Научная статья на тему '«Соловьевские исследования» за 2013 год. Издание Ивановского энергетического университета'

«Соловьевские исследования» за 2013 год. Издание Ивановского энергетического университета Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
95
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему ««Соловьевские исследования» за 2013 год. Издание Ивановского энергетического университета»

КРИТИКА И БИБЛИОГРАФИЯ

«СОЛОВЬЕВСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ» ЗА 2013 ГОД. Издание Ивановского энергетического университета

У нас еще невысока культура исследования русской философии. О том говорят весьма выразительные факты. Например, за двадцать с лишним лет постсоветской России предпринято только два научных издания полного собрания сочинений русских мыслителей — В. С. Соловьева и К. Н. Леонтьева. Предприятия подобного рода являют собою как бы вершину айсберга; под водной поверхностью скрываются пласты архивных исследований, библиографии, концепции издания, специалистов, умеющих осмыслить и комментировать. И что же? С 2000 г. по сегодняшний день вышло только четыре тома Соловьева; кажется, по причинам финансового характера. Больше повезло К. Н. Леонтьеву. Сейчас издано десять его томов из двенадцати. Это утешает. Но нет, и, кажется, не готовятся полные собрания сочинений Бердяева, Булгакова, Лосского, обоих Трубецких, Франка и других. Когда они будут? И будут ли? Между тем, нашего Франка уже издают в Германии. Не чудеса ли?

А вот другой пример. Сейчас усилиями Института философии РАН и некоммерческого фонда «Институт развития им. Г. П. Щедровицкого» предпринято издание книжной серии «Философия России первой половины XX века». Вышло уже семнадцать ее книг. Предполагалось в каждой из них собрать статьи последнего времени и даже, быть может, написать новые. Тогда-то книга-сборник с достаточной полнотой и глубиной отразит действительный вклад русских мыслителей этого времени в отечественный и мировой философский процесс. Так вот, непосредственные исполнители этого грандиозного мероприятия столкнулись с тревожным фактом отсутствия достаточного количества авторов-исследователей того или иного мыслителя.

Создается впечатление, что положение дел с исследованиями истории отечественной мысли нисколько не улучшилось со времени, когда Г. Г. Шпет писал свой знаменитый «Очерк истории русской философии» в 1922 г. Напомню его сетования: «...все естественные, неизбежные и временные детали военно-революционного быта не могли так парализовать волю и так подавлять вдохновение, как исконное отсутствие у нас общей организации научной работы».

Тем отраднее свидетельства постоянного интереса к русской философии у рядового читателя. Как-никак издается и, значит, пока раскупается множество отдельных

342

Вестник Русской христианской гуманитарной академии. 2014. Том 15. Выпуск 1

произведений русских мыслителей и литература о них. По-прежнему популярна серия «Русский путь», издаваемая Русской Христианской Гуманитарной академией. В разных городах России функционируют постоянно действующие собрания, на которых обсуждаются различные вопросы из истории русской мысли. Из этих собраний и обществ наиболее продуктивным является Соловьевский семинар, созданный в октябре 1998 г. в городе Иванове при Ивановском Государственном Энергетическом университете.

Конечно, удивительно, что семинар так долго и так плодотворно живет, но еще более удивительно, что он существует при техническом вузе. Это, наверное, единственный в нашей стране пример выдающегося содружества администрации технического вуза и его гуманитарной составляющей. И вот при поддержке ректората инициаторы семинара превратили его во всероссийский центр исследования жизни и творчества Владимира Сергеевича Соловьева — фигуры весьма знаковой не только для истории отечественной философии, но в целом для всей русской культуры.

За прошедшие пятнадцать лет семинар действительно стал всероссийским центром соловьевоведения — это утверждение никто не может оспорить. Достаточно сказать, что организаторы семинара ежегодно проводят по три научные соловьевоведческие конференции, ведут учет литературы о Соловьеве, готовят сборники о нем и, наконец, с 2001 г. издают журнал «Соловьевские исследования», который выходит по четыре номера в год. На сегодня вышли в свет сорок номеров этого издания.

Что касается номеров, вышедших в 2013 г., то они — как и ранее — традиционно интересны не только с точки зрения специалиста, но и в более широком историкокультурном отношении. Диапазон вопросов, освещаемых на страницах журнала, очень широк и это вполне объяснимо. Все-таки русская философия — так уж сложилось исторически — это, прежде всего, наряду с литературой — одна из главных форм самопознания русской жизни. Оттого-то, наверное, главный редактор журнала М. Максимов не может удержаться в рамках только и только соловьевоведения и, быть может, помимо своей воли делает из своих «Соловьевских исследований» периодическое издание по истории русской мысли в целом.

Это легко усматривается даже при беглом просмотре номеров за пару последних лет. Например, в 2011 г. тридцать первый номер на одну треть своего объема был отдан под материалы о Ф. М. Достоевском. Здесь же, в этом же номере читатель мог прочитать несколько интересных статей в рубрике «Философская антропология: тема жизни, смерти и бессмертия в русской мысли». За тот же год очень хорош № 3. В нем даны материалы конференции в Генуе (Италия) «Другой взгляд на современность. Русская философия сегодня». Она состоялась в рамках года русской культуры в Италии и итальянской культуры в России. Более двухсот ее участников провели содержательный разговор об интенциях современной русской мысли.

В 2012 г. «экспансия» журнала за рамки Соловьева была продолжена. Все четыре номера этого года «засорены» «не Соловьевым»: Кавелиным и философией образования в № 33 и 34, общественным идеалом Бакунина, Кропоткина и Богданова в № 35 и анализом пелевинского романа «Чапаев и пустота» в № 36. Названное стремление редакции к «захвату» не-соловьевских тем, конечно же, присутствует в номерах 2013 г.

Однако при всем «экспансионизме» предлагаемых читателю статей и научных сообщений, журнал вполне остается «соловьевскими исследованиями». Первые разделы всех четырех номеров 2013 г. имеют шапку — «К 160-летию со дня рождения

В. С. Соловьева». С анализом различных аспектов его жизнепонимания и философии выступают серьезные отечественные и зарубежные авторы. Среди них — Л. Н. Сто-

лович, В. Н. Порус, И. А. Треушников, М. В. Максимов, В. И. Моисеев, О. Н. Зотова. Зарубежье представлено именами Н. И. Димитровой, Я. Красицкого, Б. Андреаса. В двух номерах журнала (№№ 37 и 38) публикуется небольшая монография Марка Смирнова о знаменитом племяннике нашего мыслителя — «Последний Соловьев. Жизнь и творчество поэта и священника Сергея Соловьева (1885-1942)». М. Смирнов в дополнение к своей книге предложил библиографию С. М. Соловьева (в № 39) и биографию В. С. Соловьева, которую его племянник написал в 1914 г. В 40 номере, последнем за 2013 г., напечатаны стихотворения С. М. Соловьева; частично они были опубликованы в 1999 г. Невозможно не оценить превосходного подарка читателям от редакции и издателей журнала. В 38 и 39 номерах на вклейках даны фотографии множества лиц двух соловьевских кругов — старшего В. С. Соловьева и младшего —

С. М. Соловьева. Соловьевское реноме журнала подтверждает публикация еще одного списка лекции В. С. Соловьева в зале Кредитного общества 28 марта 1881 г., рецензии на книги о В. С. Соловьеве, информация о работе Центра исследования наследия В. С. Соловьева.

Вместе с тем в 2013 г. журнал предложил множество важных материалов «вне-соловьевского» характера. Две статьи Т. Е. Аляева (№ 37 и 38) о философии С. Л. Франка трактуют методологические проблемы истории русской философии. Статья безвременно ушедшего из жизни британского исследователя Оливера Смита (о нем смотри некрологическую заметку в № 38 и специально выделенный раздел в № 39) рассказывает о современных дискуссиях о русской философской традиции.

Помимо таких существенно важных статей в № 37 мы встречаем итальянское эссе о русском космизме, статьи о Г. П. Федотове времени «Нового Града», об общественном идеале у евразийцев, публикацию статьи С. Франка о Достоевском и многое другое. В следующем, 38 номере несколько «не-соловьевских» статей образовали раздел «К 90-летию “философского парохода”», написанных хотя и без претензий на аналитику, но и без истеричности, свойственной нашей антисоветской интеллигенции позорных девяностых годов. В частности, в статье В. В. Левченко предложена информация о высылке интеллигенции из городов Украины. В 39 номере присутствует «не-соловьевский» раздел «Литературоведение и культурология», и, наконец, 40 номер радует читателя богатым, разнообразным набором статей в таком же, относительно автономном разделе «Философия истории культуры». В нем с удовольствием прочитываются статьи о парадоксах века Просвещения (Е. Рашковский), о Герцене (О. Куликова), В. Вейдле (С. Усманов), о Шестове и Толстом (Н. Димитрова) и иные, ничуть не менее интересные.

«Соловьевские исследования» дрейфуют. Дрейф — это «медленное перемещение чего-либо под влиянием внешних воздействий» (С. И. Ожегов). Но пора перестать дрейфовать, надо выбрать путь, смело повернуть руль... Нельзя долго, в течение многих лет плавать в заливе... Пора выходить в море. Этим морем является история русской философии — всей русской философии — религиозников и сциентистов, материалистов и идеалистов, вероисповедников и рационалистов, либералов и коммунистов, красных и белых... Редакции «Соловьевских исследований» нужно быть смелее, чтобы дерзнуть стать первым в истории России журналом по истории отечественной мысли.

А. А. Ермичев

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.