Научная статья на тему 'СОКРАЩЕНИЕ ДЕМПФЕРА СНИЗИТ СВЕРХПРИБЫЛИ РОССИЙСКИХ НПЗ, НО НЕ СДЕЛАЕТ ИХ УБЫТОЧНЫМИ'

СОКРАЩЕНИЕ ДЕМПФЕРА СНИЗИТ СВЕРХПРИБЫЛИ РОССИЙСКИХ НПЗ, НО НЕ СДЕЛАЕТ ИХ УБЫТОЧНЫМИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
62
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕФТЕПЕРЕРАБАТЫВАЮЩАЯ ОТРАСЛЬ / НЕФТЕПРОДУКТЫ / ДЕМПФЕРНЫЙ МЕХАНИЗМ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Каукин Андрей Сергеевич, Миллер Евгения Михайловна

Министерство финансов России рассматривает снижение в два раза выплат нефтеперерабатывающим компаниям по демпфирующему механизму с сентября 2023 г. на год. В статье оценивается влияние корректировки на экономику нефтеперерабатывающей отрасли, в частности возможность обеспечения внутреннего рынка безубыточным производством нефтепродуктов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REDUCING THE DAMPER WILL REDUCE SUPER PROFITS OF RUSSIAN REFINERIES, BUT WILL NOT MAKE THEM UNPROFITABLE

The RF Ministry of Finance is considering halving the payments to oil refining companies under the damping mechanism from September 2023 for a period of one year. The publication assesses the effects of the adjustment on the economics of the refining industry, in particular, the possibility to provide the domestic market with break-even production of petroleum products.

Текст научной работы на тему «СОКРАЩЕНИЕ ДЕМПФЕРА СНИЗИТ СВЕРХПРИБЫЛИ РОССИЙСКИХ НПЗ, НО НЕ СДЕЛАЕТ ИХ УБЫТОЧНЫМИ»

Промышленность

СОКРАЩЕНИЕ ДЕМПФЕРА СНИЗИТ СВЕРХПРИБЫЛИ РОССИЙСКИХ НПЗ, НО НЕ СДЕЛАЕТ ИХ УБЫТОЧНЫМИ

А. С. КАУКИН Е. М. МИЛЛЕР

Министерство финансов России рассматривает снижение в два раза выплат нефтеперерабатывающим компаниям по демпфирующему механизму с сентября 2023 г. на год. В статье оценивается влияние корректировки на экономику нефтеперерабатывающей отрасли, в частности возможность обеспечения внутреннего рынка безубыточным производством нефтепродуктов.

Ключевые слова: нефтеперерабатывающая отрасль, нефтепродукты, демпферный механизм. JEL Н24, 1_71, Q38, 041.

Демпфирующий механизм был введен в 2019 г. для сдерживания роста цен на бензин и дизельное топливо на внутреннем рынке. Формула расчета предполагала, что при более высоких экспортных ценах на нефтепродукты, чем цены на внутреннем рынке, нефтяники получают выплаты из бюджета и имеют возможность не поднимать цены в России (если цены на внутреннем рынке выше экспортных, то компании отчисляют часть этой разницы в бюджет) [5].

В формуле в качестве экспортных цен использовался средний за налоговый период уровень цен нефти сорта Urals на мировых рынках нефтяного сырья (котировки агентства Argus, которое рассматривает поставки до портов Италии и Нидерландов).

Вступление в силу запрета на экспорт российской нефти и нефтепродуктов в ЕС по морю и установление «ценового потолка» исказили показатель котировок цен на нефть Urals в связи с выстраиванием новых логистических цепочек и резким удлинением транспортного плеча при поставках из портов на западе Рос-

сии до новых рынков сбыта в Азиатском регионе. Использование таких котировок приводило к выпадению значительной части доходов бюджета, поэтому в феврале 2023 г. были приняты поправки к Налоговому кодексу, которые с 1 апреля 2023 г. ограничили дисконт на российскую нефть марки Urals по отношению к North Sea Dated для расчета нефтяных налогов [4].

Изменения должны были привести к уменьшению расходов бюджета на субсидии нефтяным компаниям по демпферному механизму, но выплаты из бюджета в апреле 2023 г. оказались выше предыдущего месяца: по данным Минфина России, в апреле 2023 г. из бюджета по демпферу было выплачено 107,2 млрд руб. -на 10,86% больше, чем в марте 2023 г. (96,7 млрд руб.); по сравнению с апрелем 2022 г. выплаты снизились в 4,2 раза [1]. Для исправления ситуации Минфин России предлагает скорректировать формулу расчета демпфера, снизив его в два раза за счет введения коэффициента 0,5 с сентября 2023 г. на год1.

Каукин Андрей Сергеевич, и.о. руководителя Научного направления «Реальный сектор» Института экономической политики имени Е.Т. Гайдара; заведующий лабораторией системного анализа отраслевых рынков РАНХиГС при Президенте Российской Федерации, канд. экон. наук (Москва), е-mail: kaukin@ranepa.ru; Миллер Евгения Михайловна, старший научный сотрудник РАНХиГС при Президенте Российской Федерации (Москва), е-mail: miller-em@ranepa.ru

1 За весь период существования механизм подвергался изменениям пять раз: в 2019 г. и 2021 г. — изменение индикативной цены на внутреннем рынке, в 2022 г. — изменение размера компенсации нефтяным компаниям разницы между экспортной и индикативной внутренней ценой топлива и учет дисконта Urals к Brent при расчете бензинового демпфера, в 2023 г. — учет дисконта Urals к Brent при расчете дизельного демпфера.

Была произведена оценка возможности того, что данная корректировка не ухудшит экономику нефтеперерабатывающей отрасли России при снижении затрат бюджета и, в частности, обеспечит внутренний рынок безубыточным производством нефтепродуктов. Расчет осуществлялся по двум сценариям.

В сценарии 1 предполагалось, что российские экспортеры нефти и нефтепродуктов испытывают трудности с реализацией своей

продукции: санкции ЕС на экспорт нефти и нефтепродуктов вступили в полную силу и введение новых ограничений может быть связано с существенным ущербом для некоторых стран ЕС. Поэтому усилен контроль над соблюдением уже действующих санкций; спрос на нефть со стороны других торговых партнеров России ограничен ввиду вероятного введения вторичных санкций; спрос на российскую нефть и нефтепродукты падает, в

Прогноз объемов добычи, экспорта, внутреннего потребления нефти и нефтепродуктов в 2023 г., млн т

Показатель Сценарий 1 Сценарий 2

Валютный курс, руб./долл. 76,53*1' 76,53

Цена на нефть, долл./барр. 51,23 60,00

Добыча нефти 488,9*2> 488,9

Экспорт нефти 185,2*3' 196,1 *41

Внутреннее потребление нефти*5) 303,7 292,8

Рост спроса на нефть за счет импортозамещения в химической отрасли, производстве резины и пластмассы 55,З*6' 37,8

Производство нефтепродуктов*7' 233,0 239,2

Экспорт нефтепродуктов*81 94,1 100,4

Внутреннее потребление нефтепродуктов 138,8 138,8

Рост внутреннего туризма*91 4,6 4,6

Рост спроса на грузовые перевозки из-за переориентации на Восток*10' 1,2 1,2

*" Сценарные условия функционирования экономики Российской Федерации и основные параметры прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов / Министерство экономического развития Российской Федерации. 14.04.2022. URL:

https://www.economy.gov.ru/material/directions/makroec/prognozy_socialno_ekonomicheskogo_razvitiya/scenarnye_u-

sloviya_funkcionirovaniya_ekonomiki_rossiyskoy_federacii_i_osnovnye_parametry_prognoza_socialno_ekonomicheskog-

o_razvitiya_rossiyskoy_federacii_na_2024_god_i_na_planovyy_period_2025_i_2026_godov.html

*2) Дополнительное сокращение добычи на 500 тыс. барр./сут. от уровня февраля 2023 г. составит 9,7 млн

барр./сут. до конца года (OPEC. 03.04.2023. URL: https://www.opec.org/opec_web/en/press_room/7120.htm).

*3) Предполагается, что экспорт нефти из России сократится на 15% (среднее значение между прогнозами EIA

и IEA). См., например, [8] и [9].

*4) Предполагается сокращение до 3,3 млн барр./сут., или на 10% [9]. *5) Разность между объемом добычи и объемом экспорта нефти.

*6) Прогнозы по объемам добычи нефти и экспорта нефтепродуктов не согласуются из-за разных источников предоставления данных. Для устранения этой проблемы вводится предположение, что спрос на нефть растет со стороны химической промышленности и производства резиновых изделий в результате импортозамещения [3]. *7) Сумма объемов экспорта нефтепродуктов и внутреннего потребления.

*®> Предполагается, что экспорт нефтепродуктов из России сократится на 25%, что больше, чем прогнозы экспертов, - см., например, [2]. Объясняется это тем, что нефтепродукты переориентировать на Восток гораздо сложнее, чем нефть, так как у основных покупателей (Индии, Китая) имеются свои нефтеперерабатывающие заводы.

1,91 По прогнозам Ассоциации туроператоров, спрос на внутренний туризм вырастет в 2023 г. на 30% (URL: https://tourism.interfax.ru/ru/news/articies/97169/). Предполагаем, что спрос на топливо вырастет тоже на 30% (спрос со стороны авиакомпаний в 2021 г., поданным ЦДУТЭК, составил 6,8 млн т-таким образом, в 2023 г. он вырастет на 2 млн т; среднемесячный спрос на бензин, дизельное топливо, мазут, нафту и средние дистилляты в 2021 г., поданным ЦДУТЭК, составил 8,6 млн т-таким образом, в 2023 г. он вырастет на 2,6 млнт). *101 Предполагается, что рост составит 0,3%, как и в 2022 г. См., например, [6]. Источник: составлено авторами.

ответ сокращается их производство (пропорционально объемам производства бензина на российских НПЗ).

В сценарии 2 предполагалось, что российские экспортеры нефти и нефтепродуктов испытывают трудности с реализацией своей продукции: санкции ЕС на экспорт нефти и нефтепродуктов вступили в полную силу, но контроль над их соблюдением предполагается не таким строгим, как в сценарии 1, из-за фактического соблюдения «ценового потолка» для нефти в 60 долл./барр. Сокращение экспорта все таки наблюдается - как из-за переориентации ЕС на импорт из других стран, так и за счет постепенного перехода на возобновляемые источники энергии; спрос на российскую нефть и нефтепродукты падает, в ответ сокращается их производство (пропорционально объемам производства бензина на российских НПЗ).

Прогнозные значения по объемам добычи, экспорта и переработки нефти и производству нефтепродуктов в сценариях 1 и 2 представлены в таблице.

Результаты расчетов ВДС нефтеперерабатывающей отрасли по двум сценариям представлены на рисунке.

В случае реализации сценария 1, т.е. более существенного сокращения внешнего спроса на российские нефть и нефтепродукты и цены на нефть ниже 60 долл./барр., объем безубыточной нефтепереработки с учетом сокращенной в два раза субсидии, начиная с 1 сентября 2023 г., составит 197 млн т (или 64% от всего объема нефтяного сырья, поступающего на переработку). Внутреннее потребление нефтепродуктов в сценарии 1 составляет 139 млн т; учитывая, что средняя глубина переработки нефти в России - около 84% [7], для обеспечения внутреннего спроса необходимо переработать до 167 млн т. Таким образом, корректировка демпфирующей надбавки, начиная с 1 сентября 2023 г., при реализации параметров, заложенных в сценарии 1, лишь сократит сверхприбыль НПЗ: все нефтяное сырье, поступившее на НПЗ, будет переработано с положительной прибылью. По данным Минфина России, в начале 2023 г. средняя

ВДС российских НПЗ в 2023 г. с учетом и без учета субсидии

Сценарий 1

Сценарий 2

15

25

OIN^OOlfllilUl T-i-P-rN^rMrsirvJ

'_I I — I — '_I 14 ln w

^NrMtNfNfN^iM

Нефтяное сырье**, млн т

Нефтяное сырье**, млн т

С учетом субсидии -Без учета субсидии

С учетом сокращенной субсидии

-С учетом субсидии -Без учета субсидии

С учетом сокращенной субсидии

* — ВДС отсортированных по ее объему НПЗ в порядке убывания.

** — Объемы нефтяного сырья, используемого в нефтепереработке отсортированных НПЗ, накопленным итогом. Примечание. В рамках приведены значения объемов нефтяного сырья, перерабатываемого с положительной ВДС. Источник: рассчитано авторами.

прибыль НПЗ составляла 8000 руб./т, тогда как раньше она была меньше 2000 руб./т, т.е. при сложившейся конъюнктуре часть прибыли НПЗ выплачивается из бюджета. Из результатов расчетов и статистики Минфина России можно сделать вывод, что уменьшение демпфера не должно сказаться на увеличении стоимости нефтепродуктов (дизельного топлива и бензина) на внутреннем рынке.

В случае реализации сценария 2 объем безубыточной нефтепереработки с учетом сокращенной в два раза субсидии по демпфирующему механизму составит 100% от всего объема нефтяного сырья, поступающего на переработку. Таким образом, корректировка демпфирующей надбавки, начиная с 1 сентября 2023 г., при реализации параметров, заложенных в сценарии 2, как и в сценарии 1, лишь сократит сверхприбыль НПЗ: все нефтяное сырье, поступившее на НПЗ, будет переработано с положительной прибылью.

Следует отметить, что система налогообложения нефтяной и нефтеперерабатывающей отрасли в России связана с рядом нерешенных проблем, которые, в частности, затрагивают демпфирующий механизм:

до сих пор законодательно не зафиксирован срок окончания выдачи субсидии НПЗ в виде обратного акциза с учетом демпфирующей надбавки (в отличие от сроков обнуления экспортной пошлины), что создает базу для потенциально неограниченного субсидирования отрасли, которое (с учетом того, что на обратный акциз могут рассчитывать компании, находящиеся под санкциями) даже необязательно будет связано с повышением эффективности производства на НПЗ и увеличением доли светлых фракций в корзине производимых нефтепродуктов;

частые корректировки параметров демпфирующей надбавки для сдерживания внутренних оптовых цен на топливо позволяют говорить о «ручном» управлении ценами на внутреннем рынке; сочетание двух фактически противоречащих друг другу механизмов налогообложения: демпфер, защищающий от роста цен на внутреннем рынке, накладывается на рост акцизных платежей на нефтепродукты (который приводит к росту розничных цен). ■

Литература

1. Алифирова Е. Корректировка демпфера откладывается до всестороннего обсуждения // Neftegaz.ru. 01.06.2023. URL: https://neftegaz.ru/news/neftechim/781685-korrektirovka-dempfera-otkladyvaetsya-do-vsestoronnego-obsuzhdeniya/

2. В ВЭБ.РФ спрогнозировали сокращение экспорта нефтепродуктов в России в 2023 году на 16% // ТАСС. 03.03.2023. URL: https://tass.ru/ekonomika/17187181

3. Катков М. Минпромторг провел аудит химической промышленности // Ведомости. 30.09.2022. URL: https://www.vedomosti.ru/business/articles/2022/09/30/943198-minpromtorg-provel-audit-himicheskoi-promishlennosti

4. Каукин А.С., Миллер Е.М. Законодательное ограничение размера скидки цены на нефть марки Urals к марке Brent // Экономическое развитие России. 2023. Т. 30. № 4. С. 57—60.

5. Каукин А. С., Миллер Е.М. Налоговый маневр в нефтяной отрасли: промежуточные итоги и риски дальнейшей реализации // Вопросы экономики. 2020. № 10. С. 28—43.

6. Кореняко А. «Дочка» «Сбера» спрогнозировала рост грузовых автоперевозок до 3 трлн руб. За счет чего аналитики ждут увеличения оборотов // РБК. 30.03.2023. URL: https://www.rbc.ru/business/ 30/03/2023/642435409a7947e436f4d7d2

7. Красинская А. Россия сократила переработку нефти на 3% в 2022 г. — Вице-премьер Новак // Argus. 13.02.2023. URL: https://www.argusmedia.com/ru/news/2419141-rossiia-sokratila-pererabotku-nefti-na-3-v-2022-g~vitsepremer-novak

8. Савенкова Д., Милькин В. Экспорт нефти и нефтепродуктов из России приблизился к историческому максимуму // Ведомости. 15.02.2023. URL: https://www.vedomosti.ru/business/articles/2023/02/15/ 963134-eksport-priblizilsya-maksimumu

9. Short-term Energy Outlook (STEO) / EIA. 2022. 11 April. URL: https://www.eia.gov/outlooks/steo/

References

1. Alifirova E. The correction of the damper is postponed pending a full discussion // Neftegaz.ru. 01.06.2023. URL: https://neftegaz.ru/news/neftechim/781685-korrektirovka-dempfera-otkladyvaetsya-do-vsestoronnego-obsuzhdeniya/

2. VEB.RF forecasts reduction of petroleum products exports in Russia by 16% in 2023 // TASS. 03.03.2023. URL: https://tass.ru/ekonomika/17187181

3. Katkov M. The Ministry of Industry and Trade conducted an audit of the chemical industry // Vedomosti.

30.09.2022. URL: https://www.vedomosti.ru/business/articles/2022/09/30/943198-minpromtorg-provel-audit-himicheskoi-promishlennosti

4. Kaukin A.S., Miller E.M. Legislative Gap on Urals Oil Price Discount to Brent Oil // Russian Economic Development. 2023. Vol. 30. No. 4. Pp. 57-60.

5. Kaukin A.S., Miller E.M. Tax maneuver in the oil industry: Provisional results and risks for further implementation // Voprosy Ekonomiki. 2020. No. 10. Pp. 28-43.

6. Korenyako A. Subsidiary of Sber has predicted the growth of freight traffic up to Rb3 trillion. Analysts expect turnover growth driven by // RBC. 30.03.2023. URL: https://www.rbc.ru/business/30/03/2023/ 642435409a7947e436f4d7d2

7. Krasinskaya A. Russia reduced oil refining by 3% in 2022 - Deputy Prime Minister Novak // Argus.

13.02.2023. URL: https://www.argusmedia.com/ru/news/2419141-rossiia-sokratila-pererabotku-nefti-na-3-v-2022-g_vitsepremer-novak

8. Savenkova D., Milkin V. Exports of oil and petroleum products from Russia approached a historical maximum // Vedomosti. 15.02.2023. URL: https://www.vedomosti.ru/business/articles/2023/02/15/963134-eksport-priblizilsya-maksimumu

9. Short-term Energy Outlook (STEO) / EIA. 2022. 11 April. URL: https://www.eia.gov/outlooks/steo/

Reducing the Damper Will Reduce Super Profits of Russian Refineries, but Will not Make Them Unprofitable

Andrey S. Kaukin — Acting Head of the Scientific Direction «Real sector» of the Gaidar Institute for Economic Policy; Head of Department for System Analysis of Sectorial Markets of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, Candidate of Economic Sciences (Moscow, Russia). E-mail: kaukin@ranepa.ru

Eugenia M. Miller — Senior Researcher of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (Moscow, Russia). E-mail: miller-em@ranepa.ru

The RF Ministry of Finance is considering halving the payments to oil refining companies under the damping mechanism from September 2023 for a period of one year. The publication assesses the effects of the adjustment on the economics of the refining industry, in particular, the possibility to provide the domestic market with break-even production of petroleum products.

Key words: oil refining sector, petroleum products, damper mechanism. JEL-codes: H24, L71, Q38, Q41.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.