Научная статья на тему 'СОМАТОТИПОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЛИЦ ЮНОШЕСКОГО ВОЗРАСТНОГО ПЕРИОДА, ПРОХОДЯЩИХ ОБУЧЕНИЕ В ФИЗКУЛЬТУРНЫХ ВУЗАХ'

СОМАТОТИПОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЛИЦ ЮНОШЕСКОГО ВОЗРАСТНОГО ПЕРИОДА, ПРОХОДЯЩИХ ОБУЧЕНИЕ В ФИЗКУЛЬТУРНЫХ ВУЗАХ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
19
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОМАТОТИПОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА / ФИЗКУЛЬТУРНЫЕ ИНСТИТУТЫ / РАЗЛИЧНЫЕ ВИДЫ СПОРТА
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Бахарева Н.С., Гордеева Е.К., Федько В.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «СОМАТОТИПОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЛИЦ ЮНОШЕСКОГО ВОЗРАСТНОГО ПЕРИОДА, ПРОХОДЯЩИХ ОБУЧЕНИЕ В ФИЗКУЛЬТУРНЫХ ВУЗАХ»

ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ СТУДЕНТОВ

Вывод. Включение в содержание учебных занятий по физической культуре телесно-ориентированных физических упражнений способствует развитию когнитивного, мотива-ционного, эмоционального и операционального компонентов профессионального самосознания и может использоваться для создания профессионально-ориентированной среды обучения студентов. Литература

1. Борозинец Н. М. Профессиональное самосознание: структура и содержание / Н. М. Борозинец // Вестник университета. - 2013. -№ 23.- С. 228-232.

2. Ибрагимов М. М. Философия спорта как новый антропологический проект: монография / М. М. Ибрагимов. - К.: НУФВСУ, Изд-во «Олимп. лит.», 2014. - 296 с.

3. Лубышева Л. И. Философские этюды к пониманию кинестезы / Л. И. Лубышева // Теория и практика физической культуры. -2020. - № 1. - С. 95.

4. Мальцев Д. Н. Классификация телесно-ориентированных физических упражнений в рамках системы физической культуры / Д. Н. Мальцев, И. В. Мальцева // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. - 2020. - № 2 (180). - С. 227-232.

5. Новикова Е. В. К вопросу формирования профессионального самосознания личности студентов-психологов / Е. В. Новикова // Вестник Донецкого педагогического института. - 2017. - № 1. - С. 213-222.

References

1. Borozinets N.M. Professionalnoye samosoznaniye: struktura i soder-zhaniye [Professional identity: structure and content]. Vestnik univer-siteta. 2013. No. 23. pp. 228-232.

2. Ibragimov M.M. Filosofiya sporta kak novyy antropologicheskiy proyekt [Philosophy of sports as a new anthropological project]. Kyiv: NUFVSU, Izd-vo «Olimpmyskaya literatrura» publ., 2014. 296 p.

3. Lubysheva L.I. Filosofskiye etyudy k ponimaniyu kinestezy [Philosophical studies for understanding kinesthesis]. Teoriya i praktika fiziches-koy kultury. 2020. No. 1. p. 95.

4. Maltsev D.N., Maltseva I.V. Klassifikatsiya telesno-oriyentirovannykh fizicheskikh uprazhneniy v ramkakh sistemy fizicheskoy kultury [Classification of body-oriented physical exercises within the framework of the system of physical culture]. Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta. 2020. No. 2 (180). pp. 227-232.

5. Novikova E.V. K voprosu formirovaniya professionalnogo samosoz-naniya lichnosti studentov-psikhologov [To the question of the formation of professional self-consciousness of the personality of students-psychologists]. Vestnik Donetskogo pedagogicheskogo instituta. 2017. No. 1. pp. 213-222.

ИЗ ПОРТФЕЛЯ РЕДАКЦИИ

СОМАТОТИПОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЛИЦ

ЮНОШЕСКОГО ВОЗРАСТНОГО ПЕРИОДА, ПРОХОДЯЩИХ ОБУЧЕНИЕ В ФИЗКУЛЬТУРНЫХ ВУЗАХ

Кандидат медицинских наук, доцент Н.С. Бахарева1

Кандидат медицинских наук, доцент Е.К. Гордеева1 В.А. Федько1

1Кубанский государственный медицинский университет, Краснодар УДМ^С 572.087

Ключевые слова: соматотипологическая характеристика, физкультурные институты, различные виды спорта.

Введение. Несмотря на то, что изучение соматометрических показателей уже неоднократно служило предметом различных исследований, многие аспекты этой проблемы еще остаются далекими от своего разрешения, существующие противоречия касаются как теоретических, так методических аспектов.

Цель исследования - теоретический анализ соматотиполо-гической характеристики лиц юношеского возрастного периода и связь с регулярными занятиями различными видами спорта.

Результаты исследования и их обсуждение. Обследованы 172 юноши-студента академии физической культуры в возрасте 17-20 лет: 91 спортсмен с различной спортивной ориентацией и 81 студент, не занимающийся спортом. Все студенты были разделены на три группы: астеники, нормосте-ники и гиперстеники (по индексу Пинье); изменения морфо-функциональных показателей юношей при адаптации к регулярной физической нагрузке имели особенности, зависящие от типа их телосложения, наиболее выраженные изменения выявили у спортсменов-астеников, у которых увеличился не только мышечный компонент, но и такие показатели физического развития, как индекс Эрисмана, а в структурно-функциональных показателях сердца обнаружили тенденцию к гипертрофии стенки левого желудочка на фоне расширения его полости; значимо снизилось число сердечных сокращений.

У 32 девушек-спортсменок и 23 юношей-спортсменов, обучающихся в Башкирском институте физической культуры, было проведено сравнительное изучение компонентов массы тела.

Выявлено, что мышечный компонент среди юношей наиболее выражен у спортсменов, занимающихся сложнокоор-динационными видами (СКВ) (51,7±0,5%), а среди девушек -циклическими видами (ЦВ) спорта (44,6±0,6%); наименьшее развитие мышечного компонента у студентов, занимающихся спортивными играми (СИ), независимо от пола (45,6±0,7%

SOMATOTYPOLOGICAL CHARACTERISTICS OF PERSONS OF THE YOUTHFUL AGE PERIOD WHO ARE STUDYING AT PHYSICAL EDUCATION UNIVERSITIES

PhD, Associate Professor N.S. Bakhareva1 PhD, Associate Professor E.K. Gordeeva1

V.A. Fedko1 'Russian University of Sport (SCOLIPE), Moscow

Поступила в редакцию 27.02.2023 г.

у юношей, 35,4±0,4% у девушек). Костный компонент среди групп преобладал у студентов СКВ (18,4±0,3%) и студенток ЦВ спорта (14,7±0,5%); в меньшей степени он представлен у юношей, занимающихся СИ (16,8±0,3%) и девушек СКВ (13,4±0,7%). Относительное содержание жирного компонента было высоким у студентов скоростно-силовых видов спорта (21,3±0,5%) и студенток, изучающих СИ (30,3±0,4%); он развит в меньшей степени у студентов-спортсменов ЦВ (12,6±0,7%) и девушек - СКВ (21,9±0,4%). У девушек, занимающихся спортивной гимнастикой, выявлено более плотное тело (удельный вес - 1,038 г/см3) с уменьшением жирового компонента [2]. Проведены вычисления компонентов массы тела юношей-спортсменов (n=53), обучающихся в Башкирском институте физической культуры; выявлено, что среди групп мышечный компонент наиболее выражен у представителей сложнокоор-динационных (относительное количество - 51,7±0,5%) и циклических (51,1±0,6%) видов спорта; костный компонент преобладал у студентов, занятых сложнокоординационными видами спорта (18,4±0,3%) и спортсменов-единоборцев (относительное количество 19,3±0,6%) по сравнению с представителями игровых видов спорта (16,8±0,3%) [1].

Вывод. Соматотипологическая характеристика лиц юношеского возрастного периода является наиболее значимым параметром при проведении спортивной ориентации; динамика морфофункциональных показателей при адаптации к регулярной физической нагрузке имеет особенности, зависящие от типа их телосложения и вида спорта. Литература

1. Волкова Е. С. Соотношение компонентов массы тела у студентов-спортсменов / Е. С. Волкова, Е. П. Сальникова, А. С. Гребнева // Морфология. - 2012. - Т. 141. - № 3. - С. 39.

2. Сальникова Е. П. Сравнительная характеристика основных компонентов массы тела у спортсменов / Е. П. Сальникова, Е. С. Волкова // Морфология. - 2012. - Т. 141. - № 3. - С. 136.

Информация для связи с авторами: bahareva_1955@mail.ru

№4 • 2023 Апрель | April

http://www.teoriya.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.