Научная статья на тему 'СОНАТА ДЛЯ АЛЬТА И ФОРТЕПИАНО В МУЗЫКЕ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ КОМПОЗИТОРОВ 50-Х ГГ. XX В.: Р.С. БУНИН'

СОНАТА ДЛЯ АЛЬТА И ФОРТЕПИАНО В МУЗЫКЕ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ КОМПОЗИТОРОВ 50-Х ГГ. XX В.: Р.С. БУНИН Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
6
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
P.С. Бунин / Соната для альта и фортепиано / сочинения для камерного ансамбля / R.S. Bunin / Sonata for viola and piano / compositions for chamber ensemble

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Радзецкая Ольга Владимировна

Статья является продолжением исследования сочинений отечественных композиторов для камерного ансамбля. В центре внимания – мало известная и редко исполняемая Соната для альта и фортепиано Р.С. Бунина, талантливого музыканта и педагога, одного из учеников и ассистентов класса композиции Д.Д. Шостаковича. Создание данного цикла явилось результатом активного интереса к достижениям альтового исполнительства, техническим и художественным достоинствам инструмента, появлению в середине XXв. в Советском Союзе ряда выдающихся мастеров. Один из них – Р.Б. Баршай, для которого и были написаны все альтовые опусы Р.С. Бунина. В работе содержится ряд интересных биографических сведений о жизни и творчестве композитора, воспоминания современников, отзывы критиков. Содержание затрагивает вопросы стилевых и жанровых особенностей указанного произведения, его образных сфер, созвучных актуальным тенденциям в музыкальном искусстве прошлого времени.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SONATA FOR VIOLA AND PIANO IN THE MUSIC OF RUSSIAN COMPOSERS OF THE 50S OF THE XX CENTURY: R.S. BUNIN

The article is a continuation of the study of works by Russian composers for chamber ensemble. In the center of attention is a little–known and rarely performed Sonata for viola and piano by R.S. Bunin, a talented musician and teacher, one of the students and assistants of D.D. Shostakovich's composition class. The creation of this cycle was the result of an active interest in the achievements of viola performance, the technical and artistic merits of the instrument, the appearance in the middle of the XX century in the Soviet Union of a number of outstanding masters. One of them is R.B. Barshay, for whom all the viola opuses of R.S. Bunin were written. The work contains a number of interesting biographical information about the life and work of the composer, memoirs of contemporaries, reviews of critics. The content touches upon the issues of stylistic and genre features of this work, its figurative spheres, consonant with current trends in the musical art of the past.

Текст научной работы на тему «СОНАТА ДЛЯ АЛЬТА И ФОРТЕПИАНО В МУЗЫКЕ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ КОМПОЗИТОРОВ 50-Х ГГ. XX В.: Р.С. БУНИН»

УДК 78.082.2

О.В. Радзецкая

СОНАТА ДЛЯ АЛЬТА И ФОРТЕПИАНО В МУЗЫКЕ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ КОМПОЗИТОРОВ 50-Х ГГ. XX В.: Р.С. БУНИН

Статья является продолжением исследования сочинений отечественных композиторов для камерного ансамбля. В центре внимания - мало известная и редко исполняемая Соната для альта и фортепиано Р.С. Бунина, талантливого музыканта и педагога, одного из учеников и ассистентов класса композиции Д.Д. Шостаковича. Создание данного цикла явилось результатом активного интереса к достижениям альтового исполнительства, техническим и художественным достоинствам инструмента, появлению в середине XXв. в Советском Союзе ряда выдающихся мастеров. Один из них - Р.Б. Баршай, для которого и были написаны все альтовые опусы Р.С. Бунина. В работе содержится ряд интересных биографических сведений о жизни и творчестве композитора, воспоминания современников, отзывы критиков. Содержание затрагивает вопросы стилевых и жанровых особенностей указанного произведения, его образных сфер, созвучных актуальным тенденциям в музыкальном искусстве прошлого времени.

Ключевые слова: Р.С. Бунин, Соната для альта и фортепиано, сочинения для камерного ансамбля Olga V. Radzetskaya SONATA FOR VIOLA AND PIANO IN THE MUSIC OF RUSSIAN COMPOSERS OF THE 50S OF THE XX CENTURY: R.S. BUNIN

The article is a continuation of the study of works by Russian composers for chamber ensemble. In the center of attention is a little-known and rarely performed Sonata for viola and piano by R.S. Bunin, a talented musician and teacher, one of the students and assistants of D.D. Shostakovich's composition class. The creation of this cycle was the result of an active interest in the achievements of viola performance, the technical and artistic merits of the instrument, the appearance in the middle of the XX century in the Soviet Union of a number of outstanding masters. One of them is R.B. Barshay, for whom all the viola opuses of R.S. Bunin were written. The work contains a number of interesting biographical information about the life and work of the composer, memoirs of contemporaries, reviews of critics. The content touches upon the issues of stylistic and genre features of this work, its figurative spheres, consonant with current trends in the musical art of the past.

Key words: R.S. Bunin, Sonata for viola and piano, compositions for chamber ensemble

Введение

В жанре сонаты для альта и фортепиано в 50-х гг. XXв. работал один из виднейших отечественных композиторов Револь Самуилович Бунин (1924-1976). Из немногочисленных воспоминаний друзей и современников Бунина, прежде всего, обращают на себя внимание слова московского композитора Маргариты Ивановны Кусс, справедливо считавшей, что основная притягательность его музыки состоит «в счастливом сочетании яркого природного дарования, непосредственности и искренности высказывания своих мыслей и большого композиторского мастерства. Благодаря этим качествам она привлекает внимание многих прославленных музыкантов нашего времени».

Помимо этого, «на концертах, где звучит музыка Р.С. Бунина, с первых же тактов устанавливается тот контакт со слушателями, о котором мечтает каждый композитор, но далеко не каждый умеет его достичь. Контакт возникает потому, что в сочинениях Бунина есть искренность, честность, душевная непосредственность, которые так нужны и в искусстве, и в жизни. В каждом сочинении можно найти немало страниц вдохновенной лирики, глубоких раздумий. Все эти черты тесно

связаны с характером самого композитора, обладавшего тонким умом и высокой нравственной чистотой» [5]. В немногочисленных откликах на творчество Бунина можно найти много общего. Как правило, ранние из них отмечают некоторую неровность его композиторского письма, указывают, что вполне закономерно, на влияние Д.Д. Шостаковича, но единодушно сходятся во мнении о несомненной одаренности молодого автора, к тридцати трем годам написавшего ряд сочинений1, с энтузиазмом встреченных критикой и публикой. К ним относятся первые две симфонии, вокальная лирика, произведения в концертных жанрах, для камерного ансамбля и др.

Материалы и методы

Почетное место среди них занимают Концерт для альта с оркестром (1953) и Соната для альта и фортепиано (1955)2. Оба произведения в разное время были исполнены Р.Б. Баршаем с дирижером Н.П. Аносовым в одном из филармонических концертов в здании

1 Всего 27 опусов. Для камерного ансамбля созданы - фортепианный квинтет (1946), 2 струнных квартета (1943, 1956), музыка для струнных (1965), трио (1946) [3].

2 Соната для альта и фортепиано посвящена Д.Д.Шостаковичу.

Московской филармонии и с пианистом В.А. Шрайбманом в Малом зале консерватории на октябрьском смотре молодых композиторов Москвы. В своей рецензии на это событие С.И. Шлифштейн пишет, что «для многих этот успех явился полной неожиданностью. Тот, кого несправедливо причисляли чуть ли не к закоренелым формалистам, на поверку оказался искренним и вдумчивым художником с живым и содержательным дарованием, пишущим музыку не по заданным рецептам, а исключительно по внушению чувства» [8, с. 97].

В свою очередь, Л.О. Акопян отмечает: «Посвященный Баршаю ранний альтовый концерт G-dur (1953) позволяет судить о сильных и слабых сторонах композитора, в значительной степени присущих и его более поздним работам. В медленной музыке он демонстрирует несомненный мелодический дар и способность к интересной тематической работе; он знает толк в колоритной инструментовке и виртуозном письме для солирующего инструмента. с другой стороны, в быстрой музыке ему часто не хватает тематической изобретательности, он склонен злоупотреблять остинатными повторами и тематически бессодержательным «рамплиссажем» [2, с. 683].

В любом случае,о музыке Бунина можно говорить, как о явлении глубоко самобытном, личностном, вызывающим глубокий интерес, но, к сожалению, мало звучащим на концертной эстраде. В свою очередь, обращение к студийным материалам создает представление о том, какие исполнители в свое время становились интерпретаторами его сочинений, какие жанры могли претендовать на долгую и яркую сценическую жизнь. Среди них обнаруживается достаточно ясная закономерность в последовательности причинно-следственных взаимосвязей, обусловленных духовной близостью и художественной правдой, единством высокихмузыкальных контекстов.

В открытых источниках содержится ряд интересных фактов, свидетельствующих о том, что Бунина, помимо альтовых опусов, на протяжении 50-х и начала 70-х гг. «играли» и «записывали» такие выдающиеся мастера, как Рудольф Баршай (Московский камерный оркестр: Симфония №5, ор. 32;Концерт g-moll для фортепиано с оркестром, ор.34, солистки - В.Деветци,Т.П. Николаева; Концерт для органа и камерного оркестра g-moll, ор.33 с по-священиемР.Б. Баршаю, солист - С.Л.Дижур;

Музыка для струнных, ре-минор, ор.86; Оратория «Веди нас, дорога» на слова В. Шекспира, ор.35 с хорами К.Б. Птицы и А.В. Свешникова), Г.Н. Рождественский (Симфония №6 ре-минор, ор.37 с посвящением Д.Д. Шостаковичу, Концертная симфония для скрипки с оркестром, ор.43 с посвящением Л.Б. Когану), Э.Л. Хачатурян («10 дней, которые потрясли мир», сюита из музыки к кинофильму ор.39) и А.Н. Лазарев (Симфония №8 g-moll, ор.41). В 2014 г. состоялась запись Увертюры-фантазии в США (дирижер М. Чулок).

Других сведений о новых интерпретациях сочинений Бунина обнаружить не удалось. Альтовые же опусы композитора продолжают звучать в классах специального инструмента и камерного ансамбля. Основным материалом ихизучения остается авторский текст и множественность его творческих прочтений.

Литературный обзор

В совокупности редких мнений о творчестве Бунина заключается определенная недосказанность и недостаточность исследовательской практики, продолжающейся в настоящее время. Научный интерес вызывают лишь отдельные опусы, в частности, «Музыка для струнных», а также альтовый концерт и соната, в целом, положительно оцененные практически сразу после их исполнения на концертной эстраде.

Так, С.И. Шлифштейн отмечает: «Написанная в 1955 году Соната обобщила лучшие черты предыдущих сочинений Бунина. Произведение подкупает поэтичностью музыки, эмоциональной взволнованностью тем, содержательностью их развития. Ничего, что шло бы от "инерции техники" или "риторической" работы над материалом; все наполнено выразительностью, за которой чувствуется живое реальное чувство, активное творческое начало» [8, с. 95].

Время создания Сонаты для альта и фортепиано совпадает с замыслом Третьей симфонии и, во многом, подтверждает существующую традицию, когда камерные сочинения становятся пространством для формирования крупной формы. Критики усматривают в этом процессе тесную взаимосвязь вокальной и инструментальной музыки композитора с народно-песенной стихией образов М.П. Мусоргского, объединяя под ее непосредственным влиянием тематический материал двух произведений: симфонии и сонаты. Так, геро-ико-эпический масштаб Третьей симфонии нашел свое отражение в альтовом опусе, преимущественно в финальной части, что отчет-

ливо проявляется в особом характере ее ме- вых же тактов, точнее сказать, с первых ак-

лодических линий. кордов фортепианного вступления, звучащих

Результаты как призыв к появлению главной партии,

Основная эмоциональная краска произве- стремительной и полетной, в приглушенной

дения - романтическая, что ощущается с пер- динамике альтового тембра.

Пример 1. P.C. Бунин. Соната для альта и фортепиано. Часть 1. Главная партия:

Интересный нюанс, в начале экспозиции тематический материал находится только у альта, рояль выполняет функции остинатного сопровождения, основанного на восходящей квартовой интонации, смыслообразующей краски всей музыкальной ткани. Завершается данный эпизод уже знакомыми аккордами вступления.

Энергичные фортепианные унисоны и канонические реплики альта подготавливают дальнейшее развитие основного материала. Отдельные элементы главной партии звучат в варьированном изложении, по-прежнему

поддерживаемые строгим ритмическим пульсом рояля.

Динамика, нарастая, приводит к скандированным инструментальным перекличкам, массивным аккордовым созвучиям, призванным подчеркнуть красоту и монументальность ансамблевого диалога. Его романтическая экспрессия чувствуется в полифоническом рисунке фактуры, во взаимном переплетении голосов, где роялю впервые поручено исполнить, пусть и в измененном виде, главную партию сонаты, приобретающую здесь элегически задумчивые черты.

Пример 2. P.C. Бунин. Соната для альта и фортепиано. Фрагмент Первой части: И

и, - £ TF?} ,Г~> ГГГЬз

f f ^шт

Ii, 1 1

Атмосферу глубокого лирического чувства с ее философско-созерцательными настрое-поддерживает наступление побочной партии ниями и тонкими поэтическими нотами.

Пример 3. P.C. Бунин. Соната для альта и фортепиано. Часть 1. Побочная партия:

Meli« lllosso (рос-«» ruhuto)

С.И. Шлифштейн усматривает здесь взаимосвязь с брамсовскиммелодизмом, его глубокой и проникновенной интонацией. Действительно, возможные соприкосновения обнаруживаются не только в самом рисунке, но и в широте диапазона, величавой поступи валторновых ходов, в звучании фортепианной фактуры. Побочная партия состоит из двух разделов, конкретнее, из двух самостоятельных тем, идущих одна за другой, подчеркивающих, таким образом, контраст с романтически порывистой главной партией, на ос-

нове которой построена разработка первой части сонаты.

Музыка наполнена чередой сменяющих друг друга эпизодов, а кульминационная вершина возникает непосредственно перед наступлением репризы. На этот раз, вслед за главной, звучит только вторая тема побочной партии, предвосхищая появление заключительного эпизода ршаттаШ, в котором инструментальный диалог достигает своего апогея - в синкопированных ходах и мощных унисонах, нарочитой акцентировке и октав-ных ostinato рояля.

Пример 4. P.C. Бунин. Соната для альта и фортепиано. Часть 1. Фрагмент репризы:

Piu animulo

Р

рщррр|

ш?

Ф>

ЩЩ j l^jj lj jjj l^Hjj Bipf ■ i Г--Г г—г г—г г

ВЕСТНИК КАЗГУКИ №3 2023 Пример 5. Р.С. Бунин. Соната для альта и фортепиано. Часть 1. Фрагмент репризы:

Вторая часть, Andantinosemplice, по своему песенному складу и благородной простоте вызывает ассоциации с шубертовскими образами. Мерные повторы фортепианных аккордов создают атмосферу интимного пережива-

ния и покоя, эмоциональную краску для появления альтовой темы, практически совпадающей с ними по мелодической и ритмической организации.

Пример 6. Р.С. Бунин. Соната для альта и фортепиано. Часть 2. Тема:

|24| Andantino scmplicc

Lltl * , 1 1 П 1 1

И Г 1 к. А J _ГТ 'Г 'Г Г 1 Г 1

Г ' % ♦ * 9 ¿1 1 s > ¿1 ♦

Вариативный принцип развития позволяет привнести в музыкальную ткань ярко драматические краски, ощущаемые в усилении динамических градаций, уплотнении фактуры, в интенсивном развитии изначального мотива, который и становится главным образом всей части. Остинатная пульсация, характерная черта фортепианной фактуры, используется композитором для передачи напряженного внутреннего состояния, иначе, как пишет Вячеслав Иванов «К простоте вожделенной и достолюбезной путь идет через сложность»

[4, с 78]. У Бунина же этот процесс движется в обратном порядке.

Финал, по отзывам критиков, стал самой обсуждаемой частью сонаты, предметом для острой и продолжительной дискуссии. Медленно разворачивающееся вступление, величественное и торжественное, с хоральной, акцентированной поступью фортепианных аккордов и двойными нотами альта создает ощущение событийности и важности происходящего. Оно задает тон и ладовой организации всей части.

ВЕСТНИК КАЗГУКИ №3 2023 Пример 7. Р.С. Бунин. Соната для альта и фортепиано. Третья часть. Вступление:

По мнению С.И. Шлифштейна, «вступление написано в дважды пониженном эолийском ладу (Ъ-тоП с пониженной второй и пониженной пятой ступенями), характерном для эпических образов русской музыки Мусоргского, Римского-Корсакова. В главной партии к пониженной пятой прибавляется еще пони-

женная четвертая, что приводит к образованию одного из ладов с двумя уменьшенными интервалами от тоники, часто применяемых Д.Д. Шостаковичем» [8, с. 96]. В Sostenuto уже в первых пяти тактах альтовой партии угадывается мелодический строй основных тем финала.

Пример 8. Р.С. Бунин. Соната для альта и фортепиано. Фрагмент Третьей части:

Буравящий музыкальную ткань басовый регистр фортепиано в Allegrospirituoso, сухой и колючий, в остинатном движении секундо-

вых последовательностей, служит фоном для драматически выразительного вступления альта.

ВЕСТНИК КАЗГУКИ №3 2023 Пример 9. Р.С. Бунин. Соната для альта и фортепиано. Фрагмент Третьей части:

Инструментальный диалог выстраивается по принципу сквозного развития, пронизывающему ансамблевые унисоны, имитации и каноны, marcato кульминационных эпизодов, всю мелодическую и ритмическую структуру.

Наступление побочной партии связывается с появлением новой тональности фа минор и другого образного строя, возвращающего в мир романтически светлых идеалов. Вдохновенно приподнятый характер альтовой темы вызывает ассоциации с Первой частью сонаты, с ее порывистой интонацией и трепетной чувственностью. Возникающий в последствии Фа мажор воспринимается как оазис кратковременного счастья, мечта о будущем, его абсолютный художественный образ.

Кода представляет собой просветленное, не выходящее за пределы piano, повествова-

ние, длительный уход от действительности. Композитор протягивает едва уловимые арочные конструкции от первой части сонаты к ее завершению. В интонационном строе музыки угадываются черты главой партии, утратившей свою былую стремительность и воспринимаемой как скорбная жалоба или тихая мольба.

На фоне непрекращающегося квартового ostinato в фортепианных басах возникают последние реплики альта, переходящие в октав-ные флажолеты и дальше, в угасающие ла-ментозные мотивы с чередующимися задержаниями в верхнем и нижнем голосе, в музыке, «чем-то очень напоминающей лучезарный финал Квинтета Шостаковича и завершающее умиротворенное звучание ре мажора...» [8, с. 97].

Пример 10. P.C. Бунин. Соната для альта и фортепиано. Третья часть. Фрагмент коды:

fffffffffff?

jif; .г if; if j-iui;

Обсуждение

Влияние Шостаковича на формирование художественного мышления Бунина объективно не только по причине их общения как педагога и студента, а далее, ассистента, но и родственных духовных основ, объединяющих их творческие взгляды. Фактически, в альтовой сонате есть очень многое из того, что составляет эстетическое пространство Шостаковича и, в тоже время, дает возможность ощутить самостоятельную линию развития Бунина как вполне состоявшегося композитора: «При этом само это воздействие характеризуется не прямым влиянием учителя ..., а напротив, выработкой собственной и зача-

стую уникальной интонацией - и в музыке, и в жизни» [1, с. 96]. В сонате для альта и фортепиано она звучит по-романически пылко и приподнято, с молодостью в сердце и душевной теплотой. Ее образный строй не лишен драматизма и в тоже время, наполнен светом и чудесной сокровенной нотой. Совокупность этих качеств отражает «коренной переворот в сознании, в отношении к инструменту и его незадействованным выразительным возмож-ностям»[7, с. 48].

Одной из отличительных черт композиторского стиля Бунина в этом произведении стоит назвать остинатный принцип организации инструментальной фактуры. В каждой

из частей он оказывает существенное влия- достаточно противоречивое существо, обла-ние на рисунок музыкальной ткани и ее ин- дающее собственной, неповторимой логикой, тонационно-гармоническую структуру, в том поведением, кругом представлений, языком» числе и на ансамблевые диалоги. Очень часто [6, с. 163]. эту миссию выполняет рояль, создавая яркий Заключение .

эмоциональный фон для альтовой партии, В целом же, обращение композитора к масштабной и сложной, наполненной разно- жанру альтовой сонаты, позволяет отнести образными техническими трудностями. этот опус к безусловному шагу вперед в рас-

Тематический материал, находясь в парти- ширении камерно-ансамблевого репертуара и ях обоих инструментов, звучит в сквозном позволяет выстроить логику его развития в или каноническом движении с вычленением отечественном музыкальном искусстве. В отдельных мелодических звеньев в кульми- этом смысле данное сочинение, безусловно, национных эпизодах. И здесь, с точки зрения является интересным опытом в создании архитектоники, Бунин достаточно мастерски оригинальной художественной концепции, а выстраивает музыкальное полотно, воспри- также связывается с актуальными тенденци-нимаемое как устойчивая и целостная компо- ями в исполнительстве на струнных инстру-зиция. Во многом, идя вслед за своим учите- ментах, со все более возрастающим значени-лем Д.Д. Шостаковичем, у которого «жанр ве- ем альта в культурной жизни страны. дет себя как своеобразный персонаж, живое и

Литература:

1. Абдоков, Ю.Б. «Музыка для струнных» Револя Бунина : стиль, тембровая поэтика, интерпретация / Ю.Б. Абдоков // Театр. Живопись. Кино. Музыка / ГИТИС. - Москва, 2022. - №1. - С. 91-108.

2. Акопян, Л.О. Феномен Дмитрия Шостаковича / Л.О. Акопян. — СПб. : Изд-во РХГА, 2018. - 756 с.

3. Бунин Револь Самуилович. - Режим доступа : https://ru.wikipedia.org/wiki/ (дата обращения : 29.03.2023).- Текст : электронный.

4. Иванов, В. Переписка из двух углов / В. Иванов, М. Гершензон.- Текст : электронный.- Москва : Водолей Publishers : Прогресс-Плеяда, 2006. - 208 с.

5. Композитор Револь Бунин / Л. Рабичев. - Режим доступа : http://www.mecenat-and-world.ru/17-20/bunin.htm (дата обращения : 29.03.2023).- Текст : электронный.

6. Лобанова, М.Н. Музыкальный стиль и жанр : история и современность / М.Н. Лобанова. - Москва : Сов. композитор, 1990. - 312 с.

7. Шевцова, А.В. Становление сольного репертуара отечественной альтовой школы : в поисках художественной индивидуальности инструмента: дис. ... канд. искусствоведения / А.В. Шевцова. -Саратов, 2022. - 257 с.

8. Шлифштейн, С.И. Револь Бунин // Советская музыка.- 1957. - №5. - С. 92-97.

References:

1. Abdokov, YU.B. «Muzyka dlya strunnyh» Revolya Bunina : stil', tembrovaya poetika, interpretaciya / YU.B. Abdokov // Teatr. ZHivopis'. Kino. Muzyka / GITIS. - Moskva, 2022. - №1. - S. 91-108.

2. Akopyan, L.O. Fenomen Dmitriya SHostakovicha / L.O. Akopyan. — SPb. : Izd-vo RHGA, 2018. - 756 c.

3. Bunin Revol' Samuilovich. - Rezhim dostupa : https://ru.wikipedia.org/wiki/ (data obrashcheniya : 29.03.2023).- Tekst : elektronnyj.

4. Ivanov, V. Perepiska iz dvuh uglov / V. Ivanov, M. Gershenzon.- Tekst : elektronnyj.- Moskva : Vodolej Publishers : Progress-Pleyada, 2006. - 208 s.

5. Kompozitor Revol' Bunin / L. Rabichev. - Rezhim dostupa : http://www.mecenat-and-world.ru/17-20/bunin.htm (data obrashcheniya : 29.03.2023).- Tekst : elektronnyj.

6. Lobanova, M.N. Muzykal'nyj stil' i zhanr : istoriya i sovremennost' / M.N. Lobanova. - Moskva : Sov. kompozitor, 1990. - 312 s.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. SHevcova, A.V. Stanovlenie sol'nogo repertuara otechestvennoj al'tovoj shkoly : v poiskah hudozhestven-noj individual'nosti instrumenta: dis. ... kand. iskusstvovedeniya / A.V. SHevcova. - Saratov, 2022. - 257 s.

8. SHlifshtejn, S.I. Revol' Bunin // Sovetskaya muzyka.- 1957. - №5. - S. 92-97.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.