Научная статья на тему 'Соотношение экранного и внутреннего образа индивида'

Соотношение экранного и внутреннего образа индивида Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
141
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКРАННАЯ КУЛЬТУРА / ЭКРАННЫЙ ОБРАЗ / ЗЕРКАЛЬНЫЙ ОБРАЗ / ВНУТРЕННИЙ ОБРАЗ ИНДИВИДА / SCREEN CULTURE / A SCREEN IMAGE / A MIRROR REVERSAL / AN INTERNAL IMAGE OF THE INDIVIDUAL

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Греков Максим Александрович

Анализируются особенности экранных образов, характерных для современной культуры, по сравнению с предшествующими способами визуального отображения реальности. Рассматривается формирование внутреннего образа индивида через опыт созерцания своего отражения или изображения, которое может замещаться экранным образом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CORRELATION OF THE SCREEN AND INTERNAL IMAGE OF THE INDIVIDUAL

The analysis of the screen images peculiar for the present-day culture in comparison with the preexistent methods of visual display of the reality is given. The development of th internal image of the individual through the experience of contemplation of his own reflection or of the image, which can be substituted by the screen image, is considered.

Текст научной работы на тему «Соотношение экранного и внутреннего образа индивида»

качественное преобразование личностных качеств, воспитание социокультурной идентичности личности, понимание того великого исторического ранга России в области культуры и государственности, защита которого является великим, справедливым и самоотверженным делом. Все это дает возможность офицеру повысить гражданскую и политическую культуру а также и профессиональную специализацию, без которой, по нашему мнению, не может быть сформирована профессиональная этика. Офицеру необходимо быть профессионалом военного дела, по-суворовски сражаться не силой, а умом, проявлять личное мужество. Долг чести не допускает небрежного исполнения служебных обязанностей и в армейских буднях, требует от офицера ревностного отношения к символу воинской чести - форме одежды.

Следовательно, моральное поведение офицера - это совокупность поступков профессионала, имеющих нравственное значение, совершаемых им в относительно продолжительный период в постоянных или изменяющихся условиях. Можно различать сферы морального поведения: служебная, общественная (гражданская), семейная. Моральное поведение офицера обусловливается его деятельностью и содержит три компонента - мотив, результат и оценку. Именно в содержании этих составляющих проявляется специфика морального поведения офицера. Механизм реализации требований профессионально-этического комплекса офицера должен предусматривать, прежде всего, получение этических знаний.

Профессиональная этика вырабатывается самой корпоративной системой, ее организационной культурой, но не возникает сама собой. Она может и должна быть и стать следствием целенаправленного воспитания, направленности и качества воинской службы, а также той кадровой политики, которую обязано проводить государство в армии. Основу этики армии должен составлять ее профессионализм, а это значит, что этика армии практически совпадает с этикой ее профессионального ядра - офицерского корпуса.

Список литературы

1. Галкин А. Новый путь современного офицера. - М, 1996.

2. Михайлов О. Суворов. - М., 1978.

3. Каменев А.И. История подготовки офицерских кадров в России. - М.,

1990.

4. Свидзинский Э. Оразвитии военных познаний и общих принципов в

среде офицеров армии // Офицерский корпус русской армии. Опыт самопознания. - М., 2000.

5. Кердан А.Б. Воспитание чести офицера вооруженных сил России //

Ценностные и социокультурные основы воспитания духовности и субъектности личности: Сб.науч.ст. по материалам V Всероссийской научно-практической конференции. - Екатеринбург, 2008.

М.А. Гоеков

Курганский государственный университет

СООТНОШЕНИЕ ЭКРАННОГО И ВНУТРЕННЕГО ОБРАЗА ИНДИВИДА

Аннотация

Анализируются особенности экранных образов, характерных для современной культуры, по сравнению с предшествующими способами визуального отображения реальности. Рассматривается формирование внутреннего образа индивида через опыт созерцания своего отражения или изображения, которое может замещаться экранным образом.

Ключевые слова: экранная культура, экранный образ, зеркальный образ, внутренний образ индивида.

M.A.Grekov

Kurgan State University

THE CORRELATION OF THE SCREEN AND INTERNAL IMAGE OF THE INDIVIDUAL

Annotation

The analysis of the screen images peculiar for the present-day culture in comparison with the preexistent methods of visual display of the reality is given. The development of th internal image of the individual through the experience of contemplation of his own reflection or of the image, which can be substituted by the screen image, is considered.

Keywords: screen culture, a screen image, a mirror reversal, an internal image of the individual.

1. Современная культура может быть охарактеризована как экранная. Согласно К. Разлогову, «экранная культура - система культуры, формируемая и распространяемая техническими средствами, в рамках которых основным носителем информации является экран»(7, 5). В современности индивида повсюду окружают различные экраны, «которые буквально пронизали насквозь всю нашу жизнь: киноэкраны, телевизионные экраны, компьютерные экраны, игровые экраны. Экраны персональных электронных органайзеров, экраны пейджинговой связи, экраны мобильных телефонов, скринирующие экраны. Дисплеи микроволновых печей и больничных мониторов. Экраны и дисплеи всюду - во всех устройствах и в любом окружении. Они направляют, информируют и развлекают нас» (5, 21).

2. Экранная культура во многом - культура развлекательная. Но развлекательный аспект не означает несерьезного отношения индивидов к транслируемым через экраны образам. Эти образы оказывают серьезное воздействие на их потребителей. Как замечает Д. Нейсбит: «Фильмы и телевизионные шоу, которые мы смотрим, игры, в которые мы играем, становятся частью нашего жизненного опыта и помогают формировать наше мировоззрение, особенно если мы большую часть своего времени проводим перед экранами»(5, 184).

3. Экранный образ - это изображение, которое мы воспринимаем посредством экрана. В основном это экран телевизора или компьютера.

Изображение - это всегда изображение чего-то. То есть мы фиксируем сам образ как эмпирическую данность, как факт нашего восприятия. Но, например, показанный на экране человек не является человеком настоящим, а лишь отсылкой к нему. Тем не менее, если слово радикально отличается от того, что оно обозначает, то экранный образ может очень точно передавать оригинал. Вспомним эпизод из мультфильма «Зима в Простоквашино», когда почтальона Печкина поражает двойное присутствие мамы Дяди Федора:

- Вашу маму и там и тут передают. До чего техника дошла...

- Это не техника дошла, а я сама сюда дошла на лыжах. А концерт на пленку записан.

Представим такой эксперимент. Напротив одного человека, сидящего в кресле, выступает другой (совершает какие-нибудь действия или говорит). Этот другой находится в рамке. Рядом - экран, подобный по внешнему виду рамке. На этом экране транслируется запись выступления без задержки сигнала. Увидит ли зритель разницу?

Одна из особенностей экранной культуры - то, что экранные образы могут очень точно передавать оригинал. До эпохи современных визуальных технологий получение точного (или сильно похожего) изображения было возможно двумя способами - мастерской работой художника и отражением в зеркале. Заметим, что зеркальное отражение просто получить, но его нельзя сохранить, как картину. Также зеркальный образ при всей его точности все же является искажением - ведь правое в нем становится левым.

Современная фото- и видеотехника объединяет оба древних способа - на создание реалистичного изображения не нужно затрачивать много сил и времени, не нужно обладать специальными знаниями и навыками, в тоже время полученный результат легко увидеть и сохранить. Более того экранное изображение свободно от зеркального искажения. Как замечает ряд исследователей, экранные образы не являются отражением: «Экран в чем-то похож на зеркало, но он не зеркало. Экран не отражает вещей. Экран (телеэкран, экран монитора, фотокамеры, мобильного телефона) позволяет видеть не «первичный» образ вещи, но его электронную симуляцию. Если поверхность зеркала отображает то, что находится против его зеркальной поверхности, то экран ничего не отображает, он дает место образам, восстанавливаемым из кодов. Цифрового образа не существует помимо его визуализации как эффекта функционирования электронно-вычислительной машины»(3, 272).

Не углубляясь в вопрос, который требует отдельного рассмотрения, является ли экранный образ отражением, заметим, что функции зеркала и современных экранных устройств (именно функции, а не механизм) совпадают, хотя возможности последних конечно шире чем возможности зеркала. Таким образом, если отражение - это функция зеркала, то функция экранов, наследуемая от зерка-

ла - отражение идеальное (модулируемое, свободное от искажений), которое можно обозначить более современным словом «копирование» (в смысле распространенных копировальных аппаратов, а не техники рисования).

Можно предложить эксперимент, показывающий как зеркальное изображение меняется на более правильное экранное. Индивид сидит перед выключенным монитором, и на его поверхности видит свое зеркальное отражение. Монитор включается и показывает изображение, идущее с камеры, расположенной рядом с монитором. Индивид продолжает видеть свое изображение, но уже правильное.

Однако, если изображение, получаемое с камеры наблюдения, показывает то, что происходит в действительности на определенном кусочке пространства, то изображением чего является то, что мы видим в том же мультфильме про Простоквашино?

В нем тоже есть отсылка к реальности, но ее изображение опосредовано видением и работой художника. Экранные образы можно разделить на непосредственно отражающие реальность и художественные. Как замечает Ортега-и-Гассет: «.художественное творение является таковым лишь в той степени, в какой оно не реально. Только при одном условии мы можем наслаждаться Тициановым портретом Карла V, изображенного верхом на лошади: мы не должны смотреть на Карла V как на действительную, живую личность - вместо этого мы должны видеть только портрет, ирреальный образ, вымысел. Человек, изображенный на портрете, и сам портрет - вещи совершенно разные: или мы интересуемся одним, или другим. В первом случае мы «живем вместе» с Карлом V; во втором «созерцаем» художественное произведение как таковое» (6, 221). Заметим, что, несмотря на то, что художественные образы не реальны, именно они во многом обладают силой влияния на реальность.

В то же время зафиксированные на камеру моменты жизни могут подаваться и восприниматься в ходе трансляции совершенно иначе, чем при непосредственном контакте с ними. Ж.Бодрийяр приводит пример с футбольным матчем, который показывают по телевизору: «Не верьте, что это один и тот же матч: один hot, другой cool, один — игра, включающая в себя аффект, вызов, интригу, другой — нечто тактильное и модулируемое (обратные кадры, замедленные повторы, общий вид и крупные планы, углы зрения и т.п.)»(1, 275). Медиа соответствуют своей этимологии, выступая для индивидов посредником между бытием и присутствием, создавая событие.

Итак, экранные образы не одинаковы. Также можно выделить различные признаки, по которым одни образы буду существенно отличаться от других по силе воздействия и сложности восприятия. Отметим различия между неподвижным изображением и двигающимся, между изображением, сопровождающимся звуковым сигналом, и изображением, в котором такое сопровождение отсутствует, между изображением живого существа и неживого, между изображением одного предмета и изображением, когда таких предметов множество (например, изображение окна и панорама какого-то города), между реалистичным изображением и стилизованным. Значение имеет и «жанровый» характер образа: по-своему уникальны и художественный фильм, и новости, и компьютерная игра, и спортивное событие, и съемки скрытой камерой.

4. Как экранный образ может влиять на индивида?

Если тот или иной экранный образ вызывает отклик, эмоциональную реакцию, например, заинтересованность или отторжение, то индивид нередко сравнивает его содержание со своими реальными жизненными условиями. Поводом могут быть обстоятельства, отраженные в образе, конкретный герой (фильма, транслируемого спортив-

ного мероприятия и т.д.) или отдельные его черты. Тот или иной образ может совпадать с моделью поведения индивида, неясной, не до конца осознаваемой, выбираемой, предполагаемой или существующей. Модель поведения индивида понимается как образец и набор ценностных установок, пример для подражания, направленная в будущее проекция собственной личности.

Обращение к экранному образу может быть продиктовано необходимостью самоидентификации, самоопределения, выбора себя. Образ превращается в образец.

5. Выбор и реализация определенной модели поведения связаны с наличием внутреннего и внешнего образа индивида.

Внешний образ - это имидж. (Характерно, что английское image, означает и «изображение», и «копию», и «образ», и «отражение»).

Имидж - это внешний вид и определенное поведение индивида, которое позволяет другим идентифицировать его, отличить или наоборот отнести к той или иной социальной группе.

Индивид может сознательно создавать тот или иной имидж, или же определенный имидж может закрепиться за ним без его активного участия. Имидж - это то, каким индивида видят другие.

Внутренний образ (представление о себе) - это представление индивида о его теле и поведении. Внутренний образ - это не застывшая картинка, он не статичен, а динамичен.

Внутренний образ следует отличать от внутреннего мира индивида, от потока перцепций, от того, что пытаются выразить в понятии Я.

6. Формирование внутреннего образа невозможно без опыта созерцания своего зеркального отражения. В какой-то мере его могут заменить фото и видео. Представим, что человеку никогда не видевшему своего отражения в зеркале, дают фотографию или показывают видеозапись с ним же и говорят: «Это ты». Наверно, индивиду будет трудно признать, что этот человек на экране и есть он. В случае с зеркалом отождествление дается легче, потому что можно сравнивать изменения в окружающем пространстве с тем, что показывается в зеркале. То есть, например, движение своей руки индивид видит и перед собой и в зеркале (в котором можно увидеть и того, кому эта рука принадлежит). Конечно, подобное возможно и с техникой: моментальная фотография или изображение с видеокамеры, показывающей то, что происходит в данный момент. Более того, многие люди фотографируют и снимают свое отражение в зеркале. Но все же наиболее простым и удобным является опыт с отражением. Сколько раз в день индивиды смотрятся в зеркало (и в предметы, выполняющие ту же функцию - витрины, стекла машин)? Осознанно и неосознанно это делается не только для того, чтобы привести себя в порядок, чтобы соответствовать определенным общественным ожиданиям или собственным желаниям. Обращение к своему изображению конституирует внутренний образ, поддерживает, питает его. Можно предположить, что если долго не делать этого, то связь со своим образом искажается или теряется.

Опыт созерцания своего изображения позволяет индивидам представлять себя в тех или иных ситуациях. Даже когда мы говорим о своем характере или своих психологических состояниях, например, о гневе - мы можем обращаться к своему образу, представляя свое перекошенное лицо или горящий взгляд, или какие-то энергичные разрушительные действия.

7. То, что мы никогда не видим себя со стороны непосредственно, а лишь опосредовано в отражении или изображениях, порождает интересную особенность пси-

хологии индивидов. Наши изображения не всегда нам нравятся. Некоторые мы находим удачными, некоторые нет. Когда изображение совпадает с нашим внутренним образом (его актуальным состоянием), мы находим его удачным, если нет, то мы говорим, что «не получились», или «непохожи на себя». Тогда как для других людей наше изображение, «забракованное» нами, вполне может соответствовать их сложившемуся представлению о нас.

Как это возможно, когда человек сморит на себя и говорит, что не нравится себе? Происходит соотнесение собственного тела с телами и поведением других. Ж.Ла-кан фиксирует «первичный опыт видения себя, где человек в отражении осознает себя иным, чем он есть» (2). Образ, который индивид видит в зеркале, - это другой, с которым мы должны идентифицироваться, отождествиться. И сравнить с другими другими.

Конечно, соотнесение с другими очень важно. Оно и составляет во многом содержание социализации личности. Но в нашу эпоху экранов неизвестно, что играет большую роль - живое общение или царство экранных образов. «Медийное пространство работает как отзеркалива-ющая поверхность, которая позволяет увидеть себя, но увидеть в отражении, потому что человек осознает себя иным, чем он есть. Медийная среда предельно нарцис-сична, она разворачивает поле бесконечных идентификаций, где субъект оказывается захвачен образами ... образами себя в качестве других» (4, 109). Транслируемые образы могут выступать не только яркими, выразительными и притягательными, но и целостными, законченными, сформированными. Люди могут испытывать зависть к экранным, особенно художественным образам, подобно тому, как Дориан Грей был раздавлен осознанием того, что его портрет меньше подвержен влиянию времени, чем он сам.

Заметим, что некоторые экранные образы имитируют привычный нам взгляд на мир: это может быть художественный фильм или компьютерная игра, где изображение разворачивается как бы из глаз героя, сопровождаемое звуками его голоса или даже мыслями. То есть нам показывают другого не внешне, а предлагают заглянуть внутрь. Но обычно в фильмах это лишь один из приемов (наряду с остальными, где герой показывается со стороны), позволяющий глубже передать психологию героя. Что касается игр, то некоторые из них целиком построены на виде от первого лица. Но идентификация как дополнительный процесс здесь не нужна. Игрок сразу же и есть герой. Такой интерфейс игры позволяет глубже погрузиться в нее - у индивида возникает иллюзия, что пространство в экране становится его пространством. С другой стороны, во многих играх есть ролики, показывающие героя, или мы можем додумать его внешность сами - скорее всего отождествляя с любимым, но слегка приукрашенным, собой.

Итак, для формирования собственного внутреннего образа необходим опыт созерцания своего отражения или изображения. В современной культуре к такому опыту активно примешиваются экранные образы, выходящие далеко за границы экрана - как телевизионный призрак в фильме «Звонок».

Список литературы

1. Бодрийяр Ж. Соблазн / Пер. с фр. А. Гараджи. - М.: Ад Мвгдтвт, 2000.

2. Лакан Ж. Семинары. Книга1: Работы Фрейда по технике психоанали-

за (1953/54). — М.: Гнозис/Логос, 1998. www.koob.ru

3. Лишаев С. А. Цифровая фотография в контексте медиа // Медиафи-

лософия. Основные проблемы и понятия: Материалы международной научной конференции «Медиа как предмет философии». -СПб., 2008. www.intelros.ru

4. Наумова Е. И. Проблема нарциссизма в медийном пространстве //

Медиафилософия. Основные проблемы и понятия: Материалы международной научной конференции «Медиа как предмет

философии». - СПб., 2008. www.intelros.ru

5. Нейсбит Д. Высокая технология, глубокая гуманность: Технология и

наши поиски смысла/Пер. с англ. А.Н.Анвера. - М.: АСТ: Транзитк-нига, 2005.

6. Ортега-и-Гассет Х. Дегуманизация искусства /Пер. С.Л. Воробьева //

Ортега-и-Гассет Х. Восстание масс. /Пер. с исп. - М.: ООО «Издательство АСТ», 2003.

7. Разлогов К.Э. Искусство экрана: от синематографа до Интерета.-

М.: РОССПЭН, 2010.

А.Н. Дедов

Курганский государственный университет

СТУДЕНЧЕСКОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ КАК ЭЛЕМЕНТ СИСТЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО РАБОТЕ С МОЛОДЕЖЬЮ

Аннотация

В статье предлагается обоснование необходимости использования элементов студенческого самоуправления для формирования профессиональной компетентности специалистов по работе с молодежью. Приводится краткое описание ведущего похода к студенческому управлению в России и отношения к этому виду социальной активности в студенческой среде.

Ключевые слова: студенческое самоуправление, работа с молодежью, профессиональная подготовка.

A.N. Dedov

Kurgan State University

STUDENT SELF-GOVERNMENT AS AN ELEMENT OF THE SYSTEM OF VOCATIONAL TRAINING OF AN EXPERT ON YOUTH OUTREACH

Annotation

The supporting rationale to use elements of the student self-government for developing professional competence of experts on youth outreach is offered. A short description of the key approach to student self-government in Russia and the attitude to this kind of social activity in the student environment are given.

Keywords: student self-government, youth outreach, vocational training.

Разговоры о студенческом самоуправлении в последнее время приобрели едва ли не политическую окраску.

Теперь его рассматривают как одно из условий интеграции российских вузов в европейскую систему высшего образования. После вступления России в Болонский процесс для аккредитации и аттестации вуза необходимо наличие системы воспитательной работы, в том числе наличие органов студенческого самоуправления. Причем, в соответствии с европейскими стандартами, они должны быть независимыми от руководства университетов и министерств, прежде всего юридически и финансово, обеспечивать проведение студенческих инициатив, отстаивать права студентов, обеспечивать участие студентов в управлении университетом. Идеологи Болонского процесса заявляют, что соответствующих этим требованиям студенческих организаций в России нет (1).

Говорить о студенческом самоуправлении как о массовом явлении в российских вузах вряд ли приходится. Отчасти это обусловлено низкой мотивацией студентов. Так, согласно данным одного из исследований, 24% студентов считают, что могли бы участвовать в студенческом самоуправлении, но не хотят этим заниматься. Каждому десятому оно совсем безразлично. 59% студентов негативно оценивают состояние самоуправления в вузе, при этом 51% считает, что его развитие сдерживается их собственной неподготовленностью, причем значительная часть и не хочет предпринимать каких-либо личных действий для изменения сложившегося положения. К возможности внедрения подлинного самоуправления студенты относятся крайне скептически. Свыше половины из них считают, что в вузе может быть только ограниченное самоуправление (2). При этом студенты заявляют об отсутствии у них веры в то, что можно что-то изменить, так как все решения принимает руководство вуза, отсутствии времени, отсутствии желания брать на себя ответственность, а также о «сильной ориентации на отдых и развлечение» и «отсутствии стимулирования со стороны руководства» (3). Таким образом, приходится констатировать отсутствие у значительной части студенческого сообщества субъект-ности, которая подразумевает, в частности, потребность в проявлении активности, самостоятельности в учебном процессе, осознание ответственности за создание условий своего развития (4). Часто формальное функционирование студенческого самоуправления - результат деятельности и некоторых его организаторов. Разрабатывая принципы, разглагольствуя о полифункциональности и структурном многообразии, они пренебрегают практической работой в студенческой среде. Есть в этом и вклад руководителей российских вузов, которые не ощущают необходимости передать в руки студентов сколько-нибудь реальную ответственность за организацию жизни их образовательных учреждений.

Федеральное агентство по образованию в инструктивном письме «О студенческом самоуправлении» определяет следующие формы студенческого самоуправления:

1) первичные профсоюзные организации студентов;

2) студенческие комиссии объединенных первичных профсоюзных организаций;

3) другие студенческие общественные объединения, действующие в соответствии с Федеральным законом от 19.05.95 N 82-ФЗ «Об общественных объединениях»;

4) студенческие советы, формируемые на основании Примерного положения о студенческом совете в образовательном учреждении (филиале) высшего профессионального образования, одобренного 29.09.2006 г на заседании Совета по вопросам развития студенческого самоуправления.

На Всероссийском студенческом форуме в Томске в ноябре 2004 года принята Концепция развития студенческого самоуправления. В ней, в частности, отмечается, что

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.