Научная статья на тему 'СОХРАНЕНИЕ ТРАДИЦИЙ ТАНЦЕВАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ КОРЕННЫХ НАРОДОВ ЯКУТИИ В ТВОРЧЕСТВЕ О. П. ИВАНОВОЙ-СИДОРКЕВИЧ'

СОХРАНЕНИЕ ТРАДИЦИЙ ТАНЦЕВАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ КОРЕННЫХ НАРОДОВ ЯКУТИИ В ТВОРЧЕСТВЕ О. П. ИВАНОВОЙ-СИДОРКЕВИЧ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
116
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ / ПРИРОДНОЕ НАСЛЕДИЕ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Кузьмина Любовь Аркадьевна

Проблема сохранения культурного и природного наследия остается на сегодняшний одной из актуальных. Культурологический подход с учетом вариативности теорий и концепций позволяет рассмотреть изучаемый феномен танцевального искусства в комплексе взаимосвязей, наиболее полно раскрывающем его содержание и сущность. Ольга Петровна Иванова-Сидоркевич - знаковая личность в истории культуры Якутии. Ее активная гражданская позиция, разносторонняя профессиональная и общественная деятельность вызывают всеобщее признание, а также обоснованный научный интерес. В статье рассматриваются особенности сохранения и развития танцевальной культуры коренных народов Яку тии в ау тентичном и модернизированном видах на примере опыта ее работы. Реализация проекта детского этнокультурного фестиваля танца служит целям развития художественного образования, поддержки юных дарований, увековечивания памяти О. П. Ивановой-Сидоркевич. Она расширила значение танцевальной культуры в формировании патриотизма, в танцевальной интерпретации экологических проблем. Ее жизнь является примером глубокой убежденности в силу искусства и его позитивного влияния на социум: как через творчество можно обращаться к художественным, культурным, политическим, экологическим и другим актуальным проблемам современности. При эффективном использовании культурного и природного наследия происходит нравственное развитие личности и формирование чувства патриотизма у современной молодежи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PRESERVATION OF TRADITIONS OF DANCE CULTURE INDIGENOUS PEOPLES OF YAKUTIA IN THE WORKS OF O. P. IVANOVA-SIDORKEVI

The problem of preserving cultural and natural heritage remains one of the most urgent today. The culturological approach, taking into account the variability of theories and concepts, allows us to consider the studied phenomenon of dance art in a complex of relationships that most fully reveals its content and essence. Olga Petrovna Ivanova-Sidorkevich is a significant personality in the history of the culture of Yakutia. Her active civic position, versatile professional and social activities cause universal recognition, as well as reasonable scientific interest. The implementation of the project of the children’s ethno-cultural dance festival serves the purposes of developing art education, supporting young talents, perpetuating the memory of O. P. Ivanova-Sidorkevich. Interests and understanding of the responsibility of O. P. Ivanova-Sidorkevich extended not only to the creative development of children, but also to the conservation of nature. She expanded the meaning of dance culture in the formation of patriotism, in the dance interpretation of environmental problems. Her life is an example of a deep conviction in the power of art and its positive impact on society: how art, cultural, political, environmental and other topical issues of our time can be addressed through creativity.

Текст научной работы на тему «СОХРАНЕНИЕ ТРАДИЦИЙ ТАНЦЕВАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ КОРЕННЫХ НАРОДОВ ЯКУТИИ В ТВОРЧЕСТВЕ О. П. ИВАНОВОЙ-СИДОРКЕВИЧ»



сСохранение традиций танцевальной культуры

КОРЕННЫХ народов ЯКУТИИ в творчестве о. п. ивановой-сидоркевич

УДК 7.07-05

http://doi.org/10.24412/1997-0803-2022-2106-95-101 Л. А. Кузь мина

Северо-восточный федеральный университет, Якутск, республика Саха (Якутия), российская Федерация e-mail: cosml@mail.ru

Аннотация: Проблема сохранения культурного и природного наследия остается на сегодняшний одной из актуальных. Культурологический подход с учетом вариативности теорий и концепций позволяет рассмотреть изучаемый феномен танцевального искусства в комплексе взаимосвязей, наиболее полно раскрывающем его содержание и сущность. ольга Петровна Иванова-Сидоркевич - знаковая личность в истории культуры Якутии. Ее активная гражданская позиция, разносторонняя профессиональная и общественная деятельность вызывают всеобщее признание, а также обоснованный научный интерес. Б статье рассматриваются особенности сохранения и развития танцевальной культуры коренных народов Якутии в аутентичном и модернизированном видах на примере опыта ее работы. реализация проекта детского этнокультурного фестиваля танца служит целям развития художественного образования, поддержки юных дарований, увековечивания памяти о. П. Ивановой-Сидоркевич. она расширила значение танцевальной культуры в формировании патриотизма, в танцевальной интерпретации экологических проблем. Ее жизнь является примером глубокой убежденности в силу искусства и его позитивного влияния на социум: как через творчество можно обращаться к художественным, культурным, политическим, экологическим и другим актуальным проблемам современности. При эффективном использовании культурного и природного наследия происходит нравственное развитие личности и формирование чувства патриотизма у современной молодежи.

Ключевые слова: культурное наследие, природное наследие, танцевальная культура коренных народов Якутии, детский этнографический ансамбль песни и танца, творческое наследие ольги Ивановой-Сидоркевич.

Для цитирования: Кузьмина Л.А. Сохранение традиций танцевальной культуры коренных народов Якутии в творчестве о. П. Ивановой-Сидоркевич // вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2022. № 2 (106). С. 95-101. http://doi. org/10.24412/1997-0803-2022-2106-95-101

КУЗЬМИНА ЛЮБОВЬ АРКАДЬЕВНА - кандидат культурологии, доцент кафедры культурологии

Северо-Восточного федерального университета KUZMINA LIUBOV ARKADYEVNA - Ph. D in Culturology, Associate Professor of the Department of Cultural Studies, North-Eastern Federal University

© Кузьмина Л. А., 2022

preservation of traditions

of dance CULTURE indigenous PEOPLES

of yakutia in the works of o. p. ivanova-sidorkevich

Liubov A. Kuzmina

North-Eastern Federal University, Yakutsk, Republic of Sakha (Yakutia), Russian Federation e-mail: cosml@mail.ru

Abstract: The problem of preserving cultural and natural heritage remains one of the most urgent today. The culturological approach, taking into account the variability of theories and concepts, allows us to consider the studied phenomenon of dance art in a complex of relationships that most fully reveals its content and essence. Olga Petrovna Ivanova-Sidorkevich is a significant personality in the history of the culture of Yakutia. Her active civic position, versatile professional and social activities cause universal recognition, as well as reasonable scientific interest. The implementation of the project of the children's ethno-cultural dance festival serves the purposes of developing art education, supporting young talents, perpetuating the memory of O. P. Ivanova-Sidorkevich. Interests and understanding of the responsibility of O. P. Ivanova-Sidorkevich extended not only to the creative development of children, but also to the conservation of nature. She expanded the meaning of dance culture in the formation of patriotism, in the dance interpretation of environmental problems. Her life is an example of a deep conviction in the power of art and its positive impact on society: how art, cultural, political, environmental and other topical issues of our time can be addressed through creativity.

Keywords: cultural heritage, natural heritage, dance culture of the indigenous peoples of Yakutia, children's ethnographic song and dance ensemble, creative heritage of Olga Ivanova-Sidorkevich.

For citation: Kuzmina L.A. Preservation of traditions of dance culture indigenous peoples of Yakutia in the works of O. P. Ivanova-Sidorkevich. The Bulletin of Moscow State University of Culture and Arts (Vestnik MGUKI). 2022, no. 2 (106), pp. 95-101. (In Russ.). http://doi.org/10.24412/1997-0803-2022-2106-95-101

Проблема сохранения культурного и природного наследия остается сегодня одной из актуальных. Культурологический подход с учетом вариативности теорий и концепций позволяет рассмотреть изучаемый феномен танцевального искусства в комплексе взаимосвязей, наиболее полно раскрывающем его содержание и сущность. Наследие определяется как «целая система материальных и интеллектуально-духовных ценностей, созданных и сбереженных предыдущими поколениями и представляющих исключительную важность для сохранения культурного и природного генофонда земли и ее дальнейшего развития» [2, с. 7]. При эффективном использовании важнейшего национального ресурса происходит

нравственное развитие личности и формирование чувств патриотизма у молодых людей.

В настоящее время недостаточно аналитических исследований, раскрывающих значение социокультурных факторов, роли творческой личности в развитии танцевального наследия народов Севера, что свидетельствует об актуальности поднятых в исследовании вопросов. Ольга Петровна Иванова-Сидоркевич (19322003) - автор-исполнитель, композитор-мелодист, режиссер, педагог, общественный деятель, заслуженный работник культуры Российской Федерации и Якутской АССР, отличник образования и отличник охраны природы Республики Саха (Якутия). Внесла неоценимый вклад в развитие культуры ре-

спублики. В своей творческой деятельности ей удалось наиболее полно отразить значение национального художественного искусства, реконструировать аутентичные формы традиционных танцев в сценических постановках. Вся деятельность О. П. Ивановой-Си-доркевич была направлена на поддержание не только песенного и танцевального искусства, но и условий для такого творчества - сохранение природной и культурной среды. Ее активная гражданская позиция, разносторонняя профессиональная и общественная деятельность вызывают всеобщее признание, а также обоснованный научный интерес.

К теме изучения танцевальной культуры и деятельности ансамблей искусств Якутии обращались Т.Ф. Петрова-Бытова, М.Я. Жорниц-кая, И. Д. Избеков, А.Г. Лукина, М.З. Сивцева, Р.П. Макарова, А.А. Петров, H.A. Стручкова, С.П.Толстякова, Л.П. Потапов и другие. Как констатируют авторы, возрожденное танцевальное творчество коренных народов Якутии дошло до XXI века с небольшими изменениями. Однако в условиях глобальной экспансии современного искусства, модернизации и вытеснения культурных ценностей прошлого, народные танцы трансформируются, тем самым возникает опасность потери богатейшего культурного наследия. По выражению теоретика искусства Б. Гройса, «в современной культуре происходит своего рода эстетическая эксплуатация непривилегированных субкультур», «когда вещи и знаки, составляющие их культурные практики, используются для создания эксклюзивной культурной моды» [3, с. 178]. При этом автор приводит четкие критерии, определяющие традиционную культуру: «Позитивное следование традиции состоит в том, чтобы создавать новое произведение по аналогии с традиционными образцами. Негативное следование - в том, чтобы создавать

новое произведение вопреки традиционным образцам, по контрасту с ними». «Главным критерием при оценке ценности произведения культуры становится, таким образом, его отношение к культурной традиции, степень успешности его положительного или отрицательного следования этой традиции» [3, с.24]. Хотя положения концепции Б. Гройса построены на основе идей из социологии и экономики культуры, однако имеют общетеоретический характер, и потому выводы относятся и к анализу танцевального искусства. Только хорошо продуманная стратегия актуализации культурного наследия является лучшей гарантией того, что проект по возрождению традиций будет эффективным. Так, хореографы в своем творчестве постоянно обращаются к каноническим формам народного танцевального искусства, гармонично сочетают их с новыми, авторскими стилями и композициями.

Современные исследователи пытаются реконструировать не только технику традиционного танца до малейших деталей, но и значимые художественные, социокультурные идеи и смыслы [9, 10]. Кроме того, в частности, художественный замысел режиссера-постановщика народного танца заключается в его умении раскрывать суть этнокультурных архетипических образов, в наделении их особой психической энергией.

В архаических обществах искусство было гармонично вплетено в ритуально-обрядовую и повседневную практику, в которую были вовлечены и взрослые, и дети. Так, танцорам, встречающим с радостью соплеменников после удачной охоты, было присуще высокое мастерство и даже виртуозность исполнения. Танцы сопровождались пением и живой музыкой варгана или бубна, исполнялись в синкретическом единстве ритуала. Хорео-

граф, искусствовед А. Г. Лукина в этой связи отмечает изначальную суть танца, его древнюю связь с духовной культурой: «Танцы у всех народов мира с испокон веков являлись неотъемлемой частью обрядового комплекса. В обрядовых ритуальных танцах, носящих знаковый характер, сохраняется глубинный слой архаичного сознания. Это своеобразное пластически-танцевальное воплощение идей и образов, прочно утвердившихся в сознании того или иного этноса. С древних времен танец являлся широко распространенным видом символизации жизненных ситуаций. Художественное содержание танцев, их поэтическая организация были также неотделимы от практической деятельности этноса. Речь идет об этнохореографических традициях, имеющих историко-культурную значимость. В традиционных танцах содержатся целесообразные идеи и образы, которые должны быть востребованы сегодня» [6]. О. П. Иванова-Си-доркевич следовала этому жизненному кредо, созданные ею музыкальные и танцевальные произведения выражают эстетические идеалы, жизнеутверждающие духовно-нравственные ценности народов Якутии.

О. П. Иванова-Сидоркевич после окончания Якутского музыкального училища работала в Якутском театре эстрады в качестве исполнителя. В 1957 году в составе делегации из Якутии стала участником Международного молодежного фестиваля в Москве. С 1969 по 1980 год работала режиссером, методистом, директором Дома культуры в родном селе Амга. В 1970 - 80-х годах, благодаря плодотворной работе Ольги Петровны и её супруга, Г. В. Сидоркевича, в качестве художественных руководителей, в районе сформировалось множество самодеятельных коллективов. В 1980 году она организовала ансамбль в Доме пионеров, объединив вокальную, танцевальную,

этнографическую, инструментальную группу и агитбригаду «Пламя». Ансамбль имеет множество достижений в республиканских, всероссийских и международных конкурсах. В 1988 году «Амма чэчирэ» под ее руководством стал первым ансамблем в Якутии, удостоившимся звания образцового этнографического ансамбля песни и танца России.

О. П. Иванова-Сидоркевич успешно вела, помимо профессиональной деятельности, граж-данско-патриотическую и общественную работу с воспитанниками. Ансамбль выполнял важную функцию межкультурной коммуникации, представлял собой особую социокультурную среду воспитания. Умение находить общий язык с людьми из различных сфер говорит о ее особом таланте общения, убеждения, что она воспитывала и в своих питомцах.

Репертуар ансамбля основан на произведениях якутских мелодистов, композиторов о родном крае, где исполняются традиционные танцы со стилизацией. В течение многих лет О. П. Иванова-Сидоркевич изучала исполнение фольклорных обрядов коренных малочисленных народов Севера, колоритные костюмы носителей культуры, богатый символический язык их орнаментального искусства. Каждая гастрольная поездка по разным улусам республики оборачивалась экспедицией: исследователь всюду собирала фольклорные сведения, вела записи. В поселке оленеводов Кюбэргэнэ Абыйского района старуха-эвенка напела ей старинную песню, показала основные движения народных ремесел. Таким образом на основе традиционных канонов в репертуаре ансамбля появилась вокально-хореографическая постановка «Кю-бэргэнские мастерицы» - авторский вариант древнего танца в современной аранжировке. Концерты постепенно превращаются в целые театрализованные действа, этнографические

постановки. В этом проявляется ее уникальный талант режиссера. Композициями, получившими широкое признание зрителей, стали произведения, созданные по мифологическим, этнографическим мотивам. Особое место в репертуаре ансамбля занимает «Танец стерхов». Перед зрителями возникает образ священных птиц, олицетворяющих прекрасных девушек. Ход танцевальных постановок погружает зрителей в атмосферу якутской сказки, неповторимый мир легенд и сказаний северных народов.

Интересы и понимание ответственности О. П. Ивановой-Сидоркевич распространялись не только на творческое развитие детей, но и на воспитание экологической культуры. Она внесла неоценимый вклад в воспитание подрастающего поколения в духе бережного отношения к родной природе. Расширила значение танцевальной культуры в формировании патриотизма, в танцевальной интерпретации экологических проблем. К примеру, постановка танца «Красавица Амга» имела важное значение как одна из первых общественных экологических акций, поддержанных населением.

О. П. Иванова-Сидоркевич сумела привлечь к экологической проблеме людей из науки, управления, средств массовой информации и широкую общественность, что свидетельствует о её высокой гражданской позиции и ответственности. В 1987 году по ее инициативе был создан Детский образовательный экологический центр, главной целью которого было формирование экологической культуры личности как фактора общественного прогресса.

Высокий творческий потенциал Ольги Петровны стал одним из источников развития детского ансамбля. Другим важным фактором успеха является сильная команда единомышленников-коллег. Каждый педагог и воспитанник

коллектива становится субъектом воспроизводства культуры в целостном ее понимании: одновременно участвует в научно-исследовательской работе, в фольклорно-этнографических и экологических экспедициях, в организации научно-практических конференций, семинаров, конкурсов. В настоящее время ансамбль «Амма чэчирэ» действует в рамках «Центра творческого развития» ее имени. Центр ведет образовательную деятельность по направлениям: художественно-эстетическое, турист-ско-краеведческое, научно-техническое, социально-педагогическое.

В последнее время несомненно актуальна задача реализации новых социокультурных проектов, связанных с увековечиванием творческого наследия мастеров, вызывающих интерес детей и молодежи к истокам национальной культуры, традициям, старинным ремеслам и умениям предков. Выбор организаторами фестивальной формы проведения танцевального мероприятия не случаен, так как фестивали исполнительских искусств выполняют значимую интегрирующую функцию в сообществе. По мнению исследователя культуры фестивалей П. В. Николаевой, он выступает универсальной формой «глобального культуротворческого процесса, являющегося одновременно способом рефлексии культуры в ее многообразии и средством генерации новой культуры, способной отвечать потребностям гиперсообщества» [7]. В последние десятилетия этот процесс формирования единого культурного пространства и организации фестивалей распространился и на Россию. На взгляд Е. Б. Кузнецова, фестивали помогли профессиональному сообществу открыть мир танцевальной культуры многонациональной страны: «Открытие нового пласта национальной танцевальной культуры для многих балетмейстеров стало настоящим откровением» [5].

Очень полезным в этом отношении может быть обращение к зарубежному опыту работы. Современная форма культурной практики «фестиваль» имеет свои глубокие исторические корни. Французский исследователь Патрис Пави определяет фестиваль как «сакральное культовое действование в системе обрядово-ритуальных традиций» [8]. Танцевальные фестивали несут функцию сохранения самобытных черт национальной культуры. Художественная ценность проведения фестивалей состоит в том, что они способствуют развитию культурной среды и танцевальной системы. Поэтому выбранный формат проведения - детский танцевальный фестиваль - предполагает про-

движение нескольких видов искусств, что соответствует не только художественной тематике, но и социокультурной концепции проекта.

Таким образом, духовным основанием социальной ответственности, определяющей творческую и гражданскую активность Ольги Петровны Ивановой-Сидоркевич, выступала ее всеобъемлющая любовь к людям и окружающей природе. Ее жизнь является примером глубокой убежденности в силу искусства и его позитивного влияния на социум, примером того, как через творчество можно обращаться к художественным, культурным, политическим, экологическим и другим актуальным проблемам современности.

Список литературы

1. Аванесова Г. А. Организация культурно-художественных фестивалей и конкурсов // Культурно-

досуговая деятельность: теория и практика организации. Москва : Аспект Пресс, 2006. 170 с.

2. Веденин Ю. А. Необходимость нового подхода к культурному и природному наследию

России // Актуальные проблемы сохранения культурного и природного наследия. Москва : Наука, 1995. С. 7.

3. Гройс Б. О новом. Опыт экономики культуры. Москва : Ад Маргинем Пресс, 2015. 240 с.

4. Кириллова Н. Б. Фестиваль как феномен // Кириллова Н. Б. Медиакультура: от модерна к постмодерну.

Москва : Академический Проект, 2010. 394 с.

5. Кузнецов Е. А. Роль фестивального движения в развитии любительского хореографического искусства

в России / Е. А. Кузнецов // Культура: теория и практика, 2017. № 4 (19). [Электронный ресурс]. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=32302987

6. Лукина А. Г. Танцы Якутии. Якутск : Кн. изд-во «Бичик», 1995. 104 с.

7. Николаева П. В. Семиотика фестиваля как формы праздничной культуры: автореф. канд.

культурол. / П. В. Николаева. Краснодар, 2010. [Электронный ресурс]. URL:http://www.dissercat. com/content/semiotika-festivalya-kak-formy-prazdnichnoi-kultury

8. Пави П. Словарь театра: Пер с фр. Москва : Издательство Прогресс, 1991. 504 с.

9. Паксина Е. Б. Социокультурные функции фестиваля искусств // Современные проблемы науки

и образования, 2015. № 1. [Электронный ресурс]. URL: http://www.science-education.ru/ru/article/ view?id=18601

10. Петров А. А. Т. Ф. Петрова-Бытова - известный этнохореограф России // Изучение и преподавание

языков, фольклора и литературы народов Севера, Сибири и Дальнего Востока. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2014. С. 36-41.

References

1. Avanesova G. А. Organization of cultural and art festivals and competitions // Cultural and leisure activities:

theory and practice of organization. Moscow : Aspect Press, 2006.170 p. (In Russ.)

2. Vedenin Yu. A. The need for a new approach to the cultural and natural heritage of Russia // Actual problems

of preserving cultural and natural heritage. Moscow : Science, 1995. P. 7. (In Russ.)

^ Художественная культура ■Иг |

3. Groys B. Uber das Neue. Versuch Einer Kulturokonomie. Moscow : Ad Marginem Press Publ., 2015. 240 p.

(In Russ.)

4. Ririllova N. B. Festival as a phenomenon // Кш1^а N. В. Media culture: from Art Nouveau to Postmodern.

Moscow : Academic Project, 2010. 394 p. (In Russ.)

5. Kuznetsov E. A. The role of the festival movement in the development of Amateur choreographic art in Russia /

Kuznetsov E. A. // Culture: theory and practice. 2017. no. 4 (19). Available at: https://www.elibrary.ru/item. asp?id=32302987 (In Russ.)

6. Lykina A. G. Dances of Yakutia. Yakutsk: National Book Publishing House "Bichik", 1995. 104 p. (In Russ.)

7. Nikolaeva P. V. Semiotics of the festival as a festive culture (Author's dissertation ... Candidate of Cultural

Studies). Krasnodar: Krasnodar state University of Culture and Arts, 2010. Available at: http://www. dissercat.com/content/semiotika-festivalya-kak-formy-prazdnichnoi-kultury. (In Russ.)

8. Pavis P. Dictionary of the Theater. Translated from French. Moscow: Progress, 1991. 504 p.

9. Paksina E. B. Art festival social and cultural functions // Modern problems of science and education, 2015. no.

1. Available at: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=18601 (In Russ.)

10. Petrov A. A. T. F. Petrova-Bytova - the famous ethno-choreographer of Russia. Studying and teaching

languages, folklore and literature of the peoples of the North, Siberia and the Far East. St. Petersburg :

Publishing House of Herzen State Pedagogical University of Russia, 2014. pp. 36-41. (In Russ.)

*

Поступила в редакцию 18.05.2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.