Научная статья на тему 'Налоговый маневр и поставки нефти в Белоруссию'

Налоговый маневр и поставки нефти в Белоруссию Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
97
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЕЛОРУССИЯ / НАЛОГОВЫЙ МАНЕВР / НЕФТЬ / ЭКСПОРТНЫЕ ПОШЛИНЫ НА НЕФТЬ И НЕФТЕПРОДУКТЫ / НДПИ / BELORUSSIA / TAX MANEUVER / OIL / EXPORT DUTIES ON OIL AND PETROLEUM PRODUCTS / MET

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Каукин Андрей Сергеевич, Миллер Евгения Михайловна

Развитие торговли нефтью между Россией и Белоруссией в условиях постепенного обнуления российских экспортных пошлин на нефть зависит от дальнейшей конкретизации существующих договоренностей. В случае фиксирования объемов поставок нефти в Белоруссию российские нефтяные компании понесут финансовые потери из-за снижения премии, которая выплачивается им белорусскими НПЗ за беспошлинные поставки нефти. Более предпочтительным для российской экономики является альтернативный вариант, предполагающий некоторое сокращение поставок сырой нефти в Белоруссию с одновременным наращиванием собственной нефтепереработки, что отвечало бы логике проведения в России налогового маневра.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Tax Maneuver and Crude Oil Supplied to Belorussia

Development of crude oil supplies between Russia and Belorussia in the context of gradual reduction in customs duties to zero-rate tariff on crude oil depends on further specification of current arrangements. In the event of fixed volumes of crude oil supplies to Belorussia, the oil companies will bear financial losses by getting a reduced premium paid to them by Belorussian oil refineries for the duty-free oil supplies. The Russian economy would prefer quite a different option envisaging moderate decrease of crude oil supplies to Belorussia while increasing their own oil-refining capacities which would be in response to the implementation of tax maneuver in Russia.

Текст научной работы на тему «Налоговый маневр и поставки нефти в Белоруссию»

Налогообложение

налоговый маневр и поставки нефти в белоруссию

А. С. КАУКИН Е. М. МИЛЛЕР

Развитие торговли нефтью между Россией и Белоруссией в условиях постепенного обнуления российских экспортных пошлин на нефть зависит от дальнейшей конкретизации существующих договоренностей. В случае фиксирования объемов' поставок нефти в Белоруссию российские нефтяные компании понесут финансовые потери из-за снижения премии, которая выплачивается им белорусскими НПЗ за беспошлинные поставки нефти. Более предпочтительным для российской экономики является альтернативный вариант, предполагающий некоторое сокращение поставок сырой нефти в Белоруссию с одновременным наращиванием собственной нефтепереработки, что отвечало бы логике проведения в России налогового маневра.

Ключевые слова. Белоруссия, налоговый маневр, нефть, экспортные пошлины на нефть и нефтепродукты, НДПИ.

С 1 января 2019 г.2 начался завершающий этап налогового маневра3, призванный устранить неэффективность субсидирования отечественной экономики заниженными ценами на нефть4. В число запланированных изменений входят: обнуление в период 2019-2024 гг. ставок экспортных пошлин на нефть и нефтепродукты; повышение базовой ставки НДПИ на величину сокращения ставки экспортной пошлины на нефть; адресное субсидирование

нефтепереработки и потребителей нефтепродуктов через механизм обратного акциза на нефтяное сырье, налоговый вычет к нему и демпфирующей надбавки5.

Данные изменения затрагивают экономику нефтеперерабатывающей отрасли Белоруссии, так как поставки на белорусские НПЗ до настоящего времени осуществлялись на особых условиях. А именно - без уплаты экспортной пошлины6 (согласно расчетам Института

Каукин Андрей Сергеевич, заведующий лабораторией системного анализа отраслевых рынков РАНХиГС при Президенте Российской Федерации; заведующий лабораторией отраслевых рынков и инфраструктуры Института экономической политики имени Е.Т. Гайдара, канд. экон. наук (Москва), е-таИ: kaukin@ranepa.ru; Миллер Евгения Михайловна, старший научный сотрудник РАНХиГС при Президенте Российской Федерации (Москва), е-таП: miller-em@ranepa.ru

1 В соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь о мерах по урегулированию торгово-экономического сотрудничества в области экспорта нефти и нефтепродуктов (заключено в г. Москве 12.01.2007 г., ред. от 10.10.2018 г.) указано, что Минэкономразвития и Минэнерго России согласовывают индикативные балансы поставки экспорта нефти из России в Белоруссию с Минэкономразвития Белоруссии и Белорусским государственным концерном по нефти и химии до 1 октября каждого текущего года на следующий календарный год. Действующая редакция предполагает объем экспорта 24 млн. т до 2024 г., указанные ежегодные объемы нефти могут быть изменены в зависимости от технических возможностей магистральных нефтепроводов не более чем на 2%. Конкретизация условий (в том числе ценовых) будет зависеть от принятых сторонами договоренностей.

2 Согласно Федеральному закону от 3 августа 2018 г. № 305-Ф3 «О внесении изменений в статью 3.1 Закона Российской Федерации "О таможенном тарифе"» и Федеральному закону от 3 августа 2018 г. № 301-Ф3 «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации».

3 Подробнее о параметрах налогового маневра и рисках их ручного регулирования см. [1] и [6].

4 О предпосылках проведения налогового маневра см. [2; 3; 4].

5 Демпфирующая надбавка представляет собой долю от разницы между экспортным нетбэком (экспортная цена топлива минус транспортные расходы и экспортная пошлина) в «морских портах Северо-Западного ФО» и базовой ценой. В случае если базовая цена выше экспортного нетбэка, то компании выплачивают долю от разницы в бюджет.

6 Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь о мерах по урегулирова-

w со

UJ a

0

1 о

n

A

о

Рис. 1. Распределение субсидии, получаемой российской экономикой за счет заниженных цен на нефть (в ценах 2019 г., среднегодовая цена нефти марки Brent - 63,69 долл./барр., валютный курс - 64,62 руб./долл.)

о п п

о

>

о

—I

о о

СП

ь

О

X

Рис. 2. Составляющие цены на нефть для белорусских НПЗ

Цена нефти для белорусских НПЗ

Цена нефти на мировом рынке

Разница в транспортных издержках

Экспортная пошлина

Премия нефтяным компаниям

L

У

- Цена нефти на российском рынке

Источник: расчеты Института экономической политики им. Е.Т. Гайдара.

экономической политики им. Е.Т. Гайдара недополученные налоговые поступления в бюджет РФ от поставок в Белоруссию составляют около 0,1% ВВП России - подробнее см. рис. 17), но с учетом премии российским компаниям-поставщикам за беспошлинную поставку нефти.

На рис. 2 схематично изображены составляющие цены на нефть для белорусских НПЗ. Из него видно, что их отличие от внутренних российских цен на нефть состоит в премии, выплачиваемой белорусскими НПЗ российским нефтяным компаниям за беспошлинную поставку нефти. Размер премии определяется контрактами между НПЗ Белоруссии и российскими нефтяниками и, по разным данным8, составляет 6-10 долл./т. Постепенное обнуление экспортной пошлины, предусмотренное налоговым маневром, увеличит цену на российскую нефть для Белоруссии на величину пошлины (за счет выравнивания внутрирос-сийских и мировых цен за вычетом транспортных издержек), за что Белоруссия хотела бы получить компенсацию.

В течение 2019 г. страны не могли прийти к соглашению по механизму и размеру компенсации. 21 февраля 2020 г. [7] была представлена предварительная договоренность: компенсация будет осуществлена за счет российских

нефтяных компаний путем ежегодного сокращения их премии на 2 долл./т. Рассмотрим более подробно, как данное изменение отразится на каждой из сторон.

В табл. 1 показаны объемы экспорта российской нефти в Белоруссию в разрезе отдельных компаний. Дальнейшие расчеты строятся исходя из предположения о том, что в 2020 г. поставки возрастут с 18,1 до 24 млн. т нефти и останутся на этом уровне до 2024 г. Также предполагается, что сохранятся пропорции поставок нефти между компаниями-экспортерами.

Таблица 1

Экспорт российской нефти в Белоруссию российскими компаниями, млн. т

2019 г. 20202024 гг.

Поставки нефти в Белоруссию -всего 18,1 24,0

в том числе:

Роснефть (с учетом Башнефти) 8,8 11,7

ЛУКОЙЛ 2,8 3,7

Сургутнефтегаз 2,6 3,5

Газпромнефть 1,7 2,3

Татнефть 1,2 1,6

Независимые компании 1,0 1,3

Источник: составлено авторами с использованием данных из работы [7].

нию торгово-экономического сотрудничества в области экспорта нефти и нефтепродуктов (заключено в г. Москве 12.01.2007 г., ред. от 10.10.2018 г.).

7 Из расчетов следует, что поставляемая на внутренний рынок нефть в случае продажи на экспорт обеспечила бы поступления в бюджет от экспортной пошлины в размере около 1,7% ВВП. Данная величина условно может рассматриваться как субсидия, передаваемая на внутренний российский рынок. Расчеты показывают, что механизм взимания экспортных пошлин приводит

к субсидированию не потребителей энергоресурсов, а, в основном, отечественных НПЗ. Аналогичная схема справедлива и для НПЗ Белоруссии, которым в 2019 г. было поставлено 18,1 млн. т нефти, что означает, что упущенные поступления в российский бюджет от неполученной экспортной пошлины на данном направлении составили порядка 0,1% ВВП.

8 Точные значения отсутствуют в открытом доступе. В качестве источника использована работа [7].

НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ

В рамках сценария 1 (дальнейшая интерпретация расчетов в тексте приводится для него) валютный курс составляет 64,6 руб./ долл., цена на нефть - 63,7 долл./барр.9), параметры и формула расчета ставки экспортной пошлины взяты из Закона РФ от 21 мая 1993 г. № 5003-1 «О таможенном тарифе» (ред. от 18.02.2020 г.). (Подробнее см. табл. 2.) Также в табл. 2 представлены другие сценарии: сценарий 2 с ценой на нефть 32 долл./барр. и

курсом 78 руб./долл.; сценарий 3 с ценой на нефть 40 долл./барр. и курсом 70 руб./долл.; сценарий 4 с ценой на нефть 50 долл./барр. и курсом 65 руб./долл. Пары «цена на нефть-курс» взяты из исторических среднемесячных данных (соответственно за январь 2016 г., за март 2016 г., за январь 2015 г.).

Результаты расчета размера премии за беспошлинную поставку нефти российскими компаниями в Белоруссию за период 2019-

Таблица 2

Параметры, используемые для расчета эффекта от снижения премии компаниям-экспортерам

Название сценария и его параметры 2019 г. 2020 г. 2021 г. 2022 г. 2023 г. 2024 г.

Курс доллара, руб./долл. 64,6 64,6 64,6 64,6 64,6 64,6

Цена на нефть: 64,6 64,6 64,6 64,6 64,6 64,6

>5 долл./барр. 63,7 63,7 63,7 63,7 63,7 63,7

О. долл./т 465,0 465,0 465,0 465,0 465,0 465,0

X § о Экспортная пошлина при проведении налогового маневра:

долл./т 94,9 76,0 57,0 37,9 19,0 0,0

руб./т 6132,9 4910,7 3681,2 2451,7 1229,5 0,0

Курс доллара, руб./долл. 64,6 78,0 78,0 78,0 78,0 78,0

Цена на нефть:

см долл./барр. 63,7 32,0 32,0 32,0 32,0 32,0

О. долл./т 465,0 233,6 233,6 233,6 233,6 233,6

X о Экспортная пошлина при проведении налогового маневра:

долл./т 94,9 29,7 22,3 14,8 7,4 0,0

руб./т 6132,9 2316,7 1736,7 1156,6 580,0 0,0

Курс доллара, руб./долл. 64,6 70,0 70,0 70,0 70,0 70,0

Цена на нефть:

еэ долл./барр. 63,7 40,0 40,0 40,0 40,0 40,0

О. долл./т 465,0 292,0 292,0 292,0 292,0 292,0

X 0) ^ О Экспортная пошлина при проведении налогового маневра:

долл./т 94,9 41,4 31,0 20,7 10,4 0,0

руб./т 6132,9 2897,1 2171,8 1446,4 725,4 0,0

Курс доллара, руб./долл. 64,6 65,0 65,0 65,0 65,0 65,0

Цена на нефть:

долл./барр. 63,7 50,0 50,0 50,0 50,0 50,0

О. долл./т 465,0 365,0 365,0 365,0 365,0 365,0

X § О Экспортная пошлина при проведении налогового маневра:

долл./т 94,9 56,0 42,0 28,0 14,0 0,0

руб./т 6132,9 3639,7 2728,4 1817,1 911,3 0,0

Источник: расчеты авторов.

' Среднегодовые значения за 2019 г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

40 ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РОССИИ • ТОМ 27 • № 4 • АПРЕЛЬ 2020

Q. СО

m

о см

о ■si-см

с

ГО

о

о

h- . ■&

О)

X

&

Q. й

<

1 S §8 m J-0)

0 ч

-1 а) см

1 я

ш Е

я со

о со

о °> ° «о

9 £

а. m

aii я * о m g т . т о

g о a

I см

- о. 2 fijij CmS

s Ё il

2024 гг. в разрезе компаний-экспортеров показаны в табл. 3. Вариант 1 представляет здесь собой сохранение ставки премии российским нефтяным компаниям за беспошлинную поставку нефти в размере 10 долл./т в 20202024 гг., вариант 2 - снижение ставки премии на 2 долл./т ежегодно до полного ее обнуления в 2024 г. Результаты расчетов свидетельствуют о том, что российским нефтяным компаниям, поставляющим нефть белорусским НПЗ, исполнение варианта 2 будет стоить за рассматриваемый период 720 млн. долл. (эта сумма складывается только из снижения премии, выплачиваемой белорусской стороной; дополнительная прибыль российских компаний от роста цен на нефть в результате снижения экспортных пошлин изымается в бюджет РФ за счет соответствующего увеличения НДПИ).

В табл. 4 представлены результаты расчета размера фактической субсидии белорусским НПЗ по двум вышеописанным вариантам. В варианте 1 структура цены для белорусских НПЗ изменяется за счет снижения экспортной пошлины, в варианте 2 к снижению экспортной пошлины добавляется снижение премии российским нефтяным компаниям. Из расчетов следует, что снижение экспортной пошлины в расчете на тонну нефти не является эквивалентным снижению премии нефтяным компаниям: экспортная пошлина для принятых макроусловий снижается на 19 долл./т ежегодно, а премия нефтяным компаниям - только на 2 долл./т. Расчеты по сценариям 2-4 показывают, что эта разница уменьшается при снижении мировой цены на нефть (в сценарии 2, где цена на нефть является самой низкой из рассматриваемых вариантов и составляет 32 долл./ барр., сокращение экспортной пошлины составляет 7 долл./т)10.

Таким образом, снижение ставки экспортной пошлины на российскую нефть приближает внутренние цены к мировым. Применительно к поставкам в Белоруссию эф-

10 Снижение экспортной пошлины в расчете на тонну нефти становится эквивалентным снижению премии нефтяным компаниям при цене на нефть около 20 долл./барр.

£ Таблица 4

К1 Размер субсидии (разница между экспортной пошлиной и премией российским нефтяным компаниям) НПЗ Белоруссии за счет

беспошлинной торговли нефтью при проведении налогового маневра в России при различных макросценариях

О) а

0

1

о

п

А

о

о п п

о

Размер субсидии белорусским НПЗ с учетом выплаты премии российским нефтяным компаниям за беспошлинную продажу нефти 2019 г. 2020 г. 2021 г. 2022 г. 2023 г. 2024 г.

Вар. 1 Вар. 2 Вар. 1 Вар. 2 Вар. 1 Вар. 2 Вар. 1 Вар. 2 Вар. 1 Вар. 2 Вар. 1 Вар. 2

Сценарий 1

долл./т 84,9 84,9 66,0 68,0 47,0 51,0 27,9 33,9 9,0 17,0 -10,0 0,0

млн. долл. 1536,9 1583,9 1631,9 1127,2 1223,2 670,6 814,6 216,7 408,7 -240,0 0,0

Сценарий 2

долл./т 84,9 84,9 19,7 21,7 12,3 16,3 4,8 10,8 -2,6 5,4 -10,0 0,0

млн. долл. 536,9 536,9 472,8 520,8 294,4 390,4 115,9 259,9 -61,5 130,5 -240,0 0,0

Сценарий 3

долл./т 84,9 84,9 31,4 33,4 21,0 25,0 10,7 6,7 0,4 8,4 -10,0 0,0

млн. долл. 1536,9 1536,9 753,3 801,3 504,6 600,6 255,9 399,9 8,7 200,7 -240,0 0,0

Сценарий 4

долл./т 84,9 84,9 46,0 48,0 32,0 36,0 18,0 24,0 4,0 288,5 -240,0 0,0

млн. долл. 1536,9 1536,9 1103,9 1151,9 767,4 863,4 430,9 574,9 96,5 12,0 -10,0 0,0

Примечание. Вариант 1: сохранение ставки премии за поставку нефти без ЭП - 10 долл./т в 2020-2024 гг. Вариант 2: снижение ставки премии за поставку нефти без ЭП на 2 долл./т ежегодно. Источник: расчеты авторов.

фект от данных изменений для российского бюджета является положительным, так как сокращаются потери от субсидирования белорусской экономики: согласно расчетам в 2019 г. с каждой тонны нефти, экспортированной в Белоруссию, бюджетом было недополучено 94 долл.

Уменьшение премии, выплачиваемой Белоруссией российским компаниям, приведет к финансовым потерям последних. При этом рост цены поставки нефти в Белоруссию не приведет к увеличению прибыли российских поставщиков, так как дополнительная прибыль будет изыматься за счет пропорционального роста НДПИ. При закреплении на государственном уровне договоренностей о сохранении текущих объемов поставок нефти в Белоруссию указанные финансовые потери не смогут быть компенсированы. В ином случае у российских компаний появится дополнитель-

ный стимул для расширения собственной нефтепереработки, что отвечает логике проведения налогового маневра в отрасли - за счет частичного сокращения поставок сырья в Белоруссию (в такой ситуации возможно и частичное замещение белорусских нефтепродуктов на мировом рынке).

С точки зрения Белоруссии закупки российской нефти остаются экономически целесообразными, так как даже в условиях постепенной отмены экспортной пошлины эта нефть является самым дешевым предложением11. Кроме того, в среднесрочной перспективе это и технически целесообразно, так как белорусские НПЗ настроены на переработку российской нефти (в 2019 г. переработка ими норвежской нефти, скорее всего, осуществлялась с разбавлением имеющихся запасов российской нефти либо с разбавлением при разгрузке танкера - своп-контракты). ■

Литература

1. Жемкова А.М., Идрисов Г.И., Каукин А.С., Миллер Е.М. Заморозка цен на нефтепродукты — остановка налогового маневра? // Экономическое развитие России. 2019. Т. 26. № 1. С. 31—35.

2. Идрисов Г.И., Каукин А.С. Налоговый маневр: ускорение экономического роста в ущерб бюджетной консолидации // Экономическое развитие России. 2019. Т. 26. № 6. С. 35—39.

3. Идрисов Г.И., Синельников-Мурылев С.Г. Модернизация или консервация: роль экспортной пошлины на нефть и нефтепродукты // Экономическая политика. 2012. № 3. С. 5—19.

4. Идрисов Г.И., Синельников-Мурылев С.Г. Экспортная пошлина на нефть: отменить нельзя сохранить // Нефть России. 2011. № 12. С. 72-77.

5. Индикативный баланс по нулям. Россия до конца 2019 г. не будет поставлять в Белоруссию бензин, дизель и мазут // Neftegas.ru. 12.10.2018. URL: https://neftegaz.ru/news/Trading/197801-indikativnyy-balans-po-nulyam-rossiya-do-kontsa-2019-g-ne-budet-postavlyat-v-belorussiyu-benzin-dize/

6. Каукин А.С., Миллер Е.М. Налоговый маневр в нефтяной отрасли: риски «ручного регулирования» // Экономическое развитие России. 2019. Т. 26. № 7. С. 87-92.

7. Топорков А., Вавина Е., Бочарова С. Россия согласна на уступки Белоруссии в поставках нефти // Ведомости. 21.02.2020. URL: https://www.vedomosti.ru/business/articles/2020/02/21/ 823623-rossiya-soglasna-na-ustupki-v-postavkah-nefti

References

1. Zhemkova A.M., Idrisov G.I., Kaukin A.S., Miller E.M. Price Freeze on Petroleum Products — Shutdown of the Tax Maneuver? // Russian Economic Development. 2019. Vol. 26. No. 1. Pp. 31—35.

2. Idrisov G.I., Kaukin A.S. Tax Maneuver: Acceleration of Economic Growth against Fiscal Consolidation // Russian Economic Development. 2019. Vol. 26. No. 6. Pp. 35—39.

3. Idrisov G.I., Sinelnikov-Murylev S.G. Modernization or Conservation: The Role of the Export Duty on Oil and Petroleum Products // Economic Policy. 2012. No. 3. Pp. 5—19.

11 Отсутствие выхода к морю создает логистические проблемы (издержки разгрузки танкера и перевозки нефти железной дорогой выше, чем при транспортировке по нефтепроводу; запуск нефтепровода «Одесса-Броды» требует закачки буферной нефти).

НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ

4. Idrisov G.I., Sinelnikov-Murylev S.G. Export Duty on Oil: Abolish Impossible Retain // Neft Rossii. 2011. No. 12. Pp. 72-77.

5. Indicative Balance at Zero. Russia Will Not Supply Gasoline, Diesel Oil and Heating Oil to Belorussia // Neftegas.ru. 12.10.2018. URL: https://neftegaz.ru/news/Trading/197801-indikativnyy-balans-po-nulyam-rossiya-do-kontsa-2019-g-ne-budet-postavlyat-v-belorussiyu-benzin-dize/

6. Kaukin A.S., Miller E. M. Tax Maneuver in the Oil Sector: Risks of «Manual Regulation» // Russian Economic Development. 2019. Vol. 26. No. 7. Pp. 87-92.

7. Toporkov A., Vavina E., Bocharova S. Russia Consents to Discounts in Oil Supplies to Belorussia // Vedomosti. 21.02.2020. URL: https://www.vedomosti.ru/business/articles/2020/02/21/ 823623-rossiya-soglasna-na-ustupki-v-postavkah-nefti

Tax Maneuver and Crude Oil Supplied to Belorussia

Andrey S. Kaukin - Head of Department for System Analysis of Sectoral Markets of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration; Head of Sectoral Markets and Infrastructure Department of the Gaidar Institute, Candidate of Economic Sciences (Moscow, Russia). E-mail: kaukin@ranepa.ru Eugenia M. Miller - Senior Researcher of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (Moscow, Russia). E-mail: miller-em@ranepa.ru

Development of crude oil supplies between Russia and Belorussia in the context of gradual reduction in customs duties to zero-rate tariff on crude oil depends on further specification of current arrangements. In the event of fixed volumes of crude oil supplies to Belorussia, the oil companies will bear financial losses by getting a reduced premium paid to them by Belorussian oil refineries for the duty-free oil supplies. The Russian economy would prefer quite a different option envisaging moderate decrease of crude oil supplies to Belorussia while increasing their own oil-refining capacities which would be in response to the implementation of tax maneuver in Russia.

Key words: Belorussia, tax maneuver, oil, export duties on oil and petroleum products, MET.

44 ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РОССИИ • ТОМ 27 • № 4 • АПРЕЛЬ 2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.