МИРОВАЯ ПОЛИТИКА
Сообщества разработчиков интернет-проектов
C.C. Ширин
В статье приведены результаты исследования участия международных сетевых сообществ разработчиков интернет-проектов в мировом политическом процессе. В качестве примеров избраны сообщества, разрабатывающие и продвигающие технические стандарты интернета (IETF и WaSP), сообщества, разрабатывающие проекты противодействия политическому контролю коммуникаций в интернете (Netsukuku, TOR и FreeNet), и сообщество, разрабатывающее один из самых заметных политических онлайновых проектов современности - WikiLeaks.
С первых этапов глобального распространения компьютерных сетей общего пользования существование такого особого рода общественных объединений, как неформальные сообщества разработчиков интернет-проектов, было значимым фактором международного сотрудничества в сфере развития современных информационных технологий1. Сегодня они, наряду с крупнейшими коммерческими компаниями информационно-технологической отрасли и с онлайновыми сообществами, состоящими из пользователей интернет-проектов, приобрели еще и особое политическое значение. Мало кто в современном мире не слышал о проекте WikiLeaks, который развивается и поддерживается именно неформальным сообществом разработчиков, был создан непосредственно в политических целях и весьма успешно достигает их. Но если коммерческие компании информационно-технологической индустрии активно участвуют в мировой политике во многом благодаря аккумулированному ими значительному финансовому ресурсу и умелому использованию технологий политического лоббирования, а онлайновые сообщества пользователей интернет-проектов становятся политической
силой благодаря своей массовости (и, прямо по Марксу, позволяют идеям, в том числе политическим, овладевать этими массами), то сообщества разработчиков не обладают в достаточной степени ни одним из упомянутых ресурсов и тем не менее успешно функционируют в политической жизни.
Первым таким сообществом, участвующим в политической жизни, было, вероятно, неформальное сообщество разработчиков сетевых технологий, действовавшее параллельно со структурами Агентства передовых исследовательских проектов министерства обороны США (DARPA). Именно оно оказывало влияние на развитие технологий, которые американское правительство разрабатывало в оборонных целях и которые в итоге стали основой интернета. Джозеф Ликлай-дер - автор концепции «галактической сети» и первый руководитель компьютерного проекта DARPA,- будучи представителем академической, а не военной среды, стремился доводить сведения о проводимых им работах до всего заинтересованного научного сообщества. Отсюда берет свое начало традиция документов RFC (Request for comments - «запрос комментариев»), задающих
Ширин Сергей Сергеевич - к.полит.н., доцент кафедры международных гуманитарных связей Санкт-Петербургского государственного университета. E-mail: [email protected]
Статья подготовлена при выполнении НИР по теме «Трансформация мира: негосударственные акторы мировой политики», проводимой в рамках реализации ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009 - 2013 гг. (Соглашение № 8813 от 15 ноября 2012 г.).
формат обсуждения технических спецификаций, претендующих на то, чтобы стать стандартами для интернета2.
Развитие технологических проектов, связанных с компьютерными сетями, на основе сетевой модели сотрудничества в рамках обсуждений документов RFC стало первым примером регулирования развития компьютерных сетей общего пользования (того, что сейчас в соответствии с определением Рабочей группы ООН назвали бы «управлением интернетом»). Показательно, что данная модель представляла собой, по сути, саморегулирование - стихийное регулирование, в котором могло принять участие любое заинтересованное лицо. Вся заинтересованная общественность приглашалась к обсуждению открытий, изобретений и рационализаторских предложений в области проектирования компьютерных сетей. Отметим, что тем самым итоговые технологические стандарты де-факто становились общественным достоянием. Открытое обсуждение сообществом разработчиков стало естественным основанием открытости стандартов, недопустимости проприетарного подхода к ним. Именно здесь следует искать истоки распространенности в информационной среде интернета альтернативных концепций интеллектуальной собственности, развитие которых сегодня становится одной из наиболее заметных проблем мировой политики.
На базе таких заочных дискуссионных групп, имевших сетевую структуру, возникло первое институционализированное сообщество разработчиков компьютерных сетей - Сетевая рабочая группа ARPANET, - которое затем эволюционировало в Рабочую группу интернета3. В 1983 г. Винтоном Серфом, руководившим программой развития межсетевого взаимодействия в DARPA, были созданы так называемые целевые группы (Task Forces), среди которых выделялась Целевая группа по конструированию интернета - Internet Engineering Task Force (IETF). В силу того что данная группа, равно как и другие целевые группы, не была закрытой организацией, а представляла и представляет собой некое подобие вышеупомянутой Сетевой рабочей группы ARPANET, то есть имеет формат открытого дискуссионного сообщества.
Более того, IETF взяла на вооружение используемую этим своим предшественником модель обсуждения технологических вопросов на основе документов RFC. На заседаниях IETF постоянно присутствовало огромное количество специалистов, интересующихся различными аспектами межсетевого взаимодействия. Таким образом, одновременно с глобализацией компьютерных сетей общего пользования регулирование таких сетей перестало быть прерогативой иерархических структур, созданных под эгидой DARPA, и перешло в руки сообщества производителей, промышленных и деловых кругов.
В то же время начали возникать и другие неформальные объединения, деятельность которых сводилась к контролю за развитием технологий. Обретение широкой популярности технологиями
всемирной паутины, а также «браузерные войны», осложнявшие работу веб-мастеров и дизайнеров сайтов, подтолкнули разработчиков веб-проектов объединиться в сообщество, получившее название WaSP и ставившее своей целью поддержку специализированной международной организации, разрабатывающей веб-стандарты - Консорциума Всемирной паутины. Участники WaSP провели рекламную кампанию на крупных сайтах, владельцами которых являлись. Кроме того, они выступали на дискуссионных площадках Всемирной паутины со злой критикой проектов, не придерживавшихся предлагаемых стандартов. Также они вели переговоры с производителями программного обеспечения для Всемирной паутины. В итоге уже в 2000 г. четвертая версия браузера Opera, а вслед за ней и пятая версия браузера Internet Explorer соответствовали стандартам Консорциума. А в 2001 г. в соответствие с этими стандартами была приведена и наиболее популярная в то время программа для создания веб-сайтов Macromedia Dreamweaver4. Возможно, уход с рынка компании Netscape был частично обусловлен и ее отказом поддерживать эти стандарты.
Ретроспективный взгляд на развитие сообществ разработчиков интернет-проектов дает нам основание сделать вывод, что из актуальных проблем мировой политики наиболее естественными областями их интересов являются проблемы управления интернетом (конкретно - технологические аспекты его развития) и политика в сфере охраны интеллектуальной собственности. В политическом дискурсе управления интернетом на сегодняшний день чаще других упоминается некоммерческая организация ICANN. Действительно, по соглашению с министерством торговли США ей делегированы полномочия по обеспечению бесперебойной работы интернета путем осуществления функций, в совокупности известных как IANA (администрация адресного пространства интернета). В эти функции входят координация работ по выработке технических параметров протоколов; административные функции по управлению корнем системы доменных имен; распределение блоков айпи-адресов. Перечень функций IANA не является закрытым. Министерством торговли США в него могут быть включены прочие функции5.
Перечень функций, выполняемых ICANN, далеко не полностью охватывает возможные виды деятельности, которые можно охарактеризовать как управление интернетом. Кроме того, даже переданные ICANN функции она не всегда в силах выполнять самостоятельно. В частности, роль ICANN в координации работ по выработке технических параметров протоколов весьма условна. На деле эту координацию осуществляет сообщество разработчиков - IETF. Согласно официальному документу IETF, RFC4677, IETF представляет собой свободно организованную группу добровольцев, то есть сообщество разработчиков интернет-проектов. Строго говоря, у IETF нет организационного статуса. Это в некотором смысле неформальное общественное объединение6.
Работа 1БТБ организуется в формате рабочих групп, по сути представляющих собой заочные дискуссионные площадки (технически оформленные как списки электронной рассылки). Принять участие в работе группы может любой желающий из любой страны мира. Все, что для этого нужно, -подписаться на рассылку. Интересно, что принятие решений в рабочей группе осуществляется на основе консенсуса (точнее, при отсутствии принципиальных обоснованных возражений). Подавляющее большинство технических стандартов, общепринятых в современном интернете, утверждены 1БТЕ По данным на 7 ноября 2012 г., 1БТБ приняла 6785 стандартов7. Правда, не все из них технические: среди стандартов есть и регламент деятельности самой 1БТБ, и даже кодифицированные нормы поведения в коммуникационной среде интернета. Разумеется, все эти стандарты не имеют юридического значения, однако их политическое значение нельзя недооценивать. Авторитет 1БТБ в среде разработчиков интернет-проектов настолько велик, что мы можем утверждать: именно эта организация (или, точнее, это общественное объединение, сообщество) определяет ключевые черты технологической политики в сфере развития интернета, являясь одним из основных акторов международного управления интернетом.
С управлением интернетом и регулированием интернета связана деятельность еще одного международного сообщества разработчиков, которое могло бы претендовать на роль актора мировой политики - разрабатывающего проект №18икики. Вообще-то данный проект нельзя назвать интернет-проектом. Даже наоборот, основная идея его участников заключается в том, чтобы создать распределенную самоорганизующуюся одноранговую сеть, способную обеспечить повышенную отказоустойчивость, анонимность, невозможность цензуры и полную независимость от интернета. Иными словами, речь идет о создании альтернативы интернету. Но мы не можем исключить это сообщество из группы акторов мировой политики, рассматриваемых в данной статье, так как:
- во-первых, структурно оно представляет собой тот же тип актора - сетевое сообщество;
- во-вторых, участники этого сообщества -представители той же самой профессиональной группы, что и участники сообществ разработчиков интернет-проектов;
- в-третьих, его деятельность направлена на решение тех же проблем мировой политики, с которыми связана деятельность сообществ разработчиков интернет-проектов - управление интернетом и развитие альтернативных концепций интеллектуальной собственности. Разница состоит лишь в том, что в данном случае мы имеем дело с попыткой радикального решения данных проблем путем полного отказа от интернета.
Современная электронная цифровая среда, основанная на сетевой модели «клиент-сервер», априори способствует формированию двухклассового информационного общества. Провайдеры и абоненты имеют принципиально различный
уровень возможностей управления информационными потоками, что в условиях информацион-пого общества существенным образом влияет па их положение во властной иерархии. Имеппо поэтому сообщество Netsukuku стремится создать новую физическую сеть, а не надстройку над интернетом. Альтернатива интернету в форме Netsukuku - сети, в которую принимают любое устройство без регистрации и платы за соединение, - по замыслу сообщества «может быть использована для того, чтобы построить толерантную, анонимную Всемирную сеть без всякой цензуры»8.
Цензурой современные анархисты называют и ограничения на распространение сообщений, накладываемые обладателями исключительных прав на содержание данных сообщений. Анони-мизацией доступа в сеть разработчики Netsukuku стремятся решить проблему преследования пару-шителей прав интеллектуальной собственности. А одноранговость сети должна снять вопросы, касающиеся управления ею. Принципиальная характеристика Netsukuku, согласно базовому описанию этой сети, - «полное распределенное самоуправление. Сеть динамически конфигурирует сама себя без всякого внешнего вмешательства, без какой-либо централизации и авторизации... Такая децентрализация и распространение Netsukuku делают ее практически неконтролируемой»9.
Однако Netsukuku, даже в случае ее успешной реализации, не способна решить одну проблему, актуальную для современного политического дискурса управления интернетом. На встрече участников Форума по управлению интернетом в Баку 5 ноября 2012 г., предварявшей основное заседание Форума, эта проблема была названа «приватизацией цензуры»10. Суть ее в том, что крупнейшие информационные ресурсы современного интернета создают глобальный олигополистический рынок информационных продуктов и услуг, независимый от государств. И сложилось так, что задачу контроля за интернет-коммуникациями, которую ставили перед собой многие государства и пе могли решить в силу технических особенностей этой сети, вполне могут решить частные владельцы наиболее популярных сайтов.
Марку Цукербергу приписывается идея создать «интернет в интернете», то есть объединить в одном сервисе все то, для чего люди обращаются к иптерпету. На созданном им веб-сайте Facebook пока эта идея воплощена пе полностью. Пользователи этого сайта смотрят видеозаписи на сайте YouTube, ведут микроблог на сайте Twitter, слушают музыку на сайте LastFM и т.п. Гораздо дальше в этом направлении продвинулся русскоязычный аналог Facebook - веб-сайт «ВКонтакте». Его разработчики последовательно создают функционал, способствующий тому, чтобы у пользователей не возникало потребности обращаться за какими-либо информационными продуктами и услугами за пределы данного веб-сайта, и тем самым создают «интернет в интернете». Только этот «новый интернет», в отличие от «старого», является централизован-
ным и дает возможность цензуры и других форм контроля информационных потоков.
Технические методы контроля коммуникаций в интернете не приносят результатов, но в этой ситуации результативными оказываются методы гуманитарные: методы привлечения внимания, формирования потребностей и т.д. В результате пользователи сами отказываются от огромного количества небольших веб-сайтов в пользу одного или нескольких. Ведь даже если за пределами русскоязычного информационного пространства Всемирной паутины такого единоличного лидера как «ВКонтакте» пока нет, налицо та же тенденция: падение популярности небольших веб-сайтов и предельная концентрация пользовательского интереса на небольшой группе крупнейших проектов. Пользователи интернета сами, отказываясь от альтернативных источников информации, создают опасность «приватизации цензуры», давая владельцам крупнейших веб-сайтов ключи от управления всеми онлайновыми коммуникационными потоками, отсутствующими у государств.
Эту проблему Netsukuku решить не сможет. В условиях существующих тенденций рынка информационных продуктов и услуг весьма вероятным представляется формирование в технологически одноранговой сети новой элиты - «нетократии»11, даже если пользователи будут подключаться к сети информационного обмена в обход коммерческих операторов связи и так или иначе контролирующих их государств. Эта элита будет определять правила информационного обмена и станет правящим классом информационного общества. В этом случае произойдет лишь перераспределение власти в информационном обществе от технократов к гуманитариям. Анархическая утопия Netsukuku представляется недостижимым идеалом. Так или иначе, на сегодняшний день сообщество разработчиков проекта Netsukuku не обладает сколько-нибудь значимым политическим потенциалом в силу крайне малого уровня интереса общественности к данному проекту. Между тем существуют другие международные проекты той же направленности, к которым интерес общественности гораздо выше, что позволяет говорить и об их политическом значении. А координируются эти проекты также неформальными сообществами разработчиков.
В первую очередь среди таких проектов следует выделить TOR. Сообщество, разрабатывающее его, объединено вокруг некоммерческой организации The Tor Project, зарегистрированной в США. Сам проект представляет собой программное обеспечение, позволяющее устанавливать анонимное сетевое соединение, защищенное от прослушивания, и рассматривается как надстройка над интернетом, предоставляющая возможность анонимной передачи данных в зашифрованном виде. Политические проблемы, которые стремится решить своим проектом сообщество разработчиков TOR, в целом идентичны проблемам, на решение которых направлена деятельность разработчиков проекта Netsukuku. Технология TOR также обеспечивает защиту от механизмов анализа трафика, которые
позволяют осуществлять контроль над содержанием коммуникации и тем самым регулировать использование интернета путем установки фильтров. Поддержку проекта осуществляет известная правозащитная организация «Фонд электронного фронтира»12.
TOR может использоваться частными лицами для защиты неприкосновенности частной жизни и получения доступа к информации, заблокированной интернет-цензурой. Так называемые общественные (гражданские) журналисты могут использовать TOR для создания веб-сайтов и электронных СМИ без раскрытия информации о реальном местоположении серверов, обслуживающих такие информационные ресурсы. Обычные журналисты используют TOR для безопасного общения с информаторами13. Ряд общественных организаций рекомендуют TOR своим членам для обеспечения безопасности (например, для доступа к нужным сайтам в тех странах, где попытка такого доступа может повлечь за собой преследование)14. Таким образом, основной целью данного интернет-проекта является решение политических проблем. Для этого сообщество разработчиков не только создает технологическую базу, но и оказывает информационные услуги. Известно, что использование TOR как шлюза на пути к интернету позволяет защитить права пользователей из стран с интернет-цензурой лишь на время, поскольку шлюз без каких-либо проблем может быть обнаружен государством, и доступ к нему может быть заблокирован. В этом случае сообщество разработчиков рекомендует пользователям настроить у себя сетевой мост TOR, решающий проблему доступа, и для поддержки этого решения публикует на официальном сайте проекта актуальный список сетевых мостов15.
На случай, если государство блокирует доступ к официальному сайту TOR, сообщество предлагает альтернативные способы получения информации: официальную рассылку и специальный плагин для системы ведения блогов WordPress, позволяющий постоянно генерировать картинку CAPTCHA с адресами мостов16. Политическое значение проекта TOR подтверждается вниманием, которое ему уделяют правительства различных государств мира. В 2006-2007 гг. немецкими силовыми ведомствами было осуществлено отключение семи серверов TOR (под предлогами борьбы с распространением детской порнографии и противодействия терроризму)17. В 2009 г. в черный список правительственного проекта КНР «Золотой щит» были включены 80% айпи-адресов публичных серверов TOR18. В 2012 г. единственный провайдер Эфиопии Ethio Telecom заблокировал доступ к сетям TOR19. В то же время проект TOR достаточно часто упоминается в новостных и аналитических сообщениях средств массовой информации в связи с темами противоправного контента и цензуры в интернете, что свидетельствует об интересе к проекту и признании его важности как со стороны акторов, стремящихся к регулированию международного
информационного обмена, так и со стороны их противников в этом вопросе.
Серьезное политическое значение приобрел и еще один интернет-проект, разрабатываемый неформальным сообществом, - проект анонимной одноранговой сети FreeNet. FreeNet предназначен для децентрализованного распределенного хранения данных без возможности их цензуры. Он работает на основе объединения в общий фонд предоставленного участниками сети канала доступа в интернет и дискового пространства их компьютеров для публикации или получения информации. Иными словами, FreeNet использует облачную технологию хранения данных, благодаря которой ни один файл, загруженный в эту сеть, не хранится целиком на каком-либо конкретном носителе. Он собирается по запросу пользователя, желающего получить к нему доступ, по кусочкам, хранящимся на разных компьютерах, подключенных к этой сети, и в целом виде возникает только на компьютере потребителя20.
Наиболее естественной сферой применения этого проекта кажется борьба против международной защиты интеллектуальной собственности (прежде всего - авторского права и смежных прав). И в этих целях FreeNet действительно применяется. Однако наиболее известный пример его применения в политических целях связан с информацией, ограничение распространения которой обусловлено не охраной интеллектуальной собственности, а охраной государственной и служебной тайны. Технология FreeNet приобрела широкую известность в связи с попытками использовать ее в качестве инструмента решения проблем хостинга, возникших в 2010 г. у международного социального сетевого проекта Wikileaks21.
WikiLeaks коренным образом отличается от всех упомянутых выше проектов. Сообщество, разрабатывающее его, создает не техническую форму, а общественно значимое содержание. Этим политические характеристики проекта приближаются к характеристикам веб-сайтов Facebook, Twitter и тому подобных проектов, вокруг которых сегодня также формируются сообщества, имеющие признаки акторов мировой политики. В то же время если этим и другим крупным веб-проектам эпохи «веб 2.0» политическое значение придали их пользователи, то в случае с WikiLeaks политические цели перед собой ставят именно разработчики. И эти разработчики представляют собой не коммерческую компанию или основанную на членстве организацию, а открытое сообщество, к которому может присоединиться каждый. В то же время и технически функционирование Wikileaks сегодня обусловливается поддержкой множества независимых энтузиастов по всему миру, обеспечивающих доступ к информационным материалам, распространяемым в рамках проекта.
Как известно, цель этого проекта - неотслежи-ваемая публикация и анализ документов, ставших доступными вследствие утечки информации. Сообщество, разрабатывающее WikiLeaks, форми-
руется вокруг международной некоммерческой организации The Sunshine Press и включает в себя не только ее членов. Анонимным источником информации может стать любой, кто ею располагает22. Энтузиасты переводят также тексты документов с английского языка на другие языки мира и публикуют их на других информационных площадках. Таким образом, широкое сообщество разработчиков данного проекта не ограничивается в своей деятельности рамками одного веб-сайта.
Политическое значение WikiLeaks и разрабатывающего его сообщества несомненно. 5 апреля 2010 г. представители сообщества разработчиков WiikiLeaks открыли общий доступ к видеозаписям авиаобстрела Багдада 12 июля 2007 г., совершенного американскими ВВС, в результате которого погибли не менее 12 человек, в том числе два репортера агентства Рейтер, женщины и дети, а также очевидно безоружные люди, пытавшиеся эвакуировать раненого. После этого выяснилось, что данные записи отсутствуют в армейском архиве. При этом агентству Рейтер не удалось получить доступ к записям камер вертолетов, несмотря на то, что такое право предоставлено ему американским законодательством23. 26 июля 2010 г. администрация Соединенных Штатов Америки заявила, что утечка в СМИ тысяч файлов с секретной военной информацией, осуществленная данным сообществом, может представлять угрозу для безопасности страны24.
Наиболее резонансной “секретной военной информацией” оказалась при этом информация о гибели в Афганистане мирных жителей в результате действий войск НАТО. 22 октября 2010 г. сайт опубликовал 391832 секретных военных отчета, посвященных войне в Ираке25. А 28 ноября того же года WikiLeaks публикует дипломатическую переписку, обнародование которой, по заявлению администрации США, нанесло ущерб их внешней политике. По мнению же эксперта из СПбГУ Н.А. Цветковой, обнародование указанных документов сделало современную дипломатию более открытой для публики, родило так называемую «дипломатию реального времени»26. Публикации WikiLeaks оказали влияние и на волнения в Тунисе и таким образом послужили толчком к «арабской весне»27.
Политическую и техническую поддержку сообществу разработчиков WikiLeaks оказывает Пиратская партия Швеции28. Борьба с проектом велась под предлогами, не имеющими отношения к его политической деятельности. Лидер сообщества Джулиан Ассанж был объявлен в международный розыск по обвинению в изнасиловании29. Дом владельца немецкого домена WikiLeaks.de Теодора Реппе был подвергнут обыску под предлогом хранения порнографии, но при этом, по словам Реппе, следователи требовали выдачи паролей к управлению сайтом WikiLeaks30. После публикации дипломатической переписки услуги хостинга сайту WikiLeaks перестал предоставлять коммерческий хостинг-провайдер Amazon31. Учетная запись WikiLeaks была заморожена в системе электронных
платежей PayPal. Впоследствии были заблокированы переводы через системы Visa и MasterCard32.
Таким образом, деятельности сообщества препятствуют не только государства, но и коммерческие организации информационно-технологической отрасли, которые, судя по всему, в данном случае не являются самостоятельными участниками мирового политического процесса, а выступают в качестве инструментов политической борьбы, находящихся в руках государств (прежде всего, Соединенных Штатов Америки). Действия противников WikiLeaks привели к тому, что развитие проекта на некоторое время было приостановлено по причине проблем с финансированием33. Однако общественная поддержка, оказываемая проекту во всем мире, позволила возобновить его работу.
Технические средства борьбы с WikiLeaks и другими подобными проектами, разрабатываемыми неформальными сообществами, приносят лишь временный эффект. Каналы доступа к информации, серверы-зеркала основного веб-сайта, а также пространство для хранения фрагментов файлов предоставляются широким, потенциально неограниченным кругом участников, и их состав постоянно меняется. Передаваемая информация зашифрована и отследить прохождение по линиям связи всех сообщений становится невозможно. В этих условиях традиционным акторам мировой политики остается пользоваться политическими и экономическими рычагами, которые у них, безусловно, есть. Однако сетевой, распределенный характер сообществ разработчиков лишает такие рычаги точки опоры. Даже нейтрализация лидеров сообществ не приведет к гибели их идей и средств реализации этих идей. В этих условиях сообщества разработчиков интернет-проектов могут рассматриваться как акторы мировой политики, обладающие существенным потенциалом как в электронной цифровой среде, так и в информационном обществе в целом,- разумеется, при условии политической направленности этих проектов.
Политическая направленность подобных проектов, как мы выяснили, является весьма закономерной. Генезис и эволюция международных распределенных сообществ разработчиков детерминируют наличие у них определенных политических интересов. Прежде всего, эти интересы проявляются у них в вопросах управления интернетом и международной охраны интеллектуальной собственности. Не менее типичной при этом становится и вовлеченность таких сообществ в решение проблем, связанных с анонимностью онлайновых коммуникаций, тайной переписки в широком смысле, а также личной и семейной тайной в целом. Эти, казалось бы, частные вопросы в условиях глобализации и информатизации давно уже рассматриваются как проблемы мировой политики.
Значение многих сообществ пока недооценивается государственными акторами. Именно этим, вероятно, обусловлены нападки России, КНР и Ирана, выступающих за полную передачу управления интернетом международному сообществу,
на ICANN, воспринимаемую этими государствами как организацию, управляющую интернетом в интересах Соединенных Штатов Америки. Все желающие жители любых стран мира могут принимать активное участие в деятельности IETF, представляющей собой открытое сообщество разработчиков интернет-стандартов. И каждый может в ходе этой деятельности оказывать влияние на развитие технологической платформы интернета. И делать это таким образом, чтобы аспекты управления интернетом, входящие в компетенцию ICANN (прежде всего, маршрутизация на корневых серверах системы доменных имен, а также распределение блоков айпи-адресов и обслуживание доменных зон верхнего уровня), не имели бы такого стратегического значения, которое у них есть сейчас.
Кроме того, если кого-то не устраивает сложившаяся модель управления интернетом, можно оказать политическую поддержку альтернативным технологическим решениям, наподобие Netsukuku. На сегодняшний день это - маргинальный проект, но менее радикальные технологические идеи, разрабатываемые независимыми сообществами и имеющие практические примеры использования в политических целях (такие, как TOR или FreeNet, применяемые в ходе развития яркого политического сетевого ресурса WikiLeaks), позволяют сделать вывод об их политическом настоящем: они уже сегодня становятся акторами мировой политики. Такие акторы слабо связаны с государственными структурами: нет ни институциональных структур, обеспечивающих такую связь, ни интереса к взаимодействию. Слабо данные акторы связаны и с другими негосударственными акторами. Они могут пользоваться наработками друг друга (как отдельные представители сообщества, развивающего WikiLeaks, пользуются наработками проектов TOR и FreeNet), могут пользоваться поддержкой правозащитных организаций и политических партий, но могут обходиться и собственными силами. Их основной ресурс - это энтузиазм разработчиков, их географическая распределенность, сетевой характер взаимодействия и возможность мобилизовать большое количество сочувствующих. В этих условиях они становятся устойчивыми и к политическому, и к экономическому, и к финансовому давлению.
Shirin S.S. Associations of Internet Developers.
Summary: The results of research of participation of international networked associations of internet developers in world political process are presented in the article. The main cases are associations that develop technical standards for the internet or promote such standards (IETF and WaSP), associations that develop countermeasures against the political control of internet communications (Netsukuku, TOR and FreeNet), and an association that develop one of the most remarkable political online projects WikiLeaks.
IETF, Netsukuku, Tor, FreeNet, Wikileaks, управление интернетом, интеллектуальная собственность, анонимные сети.
Ключевые слова
--------------- Keywords --------------
IETF, Netsukuku, Tor, FreeNet, Wikileaks, Internet governance, intellectual property, anonymous networks.
Примечания
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
З.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16. 17.
13.
19.
20. 21.
22.
23.
24.
25.
26. 27. 2З.
29.
30.
31.
32.
33.
Shirin S. The Role of International Sci-Tech Cooperation in the Global Distribution of Public Computer Networks // Trends, Prospects & Challenges of Globalization. / Ed. by H. Sadri and D. Katsy. St. Petersburg University Press, 2009. P. 100.
Bradner S.O. RFC 202б: The Internet Standards Process — Revision 3 // Internet Engineering Task Force, 199б. URL: http://tools.ietf.org/ html/bcp9
Hauben M., Hauben R. Netizens: On the History and Impact of Usenet and the Internet. Los Alamitos: IEEE Computer Society, 199S. P. 9б-115. Francis M.N. The History of the Internet and the Web, and the Evolution of Web Standards // DEV.OPERA, 2003. URL: http://dev.opera. com/articles/view/2-the-history-of-the-internet-and-the-w/
ICANN/U.S. Government Contract for the IANA Functions (effective 1 October 2012) // ICANN, 2012. URL: http://www.icann.org/en/ about/agreements/iana/contract-01oct12-en.pdf
Hoffman P., Harris S. RFC 4б77: The Tao of IETF: A Novice's Guide to the Internet Engineering Task Force // Internet Engineering Task Force. 200б. URL: http://www.ietf.org/rfc/rfc4677.txt
STD Index // Internet Engineering Task Force. 07.11.2012. URL: http://www.ietf.org/rfc/std-index.txt
Netsukuku: Close the world, txEn eht nepO // Netsukuku Community. 2009. P. 1. URL: http://netsukuku.freaknet.org/doc/main_doc/
netsukuku.pdf
Ibid. P. 2-3.
Pre-Events // Internet Governance Forum. 2012. URL: http://www.intgovforum.org/cms/component/content/article/114-preparatory-process/1218-pre-events#index%20on%20censorship
Bard A., Soderqvist J. Netocracy: The New Power Elite and Life After Capitalism. London, 2002.
Tor: Overview // The Tor Project. 2010. URL: https://www.torproject.org/about/overview.html.en Lenta.Ru: Пресс-конференции: Тури Мунте // Lenta.Ru. 2009. URL: http://lenta.ru/conf/munthe/
The Legal FAQ for Tor Relay Operators // Electronic Frontier Foundation. 2011. URL: https://www.eff.org/pages/legal-faq-tor-relay-operators Bridge Relays // The Tor Project. 2010. URL: https://bridges.torproject.org
ObfuscaTOR // WordPress.org Plugin Directory. 2009. URL: http://wordpress.org/extend/plugins/obfuscator/
Jardin X. TOR: German police are *not* cracking down on Tor // Boing Boing. 200б. URL: http://boingboing.net/2006/09/11/tor-german-police-ar.html; Paul R. Tor node operator after run-in with police: "I can't do this any more" // Ars Technica. 2007. URL: http://arstechnica. com/tech-policy/2007/09/tor-node-operator-after-run-in-with-police-i-cant-do-this-any-more/
Phobos. Tor partially blocked in China // The Tor Progect. 2009. URL: https://blog.torproject.org/blog/tor-partially-blocked-china Government steps up control of news and information // Reporters Without Borders. 2012. URL: http://en.rsf.org/ethiopia-government-steps-up-control-of-07-06-2012,42735.html
What is Freenet? // The Freenet Project. 200б. URL: https://freenetproject.org/whatis.html
7th December 2010 - Wikileaks and Freenet // The Freenet Project. 2010. URL: https://freenetproject.org/news.html Wikileaks:About // WikiLeaks. 2003. URL: http://www.wikileaks.org/wiki/WikiLeaks:About
McGreal C. Wikileaks reveals video showing US air crew shooting down Iraqi civilians // The Guardian. 5.04.2010. URL: http://www. guardian.co.uk/world/2010/apr/0S/wikileaks-us-army-iraq-attack
Утечка секретных документов "угрожает безопасности США" // BBC Russian. 2б.07.2010. URL: http://www.bbc.co.uk/russian/ international/2010/07/100721_us_wikileaks.shtml
Iraq War Logs Military Leaks // The Guardian. 22.10.2010. URL: http://www.guardian.co.uk/world/2010/oct/22/iraq-war-logs-military-leaks|lang=en
Tsvetkova N. Leaks and Live Diplomacy: Why WikiLeaks Contributes to both U.S. and Global Diplomacy? // WordPress. 2011. URL: http:// nataliatsvetkova.wordpress.com/2011/06/14/leaks-and-live-diplomacy-why-wikileaks-contributes-to-both-u-s-and-global-diplomacy-2/ Dickinson E. The First WikiLeaks Revolution? // Foreign Policy. 2011. URL: http://wikileaks.foreignpolicy.com/posts/2011/01/13/wikileaks_ and_the_tunisia_protests
Swedish Pirate Party to Host New WikiLeaks Servers // Piratpartiet Presscenter. 2010. URL: http://press.piratpartiet.se/2010/03/17/ swedish-pirate-party-to-host-new-wikileaks-servers/
Sweden Authorizes INTERPOL to Make Public Red Notice for WikiLeaks Founder // INTERPOL. 2010. URL: http://www.interpol.int/News-and-media/News-media-releases/2010/PR101
Bracht T. Wikileaks-Aktivist : "Es lauft auch ohne Assange weiter" // Stuttgarter Zeitung. 4.01.2011. URL: http://content.stuttgarter-zeitung. de/stz/page/276S434_0_3220_-wikileaks-aktivist-es-laeuft-auch-ohne-assange-weiter-.html
MacAskill E. WikiLeaks website pulled by Amazon after US political pressure // The Guardian. 2.12.2010. URL: http://www.guardian.co.uk/ media/2010/dec/01/wikileaks-website-cables-servers-amazon
Хакеры мстят за Wikileaks, атакуя Mastercard и Visa // BBC Russian. 9.12.2010. URL: http://www.bbc.co.uk/russian/ international/2010/12/101203_mastercard_cyber_attack.shtml
WikiLeaks прекратил публикацию секретных данных // РБК. 24.10.2011. URL: http://top.rbc.ru/politics/24/10/2011/621336.shtml