Научная статья на тему 'СОХРАНЕНИЕ ТРАДИЦИЙ ТАНЦЕВАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ РОССИИ'

СОХРАНЕНИЕ ТРАДИЦИЙ ТАНЦЕВАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
1127
110
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
TRADITION / DANCE / RUSSIAN DANCE / DANCE CULTURE / FOLK ART / ТРАДИЦИЯ / ТАНЕЦ / РУССКИЙ ТАНЕЦ / ТАНЦЕВАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА / НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Кабдусова Дина Ериковна

В статье рассматриваются вопросы сохранения национальных традиций танцевальной культуры русского этноса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PRESERVATION OF THE TRADITIONS OF RUSSIAN DANCE CULTURE

The article discusses the issues of preservation of national traditions of dance culture of the Russian ethnos.

Текст научной работы на тему «СОХРАНЕНИЕ ТРАДИЦИЙ ТАНЦЕВАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ РОССИИ»

ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ

Kabdusova D.E.

master of art criticism sciences, senior lecturer of Choreography Pedagogics department, The Kazakh national academy of choreography

Кабдусова Дина Ериковна

магистр искусствоведческих наук, старший преподаватель кафедры «Педагогика хореографии» Казахской национальной академии хореографии

PRESERVATION OF THE TRADITIONS OF RUSSIAN DANCE CULTURE СОХРАНЕНИЕ ТРАДИЦИЙ ТАНЦЕВАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ РОССИИ Summary: The article discusses the issues of preservation of national traditions of dance culture of the Russian ethnos.

Key words: tradition, dance, Russian dance, dance culture, folk art.

Аннотация: В статье рассматриваются вопросы сохранения национальных традиций танцевальной культуры русского этноса.

Ключевые слова: традиция, танец, русский танец, танцевальная культура, народное творчество.

Творчество является неотъемлемой частью человеческой жизни: оно формирует личность, влияет на развитие деятельности, развивает мышление, активизирует интеллектуальную деятельность, формирует общую духовную культуру личности, закладывает основы ценностных ориентаций человека. Личность человека может полностью раскрыться, сформироваться лишь при помощи и участия искусства. Оно помогает формированию его чувств, развивает его творческие способности.

Среди множества форм художественной культуры, хореографическое искусство занимает особое место. Оно развивает образное мышление и фантазию, а также обеспечивает гармоничное духовное и физическое развитие, воспитывает к пониманию прекрасного. Танец - это квинтэссенция глубоких чувств и фантазий народа, включающая в себя яркое и красочное художественное отображение тех или иных эмоций, а также - четкое содержание, тему и идею, что свойственному любому народному танцу. При помощи тех или иных пространственных рисунков и разнообразных пластических движений возникает конкретный и обобщенный художественный образ в рамках сюжетной драматургической основы.

Восприятие танцевального образа бывает непосредственным и ассоциативным. Характер, ритм, темп мелодии органически связаны с лексикой и содержанием танца, в которых отображаются те или иные танцевальные образы в их художественности, конкретности и правдивости. Танец, в отличии от искусств живописи, скульптуры и других, которые обладают средствами объективного изображения действительности, представляет собой искусство выражения действительности представления чувств, эмоций, настроений, мыслей и идей. В связи с этим, содержание танца - это, прежде всего, эмоциональная сторона переживаний

человека и только через эти переживания происходит отражение образов окружающей действительности.

Воздействуя на чувства и мысли человека, танец способствует эмоциональному познаванию окружающей действительности и помогает ее преобразованию, изменению. При помощи своего эмоционального языка танец воздействует на чувства, мышление, влияет на мировоззрение человека, направляет и изменяет его. Танец - прежде всего путь к познанию огромного и содержательного мира человеческих чувств. Лишенный своего эмоционального содержания, танец перестает быть искусством.

Истоки танцевального искусства заложены в глубокой древности. Свидетельство тому -наскальные рисунки с изображением, танцующих фигур, созданные предположительно в период неолита (8-5 тыс. лет до н.э.). И в наши дни не существует единого мнения о первенстве рождения танца, песни либо музыки, но неоспоримо одно -зарождение танца связанно с осознанием ритма в качестве сопровождения определенной последовательности телодвижений. Эти ритмические телодвижения могли нести в себе различное содержание, что послужило в последствии поводом к созданию множества теорий о происхождении танца (его предшественниками называли игру, религиозные или магические ритуалы, первичные человеческие инстинкты и т.п.). Любая из теорий имеет право на существование, так же как не может считаться и единственной верной. Их внимательное изучение подтверждает вывод - во все времена танец имел важное значение в общественной жизни человека, в его гармоничном, эстетическом и физическом развитии.

Национальное самосознание, каждого народа, на прямую зависит от фольклорного творчества. В котором большая роль отведена не только музыке,

народным сказаниям, обычаям и обрядам, но также и к народной пляске - танцу.

Народный танец - коллективное художественное творчество народа, вобравшее в себя его многовековой жизненный опыт и знания. Он многообразно отражает жизнь человека, раскрывает его духовную красоту и богатство. Эстетические идеалы, заложенные в народном танце, оказали благотворное влияние на многие поколения людей. Быт и обычаи этносов различных стран имеют непосредственную связь с развитием культурного наследия и оказывают огромное влияние на становление танцевальной культуры. Хореографическое искусство является одним из наиболее распространенных и древних видов искусств, которое зародилось из этнической структуры каждого народа. Издавна по средствам танца человек передавал свои чувства, эмоции и отношение к жизненным явлениям.

Каждый народный танец - это история народа. В нем отражены радости и печали, мудрость и героизм, быт, нравы, глубокая вера в доброе начало. Издревле танцы сопровождали человека в течение всей его жизни. Менялся только характер этих сочиненных народом произведений.

Позже народный танец обрел самостоятельную жизнь: в своей пластике он без слов рассказывал о жизни народа, его истории, заботах. Но это не значило, что утрачены самобытность, отличительные особенности, имеющие прямое отношение к народу, его создавшему. Н.В.Гоголь предлагал своим читателям: «Посмотрите, народные танцы являются в разных углах мира: испанец пляшет не так как швейцарец, шотландец, как теньеровский немец, немец не так, как француз, как азиатец. Даже в провинциях одного и того же государства изменяется танец. Северный русс не так пляшет, как мало-россиянен, как славянин южный, как поляк, как финн: у одного танец говорящий, у другого - бесчувственный; у одного - бешеный, разгульный, у другого - спокойный; у одного - напряженный, тяжелый, у другого - легкий, воздушный. Откуда родилось такое разнообразие танцев? Оно родилось из характера народа, его жизни и образа занятий. Народ, проведший горделивую и бранную жизнь, выражает ту же гордость в своем танце; у народа беспечного и больного также безграничная воля и поэтическое самозабвение отражают в танце так же негу, страсть и ревность» [1].

Народные танцы, созданные талантом народа, передаются из поколения в поколение, и под воздействием времени, политических и территориальных особенностей, условий жизни видоизменяются, а порой остаются забытыми на совсем.

Становление хореографического искусства нашей страны, не посредственно происходило под влиянием развития Русской хореографической школы. Это было обусловлено территориальными, политическими и экономическими факторами, что ненароком обрекает каждого из нас ознакомиться с хореографической культурой Русского народа.

Историческое прошлое русского народа свидетельствует об его исключительно развитой твор-

ческой среде, в которой воспитывались многие поколения людей, складывалась национальная культура.

Русский народный танец зародился в обрядах и играх древних славянских племен. Большинство древнерусских плясок имело тесную связь с культом земледелия, природным циклом и подражанию повадкам животных. Анализируя работы исследователей русской национальной и танцевальной культуры, примеров воинственных танцев не найдено.

В обрядовых плясках древней Руси проявлялись формы мышления и мироощущения свойственные человеку того времени. Это анимизм и магия. Анимизмом является одухотворение природы, вера в то, что за каждым живым и не живым предметом мироздания скрывается невидимый дух, тем самым оживляя его. Анимизм тесно связан с магическим представлением мира - вера в силу слова, ритма, телодвижения, при помощи которых, человек так или иначе может влиять на силу природы и вызывать желаемые результаты: богатый урожай, крепкое здоровье, удачу на охоте, приплод скота. В основе обрядовых плясок всегда был заложен принцип аналогии - вера в получение власти над предметом по средствам овладения его внешним обликом. Главным в охотничьих плясках была имитация проворливого зверя. Центром в земледельческих плясках была имитация природных явлений, птиц и животных, трудовых и земельных работ. И здесь человек отдаваясь своему воображению переносил его в действительность. Сжигая или хороня чучело Масленицы, Костромы, он представлял, что хоронит и прощается с зимой на еще один год. Имитируя птичий полет взывал к прилету настоящих птиц. Воспроизводя имитацию процессов труда, желал получить богатый урожай. Таким образом, в обрядах и обрядовых плясках человек закреплял полученные им знания и опыт. Глубоко не осмысливая результат своих действий, он рассматривал его как итог воздействия добрых либо злых сил. Старался повторять те же действия, воспроизводя их в той же обстановке, в том же порядке, которые принесли ему удачу. То есть так как в его понимании было угодно добрым силам. Так закреплялись в народе и передавались из поколения в поколение обрядовые пляски. История формирования эстетической стороны народных обрядов -это постоянный отбор народом лучших произведений своего творчества. Эти произведения, войдя в обряд, не оставались неизменными, они шлифовались от поколения к поколению.

С течением времени вера русского народа в магическую силу обряда постепенно угасала, и принимала более игровую форму. Постепенно из обрядов выделяются отдельные жанры такие как: игры, песни и хороводы, которые служили в качестве развлечения русского народа в проведении досуга. В эпоху Киевской Руси танцевальное искусство воплощается в творчестве скоморохов - бродячих актеров, в интермедиях народной драмы, представлениях кукольного театра с известным героем Петрушкой. Народ исполняет танцы в период

религиозных и календарных праздников, которые с введением христианства на Руси несколько трансформируется на основе языческих обрядов.

Наиболее древней и распространенной формой русского танца, дошедшей до наших дней, являются хороводы, имеющие множество разделений на жанры и формы. Хороводы могут быть игровыми и орнаментальными, исполняться по кругу, линейно, а также вбирать в себя многообразие различных геометрических рисунков, быть как смешанными по составу танцующих, так и исключительно женскими. В орнаментальном хороводе танцующие ходят кругами, рядами, создают из хороводной цепи фигуры, в ритм с музыкой, которая является для них лишь музыкальным сопровождением. В песне к такому хороводу нет яркого сюжета с действующими лицами, какого-то конкретного действия. Их содержание связано с образами природы, коллективным народным трудом, бытом. Замысловатые фигуры хоровода имитируют узоры русских кружевниц, узоры, вырезанные по дереву, работу живописцев. Второй вид русского хоровода - игровой. Главным в нем является раскрытие сюжета. В сопровождающей танец песне есть конкретное действие, герои, и исполнители разыгрывают его с помощью пляски, жестов, мимики. Создают образы, характеры героев, изображают трудовые процессы, сказочные темы. Рисунки в игровых хороводах проще, чем в орнаментальных. Композиция строится по кругу, либо парами и линиями. Хороводы водили по всей России, но, как правило, в каждом регионе он отличается стилем, композицией, манерой исполнения. Это связано с природными климатическими условиями, особенностями быта и труда.

На ряду с хороводными формами появляются пляски переплясы. плясовые - массовые, парные и сольные импровизационные танцы. Они имеют территориальные различия: плавные и степенные северные, быстрые и техничные южнорусские. Каждая губерния имеет свои особенности в танце и свой неповторимый по колориту и орнаменту костюм. Перепляс - это соревнование. Парни соревнуются в ловкости, силе, удали, индивидуальности. Это исключительно мужской танец. Перепляс исполняется под стандартные народные мелодии или под частушки. В настоящее время перепляс исполняется так: по несколько танцоров с двух сторон становятся друг против друга и начинают танцевать наперебой.

Танцевальная лексика русского народного танца является самым важным выразительным средством в танце. Жесты, мимика, позы, движения рук, головы, корпуса, ног - её составляющие. В русском народном танце лексика представляет собой наиболее сконцентрированную форму с ярко выраженным национальным колоритом, поэтому по ней можно определить, какому региону, области, селу, району принадлежит танец. Существует несколько видов танцевальной лексики:

1. Образная - создаёт ассоциацию с определённым образом (гусь, олень, лебедь и т. д.). Её называют эмоционально - подражательной.

2. Естественно-пластическая - подсказанная самим действием, развивающимся в танце.

3. Традиционная - выработанная веками, находящаяся в постоянном развитии, о чём свидетельствуют танцы, созданные в наши дни, отличающиеся от старинных танцев не только выразительностью, манерой исполнения, но и богатством танцевальных движений.

Большое значение в русском народном танце приобретает его интонация, представляющая собой совокупность выразительных средств. Например, одно и то же движение, исполненное в разном темпе, будет выражать различное состояние танцора: быстрый темп - радость, медленный - грусть, задумчивость. Малейшее изменение того или иного движения изменит характер и содержание действия.

Эстетические вкусы народа, его духовные идеалы, быт - все это раскрывает и выражает специфическая художественная форма русского народного танца. Общество развивается и в ходе этого развития русский народный танец приобретает высокий уровень самостоятельного значения, стает своеобразной формой воспитания народной эстетики. Русский танец становится и развивается в тесной связи с песней, ведь не смотря на все многообразие форм хороводного русского танца, драматическое начало заложено и исходит из ритмического рисунка музыки. Анализируя труд А. Климова «Основы русского народного танца» - «Каждая новая эпоха, новые политические, экономические, административные и религиозные условия отражались в формах общественного сознания, в том числе и в народном творчестве» [2], мы пришли к выводу, что развитие русского народного танца тесно связано со всей историей русского народа. Сейчас мы наблюдаем русский танец таковым, каким он дошел до нашего времени, под воздействием всех жизненных и человеческих факторов. Из года в год под влиянием прогресса в социуме, происходит и эволюция танца. Постепенно из танцевальной лексики выходят устаревшие и зарождаются новые виды танца. Исходя из этого, русский народный танец так же находится под постоянным воздействием, тем самым непрерывно совершенствуясь и обогащаясь лексически.

Рассмотрев основные направления русского народного танца, мы наблюдаем что, в художественной форме запечатлены не только характер и самобытность народа, атак же, прошлое и настоящее страны. Нельзя не подчеркнуть, что велик и многогранен танцевальный терминологический словарь русского танцевального фольклора. Русский народный танец же, отличающийся строгой соразмерностью мелодической линии, благородством пропорций, выразительностью, способствует развитию более тонкого музыкального вкуса, более яркого танцевального подчерка, развивает умение красиво танцевать, слаженно взаимодействовать с другими участниками танца, раскрывает яркую индивидуальность, способствует наиболее эффективному нравственно - эстетическому воспитанию ребенку.

Анализ путей этапов развития русского танцевального творчества, позволяет отметить что, русский народный танец, это большой пласт для изучения русской культуры. С развитием танцевальной культуры мы можем наблюдать появление профессиональных театров и учебных заведений в России. Благодаря Петровским реформам, культурная жизнь русского этноса вступила на новую планку развития. Приглашены мастера из Франции и Италии для обучения танцовщиков профессиональному классическому танцу. Стали зарождаться балетные спектакли, в которых обязательно присутствовали характерные и национальные танцы, соответствующие сюжетному развитию. Именно «Русский танец» встречается в таких балетах как: «Лебединое озеро» П. Чайковского, «Щелкунчик» П. Чайковского, «Конек-Горбунок» Ц. Пуни., «Каменный цветок» С. Прокофьева, «Иван Грозный» С. Прокофьева, «Медный всадник» Р. Глиэра и во многих национальных русских балетах, которые сегодня утратили себя. К сожалению, в мировом классическом наследии постепенно исчезают русские танцы. Редко сегодня в «Лебедином озере» можно встретить русский танец, лишь только в «Щелкунчике» русский танец «Трепак» сохранился для современного поколения. Для сохранения национальных традиций и культуры этноса, мы считаем необходимым пропагандировать русские танцы через высокое искусство, такое как балетные спектакли. И пропаганда должна быть не только в России, но и за ее пределами. Сегодня много гастролирующих трупп, но зачастую спектакли сокращают и редактируют потому что не многие исполнители знают хореографический текст характерных танцев.

Недавно, на сайте «Арт галереи Кристина» была опубликована статья об одном артисте балета характерных и национальных танцев, который мечтает пропагандировать русскую танцевальную культуру в США. Его зовут Владимир Никитин, с детства он увлекается танцевальным искусством всерьез, поначалу он занимался в самодеятельном любительском коллективе (Народно-хореографический ансамбль «Ровесник», г. Казань). Позже, Володя пробовал свои силы при поступлении в хореографическое училище, к сожалению, его не приняли, но он продолжал заниматься любимым делом. Окончив школу, он снова пробует поступать, но только уже в университет, и ему это удается. Специальность для обучения Владимир выбрал «Современный танец», однако, народные танцы он не бросил, а активно продолжал выступать и гастролировать с любимым коллективом. И вот по окончании университета, Никитина приглашают работать в Государственный ансамбль «Казань», где он исполняет сольные партии и выезжает за рубеж. Там он исполнял сольные партии в танцах, выгодно демонстрируя свои технические способности, владение трюками и сражая наповал сценической харизмой. Никитина стали часто поощрять за стремления к победе, и он был удостоен ежегодной премии имени Николь Даутовны Юлты-евой. На всероссийском конкурсе в городе Кирове вместе с ансамблем «Ровесник» завоевал первое

место и приз Владимира Захарова. По всей России проходят конкурсы и фестивали, где ищут одаренных артистов и в 2007 году Грант президента РФ получил именно Владимир Никитин. В 2008 году на конкурсе «Танцуй Поволжье» Владимир закрепил успех еще одним первым призом. На неординарное исполнение обратила свой взор руководитель Государственного академического хореографического ансамбля «Берёзка» Мира Кольцова. Обладая огромным опытом и профессиональной интуицией, Кольцова была щедра на похвалы молодому исполнителю. Отметив все достоинства, Мира Михайловна пригласила танцовщика в ансамбль. Судьба распорядилась так, что Никитин был в плотном гастрольном графике и не связал свою карьеру с этим замечательным ансамблем. Универсальные артисты высоко ценятся в искусстве, поэтому, когда о молодом танцовщике стало известно, Никитина стали приглашать не только коллективы народного танца, но и классического балета. В каждом спектакле хореографического наследия есть партии для характерных танцовщиков и только обладатели сильной школы могут достойно показать тонкости исполнения характерного и народно-сценического танца.

Исполняя партию русской куклы в балете «Щелкунчик», Владимир с легкостью марионетки взлетал в воздух, подбрасывая ноги в отрицательный шпагат, на мгновение замирал в воздухе, а сложившись пополам в «складочке», молниеносно вращался. Стоит подчеркнуть сценичность и внешние данные танцовщика, хороший шаг, воздушный прыжок, благородные черты лица и широкую улыбку. В балете «Лебединое озеро» ему довелось исполнять русский, испанский, неаполитанский и венгерский танцы. В каждом из них он демонстрировал знание танцевальных культур разных стран, партнерские навыки и отличные технические показатели. В балете «Дон Кихот» раскрылся в полной мере комедийный талант танцовщика в партии Санчо-Панса. Полностью вжившись в роль озорника и верного оруженосца, Владимир успешно продолжил выступать в этой партии на гастролях со многими труппами [3].

В планах у артиста повидать мир, преуспеть в профессии. В Нью-Йорке Владимир мечтает начать педагогическую деятельность, учить детей всем тонкостям народного танца, прививая традиции великого наследия и сохраняя их. Люди разбросаны по миру, в каждой стране чтут разнообразие культур и очень важно, чтобы нюансы не были потеряны за океаном. Главное для артиста - не останавливаться на достигнутых целях, а смело шагать вперед на встречу к новым победам. Надеюсь, что у Володи все получится, и он будет прославлять Родину через пропаганду национальной танцевальной культуры.

Анализируя опыт Никитина Владимира, хотелось бы пожелать, чтобы русская национальная танцевальная культура процветала на всех уголках нашего земного шара. В течение долгого времени русский народ создал множество ярких изобрази-

тельных танцевальных движений, выработал манеру их исполнения и своеобразную пластику, отвечающие темпераменту, характеру и национальному духу русского человека. Эти отдельные движения - элементы - встречаются в различных русских танцах, составляя их основу, являясь своеобразным языком танца, его лексикой. Сегодня, в век новых технологий, очень важно не утратить «свои корни» и продолжать сохранять и обогащать танцевальную культуру своего этноса. Исследование проблемы показало, что русская танцевальная культура очень богата и имеет большое значение в истории русского этноса. Несмотря на все исторические события, русское традиционное танцевальное творчество сохранено и дошло до XXI века. Анализ источников показал, что некоторые традиционные русские танцы дошли до современного общества в измененном виде, так как с течением времени непрерывно происходит трансформация и модернизация танцевального искусства в целом.

Список литературы

1. Г.П. Гусев методика преподавания народного танца. Учебное пособие для студентов вуза культуры и искусства. - М: Гуманитарное изд. центр ВЛАДОС, 2003

2. Климов А.А. «Основы характерного народного танца», М., Искусство,1981

3. http://kristinaartgaUery.ru/Vladimir russkay a dusha

4. Устинова Т. Беречь красоту русского танца. М., «Мол. гвардия», 1959.

5. Устинова Т. Русский народный танец. М., «Искусство», 1976.

6. Н.М. Бачинская Русские хороводы и хороводные песни. / Н.М.Бачинская. - М., 1951

7. К.Я. Голейзовский Образы русской народной хореографии. / К.Я. Голейзовский. - М. ,1964

8. Г.П. Молявко Русский танец и методика его преподавания: сохранение и воспроизводство танцевальной культуры Сибири/ Уч. пособие / Изд-во Алт. гос. акад. культуры, 2007

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.