15. Nardova V.A. Gorodskoe samoupravlenie v Rossii v 60-h - nachale 90-h gg. XIX v. // Pravitel'stvennaya politika. - L.: Nauka, 1984. - 260 s.
16. Alekseev V.V., Gavrilov D.V. Istoricheskaya ekologiya na Urale // Ural: nauka, ekologiya. - Ekaterinburg, 1999. - S. 5-16.
17. Zamanova G.R. Gorodskoe samoupravlenie v Kazani, 1870 - 1904 gg. Dis. ... kand. ist. nauk. - Kazan', 2002. - 225 c.
18. Vinogradov A.V. Kazanskaya guberniya v XIX - nachale XX vv.: Ekologicheskie i sanitarnye problemy promyshlennogo razvitiya. Dis. ... kand. ist. nauk. -Kazan', 2013. - 192 s.
19. Protasov L.G. Voprosy ekologii v pragmatike politicheskih partij Rossii nachala XX veka // Ekologicheskie problemy modernizacii rossijskogo obshchestva v XIX - pervoj polovine XX vv.: materialy mezhregional'noj konferencii, 5-6 oktyabrya 2005 goda. - Tambov: Izd-vo TGU im. G.R. Derzhavina, 2005. - S. 20-29.
20. Cincadze N.S. Gosudarstvo, obshchestvo i priroda v Rossii konca XIX - pervoj treti XX veka: tango vtroem. - SPb: Aletejya, 2019. - 570 s.
21. Vishlenkova E.A. Ne pej vodu iz Kabana! Ekologicheskij krizis v Kazani XIX veka // Rodina. - 2005. - №8. - S. 94-96.
22. Kanishchev V.V. Ekonomika, demografiya, ekologiya v kontekste modernizacii agrarnogo obshchestva (Tambovskaya guberniya v XIX - nachale XX v.) // Ekonomicheskaya istoriya: ezhegodnik, 2002. - M.: ROSSPEN, 2003. S. 513-529.
23. Rakov T.N., Vinogradov A.V., Gololobov E.I., Lajus Yu.A., Kochetkova E.A., Gil'mintinov N., Bruno E., Koskina M. Perekhodya granicy prirody: letnyaya onlajn-shkola i kruglyj stol po ekologicheskoj istorii // Vestnik Surgutskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. - 2020. - №6 (69). - S. 186-191.
24. Agafonova A.B. Ekologicheskaya istoriya provincial'nogo rossijskogo goroda 1870-1917 gg.: skvoz' prizmu teorii praktik // Ekologiya drevnih i tradicionnyh obshchestv: Materialy V Mezhdunar. nauch. konf., g. Tyumen', 7-11 noyab. 2016 g. - Tyumen': Izd-vo Tyum. gos. un-ta. - Vyp. 5. - Ch. 2. -S. 193-195.
25. Belov N.V. «Edva derzhashchijsya mostik cherez etu kanavu sdelan iz navoza»: materialy Sanitarnyh komissij 1881 i 1884 gg. po ul. Losevoj v g. Simbirske (K voprosu ob ekologicheskih problemah russkogo provincial'nogo goroda poslednej chetverti XIX v.) // Materialy i issledovaniya po istorii Rossii. - Vyp. 18. - Nizhnevartovsk, 2021. - S. 5-16.
26. Belovinskij L.V. Zhizn' russkogo obyvatelya: V 3 ch. Ch. 2 Na shumnyh ulicah gradskih. - M.: Izdatel'skaya gruppa «Al'ma Mater», 2022. - 438 s.
27. Bruno E. Priroda sovetskoj vlasti: Ekologicheskaya istoriya Arktiki. - M.: Novoe literaturnoe obozrenie, 2024. - 344 s.
28. Stas' I.N. Koncepcii ozeleneniya i ekologicheskaya problematika v sovetskih genplanah Surguta (1964 - 1990 gg.) // Vestnik Surgutskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. - 2017. - N° 6 (51). - S. 96-103.
29. Kislenko A.O. Gorodskoe obshchestvo Kazani i sanitarno-ekologicheskie problemy vo vtoroj polovine XIX - nachale XX veka // Uchenye zapiski Kazanskogo universiteta. Seriya Gumanitarnye nauki. - 2021. - N° 3. - S. 213-225.
КИСЛЕНКО АНДРЕЙ ОЛЕГОВИЧ - ассистент кафедры отечественной истории и архивоведения Высшей школы международных отношений и мировой истории Института международных отношений, Казанский (Приволжский) федеральный университет ([email protected]).
KISLENKO, ANDREY O. - Assistant of the Department of Russian History and Archival Studies, Graduate School of International Relations and World History, Institute of International Relations, Kazan (Volga Region) Federal University ([email protected]).
ЭТНОГРАФИЯ И ЭТНОЛОГИЯ
УДК 903.2(=16) DOI: 10.24412/2308-264X-2024-2-236-241
БУТОВ И.С., ГАСАНОВ Б.А. СОКРОВИЩА ГРОМА: НАХОДКИ НЕОБЫЧНЫХ КАМНЕЙ В СТВОЛАХ И КРОНАХ ДЕРЕВЬЕВ В СЛАВЯНСКОЙ МИФОЛОГИИ
Ключевые слова: мифология, народные верования, фольклор, язычество, христианство, громовые стрелы, метеориты, обожествление небесных явлений.
В статье рассмотрены данные о влиянии на народную культуру индоевропейских (прежде всего, славянских) народов фактов обнаружения метеоритов и других необычных камней в стволах деревьев. Авторы показали, что такого рода находки чаще всего воспринимались в народе в качестве «громовых стрел», непосредственно влияя на формирование локальных мифов, ритуалов и верований. Отмечается, что за «небесные стрелы», как правило, принимались упавшие метеориты. По мнению авторов, это должно было быть действительно неординарное явление, гораздо более редкое, чем обычный удар молнии в дерево, который происходит достаточно часто. Связанные с такими событиями легенды и мифы нередко обуславливали формирование устойчивых практик почитания и образования на месте падения метеоритов святых мест.
BUTOV, I.S., HASANOV, B.A. TREASURES OF THUNDER: FINDS OF UNUSUAL STONES IN TRUMS AND CROWNS OF TREES
IN SLAVIC MYTHOLOGY
Key words: mythology, folk beliefs, folklore, paganism, Christianity, thunder arrows, meteorites, deification of celestial phenomena.
The article examines data on the influence on the folk culture of Indo-European (primarily Slavic) peoples from the discovery of meteorites and other unusual stones in tree trunks. The authors showed that finds of this kind were most often perceived by the people as "thunder arrows," directly influencing the formation of local myths, rituals and beliefs. It is noted that fallen meteorites, as a rule, were taken for "heavenly arrows". According to the authors, this must have been a truly extraordinary phenomenon, much more rare than an ordinary lightning strike on a tree, which occurs quite often. Legends and myths associated with such events often determined the formation of sustainable practices of veneration and the formation of holy places at the site of meteorite falls.
Представление о божестве, мечущем на землю молнии в виде стрел, сохранившееся в славянской традиционной культуре, является наследием индоевропейской древности, когда таким
же образом изображались действия бога-Громовержца. В разных традициях Громовержец получал различные имена (Зевс, Юпитер, Индра, Тор, Перун), но неизменным оставалась его отличительная черта - небесное разящее оружие. «Благодеянья его не забыли душой благодарной //Братья и сестры и отдали гром ему вместе с палящей //Молнией» [1, с. 503-505], ведийский Индра: «Твоя ваджра не будет знать удержу: // Ведь у тебя, о Индра, мужество и сила /.../ Разгневанный Индра, напав, //Ваджройразбивает спину //Бушующего Вритры /.../ Он поражает его в спину //Ваджрой с сотней сочленений» [2, I. С. 80. 3, 5, 6].
При смене языческих культов христианской парадигмой функция владыки молний и громов отошла фигурам из пантеона новой религии - единому Богу, кому-либо из архангелов (Михаил, Гавриил) или святым (св. Илья, св. Николай, св. Петр, св. Георгий): «Иногда он (св. Илья - прим. авт.) задевает за каменные горы и отрывает целые куски. Эти куски падают на землю -аэролиты» [3, с. 256]; «Метеориты (громовищ) также происходят от святого Ильи; это, собственно, и есть те камни, которые он дробит и скидывает вниз» [4, с. 134]; «Молния - это стрела, направленная Господом Богом в дьявола» [5, 8. 100]; «А гром - создае Никола Светый с Илем прароком» [6, с. 36]; «Молния бывает, когда св. Петр стреляет из ключа» [7, р. 111]; «Молнии есть не что иное, как стрелы, которые Архангел Михаил посылает в сатану и чертей» [8, с. 38]; «Гром есть страшное орудие на небе, для поражения чертей, хулящих Бога. Им заведуют Архангелы: Михаил и Гавриил» [9, с. 23]; «"Пярун" есть ничто иное, как выстрел, которым св. Юрий поражает чертей» [10, № 1647].
«Громовая стрела», будучи небесным явлением, в глазах носителей традиции имеет вполне материальные воплощения. Предметы, получающие такое название, находят в местах, куда ударила молния (или нечто, за нее принимаемое), либо в иных местах, но при этом они часто напоминают наконечник стрелы. В качестве упавших на землю «громовых стрел» в народе обычно фигурируют: макролиты (доисторическое каменное (кремневое) орудие), фульгуриты (фигуры, получающиеся из песка, спекшегося от удара молнии в землю), белемниты (сигарообразный окаменелый хрящ моллюска-белемнита) и, реже, сталактиты, кристаллы кварца, метеориты, камни необычной формы и т.п.
В рассказах о «громовой стреле» в качестве устойчивой детали упоминается о нахождении их в стволе дерева, куда ударило оружие небесного владыки. С одной стороны, появление «небесной стрелы» в дереве приписывалось молнии: «Громова стрела и в дерево заходит» [11, с. 78]; «По дереву молния пройдет, все выплавит, а в конях громовая стрела. Она красивая, как радужный карандаш, ее прибирают» [12, с. 135]; «У Прасковьи чертов палец есть [...] Его находят вроде бы в дереве, когда в него молонья стукнет» [13, с. 71]; «Верят: когда молния ударит в дуб или в дуб чернильный, в землю уходит стрелка, которая через двенадцать лет сама выходит из земли [...]. Она маленькая, белая, округлая или угловатая. Встречаются и заостренные» [14, с. 222]. Стрелой, как показывает запись из Иркутской области, могут считаться в том числе и фрагменты древесины с дерева, в который «ударил гром»: «громовая стрела "щепка от разбитого грозой дерева"» [15, с. 192].
С другой стороны, известно, что такие камни находили не только в корнях дерева, но его кроне. Например, подобные находки упомянуты при поиске подходящих объектов для лечения различных заболеваний людей и скота или магического превентивного средства в Чехии: « Человек находит камень или камешек, лежащий на ветвях дерева. Этим камешком ударяют три раза по зобу и бросают его в воду со следующими словами: "Дай Бог, чтоб зоб исчез, как исчез этот камень"» [16, №1279]. В одной из сербских записей также говорится о некой стрелице, которую можно обнаружить в дереве после удара молнии: «От колотья или прострела используется [...] вода, в которой настаивали «стрелицу» (ее находят в дереве, пораженном молнией)» [17, с. 126].
По мере обрастания в народной молве первоначального события мифологическими подробностями и магическими предписаниями, несколько терялся сам факт реального попадания небесного тела в дерево, превращаясь в некий фольклорный текст и бродячий сюжет, за подлинность которого не всегда ручались и те, кто истории о «громовой стреле» рассказывал. С нашей же точки зрения не до конца прояснен вопрос: что за предметы находили в стволах и кронах деревьев?
Если оставить в стороне такие случаи, когда в корнях разбитого молнией дерева обнаруживали образовавшийся в песчаной почве фульгурит или случайно находящийся в том же
месте макролит, камень необычной формы, то в случае, если при попадании «стелы» в дерево, оно уцелело, а «стрела» осталась в стволе, мы можем обоснованно предполагать, что речь идет об осколках метеорита.
О том, что «громовым камнем» могли называть и метеорит свидетельствует, в частности, запись в публикации Оскара Кольберга: «Такой громовый камень, шириной в два пальца, длинный и очень угловатый, как дубинка, летит по небу, затем ударяет куда-нибудь в дом или дерево» [18, 8. 461]. Сравните: «Девочка и бабушка пасли скот, поднялась гроза, они встали под елку и увидели, как летела «стрела» (полтора метра длиной, с наконечником). «Стрела ударила прямо в землю, пошел дым столбом, и образовалась яма» [19, с. 574].
■
Фото 1. Один из фрагментов метеорита Кунашак (вес 384 г), упавшего в 1949 году, выставлен вместе с частью ствола дерева от крыши зерносушилки, в котором он застрял. www.old.fmm.ru.
Тем не менее, отнюдь не только метеориты могли служить отправной точкой для таких легенд. В 2015 году во время одной из экспедиций группы «Урал-Космопоиск» (руководитель - Г. Соболев) на озере Анбаш Челябинской области России рядом с территорией полевого лагеря было обнаружено высохшее и обгоревшее дерево. Когда участники поездки попытались его срубить, то в стволе нашли обожженный почерневший камень. Он изначально был принят за метеорит и отдан на экспертизу, которая, однако показала, что это обычная горная порода (однако подвергшаяся следам температурных воздействий). По словам специалистов, проводивших анализ, земная порода может оказаться в дереве, если ствол изначально разветвляется на несколько, и как бы захватывает со временем камень. Оплавление же происходит из-за лесных пожаров или удара молнии.
Фото 2. Скриншот из видео Г. Соболева об обнаружении обожженного камня в стволе дерева.
Еще более интересно, когда попадание такой стрелы в дерево приводило к возникновению там святого места. Совершенно очевидно, что это должно было быть неординарное явление, гораздо более редкое, чем обычный удар молнии в дерево, который происходит достаточно часто. Так, согласно Н. Осояну, предание об основании одного из самых известных и важных румынских монастырей (Путны) гласит, что его построили на месте старого клена, в который вонзилась стрела господня Штефана Великого. Предположительно фрагмент ствола этого дерева до сих пор хранится в монастыре как одна из священных реликвий [20, с. 69].
Стоит также упомянуть легенду, зафиксированную д. Чудин Слуцкого уезда Минской губернии Республики Беларусь (ныне - агрогородок Чудин в Ганцевичского района Брестской области) и опубликованную этнографом А. К. Сержпутовским в 1917 году под названием «Цуд» («Чудо»). Согласно сведениям Левона Лебедика из д. Чудин, много лет назад старые люди рассказывали о том, что люди услышали, как при ясной погоде в небе загудело да загрохотало, а с запада показался «змей», который пролетел прямиком над селом. Однако «змей» упал за деревней в болота, да так, что аж земля задрожала. На другой день пошли люди на болото искать куски того змея, но ничего не обнаружили. О случае забыли до того момента как не заболел один пастух. Никакие лекарства или шептухи ему не помогали. Но он вспомнил, что в день, когда летела «святого Ильи стрела», искал свою корову и увидел, что перед ним упал толстенный дуб, а сама стрела в нем засела. С испугу от увиденного пастух заболел. Решил он съездить на то самое место, чтобы отойти. Когда его привезли туда, то обнаружили «каменную стрелу», всю черную да гладкую. Увидев такое чудо, люди помолились Богу и поставили там крест. По словам рассказчика, он сам еще ребенком ходил туда с матерью, когда у него болели глаза. На месте он увидел, что дуба уже не было, а в каплице лежал черный большой камень (та самая «каменная стрела») примерно с локоть длинной, а на нем горели свечки [21, с. 35-37].
Впрочем, никаких исторических свидетельств существования такой Прощи (святого места) в этом районе не сохранилось. Возможно, сюжет стоит отнести к категории «бродячих». Так, со слов кандидата исторических наук А.Н. Чернекевича, в 1990-е годы среди сотрудников Гродненского музея атеизма и религии существовала устойчивая легенда о подобном капище где-то в окрестностях Гродно. В то же время, проведенный И.С. Бутовым анализ исторических свидетельств о падениях метеоритов показал, что некоторые из них вполне могли сыграть роль вышеупомянутого змея [22].
Рис 1. Реконструкция поклонения «небесному камню» в полесских болотах. Рисунок Алины Мажариной, 2022 год.
Примером такого же рода, вероятно, может являться и предание об обретении мифологической «Голубиной книги», включающей в себя всю мудрость мира и содержащей информацию о законах мироздания. В духовных стихах она описывается как некий крупный материальный объект, упавший с неба: «А на той горе Сионския, // У тоя главы святы Адамовы
// Выростала древо кипарисова. // Ко тому-та древу кипарисову // Выпадала книга голубиная, // Со небес та книга повыпадала: // В долину та книга сорока пядей, // Поперек та книга двадцети пядей, //В толщину та книга тридцети пядей» [23, с. 209-210]. Она буквально сваливается сверху: «Со небес книга совалилася» [24, с. 285]. Ее падение может связываться с грозой: «Со той стороны с-под восточныя // Выставала туча темная, грозная; // Из той из тучи темныя, грозныя // Выпадала книга голубиная» [25, № 187]. А размеры варьироваться от текста к тексту: «А сорок локот довжинёю, //Пятьдзесят локот ширинёю, //Шесьдзесят вяршков глубинёю» [26], «Долины книга сороку сажень, // Поперечины двадсяти сажень» [24, с. 299]. Пядь примерно равна 17 см, локоть = 38-46 см, вершок - 4 см, сажень - 2 м. «Книга» падает в изначально почитаемое место, «к Латырю белу каменю» [24, с. 310] или же «посередь поля чистого» [27, №53], «посреди поля Сарачинского» [24, с. 316]. К месту ее обнаружения спешат люди разных сословий (цари, попы, богатыри).
Наблюдение необычных небесных явлений в народе неизбежно получает объяснение в рамках традиционных мифологических представлений, гиперболизируется и обрастает множеством сторонних подробностей. Комета будет истолкована как божественное знамение, пророчащее всевозможные беды, шаровая молния оказывается «огненным змеем», летающим к колдунье, а падение метеорита, в зависимости от масштабности последствий, объяснено, как удар «стрелы» Громовержца или же последствия битвы представителей высших сил (в формате мифа о начальных временах).
Таким образом, мифы о священных стрелах, находящихся в деревьях, имеют глубокие корни в индоевропейской мифологии. Эти мифы отражают общее представление о могущественных божествах, управляющих небесными явлениями, такими как гром и молния. Одним из зримых свидетельств их деятельности могли быть как раз находки необычных камней в стволах и кронах деревьев, приводящие в некоторых случаях к почитанию и самих мест обнаружения подобных артефактов. Метеоритная природа некоторых из таких камней может открыть широкие перспективы для этноастрономических и астрофольклорных исследований. Это также подчеркивает важность междисциплинарного подхода, требующего совместных усилий специалистов из разных областей науки, включая геологов и астрономов.
Подтвержденные находки метеоритов доказывают глубокую связь между человеческими обществами и космическими явлениями, предоставляя новое понимание того, как различные культуры воспринимали, интерпретировали и использовали их в своих ритуалах, мифах и легендах. Включение метеоритов в сложившиеся культовые практики также могло играть значительную роль в развитии и трансформации устоявшихся традиций и воззрений, обогащая их новыми символическими элементами, делая их более сложными и многогранными.
Литература и источники
1. Гесиод. Полное собрание текстов. Поэмы. Фрагменты. - М.: Лабиринт, 2001.
2. Ригведа. Мандалы I-IV / Изд. подготовила Т.Я. Елизаренкова. - М.: Наука, 1989.
3. Русские крестьяне. Жизнь. Быт. Нравы. Материалы Этнографического бюро князя В.Н. Тенишева. Т. 7. Ч. 2. Новгородская губерния. Череповецкий уезд. - СПб.: Деловая полиграфия, 2009.
4. Кайндль Р.Ф. Гуцули: 1х життя, звича1 та народт перекази. - Чертвщ, 2000.
5. WerenkoF. Przyczynek do lecznictwa ludowego. - Krakow, 1896.
6. Успенский Б.А. Филологические разыскания в области славянских древностей. - М.: Издательство Московского университета, 1982.
7. JaworczakA. Wies Dqbröwki, powiat Lancut. Monografjja etnograficzna. Lwöw, 1936.
8. Русские крестьяне. Жизнь. Быт. Нравы. Материалы Этнографического бюро князя В.Н. Тенишева. Т. 5. Ч. 4. Вологодская губерния. Тотемский, Устьсысольский, Устюгский и Яренский уезды. - СПб.: Деловая полиграфия, 2009.
9. Чубинский П.П. Труды этнографическо-статистической экспедиции в Западно-Русский край. Т. 1. - СПб., 1877.
10. Простонародные приметы и поверья, суеверные обряды и обычаи, легендарные сказания о лицах и местах. Собрал в Витебской Белоруссии Н.Я. Никифоровский. - Витебск: Губернская Типо-Литография, 1897.
11. Архангельский областной словарь. - Вып. 10 (Готовыш - Дело). - М.: Изд-во МГУ, 1999.
12. Словарь говоров Русского Севера. - Т. 3 (Г-Ж). - Екатеринбург: УрГУ, 2005.
13. ПодюковИ.А. Карагайская сторона. Народная традиция в обрядности, фольклоре и языке. - Кудымкар: Коми-Пермяцкое книжное изд-во, 2004.
14. ФилиповиНМ.С. Таковци (етнолошка посматрааа) // Српски етнографски зборник. - 1972. - Ка. 84.
15. Фразеологический словарь русских говоров Сибири. - Новосибирск: Наука. Сиб. отд., 1983.
16. Grohmann J.V. Aberglauben und Gebräuche aus Böhmen und Mähren. - Prag, 1864.
17. Мщ'атовиЬ С.М. Из народне медицине у Левчу // КарациЪ. Лист за српски народни живот, обича]е и предаае. - Кн. III. -Алексинац, 1901.
18. Kolberg О. Dziela wszystkie. T. XLVI. Kaliskie i sieradzkie. - Krakow, 1967.
19. Народная традиционная культура Псковской области: обзор экспедиционных материалов из научных фондов Фольклорно-этнографического центра. - Т. 1. -СПб. - Псков: Изд-во Областного центра народного творчества, 2002.
20. ОсоянуН. Румынские мифы. От вырколаков и фараонок до Mумы Пэдурий и Дракулы. - M.: Mанн, Иванов и Фербер, 2023.
21. Сержпутоусю А.К. Казю i анавяданш беларусау Слуцкага навета. - Minœ: Ушверспэцкае, 2000.
22. Бутов И.С. Полесская «Кааба» // [Электронный ресурс] URL: https://www.ufo-com.net/publications/art-13397-polesskaya-kaaba.html (дата обращения 04.03.2024).
23. Сборник Кирши Данилова. - M.: Наука, 1977.
24. Бессонов П. Калеки перехожие. - Вып. 2. - СПб.: Типография А. Семена, 1861.
25. Духовные стихи Русского Севера. - Петрозаводск: Карельский научный центр РАН, 2015.
26. Романов Е.Р. Белорусский сборник. - Вып. 5. Заговоры, апокрифы и духовные стихи. - Витебск: Типо-литография А.Г. Mалкина, 1891. - 450 с.
27. Беломорские старины и духовные стихи / Собрание А.В. Mаркова. - СПб.: Дмитрий Буланин, 2002.
References and Sources
1. Gesiod. Polnoe sobranie tekstov. Poemy. Fragmenty. - M.: Labirint, 2001.
2. Rigveda. Mandaly I-IV / Izd. podgotovila T.Ya. Elizarenkova. - M.: Nauka, 1989.
3. Russkie krest'yane. Zhizn'. Byt. Nravy. Materialy Etnograficheskogo byuro knyazya V.N. Tenisheva. T. 7. Ch. 2. Novgorodskaya guberniya. Cherepoveckij uezd. - SPb.: Delovaya poligrafiya, 2009.
4. Kajndl' R.F. Guculi: ïh zhittya, zvichaï ta narodni perekazi. - Chernivci, 2000.
5. Werenko F. Przyczynek do lecznictwa ludowego. - Kraków, 1896.
6. Uspenskij B.A. Filologicheskie razyskaniya v oblasti slavyanskih drevnostej. - M.: Izdatel'stvo Moskovskogo universiteta, 1982.
7. Jaworczak A. Wies D^brówki, powiat Lancut. Monografja etnograficzna. Lwów, 1936.
8. Russkie krest'yane. Zhizn'. Byt. Nravy. Materialy Etnograficheskogo byuro knyazya V.N. Tenisheva. T. 5. Ch. 4. Vologodskaya guberniya. Totemskij, Ust'sysol'skij, Ustyugskij i Yarenskij uezdy. - SPb.: Delovaya poligrafiya, 2009.
9. Chubinskij P.P. Trudy etnografichesko-statisticheskoj ekspedicii v Zapadno-Russkij kraj. T. 1. - SPb., 1877.
10. Prostonarodnye primety i pover'ya, suevernye obryady i obychai, legendarnye skazaniya o licah i mestah. Sobral v Vitebskoj Belorussii N.Ya. Nikiforovskij. - Vitebsk: Gubernskaya Tipo-Litografiya, 1897.
11. Arhangel skij oblastnoj slovar'. - Vyp. 10 (Gotovysh - Delo). - M.: Izd-vo MGU, 1999.
12. Slovar' govorov Russkogo Severa. - T. 3 (G-Zh). - Ekaterinburg: UrGU, 2005.
13. Podyukov I.A. Karagajskaya storona. Narodnaya tradiciya v obryadnosti, fol'klore i yazyke. - Kudymkar: Komi-Permyackoe knizhnoe izd-vo, 2004.
14. Filipovih M.S. Takovci (etnoloshka posmatraaa) // Srpski etnografski zbornik. - 1972. - Kft. 84.
15. Frazeologicheskij slovar' russkih govorov Sibiri. - Novosibirsk: Nauka. Sib. otd., 1983.
16. Grohmann J.V. Aberglauben und Gebräuche aus Böhmen und Mähren. - Prag, 1864.
17. Mijatovih S.M. Iz narodne medicine u Levchu // Kara^h. List za srpski narodni zhivot, obichaje i predate. - Kn. III. - Aleksinac, 1901.
18. Kolberg O. Dziela wszystkie. T. XLVI. Kaliskie i sieradzkie. - Kraków, 1967.
19. Narodnaya tradicionnaya kul'tura Pskovskoj oblasti: obzor ekspedicionnyh materialov iz nauchnyh fondov Fol'klorno-etnograficheskogo centra. -T. 1. -SPb. - Pskov: Izd-vo Oblastnogo centra narodnogo tvorchestva, 2002.
20. Osoyanu N. Rumynskie mify. Ot vyrkolakov i faraonok do Mumy Pedurij i Drakuly. - M.: Mann, Ivanov i Ferber, 2023.
21. Serzhputoyski A.K. Kazki i apavyadanni belarusay Sluckaga paveta. - Minsk: Universiteckae, 2000.
22. Butov I.S. Polesskaya «Kaaba» // [Elektronnyj resurs] URL: https://www.ufo-com.net/publications/art-13397-polesskaya-kaaba.html (data obrashcheniya 04.03.2024).
23. Sbornik Kirshi Danilova. - M.: Nauka, 1977.
24. Bessonov P. Kaleki perekhozhie. - Vyp. 2. - SPb.: Tipografiya A. Semena, 1861.
25. Duhovnye stihi Russkogo Severa. - Petrozavodsk: Karel'skij nauchnyj centr RAN, 2015.
26. Romanov E.R. Belorusskij sbornik. - Vyp. 5. Zagovory, apokrify i duhovnye stihi. - Vitebsk: Tipo-litografiya A.G. Malkina, 1891. - 450 s.
27. Belomorskie stariny i duhovnye stihi / Sobranie A.V. Markova. - SPb.: Dmitrij Bulanin, 2002.
БУТОВ ИЛЬЯ СТАНИСЛАВОВИЧ - кандидат с.-х. наук, старший научный сотрудник Республиканской лаборатории историко-культурного наследия, Центр исследований белорусской культуры, языка и литературы НАН Беларуси ([email protected]).
ГАСАНОВ БОГУМИЛ АШУМОВИЧ - независимый исследователь, Рязань ([email protected]).
BUTOV, ILYA S. - Ph.D. in Agricultural Sciences, Senior Researcher at the Republican Laboratory of Historical and Cultural Heritage of the National Research University «Center for Research of Belarusian Culture, Language and Literature of the National Academy of Sciences of Belarus», Minsk ([email protected]).
HASANOV, BOGUMIL A. - Ethnographer, Independent Researcher, Ryazan ([email protected]).
УДК 502.8(=351.43) Б01: 10.24412/2308-264Х-2024-2-241-246
КАРИЕВА Ф. А., ДОЛГИЕВА М.Б. ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ ИНГУШСКОГО НАРОДА И ИСТОРИЧЕСКАЯ ПАМЯТЬ (ПО МАТЕРИАЛАМ ГОРНОЙ ИНГУШЕТИИ)
Ключевые слова: Горная Ингушетия, история, памятники, культурное наследие, этнография, язычество, святилище, христианство, храм, жрец, зодчество.
В статье рассматриваются значение культовых сооружений Горной Ингушетии, являющихся особо ценным историко-культурным наследием народа для сохранения исторической памяти народа. Показано, что древние религиозные памятники имеют различные архитектурные формы и функциональное предназначение, обладают самобытными особенностями и характеризуют характер духовной жизни и этнокультуру ингушей. Разнохарактерные культовые объекты горной Ингушетии выступают памятниками истории и культуры регионального и Федерального значения и являются частью историко-культурного наследия Российской Федерации. Отмечено, что святилища, храмы и другие специальные культовые сооружения ингуша, как правило, строили на возвышенностях. При этом существовало два основных типа культовых памятников -столпообразные (без внутренних помещений) и склепообразные (со внутренними помещениями).