Научная статья на тему 'АЛЬТОВАЯ СОНАТА В ТВОРЧЕСТВЕ КОМПОЗИТОРОВ РЕСПУБЛИКИ МОЛДОВА'

АЛЬТОВАЯ СОНАТА В ТВОРЧЕСТВЕ КОМПОЗИТОРОВ РЕСПУБЛИКИ МОЛДОВА Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
8
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник науки
Область наук
Ключевые слова
альт / соната / камерное исполнительство / композиторы Республики Молдова / viola / sonata / chamber performance / composers of Moldova

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Стог Е.В.

В статье представлены наиболее яркие произведения в жанре камерной альтовой сонаты в творчестве композиторов Республики Молдова. Необходимо отметить значительный вклад в развитие и обогащение национальным колоритом альтового репертуара.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

VIOLA SONATA IN THE WORKS OF COMPOSERS OF THE REPUBLIC OF MOLDOVA

The article presents the most striking works in the genre of chamber viola sonata in the works of composers of the Republic of Moldova. It is necessary to note the significant contribution to the development and enrichment of the national flavor of the viola repertoire.

Текст научной работы на тему «АЛЬТОВАЯ СОНАТА В ТВОРЧЕСТВЕ КОМПОЗИТОРОВ РЕСПУБЛИКИ МОЛДОВА»

МУЗЫКА (MUSIC)

УДК 787.2

Стог Е.В.

преподаватель кафедры «Оркестровые струнные инструменты» ГОУ ВПО «Приднестровский государственный институт искусств

им. А.Г. Рубинштейна» (г. Тирасполь, Молдова)

АЛЬТОВАЯ СОНАТА В ТВОРЧЕСТВЕ КОМПОЗИТОРОВ РЕСПУБЛИКИ МОЛДОВА

Аннотация: в статье представлены наиболее яркие произведения в жанре камерной альтовой сонаты в творчестве композиторов Республики Молдова. Необходимо отметить значительный вклад в развитие и обогащение национальным колоритом альтового репертуара.

Ключевые слова: альт, соната, камерное исполнительство, композиторы Республики Молдова.

На протяжении многих столетий альт, по сравнению с остальными инструментами струнно-смычковой группы, был обделён вниманием композиторов. Долгое время альт, заменивший барочную «виолу», созданный Антонио Страдивари, был «на втором плане». В камерной и оркестровой музыки партии альта, как правило, отводилась аккомпанирующая роль. Известные композиторы редко писали для него сольные и концертные произведения. Лишь со второй половины XIX столетия, благодаря таким выдающимся исполнителям-альтистам как Г.Венявский, А.Вьетан, Г.Риттер, О.Недбал, Л.Тертис, У.Примроз, П.Хиндемит, началось интенсивное развитие альтового творчества.

Интерес среди композиторов и публики существенно возрос. Интерес композиторов к камерно-инструментальным сочинениям особенно усилился на

рубеже XX-XXI веков. Известно, что «...жанр сонаты традиционно считается одним из важнейших в системе композиторского творчества европейской традиции. Профессиональное образование обязательно включает овладение сонатной формой, обращение к какому-либо из сонатно-циклических жанров. Поэтому развитие сонаты может быть показателем уровня композиторской традиции, свидетельством ее профессиональной оснащенности, оригинальности» [2, с.208].

В творчестве композиторов Республики Молдова жанр альтовой сонаты, в рамках камерной инструментальной музыки занимает скромное место. Композиторы, которые обращались к жанру альтовой сонаты либо сами альтисты-исполнители (Б. Дубоссарский), либо те композиторы, которые связаны творческим сотрудничеством с альтистами -исполнителями, (З.Ткач, которая написала Сонату «Памяти Шостаковича» в расчете на дуэт альтиста М. Мулера и пианистки Л.Ваверко). Альтовые сонаты композиторов Республики Молдова различаются временем своего возникновения, индивидуальным творческим почерком, кругом образов и средствами музыкального языка. П. Ривилис в сонате для альта соло стремился воплотить идею сочетания баховских форм с народным мелосом. В. Чолак в Трио-сонате для бас-кларнета, альта и фортепиано профессионально и выразительно показал разнотембровость ансамбля. Камерная музыка для небольших инструментальных составов, в которых каждый инструмент является солистом, дает возможность для экспериментирования и поиска новых технико-стилевых и звуковых приемов.

Весомый вклад в обогащение альтового репертуара внёс Виктор Прокофьевич Масюков, автор оперы «Красная шапочка», симфоний, множества хоровых сочинений, романсов и песен. В 1965 году была издана сонаты для альта и фортепиано, под редакцией и первого исполнителя партии альта М. Мулера. Соната написана в трехчастной форме, здесь преобладают активные, энергичные образы, которые контрастируют с пасторальными, лирическими интонациями. Первая часть - Allegro con fuoco - начинается с лирической темы

Andante pastorale, в которой повествовательный напев фортепиано, подготавливает решительное, драматическое вступление альта. Вторая часть, не смотря на темп - Allegretto - является лирическим центром сонаты. Примечание автора «senza rigori alla canzone» подчёркивает простоту и народные интонации которые звучат в насыщенном и сочном тембре солирующего альта. Третья часть - Allegro scherzando - очень близка стилю народного танца, здесь царит атмосфера лёгкого вальса. В сонате использованы технически эффективные и виртуозные возможности альта, а также присущие этому инструменту певучий звук и драматическая выразительность.

Не смотря на разнообразие жанровой палитры сочинений Златы Ткач, жанр сонаты занимает в её творчестве важную роль. В её композиторском наследии сонатные опусы для самых различных инструментов: кларнет, гобой, флейта, фортепиано, скрипка, альт. Соната для альта и фортепиано «Памяти Шостаковича» впервые была исполнена на концерте, состоявшемся 28 декабря 1976 года, которую композитор написала для дуэта М. Мулера и Л.Ваверко. Данная соната является первым опытом в этом жанре - трехчастная циклическая композиция, основанная на контрасте «ярко-динамичной, народно-жанровой по своему характеру средней части по отношению к обрамляющим ее крайним частям более сдержанного, философски-углубленного плана» [2, c. 316]. Музыкальный язык сонаты находится под сильным влиянием Д. Шостаковича, об этом говорит использование монограммы D-Es-C-H, а также применение тематической формулы Dies irae. Интонационное своеобразие альтовой сонаты связано с использованием характерных мелодических ходов на чистую и уменьшенную кварту, уменьшенную октаву. Первая часть «выступает в роли пролога, своеобразного концентрата и источника тематизма, вторая, с ее динамичным ритмическим пульсом в размере 7/8, служит кульминацией в развертывании драматической линии, восполняя, в какой-то мере, недосказанность, присущую первой части, а также подытоживая или продолжая развитие ее тем. Одновременно средняя

часть подготавливает, предвосхищает тематизм финала, который служит своего рода послесловием и итогом драматургического действия» [3, c. 3-4].

В творчестве Бориса Дубоссарского жанр сонаты играет важную роль. В течение своей композиторской карьеры он написал две сонаты для фортепиано, Сонату для виолончели соло и для скрипки соло, Сонату для гобоя, Сонату -балладу для альта и фортепиано». «Соната-баллада для альта и фортепиано» была окончена в 1987 году. Б.Дубоссарский посвятил её своему другу, талантливому альтисту Михаилу Мулеру. Соната впервые прозвучала на одном из творческих собраний Союза композиторов Молдовы в исполнении М. Мулера и Л.Ваверко (фортепиано). Соната одночастна, написана в сложной трёхчастной форме. Баллада насыщена лирическими мелодиями, в которых слышны интонации народных песен. С первых звуков вступления солирующего альта, слушатель погружается в атмосферу раздумья, в выразительном монологе преобладают декламационно - речевые интонации. К концу тема становится взволнованной, приобретает драматический оттенок, подготавливая вступление фортепиано и переход к Allegro molto, обогащенное элементами импровизационности, острыми и динамическими интонациями. Композитором отлично раскрыты художественно-выразительные возможности альта. Соната насыщена разнообразными техническими приёмами (гаммообразными пассажами, двойными нотами, пиццикато, приемом col legno). В заключение -Adagio - на фоне педали фортепиано, у альта с сурдиной звучит лирическая, просветлённая баллада.

Не смотря на небольшой список произведений для альта в творчестве композиторов Республики Молдова, согласимся с Е.Клетиничем, что «...в Сонате, как и в других сочинениях второй половины 50 -х годов, проявились многие черты, характеризующие (пусть в новом качестве) музыку композитора поныне. Это бросающийся в глаза мелодический дар, прекрасное знание молдавского фольклора, обостренное ощущение гармонического и тембро -регистрового колорита. Лучшие страницы произведения (а их немало) отмечены неподдельностью чувств и подлинным темпераментом. Соната

позволяет говорить и о несомненной масштабности мышления, способности автора охватить единым замыслом крупную циклическую форму» [2, с.208]

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Vlaicu O. Lucrarile pentru vioara §i pian de Boris Dubosarschi: aspecte interpretative // Anuar §tiin{ific: Muzica, teatru, arte plastice. - Chi§inau, 2006, p. 3543.

2. Клетинич Е. Композиторы Советской Молдавии. - Кишинев, 1987.

3. Кочарова Г. Жанр инструментальной сонаты в творчестве Златы Ткач. // Музыкальная наука на постсоветском пространстве - 2011: Международная интернет-конференция.

Stog E.V.

Pridnestrovian State Institute of Arts named after A.G. Rubinstein

(Tiraspol, Moldova)

VIOLA SONATA IN THE WORKS OF COMPOSERS OF THE REPUBLIC OF MOLDOVA

Abstract: the article presents the most striking works in the genre of chamber viola sonata in the works of composers of the Republic of Moldova. It is necessary to note the significant contribution to the development and enrichment of the national flavor of the viola repertoire.

Keywords: viola, sonata, chamber performance, composers of Moldova.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.