Научная статья на тему 'СОН ТАТЬЯНЫ КАК ПРЕДВЕСТИЕ СМЕРТИ ОНЕГИНА'

СОН ТАТЬЯНЫ КАК ПРЕДВЕСТИЕ СМЕРТИ ОНЕГИНА Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
610
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПУШКИН / ТАТЬЯНА / ОНЕГИН / СОН / ПРЕДВЕСТИЕ / ЗВУКОВОЙ ПОВТОР / АНАГРАММА / СЮЖЕТ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Пимонов В.И.

Объект исследования: сон Татьяны в романе в стихах А.С. Пушкина «Евгений Онегин» (ЕО, V, XI-XXI). Предмет исследования: поэтика сна Татьяны. Цель: выяснение роли сна в композиционной структуре романа. Результаты: финальная сцена сна, в которой Онегин убивает Ленского ударом ножа, оказывается скрытым предвестием символической смерти самого Онегина в финале романа (ЕО, 8, XLVIII, 1-10). Мотив гибели главного героя завуалирован в буквенно-звуковом рисунке текста, который содержит в себе анаграмму слова «нож». Насыщение фонетической ткани текста повторами звуков «н, ж, ш» создает перекличку эротического мотива, звучащего в строфах о женских «ножках», с мотивом смерти от удара «ножом». Отголосок темы женских «ножек» в предбрачном сновидении Татьяны («То в хрупком снеге с ножки милой / Увязнет мокрый башмачок») акустически подготавливает появление длинного «ножа», который выступает и орудием убийства, и фаллическим символом. В финальной сцене романа мотив ножек и мотив ножа неожиданно совмещаются в звуковом каламбуре «но шпор незапный звон раздался» (8, XLVIII), в котором фонетически соединены нож [нош] и шпора как метонимическая замена ноги. Область применения: литературоведение, пушкинистика, преподавание русской литературы XIX в. Выводы: сон Татьяны заключает в себе не только явное предвестие реальной гибели Ленского на дуэли, что многократно отмечалось в пушкинистике, но и скрытое предвестие символической смерти Онегина. Вероятность этой подспудной семантической интерпретации сна обусловлена звуковой организацией текста (повторы, анаграмма).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TATYANA’S DREAM AS A FORESHADOWING OF ONEGIN’S DEATH

Object of the article: Tatyana's dream in the novel in verse by A. S. Pushkin "Eugene Onegin" (EO, V, XI-XXI). Subject of the article: the poetics of Tatyana’s dream. Purpose of research: discovering the role of the dream in the compositional structure of the novel. Results: the author argues that the final scene of Tatyana’s dream, in which Onegin kills Lensky with a knife, is, in fact, a covert foreshadowing of the symbolic death of Onegin himself at the end of the novel (EO, 8, XLVIII, 1-10). The motif of the protagonist's death is concealed in the letter-sound pattern of the text that contains an anagram of the word knife (nozh). Tense repetition of sounds н-ж-ш (n-zh-sh) throughout the novel creates a connection between the erotic motif in the stanzas devoted to praising women's "legs" (nozhki) and the motif of death from a "knife" (nozh) strike. An echo of the motif of women's "legs" (nozhki) in Tatyana's prenuptial dream ("To v hrupkom snege s nozhki miloj / Uvjaznet mokryj bashmachok") acoustically foreshadows the appearance of a long "knife" (nozh), which has a double meaning: as a murder weapon and a phallic symbol. In the final scene of the novel, the motif of legs [noshki] and the motif of the knife [nosh] are unexpectedly combined in a sound pun “no shpor nezapnyj zvon razdalsja” (8, XLVIII) in which the knife [nosh] is phonetically connected with the spur [no-shpor] that is a metonymic replacement of the foot. Field of application: literary criticism, Pushkin studies, teaching Russian literature of the 19th century. Conclusion: Tatyana's dream contains not only an obvious foreshadowing of the real death of Lensky in a duel, which has been repeatedly mentioned in Pushkin studies, but also a covert foreshadowing of Onegin's symbolic death. The possibility of this alternative semantic interpretation of the dream is based on the sound pattern of the text (repetitions, anagram).

Текст научной работы на тему «СОН ТАТЬЯНЫ КАК ПРЕДВЕСТИЕ СМЕРТИ ОНЕГИНА»

Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки, т. 25, № 2 (89), 2023 Izvestiya of the Samara Science Centre of the Russian Academy of Sciences. Social, Humanitarian, Biomedical Sciences, Vol. 25, no. 2 (89), 2023

УДК 821.161.1 (Русская литература)

СОН ТАТЬЯНЫ КАК ПРЕДВЕСТИЕ СМЕРТИ ОНЕГИНА

© 2023 В.И. Пимонов Пимонов Владимир Иванович, кандидат филологических наук, профессор-эмерит (Копенгаген, Дания)

E-mail: ivpet65@mail.ru Институт кино и телевидения (ГИТР) Москва, Россия

Статья поступила в редакцию 02.02.2023

Объект исследования: сон Татьяны в романе в стихах А.С. Пушкина «Евгений Онегин» (ЕО, V, XI-XXI). Предмет исследования: поэтика сна Татьяны. Цель: выяснение роли сна в композиционной структуре романа. Результаты: финальная сцена сна, в которой Онегин убивает Ленского ударом ножа, оказывается скрытым предвестием символической смерти самого Онегина в финале романа (ЕО, 8, XLVIII, 1-10). Мотив гибели главного героя завуалирован в буквенно-звуковом рисунке текста, который содержит в себе анаграмму слова «нож». Насыщение фонетической ткани текста повторами звуков «н, ж, ш» создает перекличку эротического мотива, звучащего в строфах о женских «ножках», с мотивом смерти от удара «ножом». Отголосок темы женских «ножек» в предбрачном сновидении Татьяны («То в хрупком снеге с ножки милой / Увязнет мокрый башмачок») акустически подготавливает появление длинного «ножа», который выступает и орудием убийства, и фаллическим символом. В финальной сцене романа мотив ножек и мотив ножа неожиданно совмещаются в звуковом каламбуре «но шпор незапный звон раздался» (8, XLVIII), в котором фонетически соединены нож [нош] и шпора как метонимическая замена ноги. Область применения: литературоведение, пушкинистика, преподавание русской литературы XIX в. Выводы: сон Татьяны заключает в себе не только явное предвестие реальной гибели Ленского на дуэли, что многократно отмечалось в пушкинистике, но и скрытое предвестие символической смерти Онегина. Вероятность этой подспудной семантической интерпретации сна обусловлена звуковой организацией текста (повторы, анаграмма). Ключевые слова: Пушкин, Татьяна, Онегин, сон, предвестие, звуковой повтор, анаграмма, сюжет DOI: 10.37313/2413-9645-2023-25-89-86-91

Автор признателен С.М. Грачевой, О.Б. Заславскому, Н.Я. Троицкому и Дану Уитмену за стимулирующее обсуждение и ценные советы.

Введение. О сне Татьяны в романе «Евгений Онегин» (ЕО, V, XI-XXI) написано много, в том числе ведущими пушкинистами. Выявлена его богатая психологическая и историко-литературная подоплека [5, с. 265-268], но более всего сказано о его фольклорном, ритуальном и мифологическом подтексте. Между тем, важность роли сна Татьяны в композиционной структуре романа подсказывает перенос акцента с историко-литературной, психологической и фольклорной подоплеки на собственно поэтический модус.

Метод исследования: работа опирается на структурно-семантический подход, нацеленный на рассмотрение сна во взаимосвязи его структуры и смысла.

История вопроса. Первые литературоведческие истолкования сна Татьяны относятся к концу XIX века [7]. История его интерпретации

изложена в статье [16, с. 487-503]. В работе Ю.М. Чумакова [14, с. 104] дан основной список имен выдающихся литературоведов, писавших о сне. Итог предыдущих исследований подведен в [10, с. 145-155].

Предвестие смерти Ленского. Стало общим местом говорить о пророческой роли сна Татьяны: «Пушкинисты <...> всегда писали о связях «Сна Татьяны» и романа, отмечая, как правило, предварение будущих событий фабулы» [14, с. 172]. Пророческую подоплеку сна можно разделить на две части: первую связывают с будущим замужеством Татьяны (медведь / Онегин в роли жениха), вторую - с убийством Онегиным Ленского. Нас интересует прежде всего эта вторая составляющая. В критике считается, что сон служит предвестием убийства Ленского на дуэли: «во сне Татьяны <...> есть предвидение факта, не поддающегося рассудочному

толкованию: предвидение убийства Ленского Онегиным» [2, с. 94]. Предлагалась и психологическая трактовка: «Вещий сон Татьяны <...> не только предвещает убийство Онегиным Ленского, но и заставляет героиню смутно осознать сущность того, отнюдь не бесплотного чувства, которое питает она к Онегину» [8, с. 195]. Тезис о сне как предвестии дуэли, повторен в другой работе: «. очевиден пророческий смысл сна: в нем предсказывается центральный трагический эпизод романа - убийство Онегиным Ленского» [6. с. 218-222]. Соображение о более сложной композиционной роли сна Татьяны, чем предвестие дуэли, было высказано в раннем исследовании: «Значительная по своей величине часть — эпизод сна Татьяны — не может быть объяснена как случайно разросшийся прием предварения: она несет в себе обязанности гораздо более сложные и, с точки зрения архитектуры романа, вполне целесообразна» [11, с. 308]. На сегодняшний день сон как предвестие смерти Ленского на дуэли остается в пушкинистике общепринятым постулатом.

Предвестие смерти Онегина. В настоящей работе предлагается трактовка сна Татьяны, согласно которой в нем заключено не только очевидное предвестие реального убийства Онегиным Ленского на дуэли, но и скрытое предвестие символической смерти самого Онегина в финале романа.

Результаты исследования. Принципиальное различие между смертью Ленского в сне Татьяны и его реальной гибелью обусловлено тем обстоятельством, что на дуэли Онегин убивает его выстрелом из пистолета, а в сновидении -ударом ножа. Такая смена орудия убийства одного и того же персонажа сначала в сновидении, потом - наяву, не может быть случайной. По существу, мы имеем дело с двумя убийствами Ленского. Покажем, что появление мотива ножа в сне Татьяны имеет содержательный смысл в сюжете.

Анаграмма. Рассмотрим звуко-буквенный узор финального эпизода сна Татьяны, в котором Онегин убивает Ленского (буквы в тексте выделены нами для более наглядной демонстрации звукописи, - В.П.).

Спор громче, громче; вдруг Евгений Хватает длинный нож, и вмиг Повержен Ленский; страшно тени Сгустились; нестерпимый крик Раздался... хижина шатнулась. И Таня в ужасе проснулась.. (ЕО 5, XXI, 1-6).

Бросается в глаза продергивание через всю строфу звуков «н, ж, ш», перестановка которых в разных словах в комбинации с «о» образует слово нож. Таким образом, ключевое слово сцены, обозначающее орудие убийства (и служащее знаком смерти) зашифровано в анаграмме. Под анаграммой понимается перестановка букв в слове или в нескольких словах в любом порядке, образующая новое слово [3, с. 165]. Появление ножа в сцене убийства подготовлено звукописью в первой части сна Татьяны: «Медведь промолвил: здесь мой кум: / Погрейся у него немножко!» (в наречие немножко «вмонтировано» существительное - нож, - В.П.).

Заметим, что предвестия, выраженные с помощью звукописи, характеризует весь текст сна Татьяны. Например, звуки в строке: «Другой с петушьей головой» предвещают приход на именины Петушкова - «Уездный франтик Петушков»; «Там карла с хвостиком» - появление Харликова - «С семьей Панфила Харликова»; «Вот рак верхом на пауке» - приезд Трике -«Приехал и мосье Трике». [1, с. 178-192].

Звуковой узор. Теперь присмотримся к звуко-буквенному узору финальной сцены романа (в скобках нами выделены повторяющиеся буквы и звуки, которые при перестановке образуют анаграмму слова нож, - В.П.):

Она ушла. Стоит Евгений, ([о-н-ш] = нож) Как будто громом поражен. ([параж'он] = нож) В какую бурю ощущений

Теперь он сердцем погружен! ([пагруж'он] = нож) Но шпор незапный звон раздался, ([ношпор] = нож)

Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки, т. 25, № 2 (89), 2023 Izvestiya of the Samara Science Centre of the Russian Academy of Sciences. Social, Humanitarian, Biomedical Sciences, Vol. 25, no. 2 (89), 2023

И муж Татьянин показался, ([ш-н-н-о] = нож)

И здесь героя моего,

В минуту, злую для него,

Читатель, мы теперь оставим,

Надолго. навсегда.

(ЕО 8, ХЬУШ, 1-10)

Насыщение текста финальной сцены романа звуковыми повторами «н, ж, ш» снова образует анаграмму слова нож, связанного в сне Татьяны со смертью. Страдательные причастия «поражен» и «погружен», обозначающие обездвиженное состояние Онегина в концовке, фонетически перекликаются с причастием «повержен», которое обозначает смерть Ленского в сне. При прочтении последнего слога всех трёх слов справа налево [жон] звучит слово нож.

Шпора генерала. Изощренным образом мотив ножа закамуфлирован в звуковом узоре строки «Но шпор незапный звон раздался», первые три буквы которой звучат как [нош] -нож. Этот прием напоминает разновидность звуковой игры, которую А.С. Пушкин однажды использовал во фразе: «Детина полуумный лежит на диване» - «Дети на полу, умный лежит на диване» [12, с. 13-14].

Нож в сердце. Мы показали, что мотив ножа, связанный с темой смерти в сне Татьяны, неожиданно вновь читается в звуковой партитуре финальной сцены романа. Мотив повторяется в двух узловых точках сюжета, что допускает его интерпретацию: в первом случае - как предвестия, а во втором - как актуализацию этого предвестия. Прием предвестия обычно характеризуется реализацией иносказания в буквальном смысле. В данном случае ситуация обратная: «реальное» событие - убийство ножом (хотя и происходящее в сновидении) актуализируется в основном действии в иносказательной форме. В финальной сцене романа спрятанный

в анаграмме мотив ножа ассоциируется с символической гибелью Онегина. Обрыв повествования содержит намек на конец главного героя, осталяя простор для воображения пушкинистов. Иногда художники и режиссеры пытаются выразить скрытый замысел автора: в финале балета «Онегин» в постановке Бориса Эйфмана оскорбленный муж засаживает главному герою под сердце острый нож [13, с. 15].

Дон Гуан. Идея о вероятной смерти героя в результате столкновения с неожиданно «показавшимся» мужем Татьяны высказывалась ранее [9, с. 79]. Заключительную сцену романа также сопоставляли с гибелью Дон Гуана в «Каменном госте»: «Удар грома (пусть метафорический), звон шпор <.>, злая минута и оставление навсегда - едва ли не полный, хотя и собранный по частям, эквивалент картины гибели Дон Гу-ана» [4, с. 41].

Ножки и нож. Звуко-буквенный узор, сотканный с помощью продергивания через текст согласных «н, ж, ш», образует неожиданную перекличку мотива ножа с мотивом женских ножек. Эта перекличка образует ассоциативную связь между эротической темой, выраженной мотивом женских ножек, и темой смерти, выраженной мотивом ножа. Звукопись в строфах о ножках фонетически предвещает появление ножа в сне Татьяны. Приведем строки, характеризующие звуковую оркестровку мотива (в скобках нами выделены согласные, входящие в состав слов ножки и нож):

Театр уж полон; ложи блещут; (ш-н-ж) И, взвившись, занавес шумит. (ш-н-ш) Блистательна, полувоздушна, (н-ш-н) Смычку волшебному послушна, (ш-н-ш-н) Толпою нимф окружена, (н-ж-н) Другою медленно кружит, (н-н-ж)

Звуковая подготовка мотива женских ножек повтором звуков н-ж-ш завершается ее реализацией в последней строке строфы, в которой подспудно звучит и слово нож [нош]: «И быстрой ножкой ножку

бьет». (ЕО 1, XX). Тот же прием звуковой подготовки слова ножки повтором н-ш-ж слышится в последующих строфах:

Вот наш герой подъехал к сеням; (н-ш-н) Швейцара мимо он стрелой (ш-н) Вошел. Полна народу зала; (ш-н) Кругом и шум и теснота; (ш-н) Бренчат кавалергарда шпоры; (н-ш) Летают ножки милых дам; [нош] (ЕО 1, XXVIII)

Я много жизни погубил! (н-ж) Люблю я бешеную младость, (ш-н) Люблю их ножки; только вряд [нош] Три пары стройных женских ног. (ж-н-н) Две ножки...[нош] (ЕО 1, ХХХ)

Фаллический символ. Отголосок мотива женских ножек в сновидении Татьяны («То в хрупком снеге с ножки милой / Увязнет мокрый башмачок» - 5, XIV) акустически подготавливает появление в действии ножа, который выступает не только орудием убийства, но и фаллическим символом. Эротическая подоплека финальной сцены сна, где Татьяна на скамье «чуть жива лежит» и с ужасом наблюдает за тем, как Онегин «хватает длинный нож», выявляется в контексте женской символики «двери», в которую «украдкою глядит» Онегин: «Онегин за столом сидит /

И в дверь украдкою глядит.» (8, XVII) В то время, как Татьяна «И любопытная теперь / немного растворила дверь ...» (5, XVIII). И далее: «Татьяна силится бежать: / <...> / Не может; дверь толкнул Евгений: / И взорам адских привидений / Явилась дева» [15, с. 503-504]. Картина пробуждения Татьяны в момент «нестерпимого крика» имеет очевидный эротический подтекст, аранжированный чередованием звуков ж-н-ш, образующих в сочетании с о анаграмму слова нож (ср. «длинный нож» Онегина):

Повержен Ленский; страшно тени (ж-н-н-ш-н-н) Сгустились; нестерпимый крик Раздался... хижина шатнулась. (ж-н-ш-н) И Таня в ужасе проснулась.. (н-ж-н) (5, XXI)

Башмачок и сапог. В финальной сцене романа мотив ножек и мотив ножа неожиданно совмещаются в упомянутом выше звуковом каламбуре «но шпор незапный звон раздался» (8, XLVШ). Здесь фонетически соединены нож [нош] и шпора [ношпор], которая служит метонимической заменой ноги. Подспудно слышится и перекличка между башмачком на женской ножке Татьяны («То в хрупком снеге с ножки милой / Увязнет мокрый башмачок» - 5, XIV) и сапогом на мужской ноге ее мужа, поскольку шпоры крепятся именно на этом виде обуви. Вместо эфемерной ножки Татьяны, о которой привидевшийся ей в предбрачном сне «жених»-Оне-гин сказал «Мое!» (5, XX, 1), наяву перед Онегиным материализуются ноги ее мужа-генерала,

чье появление предваряется «звоном шпор». Виртуальный контраст между ножкой милой Татьяны и ногами ее мужа (в сапогах со шпорами) имеет предвестие в первой главе: «Бренчат кавалергарда шпоры; / Летают ножки милых дам» (ЕО 1, XXVIII).

Выводы. Сон Татьяны заключает в себе не только явное предвестие реальной гибели Ленского на дуэли, что многократно отмечалось в пушкинистике, но и скрытое предвестие символической смерти Онегина в финале. Мотив ножа, связанный с темой смерти в сне Татьяны, обретает неожиданное звучание в заключительной сцене романа, в которой он зашифрован в анаграмме. Вероятность подспудной семантической интерпретации сна Татьяны как

Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки, т. 25, № 2 (89), 2023 Izvestiya of the Samara Science Centre of the Russian Academy of Sciences. Social, Humanitarian, Biomedical Sciences, Vol. 25, no. 2 (89), 2023

предвестия гибели Онегина обусловлена звуковой организацией текста (повторы, анаграмма). Звуко-буквенный узор «Евгения Онегина»

содержит подспудные смыслы, обнаружение которых становится возможным при углубленном всматривании и вслушивании в текст.

1. Гербстман, А. И. Звукопись Пушкина // Вопросы литературы. - 1964. - № 5.

2. Гершензон, М. О. Сны Пушкина // Пушкин. Сб. 1. - М.: 1924. - 385 с.

3. Давыдов, С. С. Звуковое хозяйство Пушкина // Stanford Slavic Studies. Volume 35. Russian Literature and the West. A Tribute for David M. Bethea, part 1. - Stanford, 2008. - 356 p.

4. Жолковский, А. К. К описанию смысла связного текста. VI : Ч. I / Предварительные публикации / Институт русского языка АН СССР. Проблемная группа по экспериментальной и прикладной лингвистике. Выпуск 76. - М.: 1976. - 48 с.

5. Лотман, Ю. М. Роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин». Комментарий. - Л.: Просвещение, 1983. - 416 с.

6. Матюшенко, А. Г., Панков Ф. И. Сон Онегина (к вопросу о зеркальности композиции романа в стихах А.С. Пушкина). Сборник: Слово. Грамматика. Речь. Вып. VII: Сборник научно-методических статей по преподаванию РКИ. Том 7. - М.: МГУ, 2005. - 240 с.

7. Миллер, В. Ф. Пушкин, как поэт-этнограф: с приложением неизданных народных песен, записанных А. С. Пушкиным / [соч.] проф. Всеволода Миллера. - М., 1899. - 63 с.

8. Осповат, Л. С. «Влюбленный бес»: Замысел и его трансформация в творчестве Пушкина 1821—1831 гг // Пушкин: Исследования и материалы / АН СССР. Ин-т рус. лит. (Пушкин. Дом). Т. 12. — Л.: Наука, 1986. - 464 с.

9. Пимонов, В. И. Что сталось с Онегиным? Поэтика финала пушкинского романа. Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки. - 2022. -Т. 24. - № 85. - С. 78-83.

10. Попович, Т. А.С. Пушкин в диалоге с другим. - Нижний Новгород: Изд-во Нижегородского госуниверситета, 2018. - 253 с.

11. Самарин, М. П. Из маргиналий к «Евгению Онегину». Место и роль сна Татьяны в композиции «Евгения Онегина» // Науковi записки науководослщчо! катедри ктори украшско! культури. - 1927. - № 6. - 487 с.

12. Федин, С. Н. Равнобуквицы // «Тит». - 2001. - № 11. - С. 13-14.

13. Федорченко, О. Нож в сердце Онегина. Газета «Коммерсантъ С-Петербург». - № 40. - 06.03.2009.

14. Чумаков, Ю. М. Сон Татьяны как стихотворная новелла // Чумаков Ю. Н. Стихотворная поэтика Пушкина: Сб. -СПб.: Государственный Пушкинский театральный центр в Санкт-Петербурге, 1999. - 432 с.

15. Gregg, R. A. Tat'yana's Two Dreams: The Unwanted Spouse and the Demonic Lover // The Slavonic and East European Review. - 1970. - Vol. 48. - No. 113. - Рр. 492-505.

16. Matlaw, R. E. The Dream in «Yevgeniy Onegin», with a Note on "Gore ot Uma" // The Slavonic and East European Review. - 1959. - Vol. 37. - No. 89. - Рр. 487-503.

TATYANA'S DREAM AS A FORESHADOWING OF ONEGIN'S DEATH

© 2023 V.I. Pimonov Vladimir I. Pimonov, Ph.D in Philology, professor emeritus (Copenhagen, Denmark) E-mail: ivpet65@mail.ru GITR Film & Television School Moscow, Russia

Object of the article: Tatyana's dream in the novel in verse by A. S. Pushkin "Eugene Onegin" (EO, V, XI-XXI). Subject of the article: the poetics of Tatyana's dream. Purpose of research: discovering the role of the dream in the compositional structure of the novel. Results: the author argues that the final scene of Tatyana's dream, in which Onegin kills Lensky with a knife, is, in fact, a covert foreshadowing of the symbolic death of Onegin himself at the end of the novel (EO, 8, XLVIII, 1-10). The motif of the protagonist's death is concealed in the letter-sound pattern of the text that contains an anagram of the word knife (nozh). Tense repetition of sounds н-ж-ш (n-zh-sh) throughout the novel creates a connection between the erotic motif in the stanzas devoted to praising women's "legs" (nozhki) and the motif of death from a "knife" (nozh) strike. An echo of the motif of women's "legs" (nozhki) in Tatyana's prenuptial dream ("To v hrupkom snege s nozhki miloj / Uvjaznet mokryj bashmachok") acoustically foreshadows the appearance of a long "knife" (nozh), which has a double meaning: as a murder weapon and a phallic symbol. In the final scene of the novel, the motif of legs [noshki] and

the motif of the knife [nosh] are unexpectedly combined in a sound pun "no shpor nezapnyj zvon razdalsja" (8, XLVIII) in which the knife [nosh] is phonetically connected with the spur [no-shpor] that is a metonymic replacement of the foot. Field of application: literary criticism, Pushkin studies, teaching Russian literature of the 19th century. Conclusion: Tatyana's dream contains not only an obvious foreshadowing of the real death of Lensky in a duel, which has been repeatedly mentioned in Pushkin studies, but also a covert foreshadowing of Onegin's symbolic death. The possibility of this alternative semantic interpretation of the dream is based on the sound pattern of the text (repetitions, anagram). Key words: Pushkin, Tatyana, Onegin, dream, foreshadowing, sound repetition, anagram, plot DOI: 10.37313/2413-9645-2023-25-89-86-91

1. Gerbstman, A. I. Zvukopis' Pushkina (Pushkin's Sound Pattern) // Voprosy literatury (Problems of Literature). - M.: 1964. - № 5.

2. Gershenzon, M. O. Sny Pushkina (Pushkin's Dreams) // Pushkin. Sb. 1. - M., 1924. - 385 s.

3. Davydov, S. S. Zvukovoe hozjajstvo Pushkina (Pushkin's Sound World) // Stanford Slavic Studies. Volume 35. Russian Literature and the West. A Tribute for David M. Bethea, part 1. - Stanford, 2008. - 356 p.

4. Zholkovskij, A. K. K opisaniju smysla svjaznogo teksta (On the description of the meaning of the connected text). VI : Ch. I / Predvaritel'nye publikacii (Preliminary Publications) / Institut russkogo jazyka AN SSSR. Problemnaja gruppa po jeksperimental'noj i prikladnoj lingvistike (The Institute of the Russian Language of the Academy of Sciences of the USSR. A research group on the experimental and applied linguistics). Vypusk 76. - M.: 1976. - 48 s.

5. Lotman, Ju. M. Roman A.S. Pushkina «Evgenij Onegin». Kommentarij (A.S. Pushkin's Novel "Eugene Onegin". Commentary). - L.: Prosveshhenie, 1983. - 416 s.

6. Matjushenko, A. G., Pankov F. I. Son Onegina (k voprosu o zerkal'nosti kompozicii romana v stihah A.S. Pushkina) (Onegin's Dream (on the problem of a mirror composition of the novel). Sbornik: Slovo. Grammatika. Rech'. (Collection: Word - Grammar - Speech) Vyp. VII: Sbornik nauchno-metodicheskih statej po prepodavaniju RKI (A Collection of scientific-methodological papers on teaching RKI) . Tom 7. - M.: MGU, 2005. - 240 s.

7. Miller, V. F. Pushkin, kak pojet-jetnograf: s prilozheniem neizdannyh narodnyh pesen, zapisannyh A. S. Pushkinym (Pushkin as a Poet-ethnographer: with a supplement of the unpublished folk songs, put down by A.S. Pushkin) / [soch.] prof. Vsevoloda Millera (writings of professor Vsevolod Miller). - M., 1899. - 63 s.

8. Ospovat, L. S. «Vljublennyj bes»: Zamysel i ego transformacija v tvorchestve Pushkina 1821—1831 gg («The Devil in Love": The Idea and its Transformation in work of Pushkin in 1821-1831) // Pushkin: Issledovanija i materialy / AN SSSR. In-t rus. lit. (Pushkin Dom). (Pushkin: Research and Materials / The Academy of Sciences, USSR.The Institute of the Russian Literature (The Pushkin House). T. 12. — L.: Nauka, 1986. - 464 s.

9. Pimonov, V. I. Chto stalos' s Oneginym? Pojetika finala pushkinskogo romana (What Happened to Onegin? The Poetics of the End in Pushkin's Novel) // Izvestija Samarskogo nauchnogo centra Rossijskoj akademii nauk. Social'nye, gumani-tarnye, mediko-biologicheskie nauki (Izvestiya of the Samara Science Centre of the Russian Academy of Sciences. Social, Humanitarian, Biomedical Sciences). - 2022. - T. 24. - № 85. - S. 78-83.

10. Popovich, T. A.S. Pushkin v dialoge s drugim (A.S. Pushkin in a Dialog with the Other). - Nizhnij Novgorod: Izd-vo Nizhegorodskogo gosuniversiteta, 2018. - 253 s.

11. Samarin, M. P. Iz marginalij k «Evgeniju Oneginu». Mesto i rol' sna Tat'jany v kompozicii «Evgenija Onegina» (From the Notes on "Eugene Onegin". The Place and Role of Tatyana's Dream in the composition of "Eugene Onegin") // Naukovi zapiski naukovodoslidchor katedri istorir ukrarnskor kul'turi (Scientific Notes of the Scientific-research Department of the History of the Ukrainian Culture). - 1927. - № 6. - 487 s.

12. Fedin, S. N. Ravnobukvicy (Pantogramms) // «Tit». - 2001. - № 11. - S. 13-14.

13. Fedorchenko, O. Nozh v serdce Onegina (The Knife in the Heart of Onegin). Gazeta "Kommersant" ("Commersant" newspaper). - № 40. - 06.03.2009.

14. Chumakov, Ju. M. Son Tat'jany kak stihotvornaja novella (Tatyana's Dream as a Short Story in Verse) // Chumakov Ju. N. Stihotvornaja pojetika Pushkina (Pushkin's Poetics in Verse): Sb. - SPb.: Gosudarstvennyj Pushkinskij teatral'nyj centr v Sankt-Peterburge, 1999. - 432 s.

15. Gregg, R. A. Tat'yana's Two Dreams: The Unwanted Spouse and the Demonic Lover // The Slavonic and East European Review. - 1970. - Vol. 48. - No. 113.

16. Matlaw, R. E. The Dream in «Yevgeniy Onegin», with a Note on "Gore ot Uma" // The Slavonic and East European Review. - 1959. - Vol. 37. - No. 89.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.