Научная статья на тему 'СОХРАНЕНИЕ ТРАДИЦИОННОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ ОДЕЖДЫ В УСЛОВИЯХ МОДЕРНИЗАЦИИ'

СОХРАНЕНИЕ ТРАДИЦИОННОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ ОДЕЖДЫ В УСЛОВИЯХ МОДЕРНИЗАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
7
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
традиционный стиль одежды / Китай / идеология «культурного сознания» / традиционные ремесла / культурная диверсификация / инновационный дизайн / traditional style of clothing / China / ideology of “cultural consciousness” / traditional crafts / cultural diversification / innovative design

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Синь Юйфэн

Статья посвящена проблеме сохранения традиционной национальной одежды народности шэ, насчитывающей тысячелетний исторический опыт и глубокое культурное наследие. В Китае уделяется особое внимание инновационному дизайну при сохранении традиционных стилей одежды. Применение современных технологий и дизайна в национальной одежде способствует диверсифицированному развитию и накоплению «культурного капитала», которое играет определенную роль в продвижении национальной культуры, развитии национальной экономики, этнотуризма и формировании современной мультикультуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PRESERVATION OF TRADITIONAL NATIONAL CLOTHES IN THE CONDITIONS OF MODERNIZATION

The article is devoted to the problem of preserving the traditional national dress of the She people, which has thousands of years of historical experience and deep cultural heritage. In China, special attention is paid to innovative design while preserving traditional clothing styles. The use of modern technologies and design in national clothes contributes to the diversified development and accumulation of “cultural capital”, which plays a certain role in the promotion of national culture, the development of the national economy, ethnotourism and the formation of modern multiculture.

Текст научной работы на тему «СОХРАНЕНИЕ ТРАДИЦИОННОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ ОДЕЖДЫ В УСЛОВИЯХ МОДЕРНИЗАЦИИ»

УДК 130.2

СОХРАНЕНИЕ ТРАДИЦИОННОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ ОДЕЖДЫ В УСЛОВИЯХ МОДЕРНИЗАЦИИ

Синь Юйфэн

Саньминский университет, КНР e-mail: 285010984@qq.com

Статья посвящена проблеме сохранения традиционной национальной одежды народности шэ, насчитывающей тысячелетний исторический опыт и глубокое культурное наследие. В Китае уделяется особое внимание инновационному дизайну при сохранении традиционных стилей одежды. Применение современных технологий и дизайна в национальной одежде способствует диверсифицированному развитию и накоплению «культурного капитала», которое играет определенную роль в продвижении национальной культуры, развитии национальной экономики, этнотуризма и формировании современной мультикультуры.

Ключевые слова: традиционный стиль одежды, Китай, идеология «культурного сознания», традиционные ремесла, культурная диверсификация, инновационный дизайн.

В современном мире проблема сохранения культуры традиционной национальной одежды очень актуальна. В условиях модернизации мы видим трансформацию традиционной одежды. Рассмотрим в качестве примера этническую культуру народности шэ в Китае. Развитие науки и техники в современном обществе привнесло технологические новшества во все аспекты социальной жизни, что оказало многогранное влияние на национальную одежду шэ. Прежде всего, развитие современных текстильных технологий приводит к обновлению стиля одежды и швейных материалов, что обеспечивает более широкое пространство для дизайна и разработки женской одежды.

В Китае уделяется особое внимание инновационному дизайну при сохранении традиционных стилей одежды. Идеология «культурного сознания» [1, с. 23], проводимая Си Цзиньпином, также оказала влияние на тренды модной одежды, в которых стали учитывать элементы исторической культуры, - цветовую гамму, традиционные боевые искусства, национальную культуру, архитектурную культуру, культуру шелка и парчи -все они популярны в китайской моде [2, с. 38].

Следующий аспект - это влияние прогресса технологий производства одежды на традиционные швейные ремесла. Использование некоторых новых технологий неизбежно подрывает рынок традиционных ремесел. Например, промышленные текстильные машины заменили ткацкие станки ручной работы, кружева машинного плетения заменили ленты ручной работы, а машинная вышивка заменила ручную вышивку. В то же время использование современных технологий и дизайна в национальной одежде способствует диверсифицированному развитию, которое играет определенную роль в продвижении национальной культуры и развитии национальной экономики.

Мы понимаем, что скоординированное развитие глобальной экономической интеграции и культурной диверсификации является общей тенденцией, которая по-прежнему выходит за рамки национальных и региональных границ. Глобальная интеграция приносит огромные экономические преимущества и выгоды в процессе развития. В то же время это поднимает некоторые вопросы, заслуживающие внимания и обсуждения, особенно новые вызовы и влияние на традиционную культуру. Сильная экономика, вызванная глобальной экономической интеграцией, способствует быстрому развитию сильной культуры, в то время как слабые культурные группы, такие как народность шэ, начинают исчезать. Не следует противопоставлять глобализацию и диверсификацию, поэтому экономическая глобализация и культурная диверсификация должны сосуществовать. Чем больше глобальная экономическая интеграция, тем ценнее самобытная традиционная культура. Другими словами, национальная культура должна отражать свою индивидуальность, а мировая культура только обогатиться за счет этого.

В настоящее время социальное и культурное пространство для сохранения традиционной культуры народности шэ уменьшается, мы видим постепенный уход от традиционных народных обычаев. Национальная одежда исчезла из повседневной жизни. Она применяется для особых случаев, когда необходимо подчеркнуть свою национальную идентичность. Таким образом, учитывая факторы глобальной этнокультурной диверсификации и идентификации, сохранение культуры традиционной одежды является неизбежным для развития человечества.

Этнический культурный плюрализм относится к культурной модели, при которой этнические меньшинства в полной мере участвуют в основной культуре общества, но при этом сохраняют свои культурные различия. Суть

этнической культурной диверсификации заключается в проявлении защиты и наследования традиционной культуры этнических меньшинств. Важно понимать, что глобальная экономическая интеграция не означает гомогенизацию национальных культур. Защищать природную экосистему -значит защищать разнообразие биологических видов, избегая единообразия организмов. Следовательно, для защиты культурной экосистемы необходимо защищать разнообразие культуры и избегать ее единообразия.

Диверсифицированное развитие национальной культуры может быть более эффективным при развитии глобальной экономической интеграции. Таким образом, глобальная экономическая интеграция и национальная культурная диверсификация могут развиваться скоординированным образом, образуя взаимодополняющие отношения.

Сохранение и наследование традиционной культуры национальной одежды стало важной проблемой, и особенно актуально для 56 этнических групп в Китае. Мы должны уделить должное внимание этой проблеме. Прежде всего, развитие культуры национальной одежды - это не простая трансплантация или лоскутное шитье из различных элементов, не копирование, жесткая имитация, а многогранная структура, полная неисчерпаемых творческих идей. Это подтверждает неизбежность развития культуры традиционной одежды.

Существуют две формы развития - развитие с защитой и развитие без защиты. Сохранение местных этнических особенностей национальной одежды является защищенной формой развития. С другой стороны, развитие без защиты может быть необдуманным и дорого обойтись. Необходимо уделить внимание культуре национальной одежды шэ, которая относительно слаба и нуждается в постоянной защите. Несмотря на то, что дизайнеры одежды и производители осознали важность сохранения и наследования традиционной одежды шэ и ее культуры и приложили к этому много усилий, реальное решение о современном дизайне одежды шэ часто зависит не от них, а от общественных и политических деятелей, носящих национальную одежду во время посещения различных мероприятий.

Успешным примером можно считать чонсам. Первоначально это была традиционная одежда маньчжурских женщин, но впоследствии ее стали носить и представители других народов. На протяжении более 100 лет, на основе сохранения базового стиля, постоянно совершенствовался стиль дизайна чонсам (и эти изменения будут продолжаться). Таким образом,

традиционная одежда с течением времени оказалась защищенной. Концепция пассивной защиты показала свою эффективность.

С непрерывным развитием социальной экономики культура традиционной одежды и ремесла в той или иной степени сталкиваются с кризисом утраты. Благодаря постоянному углубленному изучению культуры национальной одежды шэ, чем больше мы исследуем ее стили, развитие и эволюцию в разное время, тем больше мы убеждаемся, что национальная одежда - это экологическое явление, обладающее собственной жизнеспособностью. Различные факторы, такие как экономика, политика, географическое положение, будут влиять на национальную одежду, способствовать ее изменению, при этом важно сохранить свой национальный характер и культурную основу.

Изучая национальную одежду шэ, рассмотрим систему координат, где время является вертикальной осью, фокусируясь на культурных изменениях в разные исторические периоды. Горизонтальная ось - влияние различных региональных природно-географических и социальных условий, влияющих на национальную одежду шэ. Если мы рассмотрим эту систему координат с точки зрения экологической культуры, то получится экосистема культуры национальной одежды шэ. Изучая эту систему, мы можем видеть, что при трансформации национальной одежды шэ на протяжении более тысячи лет мелькала фигура в одежде коренной этнической группы Миньюэ Байюэ, и мы также можем обнаружить проникающее влияние культуры Хань, представленной культурой Хакка. Развитие технологии производства привело к изменению цвета национальной одежды. Также можно обнаружить, что усиление феодального правления косвенно привело к трансформациям в национальной одежде.

Структура и внутренний механизм функционирования этой системы раскрывают закономерности развития национальной одежды и взаимодействия с природной и человеческой средой, а также отражают парадигму мышления людей разных исторических периодов и социальных классов. Можно сказать, что именно эта парадигма мышления развивает культуру. В то время, когда культура народности шэ и другие этнические культуры национальных меньшинств сталкиваются с деконструкцией и трансформацией, возможно, мы сможем найти возможность и помочь возродиться ей подобно птице Феникс. Когда мы смотрим на это с точки зрения экологического постмодернизма, мы можем лучше понять проблему. В национальной одежде необходимо сохранять и уважать концепцию

природы, национальной идентичности и развивать ее внутреннюю ценность с помощью концепции экологического постмодернизма. Все это предоставляет новые возможности для развития исследований национальной традиционной одежды.

Культура народности шэ насчитывает тысячелетний исторический опыт и глубокое культурное наследие. Поскольку представители этой народности живут в разных регионах, стиль национальной одежды чрезвычайно разнообразен. Мы считаем, что это разнообразие и позволило накопить «культурный капитал», который нам трудно полностью оценить. Если этот «культурный капитал» удастся активизировать, то можно сформировать культурную индустрию с особенностями китайской специфики. Таким образом, у национальной одежды шэ есть преимущество в конкуренции на национальном и даже мировом рынке.

Для популяризации и сохранения национальной одежды необходимо открывать больше этнографических музеев, площадок, демонстрирующих народные ремесла, также проводить различные фестивали фольклорного искусства, включающие песенные и танцевальные конкурсы. Необходимо уделить больше внимания этнотуризму. Как только развитие и использование национальной традиционной культуры будет сочетаться с экономической деятельностью и туризмом, это может сформировать настоящую культурную индустрию, которая не только развивает национальную культуру, но и способствует ее защите.

Подводя итог, можно сказать, что изменение культуры традиционной одежды является неизбежным результатом нынешнего периода социальных преобразований. Культура традиционной одежды не будет полностью утрачена, а ее принципы будут использованы при формировании современной мультикультуры. В процессе защищенного развития культура традиционной одежды народности шэ идет в ногу со временем, постоянно внедряя новшества.

Список литературы

1. Си Цзиньпин. Отчет о работе 19-го Всекитайского съезда Коммунистической партии Китая / Си Цзиньпин. - Пекин : Народное изд-во, 2017. (На кит. яз.)

2. Данильченко, Т. Ю. Китай: к проблеме трансформации культурного кода / Т. Ю. Данильченко, Синь Юйфэн, Ши Цюн // Культурная жизнь Юга России. - 2023. -№ 2. - С. 35-41.

PRESERVATION OF TRADITIONAL NATIONAL CLOTHES IN THE CONDITIONS OF MODERNIZATION

Xin Yu

Sanming University, China e-mail: 285010984@qq.com

The article is devoted to the problem of preserving the traditional national dress of the She people, which has thousands of years of historical experience and deep cultural heritage. In China, special attention is paid to innovative design while preserving traditional clothing styles. The use of modern technologies and design in national clothes contributes to the diversified development and accumulation of "cultural capital", which plays a certain role in the promotion of national culture, the development of the national economy, ethnotourism and the formation of modern multiculture.

Keywords: traditional style of clothing, China, ideology of "cultural consciousness", traditional crafts, cultural diversification, innovative design.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.