие в скободномдоступе оолной статистической информации не позволяет оценивать эффективность осуществления выделенной

8000 7000 6000 5000 4000 3000 2000 1000 0

Расходы в средием ио чевие дотошоего хозяйстве в год, рублей 6951 612

И Ухвеьини вес в общем объеме потребительских расходов, % У1

5438,28 2,7

4364,19 4064,184 4552,82 2,4 4 ■—у

2,48 -

2,у

5

4,5 4

3,5 3

2,5 2

1,5 1

0,5 0

2014

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2015

2016

2017

2018

Рис. 2 - Денежные расходы населения натуризм i обследования бюджетнвдонашлих хозяйству

Fig-

36,6%

5,5% ■ В госвиинцох ■ В хосвееех В оргоинзоцньх овдыхо (в т.ч. соиоворнн, вурбозы н др.)

Рис. 3 - Распределение оисленности раоме-щонных лиц до С8 летпо ти-ам аоллпстлв-ных средств размещения в 2018 г.по РТ, в процентах2

Fig. 3 - Distributionofthenumberofaccommodated persons under 18 by type of соlluctiveeccommudationfaeilities /п 2с18 in the Rnpublic of 7Xc/8/2ten /л pereunt

функции и не позволяет принять соответствующие корректирующие меры.

j отдых |ло о/атерюатем оо1нарочнхю

2 - Cash expenditures of the population on tourism and recreation

Как отражено в табл. 1, детский туризм в России, в связи с его высокой социальной значимостью, сильно зарегулирован. Нормативные акты, регулирующие организацию и стимулирование детского туризма в России, охватывают как федеральный, так и региональный уровень. В ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» а также в Приказе Росстата от 30.07.2018 №466 (ред. от 16.07.2020) «Об утверждении статистического инструментария для организации федерального статистического наблюдения ....» даны определения детского туризма. Из представленного в данных ФЗ законах понятие детский туризм содержит довольно широкий смысл - «перемещение детей в составе организованной группы в сопровождении руководителя». Однако понятия «отдых» и «оздоровление»

также являются направлениями детского туризма, вместе с тем не нашедшие отражение в предложенном понятии. Также возможно перемещение организованных

групп детей на соревнованиях, что не является, по сути, туристкой деятельностью, однако должно соответствовать требованиям Приказа МВД России от 30.12.2016 №941.

Таблица 1 - Нормативные акты, регулирующие деятельность по организации экскурсионного детского туризма4

Table 1 - Normative acts governing the organization of children's excursion tourism

Нормативный акт Комментарий

Федеральный закон от 24.07.1998 №124-ФЗ (ред. от 31.07.2020) «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»

Федеральный закон от 24.11.1996 №132-ФЗ (ред. от 08.06.2020) «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» Дано определение детского туризма

Распоряжение Правительства РФ от 20.09.2019 №2129-р «Об утверждении Стратегии развития туризма в Российской Федерации на период до 2035 года» В распоряжении выделена социальная роль и значимость детского туризма, выделены функции детского туризма

Распоряжение Правительства РФ от 06.07.2018 №1375-р (ред. от 14.12.2019) «Об утверждении плана основных мероприятий до 2020 года, проводимых в рамках Десятилетия детства» В распоряжении представлены меры по разработке и реализации программы развития инфраструктуры региональных центров детско-юношеского туризма. Важным является разработка механизма контроля за перемещением организованных детских туристских групп. Также определен План мероприятий по развитию доступного детского туризма в течение 2018-2020 года (ПКП и др.)

ГОСТ Р 54605-2017. Национальный стандарт РФ. Туристские услуги. Услуги детского туризма. Общие требования Представлены виды туристских услуг в детском туризме, требования безопасности и требования к персоналу

Приказ Минпросвещения РФ №702, Минэкономразвития РФ №811 от 19.12.2019 «Об утверждении общих требований к организации и проведению в природной среде следующих мероприятий с участием детей.....» Указан порядок организации и проведения мероприятий с участием детей, требования к безопасности и персоналу

Постановление Правительства РФ от 05.06.2008 №437 (ред. от 16.07.2020) «О Министерстве экономического развития Российской Федерации» Указаны полномочия органов власти, в числе которых организация мероприятий, направленных на поддержку развития детского туризма

Постановление Правительства РФ от 31.12.2004 №901 (ред. от 20.07.2019) «Об утверждении Положения о Федеральном агентстве по туризму» Перечислены Полномочия Федерального агентства по туризму, в числе которых организация мероприятий, направленных на поддержку развития детского туризма

Приказ Росстата от 30.07.2018 №466 (ред. от 16.07.2020) «Об утверждении статистического инструментария для организации федерального статистического наблюдения ....» Дано определение туризма детского

Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 №996-р «Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» Определена модель воспитательного процесса с учетом современных достижений науки и на основе отечественных традиций

Постановление Правительства РФ от 17.12.2013 №1177 (ред. от 28.04.2020) «Об утверждении Правил организованной перевозки группы детей автобусами» Определены правила организации перевозки детей, требования к допуску водителя, требования к должностным лицам-сопровождающим и т.д.

«Методика оценки безопасности (готовности) оздоровительных учреждений (лагерей, объектов и мест отдыха и туризма) с круглосуточным пребыванием людей, в том числе детских» (утв. МЧС России 20.07.2016) (вместе с «Рекомендациями персоналу по обеспечению безопасности детей») Определены рекомендации персоналу летнего лагеря по действиям во время аварий на транспорте

Приказ МВД РФ от 30.12.2016 №941 «Об утверждении Порядка подачи уведомления об организованной перевозке группы детей автобусами» Определен порядок подачи уведомления об организованной перевозке группы детей автобусами

4 Сост. на осн. данных с оф. сайта Консультант Плюс. URL: http://www.consultant.ru/ (Дата обраще-ния:10.08.2020)

У специалистов возникает закономерный вопрос, каким документом должен регулироваться детский туризм - ФЗ от 24.07.1998 №124-ФЗ либо ФЗ от 24.11.1996 №132-Ф3, однако оба нормативных акта не в полной мере определяют понятие и требования к осуществлению деятельности по организации детского туризма [9, 5, с.38]. В ФЗ №124 под отдыхом детей и их оздоровлением, кроме всего прочего, понимается занятие их «физической культурой, спортом и туризмом», однако в этом определении можно понимать туристские походы на природу, а ведь могут организовываться экскурсионные автобусные и неавтобусные туры для школьников. Под организацией отдыха детей и их оздоровления в предложенном понятии в основном речь идет о деятельности по организации отдыха и оздоровления детей в детских лагерях труда и отдыха.

Таким образом, услуги по организации туристских экскурсионных школьных туров остаются за пределами данного понятия. Детский туризм в ГОСТ Р 54605-2017 «Туристские услуги. Услуги детского туризма. Общие

требования» определяется как путешествия, экскурсии организованных туристских или экскурсионных групп детей в возрасте от 7 до 14 лет в сопровождении руководителя группы, то есть в стандартах оказания услуг уже выявляются другие виды детского туризма. В целом, отметим, что в нормативных актах нет четкого описания всех существующих видов детского туризма, что приводит к дублированию либо к недостаточному контролю, а также снижается роль отдельных видов детского туризма.

В целом, для детей не так много предлагается детских анимационных программ, в том числе квестов. Более того, в соответствии со Стратегией развития туризма в Российской Федерации на период до 2035 года, уполномоченные органы обязаны публиковать на официальных сайтах информацию, отражающую описание существующих маршрутов детского туризма в регионе. Однако выложенный в официальном доступе по Республике Татарстан реестр маршрутов, к сожалению, не отражает все предлагаемые туроператорами маршруты для детского туризма5.

Таблица 2 - Туры по Республике Татарстан, предлагаемые туроператорами региона6

Table 2 - Tours in the Republic of Tatarstan offered by tour operators in the region

Компании Стоимость туров (интервал цен в зависимости от кол-ва туристов и др. факторов), руб. Наполненность сайта (описание маршрутов детского туризма) Наличие на сайте информации о требованиях для проведения детских туров и страховании Кол-во предлагаемых школьных программ (в т.ч. туры, интерактивы, мастер-классы) Наличие детской интерактивной программы, содержащей элементы приключенческого туризма

Бюро путешествий «Казань» kazantur.ru 6170-18000 + - 15 +

ООО «Трэвэл-Эндвок», г.Казань tw-tour.ru 1050-6490 - - 4 +

Туроператор «Лидер Казань» to-kazan.ru 1560-10140 + - 37 +

Туристско-информацион-ный центр города Казани kazantravel.ru 2900-14900 + - 26 +

Республиканский центр Лето rcleto.ru - - + 5 -

5 Информация с официального сайта Федерального агентства по туризму. URL: https://tourism.gov.ru/

6 Сост. на осн. данных с оф. сайтов туроператоров.

Например, на сайте «Бюро путешествий Казань» присутствует наполненность контента с описанием именно детских анимационных программ, которые отсутствуют в общем реестре туров. Так, присутствуют программы школьных туров с названиями «Удиви меня, Казань», «Казань - татарская столица», «Здравствуй, Казань!», «Казанская тюбетейка», «Золотые узоры Татарстана», «Тюбетейка», «Столица и провинции Татарстана», «Две столицы - две истории», в том числе со «сторителлин-говыми» и «неттинговыми» названиями: «Сказки старого Булака», «Сказ о Никите Стрельце», «Сказ о царе Иване и царице Сююмбике». Преимуществом туроперато-

Рис. 4 - Две сестрички бабки-ёжки Ягашка и Огашка в интерактивной программе «Черемуховый бал»7

Fig. 4 - Two grandmother sisters of the hedgehog Yagashka and Ogashka in the interactive program "Bird cherry ball"

ра выступает наличие анимационных и интерактивных программ в рамках отдельных туров. Так, в тур «Сказ о Никите Стрельце» включена интерактивная программа «Сказ о Никите-Стрельце и царице Сююмбике», в тур «Сказки старого Булака» включена интерактивная программа «Стрелецкие забавы». В отдельные туры включены мастер-классы, например мастер-класс по вышиванию бисером включен в тур «Казанская тюбетейка».

Туроператор ООО «Трэвэл-Эндвок», г.Казань на своем официальном сайте не выделяет отдельно детские туры. Таким

7 Интерактивная программа «Черемуховый бал». Фото с оф. сайта ООО «Трэвэл-Эндвок», Ка-зань.URL: http://tw-tour.ru/shkolniki/vypusknye/ cheremuxovyj-bal

образом, можем предположить, что туры, выделенные на официальном комитета адаптируются при необходимости под школьные группы. Преимуществом предложений туроператора является наличие интересных анимационных программ с названиями «Черемуховый бал», «Выпускной в старой крепости», «В гостях у лесного духа», а также интерактивная программа «Ожерелье для Хана».

Вместе с тем, на сайте не указаны требования для школьных групп, стоимость школьных туров. Предлагаемые программы однодневные, не включены в детские туры.

На сайте туроператора «Лидер Казань» отражена наибольшая информация о школьных турах. Этот туроператор на рынке туризма работаем более пяти лет. Преимуществом контента сайт является возможность фильтрации предпочтений и выбора школьных туров в зависимости от продолжительности и сезона. Туроператор предлагает 37 школьных туров. При этом часть туроператор предлагает также школьные туры Татарстану. Интерактивные программы для разных возрастных школьных групп туроператор предлагает в нескольких турах: в школьном туре «Как время катится в Казани золотое» предлагается интерактивная программа «Сказ Казанского Кота», а также интерактивная программа и мастер-класс «Алешкины лепешки», тур под названием «Казань сквозь столетья» включает мастер-

Рис. 5 - Интерактивная программа «Ожерелье для Хана»

Fig. 5 - Interactive program "Necklace for Khan"

8 Интерактивная программа «Ожерелье для Хана». Фото с оф. сайта ООО «Трэвэл-Эндвок», Казань.URL: http://tw-tour.ru/glavnaya/ozherele-dlya-xana

классы «Искусство арабской каллиграфии» и «Роспись по стеклу».

Рис. 6 - Мастер-класс «Алешкины лепешки»9

Fig. 6 - Master class "Aleshkin's cakes"

Рис. 7 - Мастер-класс «Искусство арабской каллиграфии»10

Fig. 7 - Master class "The Art of Arabic Calligraphy"

Туристско-информационный центр г. Казани наряду с туроператорами занимается организацией групповых и индивидуальных экскурсий по Казани и Республике Татарстан и организацией национальных интерактивных программ. ТИЦ Казани предлагает девять мастер-классов под названиями «Мастер-класс по игре на татарской гармошке», мастер класс «Алешкины лепешки», мастер-класс «Мельница», мастер-класс «Песочная анимация», мастер-класс «Казанский кот», мастер-класс «Древние орнаменты на стекле», мастер-класс «Эбру», «Мастер-класс национальной кухни».

9 Мастер-класс «Алешкины лепешки». Фото с оф. сайта ТИЦ Казани.URL: https://kazantravel. ru/tпp/serv¡ces/master-klassy/87-master-klass-aljoshk¡ny-lepeshk¡

10 Мастер-класс «Искусство арабской каллиграфии». Фото с оф. сайта туроператора «Лидер Ка-зань».URL: https://to-kazan.ru

Также в предлагаемых ТИЦ Казани интерактивных программах значатся такие, как «Татарский Каляпуш», «Забавы по-татарски», «Ладья», квест - экскурсия с Казанским Котом, костюмированная экскурсия «В гостях у госпожи Орловой», интерактивная программа «Стрелецкие забавы», «Неказань», «Татарский костюм», «Ожившая экспозиция» - театрализованная экскурсия, квест «Назад в будущее», «Фаролео» (вечерняя интерактивная программа в сопровождении «фонарщика»).

В качестве отрицательного момента можно отметить отсутствие на сайте ТИЦ

Рис. 8 - Мастер-класс «Казанский кот»11

Fig. 8 - Master class "Kazan cat"

Рис. 9 - Интерактив «Фаролеро»12

Fig. 9 - Interactive program "Farolero"

Казани в рамках фильтрации туров выбора школьных туров и интерактивных программ.

11 Мастер-класс «Казанский кот». Фото с оф. сайта ТИЦ Казани.URL: https://kazantravel.ru/ tr¡p/serv¡ces/¡nterakt¡v/78-kvest-ekskurs¡ya-s-kazansk¡m-kotom

12 Интерактив «Фаролеро». Фото с оф. сайта ТИЦ Казани.URL: https://kazantravel.ru/tnp/ serv¡ces/¡nterakt¡v/74-farolero/

Стоимость школьных программ

Разнообразие вариантов школьных туристских программ

Рис. 10- Сравнительнаякарта туроператоров г. Казани, организующих школьные туры

Год. 10 - тар о0 сотратБоп орооиг орогасоп/п Кагор, орегтд 1сИоо1 аоик

Следует рассмотреть также государственное бюджетное учехждение «Ре-сптУликанский цента по °Рга низации оз-доновл ения, отдыха и итнтоктх деток и нодростков «оето», у^б^ли работе детских тз1цoеоынeeлкeыx всех

видов отдыха в Республике Татарстан. В направления деятельности ГБУ «Лето» ваодит, в тое числе коно«льтэцие по ер-гeвизaцип eлшиx ааходтв по Peepр0uиеe На с^те о^анизацан перет чис^хтры детскак т^ истские ма^ругы поте рритории РТ для детей возрастом не мтадши 7 лна, рекьоиадyнеы е для вы -асонееня ь^одм ГГО о пpoсрдeнат теxoдт« в ыходкого дня, а тьтже «^^кс^мииву «иpиьтк«вe пан—рнат^очставленные ООО «Федтрдцин портивного туризма РТ». По-ледитооьными фaeтoоaми дepтeльнocти сфган из^ит явлыцссе описание тт етювьний к оpганснaции драыисторист-ских походов.

В целом, отметим, что детские ту-«лсткнее мсeшpyты и Pecпyбликe Тинар-стгэн мното^азаы. Т^оператсфы плвд> лапаюю н^(^^урсио!^ные, о(5раыоооктосныт пpлуeaммы в рамках евтоуудвых тур— в пешть мвтшротоо а элементоти дьтерак-eскн ое нылфадмы и с включентем ма-кеeт-клсьcос. окажи пынт^1^1

в рамках пешего и водного туризма. Вместе с тем основная масса предлагаемых школьных программ ориентирована ва столицу Дaтapcтaнa и Лтизлeжeщиe ^оотда и цпcтoпpимeчaаeльнocти Рвияжьк,Раифа, Болгар, Елабуга, Чистополь.

В то же время без внимания остаются истлуичовки зpонидыe иайлнп pцuцyЦоц-ки, eкдулeуввlт т-натон сeиpoдop, лaueт-ложенные юшолп т дцaтoчeдуpeки Пaмe. Cтeдeнтаыи cиициaлиeнeуыпицаlx нтправ-лений тоодоие paзeт0uтывaютcс

приключенческие детские турпродукты познавательной направленности для школьных грптк и лдвеанием интерактивных тpoфсдм нцлeгeу дам, пометам и доие-|эьям Татар-одны °одс>бные ктд

втоычают в себи глоодс е села «'^"^^^(^ткаи: Казань; Елабуга; Муслюмово; Сарманово; тодние Бугyлоде и дт

Выооды

Bu-кeотых, еа твВтах тсех трeoпepa-тцтос oтcотссeeют тpeЦцвaния к сигани-зации детских туров и рекомендации для |т^1еител<^е. Также отсутатвуютдса^^ыо по oУсыeтeльнлдт страхованию пть opгaнв-зации ыe'Дыаpтypoп ; чонpecoеьaв-

ляет лишь государственное бюджетное учреждение «Республиканский центр по о^анвеацит оздо|эовллнтя, и оа-

ниeсeти дете« и ксдeсьткoв «Лето», та ко^е тюто3— н^дотааоены °екомлн-дкциц пе сторо скольок к и в походы. Отныка дaнноeпpeдпти ятие «к якояeтка полалциуиеlм трeпepaторыт и ры онс-тматриаали это предприятие в порядке исключения.

Во-вторых, основная часть рассмо-аренндх осми иипoпеоотopoв не вы1цeуяeт дкцоьцыe тол^l отдельным буuьып. Прод-полагается, что все представленные туры, подходят для школьных групп, однако, по

нашему мнению, туры должны быть интересны и адаптированы для детей.

В-третьих, на официальных сайтах отдельных туроператоров представлены предлагаемые интерактивные программы и мастер-классы. Однако не по всем программам можно четко определить адаптацию для школьников, зачастую эти программы перенацеливаются на надлежащую целевую аудиторию в соответствии с поступившим запросом от клиентов.

В-четвертых, не можем не отметить достаточно высокую цену на интерактивные программы и мастер-классы для школьных групп. В условиях, когда государство стимулирует детский туризм, когда принят ряд соответствующих

нормативных актов, в том числе Стратегия развития туризма в Российской Федерации на период до 2035 года, большая часть интерактивных программ из-за высокой цены не доступна для родителей школьников, в целом, это тормозит развитие детского экскурсионного туризма. Как прописано в Стратегии развития туризма, социальный характер детского туризма заключается в оплате государством перечисленных услуг и стимулировании частоты поездок и увеличении доступности путешествия с семьей или детей отдельно от родителей. Однако высокая стоимость предлагаемых школьных туров и интерактивных программ идет вразрез с принятыми критериями стимулирования детского туризма.

Список источников

1. Акопян М.Г., Олехнович С.А., Федотова В.Н. Анализа состояния и перспективы развития отрасли детского туризма в Российской Федерации // Вестник Омского университета. Серия: Экономика. 2016. №2. С. 120127.

2. Ананекова А.О. Образовательный туризм как одно из направлений детского туризма // В сб.: Актуальные направления научных исследований: перспективы развития: Сб. мат. IV Междунар. науч.-практ. конф. В 2-х тт. 2017. С. 123-126.

3. Голикова О.М. Особенности сервисного пространства в детском туризме // Сервис в России и за рубежом. 2014. №3(50). С. 35-43.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Голикова О.М. Детский туризм в России: рекомендации для развития // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2016. № 5-4. С. 681-682.

5. Дусенко С.В. Развитие детского туризма в России: проблемы в законодательстве // Туризм и гостеприимство. 2016. №2. С. 38-41.

6. Ведерников В.П. Детский туризм как социокультурный фактор социализации детей // Курорты. Сервис. Туризм. 2016. №1(30). С. 110-113.

7. Вапнярская О.И. Развитие детского туризма: основные статистические метрики // Сервис в России и за рубежом. 2018. Т.12. №2(80). С. 46-58.

8. Золотарева Ю.В., Золотарева У.И. Развитие детского туризма в регионах Российской Федерации // В сб.: Проблемы и социальная адаптация молодежи: Сб. докл. Всеросс. науч.-практ. конф. с междунар. уч., 2019. С. 47-54.

9. Казанцев В.В. Детский отдых, туризм и путешествия - проблемы цивилизованного развода // Вестник Академии детско-юношеского туризма и краеведения. 2017. №S1 (126). С. 75-84.

10. Карпова Ю.И., Романова И.А., Юрченко М.В. Характеристика понятия «детский туризм». Классификация видов туризма // Региональные географические исследования: Сб. науч. тр. / Под ред. А.В. Погорелова. Краснодар, 2020. С. 234-237.

11. Караваев Н.В., Бармина О.Н. Детский туризм и отдых в России: проблемы правового регулирования и перспективы совершенствования // Российская юстиция. 2020. №2. URL: http://www.consultant.ru/ (Дата обращения: 10.08.2020).

12. Лаптев Н.В. Детский туризм и его особенности // Молодежь, наука творчество: Мат. XIV межвуз. науч.-практ. конф. студ. и асп. 2016. С. 283-285.

13. Минченко В.Г., Овчинников Ю.Д. Сфера детского туризма в контексте главной проблемы - обеспечения безопасности // Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация. 2017. Т. 2. № 2. С. 112-116.

14. Морозова М.А., Григорьева Д.К. Формирование кадрового потенциала сферы детского туризма // Петербургский экономический журнал. 2015. №1. С. 52-61.

15. Саранча М.А., Вапнярская О.И. Феномен детского туризма как предмет классификации: проблемы и основные направления // Сервис в России и за рубежом. 2018. Т. 12. №3 (81). С. 39-49.

16. Стахина М.В., Морозова Л.Д. Проблемы профессиональной ориентации помощников инструкторов в сфере детского туризма // E-Scio. 2019. № 12(39). С. 10-16.

17. Хетагурова В.Ш., Сучков С.Н., Чекамеева А.А. Детский туризм как приоритетное направление социального туризма на территории Российской Федерации // Туризм и гостеприимства сквозь призму инноваций: Сб. ст. III науч.-практ. конф., 2018. С. 174-176.

References

1. Akopyan, M. G., Olekhnovich, S. A., & Fedotova, V. N. (2016). Analiza sostojanija i perspektivy razvitija otrasli detskogo turizma v Rossijskoj Federacii [Analysis of the state and prospects of development of the industry of children's tourism in the Russian Federation]. Vestnik Omskogo universiteta. Serija: Ekonomika [Bulletin of Omsk University. Series: Economics], 2, 12-127. (In Russ.).

2. Ananekova, A. O. (2017). Obrazovatel'nyj turizm kak odno iz napravlenij detskogo turizma [Educational tourism as one of the directions of children's tourism]. Aktual'nye napravlenija nauchnyh issledovanij: perspektivy razvitija [Actual directions of scientific research: development prospects]. Collection of materials of the IV International scientific and practical conference. In 2 parts, 123-126. (In Russ.).

3. Golikova, O. M. (2014). Osobennosti servisnogo prostranstva v detskom turizme [Features of the service space in children's tourism]. Servis v Rossii i za rubezhom [Service in Russia and abroad], 3 (50), 35-43. (In Russ.).

4. Golikova, O. M. (2016). Detskij turizm v Rossii: rekomendacii dlja razvitija [Children's tourism in Russia: recommendations for development] Mejdunarodnyi zhurnal prikladnych i foundamentalnych issledovaniy [Int. journal applied and fundamental investigate], 5-4, 681-682. (In Russ.).

5. Dusenko, S. V. (2016). Razvitie detskogo turizma v Rossii: problemy v zakonodatel'stve [Development of children's tourism in Russia: problems in legislation]. Turizm i gostepriimstvo [Tourism and Hospitality], 2, 38-41. (In Russ.).

6. Vedernikov, V. P. (2016). Detskij turizm kak sociokul'turnyj faktor socializacii detej [Children's tourism as a socio-cultural factor in the socialization of children]. Kurorty. Servis. Turizm [Resorts. Service. Tourism], 1 (30), 110-113. (In Russ.).

7. Vapnyarskaya, O. I. (2018). Razvitie detskogo turizma: osnovnye statisticheskie metriki [Development of Children's Tourism: Basic Statistical Metrics]. Servis v Rossii i za rubezhom [Service in Russia and Abroad], 12, 2 (80), 46-58. (In Russ.).

8. Zolotareva, Yu. V., & Zolotareva, U. I. (2019). Razvitie detskogo turizma v regionah Rossijskoj Federacii [Development of children's tourism in the regions of the Russian Federation]. Problemy isocial'naja adaptacija molodezhi [Problems and social adaptation of youth]. Collection of reports of the All-Russian Scientific and Practical Conference with International Participation, 47-54. (In Russ.).

9. Kazantsev, V. V. (2017). Detskij otdyh, turizm i puteshestvija - problemy civilizovannogo razvoda [Children's rest, tourism and travel - the problem of civilized divorce]. Vestnik Akademii detsko-junosheskogo turizma i kraeve-denija [Bulletin of the Academy of Children and Youth Tourism and Local History], 1 (126), 75-84. (In Russ.).

10. Karpova, Yu. I., Romanova, I. A., & Yurchenko, M. V. (2020). Harakteristika ponjatija «detskij turizm». Klassifi-kacija vidov turizma [Characteristics of the concept of "children's tourism". Classification of types of tourism]. Regional'nye geograficheskie issledovanija [Regional geographic studies]. Collection of scientific papers. Under the general editorship of A. V. Pogorelova. Krasnodar, 234-237. (In Russ.).

11. Karavaev, N. V., & Barmina, O. N. (2020). Detskij turizm i otdyh v Rossii: problemy pravovogo regulirovanija i perspektivy sovershenstvovanija [Children's tourism and recreation in Russia: problems of legal regulation and prospects for improvement]. Rossijskaja yusticija [Russian Justice], 2. URL: http://www.consultant.ru/ (Accessed on: 10.08.2020). (In Russ.).

12. Laptev, N. V. (2016). Detskij turizm i ego osobennosti [Children's tourism and its features]. Molodezh' nauka tvorchestvo [Youth, science, creativity]. Materials of the XIV interuniversity scientific-practical conference of students and graduate students, 283-285. (In Russ.).

13. Minchenko, V. G., & Ovchinnikov, Yu. D. (2017). Sfera detskogo turizma v kontekste glavnoj problemy — obe-spechenija bezopasnosti [The sphere of children's tourism in the context of the main problem - ensuring safety]. Fizicheskaja kul'tura. Sport. Turizm. Dvigatel'naja rekreacija [Physical culture. Sport. Tourism. Motor recreation], 2(2), 112-116. (In Russ.).

14. Morozova, M. A., & Grigorieva, D. K. (2015). Formirovanie kadrovogo potenciala sfery detskogo turizma [Formation of human resources in the sphere of children's tourism]. Peterburgskij ekonomicheskij zhurnal [Petersburg Economic Journal], 1, 52-61. (In Russ.).

15. Sarancha, M. A., & Vapnyarskaya, O. I. (2018). Fenomen detskogo turizma kak predmet klassifikacii: problemy i osnovnye napravlenija [The phenomenon of children's tourism as a subject of classification: problems and main directions]. Servis v Rossii i za rubezhom [Service in Russia and Abroad], 12(3), 39-49. (In Russ.).

16. Stakhina, M. V., & Morozova, L. D. (2019). Problemy professional'noj orientacii pomoshhnikov instruktorov v sfere detskogo turizma [Problems of vocational guidance of instructor assistants in the field of children's tourism]. E-Scio, 12(39), 10-16. (In Russ.).

17. Khetagurova, V. Sh., Suchkov, S. N., & Chekameeva, A. A. (2018). Detskij turizm kak prioritetnoe napravlenie social'nogo turizma na territorii Rossijskoj Federacii [Children's tourism as a priority area of social tourism in the Russian Federation]. Turizm i gostepriimstva skvoz' prizmu innovacij [Tourism and hospitality through the lens of innovation]. Collection of articles of the III scientific-practical conference, 174-176. (In Russ.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.