DOI 10.47643/1815-1337_2023_7_131 УДК 342.41
СОЛИДАРИЗМ КАК КОНСТИТУЦИОННЫЙ ПРИНЦИП ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА И ГОСУДАРСТВА В РОССИИ SOLIDARISM AS A CONSTITUTIONAL PRINCIPLE OF INTERACTION BETWEEN CIVIL SOCIETY AND THE STATE IN RUSSIA
ШАДРИН Владимир Владиславович,
старший преподаватель кафедры «Теория, история государства и права» юридического факультета, Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова. 677007, Республика Саха (Якутия), г. Якутск, ул. Кулаковского, 42. E-mail: shadrinworkmail@mail.ru;
Shadrin Vladimir Vladislavovich,
senior lecturer of the Department of theory and history of state and law, Faculty of Law, M.K. Ammosov North-Eastern Federal University. 677007, Republic of Sakha (Yakutia), Yakutsk, Kulakovsky str., 42. E-mail: shadrinworkmail@mail.ru
Краткая аннотация. Автор выдвигает тезис о том, что с учетом особенностей развития российской социокультуры взаимодействие гражданского общества и государства в России возможно на основе конституционного принципа солидаризма. Проводится обзор солидаризма как политико-правовой концепции, анализ солидаризма как основы взаимодействия гражданского общества и государства и обоснование установления принципа солидаризма в Конституции РФ.
Abstract. The author puts forward the thesis that, taking into account the peculiarities of the development of Russian socioculture, the interaction of civil society and the state in Russia is possible on the basis of the constitutional principle of solidarism. A review of solidarism as a political and legal concept, an analysis of solidarism as the basis for interaction between civil society and the state, and a justification for establishing the principle of solidarism in the Constitution of the Russian Federation are provided.
Ключевые слова: солидаризм, солидарность, государство, гражданское общество, конституция.
Keywords: solidarism, solidarity, state, civil society, constitution.
Для цитирования: Шадрин В.В. Солидаризм как конституционный принцип взаимодействия гражданского общества и государства в России // Право и государство: теория и практика. 2023. № 7(223). С. 131-133. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2023_7_131.
For citation: Shadrin V. V. Solidarism as a constitutional principle of interaction between civil society and the state in Russia // Law and state: theory and practice. 2023. No. 7(223). pp. 131-133. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2023_7_131.
Статья поступила в редакцию: 29.05.2023
Современная Россия переживает стадию переосмысления идеологических, правовых и политических ориентиров существования и развития государства, общества и личности. Этот сложный и спорный процесс вызван не только актуальными вызовами, стоящими перед страной, но и особенностями становления российской социокультуры. В частности, пересмотру подлежат концепция гражданского общества и подходы к соотношению гражданского общества и государства. Одним из принципов, который предлагается как основа взаимодействия гражданского общества и государства, является принцип солидаризма, который нашел свое отражение в Конституции РФ. В данной статье мы рассмотрим, что представляет из себя солидаризм как политико-правовая концепция, проанализируем, может ли он быть основой взаимодействия гражданского общества и государства и обоснуем, как он устанавливается в Конституции.
Солидаризм возник в XIX в. как ответ на либеральную и социалистическую идеологии и связан с именами таких выдающихся деятелей, как Л. Буржуа, Л. Дюги, Э. Дюркгейм и др. Существуют разные определения и направления солидаризма, поэтому в широком смысле под солидаризмом понимается «комплекс социально-политических и социально-философских воззрений, рассматривающих социальное единство и социальную гармонию как высшую ценность и норму общественной жизни» [1]. Данное определение довольно обширно и уместно лишь для первого приближения к теме. Н.Е. Яценко определяет солидаризм как концепцию, согласно которой «движущей силой развития общества является взаимопонимание, сплоченность, солидарность, взаимозависимость всех социальных групп, гармония интересов работодателей и наемных работников» [2]. Точное в общих чертах, это определение уводит читателя в сторону социальных, трудовых отношений, что является лишь одним из аспектов проявления солидаризма. Наконец, политолог А.Н. Окара предлагает следующее определение: «Солидаризм - принцип построения социальной системы на основе солидарности ее различных частей между собой», в этой социальной системе «граждане, семьи, этносы, религиозные конфессии, классы, социальные группы, политические партии, бизнес-корпорации и др. обладают реальной правовой и социально-политической субъектностью, вследствие чего их права, возможности, интересы и ценности могут быть консолидированы и солидаризированы ради достижения консенсусных целей (общего блага) в социальных рамках различного масштаба (локального, общенационального, глобального)» [3, с. 148-149].
Данное определение мы будем использовать в качестве рабочего, т.к. мы согласны с мнением о том, что основой идеологии и политической философии солидаризма является социальная солидарность [3, с. 148]. Следовательно, солидаризм как принцип концептуализирует социальную солидарность как один из ценностных ориентиров развития общества, государства и личности.
Теперь проанализируем, может ли солидаризм выступать в качестве основы взаимодействия гражданского общества и государства. Возможно ли в принципе взаимодействие гражданского общества и государства в России? Существует мнение, что гражданское общество про-
ПРАВО И ГОСУДАРСТВО: теория и практика. 2023. № 7(223)
тивостоит этатизму, поэтому взаимодействие либо невозможно, либо оно минимально. По замечанию Э. Внук-Липиньского, такой подход к взаимодействию гражданского общества и государства близок либеральной точки зрения, поскольку он опирается, с одной стороны, на принцип минимального государства, а с другой стороны, на принцип вспомогательной роли государства, т.е. государство необходимо исключительно в тех сферах коллективной жизни, где самоорганизующееся гражданское общество менее эффективно или менее компетентно [4, с. 192]. На наш взгляд, данный подход имеет право на существование и обоснован опытом развития и формирования гражданского общества в Западной Европе и США, но видится не вполне реализуемым для России. Есть и противоположная точка зрения, согласно которой гражданское общество - чуждая для России концепция, которая направлена на раскол общества, подмену традиционных национальных ценностей эфемерными «общечеловеческими» (либеральными) ценностями и отчуждение народа от управления государством [5, с. 88]. Не соглашаясь с данным утверждением, отметим, что для нашей страны действительно исторически свойственно преобладание государства в российской социокультуре, для которой характерны традиционные модели публично-властного социального взаимодействия [6, с. 59]. Тем не менее, гражданское общество и многие другие достижения западной политико-правовой мысли могут существовать в российских условиях. Однажды возникнув в общественном сознании, эти идеи впоследствии не исчезают, а дополняются новыми смыслами на российской почве, поэтому мы должны работать над ними, а не отказываться от них.
Исходя из вышеперечисленного, мы считаем, что солидаризм может стать ключом к взаимодействию гражданского общества и государства с учетом особенностей развития российской социокультуры. Во-первых, солидаризм в России интерпретировался в контексте присущих восточному христианству и славянству культурных и социальных реалий, среди которых необходимо упомянуть учения о соборности, всеединстве и преображении [3, с. 152]. Следовательно, это не чужая и не новая для России концепция. С некоторой степенью вольности проявления солидаризма можно обнаружить в трудах А.С. Хомякова, В.С. Соловьева, С.Л. Франка, В.И. Вернадского, Н.А. Бердяева, П.А. Кропоткина, Н.М. Коркунова и многих других. Обнаруживаются проявления солидаризма и в советский период истории, когда, например, постулировалась солидарность трудящихся всех наций. Во-вторых, солидаризм может стать принципом, который сгладит противоречия между сильным государством и развивающимся гражданским обществом в России и установит созидательное взаимодействие. Как отмечает Центр гражданского общества Лондонской школы экономики и политических наук, «границы между государством, гражданским обществом, семьей и рынком часто сложны, размыты и оговариваются путем переговоров» [7]. Возможно, именно солидаризм может стать основным лейтмотивом этих «переговоров» в условиях размытости институциональных границ. Наконец, солидаризм может стать ключом к разрешению противоречий между условными традиционалистами и модернистами, эгалитаризмом, который характерен для социализма и консерватизма, и индивидуализмом, который характерен для либерализма. По мнению А.Н. Окары, солидаризм это «единственная идеология, которая пытается уравновесить индивидуализм личности и интерес общества как целого» [3, с. 149.]. Таким образом, с учетом объективных особенностей развития российской социокультуры, солидаризм может быть принципом взаимодействия гражданского общества и государства.
Наконец, необходимо обосновать установление принципа солидаризма в Конституции РФ. Прежде всего, это касается положений статьи 75.1, согласно которой создаются условия для взаимного доверия государства и общества, обеспечиваются социальное партнерство, экономическая, политическая и социальная солидарность [8]. Формулировка с перечислением трех видов солидарности, на наш взгляд, ограничивает первоначальный, более широкий, смысл солидарности как одного из ценностных ориентиров взаимодействия общества, государства и личности. Однако общий посыл статьи направлен на установление принципа солидаризма, по крайней мере в общих чертах. Конституционный Суд РФ справедливо отмечает, что данная статья направлена на установление оптимального соотношения индивидуальной свободы и общественной солидарности, а также конкретизируют положения о социальном государстве (ст. 7) и согласуется с принципом недопустимости нарушения прав и свобод других лиц при осуществлении своих прав и свобод (ч. 3 ст. 17) [9]. Несмотря на отсутствие нормативного характера, положения преамбулы Конституции можно интерпретировать с точки зрения принципа солидаризма: принятие Основного законы страны многонациональным народом с определенными помыслами и пожеланиями предполагает, что Конституция принималась с чувством солидарности и консолидации общества. Таким образом, мы видим, что существует ряд положений, которые обосновывают конституционный принцип солидаризма.
Вместе с тем существует устоявшееся мнение о том, что российская Конституция исходит из либеральных позиций, которые были актуальны на момент её принятия, поэтому по сути своей ей не должны быть характерны положения об общем благе, солидарности и доверии государства и общества. Действительно, положения статьи 2 подсказывают нам, что высшей ценностью является человек, его права и свободы, однако очевидно и то, что человек не существуют в вакууме, он находится во взаимосвязи с другими людьми, образующими общество, и государством как главным политическим институтом. Нельзя не согласиться в этой связи с мнением М.В. Саудаханова: «Без единства, без солидарности человек остается один и не сможет обрести счастья ни как гражданин государства, ни как индивид, поскольку единство людей, их взаимосвязь и жизнь в обществе - непременный атрибут естественного права человека - права быть счастливым» [10, с. 83].
Подводя итоги, хотелось бы еще раз перечислить выводы по нашему исследованию:
- солидаризм может выступать в качестве принципа, который концептуализирует социальную солидарность как один из важнейших ценностных ориентиров взаимодействия общества, государства и личности;
- солидаризм может стать принципом взаимодействия гражданского общества и государства в России с учетом объективных особенностей развития российской социокультуры;
- в Конституции РФ существует ряд положений, обосновывающих установление конституционного принципа солидаризма.
Таким образом, мы видим, что солидаризм как конституционный принцип взаимодействия гражданского общества и государства в
России имеет основания для развития и реализации, но только при условии органичного сочетания этого принципа с устоявшимися конституционными положениями. Поднятый нами вопрос требует дальнейшего исследования, поскольку юридическому сообществу нужно быть готовым к процессу переосмысления идеологических, правовых и политических ориентиров существования и развития государства, общества и личности. Возможно, в будущем нас ожидают не только новые интерпретации Конституции на основе новых ориентиров и ценностей, но и переосмысление всей российской правовой системы.
Библиогра фия:
1. Философская энциклопедия. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://terme.ru/termin/solidarizm.html (дата обращения: 12.05.2023).
2. Яценко Н.Е. Толковый словарь обществоведческих терминов. СПб. 1999.
3. Окара А.Н. Солидаризм: забытая идеология XXI в. // Политическая наука. 2013. № 4. С. 146-155.
4. Внук-Липиньский Э. Социология публичной жизни. - Москва : Мысль, 2012. 536 с.
5. Оспенников Ю.В. Методологические проблемы понятия гражданское общество // Гражданское общество и правовое государство. 2013. Т. 1. С.
86-89
6. Габрелян Э.В. Актуальные проблемы теории государства : учебное пособие. - Москва : Проспект, 2019. 104 с.
7. Centre for Civil Society of the London School of Economics and Political Science.2006. Report on Activities. July 2005-August 2006. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://eprints.lse.ac.Uk/29398/1/CCSReport05_06.pdf (дата обращения: 12.05.2023).
8. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020). [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://pravo.gov.ru (дата обращения: 12.05.2023).
9. Заключение Конституционного Суда Российской Федерации от 16.03.2020 № 1-З о соответствии положениям глав 1, 2 и 9 Конституции Российской Федерации не вступивших в силу положений Закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации "О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти", а также о соответствии Конституции Российской Федерации порядка вступления в силу статьи 1 данного Закона в связи с запросом Президента Российской Федерации. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://pravo.gov.ru (дата обращения: 12.05.2023).
10. Саудаханов М.В. Социальная солидарность как юридическая конструкция // Образование. Наука. Научные кадры. 2021. № 1. С. 80-84.
References:
1. Philosophical Encyclopedia. [electronic resource]. Access mode: https://terme.ru/termin/solidarizm.html (date of reference: 12.05.2023).
2. Yatsenko N.E. Explanatory Dictionary of social science terms. St. Petersburg. 1999.
3. Okara A.N. Solidarism: the forgotten ideology of the XXI century. // Political Science. 2013. No. 4. pp. 146-155.
4. Grandson-Lipinsky E. Sociology of public life. - Moscow : Mysl, 2012. 536 p.
5. Ospennikov Yu.V. Methodological problems of the concept of civil society // Civil society and the rule of law. 2013. Vol. 1. pp. 86-89
6. Gabrelian E.V. Actual problems of the theory of the state : a textbook. - Moscow : Prospect, 2019. 104 p.
7. Centre for Civil Society of the London School of Economics and Political Science.2006. Report on Activities. July 2005-August 2006. [Electronic resource]. Access mode: http://eprints.lse.ac.uk/29398/1/CCSReport05_06.pdf (accessed: 12.05.2023).
8. The Constitution of the Russian Federation (adopted by popular vote on 12.12.1993 with amendments approved during the All-Russian vote on 01.07.2020). [electronic resource]. Access mode: http://pravo.gov.ru (accessed: 12.05.2023).
9. Conclusion of the Constitutional Court of the Russian Federation No. 1-Z of 16.03.2020 on compliance with the provisions of Chapters 1, 2 and 9 of the Constitution of the Russian Federation of the provisions of the Law of the Russian Federation on the Amendment to the Constitution of the Russian Federation "On Improving the regulation of certain issues of the organization and functioning of public Power", as well as on compliance with the Constitution of the Russian Federation of the procedure entry into force of Article 1 of this Law in connection with the request of the President of the Russian Federation. [electronic resource]. Access mode: http://pravo.gov.ru (date of address: 12.05.2023).
10. Saudakhanov M.V. Social solidarity as a legal construction // Education. The science. Scientific personnel. 2021. No. 1. pp. 80-84.