Научная статья на тему '«СООБЩЕСТВО ЕДИНОЙ СУДЬБЫ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА»: ОСОБЕННОСТИ КИТАЙСКОГО ПУТИ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ МИРОВОГО РАЗВИТИЯ'

«СООБЩЕСТВО ЕДИНОЙ СУДЬБЫ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА»: ОСОБЕННОСТИ КИТАЙСКОГО ПУТИ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ МИРОВОГО РАЗВИТИЯ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
63
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЕДИНСТВО / СУДЬБА / КИТАЙ / ПОЛИТИКА / МИР / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / СООБЩЕСТВО / ПРЕОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Ван Синь

Введение. В условиях возрастающей глобальной взаимозависимости и обострения международных противоречий все страны должны объединить усилия для создания нового беспроигрышного сотрудничества. Цель работы - проанализировать особенности китайской инициативы по созданию сообщества единой судьбы человечества, а задачи - показать, что данная инициатива является важным инструментом решения международных проблем и ключевым направлением внешнеполитического курса Китая в условиях глобального мира. Материалы и методы. Методологическую основу исследования составляют такие общенаучные методы познания, как анализ, синтез, индукция, и междисциплинарный подход при отборе научных источников востоковедческой литературы и информации. Основными источниками исследования выступили официальные документы Коммунистической партии Китая, нормативные документы и данные периодической печати. Результаты исследования. Выдвинутая Си Цзиньпином инициатива построения сообщества человеческой судьбы ответила на главный вопрос, куда движется мир на фоне беспрецедентных изменений в условиях современной глобализации. Китай достиг серьезных результатов в плане реализации данной концепции, внося новый и значительный вклад в дело сохранения мира и стабильного развития во всем мире. Обсуждение. Китайская дипломатия в новую эпоху на основе идеи построения «Сообщества единой судьбы человечества» взяла на себя важную роль продвижения этого проекта с учетом китайской специфики и стиля ведения переговоров, чем вносит новый и важный вклад в поддержание мира и международного сотрудничества. Выводы. Международная обстановка стала более сложной и нестабильной, инициатива построения «Сообщества единой судьбы человечества» предоставляет мировому сообществу перспективу эффективного решения общих проблем и урегулирования ряда крупных общезначимых противоречий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

“THE COMMUNITY OF THE COMMON DESTINY OF MANKIND”: FEATURES OF THE CHINESE WAY OF TRANSFORMING WORLD DEVELOPMENT

Introduction. In the context of increasing global interdependence and aggravation of international contradictions, all countries must join forces to create a new win-win cooperation. The purpose of the work is to analyze the features of the Chinese initiative to create a community of a common destiny for mankind, and the tasks are to show that this initiative is an important tool for solving international problems and a key direction of China’s foreign policy in a global world. Materials and methods. The methodological basis of the study consists of such general scientific methods of cognition as analysis, synthesis, induction, and an interdisciplinary approach in the selection of scientific sources of Oriental literatureinformation. The main sources of research were the official documents of the CCP, normative documents and data from the periodical press. Results of the study. Xi’s initiative to build a community of human destiny answered the main question of where the world is heading against the backdrop of unprecedented changes in today’s globalization. China has achieved significant results in the implementation of this concept, making a new and significant contribution to the preservation of peace and stable development around the world. Discussion. Chinese diplomacy in the new era, based on the idea of building a “Common Destiny Community”, has taken on the important role of promoting this project, taking into account Chinese specifics and negotiating style, thus making a new and important contribution to maintaining peace and international cooperation. Conclusions. The international situation has become more complex and unstable, the initiative to build a “Community of a Common Destiny for Humanity” provides the world community with the prospect of effectively solving common problems and settling a number of major universally significant contradictions.

Текст научной работы на тему ««СООБЩЕСТВО ЕДИНОЙ СУДЬБЫ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА»: ОСОБЕННОСТИ КИТАЙСКОГО ПУТИ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ МИРОВОГО РАЗВИТИЯ»

ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 27. ГЛОБАЛИСТИКА И ГЕОПОЛИТИКА. 2022. № 4

Ван Синь

аспирант кафедры геополитики факультета глобальных процессов МГУ имени М.В. Ломоносова.

Москва, Ленинские горы, д. 1, стр. 13А (корпус В)

wangxin1886@yandex.ru

«СООБЩЕСТВО ЕДИНОЙ СУДЬБЫ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА»: ОСОБЕННОСТИ КИТАЙСКОГО ПУТИ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ МИРОВОГО РАЗВИТИЯ

WangXin

Postgraduate Student, Department of Geopolitics, Faculty of Global Studies, Lomonosov Moscow State University.

Moscow, Leninskie Gory, 1/13A (BuildingB) wangxin1886@yandex.ru

"THE COMMUNITY OF THE COMMON DESTINY OF MANKIND": FEATURES OF THE CHINESE WAY OF TRANSFORMING WORLD DEVELOPMENT

Введение. В условиях возрастающей глобальной взаимозависимости и обострения международных противоречий все страны должны объединить усилия для создания нового беспроигрышного сотрудничества. Цель работы — проанализировать особенности китайской инициативы по созданию сообщества единой судьбы человечества, а задачи — показать, что данная инициатива является важным инструментом решения международных проблем и ключевым направлением внешнеполитического курса Китая в условиях глобального мира.

Материалы и методы. Методологическую основу исследования составляют такие общенаучные методы познания, как анализ, синтез, индукция, и междисциплинарный подход при отборе научных источников востоковедческой литературы и информации. Основными источниками исследования выступили официальные документы Коммунистической партии Китая, нормативные документы и данные периодической печати.

Результаты исследования. Выдвинутая Си Цзиньпином инициатива построения сообщества человеческой судьбы ответила на главный вопрос, куда движется мир на фоне беспрецедентных изменений в условиях современной глобализации. Китай достиг серьезных результатов в плане реализации данной концепции, внося новый и значительный вклад в дело сохранения мира и стабильного развития во всем мире.

Обсуждение. Китайская дипломатия в новую эпоху на основе идеи построения «Сообщества единой судьбы человечества» взяла на себя важную роль продвижения этого проекта с учетом китайской специфики и стиля ведения переговоров, чем вносит новый и важный вклад в поддержание мира и международного сотрудничества.

Выводы. Международная обстановка стала более сложной и нестабильной, инициатива построения «Сообщества единой судьбы человечества» предоставляет мировому сообществу перспективу эффективного решения общих проблем и урегулирования ряда крупных общезначимых противоречий.

Ключевые слова: единство, судьба, Китай, политика, мир, взаимодействие, сообщество, преобразования.

Introduction. In the context of increasing global interdependence and aggravation of international contradictions, all countries must join forces to create a new win-win cooperation. The purpose of the work is to analyze the features of the Chinese initiative to create a community of a common destiny for mankind, and the tasks are to show that this initiative is an important tool for solving international problems and a key direction of China's foreign policy in a global world.

Materials and methods. The methodological basis of the study consists of such general scientific methods of cognition as analysis, synthesis, induction, and an interdisciplinary approach in the selection of scientific sources of Oriental literatureinformation. The main sources of research were the official documents of the CCP, normative documents and data from the periodical press.

Results of the study. Xi's initiative to build a community of human destiny answered the main question of where the world is heading against the backdrop of unprecedented changes in today's globalization. China has achieved significant results in the implementation of this concept, making a new and significant contribution to the preservation of peace and stable development around the world.

Discussion. Chinese diplomacy in the new era, based on the idea of building a "Common Destiny Community", has taken on the important role of promoting this project, taking into account Chinese specifics and negotiating style, thus making a new and important contribution to maintaining peace and international cooperation.

Conclusions. The international situation has become more complex and unstable, the initiative to build a "Community of a Common Destiny for Humanity" provides the world community with the prospect of effectively solving common problems and settling a number of major universally significant contradictions.

Key words: unity, destiny, China, politics, world, interaction, community, transformation.

Введение

Современный мир переживает серьезные изменения, страны становятся все более связанными и взаимозависимыми и сталкиваются со многими общими проблемами, такими как продовольственная безопасность, нехватка ресурсов, изменение климата, кибератаки, загрязнение окружающей среды, эпидемии и транснациональная преступность, несущими серьезные угрозы для международного порядка и выживания человечества. Вопрос о том, какой наиболее приемлемый мир следует построить

и как этого достичь, является вечным вопросом для всего человечества. Свой ответ на него в сентябре 2015 г. дал Си Цзиньпин, который заявил, что все страны должны объединить усилия для создания нового партнерства, чтобы достичь беспроигрышного сотрудничества и построить «Сообщество единой судьбы человечества» [15]. Си Цзиньпин глубоко усвоил исторический опыт мирового развития, что позволило ему, отвечая на всеобщее стремление народов всех стран к миру, развитию и сотрудничеству, выдвинуть эту важную инициативу, исходя из общих интересов Китая и всего мирового сообщества. Построение «Сообщества единой судьбы человечества» — это важное отражение общей ситуации в мире и понимание уроков истории, в полной мере демонстрирующее глобальное мировоззрение и ответственность лидера великой державы. В истории человечества было много войн, разрушений и многочисленных жертв, что вполне объясняет простое и непременное желание всех народов стремиться к миру и избегать войны. И в самом деле, только признавая культурное многообразие и право всех народов выбирать свой собственный путь развития, содействуя построению международных отношений нового типа, основанных на уважении, справедливости и взаимовыгодном сотрудничестве, а также содействуя построению сообщества человеческой судьбы, мы сможем по-настоящему реализовать общий идеал человечества [2].

Создание «Сообщества единой судьбы человечества» — это основательная теоретическая система с миротворческими намерениями, гуманными идеями и богатым подтекстом. Си Цзиньпин выдвинул цель построения сообщества в области политики, безопасности, экономики, культуры и экологии, отметив, что предпосылкой поддержания мира во всем мире является то, что все страны должны идти по пути мирного развития. Ключ к достижению общего развития лежит в проведении открытой стратегии взаимной выгоды и беспроигрышной ситуации; путь к преодолению глобальных кризисов лежит в осознании того факта, что в глобальном мире все страны находятся, по существу, «в одной лодке» [17]. Для достижения широкого консенсуса мы должны настаивать на поиске общих позиций, сохраняя различия. Лучший способ достижения цивилизационного развития — это обмен опытом и обучение друг у друга, а также защита земного дома путем соблюдения принципа «зеленого» развития. На это же обращает внимание и академик А.А. Дынкин, когда говорит, что человеческое общество должно обладать новым экологическим мышлением и что «зеленое» развитие является следующим шагом человечества [5].

Таким образом, построение «Сообщества единой судьбы человечества» — это идея, которая является поистине глобальной и ориентированной на будущее. Она также убедительно показывает, что Коммунистическая партия Китая — это политическая организация, которая работает ради процветания китайского народа и борется за прогресс человечества, отражая высокую степень единства между развитием Китая

и благополучием всего мира. Построение «Сообщества единой судьбы человечества» является также важной частью «социалистической теории с китайской спецификой для новой эпохи» и «дипломатической стратегии» Си Цзиньпина [3].

Материалы и методы

Статья базируется на общенаучных методах, таких как анализ, синтез, индукция. Источниками для исследования выступили официальные документы Коммунистической партии Китая (КПК), нормативные документы и фактические данные, опубликованные в периодической печати. С учетом этих материалов подробно анализируется упомянутая выше инициатива Си Цзиньпина. Использовались также статьи из государственной и партийной прессы, в частности центрального печатного органа КПК «Жэньминьжибао», газеты Центральной комиссии Комсомола Китая «Чжунго Цинняньбао», публикации «Синьхуа», официального информационного агентства правительства Китайской Народной Республики, Центрального народного радио Китая. Особое внимание было уделено научной востоковедческой литературе, в частности российским и китайским авторам, а также англоязычным и российским СМИ.

Результаты исследования

На протяжении многих лет Генеральный секретарь КПК Си Цзиньпин председательствовал или выступал на таких важных внешнеполитических и дипломатических мероприятиях, как Саммит международного сотрудничества «Пояс и путь», Пекинский форум по сотрудничеству Китая и Африки, Китайская международная импортная выставка и конференция «Диалог азиатских цивилизаций», Совет глав государств Шанхайской организации сотрудничества (ШОС), а также встречи лидеров БРИКС, АТЭС и др. При этом он всесторонне и систематически излагал взгляды Китая на развитие, безопасность, сотрудничество, цивилизацию и глобальное управление, выдвигал китайские предложения и решения глобальных проблем, глубоко отражая твердую решимость и миссию Китая работать с другими странами для продвижения строительства «Сообщества общей судьбы человечества». Си Цзиньпин также ориентирует Китай на создание двусторонних «сообществ судьбы» с рядом дружественных стран. Так, например, он способствовал достижению консенсуса по созданию сообществ судьбы Китай—АСЕАН, Китай—Африка, Китай—Аравия и Китай—Латинская Америка, а его инициатива по созданию сообществ в киберпространстве, ядерной безопасности, океанах и здравоохранении нашла положительный отклик у международного сообщества [4].

Руководствуясь идеей построения «Сообщества единой судьбы человечества», китайская дипломатия в новую эпоху активно продвигается вперед, проявляя необходимую инициативу и более эффективно применяя особый стиль и отличительные черты китайской внешней политики.

Тем самым вносится новый и важный вклад в поддержание мира и стабильности, развитие и процветание во всем мире, а также значительно усиливается влияние и привлекательность Китая на международном уровне. Китай всегда был активным сторонником добрососедских отношений и взаимовыгодного сотрудничества, что только и возможно на пути мирного развития, взаимопонимания и взаимодействия с другими странами на основе «пяти принципов мирного существования» [10]. Активно налаживая глобальное партнерство, решительно выступая против гегемонизма и силовой политики, обязуясь содействовать многополярности мира и демократизации международных отношений, Китай тем самым способствует делу поддержания мира во всем мире. Он также вносит свой вклад в реализацию концепции устойчивого развития, открываясь для внешнего мира по всем направлениям и продвигая идею строительства «Одного пояса, одного пути» [18].

Решительно отстаивая многосторонние и взаимовыгодные деловые отношения, продвигая либерализацию и упрощение международной торговли и инвестиций, Китай выступает важным фактором и мощной движущей силой мировой экономики и глобального развития. При этом важно подчеркнуть, что он всегда был сторонником стабильного международного порядка и принимал активное участие в реформе и строительстве системы глобального управления. Руководство Китая твердо придерживается того принципа, что необходимо представительство и право голоса большинства развивающихся стран в международных делах, и на этой основе активно содействует разрешению международных проблем в локальных и региональных горячих точках планеты, выступая авторитетным гарантом международной справедливости.

Обсуждение

С 2020 г. мир серьезно пострадал от внезапной вспышки пандемии, заставив людей, как никогда ранее, осознать, что все страны так тесно переплетены и связаны судьбой, что еще больше подчеркивает важность и неотложность создания «единого сообщества».

В настоящее время основные изменения в мире вступили в период ускоренной эволюции, глубоко развиваются тенденции многополярности мира, экономической глобализации, социальной информатизации и культурной диверсификации. В то же время последствия эпидемии новой коронавирусной инфекции носят масштабный и далеко идущий характер, нестабильность и неопределенность международной ситуации значительно возросли, а односторонний подход, протекционизм и гегемонизм представляют угрозу для мира и развития. В этих условиях международное сообщество призывает к изменению системы глобального управления и установлению более справедливого и разумного международного порядка [8].

Пандемия оказала значительное влияние на внешнюю политику Китая. Так, в условиях сложной международной обстановки Китай не-

уклонно объединяет усилия с другими странами для продвижения строительства «Сообщества единой судьбы человечества» [1]. В этой связи важно отметить, что Генеральный секретарь КПК Си Цзиньпин успешно участвовал в ряде встреч на высоком уровне, посвященных 75-летию ООН, и других важных многосторонних конференциях, где всесторонне изложил идеи и инициативы Китая по основным вопросам, касающимся стабильного развития мира и будущей судьбы человечества. При этом он твердо отстаивал многосторонность, защищал международную систему с ООН в ее основе, выступал за восстановление мирового экономического развития, содействовал международному и региональному сотрудничеству, настаивал на изменениях в системе глобального управления и необходимости соответствующей эволюции международного сообщества. Китайское правительство также целенаправленно и последовательно проводит соответствующую политику в международных делах.

Другая тема, которой Китай придает большое значение, касается климата. Так, например, Си Цзиньпин объявил, что Китай увеличит свой автономный национальный вклад в решение проблемы изменения климата, подчеркнув, что страна будет руководствоваться новой концепцией развития. Это означает, что будет продвигаться комплексная «зеленая» программа экономического и социального развития, что станет большим вкладом в глобальное реагирование на изменение климата [12]. Си Цзиньпин отметил также, что новая модель развития Китая создаст больше возможностей и обеспечит взаимную выгодудля всех стран мира, при этом будет активно рассматриваться возможность присоединения к Соглашению о всеобъемлющем и прогрессивном Транстихоокеанском партнерстве. Такая позиция демонстрирует твердую решимость Китая расширяться и открываться, а также нести ответственность за соблюдение принципов открытости и сотрудничества.

Эти важные заявления и декларации Генерального секретаря КПК Си Цзиньпина достаточно четко обозначили направление мирового развития в критический момент. Они вызвали широкую позитивную реакцию и получили высокую оценку международного сообщества, поскольку идея построения сообщества человеческой судьбы еще раз продемонстрировала свою привлекательность и дальновидность.

Ни одна страна не должна искать выгоды от трудностей других и пожинать стабильность от беспорядков в другихстранах. Общение и консультации — эффективный способ разрешения разногласий, а политические переговоры — основной способ разрешения конфликтов. Необходимо поддерживать принцип суверенного равенства, не посягать на суверенитет и территориальную целостность других стран, не вмешиваться в их внутренние дела, поддерживать право каждой страны на выбор собственной социальной системы и пути развития.

Си Цзиньпин подчеркнул важность совместного строительства и обмена опытом для построения мира всеобщей безопасности. Все люди в мире имеют право пользоваться безопасностью на равных основаниях. Безопасность одной страны не может строиться за счет отсутствия

безопасности других, и угрозы, с которыми сталкиваются другие страны, могут также стать вызовами для их собственных стран. Опираясь на мышление времен холодной войны, преследуя только свои эгоистические интересы и участвуя в игре с нулевой суммой, нельзя решить собственные проблемы, равно как и общие вызовы, стоящие перед человечеством. Перед лицом сложных угроз международной безопасности кооперативная безопасность, коллективная безопасность и общая безопасность являются правильным выбором для решения проблем [11]. Все стороны должны выработать общую, всеобъемлющую, основанную на сотрудничестве устойчивую концепцию безопасности, комплексно противостоять традиционным и нетрадиционным угрозам и работать вместе, чтобы превратить давление в импульс, а кризис — в жизненную силу.

Перед лицом искусственно созданных политических предрассудков и цивилизационных разрывов Си Цзиньпин подчеркнул необходимость придерживаться сотрудничества и взаимной оценки, чтобы строить открытый и инклюзивный мир. Разнообразие цивилизаций — это фундаментальная особенность мира. Разнообразие порождает обмен, обмен порождает интеграцию, а интеграция порождает прогресс. Различные цивилизации объединяют мудрость и вклад разных народов, и в этом смысле нет принципиальных различий между большим и малым, высшим и низшим, а есть только качественные различия между культурами, характеристиками образа жизни и регионами, в которых проживают разные народы. Идея общей судьбы призывает к тому, чтобы люди, к какому бы сообществу они не принадлежали, соотносили свои интересы с интересами других людей, а различные цивилизации сосуществовали в гармонии и дополняли друг друга, чтобы обеспечить духовную силу для развития человечества. Так, по мнению А.Н.Чумакова, поскольку в процессе глобализации все страны и народы объективно вступают во все более тесные связи и отношения, мы должны отказаться от высокомерия и предрассудков, преодолеть ловушку столкновения цивилизаций и позволить разнообразию мира стать неисчерпаемой движущей силой прогресса человеческого общества и естественной формой человеческой цивилизации во всем ее многообразии [9].

Факты полностью доказывают, что создание «Сообщества единой судьбы человечества» предоставляет миру китайское видение эффективного решения общих проблем и урегулирования ряда крупных вопросов. Любая односторонность или протекционизм, любой шантаж, блокада или крайнее давление, любое самодовольство или самонадеянность просто не сработают и будут обречены на провал [7].

Новая эпидемия и основные изменения в мире переплетаются и взаимодействуют, но угрозы современному миру и стабильному развитию не уменьшаются. Отсюда ожидания людей всех стран в отношении мирного развития и взаимовыгодного сотрудничества становятся еще сильнее. В этой связи идея Си Цзиньпина о создании сообщества человеческой судьбы является высокой целью и основополагающим руководством

не только для китайской дипломатии, но и для организации совместной работы, а также общим видением пути движения вперед для всех стран мира.

Сказанное выше позволяет сделать несколько принципиальных выводов. Во-первых, мы должны придерживаться принципа мирного сосуществования и способствовать построению международных отношений нового типа. Это нормально, что у стран есть противоречия и разногласия, но важно решать их путем равноправного диалога и консультаций и противостоять конфронтации и конфликтам. Взаимное уважение и равенство между странами любых размеров и уровней развития — это требование времени и основной принцип Устава ООН. Ведущие страны мира должны быть защитниками и сторонниками международного верховенства права, воздерживаться от исключительности и двойных стандартов, активно предоставлять больше общественных благ, брать на себя необходимую ответственность и проявлять добрую волю, как и положено великим державам [6]. Они должны уважать основные интересы и учитывать проблемы друг друга, справляться с противоречиями и разногласиями, стремясь к построению международных отношений нового типа. Большие страны должны относиться к малым странам как к равным и не проявлять насилие по отношению к слабым. В этой связи следует подчеркнуть, что Китай твердо проводит независимую и мирную внешнюю политику, твердо отстаивает международную справедливость и честность, настаивает на диалоге для преодоления разногласий и переговорах для разрешения споров.

Во-вторых, Китай придерживается принципа многосторонности и способствует реформированию и построению системы глобального управления. Глобальные вопросы должны управляться совместно всеми странами, а международные правила должны писаться совместно всеми причастными к ним субъектами международных отношений. Ни одна страна не имеет права вершить международные дела и судьбы других народов только по своему усмотрению, а также монополизировать преимущества в развитии, не говоря уже о том, чтобы делать в мире все, что ей заблагорассудится, и заниматься гегемонистским запугиванием и доминированием. Глобальное управление должно основываться на принципе взаимного согласия, обеспечения равных прав и возможностей, а также равных правил для всех стран, чтобы система глобального управления могла лучше отражать желания и интересы большинства развивающихся стран и отвечать реалистичным потребностям решения глобальных проблем [13]. Китай неуклонно поддерживает международную систему с ООН в основе, международный порядок, основанный на международном праве, нормы международных отношений с целями и принципами Устава ООН в основе, способствует демократизации международных отношений и постоянно вносит свой теоретический и практический вклад в совершенствование глобального управления [13].

В-третьих, нужно придерживаться принципов открытости и сотрудничества, вместе работать над построением открытой мировой эконо-

мики и содействовать общему развитию в мире. Экономическая глобализация — это объективная реальность и историческая тенденция. Мир не вернется к замкнутости и изоляции стран друг от друга, не говоря уже об искусственной фрагментации. Мы должны поддерживать концепцию открытости и инклюзивности, защищать многостороннюю торговую систему, краеугольным камнем которой является Всемирная торговая организация, содействовать свободному, открытому и взаимовыгодному перемещению товаров и инвестиций, направляя экономическую глобализацию в правильное русло [16]. Китай будет четко выступать против односторонних действий и протекционизма и поддерживать бесперебойное движение цепочек поставок в глобальной промышленной цепи. Он будет также поддерживать развивающиеся страны в повышении их потенциала для автономного развития и способствовать решению проблем глобального дисбаланса развития, цифрового разрыва и других вопросов.

Итак, вполне очевидно, что Китай неуклонно расширяет свою открытость по всем направлениям, используя плавный внутренний и международный цикл для более эффективного соединения внутренних и внешних рынков и совместного использования факторных ресурсов, а также содействует высококачественному развитию «Пояса и пути» [14]. Эта деятельность направлена на то, чтобы все страны могли разделить возможности и плоды углубленного развития экономической глобализации и придать импульс восстановлению и росту мировой экономики. Таким образом, перед лицом исторических перемен, особенностей современного времени и кардинальных изменений в мире все народы должны объединить свои усилия для продвижения нового типа международных отношений, создания сообщества человеческой судьбы и совместного строительства лучшего мира.

Выводы

Создание «Сообщества единой судьбы человечества» представляет международному сообществу китайское видение эффективного решения общих проблем и урегулирования ряда крупных вопросов. К числу преимуществ данной концепции целесообразно отнести следующее:

• одним из базовых постулатов концепции является положение о том, что все мировое сообщество должно придерживаться принципа мирного сосуществования и способствовать построению международных отношений нового типа;

• в основе концепции лежит принцип многосторонности, что способствует реформированию и построению системы глобального управления;

• одними из базовых принципов концепции являются открытость и сотрудничество, что означает необходимость вместе (включая все страны и народы) работать над построением открытой мировой экономики и содействовать устойчивому общественному развитию в современном мире.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Арсентьева И.И. Роль Китая на мировой арене: Изменения на фоне пандемии COVID-19 // Вестник Московского университета. Сер. 27. Глобалистика и геополитика. 2021. № 4. С. 19—36.

2. Бояркина А.В. Концепция Си Цзиньпина «Сообщества единой судьбы человечества» и представления об «общей судьбе» в трудах российских ученых и политиков //Дискурс-Пи. 2020. № 4(41). С. 112—132.

3. Верченко А.Л. Продвижение Китаем идеи «Сообщества единой судьбы человечества» // Восточная Азия: Факты и аналитика. 2020. № 1. С. 6—18.

4. Гордиенко Д.В. Система международных отношений в XXI веке: Взгляды китайского руководства. Китай в мировой и региональной политике // История и современность. 2021. № 26. С. 97—112.

5. Ильин И.В. Глобальная экология и устойчивое развитие: Итоги V Международного научного конгресса «Глобалистика-2017» // Вестник Московского университета. Сер. 27. Глобалистика и геополитика. 2017. № 3. С. 3—30.

6. Сазонова К.Л. Участие «Великих держав» в миротворческой деятельности Организации Объединенных Наций // Via in tempore. История. Политология. 2009. Т. 56, № 9(1). С. 173—179.

7. Сафронова Е.И. Концепция и практика устойчивого развития: Взгляд из Китая // Восточная Азия: Факты и аналитика. 2020. № 3. С. 18—35.

8. Сафронова Е.И. Китайско-латиноамериканские отношения в контексте пандемии COVID-19. Китай в мировой и региональной политике // История и современность. 2021. № 26. С. 179—199.

9. Чумаков А.Н. Культурно-цивилизационные исследования: Их роль и ценность в глобальном мире // Вестник Московского университета. Сер. 27. Глобалистика и геополитика. 2018. № 1. С. 30—44.

10. He Tiantian. Guoji zhixii .Ца/Ы de zhongguo h^yU — Cong «heping gongchU wU^ng yuanze» dаo «go^^n renlei mingyUn gongtongti» [Китайское выражение о ценности международного порядка — от «Пяти принципов мирного сосуществования» до «Построения сообщества человеческой судьбы»] // Studies in Law and Business. 2021. N 38(05). P. 61—73.

11. Jin Canrong, Shi Yusong. Concept of Global Governance of Xi Jinping // Pacific Journal. 2021. № 27(10). P. 10—20.

12. Jiwang Kailai, Kaiqi Yingdui Qihoubianhua Xinzhengcheng [Продвигаясь вперед, начиная новый путь глобального реагирования на изменение климата]: Xi Jinping's speech at the Climate Ambition Summit Beijing // Xinhua News. 2020. Dec. 12.

13.Kaifang Hezuo, Mingyun Yugong [Открытое сотрудничество, общая судьба человечества]: Xi Jinping's Thoughts on Diplomacy and Chinese Diplomacy in the New Era // Renminribao [Жэньмижибао]. 2019. Nov. 6

14. Main Objectives of Economic and Social Development: The 14th Five-Year Plan for National Economic and Social Development of the People's Republic of China and Outline of the Vision for 2035 // People's Publishing House. 2021. N 1. Chap. 3. P. 1—115.

15. Ruan Zongze. Dа Ыацщ xiа go^^n renlei mingyun gongtongti lijiu mijian [Построение сообщества человеческой судьбы в условиях великих перемен долгое время было основой человечества] // Contemporary World. 2021. N 6. P. 17—23.

16. Sun Changyue. The industrial chain and the supply chain are struggling to break through, showing a more diversified pattern // China's economy. National Development and Reform Commission of China. 2021. N 3. P. 1—4.

17. Xing Liji, Yanchuan Ruolan. Quan renlei gongtong jiazhi: lilUn neihan, tezheng yu hongyang lujing [Общечеловеческая ценность: Теоретический смысл, характеристика и путь продвижения] // International Studies. 2022. N 1(207). P. 52—67.

18. Zhao Kejin. Xln shidai zhongguo guoji zhanlue tanxI [Анализ международной стратегии Китая в новую эпоху] // International Studies. 2021 N 5. P. 18—36.

REFERENCES

1. Arsentieva I.I. 2021. "The role of China on the world stage: changes against the background of the COVID-19 pandemic". Bulletin of the Moscow University. Series 27. Globalistics and Geopolitics, no. 4, pp. 19—36. (In Russ.)

2. Boyarkina AV 2020. "Xi Jinping's Concept of 'Community of Common Destiny for Mankind' and Ideas of 'Common Destiny' in the Works of Russian Scientists and Politicians". Discourse-Pi, no. 4(41), pp. 112—132. (In Russ.)

3.Verchenko A.L. 2020. "China's promotion of the idea of a 'Community with a Common Destiny for Humanity'". East Asia: Facts and Analytics, no. 1, pp. 6—18. (In Russ.)

4. Gordienko D.V 2021. "The system of international relations in the 21st century: the views of the Chinese leadership. China in World and Regional Politics". History and Modernity, no. 26, pp. 97—112. (In Russ.)

5. Ilyin IV. 2017. "Global ecology and sustainable development: results of the V International Scientific Congress 'Globalistics-2017'". Bulletin of the Moscow University. Series 27. Globalistics and Geopolitics, no. 3, pp. 3—30. (In Russ.)

6. Sazonova K.L. 2009. "Participation of the 'Great Powers' in the peacekeeping activities of the United Nations". Via in tempore. History. Political science, vol. 56, no. 9 (1), pp. 173—179. (In Russ.)

7. Safronova E.I. 2020. "Concept and practice of sustainable development: a view from China". East Asia: facts and analytics, no. 3, pp. 18—35. (In Russ.)

8. Safronova E.I. 2021. "Sino-Latin American Relations in the Context of the COVID-19 Pandemic. China in World and Regional Politics". History and Modernity, no. 26, pp. 179—199. (In Russ.)

9. Chumakov A.N. 2018. "Cultural and civilizational studies: their role and value in the global world". Bulletin of the Moscow University. Series 27. Globalistics and Geopolitics, no. 1, pp. 30—44. (In Russ.)

10. He Tiantian. 2021. "Chinese Expression on the Value of International Order — From 'Five Principles of Peaceful Coexistence' to 'Building a Community of Human Destiny'". Studies in Law and Business, no. 38(05), pp. 61—73. (In Chin.)

11. Jin Canrong, Shi Yusong. 2021. "Concept of Global Governance ofXi Jinping". Pacific Journal, no. 27(10), pp. 10—20.

12. "Moving forward, starting a new path of global response to climate change: Xi Jinping's speech at the Climate Ambition Summit Beijing". 2020. Xinhua News, Dec. 12. (In Chin.)

13. "Open cooperation, the common destiny of mankind: Xi Jinping's Thoughts on Diplomacy and Chinese Diplomacy in the New Era". 2019. Renminribao, Nov. 06. (In Chin.)

14. "Main Objectives of Economic and Social Development: The 14th Five-Year Plan for National Economic and Social Development of the People's Republic of China and Outline of the Vision for 2035". 2021. People's Publishing House, no. 1, chapter 3, pp.1—115.

15. Ruan Zongze. 2021. "Building a community of human destiny in the midst of great change has long been the foundation of humanity". Contemporary World, no. 6, pp. 17—23. (In Chin.)

16. Sun Changyue. 2021. "The industrial chain and the supply chain are struggling to break through, showing a more diversified pattern". China's economy. National Development and Reform Commission of China, no. 3, pp. 1—4.

17. Xing Liji, Yanchuan Ruolan. 2022. "Universal human value: theoretical meaning, characteristics and path of advancement". International Studies, no. 1 (207), pp. 52—67. (In Chin.)

18. Zhao Kejin. 2021. "Analysis of China's International Strategy in the New Era". International Studies, no. 5, pp. 18—36. (In Chin.)

ТРАНСЛИТЕРАЦИЯ

1. Arsent'eva I.I. Rol' Kitaya na mirovoj arene: izmeneniya na fone pandemii COVID-19//Vestnik Moskovskogo universiteta. Ser. 27. Globalistika i geopolitika. 2021. № 4. S. 19—36.

2. Boyarkina A..V. Konczepcziya Si Czzin'pina «Soobshhestva edinoj sud'by' chelo-vechestva» i predstavleniya ob «obshhej sud'be» v trudakh rossijskikh ucheny'kh i po-litikov // Diskurs-Pi. 2020. № 4(41). S. 112—132.

3. Verchenko A.L. Prodvizhenie Kitaem idei «Soobshhestva edinoj sud'by' chelo-vechestva» //Vostochnaya Aziya: Fakty' i analitika. 2020. № 1. S. 6—18.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Gordienko D.V. Sistema mezhdunarodny'kh otnoshenij vXXI veke: Vzglyady' ki-tajskogo rukovodstva. Kitaj v mirovoj i regional'noj politike // Istoriya i sovremennost'. 2021. № 26. S. 97—112.

5. Il'in I.V. Global'naya e'kologiya i ustojchivoe razvitie: Itogi V Mezhdunarodnogo nauchnogo kongressa «Globalistika-2017» // Vestnik Moskovskogo universiteta. Ser. 27. Globalistika i geopolitika. 2017. № 3. S. 3—30.

6. Sazonova K.L. Uchastie «Velikikh derzhav» v mirotvorcheskoj deyatel'nosti or-ganizaczii Ob'edinenny'kh Naczij //Via in tempore. Istoriya. Politologiya. 2009. Vyp. 56, № 9(1). S. 173—179.

7. Safronova E.I. Konczepcziya i praktika ustojchivogo razvitiya: Vzglyad iz Kitaya //Vostochnaya Aziya: Fakty' i analitika. 2020. № 3. S. 18—35.

8. Safronova E.I. Kitajsko-latinoamerikanskie otnosheniya v kontekste pandemii COVID-19. Kitaj v mirovoj i regional'noj politike // Istoriya i sovremennost'. 2021. № 26. S. 179—199.

9. Chumakov A.N. Kul'turno-czivilizaczionny'e issledovaniya: Ikh rol' i czennost' v global'nom mire //Vestnik Moskovskogo universiteta. Ser. 27. Globalistika i geopolitika. 2018. № 1. S. 30—44.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.