Научная статья на тему 'Загадки экранов'

Загадки экранов Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
166
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКРАН / SCREEN / ИЛЛЮЗИЯ / ILLUSION / ЭФФЕКТ ПРИСУТСТВИЯ / АУДИОВИЗУАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА / AUDIOVISUAL CULTURE / "PRESENCE EFFECT"

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Дуков Евгений Викторович

Статья посвящена эволюции экрана в истории западноевропейской культуры. Автор доказывает, что технические открытия способствовали все большей достоверности экранного изображения. Стереография, панорамная съемка, цвет, стереофоническое звучание позволили создать «эффект присутствия», сделали экранное изображение «эквивалентом» реальной жизни. Компьютерные технологии усилили данную тенденция: аудиовизуальная культура явилась частью окружающей среды, определяющей существование человека.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RIDDLES OF THE SCREEN

The article is devoted to the evolution of the screen in the history of Western European culture. The author argues that technological change contributed to greater reliability of the on-screen image. Stereography, panoramic shooting, color, stereo sound helped to create a «presence effect», made the screen image equivalent to real life. Computer technology reinforced this trend: audio-visual culture has become part of the environment, determining human existence.

Текст научной работы на тему «Загадки экранов»

УДК 778.5.04

ЗАГАДКИ ЭКРАНОВ

Е.В. ДУКОВ

Государственный институт искусствознания

Статья посвящена эволюции экрана в истории западноевропейской культуры. Автор доказывает, что технические открытия способствовали все большей достоверности экранного изображения. Стереография, панорамная съемка, цвет, стереофоническое звучание позволили создать «эффект присутствия», сделали экранное изображение «эквивалентом» реальной жизни. Компьютерные технологии усилили данную тенденция: аудиовизуальная культура явилась частью окружающей среды, определяющей существование человека. Ключевые слова: экран, иллюзия, эффект присутствия, аудиовизуальная культура.

Вот посмотри: всякий раз, когда солнечный свет

проникает

В наши жилища и мрак прорезает своими лучами,

Множество маленьких тел в пустоте ты увидишь...

Тит Лукреций Кар О природе вещей

Меня поглощает экран.

В мозгу кипят килобайты1.

В начале 1990 годов Лев Манович, один из ведущих специалистов в области новых медиа, написал в статье «Архелогия компьютерного экрана» следующую фразу: «Мы можем дебатиро-

http://termitnik.dp.ua:8100/poem/25389/

вать, является ли наше общество обществом представления или симуляции, но несомненно, что оно является обществом экрана» [ 3]. Очень красиво! Правда, зачем обществу нужен экран, этот все усложняющийся и дорожающий гаджет, данная фраза не объясняет. Она просто констатирует кажущийся бесспорным факт. Но бесспорен ли он?

На эмпирическом уровне, например, понятно, что к сельской культуре, особенно где нет кинопроектора и телевизора, вероятно, это не относится. Значит, не может носить всеобщего закона, относящегося ко всему обществу. Или может? Если рассмотреть структуру глаза, то в нем какие-то экраны (в кавычках или без них) можно найти. Поскольку функцию зрения имеет множество живых существ, получается, что оно физиологически всеобще. А экранная теория сознания, которую развивает В.И. Моисеев, и которая базируется на теории «онтологических экранов»? А ее предшественник, замечательная в своей простоте марксистко-ленинская теория отражения, - она тоже без экрана обойтись не может. Как и сегодняшние люди без зеркала. Все это окончательно запутывает картину, делает это явление «непрозрачным». Мы слепнем! Мы берем какие-то факты, связываем их как-то, но картинка на экране не проясняется. Он остается мутным.

Но тогда что вообще такое «экран» и насколько это понятие устойчиво в культуре? Эта статья не попытка выстроить какую-то новую теорию экранов, сколько попытка обраться внимание на некоторые связи, без учета которых такое построение будет невозможным.

Перелистывая от сегодняшнего дня к началу книгу истории человечества, начинаешь задавать себе растущий ворох вопросов, касающихся экрана, его «консистенции» и функций. Экран - какой-то определенный предмет с заданными свойствами или, по существу, сами свойства, которые могут относиться к чему угодно? У Брокгауза и Ефрона понятия экрана вообще нет, у Даля

только одно: «экран [франц.] - щит, заслон на ножках к печи или камину». И все! Зато в современной электронной отечественной энциклопедии «Академик» их почти 200! Это намного больше, чем во французском (там всего 6) и английском (7). В испанском языке семантическое поле слова «экран» ограничено понятием «visualizadón» - монитор. Кроме того, у них есть другие выражения, где используется при переводе слово «экран», например, «pantalla de proyección» - проекционное окно, т.е. экран. В итальянском также есть «telone» (tela - ткань, полотно, telone - огромное полотно, полотно больших размеров), т.е. экран кинотеатра; ^ppa - (военн.) экран; schermatura (военн.): завеса, (тех-нич.), экранирование, экран. Все, по возможности, точно.

В русском языке через термин «экран» может рассматриваться тип проводов, компьютерные программы, дисплеи и т.д. Словом, когда речь идет об экране, нужно понять о каком явлении идет речь. И, может быть, вообще отказаться от него и ждать, пока его значение установится? В русском языке этот термин скорее скрывает содержание, чем его обнажает. Он сам - как будто элемент интернациональной фантасмагории2. Ведь под фантасмагорий во всех европейских странах в XVII-XIX веках понимался художественный жанр, в основе которого было изображение, получаемое на экране посредством разных оптических приспособлений. И, естественно, в темноте, иначе оптика будет не эффективна. А в ХХ веке за «фантасмагорией» утвердилась психологическая составляющая - то, что существует только в воображении. И поскольку «заэкранировано» вокруг нас очень многое и экранируется еще и еще, мы должны признать, что оказываемся в фантасмагорическом мире. Чем дальше, чем больше мы нагружаем реальный мир фантасмагорическими качествами. И безоглядно погру-

2Фантасмагория (от греч. фоттаоца - призрак и ауоргиш - публично выступаю) - призрачное, фантастическое изображение на экране, получаемое при помощи оптических приспособлений.

жаемся в него сами. Для чего? Не потому ли, чтобы нам не видеть плоды творений человеческих и ограничиться только видениями?

Экран и темнота долгое время шли рука об руку. Даже фе-накистископ, изобретенный бельгийским физиком Ж. Плато в 1832 году и поначалу функционировавший в массовой культуре как игрушка, через 20 лет перебрался на экран в затененное помещение и положил начало анимации3. Почти в это же время профессор геометрии Симон фон Штампфер создал аппарат, очень похожий на фенакистископ, и назвал его «стробоскопом». Он с самого начала функционировал в темноте. Сегодня он один из наиболее употребимых приборов, использующихся в сценическом искусстве для передачи ужаса, света от разрядов молний, взрывов и т.п., а также характерного дискотечного пульсирующего «света» и других подобных световых эффектов. Но «фонарем ужасов» еще раньше, в XVII веке была названа «Латерна магика»4. С его помощью образы проецировались иногда на клубы дыма, заменявшие экран, что было особенно эффектно при рассказах монахов об ужасах ада. Правда, чаще использовались в этой функции не дым, а поверхности стен и потолок. Но опять же в темноте.

С 1850-е годов Европа увлеклась стереографией. Зритель осваивал новое пространство - обычный «двухмерный» экран начал выдавать себя за трехмерный. Т.Ф. Ефремова в «Новом словаре русского языка» (онлайн версия) определила стереографию как «Перспективное изображение геометрических тел на плоскости» [2]. Живопись с периода Возрождения стремилась передать ощущения объема и трехмерного пространства, обманывая глаз. На

3Фенакистископ состоял из картонного диска с прорезанными в нем отверстиями, на котором изображены различные фигуры. Во время вращения диска перед зеркалом фигуры, которые просматриваются в зеркале через отверстия диска, начинали совершать движения. На его основе австрийскому генералу, барону фон Ухациусу, замечательному

артиллерийскому изобретателю, после ряда экспериментов удалось осуществить проецирование изображений фенакистископа на экран. "Одним из первых изобретателей Латерны был иезуит Атанасиус Кирхер.

этом, собственно, строилась теория перспективы. Со стереографией в дело включились линзы, предлагая каждому из глаз свое поле. Причем стереоскоп был исключительно индивидуальным аппаратом - смотреть в него мог только один человек. Две подготовленные картинки сливались у зрителя в одну и получалось стереоскопическое изображение. Но для того, чтобы это произошло, нужно было смотреть по-особому. В инструкции к прибору сказано, что надо смотреть не на изображение, а сквозь него, только тогда появится необходимый эффект. Из этого следует, что в отличие от живописи, где главным предметом было то, что изображалось, в стереографии в этой роли оказывался ...сам экран, а уж потом - предметы.

Наверное, европейская публика Нового времени, используя стереограф, жаждала уйти от реальности и погрузиться в иллюзорный мир, в котором можно было отождествлять себя с Гулливером в стране лилипутов, героем классического романа XVIII века Дж.Свифта. Именно такие ассоциации навевают фотографии салонов, где несколько человек за своими маленькими приборами рассматривают стереокартинки.

За несколько десятилетий до увлечения стереографами, шотландский физик Сэр Давид Брюстер сформулировал принцип калейдоскопа и в 1816 году построил его первые образцы. Калейдоскоп тоже был рассчитан на одного человека. С тех пор он является одной из самых распространенных игрушек во всех странах мира. И не только игрушек. С калейдоскопом «играли» математики, геометры, астрономы. А с эпохи постмодерна он вообще начал рассматриваться как сущностный элемент философии [1]. Действительно, калейдоскоп устроен так, чтобы все время получать совершенно новое изображение, никак не связанное с предыдущим. Это несколько напоминает принцип ризомы, введенный и науку 1976 году Делезом и Гваттари. Последовательность калейдоскопических картинок не образует причинно-следственной

цепи и не является процессом, к которому применимо понятие целостности. Калейдоскоп - самое чистое отражение идеи сумма-тивности во времени, где последующее никак не проистекает из предыдущего. Кроме того, работа калейдоскопа противопоставляет целостность во времени пространственной целостности.

Считается, что калейдоскопы обладают какой-то магической силой воздействия на человека5. Существуют направления медитации с калейдоскопом, люди разглядывают узоры, стараясь проникнуть в свой мир через случайный набор цветных стеклышек. У него есть специальное обозначение - медитоскоп или чакро-скоп. Чакроскоп создала Мэрил Энн Батлер, художница, увлекающаяся теорией цвета и ее воздействием на человека. Упражнения с чакроскопом, по мнению Батлер, позволяют человеку открыть свое «внутренне зрение». Этот прибор даже имеет свой праздник - 15 мая отмечается, как день калейдоскопов. Но это уже XX век. Вернемся в век XIX.

1893 году Уильям Диксон, сотрудник лаборатории Томаса Эдисона, запатентовал новый стереокиносъёмочный аппарат. Знаменитые братья Люмьер в 1903 году сделали стереоримейк одного из своих самых первых фильмов - «Прибытие поезда». Известно, что зрители, увидев в трёхмерном пространстве несущийся на них поезд, в ужасе вскакивали со своих мест и бросались к выходу.

Известно также, впервые панорамная съёмка и проекция были осуществлены французским режиссёром. А. Гансом в 1927 в картине «Наполеон», где было большое количество батальных сцен. Фильм был снят одновременно на трёх киноплёнках и демонстрировался посредством трёх кинопроекционных аппаратов на экране, состоявшем из трёх граничащих друг с другом плоских экранов. Со временем эффект панорамного кино оказался связан с цельным, сильно изогнутым экраном больших размеров, созда-

5URL: http://things-stories.livejournal.com/1045.html

ющий у зрителей иллюзию «присутствия» при действиях, происходящих на экране. Это не Гулливеры ХVN-XVNI веков! Здесь зритель ощущает себя соразмерным происходящему на экране, хотя его и не видно. Поскольку границы экрана отодвинуты далеко за пределы поля ясного видения человека (около 40° в горизонтальной плоскости и 20° в вертикальной), условия восприятия изображения на экране близки к условиям реального видения. При этом впечатление панорамности и так называемый «эффект присутствия» дополняются, как правило, цветным изображением и стереофоническим звучанием, которое движется вместе с камерой. Такой экран начал «по-настоящему» замещать реальную жизнь.

Пошла «игра» зрителя с киноперсонажами, где зритель остается неподвижным относительно экрана, а все, что проецируется на экран, как бы движется, меняет формы, глубину и т.д. Конечно, это иллюзия, но разве не тем же занимался человек перед экраном всю историю цивилизации? По мере того, как наука все больше становилась позитивистской, точной, искусство порождало жанры, все дальше уходившие от реальности и временами делавшие, по большом счету, не нужным самого человека. Экран начинал жить какой-то своей жизнью. Человек, по большому счету, нужен был ему лишь для того, чтобы иметь средства на развитие. Экран играл с человеком, и чем ближе к нашему времени, тем отчетливее.

Действительно, если вспомнить, первые экраны имели вид зеркала - поверхность воды, полированный камень и т.д. Исторически это самый устойчивый вид отражающей поверхности экрана. И для человека - личностный. Много преданий было связано с зеркальными поверхностями разных типов. С помощью зеркал искали себя, гадали, вызывали духов, искали оборотней и вампиров и т.п. Сегодня зеркало уже может быть монитором, с навигацией, с радаром, FM-передатчиком. Экран в форме селфи может сопровождать вас ежесекундно. Раньше вы смотрели в лица окружаю-

щих и старались понять, как вы выглядите и насколько ваш образ соответствует желаемому вами образцу. Сегодня фронтальная камера вашего мобильного телефона готова показывать вам ваше лицо всегда, в любую минуту, только направьте объектив на себя. Вы можете смотреть на себя с разных ракурсов, фотографировать себя («5сгееп5ИоЪ> - мгновенный снимок экрана монитора) и тут же рассылать друзьям и знакомым. Наслаждайтесь мгновением и фантазируйте, каким быть вам в следующую секунду!

Идет игра с человеком современными экранами, маленькими и большими, личными и общественными. Как идеальная игра рекламируется, например, такая: «Взломай свой мобильный экран». Это «приложение, чтобы внушить своим друзьям, что они сломали твой экран. Это потрясающее приложение будет отображать битое стекло на экране вашего мобильного телефона, так что она будет выглядеть, как будто ваш экран был разбит! Вы можете выбрать три различных способа «разрушения» вашего экрана... Вы также можете выбрать, проиграть звуком при разбитии»6. Это лишний повод привлечь к себе внимание, посмотреть на реакцию друзей и знакомых. Ведь разрушение индивидуального экрана телефона для современного человека подобно разбитому зеркалу в народной культуре, оно классифицируется как одна из самых страшных примет. И кто знает, как воспримут это ваши друзья?

Эти и другие подобные экзерсисы превращали экран в развлечение для человека, эстетизировали его среду и часто оптически увеличивали пространство его бытования. Но сводить роль экрана только к таким функциям было бы не верно. Экран имеет и другую траекторию развития. Она связана с компьютером, и, прежде всего, с устройствами вывода данных.

Человек с самого начала пытался организовать свои математические способности, усложняющаяся жизнь заставляла придумы-

6URL: http://www.1mobile.com.ru/crack-your-mobile-screen-1713583.html

вать логарифмы, дифференциалы, таблицы умножения, абаки, арифмометры, калькуляторы и т.п.. Способность к счету, к организации чисел, их закономерностям и являются одним из важных человеческих качеств, отличающих человека от животного. Не случайно, умение считать является врожденным свойством нашего мозга и не зависит от того, занимался ли человек арифметикой или нет.7

Но вот что парадоксально. Попытка человека перегрузить задачу проводить счетные операции помощью подручных средств - разного рода счетных машин и агрегатов - и сделать их своими верными помощниками, закончилась полной победой техники. Помощник начал диктовать правила, что он может, а что нет и при каких условиях. И превратил человека в свой обсуживающий персонал. Посмотрите на фото первых компьютеров! Огромные, в несколько этажей машины и рядом с ними несколько маленьких человечков, часто, в белых халатах, готовых по первому сигналу броситься помогать машине. Конечно, человеку уже не нужно было совершать скучные математические действия - просто нужно было знать, где лежит искомый ответ. Но человечество начало терять «вкус числа», основные обитатели Земли даже не догадываются, что такое чувство вообще существует.

В этом контексте Компьютер представляется удивительной машиной. Начав с коробочки с кнопочками и лампочками, она выводила информацию только на длинные листы бумаги. И основной информацией были цифры. Меньше, чем за поколение, компью-

7Например, ученые предложили детям из двух племен австралийских аборигенов в возрасте от четырех до семи лет выполнить серию арифметических заданий. Выбор именно этих народностей был обусловлен тем, что в их языках полностью отсутствуют слова для обозначения чисел и математических операций. Выяснилось, что дети австралийских аборигенов справлялись с заданиями не хуже, чем дети англоязычные. Нейрофизиолог профессор Брайан Баттерворт из Имперского колледжа науки и техники Лондона, полагает, с рождения наш мозг обладает возможностью различать числа, это такая же неотъемлемая способность, как и способность различать цвета. См. [5] Сегодня в некоторых странах неумение считать рассматривается как болезнь, которая получила название «дискалькулия».

тер окончательно потерял свой первоначальный облик, и едва ли не главными его обретениями стали экран, его связь с пишущей машинкой и принципы связи с другими компьютерами - интернет. Но это не тот экран, который, как зеркало, отражал реальный мир в образах людей и вещей, которые тысячелетия человек улучшал и совершенствовал, а экран, который, по началу, высвечивал цифры, то есть работал, как часть сложной вычислительной машины. Серьезный прорыв в представлениях о графической информации и ее возможности отражаться на экране дисплея сделали в США. В рамках военного проекта на базе компьютера «Вихрь» -Whirlwind8 - вычислительная машина впервые была объединена с «поисковиком» радара. Первая демонстрация «Вихря» состоялась 20 апреля 1951 года: радиолокатор посылал сигнал о положении самолета компьютеру, а тот, в свою очередь, транслировал ее на экран в виде движущейся точки и буквы T (Target - цель). Электронно-лучевая трубка здесь превратилась в экран и начала отображать графическую информацию в формах, понятных человеческому глазу.

Дальше все пошло по нарастающей. Когда появилась возможность, военные ведомства разных стран дали попробовать поиграть в компьютер гражданскому бизнесу. И началось - аудиовизуальная культура развернулась во всей красе! И главное: постепенно виртуальный мир превратился в новую окружающую среду, без которой человек уже не мог жить. К. Фёдорова в своей статье «Технологическое возвышенное и проприоцептивные медиа» поднимает вопрос о расширении границ зоны чувствования и переноса непредставимого в зону ощутимого и осознанного посредством искусственно созданных иммерсивных виртуальных сред. В философии, пишет она, состояние слома привычного

8Этот компьютер занимал двухэтажный дом, на его постройку ушло 6 лет. Он имел 512 байт оперативной памяти и совершал 20000 операций в секунду.

представления о реальности, встреча с непредставимым описывается категорией «возвышенного». Она вводит термин «технологического возвышенного». Для неё техническое возвышенное означает «проявить нечто скрытое в структуре самого человека, нечто, активизируемое в момент чувственного осознания себя через своё же «другое» [4, с. 44].

Пока человек наслаждался все новыми экранами и выстраивал из них новую дополненную реальность, интернет с его помощью выстраивал свои технологические экраны. Возник «межсетевой экран» (firewall, брандмауер ), которые производит блокирование чужого компьютера к вашему компьютеру и защищает ваш компьютер от атак из интернета. Межсетевые экраны стали делится: есть традиционный сетевой экран и есть персональный экран. Традиционный - является одной из программ, которая контролирует исходящие и входящие потоки данных между подключенными сетями. «Персональный экран» - это программные обеспечение, которое установлено на компьютере пользователя и служит для защиты от несанкционированного доступа только пользовательского компьютера.

Казалось бы, такое нагромождение экранов дело рук человеческих и должно служить только человеку. Но если вглядеться, то окажется не все так просто. Программирующиеся экраны, «зеркала»9 и т.п. - все это «придумала» сеть, чтобы обеспечить себя беспрерывной, бесконечной работой и при этом без участия человека. Ведь малейший обрыв в сети может привести к коллапсу, который подвигнет все цивилизации к гибели - и человеческую, и машинную! Мы - люди - экран выпестовали, сделали его максимально удобный игрушкой. Но новый экран - машинный - продолжает совершенствоваться и совсем не в «игрушечную» сторону. Он, конечно, дает возможность нам с собой поиграть, но тихо

9Зеркала (в Интернете) - копия другого сайта. Бывают полные и частичные.

строит редуты, стараясь обезопасить себя от человека. Кто его знает, что на уме у «царя природы»?

Традиционный экран очерчивает контуры, прежде всего, себя как вещи, потому что иначе он не будет экраном и так и не выделится из «эфира». Именно это позволяет (как это ни парадоксально звучит) проецировать на него чуждое. Новые экраны, экраны сети, ведут себя совершенно по-другому - они не вещи, а ход мыслей, из которых потом рождается программа - последовательность знаков, расположенных в определенном порядке. И это тоже экран! Или, точнее: неужели это тоже экран? И за кем будущее?

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Бахтияров О. Г. Деконцентрация. - Киев, 2002

2. Ефремова Т.Ф. Стереография. // Новый словарь русского языка. (онлайн версия). URL: http://www.dasses.ru/all-russian/russian-dictionary-Efremova-term-104934.htm

3. Манович Л. Археология компьютерного экрана (1993) // Центр медиа-технологий, искусства и коммуникаций. URL: http:// old.mediaartlab.ru/db/tekst.html?id=46

4.Фёдорова К. Технологическое возвышенное и проприоцеп-тивные медиа. // Медиа: между магией и технологией / под редакцией Н. Сосна, К. Федоровой. - М. - Екб.: Кабинетный ученый, 2014.

5. Mareschal, D., Butterworth, B., & Tolmie, A. (eds). Educational Neuroscience. - Oxford: Wiley-Blackwell. 2013.

RIDDLES OF THE SCREEN

E.V. DUKOV State Institute of Art Studies

The article is devoted to the evolution of the screen in the history of Western European culture. The author argues that technological change contributed to greater reliability of the on-screen image. Stereography, panoramic shooting, color, stereo sound helped to create a «presence effect», made the screen image equivalent to real life. Computer technology reinforced this trend: audio-visual culture has become part of the environment, determining human existence.

Keywords: screen, illusion, "presence effect", audiovisual culture.

LIST OF REFERENCES:

1. Bakhtiyarov O. G. Dekonzentraziya. [Deconcentration] - Kiev, 2002 (in Russ.)

2. Efremova T.F. Stereografiya. [Stereography]//New dictionary of Russian. (online version). URL: http://www.classes.ru/all-russian/ russian-dictionary-Efremovaterm-104934.htm

3. Manovich L. Arkheologiya kompyuternogo ekrana [Archeology of the computer screen] (1993)//Center of media technologies, art and communications. URL: http://old.mediaartlab.ru/db/tekst. html? Id=46 (in Russ.)

4. Fyodorova K. Tekhnologicheskoye vozvyshennoe I propriozeptivnye media [Technological sublime and proprioceptive media] // Media: between magic and technology /edition N. Sosna, K. Fedorova. - M -Ekb.: Kabinetny ucheniy, 2014.

5. Mareschal, D., Butterworth, B., & Tolmie, A. (eds). Educational Neuroscience. - Oxford: Wiley-Blackwell. 2013.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.