Научная статья на тему 'Конституционные аспекты правового солидаризма в России'

Конституционные аспекты правового солидаризма в России Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
328
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Юристъ - Правоведъ
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВО / STATE / СОЛИДАРИЗМ / SOLIDARISM / СОЛИДАРНОСТЬ / SOLIDARITY / КОНСТИТУЦИЯ / CONSTITUTION / КОМПРОМИСС / COMPROMISE / SOCIETY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Дендиберя Ангелина Александровна

В статье рассматривается основополагающая роль принципов правового солидаризма и социальной солидарности в формировании современного общества и сильного Российского государства. Автор анализирует значение их закрепления в Основном законе страны как фундамента российского общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONSTITUTIONAL ASPECTS OF THE LAW OF SOLIDARITY IN RUSSIA

The article deals with a great significant role of the principles of legal solidarism and social solidarity in formation and development of a stable modern society and powerful state. Moreover, it considers the significance of their declaration in the Constitution of the Russian Federation as the foundation for the Russian society

Текст научной работы на тему «Конституционные аспекты правового солидаризма в России»

Трибуна молодого ученого

УДК 340.12 ББК 67.0

© 2015 г. А. А. Дендиберя

КОНСТИТУЦИОННЫЕ АСПЕКТЫ ПРАВОВОГО СОЛИДАРИЗМА В РОССИИ

В статье рассматривается основополагающая роль принципов правового солидаризма и социальной солидарности в формировании современного общества и сильного Российского государства. Автор анализирует значение их закрепления в Основном законе страны как фундамента российского общества.

Ключевые слова: государство, солидаризм, солидарность, конституция, солидарность, компромисс.

CONSTITUTIONAL ASPECTS OF THE LAW OF SOLIDARITY IN RUSSIA

The summary: the article deals with a great significant role of the principles of legal solidarism and social solidarity in formation and development of a stable modern society and powerful state. Moreover, it considers the significance of their declaration in the Constitution of the Russian Federation as the foundation for the Russian society.

Keywords: state, solidarism, solidarity, constitution, compromise, society.

Формирование достойного российского общества, способного соблюдать нормы человеческого общежития на принципах уважения и справедливости, является не просто перспективой развития, но и необходимостью. Солидарность, как явление взаимосогласия, в настоящее время существует только на микросоциальном уровне близкого межличностного общения и семьи. И рост образовательного уровня и благосостояния среднестатистического гражданина ни в коей мере не компенсирует разрозненность российского общества. Данное размежевание обусловлено не только разностью политических взглядов, идеологических пристрастий, но и отсутствием претворенных в жизнь принципов уважения и взаимной ответственности, а значит, сплоченности и единства, которые служат залогом стабильности и суверенности любого государства. Дж. Милль утверждал, что «самое высшее условие совершенства, которое может достигнуть известная форма правления, состоит в развитии добродетели и ума в самом народе» [4, с. 21]. Поэтому с уверенностью можно заявить, что вопрос консо-лидированности и согласованности общества сегодня вышел на глобальный уровень, будучи проблемой большинства современных государств. В этом свете теория солидаризма достаточно актуальна и востребована, поскольку ее опорные идеи, базирующиеся на принципах справедливо-

сти, взаимной ответственности и компромисса, лежат в основе концепций социального и правового государства политики классового сотрудничества как центральных ориентиров и перспектив развития государства.

Воплощением этой справедливости является Основной закон государства, который проецируется как общественный договор между гражданами, связанными чувством единства и идеями национальной солидарности, а также как важнейший механизм примирения разнородных интересов и их согласования. Государство должно выступать арбитром примирения разнородных интересов на началах не общего, а всеобщего блага, устанавливая баланс интересов и конкретной личности, и отдельных социальных групп, и общества в целом не только между собой, но и самим государством как участником этих отношений. Так, Г. В. Ф. Гегель отмечал, что Конституция есть «существующая справедливость как действительность свободы в развитии ее разумных определений» [2, с. 120].

Безусловно, Конституция Российской Федерации, в фундаменте которой заложено сочетание диспозитивности и императивности регулирования общественных отношений, - важнейший шаг государства на пути к всеобщей солидарности. Ярким примером этого является наличие преамбулы в виде клятвенного провозглашения от име-

Юристг-Прлвов^дъ, 2015, № 5 (72)

ни всего единого народа Российской Федерации истинных ценностей суверенного правового государства, что придает Основному закону не сухой императивно обязывающий характер норм, а исключительное свойство охранительно-регулятивного права, выражающееся в обоюдосогласован-ных и признаваемых социальных правилах общественной солидарности. Закрепление в вводной части общепризнанных ценностей гражданского общества определяет их актуальность для современной политической действительности и отражает верховенствующую роль. Аккумулируя и права, и обязанности, Конституция делает попытку закрепить ориентиры дальнейшего развития государства и базовые для этого процесса ценности, опирающиеся на изначально душевно близкую России народную солидарность, которые нашли выражение в коллективизме и взаимной ответственности («соединенных общей судьбой на своей земле, .. .стремясь обеспечить благополучие и процветание России, исходя из ответственности за свою Родину перед нынешними и будущими поколениями» [1]), милосердии и сопереживании («чтя. веру в добро и справедливость, ...сознавая себя частью мирового сообщества» [1]), традиционности и связи поколений («сохраняя исторически сложившееся государственное единство, .чтя память предков, передавших нам любовь и уважение к Отечеству» [1]). Этот дух народной солидарности как основы справедливого, единенного и крепкого общества выдвигает приоритет народного единства как общности духовных и культурных ценностей, исторического прошлого и будущего, государственных и частных интересов.

Определив права личности как возможности использования человеком наиболее существенных благ, защиты жизненных интересов, а также пределы осуществления государственной власти, законодатель учел ее притязания на равенство и свободу, уравновесив их не только обязанностями, но и порождаемыми ими морально-нравственными принципами компромисса и единства с другими, все также сосредоточенными в преамбуле Конституции Российской Федерации. «Так как из этого единства в идее не может быть исключено ни одно лицо, но в каждом и во всех должны быть признаны те же права на равенство и свободу, то отсюда получается определение общественного идеала как принципа всеобщего объединения на началах равенства и свободы. Безусловный принцип личности с необходимостью приводит к идее всечеловеческой, вселенской солидарности» [5, с. 55], - указывает П. И. Новгородцев. Подчеркивая единство народа, законодатель не обезличивает личность, растворяя ее в массе абстрактным пятном, а гарантирует и предоставляет

каждому его неотъемлемые права и свободы, достаточные, но, безусловно, ограниченные, что вытекает из самой природы и сущности прав и обязанностей как взаимообусловленных и взаимозависимых явлений: «Всеобщий закон - это свобода, кончающаяся там, где начинается свобода другого» [3, с. 52].

Согласование публичной власти и частных интересов Конституции РФ направлено на гармонизацию интересов членов общества и взаимозависимость всех социальных групп, что нашло претворение в декларированных принципах политического полюразма, гуманизма, демократии и народовластия. К примеру, делегировав часть административно регулирующих полномочий государственной власти местному самоуправлению, государство вступило в компромисс сфер влияния и сделало шаг к равновесию статусов государственной и местной власти. Суверенитет государственной власти сдерживаем лишь суверенностью самого народа как первоисточника этой власти: «.государственная власть изначально является не абсолютным, а лишь частичным, условным авторитетом: то, что не делегировано ее органам народом, остается за ним» [7]. Так, ст. 9 Конституции РФ закрепляет положение о том, что «земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности», фиксируя при этом, что природные ресурсы «используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории», является достоянием всей страны и будущих поколений как благо всех и каждого[1].

Устанавливая лишь признаваемый обществом порядок отношений, базирующихся на социальных нормах, возведенных в ранг юридических, государство может закрепить основу законности. «.Норма - это прежде всего защищаемая ценность, следовательно, система норм. - это прежде всего система ценностей, их объективация» [6, с. 54]. Статья 29 Конституции РФ, провозглашающая гарантии свободы мысли и слова, признает необходимость защиты общества от пропаганды и агитации, возбуждающих социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду, что является не только юридически закрепленным механизмом поддержания режима законности на территории отдельно взятого государства, но и важнейшим общепризнанным гуманистическим принципом современного общества. Попыткой взаимовыгодного урегулирования интересов становится возведение в статус юридических норм высшего порядка положений о труде, предпринимательской и иной экономической деятельности граждан как залога закрепленных

Конституцией стремления народа обеспечить благополучие и процветание России, принятого на себя государством обязательства создания условий для достойной и социально защищенной жизни [1].

Конституцию Российской Федерации достаточно часто упрекают в недостаточной проработанности, некорректности ряда норм и даже в моральном устаревании. Однако следует помнить, что Конституция 1993 года как Основной закон государства - это веха нашей истории, а также учитывать факторы и реалии, при которых и для которых она была разработана и принята референдумом, то есть всенародным голосованием -ярчайшим демократическим проявлением общего согласия и единого выбора. Конституция Российской Федерации - первый реально действующий не для отдельного класса, а для всего народа Основной закон в истории нашего государства, предпринявший попытки закрепить важность исторической преемственности и памяти предков и признал российский народ частью мирового сообщества. Однако, учитывая историческую уникальность российской цивилизаци-онной модели, которой характерна целостная органичность государства и общества, где общество не противостоит государству, а объединяется вокруг него и существует под его опекой и защитой, следует признать необходимость корректировки ряда положений Основного закона России с целью укрепления ценностных основ как важнейшей меры для перехода от общества потребления к коллективу, от сервисного государства к нравственно-правовому. А. И. Овчинников отмечает: «Сам термин "государство" связан с понятиями "государь", "господарь -глава семьи" ("госпада" - "семья"). Поэтому государство воспринималось человеком скорее как большая, разросшаяся семья, где все - родственники друг другу» [6, с. 53]. И как настоящий отец и глава семьи, являясь держателем власти, государство принимает на себя основную функцию попечения и комплексной защиты,

Литература

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993). URL: http://www.consultant.ru

2. Гегель Г. Философская энциклопедия: в 5 т. / под ред. Ф. М. Константинова. М., 1970. Т. 5.

3. Гюго В. Отверженные: в 3 т. М., 1972. Т 1.

4. Милль Дж. Ст. Размышления о представительном правлении. М., 2006.

5. Новгородцев П. И. Об общественном идеале. М., 1991.

обеспечивая не только физическую безопасность, но и реализацию социальных, экономических и иных аспектов данного понятия. Прочным фундаментом этого очага, сосредоточивающего вокруг себя российский многонациональный народ, могут стать только такие общепринятые и значимые ценности, как альтруизм, нравственность, духовность, совесть, коллективизм и взаимная ответственность, исторически имманентные русскому народу, которые должны пронизывать нашу жизнь и закон как ее непосредственное отражение. «В России всегда и нация, и государство были едины в коллективном стремлении к обретению мира и нравственной чистоты» [б, с. 53]. Конституция Российской Федерации не признает государственной идеологии и религии, но вместе с тем она не отрицает государственной идеи и веры, объединяющих всех не просто в общество, а народ, сплоченный уважением и взаимной ответственностью в культурном и духовном единстве. И принимая юридическое обличие, эта общая идея и единая вера для многонационального и свободного народа России должна претворяться в Основном законе государства. Этим путем солидарности мыслится возможным обеспечить реально действующий режим законности и правопорядка, выстроить систему взаимовыгодных партнерских отношений с каждым членом общества, а на началах коллективизма - признать частные интересы, оставляя за собой возможность их подчинения целям общественного блага.

Конституция - это маяк в море права и общественных интересов, поэтому важна не только ее обширность, но прежде всего глубина заложенных в ней ценностных основ и добродетелей, которые вряд ли когда-либо потеряют свою актуальность или морально устареют. Стремление к общественному идеалу, по убеждению П. И. Нов-городцева, «составляет правду и смысл общественной жизни» [5, с. 55]. В этом и заключается главная цель российской науки.

Bibliography

1. Constitution of the Russian Federation (adopted by popular vote of12.12.1993). URL: http://www. consultant.ru

2. Gegel G. Encyclopedia of philosophy: 5 t. / ed. by F. V. Konstantinov. Moscow, 1970. V. 5.

3. Hugo V. In Les Miserables: 3 t. Moscow, 1972. T. 1.

4. Mill Dzh. St. Reflections on representative pravlenii. Moscow, 2006.

5. Novgorodcev P. T. The Social Ideal. M., 1991.

6. Ovchinnikov A. I. Basic values and the con-

Юристъ-Правов^дъ, 2015, № 5 (72)

6. Овчинников А. И. Базовые ценности и конституционное развитие России // Философия права. 2011. № 5.

7. Румянцев О. Г. Основы конституционного строя России. URL: http://rumiantsev.ru/a883/(дата обращения: 07.10.2014).

stitutional development of Russia // Philosophy prava. 2011. № 5.

7. Rumyantsev O. Fundamentals of the constitutional order of Russia. URL: http://rumiantsev.ru/a883/ (the date of circulation: 07.10.2014).

УДК 351.74 (091) ББК 67.99 (2) 116.31

© 2015 г. В. А. Хажироков

ИСТОРИЧЕСКИЕ ТРАДИЦИИ И СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИИ

Статья посвящена исследованию исторических традиций правоохранительной деятельности в России, выступающих основой современной правоохранительной системы и определяющих поиск наиболее эффективных форм осуществления правоохранительной функции государством.

Ключевые слова: правоохранительная функция, общественный порядок, общественная безопасность, судебная деятельность, юридические традиции, правоохранительная культура, законность.

HISTORICAL TRADITIONS AND MODERN TRENDS OF LAW ENFORCEMENT

IN RUSSIA

The Article is devoted to the study of historical traditions enforcement in Russia were the basis of modern law enforcement system and determining the most effective forms of exercise of law enforcement functions by the state.

Keywords: law enforcement function, public order, public security, judicial activities, legal tradition, law enforcement culture, law.

Современная фактическая правоохранительная деятельность органов государственной власти и функциональная поддерживающая их деятельность общественных институтов России, основанная на многочисленных западно-либеральных формальных заимствованиях, имеет, тем не менее, глубокие исторические корни. Именно последние определяют существующие правоохранительные практики и реальное содержание правоохранительной функции Российского государства, устанавливают, какие зарубежные рецепции жизнеспособны, а какие - противоречат глубинным архетипическим моделям профессиональной деятельности отечественных правоохранителей. Указанную культурно-профессиональную преемственность традиций правоохранительной деятельности от царской России к советской, а от нее к России современной отмечают отечественные исследователи [1, с. 7]. Вполне понятными в этой связи представляются научный анализ и оценка соотношения традиций и инноваций, включая имплементации зарубежных моделей реализации правоохранительной функции государства

в российской правоохранительной системе. Очевидно, что для критической оценки существующего процесса архитектоники национальной правоохранительной системы необходимы: объективное понимание существа и значения правоохранительных традиций и архетипов, их роль в ассимиляции западноевропейских институтов осуществления правоохранительной деятельности.

Однако, анализируя историю правоохранительной деятельности, не следует забывать и о том, что нас должны интересовать не сами факты существования тех или иных практик в определенные исторические периоды, а те устойчивые, переходящие из поколения в поколение правоохранительные традиции, которые сегодня задают национальные особенности российской системы реализации правоохранительной функции государства. Вторым важным аспектом является понимание того, что «правоохранительная традиция» - явление не оценочное, а объективно-комплексное и включает в себя как позитивные аспекты правоохранительной деятельности, так и ее деструктивные формы, выражающие историческую устойчивость.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.