Научная статья на тему '«Солнце правды растопило ледяные оковы рабства»: революционная повседневность обывателей Царицына в 1917 году'

«Солнце правды растопило ледяные оковы рабства»: революционная повседневность обывателей Царицына в 1917 году Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
808
125
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Новый исторический вестник
Scopus
ВАК
ESCI
Область наук
Ключевые слова
Революция 1917 г. / Царицын / Совет рабочих и солдатских депутатов / здравоохранение / санитарное дело / образование / общественная организация / общественная деятельность / благотворительность / инфляция / товарно-денежное обращение / экономический кризис / преступность / политические настроения / повседневность / практики выживания / Russian Revolution of 1917 / Tsaritsyn / Soviet of Workers’ and Soldiers’ Deputies / healthcare / sanitation measures / education / public organization / public activity / charity / inflation / commodity-money circulation / economic crisis / crime / political moods / everyday life / practices of survival

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Воробьёв Евгений Петрович

В статье на основе архивных документов и газетных публикаций рассматривается повседневная жизнь населения Царицына в революционном 1917 г. Документы Царицынского городского Совета, хранящиеся в Государственном архиве Волгоградской области, ярко показывают положение различных слоев населения, их реакцию на падение самодержавия, на политические события, на социально-экономическую ситуацию в городе. Основное внимание уделяется самым важным изменениям различных сторон повседневности горожан: росту цен, обострению дефицита продовольствия и топлива, ухудшению санитарного состояния города, деградации городской системы образования и медицинского обслуживания. Рассматриваются также пьяные погромы и рост преступности в 1917 г. Делается вывод, что за лето 1917 г. царившая среди населения революционная эйфория и энтузиазм уступили место разочарованию, недовольству и борьбе за выживание. Особую роль в дестабилизации социально-экономической и политической ситуации сыграли рабочие и солдаты, которые постоянно выдвигали новые требования по повышению зарплаты и улучшению снабжения. Между тем городские органы новой власти оказались не в состоянии справиться с преодолением социально-экономических трудностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

“The Sun of Truth Melted the Icy Shackles of Slavery”: Revolutionary Everyday Life of Tsaritsyn Inhabitants in 1917

This article, based on archival documents and newspaper articles, studies the everyday life of the population of Tsaritsyn in the revolutionary 1917. Documents of Tsaritsyn’s City Council stored in the State archive of Volgograd region clearly show the position of the different layers of the population, their reaction to the fall of autocracy, political events, social and economic situation in the city. The main focus is placed on the most important changes in various aspects of everyday life of the citizens: rising prices, more acute shortages of food and fuel, deterioration of sanitary condition of the city, the degradation of the system of education and medical care. The article also describes drunken pogroms and rising crime in 1917. It is concluded that revolutionary euphoria and enthusiasm prevailing among the population during the summer of 1917 gave way to disappointment, discontent and struggle for survival. The workers and soldiers played a special role destabilizing the social, economic and political situation as they constantly put forward new demands for raising wages and to improving the supply. Meanwhile, new city authorities were unable to cope with socio-economic difficulties.

Текст научной работы на тему ««Солнце правды растопило ледяные оковы рабства»: революционная повседневность обывателей Царицына в 1917 году»

РОССИЙСКАЯ ПОВСЕДНЕВНОСТЬ Everyday Life in Russia

Е.П. Воробьёв

«СОЛНЦЕ ПРАВДЫ РАСТОПИЛО ЛЕДЯНЫЕ ОКОВЫ РАБСТВА»: РЕВОЛЮЦИОННАЯ ПОВСЕДНЕВНОСТЬ ОБЫВАТЕЛЕЙ ЦАРИЦЫНА В 1917 ГОДУ

E. Vorobyov

"The Sun of Truth Melted the Icy Shackles of Slavery":

Revolutionary Everyday Life of Tsaritsyn Inhabitants in 1917

В 1917 г. частью повседневного поведения россиян становится адаптация к экстремальным условиям разрушенного революцией привычного мира, к смене властей и порядков. Воспоминания участников событий, материалы прессы, документы Государственного архива Волгоградской области позволяют показать жизнь населения Царицына - уездного города Саратовской губернии - в условиях революционного времени.

В конце 1916 - начале 1917 гг. Царицын являлся типичным тыловым городом. Основные промышленные предприятия производили военную продукцию, на многих заводах и фабриках не хватало рабочей силы, сырья и заказов. В 1916 г. снизили производство 12 лесопильных заводов, 3 горчично-маслобойных и 2 кирпичных завода, чулочная фабрика, 2 типографии. Закрылись крупная паровая мельница, 3 кондитерские фабрики и кирпичный завод. Местные власти безуспешно пытались решать возникшие проблемы.

Напряжение в царицынском обществе вызывал рост цен. Горожане обвиняли в спекуляциях евреев, которые скупали чай, сахар, крупу, кофе, другие продукты и отправляли их почтовыми посылками в западные районы страны1. Но несмотря на массовое недовольство дороговизной ситуация в Царицыне оставалась стабильной.

Падение самодержавия всколыхнуло жителей города, привело в движение различные общественные силы. Еще 1 марта на частном заседании гласных Царицынской городской думы, видных представителей буржуазии и интеллигенции был создан Временный исполнительный комитет во главе с бывшим депутатом Государственный думы Н.С. Розановым. 3 марта был создан Совет рабочих депутатов, 102

5 марта - Совет солдатских депутатов; 16 апреля они объединились в Царицынский городской Совет рабочих и солдатских депутатов.

Царицын охватила атмосфера ликования. На митингах не только слушали ораторов, но и пели революционные песни. Пение эмоционально заражало людей, возрастала их готовность к совместным действиям. 6 марта собрание торгово-промышленных служащих после пламенных речей эсера И.И. Котова и меньшевика Д.В. По-луяна постановило: поблагодарить гарнизон и воздвигнуть памятник «павшим за свободу». Ораторы и авторы газетных публикаций часто использовали слова: «демократия», «революция», «свобода», «равенство», «Учредительное собрание». Происходила быстрая политизация даже далеких от революции царицынских обывателей.

Кульминацией торжеств стали праздники свободы. 5 марта у Александро-Невского собора и на Скорбященской площади состоялись митинги. Речи членов исполнительного комитета, поздравления от офицеров гарнизона сопровождались криками «Ура!». Собравшиеся спели «Вечную память», «Коль славен», «Смело, товарищи, в ногу». На знаменах, которые несли жители города, были написаны лозунги: «Да здравствует свобода и Учредительное собрание!», «Да здравствует свободная Россия!», «Да здравствует с.д. партия!». Войска царицынского гарнизона под красными флагами и гимназисты с красными бантами прошли маршем перед восторженной публикой.

В празднике участвовали военнопленные австрийской армии, от имени которых выступил старший офицер: «Россия теперь свободна. Мы военнопленные офицеры чехи и словаки, от всего сердца приветствуем новую Русь. Вместе с вами мы жаждем освободить свое дорогое отечество - Чехию от немецкого ярма. И мы вместе с вами, доблестные, славные русские войска, пойдем сражаться рука

06 руку за свою свободу, за наше всеобщее славянское дело. И мы надеемся, что встретим поддержку у наших свободных теперь братьев. Да здравствует свободная славянская матушка Русь!»2. Военнопленные исполнили национальный гимн «Где дом мой?». День завершился массовыми гуляниями.

Временное правительство Всенародный праздник свободы назначило на 10 марта. На площади собрались роты 2-го подготовительного студенческого батальона (входил в состав запасного полка, пополняемого призванными на военную службу студентами) и трех запасных пехотных полков царицынского гарнизона. Духовенство отслужило молебен об укреплении новой власти и панихиду. В своей речи Н.С. Розанов подчеркнул: «Солнце правды растопило ледяные оковы рабства и соединило русский народ в одну целую и дружную семью. Дружно сомкнем знамена на защиту дела освобождения России от векового рабства!»3.

Под звуки «Марсельезы» состоялся парад, в котором кроме войск приняли участие милиция и учащиеся. Работники городской электростанции вплоть до 12 марта включали иллюминацию в честь

свержения самодержавия установления народовластия.

Вовлечение в политику широких народных масс происходило через организацию профессиональных союзов. Особую активность в 1917 г. проявили Союз торгово-промышленных служащих, Учительский союз, Профессиональный союз ремесленников и ремесленниц, Союз машинистов и кочегаров, Профессиональный союз кучеров, конюхов, дворников, сторожей, рассыльных и истопников, Союз береговых рабочих.

Общественным организациям было легче получить средства от органов власти или разрешение на их сбор. К тому же организации имели возможность делегировать своих представителей в различные властные структуры. Многие объединения носили кратковременный и неустойчивый характер (собрание солдат-мусульман, Совет студенческих депутатов, Союз евреев-учащихся).

Жители получили возможность общения с властью, которая реагировала на их обращения. Народные низы часто прямо указывали органам новой власти, что нужно делать. Н.С. Розанов отмечал: «Сначала брожение развивалось среди двух групп населения рабочих, - предъявлявших экономические требования... и солдатских семейств, - требующих увеличения пайков. Позже появились требования со стороны солдат местного гарнизона об улучшении довольствия и улучшении жалованья.»4. Под давлением масс большая часть собранных для новой власти средств была передана в распоряжение Совета рабочих и солдатских депутатов и потрачена на нужды царицынского гарнизона.

Частью повседневности революционного времени стало насилие.

Еще 2 марта часть солдат 141-го запасного пехотного полка разгромила гарнизонную гауптвахту, царицынскую тюрьму и полицейские участки, выпустив на свободу сотни заключенных, в том числе уголовников. Начальник тюрьмы был избит, сгорела тюремная церковь. При аресте полицейских и жандармов были обнаружены запасы муки и спирта. Толпа кричала «Кровопийцы!», «Собаки!», плевала в арестованных, так что пришлось ограждать их от вероятного самосуда5. Погромы магазинов и беспорядки на улицах прекратились после вмешательства партийных активистов и военных патрулей.

Временный исполнительный комитет сообщал населению, что «порядок и спокойствие в городе восстанавливаются. Банды громил арестовываются. Торговцы приглашаются держать свои лавки от-крытыми»6.

Городские власти Царицына столкнулись с распространением самогоноварения и винными бунтами, прокатившимися по городам России в период от Февраля к Октябрю 1917 г.7

Самогоноварение широко распространилось во время мировой войны, употребление самогона стало массовым явлением сре-

ди солдат тыловых гарнизонов. За считанные дни до Февральской революции командир 141-го запасного пехотного полка в рапорте саратовскому губернатору С.Д. Тверскому доложил, что нижние чины гарнизона постоянно посещают дом во Французском поселке, где продается суррогат спирта, «пьянствуют и покупают суррогаты спирта на вынос», добавив, что этому содействует продажа во «всех чайных... против базара... спирта по преимуществу лицами приходящими и предлагающими денатурат»8.

14 апреля маршевая рота 93-го запасного пехотного полка разгромила винный погреб в подвале здания городской управы. Руководитель царицынских большевиков С.К. Минин так описывал это событие: «Длинные вереницы солдат с кружками, чайниками, бадейками и целыми ведрами тянулись и лезли во двор, а навстречу вылетали подвыпившие солдаты с посудой, наполненной красным вином. В подвале кошмарный клубок: банда полупьяных солдат разбивала бочки, наполняла посуду, а вино текло на пол и поднималось выше и выше»9. С большим трудом удалось навести порядок.

27 мая на железнодорожных путях склада Товарищества братьев Нобель рядом с казармами 141-го запасного пехотного полка неустановленное начальство потребовало вскрыть два вагона с вином и вылить бочки. При уничтожении партии алкоголя солдаты и жители набирали его чайниками и ведерками. Под натиском толпы командир полка разрешил взять вина из последней бочки. Началась массовая свалка, в которой вино набирали руками с земли и пили даже подростки. Только после прибытия вооруженного отряда последняя бочка была выброшена10.

Подавление пьяных погромов объединяло наиболее сознательную часть рабочих и солдат. Наведение порядка способствовало росту авторитета большевиков и послужило для подготовки их вооруженных отрядов к насильственному захвату власти11.

Ослабление власти и ухудшение материального положения населения создавали благоприятную среду для роста преступности. Этому способствовали также освобождение в ходе погрома тюрьмы уголовных элементов, слабость только формирующейся народной милиции, наличие большого числа фронтовиков с оружием, привыкших к насилию и реквизициям за долгие годы мировой войны.

Чертой времени стали наглухо закрытые окна и двери домов царицынских обывателей. Огрубление нравов было всеобщим, что отразил в своем стихотворении местный поэт Петр Лямин:

Нет, довольно. Лучше этой ночью На дорогу выйду с топором Все равно (лишь не заметно б было) Просто-ль грабить, кожу ли сдирать Принимайте мародеры тыла -Стыд не дым, вступаю в вашу рать12.

В городе увеличилось число краж и грабежей. На улицах бандиты избивали прохожих, квартиранты тащили имущество хозяев, съезжая со съемного жилья. Грабители на лодках, как заправские пираты, нападали на плоты и суда. Появилось немало дерзких аферистов, предъявляющими поддельные документы о занимаемых должностях13.

Только за последние шесть недель 1917 г. было зафиксировано 7 убийств, 8 самосудов, 12 арестантов убито и 1 ранен при попытке побега, произошло 16 ограблений (11 - вооруженных), 117 краж, из которых 25 со взломом, 1 поджог и 1 изнасилование. Всего было отмечено 161 преступление, из них лишь 55 было раскрыто по горячим следам14.

Для защиты от опасностей население стремилось вооружиться. Власти пытались запретить солдатам уходить в отпуска с оружием. Осенью отобранными у армии винтовками снабжали отряды Красной гвардии.

8 ноября в Царицыне начался очередной винный погром, длившийся три дня. Поэтому было объявлено положение усиленной охраны. Для предотвращения насилия движение по улицам разрешалось только с 5 часов утра и до 9 часов вечера.

В ноябре жители центральных районов города начали организовывать ночную охрану улиц, чтобы не допускать грабежей, незаконных обысков и экспроприаций15. 10 декабря общее собрание представителей квартальных, уличных и районных комитетов по самоохране просило Совет рабочих и солдатских депутатов разрешить их вооружение16.

Частью повседневной жизни города оставался сбор пожертвований.

9 марта Временный исполнительный комитет обратился с воззванием, в котором просил население помочь ему выйти из сложного финансового положения. Воззвание завершали слова: «Жертвуйте, кто сколько может». 12 марта прозвучал новый призыв: не забирать вкладов из сберегательных касс и не создавать финансовых затруд-

нений17.

Сбор пожертвований происходил в пользу борцов за свободу и воинов, а также органов новой власти. Первыми откликнулись предприниматели, которые собрали на нужды комитета около 4 тыс. руб. и еще 1,5 тыс. руб. на «красное яичко» к Пасхе солдатам гарнизона18. В специально организованный Народный фонд принимали как деньги, так и ценные вещи.

Царицынский Дамский комитет апеллировал к революционным настроениям и к религиозным взглядам жителей города: «Граждане царицане! Ликование наше по поводу освобождения России омрачается осознанием, что отцы наши, мужья, братья и дети на далеком фронте проливают кровь свою за освобождение родины от еще не

сломленного врага внешнего. Докажем им, что в дни великих праздников гражданских и церковных, мы думаем о них и стараемся своей заботой облегчить им разлуку с близкими. Пошлем им пасхальное яичко, окрашенное в красный цвет в память крови Спасителя и борцов за свободу России. Пусть крики "Воскресла Россия" сольются с криками "Христос Воскресе" и братское целование сынов свободной России не обойдет тех, которые оторваны в настоящее время от родных и дома»19.

Тема пожертвований становится центральной на страницах местной прессы. Сначала собирались средства на подарки воинам в связи с предстоящей 2 апреля Пасхой. От дарителей принимались не только деньги, но и яйца, папиросы, табак, бумага, конверты, карандаши, кисеты, мыло, сало, крендели и даже музыкальные инстру-

менты20.

Царицынская уездная земская управа открыла подписку в пользу «национального фонда» и «жертв старого режима». Не растерялись и предприимчивые граждане. В частности, солдат студенческого батальона Сихаруидзе организовал концерт, сборы с которого обещал направить на сооружение памятника борцам, павшим за свободу21.

Семьи призванных на военную службу жителей Царицына обращались за помощью. В условиях общественного подъема такие обращения вызывали живой отклик. 14 апреля работники лесообрабатывающего завода братьев Максимовых (Максимовского лесопромышленного и торгового акционерного общества) решили отчислять 1 % на увеличение жалованья солдатам и в пользу их семейств. В честь Первомая рабочие лесопильного завода торгового дома «Любины и Белкин» решили отчислить на те же цели половину дневного заработка22.

Заботу о нуждающихся взяли на себя благотворительные организации - Красный Крест, Общество попечительства о бездомных детях, Союз помощи больным и раненым воинам г. Царицына и уезда, Царицынский отдел общества вспомоществования бедным семействам поляков. На благотворительные цели направлялась часть доходов от культурно-развлекательных мероприятий: спектаклей, кинопоказов, художественных вечеров, лотерей-аллегри.

В конце 1917 г. сбор средств уже проводился в пользу жертв большевистского террора23. Жертвователей становилось все меньше, а нуждающихся все больше.

Условия труда в 1917 г. стали меняться в лучшую сторону. Для урегулирования социальных противоречий в марте при Царицынском городском Совете рабочих и солдатских депутатов была создана примирительная камера, куда выбрали своих представителей предприниматели, коллективы заводов и фабрично-заводские коми-теты24. Решения принимались камерой в пользу трудящихся: уменьшался рабочий день, устанавливались выплаты за сверхурочную работу, увеличивалась оплата труда.

Торговцы и промышленники Царицына достигли соглашения со служащими: все мобилизованные за время военной службы должны получить пособие в размере от четверти до полного оклада. В магазинах создавались комитеты, конфликтные комиссии улаживали споры. Служащих, возвратившихся из армии, устраивали на службу в прежние магазины, выплачивая компенсацию от 5 до 15 тыс. руб.25.

Администрация царицынских предприятий в условиях нестабильности предпочитала идти на уступки требованиям работников. 25 апреля собрание владельцев и рабочих горчичных заводов постановило увеличить жалованье до 100 руб. в месяц, женщинам - до 50 руб. «Обращение администрации к рабочим должно быть вежливое, увольнение рабочих со службы и прием без ведома Местного Заводского Комитета не допускаются», - подчеркивалось в постановлении собрания26.

Запросы рабочих росли, поскольку они почувствовали свою силу. Заводские комитеты принимали решения о выплатах за уже прошедшие периоды трудовой деятельности. 28 марта заводской комитет при складе Товарищества братьев Нобель решил доплатить рабочим механической бондарни за 1916 г. по 60 руб., еще 5 руб. за январь 1917 г., а за февраль уже 12 руб. 50 коп. Представители рабочих постановили не работать три дня на Пасху, а также в пятницу и субботу Страстной недели27.

Удовлетворение требований рабочих привело к выступлениям других слоев царицынского общества. Технический союз потребовал прибавки к зарплате от 15 % для тех, кто получал 1 000 - 1 100 руб. до 150 % для тех, кто получал 75 - 100 руб.28.

Успехи рабочих и служащих в борьбе за свои интересы порождали все новые требования, удовлетворить которые в условиях ухудшения хозяйственной ситуации было все труднее. Сокращение производства из-за нехватки сырья и отсутствия спроса вызывало массовые увольнения. Выполняя требования рабочих о повышении зарплаты, предприниматели разорялись.

В Царицыне не хватало помещений для размещения гарнизона, раненых и больных воинов, государственных учреждений и общественных организаций. Гарнизон насчитывал до 40 тыс. человек. Под воинский постой были заняты здания учебных заведений, шло строительство бараков. 155-й и 141-й запасные пехотные полки отличались наибольшей революционностью, так как находились рядом с рабочими районами, в казармах на Дар-горе и между Нобелевским городком и заводом ДЮМО, а 93-й запасный пехотный полк был рассредоточен по всему городу. Расквартирование воинских чинов происходило в приказном порядке. Например, Воинский отдел городской управы предписывал содержателю постоялого двора в доме № 6 по Гоголевской улице предоставить помещение офицеру и 25 казакам с лошадьми по существующим ценам29.

Временный исполнительный комитет занял помещение город-

ской управы, которой оказалось негде работать. Совет рабочих и солдатских депутатов сначала находился в помещении биржи, затем в здании 2-й женской гимназии на Успенской улице. Учителя гимназии не могли проводить учебные занятия.

Теснота являлась характерной чертой городского быта. Так, С.К. Минин снимал всего две маленькие комнаты. В первой из них был его кабинет с письменным столом, зеркалом, столиком и дву-мя-тремя стульями. В другой комнате без окон помещались только кровать, печь и умывальник30.

Центр Царицына и Нобелевский городок отличались хорошим благоустройством, имели мощеные улицы, электрическое освещение, водопровод. Однако рабочие поселки состояли из деревянных лачуг и утопали в грязи. В жилищах бедняков потолки были низкие, места едва хватало для кровати и табуретки. Обычные жители пользовалось неочищенной водой из Волги или из колодцев. Антисанитария на рынках, слабая работа ассенизаторской службы, которой занимались военнопленные, создавали условия для распространения эпидемий.

Для отопления домов большинство жителей использовало дрова, которых стало не хватать, так как почти прекратился сплав леса по Волге. Местные власти хотели разобрать на топливо ветхие строения, но передумали в связи с нехваткой помещений в городе. Население было вынуждено самостоятельно решать эту проблему, растаскивая все, что плохо лежит. Особенно отличились рабочие лесообрабатывающего завода братьев Максимовых, которые по дороге домой, вновь начали выносить с предприятия лес и дрова, хотя недавно им полностью выдали зарплату, а также особые дровяные и квартирные выплаты31.

В приглашениях гласным думы на летние заседания содержалась откровенная оценка состояния городского хозяйства: «Город переживает теперь из-за отсутствия средств настолько тяжелый кризис, что в недалеком будущем ему грозит банкротство и закрытие таких предприятий и учреждений как водопровод, трамвай, больницы и

школы»32.

Главным вопросом для власти и общества являлся продовольственный кризис, который прямо влиял на политическую ситуацию.

Трудности продовольственного обеспечения усугублялись разрушением хозяйственных связей. С начала 1917 г. продолжались перебои с поставками мяса. В апреле местная газета отмечала: «Уже вторую неделю в Царицыне живут почти без мяса. Мясо продается только в одной лавке. В остальных продается только солонина. Есть свинина и молодой барашек, последний продается по 1 руб. фунт»33.

11 марта Временный исполнительный комитет издал постановление о переписи муки и зерна: «Всем лицам, обществам и учреждениям предлагается до 15-го сего марта включительно лично заявить

в одно из указанных мест о количестве запасов муки и зерна, если этот запас превышает два пуда на душу независимо от возраста. После 15-го марта будет произведена проверка запасов муки и зерна»34. Укрывателям грозили наказанием - конфискацией обнаруженных запасов

Предприятия сообщали Совету рабочих и солдатских депутатов сведения о количестве находящихся у них товаров первой необходимости: муки, круп, мыла, табака и т.д. Среди первых мер властей было производство продовольственных обысков.

Особенно резко недовольство снабжением высказывали солдаты. 12 апреля в кинотеатре «Парнас» собралось примерно 3 тыс. чел., которые потребовали отчета от властей, заявив: «Нас гонят на фронт, а здесь обкрадывают!», «Кормят хуже собак - дают не суп, а воду, ни одной картошки!»35.

С апреля 1917 г. обсуждался вопрос о введении продовольственных карточек, но только в августе Царицынская городская продовольственная управа приняла решение о выдаче хлеба по карточкам. В сентябре по ним выдавали по 1 фунту муки и по 1,5 фунта ржаного хлеба на человека36. Чтобы отоварить карточки, надо было выстоять в очереди несколько часов.

Временный исполнительный комитет и Военно-промышленный комитет организовали специальные огороды, продукцию с которых продавали по ценам ниже рыночных.

Ряд предпринимателей проявляли заботу о своих работниках. Так, 620 служащих предприятия наследников А.В. Репникова получали по карточкам муку, специально приобретенную для них ком-

панией37.

Однако эти меры не могли переломить ситуацию со снабжением.

Характерной чертой царицынского быта стало массовое потребление семечек, что способствовало загрязнению улиц и площадей города.

В городе росло иждивенчество. Организации беженцев и военнопленных постоянно просили Совет рабочих и солдатских депутатов о помощи. Только отпускных солдат обращалось за жалованием, кормовыми деньгами и другими выплатами около 200 человек

в день38.

Для выживания жители создавали в городской черте огороды, обменивали вещи на продукты питания. Значительная часть горожан стала заниматься мешочничеством. Население поддерживало мешочников, так как это давало возможность получить необходимые продукты. В ноябре женщины и солдаты привозили с воинскими эшелонами в город муку и продавали ее по цене до 200 руб. за мешок39.

В конце года положенные пайки выдавались с задержкой или не полностью. 19 декабря на заводе ДЮМО рабочие получили за декабрь только половину от нормы пайка муки на члена семьи. В

Царицыне выдали сахар за декабрь, а в Царицынском уезде только за октябрь, что делало вероятным «бунт пригорода»40. Продовольственный вопрос стал главной причиной недовольства населения.

Перебои с продовольствием сопровождались ухудшением положения со снабжением одеждой, обувью, мануфактурой. В повседневной жизни стали преобладать практичные вещи из армейского гардероба: шинели, гимнастерки, сапоги, галифе. Солдаты продавали свое обмундирование на рынке, и многие из них стали похоже на оборванцев, у которых не было даже обуви. Новоиспеченный городской голова Царицына С.К. Минин, занявший эту должность после успеха партии большевиков на выборах в городскую думу 27 августа, характеризуя очередь просителей у городской управы, отмечал: «Какие-то заплаты и лохмотья вместо одежды»41.

Общественное и материальное положение царицынцев уже сложно было определить по внешнему облику. Социальные и материальные границы между различными группами населения все больше размывались.

Медицинскую помощь населению Царицына оказывала разветвленная сеть медицинских учреждений. Лечение больных и раненых воинов осуществляли свыше 15-ти лазаретов, самый крупный из которых - Гарнизонный лазарет - размещался рядом с местом выгрузки санитарных вагонов у железной дороги Царицын - Грязи. Медицинские услуги были готовы оказать частные лечебницы и лаборатории, а также не менее 40 специалистов разного профиля, от акушерки до зубного врача. Газеты пестрили объявлениями об их деятельности и рекламой лекарств от сифилиса и гонореи: в городе наблюдался резкий всплеск венерических заболеваний.

Однако Царицын испытывал недостаток медикаментов. Больных лечили за счет сохранившихся запасов. Врачебно-санитарный совет при городской управе безуспешно пытался открыть городские аптеки в районах Голубинка и Кавказ42.

В 1917 г. были отмечены вспышки сыпного и брюшного тифа, холеры, малярии. Особенно быстро инфекционные заболевания распространялись среди военнопленных и беженцев. 19 декабря Царицынская городская дума решала вопрос о реквизиции мещанской богадельни для создания эпидемической больницы. Городу грозила очередная вспышка сыпного тифа, которая началась с вокзальных служащих. В начале 1918 г. новых тифозных больных уже негде было размещать43.

На содержание больных и раненых не хватало средств: с февраля 1917 г. военно-санитарное ведомство финансировало лазареты с перебоями44.Комитет больных и раненых воинов просил Совет рабочих и солдатских депутатов разрешить сбор по подписному листу, так как у Красного Креста кончились деньги45.

Грязь, педикулез, плохое снабжение ухудшали санитарное состояние Царицына. Массовое прибытие больных беженцев и солдат

привело к увеличению загруженности медицинских учреждений. Многие городские слои остались без необходимой медицинской помощи.

В 1917 г. в Царицыне было 2 мужские и 4 женские гимназии, 2 реальных училища, учительская семинария, среднетехническое училище, коммерческое училище, торговая школа, музыкальные классы, художественная школа, 4 высших начальных городских училища, 2 ремесленных училища, 44 начальные школы. Их финансирование осуществляла Городская дума. Гласные входили в педагогические советы учебных заведений46.

Весной рассматривался вопрос об открытии в Царицыне политехнического института. Акционеры Купеческого банка ассигновали на его учреждение 25 тыс. руб. с ежегодным добавлением в смету 5 тыс. руб. В марте часть кассовых сборов от развлекательных мероприятий также предполагалось направить на организацию политехникума, но позже решили собранную сумму отдать на нужды Временного исполнительного комитета47.

Царицынские предприниматели выплачивали стипендии учащимся торговой школы и коммерческого училища, активно участвовали в сборе средств в пользу неимущих учеников. Для платежеспособного населения в городе предлагались частные уроки, репетиторство, курсы обучения востребованным профессиям.

Большие надежды общественность Царицына возлагала на внешкольное образование, которое могло уменьшить неграмотность взрослого населения. Группа лучших учителей проводила эту работу. Известные педагоги читали просветительские лекции, пользующиеся значительной популярностью. Например, преподаватель Царицынского реального училища П.П. Курлин выступал с докладом «Ботаническая экскурсия в окрестностях Царицына», а Я.А. Александров провел цикл лекций о художниках-передвижниках.

Новым явлением стали собрания учеников, родителей, педагогов для обсуждения политических событий. 8 марта собрание учителей высказалось в поддержку новой власти и наметило принципы выработки уставов ученических комитетов48. Школьную среду охватил процесс создания различных общественных организаций.

Главной проблемой развития образования являлось нехватка помещений в городе. По-прежнему тяжелым оставался труд учителей, которых стало не хватать в связи с мобилизацией на фронт. Так, занятия за мобилизованного учителя 2-го высшего начального училища вели учащиеся старших классов, получившие за уроки 620 руб.49 «Волго-Донской край» в заметке «Обойденные» осветил основные трудности жизни учителей: низкая оплата труда, необходимость давать частные уроки, нехватка времени на подготовку и проверку ученических тетрадей, нервный характер работы. Автор резюмировал:

«Нелегкий труд: он старит рано,

Из крепких делает больных»50.

Царицынские учителя выступили против перехода власти в руки большевиков. 14 ноября они объявили забастовку51, парализовавшую работу учебных заведений города.

В 1917 г. в Царицыне начинается приобщение горожан к новым проявлениям культурной жизни. Широкое распространение получили такие массовые формы отдыха, как театр и кино.

В Царицыне функционировали 4 больших театрально-концертных зала: в здании Общественного собрания, в саду«Конкордия», в мюзик-холле «Парнас», в Доме науки и искусства. Работали кинотеатры - «Иллюзюнъ», «Наука и жизнь», «Модерн», «Паттэ», «Художественный».

Театральный сезон открылся 27 января. Были показаны пьесы «Светит, но не греет» А.Н. Островского, «Трильби» Г.Г. Ге, «Закон дикаря» М.П. Арцыбашева, «Барышня с фиалками» Т. Л. Щепкиной-Куперник. Весной в царицынском цирке выступали братья Никитины приглашая на свое представление броско и интригующе: «Большое экстренное представление! Мировые новинки! Свобода смеха и сатиры!»52.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Театры и кинотеатры Царицына имели широкий репертуар, отражавший две главные темы: любовь и революционные события. Главное действие обычно сопровождалось исполнением романсов и декламацией. Общедоступные спектакли для широкой публики организовывала Театральная комиссия Царицынского городского Совета рабочих и солдатских депутатов.

В городе существовали музей-паноптикум с разнообразной экспозицией и музей местного края. В Доме науки и искусства работала библиотека-читальня, в которой имелось 8 923 издания.

Культурная жизнь была отмечена заметными событиями в музыкальной сфере. В Царицыне состоялись торжественные концерты всех хоров под управлением бывшего регента Покровской церкви И.М. Перегудова. Неоднократно исполнялся новый народный гимн «Боже, народ храни». В середине августа царицынские музыкальные классы были преобразованы в училище, занятия в котором начались 4 сентября. Классы фортепиано, духовых инструментов и народных инструментов вели опытные педагоги53.

Осенью посещаемость культурных учреждений снизилась, жителям все больше приходилось думать о хлебе насущном. Организаторы культурных мероприятий пытались привлечь зрителя все более эпатажными постановками с революционным уклоном. Для популяризации культурных мероприятий использовались лотереи-аллегри, танцы, балы-маскарады. Часть собранных средств направлялась Совету рабочих и солдатских депутатов для организации выборов в Учредительное собрание.

В целом культурная жизнь Царицына отличалось разнообразием творческих форм. Большая степень свободы расширила возможно-

сти для духовного самовыражения, приобщения к культурной жизни значительной части городских слоев.

В Царицыне действовало 18 православных храмов. От духовенства звучали призывы к единению, порядку и согласию. Священник 141-го запасного пехотного полка А.А. Благовидов одним из первых написал письмо в газету, в котором отмечал:

«Необходимо духовенству внушать своим пасомым сохранять в настоящее время порядок и отвлекать злонамеренных лиц от бесчинств, погромов, краж и грабежей.

Временному исполнительному городскому комитету, по охранению общественной безопасности, совместно с военными властями нашего гарнизона, необходимо открыть действия военно-гражданского суда, где применялось бы только уголовное уложение, как позднейшее и менее суровое, чем своды военных постановлений. В новой жизни смертная казнь должна применяться только к злостным и кровожадным убийцам, от которых нет спасения мирным гражданам.

Местным капиталистам необходимо немедленно обеспечить своих служащих хорошим жалованием, а торговым людям надо немедленно сбавить ставки на продукты и товары.

Пора остановить наглую спекуляцию и подумать о бедных людях.

В такие моменты великий грех пред Богом и родиной наживать деньги»54.

Духовенство сумело организовать взаимопомощь прихожан. Об авторитете церкви свидетельствует избрание 9 июля жителями города трех гласных в Царицынскую городскую думу от церковных приходов.

В 1917 г. происходил неуклонный рост числа людей, вернувшихся с фронта домой, но не пожелавших возвратиться к религиозной стороне прежней жизни. Этот создало почву для возрастания конфликтности в царицынском обществе.

В середине июля в школе при Скорбященской церкви прошло собрание духовенства и мирян Царицына. Оживленное обсуждение вызвал вопрос о звоне колоколов в воскресные и праздничные дни, который мешал проведению солдатских митингов. Возмущение собравшихся вызвало поведение некоторых военнослужащих, которые позволяли себе в церкви стоять спиной к иконам и даже курить55. Усилия царицынского духовенства по сохранению гражданского мира остались безрезультатными.

В период революции огромную роль играло печатное слово. В Царицыне издавалось 13 газет и журналов. Популярным местным изданием являлся «Царицынский вестник», многолетним редактором которого был журналист Е.Д. Жигмановский. В Царицыне и за его пределами была известна газета «Волго-Донской край». Газеты формировали общественное мнение, не случайно их изданию но-

вые власти уделяли особое внимание несмотря на нехватку средств и бумаги56.

После большевистского переворота в Петрограде часть прессы осуждала большевиков в статьях с многоговорящими названиями: «Без почвы», «Большевизм на ущербе». Журналисты отмечали: «Дорогой ценой бесцельно пролитой крови большевики купили власть. Ленин и Троцкий стоят во главе нового «правительства». Каждый город, каждая губерния представляют из себя самостоятельную республику, действующую за свой страх и риск. Большевиков терпят, поскольку они гарантируют созыв Учредительного Собрания.»57. «Измученная, обессиленная родина наша, готовится выбросить большевистскую занозу, загнанную в октябре в живое тело народа», «Большевики пожирают сами себя», - писал «Волго-Донской край» в декабре 1917 г.58.

Убеждения обывателей были неустойчивы и менялись под влиянием изменения жизненной ситуации. Это ярко отразилось в заявлении приказчика И.И. Ивантееева, которого собрание рабочих требовало уволить за неосторожные слова: «.Вы не думайте, что вы добились 8-часового рабочего дня. придут из Англии и установят здесь такие порядки что возьмут опять рабочего за глотку и наденут на шею веревку и дадут вам такие порядки что будете молить чтоб опять был установлен старый режим»59.

Типичные настроения революционного времени выразил будущий командир Красной армии В.Н. Кравчук: «Во время Февральской революции был на ст. Молодечно. Принимал участие в демонстрациях рабочих, посещал собрания, слушал ораторов, но ничего не понимал, только ощущал какую-то радость. Октябрьскую революцию встретил там же, но с меньшим воодушевлением, т.к. программы партии большевиков не понимал, считал, что октябрьская революция не нужна - довольно одной. Такому понятию содействовало то, что я был почему-то на стороне эс-эров, внимательней слушал их докладчиков, голосовал за них при выборе Учредительного Собрания. Я пошел за эс-эрами, потому что они считали себя защитниками крестьян (а я был крестьянином) и мне был понятней их лозунг "В борьбе обреешь ты право свое", чем лозунг большевиков "Пролетарии всех стран соединяйтесь". Я знал, что нужно бороться, а с кем и под руководством кого я не понимал. В Армию вступил не потому, что хотел бороться с врагами Советской власти, а нужда заставила - нечего было кушать, на работу негде поступить не мог,

решил поступить в Красную Армию»60.

* * *

Повседневность 1917 г. характеризовалась политизацией всех сторон жизни простого человека. В решении вопросов жилья, снабжения, работы, медицины, образования, досуга обыватель тесно

взаимодействовал с властью. Это стало обычной практикой.

Традиционные представления масс были утрачены, целостность восприятия окружающего мира нарушена революционным взрывом. Революционная эйфория быстро сменилась равнодушием и усталостью общества. Запас доверия к новой власти был исчерпан. Произошло резкое падение уровня жизни.

С конца 1917 г. повседневное поведение людей определялось не политическими убеждениями, а необходимостью борьбы за выживание. Жители Царицына использовали традиционные механизмы для обеспечения своих потребностей: сокращали потребление, требовали помощь властей, занимались мешочничеством. Население старалось «обжить катастрофу»: меньше выходило на улицы, стремилось вооружиться, достать необходимые материальные средства для выживания. Сложился особый, катастрофичный быт, на долгие годы вперед определивший повседневную жизнь людей.

Примечания

1 Государственный архив Волгоградской области (ГАВО). Ф. И-6. Оп. 1. Д. 435. Л. 20.

2 Волго-Донской край (Царицын). 1917. 7 марта. С. 3.

3 Волго-Донской край. 1917. 12 марта. С. 2, 3.

4 Семенова Е.Ю. Мировоззрение городского населения Поволжья в годы Первой мировой войны (1914 - начало 1918 гг.): Социальный, экономический, политический аспекты. Самара, 2012. С. 548.

5 Семенова Е.Ю. Мировоззрение городского населения Поволжья в годы Первой мировой войны (1914 - начало 1918 гг.): Социальный, экономический, политический аспекты. Самара, 2012. С. 301.

6 Волго-Донской край. 1917. 4 марта. С. 2.

7 Марченя П.П. «Зеленый змий» на службе «Красной смуты»: Алкоголь и пьяные погромы от Февраля к Октябрю 1917-го // История в подробностях. 2010. № 4. С. 30-42; Марченя П.П. Безумие и логика русской смуты: От Февраля к Октябрю 1917-го // Родина. 2010. № 8. С. 81.

8 Семенова Е.Ю. Мировоззрение городского населения Поволжья в годы Первой мировой войны (1914 - начало 1918 гг.): Социальный, экономический, политический аспекты. Самара, 2012. С. 149.

9 Минин С.К. Город-боец: Шесть диктатур 1917 года (воспоминания о работе в Царицыне). Ленинград, 1925. С. 25.

10 ГАВО. Ф. Р-71. Оп. 1. Д. 12. Л. 24.

11 Марченя П.П. Фригийский колпак Февраля и терновый венец Октября // Обозреватель-Observer. 2013. № 7 (282). С. 103-114; Марченя П.П. "Russian Smuta" и "Homo Ebrius": «Человек Пьяный» как фактор «Смутного времени» // Вестник Московского университета МВД России. 2015. № 5. С. 187-189.

12 Волго-Донской край. 1917. 3 авг. С. 2.

13 Волго-Донской край. 1917. 5 марта. С. 3; 16 июля. С. 3; 22 июля. С. 3; 23 июля. С. 3; 16 нояб. С. 3; 21 дек. С. 2.

14 Волго-Донской край. 1917. 17 дек. С. 3.

15 ГАВО. Ф. Р-71. Оп. 1. Д. 6. Л. 23-25об.

16 ГАВО. Ф. Р-71. Оп. 1. Д. 6. Л. 23-25 об.; Д. 33. Л. 47.

17 1917 год в Сталинградской губернии (хроника событий). Сталинград, 1927. С. 13, 15.

18 Волго-Донской край. 1917. 12 марта. С. 3.

19 Волго-Донской край. 1917. 17 марта. С. 1.

20 Волго-Донской край. 1917. 5 марта. С. 1, 3; 7 марта. С. 1; 17 марта. С. 1.

21 Волго-Донской край. 1917. 17 марта. С. 3.

22 ГАВО. Ф. Р-71. Оп. 1. Д. 9. Л. 7; Д. 12. Л. 71, 109.

23 Волго-Донской край. 1917. 21 дек. С. 2.

24 ГАВО. Ф. Р-71. Оп. 1. Д. 2а. Л. 2, 7.

25 ГАВО. Ф. Р-71. Оп. 1. Д. 1. Л. 5, 5об.; Хомутецкий А. Краткий очерк Союза [торгово-промышленных служащих] Царицынской губернии с 1906 по 1922 год. Красный Царицын, 1922. С. 6-8.

26 ГАВО. Ф. Р-71. Оп. 1. Д. 9. Л. 4.

27 ГАВО. Ф. Р-71. Оп. 1. Д. 12. Л. 116, 116об.

28 ГАВО. Ф. Р-71. Оп. 1. Д. 33. Л. 18, 18об.

29 ГАВО. Ф. Р-71. Оп. 1. Д. 16. Л. 148.

30 Минин С.К. Город-боец. Шесть диктатур 1917 года (воспоминания о работе в Царицыне). С. 69.

31 ГАВО. Ф. Р-71. Оп. 1. Д. 17. Л. 84.

32 ГАВО. Ф. Р-71. Оп. 1. Д. 16. Л. 151.

33 Царицынский вестник (Царицын). 1917. 30 апр. С. 3.

34 Волго-Донской край. 1917. 12 марта. С. 1.

35 Минин С.К. Город-боец. Шесть диктатур 1917 года (воспоминания о работе в Царицыне). С. 22.

36 1917 год в Сталинградской губернии (хроника событий). С. 30, 33, 78, 98.

37 ГАВО. Ф. Р-71. Оп. 1. Д. 16. Л. 67.

38 ГАВО. Ф. Р-71. Оп. 1. Д. 8а. Л. 97.

39 ГАВО. Ф. Р-71. Оп. 1. Д. 8а. Л. 9-10; Д. 26. Л. 1.

40 Волго-Донской край. 1917. 21 дек. С. 2; ГАВО. Ф. Р-71. Оп. 1. Д. 26. Л. 37.

41 Минин С.К. Город-боец. Шесть диктатур 1917 года (воспоминания о работе в Царицыне). С. 196.

42 Волго-Донской край. 1917. 3 авг. С. 3; 14 нояб. С. 3.

43 Волго-Донской край. 1917. 21 дек. С. 2; ГАВО. Р-71. Оп. 1. Д. 16. Л. 2.

44 Лепкова Е.А. Медицинская помощь военнослужащим русской армии в период Первой мировой войны (по материалам г. Царицына) // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 4: История. Регионоведение. Международные отношения. 2014. № 5. С. 110.

45 ГАВО. Ф. Р-71. Оп. 1. Д. 8а. Л. 96.

46 Царицын. Сталинград. Волгоград: Вехи истории: Альманах. Волгоград, 2014. С. 5.

47 Волго-Донской край. 1917. 7 марта. С. 3.

48 Волго-Донской край. 1917. 12 марта. С. 3.

49 Волго-Донской край. 1917. 21 дек. С. 2.

50 Александров Я. Обойденные (Беседы об учащихся и педагогах) // ВолгоДонской край. 1917. 27 окт. С. 2.

51 Волго-Донской край. 1917. 16 нояб. С. 3.

52 Андрианова Г.Н. Цирк в Царицыне // Отчий край. 2003. № 4. С. 224.

53 Андрианова Г.Н. Из истории музыкального образования в Царицыне - Сталинграде // Отчий край. 2014. № 2. С. 238.

54 Волго-Донской край. 1917. 5 марта. С. 3.

55 Волго-Донской край. 1917. 16 июля. С. 3.

56 Там же.

57 Волго-Донской край. 1917. 27 окт. С. 2.

58 Волго-Донской край. 1917. 21 дек. С. 1.

59 ГАВО. Ф. Р-71. Оп. 1. Д. 12. Л. 60, 79.

60 ГАВО. Ф. Р-346. Оп. 1. Д. 32. Л. 80.

Автор, аннотация, ключевые слова

Воробьёв Евгений Петрович - канд. ист. наук, доцент Волгоградского государственного архитектурно-строительного университета

vorobyev@bk.ru

В статье на основе архивных документов и газетных публикаций рассматривается повседневная жизнь населения Царицына в революционном 1917 г. Документы Царицынского городского Совета, хранящиеся в Государственном архиве Волгоградской области, ярко показывают положение различных слоев населения, их реакцию на падение самодержавия, на политические события, на социально-экономическую ситуацию в городе. Основное внимание уделяется самым важным изменениям различных сторон повседневности горожан: росту цен, обострению дефицита продовольствия и топлива, ухудшению санитарного состояния города, деградации городской системы образования и медицинского обслуживания. Рассматриваются также пьяные погромы и рост преступности в 1917 г. Делается вывод, что за лето 1917 г. царившая среди населения революционная эйфория и энтузиазм уступили место разочарованию, недовольству и борьбе за выживание. Особую роль в дестабилизации социально-экономической и политической ситуации сыграли рабочие и солдаты, которые постоянно выдвигали новые требования по повышению зарплаты и улучшению снабжения. Между тем городские органы новой власти оказались не в состоянии справиться с преодолением социально-экономических трудностей.

Революция 1917 г., Царицын, Совет рабочих и солдатских депутатов, здравоохранение, санитарное дело, образование, общественная организация, общественная деятельность, благотворительность, инфляция, товарно-денежное обращение, экономический кризис, преступность, политические настроения, повседневность, практики выживания

References (Articles from Scientific Journals)

1. Andrianova G.N. Iz istorii muzykalnogo obrazovaniya v Tsaritsyne - Stalingrade. Otchiy kray, 2014, no. 2, p. 238.

2. Andrianova G.N. Tsirk v Tsaritsyne. Otchiy kray, 2003, no. 4, p. 224.

3. Lepkova E.A. Meditsinskaya pomoshch voennosluzhashchim russkoy armii v period Pervoy mirovoy voyny (po materialam g. Tsaritsyna). Vestnik Volgogradskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya 4: Istoriya. Regionovedenie. Mezhdunarodnye otnosheniya, 2014, no. 5, p. 110.

4. Marchenya P.P. "Zelenyy zmiy" na sluzhbe "Krasnoy smutty": Alkogol i pyanye pogromy ot Fevralya k Oktyabryu 1917-go. Istoriya vpodrobnostyakh, 2010, no. 4, pp. 30-42.

5. Marchenya P.P. Bezumie i logika russkoy smuty: Ot Fevralya k Oktyabryu 1917-go. Rodina, 2010, no. 8, p. 81.

6. Marchenya P.P. Frigiyskiy kolpak Fevralya i ternovyy venets Oktyabrya. Oboz-revatel-Observer, 2013, no. 7 (282), pp. 103-114.

7. Marchenya P.P. "Russian Smuta" i "Homo Ebrius": "Chelovek Pyanyy" kak faktor "Smutnogo vremeni". Vestnik Moskovskogo universiteta MVD Rossii, 2015, no. 5, pp. 187-189.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

(Monographs)

8. Semenova E.Yu. Mirovozzrenie gorodskogo naseleniya Povolzhya v gody Per-voy mirovoy voyny (1914 - nachalo 1918 gg.): Sotsialnyy, ekonomicheskiy, politiches-kiy aspekty [World view of the Urban Population of the Volga Region during the Period of the World War I (1914 - early 1918): Social, Economic, and Political Aspects]. Samara, 2012, p. 149.

9. Semenova E.Yu. Mirovozzrenie gorodskogo naseleniya Povolzhya v gody Per-voy mirovoy voyny (1914 - nachalo 1918 gg.): Sotsialnyy, ekonomicheskiy, politiches-kiy aspekty [World view of the Urban Population of the Volga Region during the Period of the World War I (1914 - early 1918): Social, Economic, and Political Aspects]. Samara, 2012, p. 301.

10. Semenova E.Yu. Mirovozzrenie gorodskogo naseleniya Povolzhya v gody Per-voy mirovoy voyny (1914 - nachalo 1918 gg.): Sotsialnyy, ekonomicheskiy, politiches-kiy aspekty [World view of the Urban Population of the Volga Region during the Period of the World War I (1914 - early 1918): Social, Economic, and Political Aspects]. Samara, 2012, p. 548.

Author, Abstract, Key words

Evgeniy P. Vorobyov - Candidate of History, Senior Lecturer, Volgograd State University of Architecture and Civil Engineering (Volgograd, Russia)

vorobyev@bk.ru

This article, based on archival documents and newspaper articles, studies the everyday life of the population of Tsaritsyn in the revolutionary 1917. Documents of Tsar-itsyn's City Council stored in the State archive of Volgograd region clearly show the position of the different layers of the population, their reaction to the fall of autocracy, political events, social and economic situation in the city. The main focus is placed on the most important changes in various aspects of everyday life of the citizens: rising prices, more acute shortages of food and fuel, deterioration of sanitary condition of the city, the degradation of the system of education and medical care. The article also describes drunken pogroms and rising crime in 1917. It is concluded that revolutionary euphoria and enthusiasm prevailing among the population during the summer of 1917 gave way to disappointment, discontent and struggle for survival. The workers and soldiers played a special role destabilizing the social, economic and political situation as they constantly put forward new demands for raising wages and to improving the supply. Meanwhile, new city authorities were unable to cope with socio-economic difficulties.

Russian Revolution of 1917, Tsaritsyn, Soviet of Workers' and Soldiers' Deputies, healthcare, sanitation measures, education, public organization, public activity, charity, inflation, commodity-money circulation, economic crisis, crime, political moods, everyday life, practices of survival

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.