Научная статья на тему 'СООТНОШЕНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА РОДИТЕЛЕЙ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ И ОСОБЕННОСТЕЙ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ'

СООТНОШЕНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА РОДИТЕЛЕЙ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ И ОСОБЕННОСТЕЙ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
137
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ / ВНУТРИЛИЧНОСТНЫЙ ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ / МЕЖЛИЧНОСТНЫЙ ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИЕ ОТНОШЕНИЯ / ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ / ОСОЗНАННОЕ РОДИТЕЛЬСТВО

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Иванова Кристина Анатольевна

Проблема исследования, представленного в публикации, состоит в поиске ответа на вопрос о соотношении между особенностями эмоционального интеллекта родителей старших дошкольников и качеством детско-родительских отношений. Эти отношения предопределяют стили воспитания, влияющие на эмоциональную культуру детей дошкольного возраста, которые сензитивны к особенностям эмоциональных стереотипов взаимодействий с ними родителей. Представлены результаты диагностического исследования в выборке молодых родителей дошкольников, характеризующие два аспекта эмоционального интеллекта: межличностный и внутриличностный. Выявлено наличие рассогласованности между тем, как оцениваются эти аспекты родителями. Показано, что половина респондентов в выборке родителей оценивают свой внутриличностный эмоциональный интеллект высоко, но фиксируют наличие невысоких уровней межличностного эмоционального интеллекта. Это находит выражение в растерянности родителей в ситуациях конфликтов с детьми и взрослыми. Следствием выступает доминирование у более, чем половины родителей неустойчивости воспитательных стилей. Выявлены значимые коэффициенты корреляции между показателями выраженности непродуктивных детско-родительских отношений и определенными показателями внутриличностного и межличностного эмоционального интеллекта. Анализ наличия значимых коэффициентов корреляции детализирован для подгрупп родителей с более высокими и менее высокими показателями эмоционального интеллекта. Такие показатели как «неразвитость родительских чувств», «чрезмерность требований к ребенку», «игнорирование потребностей ребенка», «потворствование» связаны с низкими показателями понимания своих и чужих эмоций. Подчеркивается практическое значение результатов проведенной диагностики для оформления программы сопровождения у молодых родителей более высоких уровней осознания своих эмоциональных стереотипов, их преодоления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Иванова Кристина Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE RATIO OF THE EMOTIONAL INTELLIGENCE OF PARENTS OF OLDER PRESCHOOLERS AND THE FEATURES OF CHILD-PARENT RELATIONS

The problem of the research presented in the publication is to find an answer to the question of the relationship between the characteristics of the emotional intelligence of parents of older preschoolers and the quality of child-parent relations. These relationships determine parenting styles that affect the emotional culture of preschool children, who are sensitive to the peculiarities of emotional stereotypes of parents' interactions with them. The results of a diagnostic study in a sample of young preschool parents characterizing two aspects of emotional intelligence: interpersonal and intrapersonal are presented. The presence of inconsistency between how these aspects are evaluated by parents is revealed. It is shown that half of the respondents in the sample of parents rate their intrapersonal emotional intelligence highly, but record the presence of low levels of interpersonal emotional intelligence. This is expressed in the confusion of parents in situations of conflict with children and adults. The consequence is the dominance of more than half of the parents of the instability of educational styles. Significant correlation coefficients were revealed between indicators of the severity of unproductive child-parent relationships and certain indicators of intrapersonal and interpersonal emotional intelligence. The analysis of the presence of significant correlation coefficients is detailed for subgroups of parents with higher and lower indicators of emotional intelligence. Such indicators as «underdevelopment of parental feelings», «excessive demands on the child», «ignoring the needs of the child», «indulgence» are associated with low indicators of understanding their own and others' emotions. The practical significance of the results of the diagnosis is emphasized for the design of the support program for young parents of higher levels of awareness of their emotional stereotypes, their overcoming.

Текст научной работы на тему «СООТНОШЕНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА РОДИТЕЛЕЙ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ И ОСОБЕННОСТЕЙ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ»

Мир науки. Педагогика и психология / World of Science. Pedagogy and psychology https ://mir-nauki.com 2023, Том 11, № 2 / 2023, Vol. 11, Iss. 2 https://mir-nauki.com/issue-2-2023.html URL статьи: https://mir-nauki.com/PDF/29PSMN223.pdf Ссылка для цитирования этой статьи:

Иванова, К. А. Соотношение эмоционального интеллекта родителей старших дошкольников и особенностей детско-родительских отношений / К. А. Иванова // Мир науки. Педагогика и психология. — 2023. — Т. 11. — № 2. — URL: https://mir-nauki.com/PDF/29PSMN223.pdf

For citation:

Ivanova K.A. The ratio of the emotional intelligence of parents of older preschoolers and the features of child-parent relations. World of Science. Pedagogy and psychology. 2023; 11(2): 29PSMN223. Available at: https://mir-nauki.com/PDF/29PSMN223.pdf. (In Russ., abstract in Eng.)

УДК 159.922.7:316.47-053.4

Иванова Кристина Анатольевна

БУ «Сургутский государственный педагогический университет», Сургут, Россия

Аспирант E-mail: Kristina954@bk.ru

Научный руководитель: Шибаева Людмила Васильевна

БУ «Сургутский государственный педагогический университет», Сургут, Россия

Научный руководитель кафедры «Психологии» Доктор психологических наук, профессор

Соотношение эмоционального интеллекта родителей старших дошкольников и особенностей детско-родительских отношений

Аннотация. Проблема исследования, представленного в публикации, состоит в поиске ответа на вопрос о соотношении между особенностями эмоционального интеллекта родителей старших дошкольников и качеством детско-родительских отношений. Эти отношения предопределяют стили воспитания, влияющие на эмоциональную культуру детей дошкольного возраста, которые сензитивны к особенностям эмоциональных стереотипов взаимодействий с ними родителей. Представлены результаты диагностического исследования в выборке молодых родителей дошкольников, характеризующие два аспекта эмоционального интеллекта: межличностный и внутриличностный. Выявлено наличие рассогласованности между тем, как оцениваются эти аспекты родителями. Показано, что половина респондентов в выборке родителей оценивают свой внутриличностный эмоциональный интеллект высоко, но фиксируют наличие невысоких уровней межличностного эмоционального интеллекта. Это находит выражение в растерянности родителей в ситуациях конфликтов с детьми и взрослыми. Следствием выступает доминирование у более, чем половины родителей неустойчивости воспитательных стилей. Выявлены значимые коэффициенты корреляции между показателями выраженности непродуктивных детско-родительских отношений и определенными показателями внутриличностного и межличностного эмоционального интеллекта. Анализ наличия значимых коэффициентов корреляции детализирован для подгрупп родителей с более высокими и менее высокими показателями эмоционального интеллекта. Такие показатели как «неразвитость родительских чувств», «чрезмерность требований к ребенку», «игнорирование потребностей ребенка», «потворствование» связаны с низкими показателями понимания своих и чужих эмоций. Подчеркивается практическое значение результатов проведенной диагностики для оформления программы сопровождения у молодых родителей более высоких уровней осознания своих эмоциональных стереотипов, их преодоления.

Ключевые слова: эмоциональный интеллект; внутриличностный эмоциональный интеллект; межличностный эмоциональный интеллект детско-родительские отношения; дошкольный возраст; осознанное родительство

Актуальность темы исследования обусловлена тем, что в современной психологии возрастает интерес к изучению влияния особенностей эмоционального интеллекта на межличностные отношения. Одним из наиболее актуальных ракурсов исследования является изучение развития эмоционального интеллекта ребенка под влиянием значимых взрослых. Известно, что между родителями и детьми складываются различные взаимоотношения, определенные стили воспитания, предполагающие мало осознаваемые стереотипы эмоционального реагирования на различные аспекты отношений и событий, предопределяющие социализацию детей и их психологические качества [1-3].

Влияние детско-родительских отношений на становление личности ребенка подчеркивается в большом цикле исследований среди отечественных и зарубежных авторов (А.С. Спиваковская, М.И. Лисина, Дж. Боулби, Э.Г. Эйдемиллер, В.В. Юстицкис и др.).

Ряд исследователей (И.Н. Андреева, П. Сэловей, Д. Гоулман, Ю.Б. Гиппенрейтер и др.) отмечают, что в дошкольный период происходит обогащение эмоциональной сферы детей: развивается эмпатия, эмоциональное предвосхищение реакций других людей на те или иные действия ребенка, формируются умения обозначать и конкретизировать эмоциональные состояния [4].

Проблема исследования развития эмоционального интеллекта (ЭИ) современных дошкольников остается далеко не изученной. Термин эмоционального интеллекта было оформлено в известных работах Майкла Белдока в 1964 году, и затем явление, обозначенное этим понятием, стало изучаться как в зарубежных, так и отечественных исследованиях [5-10].

Среди отечественных авторов известны исследования эмоционального интеллекта таких авторов как Д.В. Люсин, О.А. Гулевич, С.П. Деревянко, И.Н. Андреева и другие. Отмечается, что эмоциональный интеллект можно представить, как конструкт, имеющий двойственную природу, связанный с когнитивными способностями и личностными характеристиками [4; 5]. Дмитрий Владимирович Люсин выделяет такие параметры эмоционального интеллекта как межличностный и внутриличностный. Как межличностный (направлен на окружающих), так и внутриличностный (направлен на себя), эмоциональный интеллект проявляется в умении понимать свои эмоции и эмоции окружающих, идентифицировать их, управлять ими.

Мойра Миколджек, Джеймс Дж. Гросс и Изабель Роскам проводили исследовали феномен родительского выгорания [11]. Они выявили, что данный феномен достаточно широко распространен и выражается в интенсивном истощении связанным с повышенной эмоциональностью. Родители, которые подвержены такому выгоранию, не могут найти адекватных способов своего эмоционального состояния и отдаляются от детей из-за стремления быть «идеальными» родителями. Безусловно, это негативно выражается в детско-родительских взаимоотношениях [11].

Связь эмоционального интеллекта и стилей воспитания изучалась Азаде Мусави и Юхари Румайи [12]. Изучая стили воспитания и особенности эмоционального интеллекта детей в семьях с разными семейными субкультурами, они пришли к выводу, что родители выбирают стиль воспитания в зависимости от уровня своего эмоционального интеллекта.

Введение

Альберт Алегро занимался изучением влияния эмоционального интеллекта матерей на особенности воспитания детей. В процессе исследования он доказал, что связь существует и то, что требуется детализация того, каково влияние личностных особенностей на уровень эмоционального интеллекта родителей и на стиль воспитания [13].

Исследования этого направления указывают на то, что при обосновании оптимальных путей психолого-педагогического сопровождения родителей дошкольников востребованной является проблема изучения влияния эмоционального интеллекта родителей на детско-родительские отношения, которые, в свою очередь, оказывают влияние на эмоциональную атмосферу семьи и эмоциональную культуру ребенка [4; 8; 10].

Как известно, в цикле исследований детско-родительских отношений выделяют спектр продуктивных и непродуктивных детско-родительских отношений. На основе применения методики «Анализ семейных взаимоотношений» Эйдемиллера Э.Г., Юстицкиса В.В. возможно выделить такой спектр отношений как: гипопротекция и гиперпротекция, потворствование, игнорирование потребностей ребенка, чрезмерность или недостаточность требований-обязанностей, чрезмерность или недостаточность требований-запретов, чрезмерность или минимальность санкций [14].

Цель исследования, представленного в данной публикации, состояла в установлении соотношения между особенностями детско-родительских отношений в семье дошкольника и особенностями эмоционального интеллекта родителей.

Методы и материалы

В качестве методов исследования использовались методики: «Анализ системы взаимоотношений» Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В.В. [14] и методика «Эмоциональный интеллект («ЭмИн») Д.В. Люсина [15], беседа с родителями по результатам диагностики.

Выборку испытуемых составили 36 родителей детей старшего дошкольного возраста, представляющие семейные пары (отец и мать ребенка). Возраст родителей составил от 25 до 36 лет.

Результаты

Результаты исследования особенностей эмоционального интеллекта родителей представлены в таблице 1.

Таблица 1

Доля родителей с различными уровнями развития эмоционального интеллекта по результатам методики Д.В. Люсина (%)

Шкала Очень низкий Низкий Средний Высокий Очень высокий

Межличностный эмоциональный интеллект 33,3 16,6 22,2 22,2 5,5

Внутриличностный эмоциональный интеллект 8,3 27,7 13,8 16,6 33,3

Составлено/разработан автором

Анализ результатов показывает, что преобладает очень низкие и низкие уровни межличностного эмоционального интеллекта. Однако, показатели внутриличностного эмоционального интеллекта отмечаются как высокие и очень высокие у 50 % респондентов.

Родители, отвечая на вопросы методики, оценивают себя как таких, которые могут справляться со своими эмоциями, могут контролировать их. Однако, анализируя взаимоотношения со своими детьми или окружающими людьми, они признаются, что есть трудности в области управления эмоциями, прежде всего, с контролем негативных эмоций. Это свидетельствует о том, что репертуар способов организации адекватных эмоциональных взаимодействий с дошкольниками у родителей ограничен и нуждается в обогащении, в изменении сложившихся стереотипов эмоционального реагирования.

Результаты обследования родителей по методике, позволяющей выявить доминирование определенных видов детско-родительских отношений представлена в таблице 2.

Таблица 2

Доля родителей (в %) с определенными видами детско-родительских отношений по результатам методики Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В.В.

№ п/п Критерий исследования Результат в %

1 Потворствование 33,3

2 Игнорирование потребностей ребенка 36,1

3 Чрезмерность требований 36,1

4 Недостаточность требований-обязанностей 55,5

5 Неустойчивость стиля воспитания 61,1

6 Воспитательная неуверенность 30,5

7 Неразвитость родительских чувств 58,3

Составлено/разработан автором

Результаты указывают на то, что у большинства родителей преобладает неустойчивость стиля воспитания (22 родителя) и неразвитость родительских чувств (21 родитель).

По двум шкалами — «Игнорирование потребностей ребенка» и «Чрезмерность требований» показатели составили 13 родителей. Шкала «Чрезмерности требований» характеризует родителей тем, что они предъявляют к ребенку завышенные требования, не соответствующие ему. По шкале «Недостаточность требований-обязанностей» родители показали высокие результаты (20 испытуемых). В беседе выяснилось, что родители считают, что у детей недостаточно обязанностей в семье, но и то, что родители не умеют привлекать детей к этому.

Родители с доминированием стиля «Потворствование» (12 испытуемых) характеризуется как стремящиеся к максимальному и некритичному удовлетворению любых потребностей ребенка. Стиль отношения «Игнорирование потребностей ребенка» противоположен «потворствованию», отношения родителей характеризуется недостаточным стремлением удовлетворять потребности ребенка, особенно потребность в эмоциональном контакте, общении с родителем Родителей с таким стилем оказалось 13 человек.

Для характеристики соотношения между показателями эмоционального интеллекта и доминирующими видами детско-родительских отношений применялась процедура корреляционного анализа Спирмена. Вся выборка родителей была поделена на две подгруппы — родители с более высокими показателями эмоционального интеллекта и родители с более низкими показателями.

Результаты проверки значимости коэффициента корреляции Спирмена в подгруппе родителей с менее высокими показателями ЭИ и выраженностью у них показателей определенного стиля воспитания представлены в таблице 3.

Таблица 3

Показатели значимости коэффициентов корреляции в выборке родителей с менее высокими показателями ЭИ (36 чел.)

Детско-родительские отношения

Параметры ЭИ Недостаточность требований-обязанностей Воспитательная неуверенность

Понимание чужих эмоций K = 0.517 при p < 0.05

Понимание своих эмоций K = 0.517 при p < 0.05

Управление своими эмоциями K = 0.496 при p < 0.05 K = 0.517 при p < 0.05

Контроль экспрессии K = 0.517 при p < 0.05

Составлено/разработан автором

Анализ показывает наличие тенденции к статистически значимой связи между шкалой «недостаточность требований-обязанностей» и показателями «понимание своих и чужих эмоций», «управление своими эмоциями»; между показателями шкалы «воспитательная неуверенность» родителей и умением контролировать свои эмоции, уровнем экспрессии родителей.

Аналогичная процедура выявления статистически значимых связей между показателями эмоционального интеллекта и доминирующими детско-родительскими отношениями была проведена в подгруппе родителей с более высокими показателями ЭИ.

Таблица 4

Показатели статистически значимых коэффициентов корреляционного анализа в выборке родителей с высокими показателями ЭИ (36 чел.)

Детско-родительские отношения

Параметры ЭИ Чрезмерность требований Недостаточность требований-обязанностей Воспитательная неуверенность

Понимание чужих эмоций K = 0.608 (при p < 0.01) K = 0.6 (при p < 0.05) K = 0.675 (p < 0.01)

Понимание своих эмоций K = 0.6 (при p < 0.05) K = 0.517 (при p < 0.05)

Контроль экспрессии K = 0.6(при p < 0.05)

Составлено/разработан автором

Результаты подтвердили тенденцию к значимой связи между шкалами «чрезмерность требований» родителей и их пониманием чужих эмоций, шкалой «воспитательная неуверенность» и умением понимать свои и чужие эмоции, шкалой «недостаточность требований-обязанностей» и уровнем понимания своих и чужих эмоций, а также уровнем экспрессии.

Данные о наличии связи в группе респондентов с высокими и низкими показателями ЭИ оказались похожи (связаны шкалы «недостаточность требований-обязанностей» и «понимание своих и чужих эмоций», и «контроль экспрессии», а также шкалы «воспитательная неуверенность» и «понимание своих и чужих эмоций»).

Для уточнения данных с родителями проводилась беседа. В ходе беседы было выявлено, что высокие результаты по шкале «Воспитательная неуверенность» были получены в группе родителей, которые считают себя недостаточно компетентными понимании причин эмоциональных состояний ребенка. Это порождает тревогу «сделать что-то не так» в воспитании ребенка. Как показали результаты беседы, родители часто не вполне адекватно характеризуют собственную эмоциональную компетентность, приписывают себе не совсем верные оценки своих возможностей управлять эмоциями, проявлять или не проявлять экспрессию. Это свидетельствует о необходимости в процессе сопровождения осознанного родительства обратить особое внимание на занятия, активизирующие рефлексию эмоциональных стилей и сложившихся у родителей мало осознаваемых стереотипов общения и взаимодействия с детьми и друг с другом.

Связь детско-родительских отношений с качествами эмоционального интеллекта была выразительно подтверждена наличием статистически значимых коэффициентов корреляции. Полученные результаты позволяют углубить и детализировать содержание и процедуры проведения занятий в составе программы для молодых родителей, ориентированной на рефлексию мало осознаваемых эмоциональных стереотипов взаимодействия с детьми, которые оказывают влияние на формирующуюся эмоциональную культуру дошкольников.

ЛИТЕРАТУРА

1. Боулби, Дж. Создание и разрушение эмоциональных связей. — М.: Академический проект, 2006. — 232 с. ISBN 5-8291-0376-1. Текст: непосредственный.

2. Николаева, Е.И., Меренкова В.С. Мать и здоровый ребенок. — Елец: Елецкий государственный университет имени И.А. Бунина, 2014. — 148 с. ISBN 978-594809-709-1. Текст: электронный.

3. Маргун, И.П. Детско-родительские отношения в контексте позитивной психологии // Инициативы XXI века. 2012. № 1. — С. 113-114. ISSN: 2073-4131. Текст: электронный.

4. Андреева, И.Н. Азбука эмоционального интеллекта. — СПб.: БХВ-Петербург, 2012. — 212 с. ISBN 978-5-9775-0795-0 Текст: непосредственный.

5. Наймушина, Л.М. История становления понятия «эмоциональный интеллект» в психологической науке. Педагогика: история, перспективы. 2020. Том. 3. № 4. с. 63-70. DOI: 10.17748/2686-9969-2020-3-4-63-70 Текст: непосредственный.

6. Дэниел Гоулман Эмоциональный интеллект; пер. с англ. А.П. Исаевой. — М.: ACT: ACT МОСКВА; Владимир: ВКТ, 2009. — 478, [2] с. ISBN 978-5-9713-74053 Текст: непосредственный.

7. Андреева, И.Н. Взаимосвязь эмоционального интеллекта и индивидуальных проявлений самоактуализации // Л.С. Выготский и современная культурно-историческая психология: проблемы онтогенеза морального сознания и поведения: Материалы III Междунар. науч. конф., 18-19 октября 2006 года, г. Гомель / науч. ред. А.А. Лытко, И.В. Сильченко. — Гомель: ГГУ имени Ф. Скорины, 2006. — С. 128-131. Текст: электронный.

8. Mayer J.D. Emotional intelligence: New ability or eclectic traits / J.D. Mayer, P. Salovey, DR. Caruso // American Psychologist. 2008. № 6. P. 503-517. DOI: 10.1037/0003-066X.63.6.503 Текст: непосредственный.

9. Андреева, И.Н. Эмоциональный интеллект: исследования феномена // Вопросы психологии. — 2006. — № 3. — С. 78-86. ISSN: 0042-8841 Текст: электронный.

10. Mayer, J.D., Caruso, D., Salovey, P. Emotional intelligence meets traditional standards for an intelligence. // Intelligence. 1999. No. 27. P. 267-298. DOI: 10.1016/S0160-2896 (99)00016-1 Текст: непосредственный.

11. Parental Burnout: What Is It, and Why Does It Matter? April 2019 Clinical Psychological Science 7(6) D0I:10.1177/2167702619858430 Authors: Moira Mikolajczak James J Gross Isabelle Roskam — Текст: электронный.

12. Mal J Med Health Sci 15(SUPP1): 147-152, April 2019 — Текст: электронный.

13. Albert Alegre «Is there a relation between mothers' parenting styles and children's trait emotional intelligence?» Electronic Journal of Research in Educational Psychology, 10(1), 005-034. ISSN: 1696-2095. 2012, no. 26 — Текст: электронный.

14. Эйдемиллер, Э.Г. Методы семейной диагностики и психотерапии. Методическое пособие / Серия: «Психодиагностика: педагогу, врачу, психологу (Вып. 1) / под ред. д.м.н; проф. Л.И. Вассермана. М.: «Фолиум», 1996. 48 с. ISBN: 5-900536-238 Текст: непосредственный.

15. Люсин, Д.В. Новая методика для измерения эмоционального интеллекта: опросник ЭмИн // Психологическая диагностика. № 4. М.: 2006. 22 с.

29PSMN223

Ivanova Kristina Anatol'evna

Surgut State Pedagogical University, Surgut, Russia E-mail: Kristina954@bk.ru

Academic adviser: Shibaeva Lyudmila Vasil'evna

Surgut State Pedagogical University, Surgut, Russia E-mail: Kristina954@bk.ru

The ratio of the emotional intelligence of parents of older preschoolers and the features of child-parent relations

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Abstract. The problem of the research presented in the publication is to find an answer to the question of the relationship between the characteristics of the emotional intelligence of parents of older preschoolers and the quality of child-parent relations. These relationships determine parenting styles that affect the emotional culture of preschool children, who are sensitive to the peculiarities of emotional stereotypes of parents' interactions with them. The results of a diagnostic study in a sample of young preschool parents characterizing two aspects of emotional intelligence: interpersonal and intrapersonal are presented. The presence of inconsistency between how these aspects are evaluated by parents is revealed. It is shown that half of the respondents in the sample of parents rate their intrapersonal emotional intelligence highly, but record the presence of low levels of interpersonal emotional intelligence. This is expressed in the confusion of parents in situations of conflict with children and adults. The consequence is the dominance of more than half of the parents of the instability of educational styles. Significant correlation coefficients were revealed between indicators of the severity of unproductive child-parent relationships and certain indicators of intrapersonal and interpersonal emotional intelligence. The analysis of the presence of significant correlation coefficients is detailed for subgroups of parents with higher and lower indicators of emotional intelligence. Such indicators as «underdevelopment of parental feelings», «excessive demands on the child», «ignoring the needs of the child», «indulgence» are associated with low indicators of understanding their own and others' emotions. The practical significance of the results of the diagnosis is emphasized for the design of the support program for young parents of higher levels of awareness of their emotional stereotypes, their overcoming.

Keywords: emotional intelligence; intrapersonal emotional intelligence; interpersonal emotional intelligence child-parent relations; preschool age; conscious parenting

29PSMN223

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.