Научная статья на тему 'Солидарность в условиях новых конституционных реалий и некоторые административно-правовые средства ее обеспечения (продолжение исследования)'

Солидарность в условиях новых конституционных реалий и некоторые административно-правовые средства ее обеспечения (продолжение исследования) Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
144
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
солидарность / новые конституционные реалии / солидарность поколений / административно-правовые средства / региональное солидарное общество / социальная солидарность / социальная функция государства / solidarity / new constitutional realities / solidarity of generations / administrative law measures / regional solidary society / social solidarity / social function of state

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Гришковец А. А.

в статье исследуется такое новое правовое явление как солидарность. Констатируется положение о том, что истоки появления в российской Конституции норм, посвященных солидарности, остаются неизвестными. Нет понимания того, какой смысл вкладывает законодатель в положения о солидарности. Отмечается, что данные положения нашли отражение не только на конституционном уровне, но и в законодательстве (при формировании пенсионной системы нормативно закреплен принцип солидарности поколений). Однако названный принцип оценивается критически как пример принудительной солидарности, которая солидарностью, по сути, не является. Рассматриваются административно-правовые средства, с помощью которых органы публичной власти на практике продвигают идеи солидарности. Показаны попытки формирования региональных солидарных обществ. Cделан вывод о бесперспективности таких попыток, о том, что государство должно обеспечивать социально-экономические условия для самоорганизации общества и прочного утверждения присущих ему начал солидарности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Solidarity in conditions of new constitution realities and some administrative law measures of their ensuring

the article is devoted to investigation of such new legal phenomenon as solidarity. The author establishes the situation that sources of legal norms about solidarity are not known. There is no understanding what the meaning legislator lays in theses about solidarity. Theses about solidarity were founded reflection not only in Russian Constitution but in legislation too. Principle of solidarity of generations was established as principle of making of pension system. This principle are estimated critically as an example of forced solidarity. The author considers administrative law measures to help bodies of public power promote ideas of solidarity in practice. Attempts were shown to form regional solidary societ-ies. The conclusion were made about absence of any prospect of such attempts. Government must provide sociо-economic conditions for self-organization of society and solid statements inherent to it of beginnings of solidarity.

Текст научной работы на тему «Солидарность в условиях новых конституционных реалий и некоторые административно-правовые средства ее обеспечения (продолжение исследования)»

А. А. Гришковец,

доктор юридических наук, профессор, сектор административного права и административного процесса Института государства и права Российской академии наук

БО!:

A.A. Grishkovets,

Doctor of Law, Professor, Sector of Administrative Law and Administrative Process Institute of State and Law of Russian Academy of Science [email protected]

СОЛИДАРНОСТЬ В УСЛОВИЯХ НОВЫХ КОНСТИТУЦИОННЫХ РЕАЛИЙ И НЕКОТОРЫЕ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫЕ СРЕДСТВА ЕЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ (ПРОДОЛЖЕНИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ)

Аннотация: в статье исследуется такое новое правовое явление как солидарность. Констатируется положение о том, что истоки появления в российской Конституции норм, посвященных солидарности, остаются неизвестными. Нет понимания того, какой смысл вкладывает законодатель в положения о солидарности. I Отмечается, что данные положения нашли отражение не только на конститу-§ ционном уровне, но и в законодательстве (при формировании пенсионной системы нормативно закреплен принцип солидарности поколений). Однако названный принцип Се оценивается критически как пример принудительной солидарности, которая соли-§ дарностью, по сути, не является. Рассматриваются административно-правовые О средства, с помощью которых органы публичной власти на практике продвигают ^ идеи солидарности. Показаны попытки формирования региональных солидарных С обществ. Сделан вывод о бесперспективности таких попыток, о том, что государ-25 ство должно обеспечивать социально-экономические условия для самоорганизации ^ общества и прочного утверждения присущих ему начал солидарности. 5 Ключевые слова: солидарность, новые конституционные реалии, солидарность

25 поколений, административно-правовые средства, региональное солидарное общество, ^ социальная солидарность, социальная функция государства.

С

SOLIDARITY IN CONDITIONS OF NEW CONSTITUTION

§

S REALITIES AND SOME ADMINISTRATIVE LAW MEASURES

§ OF THEIR ENSURING

s

C Abstract: the article is devoted to investigation of such new legal phenomenon as

.solidarity. The author establishes the .situation that sources of legal norms about solidarity

142 are not known. There is no understanding what the meaning legislator lays in theses about

__solidarity. Theses about solidarity were founded reflection not only in Russian Constitution

{y but in legislation too. Principle of solidarity ofgenerations was established as principle of

CV making of pension system. This principle are estimated critically as an example of forced

solidarity. The author considers administrative law measures to help bodies of public power „ promote ideas ofsolidarity in practice. Attempts were shown to form regional solidary societal ies. The conclusion were made about absence of any prospect ofsuch attempts. Government must provide socio-economic conditions for self-organization ofsociety and solid statements inherent to it of beginnings of solidarity.

Keywords: solidarity, new constitutional realities, solidarity of generations, administrative law measures, regional solidary society, social solidarity, social function of state.

С принятием Закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 14 марта 2020 г. № 1-ФКЗ «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов и функционирования публичной власти» [1] солидарность как новое конституционно-правовое явление получило закрепление в Основном Законе РФ (ст. 75.1) и представляет несомненный интерес для академической науки. Солидарность органично сочетает в себе теоретико-правовые, конституционно-правовые и административно-

правовые аспекты. Впервые о проблеме солидарности говорилось ё

на Международной научно-практической конференции «Лазаревские |

чтения 2021», которая состоялась 10 февраля 2021 г. в Институте го- *

сударства и права Российской академии наук [2, с. 100-114]. В том же |0

году вышла коллективная монография «Публичная власть: система, | |

компетенция» [3, с. 175-191], один из параграфов которой был посвя- § д

щен солидарности. С целью привлечения дополнительного внимания § °

широкой юридической общественности к научной дискуссии тема | §

солидарности поднималась в докладах «К вопросу о социальной со- § 3

лидарности в современной России» и «Солидарность как новое кон- 3 |

ституционно-правовое явление в современной России», сделанных £ |

8 и 22 октября 2021 г. соответственно на таких крупных научных ме- о §

роприятиях, как Международная научно-практическая конференция |

«Государство, труд и человек: новые вызовы (к 30-летию правового | §

регулирования социального партнерства)» [4] и Всероссийская науч- | ^

ная конференция с международным участием «Конституционализм: | |

национальные и наднациональные изменения», посвященная 95-ле- £ I

3 £

тию со дня рождения В.А. Туманова [5]. | *

Приходится признать, что какого-либо официального разъяснения § 3

того, какой смысл вложен в конституционные нормы, посвященные § |

солидарности, нет, как и информации о том, по чьей инициативе они Л |

появились в российской Конституции. Участие в различных научных § |

г *

мероприятиях позволяет узнать мнение коллег, известных ученых- 5 §

юристов, о том, что, по их мнению, есть солидарность, как ее следует

понимать в современной России. Так, 26 октября 2021 г., в Институте 143

государства и права РАН состоялся круглый стол «Российский пар- 3

ламент: традиции, реформы, перспективы развития» [6]. Одним ь

из участников мероприятия был известный в прошлом политик ^

и государственный деятель профессор С. Н. Бабурин, который, говоря |

о понимании солидарности, отметил, что прежде всего необходимо §е изменить отношение к труду, когда предприниматель преследует только свой интерес. Для этого нужно изменить ст. 37 российской Конституции о том, что труд свободен, а также ст. 2. Права и свобо-

ды человека и гражданина не единственная высшая ценность, есть и другие, например любовь к отечеству. Что касается политической солидарности, то в период внешних угроз (правда, С.Н. Бабурин не уточнил о каких угрозах идет речь) обязательно нужна идеология, и это - любовь к отечеству. Таким образом, предлагается ни много ни мало ревизия одного из главных, если не самого главного, положений российской Конституции, ее «альфа и омега» - признание прав и свобод человека и гражданина высшей ценностью. С такой ревизией вряд ли можно согласиться. Дело в том, что изначально в новую российскую Конституцию, отмечает один из ее авторов, кстати сказать, так же как и С. Н. Бабурин в недавнем прошлом известный политик и государственный деятель, С.М. Шахрай, был заложен целый ряд идей и принципов, одинаково важных для всех граждан независимо от их политических убеждений и взглядов. Среди них .а С. М. Шахрай назвал признание человека, его прав и свобод высшей ценностью [7, с. 295]. Любовь к отечеству в число тех идей и принес ципов тогда, в судьбоносном для российского конституционализма № 1993 г., не попала. Думается, что и в современных условиях также § нет оснований подвергать ревизии действующую редакцию ст. 2 § российской Конституции, поскольку последняя ее редакция во всех 2 отношениях оптимальна и в полной мере соответствует Всеобщей ^ декларации прав человека, принятой 10 декабря 1948 г. Генеральной — Ассамблеей ООН.

§ В Тематическом комментарии к Закону Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 14 марта 2020 г. № 1-ФКЗ «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти» [8, с. 72] принципиально новые конституционные положения о солидарности,

I

С

I

О как представляется, должны были получить всестороннее освещение. ^ Однако этого не произошло. Авторы комментария, а это известные С и авторитетные отечественные юристы Т. Я. Хабриева и А. А. Клишас,

ограничились лишь констатацией того, что в ст. 75.1 Конституции РФ конкретизируется положение о социальном государстве, а сам этот ^ комментарий они разместили в § 8 «Социальные стандарты и гаран-(V тии». С таким подходом, учитывая принципиальную новизну консти-® туционных положений о солидарности, вряд ли можно согласиться. Думается, эти положения заслуживают более внимательного отношения и глубокого научного осмысления. Прежде всего необходимо точно определиться с инициатором включения в текст российской Конституции положений о солидарности, чтобы появилась возможность узнать, какой смысл изначально в них вкладывался.

144

Не будет лишним сказать, что отдельные нормы о солидарности удается обнаружить и в конституциях некоторых зарубежных стран. Так, в ч. 2 ст. 45 Конституции Королевства Испании от 27 декабря 1978 г. [9] говорится о том, что органы публичной власти следят за рациональным использованием всех природных ресурсов в целях защиты и улучшения качества жизни, охраны и восстановления окружающей среды, опираясь на необходимую коллективную солидарность.

Впрочем, идея солидарности, по нашему мнению, весьма спорная

и получила определенное отражение в законодательстве. Так, согласно ё

п. 4 ст. 15 Федерального конституционного закона от 6 ноября 2020 г. |

№ 4-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» [10], российское *

Правительство обеспечивает формирование системы пенсионного | п

обеспечения граждан в числе прочих аспектов и на основе солидар- | |

ности поколений. Данная норма наполняет содержанием положение § д

ч. 6 ст. 75 российской Конституции, в которой провозглашается, что о °

система пенсионного обеспечения граждан нашей страны также | 0

формируется на основе принципа солидарности поколений. Заметим, 1 §

что солидарность поколений была декларирована в качестве одного з |

из принципов пенсионной реформы еще в середине 1990-х гг., правда, * |

заметно шире. Напомним, в постановлении Правительства Российской о §

Федерации от 7 августа 1995 г. № 790 «О мерах по реализации концеп- |

ции реформы пенсионного обеспечения в Российской Федерации» [11] * §

1 I

закреплялись принципы, на которые должна опираться пенсионная ре- § ^ форма, один из них - финансирование государственного пенсионного | | обеспечения на основе принципа солидарности, включая солидарность | § поколений, субъектов Российской Федерации и отраслей экономики. * * В настоящее время осталась лишь солидарность поколений, тогда * § как солидарность российских регионов и отраслей экономики в виде § | средства формирования пенсионного обеспечения граждан на уровне | | федерального конституционного закона в этом качестве более не упо- § | минается. Такой поворот событий является подтверждением тому, 11 что принято окончательное, заметим, политическое решение о формировании пенсионной системы исходя из принципа принудительной 145 солидарности, которая, по сути, есть солидарность поколений.

С нашей точки зрения, абсолютное большинство работающих ь

мало заботит пенсионное обеспечение тех, кто уже на пенсии. Люди |

хотят работать на себя и для себя, точно знать, что их пенсионные |

отчисления, особенно если они значительны, в перспективе полу- ]е чат в полном объеме именно они, в крайнем случае, их наследники, а не обезличенные «солидарные» поколения пенсионеров прошлых лет. Поэтому говорить о какой-либо солидарности поколений приме-

нительно к формированию системы пенсионного обеспечения граждан неуместно. Принудительной солидарности, как представляется, быть не может.

Принцип солидарности поколений нужно рассматривать в контексте реализации социальной функции государства, которая традиционно выделяется в юридической науке и относится к его внутренним функциям, проявляющимся, скажем, в социальной сфере жизни общества [12, с. 153]. Напомним, что функции государства - это основные направления деятельности государства по решению стоящих перед ним целей и задач. Именно в функциях проявляется сущность конкретного государства, его природа и социальное назначение [13, с. 55]. Социальная функция государства представляет собой выражение социального компромисса и, как полагает О.В. Родионова, призвана снять социальную напряженность, солидаризировать разнородные „о по интересам социальные группы [14, с. 4]. Что касается снятия го социальной напряженности, то тезис указанного автора сомнений не вызывает. Ему в полной мере соответствует принцип солидарности а поколений. Сложнее обстоит дело с солидаризацией. Особенно, если § речь идет о солидарности, условно говоря, «сильных», т.е. тех, кто § обладает властью и богатством, и «слабых», т.е. малоимущих и обездо-2 ленных, тех, кто не способен в силу различных причин (старость и не-^ мощность, ограниченные возможности здоровья, трудная жизненная — ситуация, бедность и т.п.) самостоятельно решать свои материальные § проблемы и потому нуждается в социальной поддержке со стороны государства. Тем более в современной России, где в обществе сильны патерналистские настроения, особенно среди старшего поколения, которое хорошо помнит советское прошлое, где абсолютное большинство граждан рассчитывало, пусть и скромные, на заботу и внимание о со стороны государства. Заметим, у социальной функции государства ^ изначально не было предназначения, как нет и ныне, солидаризиро-С вать, по выражению О.В. Родионовой, разнородные по интересам социальные группы. Реализуя на основе норм Конституции свою 146 социальную функцию, государство обеспечивает принудительную ^ солидарность, которая, как отмечалось, солидарностью не является. СЧ На проблему солидарности «сильных» и «слабых», которая, ® по мнению Родионовой, является «самой сложной и важной проблемой солидарности», обращает внимание И. А. Алебастрова,

I

С

«V

размышляя о роли Конституции в обеспечении социальной солидарности. Чрезвычайно важным элементом содержания социальной солидарности и, пожалуй, наиболее трудно разрешимой проблемой ее укоренения в обществе является обеспечение солидарности сильных

со слабыми, создание механизмов ограничения силы [15, с. 439]. В конечном счете И. А. Алебастрова делает далеко идущий вывод о том, что общее предназначение Конституции «есть совокупность юридических механизмов солидарности сильных мира сего со слабозащищенными слоями населения» [15, с. 448]. Между тем, критически оценивая данное суждение, напомним, что общее предназначение Конституции видится в том, что права и свободы человека провозглашаются в ней высшей ценностью и одновременно устанавливается обязанность государства эти права и свободы признавать, соблюдать и защищать. ё Изучив различные мнения ученых, рассмотрим административно- |1 правовые средства обеспечения солидарности. Итак, слово «средство» * есть не что иное, как прием, способ действия для достижения чего- | п либо [16, с. 758]. Поскольку речь идет об административно-правовых | | средствах, очевидно, что они находятся в сфере компетенции органов § * исполнительной власти федерального и регионального уровней, а так- о ° же исполнительных органов местного самоуправления и относятся, § 0 если говорить о солидарности, к их позитивной управленческой 1 § деятельности. Это издание правовых актов управления и их реали- 3 | зация с помощью комплекса соответствующих организационных * 1 мер. Показателен в этом отношении региональный уровень. Задолго о § до появления норм о солидарности в российской Конституции в не- | которых субъектах РФ предпринимались попытки административно- * § правовыми средствами проводить в жизнь идеи солидарности. Так, § ^ экс-губернатор Белгородской области, а ныне сенатор Российской || Федерации, представитель Белгородской областной Думы VII созыва | § Е. С. Савченко еще в 2011 г. выступил с инициативой формирования * * «регионального солидарного общества». В целях практической реали- * § зации были изданы распоряжение губернатора Белгородской области § | от 3 мая 2011 г. № 305-р [17], утверждавшее Концепцию программы ! | «Формирование регионального солидарного общества», и постанов- § | ление областного Правительства от 24 ноября 2011 г. № 435-пп [18] | * с одноименной стратегией. Последняя базируется на 11 приоритетных направлениях, в числе которых сохранение и развитие духовно-нрав- 147 ственных основ общества, укрепление семьи и семейных отношений, 3 воспитание и востребованность молодежи, развитие и консолидация ь институтов гражданского общества, обеспечение взаимного доверия | между властью и населением, утверждение принципов социальной | защищенности, поддержка и ответственность. Вряд ли кто-либо по- ]е ставит под сомнение разумность и нужность для общества любого из перечисленных направлений. Они в полной мере отвечают идее социального государства и не требуют «регионального солидарного

общества». Что касается программы «Формирование регионального солидарного общества», то обнаружить ее так и не удалось. Складывается впечатление, что этот важнейший документ так и не был принят. В связи с этим пытаться формировать реальное региональное солидарное общество вряд ли возможно. Тем не менее некоторые практические шаги в этом направлении, не требующие существенных бюджетных расходов, все же были сделаны. Появилось специальное издание Общественной палаты Белгородской области - журнал «Белгородское солидарное общество», первые номера которого вышли в 2012 г., после чего издание журнала прекратилось. В 2014 г. его выпуск возобновили, правда, с тем же успехом. Удалось обнаружить только один номер журнала за 2014 г. Более того, был создан сайт belsolidarnost.ru, но после долгих поисков по состоянию на 18 марта 2022 г. отыскать этот информационный ресурс и ознакомиться с его .а содержание так и не удалось.

В 2014 г. был разработан план действий по организационно-контрольным вопросам построения солидарного общества на 2015 г., а утвержденный распоряжением губернатора Белгородской области § от 16 декабря 2014 г. № 627-р1. Наиболее активными участниками § построения солидарного общества должны были стать муниципали-2 теты, в администрациях которых для исполнения функции контроля ^ и реализации стратегии «Формирование регионального солидарного — общества» были назначены ответственные лица. Каково же в понима-§ нии идеологов белгородского солидаризма то солидарное общество, 5 которое они взялись создавать в своем регионе? Ответ на этот вопрос § дал в 2015 г. первый заместитель губернатора области В.А. Сергачев: ^ солидарное общество - общество, в котором нормой отношений между людьми являются взаимное доверие и ответственность, о стремление по-соседски (по-доброму) решать житейские проблемы ^ и готовность добровольно и бескорыстно поддерживать друг друга С в трудных жизненных ситуациях [19]. Он призвал лиц, ответственных за работу в данном направлении, руководствоваться именно таким 148 пониманием солидарного общества. Однако, думается, что форми-^ ровать солидарное общество исходя из такого его понимания едва (V ли возможно, поскольку оно основано на неком идеальном мировоз-® зрении людей, образующих идеальное общество. Напомним, речь ^ идет о населении целого региона. Невольно возникает ассоциация с идеальными государствами, населенными идеальными людьми, описанными в утопических произведениях мыслителей прошлого, например Civitas Solis Томазо Кампанеллы (1568-1639), в котором

1 Правовой акт официально опубликован не был.

он описывает идеальный Город Солнца, где все люди братья, а должностные лица следят за тем, чтобы никто не нанес другому никакой обиды [20, с. 35-36]. Не случайно, идея «солидарного общества», как выразился В. А. Сергачев, не была «усвоена белгородцами». Согласно данным проведенного в 2014 г. опроса, только 40,6 % респондентов слышали о реализации Стратегии, из них 37,43 % считают, что она успешно реализуется (13,05 % убеждены, что она реализуется вполне успешно, и 24,38 % - в основном успешно). Остальные респонденты

оценивают процесс реализации в той или иной мере негативно либо ё

затрудняются ответить на вопрос [21]. 1

После 2016 г. какие-либо практические шаги, направленные *

на формирование «регионального солидарного общества» с помощью | 0

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

административно-правовых средств, видимо, не предпринимались. | |

По крайней мере, обнаружить соответствующую информацию в от- § *

крытых источниках не удалось. о °

Следует сказать, что Белгородская область не единственный § 0

субъект Российской Федерации, в котором на уровне региональных * § властей пытались реализовать идею солидарности. Так,

области распоряжением регионального Правительства от 19 июня * 1

2013 г. № 394-р [22] была утверждена Концепция развития соци- о §

альной сплоченности в Ульяновской области. Как видно, в данном |

случае термин «солидарность» даже не употреблялся, но суть дела * §

от этого не поменялась. Общественной палате Республики Коми § ^

в 2020 г. был представлен для экспертного и общественного обсуж- |!

дения материал «Формирование солидарного общества в Республике | §

Коми», в котором была изложена система идей для проектирования * *

и реализации Концепции стратегии формирования солидарного § §

общества в Республике Коми [23]. В указанных регионах, так же § |

как и в Белгородской области, создать «региональное солидарное | |

общество», судя по отсутствию информации об этом в открытых ис- § |

точниках, не удалось. | *

Опыт Белгородской области как наиболее благополучного социально-экономического региона показателен и убедительно свиде- 149 тельствует о несостоятельности попыток построения солидарного 3 общества «сверху», с помощью административно-правовых средств: ь концепций, программ и планов мероприятий по их реализации, | утвержденных правовыми актами органов исполнительной власти. | Задача органов публичной власти состоит не в том, чтобы деклариро- ]в вать непонятное подавляющему большинству людей «формирование регионального солидарного общества», а создавать благоприятные социально-экономические условия (поддержка малого и среднего

бизнеса, создание новых рабочих мест с достойным уровнем оплаты, внимательное отношение к общественным инициативам, развитие массового волонтерского движения и т.п.) для самоорганизации регионального общества и по инициативе самих людей. Только тогда можно будет говорить о социальной солидарности, которая неизбежно скажется на экономической и политической солидарности.

Думается, глубоко прав был один из основателей социологии как самостоятельной науки французский мыслитель Эмиль Дюркгейм (1858-1917) когда говорил, что повсюду, где есть общество, есть альтруизм, потому что есть солидарность [24]. Как известно, альтруизм - это бескорыстная забота о благе других, готовность жертвовать для кого-то своими личными интересами. Представляется, что солидарность - это неотъемлемый признак, который в той или иной степени присущ обществу, тем более обществу в демократическом „о государстве с социально ориентированной рыночной экономикой, го каковым является современная Россия. Миссия государства видится не в попытках искусственно культивировать солидарность в обще

I

стве «сверху», а в создании, повторимся, предельно благоприятных социально-экономических условий для самоорганизации общества, добровольного вовлечения социально активных и не очень людей 2 в общественно-значимые проекты и акции во имя общественного блага, а значит - блага каждого члена общества.

s

Список литературы:

1. О совершенствовании регулирования отдельных вопросов и функ-^ ционирования публичной власти : закон Российской Федерации о поправке С к Конституции Российской Федерации от 14 марта 2020 г. № 1-ФКЗ // Собр. О; законодательства Рос. Федерации. - 2020. - № 11, ст. 1416. § 2. Гришковец, А.А. Солидарность как новое конституционно-право-

§ вое явление (административно-правовые аспекты) / А.А. Гришковец // g Актуальные проблемы административного и финансового права : сб. между-С нар. науч.-практ. конф. «Лазаревские чтения 2021» (Москва, 10 февраля 2021 г.) / под общ. ред. А.Н. Савенкова ; отв. ред. М.Н. Кобзарь-Фролова. 150 - М. : Ин-т государства и права РАН, 2021. - 383 с.

- 3. Публичная власть: система, компетенции : монография / под общ. ред.

JN М.Н. Кобзарь-Фроловой ; отв. ред. И.В. Глазунова. - Воронеж : Научная q книга, 2021. - 237 с.

CV 4. URL: https://igipran.ru/snews/8425/# (дата обращения: 25.12.2021). Jy 5. URL: https://igipran.ru/snews/8456/# (дата обращения: 25.12.2021).

6. URL: https://igipran.ru/snews/8465# (дата обращения: 25.12.2021).

7. Шахрай, С.М. Неизвестная Конституция. Constitutio incognita / С.М. Шахрай. - М. : Красная Звезда, 2013. - 320 с.

8. Тематический комментарий к Закону Российской Федерации о по-

правке к Конституции Российской Федерации от 14 марта 2020 г. № 1-ФКЗ «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти» / Т.Я. Хабриева, А. А. Клишас. - М. : Норма : ИНФРА-М, 2020. - 240 с.

9. Конституции Королевства Испании от 27 декабря 1978 г. - URL: http:// vivovoco.astronet/ru/VV/LAW/SPAIN.HTM (дата обращения: 11.02.2022).

10. О Правительстве Российской Федерации : федеральный конституционный закон от 6 ноября 2020 г. № 4-ФКЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2020. - № 45, ст. 7061.

11. О мерах по реализации концепции реформы пенсионного обеспе- а чения в Российской Федерации : постановление Правительства Российской s Федерации от 7 августа 1995 г. № 790 // Собр. законодательства Рос. s Федерации. - 1995. - № 33, ст. 3388. .g

12. Венгеров, А.Б. Теория государства и права : учебник для юридических вузов / А.Б. Венгеров. - 3-е изд. - М. : Юриспруденция, 1999. - 528 с.

13. Матузов, Н.И., Малько, А.В. Теория государства и права : учебник / ¿S Н.И. Матузов, А.В. Малько. - 3-е изд. - М. : Дело, 2009. - 529 с. |§

14. Родионова, О.В. Социальная функция современного государства : § автореф. дис. ... д-ра юрид. наук / О.В. Родионова. - М., 2007. - 42 с.

15. Алебастрова, И.А. Роль Конституции в обеспечении социальной солидарности / И.А. Алебастрова // Проблемы конституционного развития Российской Федерации : сб. ст., посвящ. 90-летию проф. Б. С. Крылова / отв. ред. В. И. Фадеев. - М. : ИД Ун-та им. О.Е. Кутафина (МГЮА), 2013. - 560 с.

16. Ожегов, С.П. Словарь русского языка : 70 000 слов / С.П. Ожегов ; под ред. Н.Ю. Шведовой. - 23-е изд., испр. - М. : Рус. яз., 1991. - 917 с. § §

17. О Концепции программы «Формирование регионального солидарного общества» : распоряжение губернатора Белгородской области от 3 мая 2011 г. № 305-р. - URL: https://docs.cntd.ru/document/444859915 (дата обращения:

04.10.2021).

18. Об утверждении Стратегии «Формирование регионального солидарного общества» на 2011-2025 годы : постановление Правительства Белгородской области от 24 ноября 2011 г. № 435-пп // Белгородские известия. - 2011. - 31 дек.

19. URL: https://fonar-tv/livjoumaLcom/4693.html (дата обращения:

17.03.2022). S

20. Кампанелла, Т. Город Солнца / Томазо Кампанелла. М.; Л. ACADEMIA, 1934. - 483 с.

21. URL: https://fonar-tv/livjoumaLcom/4693.html (дата обращения: 151 17.03.2022). __

22. О концепции развития социальной сплоченности в Уляновской области на период до 2020 года : распоряжение Правительства Ульяновской области от 19 июня 2013 г. № 394-р. - URL: https://sobes73.ru/index.php?id=655 (дата обращения: 04.10.2021). |

23. Экспертное мнение: Формирование солидарного общества § в Республике Коми: предложения эксперта к проектированию концепции в стратегии. - URL: https://op11.ru/node/401 (дата обращения: 04.10.2021).

24. Дюркгейм, Э. О разделении общественного труда / Э. Дюркгейм ; пер. с фр. А.Б. Гофмана ; примеч. В.В. Сапова. - М. : Канан, 1996. - 432 с.

S <">

00 о

; I

г tr

s §

п S

ая

s s

(D ;

® §

о го

о\ о-

s

X

Ф о

s s! i <3

5 г

ж s

§ g

; r

s s

(D 3

s s s

S

x

s g

.я §

ь

■о' s

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.