Научная статья на тему 'СОХРАННОСТЬ ГРУЗА И АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ РЕШЕНИЯ ПО УТИЛИЗАЦИИ И ПЕРЕРАБОТКЕ УПАКОВОЧНЫХ МАТЕРИЛОВ ДЛЯ ТРАНСПОРТНЫХ КОМПАНИЙ'

СОХРАННОСТЬ ГРУЗА И АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ РЕШЕНИЯ ПО УТИЛИЗАЦИИ И ПЕРЕРАБОТКЕ УПАКОВОЧНЫХ МАТЕРИЛОВ ДЛЯ ТРАНСПОРТНЫХ КОМПАНИЙ Текст научной статьи по специальности «Прочие технологии»

CC BY
51
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
транспортные процессы / транспортные компании / утилизация / переработка / вторичное использование / упаковочные материала / экология / сохранность груза / transport processes / transport companies / recycling / recycling / recycling / packaging materials / ecology / cargo safety.

Аннотация научной статьи по прочим технологиям, автор научной работы — Салихова Эльвира Вахитовна, Турсунбаева Диана Ильдаровна

Статья посвящена рассмотрению актуальных вопросов, связанных с альтернативными решениями по утилизации и переработке упаковочных материалов для транспортных компаний, а также изучение вопроса о сохранности перевозимого груза. На примере уже созданных упаковочных материалов и современных методов их утилизации и переработки, а также вторичного использования, предложена оптимизация данных процессов. Так, в частности, обоснована целесообразность использования упаковочных материалов нового поколения для сохранности груза в транспортных процессах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим технологиям , автор научной работы — Салихова Эльвира Вахитовна, Турсунбаева Диана Ильдаровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CARGO SAFETY AND ALTERNATIVE SOLUTIONS RECYCLING AND RECYCLING OF PACKAGING MATERIALS FOR TRANSPORT COMPANIES

The article is devoted to the consideration of topical issues related to alternative solutions for the disposal and processing of packaging materials for transport companies, as well as the study of the safety of the transported cargo. Based on the example of already created packaging materials and modern methods of their utilization and recycling, as well as secondary use, the optimization of these processes is proposed. Thus, in particular, the expediency of using new-generation packaging materials for the safety of cargo in transport processes is justified.

Текст научной работы на тему «СОХРАННОСТЬ ГРУЗА И АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ РЕШЕНИЯ ПО УТИЛИЗАЦИИ И ПЕРЕРАБОТКЕ УПАКОВОЧНЫХ МАТЕРИЛОВ ДЛЯ ТРАНСПОРТНЫХ КОМПАНИЙ»

безопасности / В.С. Сафонов // Научно-технический сборник «Вести газовой науки». - 2017. - № 1 (29). - С. 83-89.

6. Филин Н.В., Буланов А.Б. Жидкостные криогенные системы. - Л.: «Машиностроение», 1985. - 247 с.

УДК 656

Салихова Эльвира Вахитовна, Турсунбаева Диана Ильдаровна Salikhova Elvira Vakhitovna, Tursunbayeva Diana Ildarovna

Студент Student

Набережночеслнинский институт «Казанский федеральный университет» Naberezhnye Chelny Institute «Kazan Federal University»

СОХРАННОСТЬ ГРУЗА И АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ РЕШЕНИЯ ПО УТИЛИЗАЦИИ И ПЕРЕРАБОТКЕ УПАКОВОЧНЫХ МАТЕРИЛОВ ДЛЯ ТРАНСПОРТНЫХ КОМПАНИЙ

CARGO SAFETY AND ALTERNATIVE SOLUTIONS RECYCLING AND RECYCLING OF PACKAGING MATERIALS FOR TRANSPORT COMPANIES

Аннотация: Статья посвящена рассмотрению актуальных вопросов, связанных с альтернативными решениями по утилизации и переработке упаковочных материалов для транспортных компаний, а также изучение вопроса о сохранности перевозимого груза. На примере уже созданных упаковочных материалов и современных методов их утилизации и переработки, а также вторичного использования, предложена оптимизация данных процессов. Так, в частности, обоснована целесообразность использования упаковочных материалов нового поколения для сохранности груза в транспортных процессах.

AbstractThe article is devoted to the consideration of topical issues related to alternative solutions for the disposal and processing of packaging materials for transport companies, as well as the study of the safety of the transported cargo. Based on the example of already created packaging materials and modern methods of their utilization and recycling, as well as secondary use, the optimization of these processes is proposed. Thus, in particular, the expediency of using new-generation packaging materials for the safety of cargo in transport processes is justified.

Ключевые слова: транспортные процессы, транспортные компании, утилизация, переработка, вторичное использование, упаковочные материала, экология, сохранность груза.

Keywords: transport processes, transport companies, recycling, recycling, recycling, packaging materials, ecology, cargo safety.

Согласно государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года одной из насущных проблем общества является тот факт, что количество отходов, которое не вовлекается

III Международная научно-практическая конференция

во вторичный хозяйственный оборот, возрастает. При этом условия хранения и захоронения отходов не соответствуют требованиям экологической безопасности.

В числе наиболее важных факторов, оказывающих определяющее воздействие на окружающую среду, являются отходы, которые на 50% состоят из использованной упаковки и причина тому - несовершенство системы сбора и удаления отходов упаковки из мест ее компактного образования [2].

ГОСТ 17527-2014 (ISO 21067:2007) «Упаковка. Термины и определения» дает понятие, что такое упаковка. Упаковка - это изделие, предназначенное для размещения, защиты, перемещения, доставки, хранения, транспортирования и демонстрации продукции (сырья и готовой продукции), используемое как производителем, пользователем или потребителем, так и переработчиком, сборщиком или иным посредником.

Различают два вида упаковки - потребительская и транспортная. Потребительская упаковка предназначена для первичного упаковывания и реализации продукции конечному потребителю. Транспортная упаковка предназначена для хранения и транспортирования продукции с целью защиты ее от повреждений при перемещении.

Упаковка важна для обеспечения сохранности товара на всех этапах логистической цепи «производитель-транспорт-потребитель».

Упаковка значима в транспортном процессе, поскольку обеспечивает хранение продукции при транспортировании, защищает от повреждений при перемещении, ускоряет процессы, связанные с обращением грузов при выполнении погрузочно-разгрузочных работ. Но сейчас возникает другой вопрос, как решения, которые направлены на рациональное использование упаковки связать с экологическими аспектами, т.е. взаимодействие упаковки с окружающей средой. Одно из главных экологических требований к упаковке это, чтобы материалы, применяемые для ее производства, не оказывали отрицательного воздействия на товар, а также можно было впоследствии утилизировать или переработать упаковку. Наличие определенных экологических свойств необходимо, чтобы [5]:

- во-первых, обеспечивать минимальное загрязнение окружающей среды использованной упаковкой;

- во-вторых, утилизация (переработка) отходов упаковки должна быть эффективная и экономически выгодная.

Документ [3] определяет основные требования для производителей упаковки. Одно из них - производить упаковку такого качества, чтобы в ней было минимизировано количество вредных и опасных для здоровья человека и окружающей среды веществ.

По требованиям [3] производители упаковки обязаны производить упаковку с такими физико-химическими характеристиками, которые позволяют в условиях ее эксплуатации обеспечивать уменьшение количества упаковочных отходов в конце ее жизненного цикла.

Любая упаковка имеет свой жизненный цикл. В этой связи возникает вопрос об утилизации отходов. Утилизация является последним этапом

ликвидации отходов, на котором осуществляют повторное их использование или переработка во вторичные ресурсы [1].

Переработка использованной упаковки во вторичные ресурсы является одним из вариантов обращения с упаковкой по истечении ее жизненного цикла.

Несмотря на то, что использование всех видов упаковки удобно и практично, не вся упаковка подвергается переработке и поэтому вредит окружающей среде. В связи с этим, развивается тенденция использования экологической упаковки. Поэтому производителям упаковки при ее оценке (эстетичность, сохранность) необходимо учитывать и тот факт, какую экологическую нагрузку будет нести данная упаковка, т.е. из какого материала она будет изготовлена и способна ли будет упаковка к повторной переработке.

По данным исследований [4], проведенных независимой исследовательской компанией Ipsos Group установлен факт отказа покупателей товара от неперерабатываемой упаковки. Около 31% от общего числа опрошенных потребителей готовы отказаться от упаковки, которую нельзя переработать. Онлайн-опросы в 28 странах, в которых приняли участие 19,5 тыс. респондентов Ipsos Group свидетельствуют, что экологичность упаковки становится фактором, который влияет на выбор покупателями не только товаров, но и выбор магазинов, реализующих товары.

Таким образом, потребители все чаще обращают внимание на состав упаковки и возможность ее дальнейшей переработки.

В настоящее время для транспортировки грузов применяются одноразовые и многооборотные упаковки. Одноразовая упаковка - упаковка, которая по своим физическим свойствам или гигиеническим соображениям не используется повторно и подлежит утилизации после ее использования. Многооборотная упаковка - упаковка, предназначенная для многоразового использования с той же целью.

Применение многооборотной упаковки в транспортном процессе наряду с «плюсами» имеет свои сложности. Так, принимая решение о внедрении системы многоразовой упаковки необходимо дополнительно учитывать требуемый запас упаковочных материалов, систему очистки, проверки и хранения тары, а также стоимость, скорость и удобство процессов обратной доставки.

Повторное использование многооборотной упаковки (тары) предполагает, что свойства упаковки позволяют в течение ее жизненного цикла, с применением вспомогательных средств (или без них) снова использовать для исходной цели. Примером может быть, повторное использование поддонов, которые сначала нагружали продукцией молочного предприятия, а затем - кирпичами для строительства домов, считается, что поддоны являются повторным использованием в исходных целях. В данном случае исходной целью является перемещение (погрузка-разгрузка) продукции с использованием поддонов.

Сегодня основным трендом становится экологичность принимаемых решений, которые позволят свести к минимуму воздействие упаковки на окружающую среду. Для сохранения природных ресурсов и минимизации образования отходов должна быть оптимизирована общая система обращения с упаковкой, что включает предотвращение образования упаковочных отходов,

III Международная научно-практическая конференция

посредством утилизации или переработки использованной упаковки в качестве вторичных материальных и иных ресурсов.

Целью данного исследования является поиск альтернативных решений по утилизации и переработке упаковочных материалов для транспортных компаний, а также привлечение внимания к использованию биоразлагаемых, вторично используемых и перерабатываемых материалов.

При исследовании темы настоящей статьи были поставлены следующие задачи:

- рассмотреть ассортимент упаковочных материалов;

- проанализировать способы переработки, утилизации, вторичного использования упаковочных материалов;

- введение новаций по переработке, утилизации и вторичного использования упаковочного материала в городе Набережные Челны и Республике Татарстан.

К упаковочной таре относятся металлические, деревянные и полимерные ящики, бочки, картонные ящики, полимерные тубы, мешки, пакеты, различные виды стеклянной тары. Как правило, упаковку в первую очередь рассматривают во взаимосвязи с ее материалом из которых она изготовлена.

В Татарстане перерабатывают порядка 161,3 тыс. тонн отходов в год, что составляет 10% от их общей массы. Власти Республики Татарстан заявляют о готовности поддержать бизнес-проекты в данной сфере [3].

Одним из способов решения проблемы о сокращении производственных отходов, в том числе и упаковочного материала, используемого транспортными компаниями - это его сортирование с последующей переработкой и вовлечением в промышленное производство.

В Республике Татарстан имеются 23 предприятия по переработке макулатуры. Единственным крупным потребителем макулатуры в республике является ЗАО «Народное предприятие Набережночелнинский картонно-бумажный комбинат».

В настоящее время широкое применяется упаковка из полимерных материалов. Тара из синтетических полимеров практически «вечна», поскольку она не подвергается разложению. В России полимерные отходы в скором времени будут составлять более одного миллиона тонн, а процент их использования до сих пор мал [6].

Полимерные материалы и упаковочные материалы, используемые в больших количествах транспортными компаниями, имеют два основных недостатка: при производстве выделяются значительные объемы загрязнения, а продукт не подвергается биологическому разложению. Поэтому пластиковую упаковку лучше подвергать переработке.

Сбор отходов полимерных материалов в республике осуществляют 29 предприятий, из них 7 имеют оборудование для переработки полимерных отходов, из которых получают товарный продукт - крошку, лапрол и калий-фосфатные удобрения, многослойную полиэтиленовую пленку.

Исходя из вышесказанного, для снижения негативного влияния на экологию, уменьшения количества непригодного для дальнейшего

использования упаковочного материала, остающегося после транспортировки товаров, у транспортных компаний Республики Татарстан есть возможность утилизировать и перерабатывать упаковочные материалы с минимальным негативным воздействием на окружающую среду.

Большое количество упаковочного материала, используемого транспортными компаниями, например, паллетный борт, жесткий короб, жесткий борт, мешки, даже после продолжительной и сложной транспортировки не деформируются и сохраняют свою форму и функциональные способности. Поэтому целесообразно предложить транспортным компаниям принятие тары для повторного использования, чтобы сократить количество используемых упаковочных материалов, тем самым сократив их количество.

Еще одним способом уменьшения негативного воздействия упаковочного материала является замена полимерной упаковки экологической.

Стрейч-пленку, которую повсеместно используется при упаковке грузов при транспортировке, можно заменить биоразлагаемой пленкой, которая является одним из видов упаковки.

Такая биопленка имеет одно очень важное отличие от пластиковой: под действием кислорода она разлагается через определенное время и становится такой же безопасной для окружающей среды, как листва деревьев, ветви, трава.

Таким образом, в данной работе были найдены альтернативные решения по утилизации и переработке упаковочных материалов, для транспортных компаний, были предложены иные способы снижения негативного воздействия на окружающую среду, путем замены полимерных упаковочных материалов биоразлагаемыми, принятием тары для повторного использования.

Библиографический список:

1. ГОСТ Р 53692-2009 Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Этапы технологического цикла отходов. - URL: http://docs.cntd.ru/document/1200081740 (дата обращения 25.05.2020).

2. Любешкина Е. Обратная сторона упаковки / Е. Любешкина // Наука и жизнь .№ 3, 2007. - URL: https://www.nkj.ru/archive/articles/9315/ (дата обращения 22.05.2020).

3. Модельный закон «Об упаковке и упаковочных отходах. Модель» - URL: http://docs.cntd.ru/document/902157679 (дата обращения 23.05. 2020).

4. Ренкова Т. Мусорная реформа: в Татарстане без переработки остаются 90% отходов / Т. Ренкова. - URL: https://rt.rbc.ru/tatarstan/25/02/2019/ 5c7394289a7947e4ddbdf703 (дата обращения 23.05.2020).

5. Сухорукова Е. Сколько россиян готовы целиком перейти на товары в экологичной упаковке / Е. Сухорукова - URL: https://trends.rbc.ru/trends/ green/5d6696579a79475c4426f53a (дата обращения 22.05.2020).

6. Товароведение упаковочных материалов и тары для продовольственных товаров: учебное пособие/ Е.А. Стебенева, Н.А. Каширина, Н.В. Байлова, Е.И. Рыжков, И.М. Глинкина.- Воронеж: ФГБОУ ВО Воронежский ГАУ, 2016. - 259 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.